Автоматизация звука ш в словах: игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука ш

Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»

Упражнение для развития звука «Ш».

Правильное произношение звука возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Упражнения для основного этапа

Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.

Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.

В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.

Школьник

Автоматизировать звук Ш с 7-летнего возраста проще, так как ребенок уже может самостоятельно не только читать нужные слова и предложения, но и составлять рассказы, пересказывать. Начинать необходимо как всегда со слогов. Сначала идут слоги простые: аш, ош, уш, ыш, иш. Школьнику следует не просто говорить звукосочетание, а протягивать, выделять нужный звук. После переходят на слоги, где Ш стоит в закрытой позиции: ша, шо, ши, шу, ше. Полезно читать на скорость слоги, вразброс, по порядку, составлять из них слова.

Со школьниками можно поиграть в игру «Сочини слова». Взрослый говорит слог, ребенок пробует составить с ним слово: ша − шар, ши − широко, шу − пишу и т. д. Актуальной остается работа по карточкам. Детям от 7 до 11 лет можно показывать предметы, явления природы, профессии, в которых встречается нужная буква. После следует переходить на работу с предложениями, сочинять из данных слов словосочетания и предложения.

Например: шахтёр (карточка) + хороший = хороший шахтёр (получилось словосочетание). Добавляется еще одно слово, не обязательно с буквой Ш и получается предложение: шахтёр работает в хорошей шахте.

После работы над словами и предложениями, можно использовать скороговорки. Они должны соответствовать возрасту и подготовленности ребенка, переходить от простых к сложным.

Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ,

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем,

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.

Можно с ребенком сочинить сказку про букву Ш (со школьником) или про кошку. Это позволяет в процессе сочинения определить, как произносится нужный звук в предложениях, тексте автоматизировано. Школьники читают тексты, где много слов с нужной буквой, пересказывают его.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

Прежде чем переходить к постановке звука формируют нужный артикуляционный уклад и тренируют силу и длительность выдоха. Чтобы произносить шипящие правильно, ребенка учат делать язык широким и поднимать его. Главное упражнение в комплексе – «Чашечка». Именно такое положение составляет основу правильной артикуляции шипящих.

Вначале на занятиях формируют умение расслаблять язык. Для этого выполняют похлопывающие движения губами или слегка покусывают их зубами – это варианты самомассажа. Тренируются также в удержании языка в таком положении в течение некоторого времени. Если возникают трудности с его подъемом, подбирают упражнения для отработки верхнего положения («Лошадка», «Грибок», «Почисти верхние зубы» и другие аналогичные задания).

После того как у ребенка получается все вышеперечисленное, приступают к выполнению упражнения «Чашечка». Ребенок поднимает кончик и боковые края языка и удерживает их в таком положении. Для повышения эффекта в «Чашечку» можно налить немного воды, чтобы малыш пытался ее удержать.

Также рекомендуют другие упражнения:

  • Для проведения этого задания понадобится ватка. Широкий язык помещают на нижнюю губу. Ребенок говорит удлиненный Ф и старается сдуть ватку как можно дальше.
  • Широкий кончик языка помещают на верхнюю губу, а боковые края должны быть плотно прижаты. На кончике носа размещают кусочек ватки или перышко. Ребенок пытается сдуть ее, удерживая язык в верхнем положении. У него получится это сделать, если воздушная струя будет проходить посередине.

Перечисленные задания направлены не только на выработку длительного выдоха, но и формируют умение расслаблять язык, делать его широким и в таком состоянии поднимать и удерживать за зубами. Когда логопед видит, что ребенок может удерживать нужные артикуляционные позы, он приступает к постановке Ш. Если движения недостаточно сформированы, а мышцы языка не укреплены, то зафиксировать правильное положение ребенок не сможет, а звук будет произносить только с механической помощью. Поэтому подготовительный этап является обязательным в коррекционной работе.

Взрослый

Автоматизация звука у взрослых нужна не только из-за логопедических нарушений. Нередко проблема произношения возникает после сердечно-сосудистых болезней (например, если человек перенес инсульт). Процесс автоматизации у взрослого очень похож с подростковым. По правилам логопедии идет работа со слогами, словами, словосочетаниями, предложениями, текстом. В упражнения стоит включать сложные скороговорки, чистоговорки.

Взрослому предлагают прочесть слоги, несложные слова. Можно называть противоположные по смыслу, синонимы

Важно сначала читать слова, начинающиеся на букву Ш, во вторую очередь − заканчивающиеся на Ш, после переходить на слова, где буква Ш в середине

Взрослому можно переходить от чтения слов к предложениям

Важно проговаривать нужный звук в каждом слове, убыстрять или замедлять темп чтения:

  • Маша кушает шоколад.
  • Мыши шуршат в шалаше.
  • Бабушка кушает боярышник.
  • Паша нашел на опушке волнушки.
  • Аленушка утешает малыша.

Автоматизировать звук помогают сложные скороговорки. Переходить к ним стоит после того, как взрослому удалось достигнуть правильного произношения в словах, словосочетаниях.

Вот детишки Маша, Миша.Маша меньше, Миша выше.Миша Маше что-то пишет.Отгадай, что пишет Миша.

Ежик в бане вымыл ушки,Шею, кожицу на брюшке.И сказал еноту еж:«Ты мне спинку не потрешь?»

После скороговорок переходят на чтение текстов, пересказы. Можно брать детские рассказы, направленные на артикуляцию и автоматизацию звука Ш.

Рекомендации родителям

Чтобы улучшить речевые способности малыша необходимо придерживаться таких правил:

  1. Благоприятная обстановка. Кроха на раннем этапе развития старается повторять за взрослыми. Родителям следует выстраивать свою речь правильно. Предложения с употреблением сложных для ребенка букв помогут быстрее адаптироваться и справиться с трудностями освоения.
  2. Комментирование. Чтобы малышу было проще получать новые навыки в общении взрослым нужно озвучивать все свои действия, объясняя зачем они так делают, а не иначе.
  3. Поэтапные действия. Постепенно внедрять в лексикон ребенка обобщенные понятия и находить вместе с ним связи между предметами и словами. Взрослым необходимо демонстрировать различные приспособления подробно объясняя для каких целей они нужны. После попросить малыша повторить услышанное.
  4. Игры. Большинство упражнений и заданий с детьми раннего возраста происходят посредством игровых процессов. Здесь можно использовать стихотворения, песни, танцевальные движения с озвучиванием действий и т.д.

Главное условие в развитии ребенка в целом – любящие и терпеливые родители. Постановка правильного произношения любого звука должна происходить постепенно без давления на кроху. Подход к устранению проблемы необходимо совершать комплексно с участием логопеда тут и окружения малыша.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Буква «Ш» в различных азбуках, языках и системах

ШШура

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ш». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Ш» Шок, школа, шкаф, шантаж, шило Слова заканчивающиеся буквой «Ш» Алкаш, беляш, лаваш, камыш С буквой «Ш» в середине слова Душа, ишак, каша, башня, акушер, вишня Слова содержащие несколько букв «Ш» Шалаш, шишка, кишмиш, вошедший Страны Швейцария, Швеция, Шри-Ланка. Смотреть все страны на букву «Ш»
Города Шанхай, Штутгарт, Шахты. Смотреть все города на букву «Ш»
Животные Шмель, шпрот, шиншилла. Смотреть всех животные на букву «Ш»
Овощи, фрукты и ягоды Шелковица, шпинат. Профессии Швея, шеф-повар, шоумен, шофёр, штурман, штукатур. Смотреть все профессии на букву «Ш»
Все имена на букву «Ш» со значениями и происхождением Мужские имена Шерлок, Шамиль, Шарль, Шота. Смотреть все мужские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение Женские имена Шакира, Шерил, Шарлотта, Шейла. Смотреть все женские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение

Стихи

* * *Что у нас в лесу на букву Ш?Это шишка шлепнулась, шурша.Шмель и шершень шумно шарят в кашке.Шебуршат в шиповнике букашки.Что еще в лесу на букву Ш?Шум и шорох возле шалаша.

