Что такое буллинг в школе

Практическая часть

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Этот тренинг поможет не только узнать много нового об эффективном общении, но и поможет научиться применять полученные знания на практике.

Недолюбили меня!

Мария Шумакова, АиФ-Челябинск  Ольга Геннадьевна, вы часто общаетесь со школьниками, проводя треннинги для молодежи. Скажите, почему в школьном коллективе обязательно есть тот, которого все не любят?

Ольга Мурзина:  На самом деле не во всех коллективах есть изгои. Это зависит от профессионализма педагога. Как человек, находящийся внутри группы, он видит, к кому в классе относится хуже, и может вовремя нормализовать обстановку, помочь ребенку найти себе друзей в классе. Как правило, в коллективе не любят тех, кто выделяется чем-то. В школе это могут быть полные или худые дети, а так же слишком маленькие или наоборот рослые. Поводом для травли — её кстати еще называют буллингом — может стать шепелявость, картавость или близорукость ребенка. Часто травлю провоцируют сами учителя, выделяя ребенка перед сверстниками как недотепу или наоборот подчеркивая его эрудированность и гениальность. Не так давно учитель одной челябинской школы приглашала меня в класс, где дети травят мальчика. Знаете из-за чего? Он очень открытый. Он говорит, то, что думает, не стесняясь, не заискивая, не лицемеря.

– Кто чаще выступает агрессором и почему?

– Как правило, инициаторами травли становятся те, кто пережил на себе участь изгоя. Таких примерно 40%. Они желают самоутвердиться  и отомстить. Остальная часть – это жертвы родительской невнимательности, недолюбленные дети. В своих поступках они ищут внимания взрослых. Всем хочется положительного внимания – похвалы, объятий, но если это не возможно, то тогда внимания любого – плохого и очень плохого.

– Виноват ли ребенок, что стал объектом травли или это может передается от взрослых?

– Объект травли не может быть виноватым. Речь идет о нездоровой психологической обстановке внутри коллектива. Поверьте, если начинается травля, страдают от этого все. Страдает жертва, получившая опыт унижения и бессилия, бесконечно падает самооценка, ребенок живет в постоянном стрессе. Страдает агрессор, получая опыт безнаказанности и иллюзию, что всё в мире можно решить с помощью силы. Страдают свидетели, ведь у них непростой выбор – поддержать жертву или агрессора. Страх самому оказаться следующей жертвой, стыд за свое действие или бездействие, опыт бессилия – вот с чем сталкиваются казалось бы просто наблюдатели за ситуацией. Травля очень плохо влияет на весь класс. Насилие – страшный пожиратель энергии, поэтому дети плохо учатся, они думают не о новых знаниях, а о том, как не стать жертвой.

Генетически склонность стать изгоем, конечно, не передается, но дети часто склонны копировать реакцию своих родителей на разные ситуации, в том числе и на подобное отношение других людей к собственной персоне. Поэтому ситуации, когда дети «наследуют» роль изгоя, встречаются достаточно часто.

– Стоит ли вмешиваться взрослым в такой конфликт?

– В том то и вся соль, что травля – это не просто конфликт, не минутная стычка, коих в школьной жизни бывает немало среди мальчиков и девочек,  а систематическое отравление жизни.  И все наши убеждения – «надо научиться давать отпор», «нечего жаловаться, попробуй сам договориться» или «родители не должны вмешиваться, чтобы не вырастить кисейную барышню или маменькиного сынка» не то что не помогают, а только ухудшают ситуацию. Поэтому нужно понимать, чем отличается буллинг от обычного конфликта. У человека, которого травят, нет сил защититься самостоятельно. Агрессор всегда чувствует свое превосходство, жертва испытывает чувство подавленности и страха. При буллинге у жертвы нет возможности самостоятельно выровнять этот дисбаланс. И здесь не та ситуация, когда кого-то в классе не любят, неохотно принимают в игры или мало общаются. При непопулярности ребенку может быть обидно, печально, одиноко. При травле ему страшно. Его страх сродни тому, что испытывают загнанные звери. Это беспомощный страх подавленного существа.

Еще одно отличие травли – систематичность и бесконечность. Конфликт это вспышка, травля – вся жизнь. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. Буллер хочет продолжения. При травле нет смены ролей, нет равенства сторон конфликта, при травле одни всегда нападают, а другие всегда страдают. Травля не учит никого ничему хорошему, она не помогает развитию детей, а препятствует.

Берите детей на похороны. Психолог о том, как завоевать доверие ребенка
Подробнее

Как влияет на человека кибербуллинг

Постоянные оскорбления и изощрённое преследование, пускай и виртуальное, — это мощное испытание, особенно для неокрепшей подростковой психики. Ребёнку кажется, что за ним постоянно наблюдают, он находится в напряжении, ощущает дискомфорт. Невидимое психологическое давление представляет большую опасность для здоровья, недаром ведь говорят, что все болезни — от нервов.

Между эпизодами травли человек испытывает страх, грусть, злость, неловкость и другие отрицательные эмоции.
Он теряет интерес к своим увлечениям, начинает их стыдиться

Ему больше негде черпать позитив.
На фоне бессилия и безнадёжности развивается депрессия.
Школьники, которые подвергаются давлению, находятся в состоянии хронического стресса, у них снижается успеваемость, страдает самооценка.
Появляются головные боли, бессонница, физическая слабость, нарушается внимание.

Общая информация

Понятие буллинг было введено профессором психологии Даном Ольвеусом. Он дал такое название запугиванию, травле еще в середине 20 века. Мужчина написал книгу, в которой рассказал обо всех аспектах данного явления.

Буллинг представляет собой вид особого насилия, который предполагает агрессивное преследование кого-то из членов коллектива другим лицом или целой группой.

Дан Ольвеус в свое время провел работу, участниками которой стали школьники из Швеции и Норвегии, которое касалось аспектов именно издевательств в школе. Выяснило, что 17% детей постоянно участвуют в травле, 9% — сами жертвы подобного явления, 7% выступают в роли агрессоров, в то время, как 2% могут быть, как жертвами, так и агрессорами.

Американские специалисты проводили подобное исследование в 2016 году. 13% детей оказались жертвами вербального буллинга, 12% — жертвами сплетен, 5% сталкивались с физическим насилием, в то время, как 5% совсем исключались из общения.

Можно отметить еще одно явление «моббинг». Он относится к психологическому насилию, включающему в себя травлю, доносительство, бойкот, но уже в коллективе взрослых. Выяснилось, что больше половины сотрудников российских компании регулярно подвергаются моббингу на протяжении всей своей рабочей деятельности. Многие руководители считают нужным унижать своих работников, пытаясь внушить им «что их никуда больше не примут на работу, вследствие чего те должны быть благодарны» (см. Подсидели на работе). Как рассказывала одна женщина, одна заведующая, словно боясь, что займут ее место, любила поучать «И чего ты так усердно трудишься? Лошадь в колхозе больше всех работала, но председателем так и не стала».

Последствия буллинга

Травля имеет достаточно серьезные, а иногда и необратимые последствия для всех участников конфликта. Жертвы становятся более возбудимыми, подвержены стрессам, депрессии, отказываются ходить в школу. Как правило, такие дети не верят другим людям, становятся замкнутыми.

Буллинг – стрессовая ситуация для всех учеников в классе, поскольку каждый ребенок начинает думать, что аналогичная ситуация может повториться и с ним. Травля истощает детскую психику, отвлекает от учебы, замедляет развитие.

Взрослые, пережившие буллинг

У взрослых, которые в школе стали жертвами травли и нападков, хуже развита мотивация, они менее эмоциональные, критично относятся к себе. Для таких взрослых характерна тревожность, подверженность стрессам, а также повышается риск развития психических заболеваний.

В чем заключается профилактика школьного буллинга?

Абсолютно любое явление куда легче предотвратить, чем устранять впоследствии его последствия. Школьная травля не является исключением

Важно осознавать, что в данной ситуации главное – это правильное отношение взрослых к сложившимся проблемам

Уважаемые учителя! Вы не должны считать, что вся работа заключается только в проведении уроков, проверке тетрадей. Огромное значение имеет воспитание подрастающего поколения, формирование у него качеств гармонично развитой личности.

Классные руководители обязаны организовывать мероприятия, цель которых – сплочение детского коллектива. Можно устраивать экскурсии, выезды, совместные походы. Не стоит забывать про работу с семьями. Нужно знать, в каких условиях воспитывается каждый из учеников.

Дорогие родители! Необходимо рассказать детям о таком явлении, как «буллинг», как от него защититься. Мальчики и девочки должны обращаться за помощью к взрослым. Не стоит перекладывать функцию воспитанию лишь на учителей. Это, прежде всего, обязанность матери и отца.

Ребята! В этой жизни Вам предстоит столкнуться, как с добром, так и со злом. Не стоит бояться говорить «нет», когда заставлять сделать что-то нехорошее (см. Как правильно отказать и сказать Нет). Не нужно бояться давать отпор обидчикам. Вы вполне можете завоевать уважение сверстников, если будете интересной, разносторонней личностью. Обязательно стоит отыскать себе друзей по интересам, общаться с теми, кто будет ценить и уважать Вас.

Если Вы стали наблюдателем школьных издевательств, нельзя просто стоять в стороне. Лучше рассказать взрослым, попытаться своими силами предотвратить травлю. Всегда нужно искать пути разрешения ситуации. Помните, что сегодня Вы проигнорировали проявления жестокости, а завтра стали сами жертвой, которой никто не захочет помочь.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Что такое травля в интернете

Травлю в сети не стоит путать с единичным оскорблением или шутками. Кибербуллинг — это всегда ряд действий, повторяющиеся эпизоды с целью нанести моральный вред. Преследователь может критиковать вашу внешность или моральные качества, делать якобы ничего не значащие замечания и завуалированные намёки. Иногда дело доходит до запугивания в агрессивной форме. Много ли надо тому же ребёнку, чтобы потерять самообладание? Неудивительно, что именно дети чаще всего становятся жертвами такой атаки.

Наиболее восприимчивы к кибербуллингу дети 11–13 лет. В этом возрасте ребёнок ещё не умеет контролировать эмоции. Со временем люди вырабатывают привычку справляться с агрессией в интернете и становятся объектами травли гораздо реже.

В чем отличия буллинга от моббинга

Моббинг является одной из форм психологического насилия, выражающегося в травле одного человека группой людей в рамках отдельного коллектива.

Отличительными чертами данного вида насилия от буллинга являются:

  • Моббинг характерен для взрослых коллективов, проявляется на работе.
  • Если в буллинге зачинщиком травли является один лидер, то моббинг — это воздействие группы людей, «прайда».
  • Целью буллинга является унижение чести и достоинства жертвы, психологическое подавление. Моббинг, как правило, имеет цель выживания человека из коллектива, его подсиживание.

Моббинг не проявляется в форме физического насилия, агрессоры действуют более тонко и изощренно. О человеке распускают необоснованные слухи, принижают его деловые качества, обсуждают личную жизнь. Это и понятно, ведь взрослый человек за рукоприкладство может получить реальный срок лишения свободы, и он этот факт осознает.

Если моббинг «вертикальный», то группу «товарищей» против жертвы возглавит первый руководитель, который старается повысить собственную самооценку за счет другой личности или устранить конкурента. При «горизонтальном» моббинге агрессорами становятся сослуживцы, стоящие с жертвой на одной служебной ступени.

При кажущейся мягкости моббинга в сравнении с буллингом, он также может привести к тяжелым последствиям для преследуемого, таким как нервный срыв или попытка суицида.

Виды буллинга

Так что такое буллинг в школе? Раньше мы называли это явление травлей. Психологи называют четыре типа травли в школе, которые не всегда существуют отдельно друг от друга:

  1. Вербальный буллинг. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий буллинг. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым. К понятию школьного буллинга относится и распространение сплетен, ложных слухов о жертве.
  3. Физический буллинг. Избиения, порча имущества.
  4. Кибербуллинг. Это вербальный буллинг посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение. Или поведенческий буллинг посредством соцсетей: снятые и продемонстрированные фотожабы или унижающие жертву ролики, выложенные в социальные сети или на YouTube.

Ситуация «Help»

–Что можем сделать мы, взрослые, если наши дети оказались в ситуации травли?

– Самое главное — быть на стороне своего ребенка. Даже если ребенок агрессор. Не ждите, что ситуация пройдет сама. Детям трудно идти против группового давления. И если взрослые не занимаются атмосферой в детском коллективе, травля сама по себе не исчезнет. Обязательно обратиться за помощью в школу. Проблема травли решается через работу с группой, а не через работу с личностью. Обратитесь за помощью к классному руководителю. Школьный психолог не может победить травлю, он может помочь во многих вопросах, но один он никак не решит проблему. За поведение в детской группе отвечает тот, кто этой группой руководит. Не надо давить на жалость, рассказывать детям, как жертве плохо

Это только усугубляет ситуацию, все внимание концентрируется на жертве. Задача взрослых – перевести внимание на саму травлю как явление

– Есть какое-то  правило или положительный опыт работы с травлей?

– Известный детский  психолог Людмила Петрановская так формулирует золотое правило  работы в этой ситуации: самое важное — не принимать правила игры. Ситуация травли сдвигает «точку нормы»

Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие». Если не конфронтировать с самой идеей травли, ничего не получится. Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого».

И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира. Например, когда говорят пострадавшему: «подумай, в чем ты сам мог бы измениться», или «дай ему, чтоб неповадно было». По сути, ребенку сообщают вот что: мир устроен так, что в нем правит сила, и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют («научись ладить с ребятами!»). Им виднее, каким ты должен быть, они сильны, а значит – правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность («не бойся! дай отпор!») и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства («не обращай внимания!») и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. По сути, взрослый во всех этих случаях солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней. Ребенок за всеми этими «Учись налаживать отношения» или «Дай сдачи» слышит: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь».

Поэтому нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры, по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего любой ребенок должен быть защищен – и точка. Без конфронтации здесь никак. Иначе говоря, с травлей нужно бороться, чтобы ее искоренить.

– Как быть с травлей в Интернете? Обидные посты в соцсетях, видеоролики, смонтированные про тебя «такого».

– Как бы это не казалось странным, но в Интернете все проще. Можно делать скриншоты и они могут быть доказательствами травли. А можно вообще не посещать группы, общение в которых тебе не комфортно. Нужно научить ребенка ценить свой комфорт. Если ему хорошо  от общения с участниками группы, то он остается, если нет, то лучше уйти.  

– Можно ли избежать такой участи?

– Доверительные отношения со своим ребенком – это защита от многих проблем.

 – Бегство поможет? Перевести ребенка в другую школу и забыть как страшный сон?

– Это тоже вариант решения проблемы. Перевести ребенка в другую школу или другой класс, значит поместить его в более здоровую атмосферу. 

Кибербуллинг проще доказать

Анонимность интернета провоцирует агрессоров на более изощренные издевательства, чем в реальной жизни. Из 70% московских школьников на буллинг в реальности способна разве что десятая часть. Но интернет развязывает руки и языки. Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет булли возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка.

Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был. В Facebook есть Центр предотвращения травли, куда также можно обратиться по поводу буллинга. Там указаны общие рекомендации, которые помогут справиться с травлей в соцсети.

Если реальный буллинг очень сложно доказать, то в случае кибербуллинга каждое слово фиксируется и может быть использовано против обидчиков в качестве доказательства травли.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени. В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Важные “мелочи” в борьбе с буллингом в школе

Важная роль принадлежит вашему намерению — вы практику делаете не для того, чтобы восстановить справедливость и наказать обидчиков. Нет! Вы ничего не знаете о причинах, чтобы рассуждать о справедливости. 

Мир справедлив, даже если вы на данном этапе в этом серьезно сомневаетесь. Если не верите — смело идите в поиск причин вашей проблемы инструментами Вертушка или Благодарение. Все необходимые вам инструменты есть в соответствующем разделе моего блога — пробуйте!

Еще один важный момент — в процессе практики вы можете осознать причины буллинга, как инсайт

В этом случае важно грамотно отработать эти причины, и тогда эта проблема уйдет из вашей жизни навсегда. Ознакомьтесь с механизмом проработки причин — он есть среди инструментов

Также есть и другие варианты разрешения проблемы буллинга в школе с помощью практик Лосева — я писала о них в предыдущей заметке “Что делать, если сына обижают в школе”. Метод гибкий и позволяет идти разными путями к своей цели.

Воздействие буллинга на его участников с последствиями

Что может получить агрессор после буллинга? Сначала он самоутверждается, ощущает собственную «крутость», всемогущество», безнаказанность». Это способно привести к формированию деструктивных качеств, способных разрушить его личность. Можно отметить постановку на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, проблемы с представителями правопорядка.

Что происходит с наблюдателями буллинга? Они ощущают стыд и чувство вину (см. Как преодолеть чувство вины и стыда) за то, что проявили слабость, не смогли помочь жертве.

Разумеется, наиболее весомая психологическая травма именно у жертвы буллинга. Спустя несколько лет люди все равно помнят о своих болезненных переживаниях, которые связаны с травлей. Если не проработать данную ситуацию, можно столкнуться с повторением ситуации, но уже в процессе рабочей деятельности.

Психологи упоминают про следующие последствия для психики:

  1. Проявление у жертвы расстройств психосоматического характера: регулярные головные боли, проблемы с аппетитом (булимия или анорексия, см. Расстройства пищевого поведения), бессонницей, обострение заболеваний хронических.
  2. Расстройства депрессивного плана, различные типы неврозов, повышенная тревожность; (см. Как победить депрессию)
  3. Попытки суицида, желание отомстить обидчикам с помощью разных методов.

Что можно делать ребёнку, который стал жертвой травли?

  1. Если Вы подверглись травле в школе, измывательствам, порче элементов одежды и вещей, обязательно стоит рассказать об этом значимым взрослым: родителям, учителям, старшим товарищам. Не стоит бояться просить о помощи. Это решение именно взрослого человека, который попал в беду.
  2. Не нужно испытывать страх, что «будет лишь хуже», если Вы кому-то расскажете про происходящее. Не стоит оставаться наедине со своей проблемой.
  3. Если травля наблюдается именно в Интернете, нужно сохранять все видеоматериалы, голосовые сообщения, переписки, чтобы воспользоваться ими в качестве доказательств травли.
  4. Если все же можно исправить предмет травли, попытайтесь исправить. Если невозможно, не стоит считать себя виноватым.

Профилактика буллинга

Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу. В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию

Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите.

Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей, и степень агрессии несколько завышена (особенно в боевиках и сражениях). Информация из игр, где после десятого удара о стену, человек встает невредимым, и из фильмов, основой которых является черный юмор, сильно деформирует представление о реальности. Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок почувствует реальную боль и сможет оценить силу.

Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга

Важно отслеживание деформаций психики после пережитого буллинга и оказывать своевременную психологическую помощь таким людям. У перенесших травлю, развиваются определенные психологические особенности и отклонения, которые могут портить не только их личную жизнь, но и провоцировать возникновение насилия в новом коллективе, куда они попадут

Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача – обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостоянию насилию.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Буллинг или конфликт?

Осознавание происходящего и распознавание буллинга – это первый шаг в прекращении травли. От поведения взрослых в ситуации травли зависит, будет ли она прекращена или поддержана

Поэтому так важно учителям, психологам, родителям учиться распознавать признаки травли и отличать буллинг от конфликта.Первый и самый основной признак: диспропорция власти при буллинге

В случае конфликта обе стороны обладают одинаковой властью влиять на ситуацию. В случае буллинга существует дисбаланс власти. Тот, кто травит, обладает определёнными качествами или статусом, которые дают ему ощущение власти над другим, которую он и использует против другого человека. Тот, кого травят, ощущает себя не равным, а беспомощным. У него нет возможности защититься самостоятельно! Если есть возможность отстоять себя – буллинг не возникнет. При буллинге одна из сторон всегда ощущает своё превосходство, другая чувствует себя угнетённой, подавленной. У жертвы травли нет возможности самостоятельно выровнять этот дисбаланс власти.

Представьте, что у вас проблемы с начальником. Чтобы вы ни делали, у вашего начальника есть власть над вами, у вас над ним – нет. Вот так и с булли, поэтому ситуацию не изменить без вмешательства третьих лиц. Советы 1 и 2 («пусть разбираются сами») несостоятельны.

Второе: буллинг – это преднамеренное действие, в отличие от конфликта.

Конфликт не планируют, он случается. Да, эмоции могут зашкаливать и даже выливаться в агрессивные действия, но обычно обе стороны хотят его прекращения. Буллинг – это спланированное издевательство и насилие над другим, заведомо более слабым. Цель булли: намеренное причинение страдания и вреда. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. Булли хочет продолжения.
Вы можете вылезти из кожи, стараясь предотвратить гнев начальника-садиста… Но он всё равно найдёт, к чему придраться. Ведь дело совсем не в том, как вы работаете. Начальник, с удовольствием унижающий подчинённых, хочет насладиться властью. Советы 3, 4 (попробуй им понравится или договорись) – не выдерживают критики. Не поможет и игнорирование булли.
Третье отличие: у конфликта есть основание, причина, обе стороны несут ответственность за происходящее. При буллинге причина травли — не в поведении жертвы. В случае буллинга пострадавшая сторона виновата ровно так, как ягнёнок из басни Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

И вот здесь: внимание, виктимблейминг!

Зачастую школьные педагоги (вероятно, по причине недостаточной информированности) склонны перекладывать ответственность на жертву: «это происходит с тобой, потому, что ты недостаточно … либо слишком …». Последнее, что стоит делать – искать причины жестокого поведения преследователя в себе. Совет номер 6 (дело в тебе – меняйся)- токсичный.
Четвёртое отличие: продолжительность и повторяемость действия. Конфликт – это одномоментное действие. Буллинг – это целенаправленное, повторяющееся, регулярное действие с целью унижения и причинения страданий.
Таким образом, конфликт – это нормальная часть динамики группы. Буллинг – это патология развития группы.
Конфликт – важная часть взросления. Издевательства – нет. Издевательства ожесточают, травмируют, и это не имеет отношения к взрослению.
Конфликт может быть разрешён. Буллинг может быть только прекращён.
Конфликт может быть разрешён самостоятельно, силами сторон. При буллинге единственный путь – вмешательство извне взрослых!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector