Гиперактивный ребенок
Содержание:
- Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?
- Из-за чего может развиться гиперактивный мочевой пузырь
- Лечение СДВГ
- Лечение Гиперактивности у детей:
- Список используемой литературы:
- Диагностика Гиперактивности у детей:
- Как воспитывать гиперактивного ребёнка?
- Консервативное лечение
- Что провоцирует / Причины Гиперактивности у детей:
Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?
Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.
Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:
Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе
Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями
Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.
Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.
Из-за чего может развиться гиперактивный мочевой пузырь
Гиперактивный мочевой пузырь у женщин встречается чаще, чем у мужчин – 60% против 40%. Основной причиной выступают нарушения в работе нервной системы, вызванные:
- травмой спинного мозга;
- рассеянным склерозом;
- черепно-мозговыми травмами;
- межпозвоночными грыжами;
- инсультами.
Еще ГАМП развивается на фоне сахарного диабета, отравления организма алкоголем или химическими веществами. Также расстройство может быть врожденным из-за аномалий в строении мочевыделительного канала.
У мужчин ГАМП может вызывать аденома простаты, из-за которой сужается мочеиспускательный канал. У женщин синдром гиперактивного мочевого пузыря имеет факторы риска, которые увеличивают вероятность столкнуться с таким заболеваниям. В список таких факторов включают:
- роды с осложнениями (разрывы, наложение щипцов);
- операции по урологическим или гинекологическим показаниям;
- злоупотребление алкоголем или кофеином;
- возраст старше 75 лет;
- ожирение;
- депрессия.
Еще с ГАМП можно столкнуться в период климакса, когда организму недостает гормонов эстрогенов. Чувствительность детрузора (его сокращение приводит к мочеиспусканию) может повышаться при заместительной гормонотерапии при раке молочной железы. Не меньшее значение в развитии ГАМП имеют стрессовые ситуации и вредные условия труда.
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным
Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно
Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ
Каким должно быть лечение?
Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.
Лечение Гиперактивности у детей:
1. Образование
О расстройстве ребенка нужно сообщить в семье, в школе и самому ребенку. Не стоит винить в этом родителей или самого малыша. Часто гиперактивных детей много ругают, потому что они бывают совершенно невыносимыми. Но взрослые должны признать, что проблемы ребенка – не просто намеренное
непослушание. Нормы относительно неприемлемого поведения должны быть ясными, должны настойчиво и спокойно претворяться в жизнь и поддерживаться немедленными (но не суровыми) санкциями (наказаниями). Ключевая цель лечения – уменьшить вероятность того, что ребенок дополнительно приобретет поведенческое расстройство. Когда появляются проблемы и обучением, может понадобиться коррекционная помощь.
2. Психологическое лечение
Управление поведением часто полезно и в самых легких случаях может быть единственным лечением, которое требуется. Родители могут записаться на специальные тренинги, чтобы улучшить навыки управления ребенком. Это снимает стресс в семье и помогает бороться с негативным поведением ребенка.
Можно награждать ребенка, когда он всё дольше и дольше сосредоточен на какой-либо деятельности. Также предлагается учить ребенка когнитивным стратегиям, чтобы увеличить обдумывание.
3. Лечение медикаментами
Хорошо проверенным лечением гиперактивности у детей является применение стимуляторов. Но в США, к примеру, им злоупотребляют.
Часто применяют для лечения метилфенидат, а также дексамфетамин. Из-за опасения повреждения печени пемолин на сегодняшний день применяется в редких случаях.
Медикаментозное лечение с помощью стимуляторов применяют при тяжелой и устойчивой гиперактивности и при отсутствии эмоциональных симптомов. Если родители против лечения лекарственными средствами, им предлагается дать ребенку краткий курс, вместе с врачами оценить результаты и решить, стоит ли продолжать лечение.
Медикаменты, назначенные адекватно, позитивно влияют на внимание и уровень активности, часто наступает параллельное улучшение в послушании, взаимоотношениях со сверстниками. Улучшаются также отношения в семье и повышается уровень обучаемости
Метилфенидат и дексамфетамин не вызывают привыкания у детей, не имеют седативного действия. Побочные эффекты также незначительны, ими можно пренебречь, или врач рекомендует немного снизить дозу. Стимуляторы могут привести к усилению тиков, поэтому они не являются препаратами первого выбора у детей с тиками или при отягощающей истории тиков в семье.
Прием стимуляторов может не прекращаться месяцы и даже годы. Это безопасно. Может случиться только одно осложнение после долговременного применения – очень небольшое уменьшение роста у взрослых. Гиперактивность можно лечить другими средствами – например, клонидином, бупроприоном, трициклическими препаратами, такими как имипрамин.
Но нельзя ограничивать лечение гиперактивности у детей только приемом медикаментов. Стимуляторы помогают ребенку начать нормальное развитие.
4. Диета
Лечение диетой очень популярно у родителей, и часто бывает необходимо вначале попробовать сначала его, а потом уже, если не поможет, и другие методы. Судя по последним данным, гиперактивность у ребенка уменьшается от исключения из рациона некоторых продуктов. Обычно причина кроется в одном или двух естественных продуктах, например, в апельсинах или молоке.
Прогноз. Чрезмерная активность обычно уменьшается, когда ребенок становится подростком, хотя во взрослой жизни у многих пораженных детей остаются проблемы, связанные с внутренним чувством беспокойности, импульсивностью и невнимательностью.
В учебе такие дети часто не преуспевают, что может стать причиной непродвижения по карьерной лестнице в дальнейшей взрослой жизни. У детей с сочетанием гиперактивности и расстройства поведения высок риск антисоциального расстройства личности и злоупотребления психоактивными веществами во взрослой жизни; у детей с «чистой» гиперактивностью риск этих антисоциальных исходов меньше, хотя они, тем не менее, уязвимы.
Список используемой литературы:
- Greenhill L. et al. Efficacy and safety of immediate-release methylphenidate treatment for preschoolers with ADHD //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2006. – Т. 45. – №. 11. – С. 1284-1293.
- Gurevitz M. et al. Early markers in infants and toddlers for development of ADHD //Journal of Attention Disorders. – 2014. – Т. 18. – №. 1. – С. 14-22.
- Centers for Disease Control and Prevention et al. Key findings: Trends in the parent-report of health care provider-diagnosis and medication treatment for ADHD, United States, 2003–2011 //Centers for Disease Control and Prevention. – 2014.
- Rappley M. D. et al. Patterns of psychotropic medication use in very young children with attention-deficit hyperactivity disorder //Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2002. – Т. 23. – №. 1. – С. 23-30.
- Smith B. ADHD among preschooler: Identifying and treating attention deficit hyperactivity disorders in very young children requires a different approach //Am Psychol Assoc. Monitor Psychol. – 2011. – Т. 42. – №. 7. – С. 50.
- ATTENTION-DEFICIT S. O. N. et al. ADHD: clinical practice guideline for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents //Pediatrics. – 2011. – С. peds. 2011-2654.
Диагностика Гиперактивности у детей:
Оценка симптомов
Внимание
Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом
Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами
Двигательная активность
Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.
Дифференциальная диагностика
Нормальность
Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.
Ситуационная гиперактивность
Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.
Поведенческие расстройства
Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее
Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения
Эмоциональное расстройство
К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.
Тики, хорея и другие дискинезии
Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.
Расстройства аутистического спектра
Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.
Генерализованная недостаточная обучаемость
У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них)
Как воспитывать гиперактивного ребёнка?
Большинство родителей не представляют, как воспитывать гиперактивного ребёнка. Большие проблемы начинаются, когда малыш сталкивается с новым коллективом – идет в детский сад или школу. Такие дети всегда имеют особое отношение у преподавателей и психологов. Самое главное, что должны запомнить родители, что только они могут помочь ребёнку
Поэтому важно запастись терпением, мудростью, силой воли. Нельзя устраивать скандалы, ругаться и применять физическое насилие
Это только ухудшит ситуацию. Ребёнок станет более замкнутым и неуправляемым. Только при условии, что ребёнок совершил проступок, который сильно навредил другим людям, можно применять данные методы.
Как воспитывать гиперактивного ребёнка:
- Запреты должны быть сформулированы правильно. В ваших фразах должны отсутствовать слова «нет» и «нельзя». Лучше сказать: «Пойдём вместе попьем чай с конфетами», чем «Нельзя бегать под дождём». Ваши запреты должны быть мотивированы и обоснованы. Например, если ребёнок вечером хочет ещё гулять, но уже поздно, скажите ему, что хотели перед сном прочитать ему интересную сказку. А если вы ещё задержитесь, то не успеете это сделать.
- Постановка задач должна быть четкой и ясной. Гиперактивные дети хуже усваивают информацию, поэтому говорите коротко и односложно.
- Гиперактивный ребёнок плохо работает в режиме многозадачности. Не стоит говорить: «Принеси из гостиной тарелки, положи их в раковину, помой руки, а затем иди обедать». Лучше соблюдать последовательность и давать задания по порядку.
- Соблюдайте контроль над временем. Гиперактивные дети легко увлекаются и забывают про остальные дела. Поэтому необходимо контролировать их.
- Необходимо составить распорядок дня. Если в комнате у ребёнка будет висеть график действий, он научится аккуратности и пунктуальности. А ещё это успокоит его и приучит к порядку.
- Несите позитив в жизнь ребёнка. Хвалите его за хорошие оценки, помощь по дому. Научите его замечать прекрасное в деталях. Общайтесь с ним на положительной ноте. Формируйте его отличное настроение. Сглаживайте ссоры и одобряйте хорошее поведение.
- Помогите ребёнку найти хобби. Это могут быть спортивные секции, езда на велосипеде, чтение книг, игра в театральной студии или на музыкальном инструменте, лепка из глины, плетение из бересты. Ребёнок должен знать, куда выплеснуть свою энергию. И будет лучше, если он выплеснет её в позитивное увлекательное дело, чем в компьютерные игры.
- Если это необходимо, дайте малышу гомеопатическое средство. Но не стоит перебарщивать с успокоительными. И в любом случае сначала следует посоветоваться с невропатологом и психологом.
Консервативное лечение
Лечение гиперактивного мочевого пузыря осуществляется назначением медикаментов, которые способствуют расслаблению мышц в пузыре. Данные лекарственные препараты назначаются доктором после диагностики в индивидуальном порядке, в зависимости от причин, вызвавших нездоровое состояние, и симптомов, на которые жалуется пациент. Используются следующие методики:
- для женщин в период менопаузы при наблюдении атрофии слизистой влагалища и недержании наиболее действенной методикой лечения считается местное применение вагинальных эстрогенов в форме крема или вагинальных свечей. В случае неэффективности методики можно лечить инъекциями ботулотоксина типа А непосредственно в гиперактивный мочевой пузырь;
- стимуляция электродами нервных окончаний, которые отвечают за расслабление органа. Осуществляется электростимуляция посредством накожных электродов или введением иглы в нерв на лодыжке. Данная процедура не вызывает неприятных ощущений, но дает возможность существенно уменьшить проявления гиперактивного мочевого пузыря;
- оперативное вмешательство – аугментационная цистопластика используется только в крайних случаях, когда гиперактивный мочевой пузырь беспокоит пациента чрезмерно, постоянно наблюдается недержание мочи, что препятствует нормальной жизни пациента.
Что провоцирует / Причины Гиперактивности у детей:
К тяжелой гиперактивности у детей может привести накопление в организме барбитуратов и бензодиазепинов. Стимуляторы же полезны при лечении данного синдрома. Потому считается, что на гиперактивность влияет нейрохимический дисбаланс. Исследования показали, что генетический фактор имеет важную роль в развитии гиперактивности. Сейчас исследователи собирают данные о том, что риск гиперактивности зависит от полиморфизма некоторых генов.
Дети, имеющие мозговые нарушения или больные эпилепсией, склонны к гиперактивности. Но у большинства гиперактивных детей отсутствуют неврологические симптомы. Также есть данные, что рассматриваемые поведенческие отклонения имеют причиной нарушения исполнительного функционирования, связанного со структурными и функциональными аномалиями префронтальной коры и базальных ганглиев.
Воздействие свинца на организм не является причиной гиперактивности. Но есть данные, подтверждающие мнение, что данное поведенческое отклонение у детей может быть спровоцировано нежелательными реакциями на специфическую пищу или напитки.
На гиперактивность влияют не только биологические, но и психосоциальные факторы. Была найдена связь данного синдрома с депривацией и воспитанием в учреждениях.