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)

Прочитать стихотворение:

Мудрейшая птица на свете – сова

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Всё взвесит, но редко-прередко болтает

Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)

2. Развитие фонематического слуха.

Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно».Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.

Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом?Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз.Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счету звук «с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы выполнить зарядку,отгадайте загадку:

«Я землю копала,

Ничуть не устала,

А кто мне помогал,

Тот и устал».

Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.

Упражнение «Лопатка».

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.

А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот); опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

Сделаем упражнение «Чистим зубки».

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.

Упражнение «Катушечка».

Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».

4. Постановка звука.

Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок»ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

5. Анализ артикуляции.

Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?

— улыбнуться;

— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);

— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;

— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.

6. Закрепление изолированного звука.

Игра «Назови слово». С вами хочет поиграть мудрейшая сова.Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»?» Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук «с». Это начало слова.

А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук вы слышите в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а». приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова.Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?

Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.

Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».

Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива)

Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса).

Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». (нарцисс)

7. Закрепление звука в слогах.

Давай произнесём новый звук в слогах.

Повтори: са-са-са-са – какая хитрая лиса.

Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.

Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.

Со-со-со-со – совы катят колесо.

Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.

Ыс-ыс-ыс-ыс – расплодилось много крыс.

8. Закрепление звука в словах.

Произнеси звук «с» в словах.

Сон – нос

Маска – касса

Сумка – мусс

Фасоль – Ассоль

Коса – оса

9. Закрепление звука в предложениях.

Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.

10. Домашнее задание.

— общая артикуляционная гимнастика.

— раскрашивание сливы.

11. Итог занятия.

Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)

Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!

Способы постановки фонемы Ш

Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:

  1. Постановка от фонемы «с». В момент произношения звука язык поднимается медицинским зондом, похожим на шпатель. Также можно использовать любую стерильную палочку. Когда звук «ш» появится изолированно, нужно пытаться его выговорить без посторонней помощи.
  2. Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
  3. Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.

На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре. Но путешествие у нас будет не простое а познавательное. (вешаю на доску картинку с воздушным шаром)

-Полетели!

Дети:

-Да! Полетели!

Воспитатель:

-Ребята, послушайте стихотворение.

Мы лети под облаками

Мы их трогаем руками

Поднимает в небо пар

Наш большой воздушный шар.

-Какой звук вы слышите в начале слова ШАР?

Дети:

-Звук «ш».

Воспитатель:

— Правильно, ребята! А вы знаете, что звук «ш» особенный? Он может быть только твердым!Давайте вместе произнесем следующие слова: ШИШКА, ШАШКИ, ШАХМАТЫ, ШИПОВНИК. (произносят хором)

-Каким слышится звук «ш» во всех словах?

Дети:

— Твердым.

Воспитатель:

— А каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?

Дети:

Синим цветом.

Воспитатель:

-Правильно!Молодцы! Можно приступать к следующему заданию. Я буду показывать вам картинку на которой изображен предмет, в названии которого есть звук «ш». Вам нужно определить место звука в слове: «в начале», «в середине». «в конце».(показываю картинки и вызываю деток по очереди к доске. Ребенок произносит слово вслух, определяет место звука в слове, прикрепляет звуковое обозначение в нужном месте под картинкой)

-Ребята, какие вы молодцы! Все справились! Готовы лететь дальше?

Дети:

-Готовы!

Воспитатель:

-Ребята, следующая наша остановка-это страница тетради. Открываем тетради на странице 47(4 7). Задание № 1. Слушайте внимательно!

— Определи место звука «ш» в словах. Поставь синим карандашом точку на линии соответственно местонахождения звука в слове (в начале в середине, в конце). Ребята, а почему синим карандашом? А не зеленым или красным?

Дети:

-Звук «ш»-согласный звук и он всегда твердый.

Воспитатель:

— Правильно!

(Дети выполняют задание в тетради)

Воспитатель:

-Ребята, давайте встанем на разминку.

НАДУВАЕМ БЫСТРО ШАРИК (показываем движение)

ОН СТАНОВИТСЯ БОЛЬШОЙ (руки вверх и широко в сторону)

ШАРИК ЛОПНУЛ (хлопок)

ВОЗДУХ ВЫШЕЛ (присесть)

СТАЛ ОН ТОНКИЙ И ХУДОЙ (встать, руки прижав к туловищу)

-Молодцы! Садитесь. Ребята, звук «ш» в русском языке обозначается буквой Ш. А чем буква отличается от звука?

Дети:

-Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы пишем и видим

Воспитатель:

-Правильно! Давайте заштрихуем букву Ш в тетрадях синим карандашом. (дети выполняют задание)

-Ребята, а из каких элементов состоит буква Ш?

Дети:

-Из линий.

Воспитатель:

-Молодцы! Все правильно!. Большая и маленькая буква Ш пишутся одинаково.

-Проводим три линии сверху вниз на одинаковом расстоянии и одну линию внизу слева на право. (показываю написание на доске)

-А теперь вы сами попробуйте написать букву Ш в тетрадях. Сначала обводите по точкам, потом пишете самостоятельно. (дети выполняют задание)

-Давайте с вами поиграем!

Игра на фонематический слух «Ладошки»

Я буду называть предметы, если вы услышите в слове звук «ш»-хлопайте в ладоши.

-Школа, шоколад, матрос, щука,сушка, ромашка, шило, машина и др.

-Какие вы молодцы! Наш полет на воздушном шаре подошел к концу!

-Ребята, какой звук мы учили?

Дети

-Звук «ш».

Воспитатель:

-Какой буквой обозначали?

Дети:

-Буквой ш.

Игры на закрепление звука

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

«Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

 «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

«Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Скороговорки на страже дикции

Предлагаем запомнить и проговаривать следующие чистоговорки для дошкольников. Их существует очень много, вы можете выбрать для запоминания любые.

Вот несколько скороговорок на звук Ж.

А так можно тренировать звук Ш.

Звук Ш в начале слова в ряду слов

Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,        шуба, шахматы, шампур.Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,         шершень, шоколад, шампунь.

Упражнение «Шура и Даша». 

Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

Шура шёл, шёл, шел и грушу нашел. 

Даша шла, шла, шла и шубку нашла.

Шура шел, шел, шел и лукошко нашел.

Даша шла, шла, шла и кошку нашла.

Шура шел, шел, шел и подушку нашел.

Даша шла, шла, шла и катушку нашла.

Шура шел, шел, шел и пышку нашел.

Даша шла, шла, шла и шишку нашла.

Шура шел, шел, шел и ромашки нашел.

Даша шла, шла, шла и шашки нашла.

Шура шел, шел, шел и шиповник нашел.

Даша шла, шла, шла и букашку нашла.

б) в середине слова:

Произносить слова:

наша               каша               ниша            мыши           ушиб               ваша

пишу              дышу               гашу             ношу            машу               тушу

мешок            пушок              нашёл          вошёл           пошёл             леший       

петушок         мышонок         вешалка       лошадка        кувшинка         лягушонок

уши                мыши              груши          галоши         малыши            карандаши    

мышка           кушетка         мышеловка         башлык        рубашка

кошка            лягушка          кукушка             бабушка       пушка 

мешки           башмаки          каштаны             башня          Пушок

вышка           душно             подошва

Упражнение «Послушай, запомни, повтори»

Вышка – мышка – пышка

Петушок – ремешок – гребешок

Шина – машина- крушина

Подушка – лягушка – ватрушка

Малышка – мартышка – покрышка

Ладошка – окрошка – картошка

Матрешка – рыбешка – лепешка

Повторить словосочетания:

каша из пшена                                   большой мешок     

шуба на вешалке                               шалаш из камыша. 

в плошке кашка                                каштаны в шкатулке

каша для кошки                                большая подушка 

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector