Первые слова крохи: когда дети начинают говорить и как определить задержку в речевом развитии?

Содержание:

Сроки в норме

Очень важно, когда ребенок начинает говорить первые слова и фразы. Все дело в том, что речь, мозговая активность и психическое состояние крохи тесно связаны

Именно поэтому, если ребенок начинает говорить поздно, когда уже его сверстники произносят целые предложения, то можно судить об отклонениях в развитии.

Несмотря на то что существуют нормы, каждый младенец развивается индивидуально, по собственному графику. Это стоит учитывать. Не всегда запоздалое начало речевой активности свидетельствует об отклонениях в развитии. Но все же стоит знать приблизительные сроки, когда ребенок должен говорить.

Когда ребенок начинает говорить слоги

Звуки типа «агу» можно услышать уже с 2–3 месяцев. Младенцы так пытаются поговорить со своими родителями, начинают гулить. Но считать это разговором еще не стоит.

Во сколько месяцев младенец начинает произносить звуки? Это происходит к 7 месяцам. Малыши начнут выговаривать слоги, например, «ту-ту», «ам-ам», «ба-ба» и другие. Но произнести слово для них еще проблематично. Они начинают говорить так, как умеют.

Когда ребенок начинает говорить слова

Малыш часто говорит первое слово к 1 году жизни. В норме годовалый кроха должен говорить минимум 5 простых слов. Если малыш развивается правильно, его словарный запас должен пополняться 1–6 новыми словами в месяц. Есть даже случаи, когда, спустя короткое время после того как ребенок заговорил, он быстро запоминает и повторяет новые слова. Словарный запас может пополняться еженедельно 10 словами.

Нормы усовершенствования речи такие:

  • до 1,3 лет – около 8 слов;
  • 1,3–1,5 года – до 15;
  • до 2 лет – более 20;
  • 2–2,5 года – 50 и больше.

Когда ребенок начинает говорить предложения

Согласно Комаровскому, осознанно ребенок начинает разговаривать после того, как его словарный запас значительно расширился. В возрасте 3–4 года малыш является полноценным собеседником. Он участвует в разговоре со взрослыми, задает и отвечает на вопросы, рассказывает стишки или пересказывает сказки, начинает говорить сложными предложениями.

Малыши в группе риска

Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.

Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.

Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.

Когда младенец начинает узнавать маму по запаху

Молодых матерей спрашивают, чувствует ли новорожденный маму. Обоняние развивается у грудничка самым первым. Маленький человек способен определять мамочку, благодаря тактильному и обонятельному опыту. Интересно, что даже в месячном возрасте младенец ищет грудь, находясь в бабушкиных руках.

Грудничок ощущает материнский запах уже с трехдневного возраста. Примерно с 2 мес. он запоминает его. Его он не спутает ни с чем, ведь мама пахнет молоком. Вот почему после рождения новорожденного обязательно кладут матери на живот. Через неделю-две он узнает материнские вещи.

Новорожденный узнает маму по запаху

Обратите внимание! В это время другие члены семьи могут применять мамину одежду для успокоения малыша. В связи с ухудшением экологической ситуации, несовместимости детского организма с материнским молоком или его отсутствием ребенку чаще дают смеси

При искусственном вскармливании кормить может каждый член семьи. Из-за этого ему намного сложнее узнать мать, используя только осязание

В связи с ухудшением экологической ситуации, несовместимости детского организма с материнским молоком или его отсутствием ребенку чаще дают смеси. При искусственном вскармливании кормить может каждый член семьи. Из-за этого ему намного сложнее узнать мать, используя только осязание.

Признаки отставания в речевом развитии

Родителям и воспитателям детского сада следует четко знать признаки отклонений в развитии речевой функции. Это поможет вовремя определить нарушения и помочь ребенку. Признаки отклонений прописаны для каждого возраста, что объясняется быстрым развитием малыша до 2-3-летнего возраста.

Признаки нарушений:

  • В месячном возрасте ребенок не кричит накануне кормления.
  • В 4-месячном возрасте малыш не может улыбаться, гулить.
  • В 5 месяцев не ищет людей или предметы, которые называет мама, держа его на руках, не слушает музыку.
  • В 7-месячном возрасте не узнает родственников, не может адекватно реагировать на интонации, не играет погремушками или музыкальными игрушками.
  • К 9-месячному возрасту не лепечет, не повторяет слоги и слова за родственниками.
  • К 10-месячному возрасту ребенок не мотает головой в знак отрицания, не машет рукой, когда кто-то уходит.
  • К годовалому возрасту вообще не говорит и не лепечет, не выполняет простые задания.
  • В 1 год 4 мес. невпопад употребляет слова «мама», «папа».
  • В 1 год 9 мес. малыш не произносит 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не показывает части тела (руки, ноги, голову, нос, глаза, пальцы), не способен выполнить сложные задания: «Сходи в комнату, принеси игрушку».
  • К 2,5 годам малыш не понимает, чем отличается маленький и большой предмет.

Когда и что должен уметь говорить ребенок: этапы развития речи

Проблема временных рамок для развития речевого аппарата ребенка по сей день не решена окончательно. Даже опытные специалисты, логопеды, дефектологи и педиатры не могут четко и однозначно сказать: вот в 10 месяцев он должен говорить уже «мама», в 15 – понимать и показывать предметы, а в 18 – начинает говорить короткими предлогами и т.д.

Этапы развития речи у ребенка, которые мы приведем ниже, даны только для общей ориентации. Не стоит связывать их с собственным ребенком и волноваться слишком сильно. Каждый малыш растет в собственной среде, он – индивидуальность, со своим характером, особенностями развития и маленькими причудами.

Показатели развития речи у детей в возрасте от двух месяцев до трех лет:

Младенец в первые два месяца издает громкие звуки, если хочет привлечь внимание или чувствует дискомфорт. Крики малыша – это его язык на данном этапе, пока единственный, которым он владеет;. После трех месяцев ребенок начинает осваивать собственный речевой аппарат

Он пробует издавать новые звуки, причмокивает, на лице отражается активная мимика, которая может меняться постоянно;

После трех месяцев ребенок начинает осваивать собственный речевой аппарат. Он пробует издавать новые звуки, причмокивает, на лице отражается активная мимика, которая может меняться постоянно;

В шесть месяцев малыш уже много и с удовольствием лепечет, некоторые слоги ему нравятся особенно, и он их повторяет чаще других. Ребенку нравится «вкус» слога, он наслаждается самим процессом;

6-9 месяцев. В бессвязном лепете ребенка начинают вырисовываться отдельные слоги или простые слова, похожие на те, что говорят ему родители и родные. Иногда малыш начинает копировать интонации и силу голоса, непонятная речь складывается у него в отдельные интонационные предложения;

10-12 месяцев. В этот период родители традиционно ждут не только первых шагов, но и первых осознанных «мама» или «папа». Малыш подражает родителям, пробует повторять слоги, а иногда и простые слова. Появляются у него и свои лепетные слова («да-да», «ня-ня», «ам-ам»);

1 год. В арсенале малыша – 5-6 простых и лепетных слов, он говорит с разными интонациями, чаще в виде просьбы, соотносит звуки и предметы;

15 месяцев. Количество слов, которые ребенок понимает, серьезно увеличивается. Он лепечет часто и много, особенно в моменты эмоциональные: когда удивлен, радуется, пытается что-то сделать, но не выходит и т.д.;

Полтора года. Называет предметы и действия, своими простыми детскими словами, иногда и полностью правильно;

1 год и 9 месяцев. Малыш передает словами события, которые видит в реальности («Толик сядет кушать») или на картинках («Киця белая играет»), складывает слова в простые предложения;

2 года. Начинает говорить предложениями, может рассказать знакомую историю или сказку без картинок.

Такая схема развития малыша очень условна. Многие дети начинают говорить позже, некоторые из них очень молчаливы, хотя все прекрасно понимают и реагируют на слова взрослых, другие лепечут слишком много и бессвязно. Считается, что девочки раньше начинают говорить правильно и четко, в силу того, что их игры более спокойные. Мальчики активнее, азартнее и эмоциональнее, их игры подвижные и активные.

Признаки задержки в развитии

Если речь малыша не соответствует нормам, то стоит показать его врачу, который определит причину задержки. Родители также без помощи специалиста могут определить, что у их ребенка имеются проблемы. Признаки следующие:

  • до 6 месяцев кроха не выдает никаких звуков;
  • годовалый ребенок не произнес ни одного слога или слова;
  • к 1,5 годам малыш не только не говорит, но также не выполняет элементарные просьбы взрослых, не откликается на свое имя;
  • в 2 года ребенок не может повторить речь за родителями;
  • в лексиконе двухлетнего малыша есть пара слов, но он не может составить предложение;
  • в 2 года ребенок не различает цвета, не знает частей тела;
  • трехлетний малыш не может говорить предложениями.

Чаще патологии речевого аппарата обнаруживаются именно после 2 лет. Но чем раньше обнаружен дефект, тем эффективнее окажется терапия. Если заняться терапией в возрасте 1,5–3 года, то в школе ребенок начинает говорить не хуже сверстников.

При патологиях развития самостоятельно сделать ничего нельзя. Ребенку нужна помощь специалиста. Помочь заговорить может логопед и дефектолог. При наличии психических или неврологических нарушений потребуется помощь психолога и невролога.

Задержка развития может быть вызвана сильным стрессом, перенесенным в детстве, испугом. Именно поэтому младенец нуждается в трепетном и ласковом отношении, заботе и внимании.

Все дети развиваются индивидуально

Развиваясь, дети постигают новое. И каждый этап их развития сопровождается новыми коммуникативными навыками. Например, с рождения ребенок учится кричать и плакать. И через некоторое время любящие папы и мамы только по одной интонации малыша могут определить, в чём он нуждается.
 

Затем ребенок начинает произносить отдельные звуки — «гулить». Подобный детский лепет трудно назвать речью, однако именно так закладываются первые ростки речевых навыков. Запоминая и воспроизводя различного рода звуки, дети начинают понимать, что на некоторые из них родители реагируют определенным образом. И тогда они учатся «разговаривать» осознано. Иногда встречаются дети, которые умеют разговаривать уже в 1,5 года, а есть те, кто и в три молчит или произносит отдельные слоги.
 
Процесс речевого развития — очень сложный, и точного ответа на вопрос, во сколько ребенок начинает говорить, не существует. На речь ребенка влияет множество факторов:
 
• Психическое состояние ребенка,
• Эмоциональный климат в семье,
• Генетические отклонения,
• Родовые травмы,
• Перенесенные на ранних этапах развития вмешательства оперативного характера,
• Заболевания, связанные с развитием слухового и речевого аппарата.
 
Иногда случается, что ребенок просто не хочет разговаривать, хотя умеет. Это можно отследить, внимательно за ним понаблюдав: малыш умеет произносить гласные, слоги, говорит некоторые слова типа «мама» или «папа», реагирует на речь взрослых и других детей? Тогда переживать не стоит, просто его процесс развития речи протекает чуть медленнее, чем у сверстников. Зато через некоторое время может оказаться так, что ребенок заговорит целыми фразами и его уже будет не остановить. Но пока этот период не наступил — поощряйте своего малыша за каждое сказанное им слово и больше разговаривайте с ним.
 
Распространенная ошибка многих молодых родителей — потакание малышу, когда он вместо речи использует жесты. Проследить подобное довольно легко: ребёнок показывает рукой (или пальчиком) на желаемый предмет и произносит вместо «дай» (или названия предмета) «у» или «а». В год подобное допустимо, но в более старшем возрасте (когда ребенку больше двух лет) необходимо стимулировать малыша к речи, а не становится для него переводчиком. В противном случае, у него пропадет надобность в разговорах, ведь его и так все понимают. Так что на вопрос ребенка «Это би-би?» лучше ответить «да, это машина», а со временем попытаться спросить его прямо, указав на автомобиль, «что это», вынуждая малыша правильно вам ответить. Вариантов подобного рода вопросов может быть множество, главное запомнить, не стоит потакать ребёнку и лепетать вместе с ним, лучше учите его говорить правильно (конечно, учитывая его возраст).
 
Итак, если у ребенка нет явных отклонений в развитии (а об этом мы поговорим чуть позже), то до года, когда ребенок начинает говорить «агу», и после (примерно до 1,5 лет) следует помогать детым учится говорить. Родителям желательно не только обозначать предметы и комментировать свои действия, но и любые действия самого ребенка.
 
Когда ребенок начинает говорить первые слова, они не обязательно могут напоминать взрослым нечто понятное. Дети с легкостью заменяют привычная для нас «мама», «папа», «упал» на более сокращенные варианты. И логопеды утверждают, что это абсолютно нормальное явление. Более того, на данном этапа развития (а это происходит примерно в 7-8 месяцев) речь ребенка является полноценной.
 

Также установлено, что развитие речи зависит от пола: девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Хотя из здесь бывают исключения, причинами которых, скорее всего, является генетическая предрасположенность.
 

И если уж рассматривать развитие речи по половому признаку, было бы более точно отметить, что способности девочек заключаются в правильности произнесения слов, тогда как целыми фразами они начинают говорить позднее. В том время как речь мальчиков хоть и проявляется позднее, зато они хорошо усваивают связь между словом и действием.
 
Речевой запас малыша активно пополняется примерно к 3-4 годам, когда ребенок начинает говорить первые фразы. Дети учатся строить предложения, используют различные части речи. С течением времени их речь становится более совершенной, появляется множество вопросов и именно в этот период родители должны помочь своему ребенку познать мир и увеличить его словарный запас.
Если же ребенок в возрасте двух-трёх лет не умеет говорить фразами, состоящими из двух и более слов, следует обратиться к логопеду. Только специалист может установить, имеются ли у малыша скрытые причины, по которым он не может говорить.

Как и когда ребенок начинает говорить: этапы развития речи

Радость первого слова «мама» сравнима с первым шажком, первой улыбкой, первым шевелением в животике. Об этом подробнее можно узнать в статье «Воспитываем ребенка с первых шагов». О чем может рассказать характер и частота. Окрыленная молодая мама делится с близкими новостью о том, что он говорит. Папа с гордостью смотрит на маленького гения.

Но есть обратная сторона у такого события. Какое бывает разочарование у мамочки, когда у соседок по детской площадке детки-ровесники раньше начинают говорить фразами, знают цвета, фигуры, названия животных.

Итак, чтобы успехи вашего чада только радовали, эта статья поможет вам разобраться, когда ребенок должен начать говорить. Что же надо делать, если этого не произошло тогда, когда все другие детки уже разговаривают?

Первый крик: Я появился на свет

Ни для кого не секрет — детско-родительское общение начинается еще во время беременности. Первый крик новорожденного можно считать первым голосовым посланием, значение которого известно каждой маме.

Через плач, крик, лепет маленький человек тренирует артикуляцию, голос, дыхание, которые играют важную роль в качестве произношения ребенка в будущем. Можно считать, что именно тогда ваше чадо начинает говорить.

Гуление: первые песенки

Ребенок до года постоянно тренируется в произношении. Малыш поет песенку «ааааа», булькает, воркует, трещит. Это и есть гуление.

Это для него своего рода игра, которая может занять его надолго. Чем еще можно увлечь непоседу, смотрите тут «Мультики для самых маленьких». Младенец говорит один-два звука несколько минут подряд, тренируя различные интонации, а также громкость.

В 1-3 месяца у ребенка появляются сочетания звуков типа «аб», «бль», «бу», «у-гу».

К 4 месяцам сочетания звуков усложняются. Ребенок начинает говорить звуки типа «абмабм», «агна», «ляаааля» и т.д.

Таким образом он не называет определенный предмет или человека. Скорее всего, просто выражает желание покушать, пообщаться или сообщает о состоянии дискомфорта.

До 6 месяцев определенные звуковые сочетания начинают закрепляться за определенным состоянием. Например, когда ребенок говорит «наааа», мама знает, что человечек хочет кушать.

Такие тренировки станут потом фундаментом для развития правильной членораздельной речи.

Интересен тот факт, что это явление у детей разных национальностей одинаково по звучанию.

Лепет: первое «мама»

Когда ребенок развивается нормально, то в 6-7 месяцев в речевом запасе малыша появляются слоги. Именно тогда многие мамочки радостно замечают первое «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Младенец уже соотносит определенные слоги с определенными близкими ему людьми. Ребенок постепенно начинает говорить слоги за взрослыми. Он также копирует темп и ритм речи, интонации. Это — лепет.

Именно сейчас пополняется запас слов, которые ребенок повторяет за теми, кто с ним говорит.

В возрасте 9 месяцев лепет имеет разнообразный характер. Сочетания звуков уже одинаковые для определенных предметов или людей. Также появляется множество интонаций, вариантов громкости, а также высоты голоса.

Этот период развития речи требует особого внимания! Снижение активности лепета может быть признаком ухудшения слуха.

Настоящие слова

После 9-10 месяцев запас слов младенца пополняется, которые относятся к конкретным предметам и соответствуют значению, принятому в языке, на котором с ним говорят.

До 12 месяцев малыш использует названия предметов неизменно.

К полутора годам маленький человек старается строить фразы из двух или трех слов. Например, «Мама, дай!».

Затем появляются команды, когда чадо начинает с соответствующей интонацией говорить «Дай-дай».

Многие специалисты считают, что переход к употреблению слов множественного числа считается началом освоения грамматики языка. Это значит, что ваш малыш начинает активно говорить и отражать не только звуки вашей речи, но и грамотность.

Развитие речи по возрастам

4-6 месяцев

  • Малыш издает звуки, которые все больше напоминают буквы. Вам кажется что вы слышите много разных букв, в том сложные для малыша такого возраста буквы П, Б и М;
  • Голос выражает счастье или разочарование.

6-12 месяцев

Если вас больше всего волнует, во сколько ребенок скажет мама, то это время пришло.

Реагирует на свое имя и имена членов семьи;
Пытается воспроизводить различные звуки речи;
Использует речевые голоса, чтобы привлечь и удержать внимание.

12-18 месяцев

  • Детки начинают громко говорить доступные им слова играяи имитирует вокализации взрослого;
  • Имитирует звуки из окружающей среды;
  • Словарный запас насчитывает от 6 до 20 слов;
  • Детские пожелания выражается в форме «слов-предложений», слово интонация «Мама» говорит по-разному. Это может означать «подобрать меня», «накормить меня» и так далее.

18-24 месяцев

  • Слова и выражения сопровождаются жестами;
  • Способен говорить свое имя;
  • Во сколько оценивается словарный запас? От 20 до 50 слов;
  • Связывает слова в словосочетания (например «детский папа»);
  • Начинает задавать вопросы, состоящие из 1-2 слов.

24 — 30 месяцев

  • Использует предложения от 2 до 3 слов;
  • Задает вопросы с «что?» и «где?»;
  • Отвечает на вопросы с «да» и «нет»;
  • Правильное использование местоимения: ты и я.

30-36 месяцев

  • Выражает мысли в предложениях, которые включают три, четыре или более слов;
  • Начинает говорить правильно и часто использовать падежи и глаголы;
  • Находит слова, описывающие почти все вещи и явления, которые его окружают;
  • Часто называет людей по их именам;
  • Его разговор понятен широкому кругу слушателей.

3-4 года

  • Знает, как произнести свое имя;
  • Речь понятна и знакома слушателям;
  • Используйте предложения из более 4 слов;
  • Задавать вопросы, используя слова: «почему?», «что?», «кто?», «когда?»;
  • В разговоре использует все виды слов;
  • Предложения в этом возрасте, в основном, грамматически правильные;
  • Использование прошлого и будущего времени.

4-5 лет

  • Использование времени и причинно-следственных предложений;
  • Способен рассказать короткую последовательность событий;
  • Используют дети относительные местоимения, наречия, и цифры;
  • Имеет довольно богатый словарный запас;
  • Свободно говорит с небольшим количеством грамматических ошибок и в правильном произношении.

5-6 лет

  • Может пересказать историю;
  • Выражается синтаксически сложными предложениями;
  • Только в случае более длинных и более сложных слов могут появиться бессистемные ошибки в произношении;
  • Изложение содержания грамматически правильно;
  • Правильно применяют неправильные формы глаголов и существительных;
  • В пять с половиной лет правильно произносит все звуки.

Дислалия, расстройство производства речи, наблюдается у деток с

  • нормальной физиологией слуха
  • нормальным строения органов речи
  • нормальным интеллектом
  • развитием лексики
  • и соответствующим выражениям.

Вы получили ответ на свой вопрос, во сколько малыш должен начинать говорить, строить предложения или пересказывать историю? Если развитие речи вашего ребенок не следует этим правилам, то это не значит, что у вас есть большая проблема. Если вы думаете, хотя, что ваше дитя нуждается в помощи, обратитесь к педиатру.

Доктор Комаровский: о развитии речи малышей.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно

Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Установить отставание речевого развития может только педиатр. Самостоятельно ставить диагноз не нужно.

Признаком отставания являются затруднения с пережевыванием пищи. Это может свидетельствовать о неправильном развитии рта, что помешает крохе нормально разговаривать. Насторожиться следует, если рот постоянно открыт, из него вытекает слюна.

Гиперактивность, неадекватное поведение, полное отсутствие желания общаться с окружающими (включая родителей, близких родственников) являются тревожными симптомами.

То, в каком возрасте дети проходят различные этапы формирования речи, тоже может указывать на наличие отклонений. Если ребенок слишком долго не произносит слов, не начинает говорить словосочетаниями к полутора годам, плохо понимает обращенную к нему речь, не гулил в младенчестве, следует принять меры.

Причины задержки развития речи

Речевой аппарат может развиваться неправильно из-за нарушений внутриутробного развития. Если мать вела нездоровый образ жизни, курила, употребляла алкогольные напитки, наркотические вещества или агрессивные лекарственные препараты в период вынашивания, у крохи могут возникнуть отклонения в физическом и умственном развитии, негативно влияющие на способность разговаривать.

Негативно может повлиять заболевание. Если ребенок в раннем возрасте переболел инфекционным заболеванием, его развитие ненадолго замедляется. При отсутствии осложнений однако вскоре состояние нормализуется, кроха перестанет отставать от установленной нормы.

Возможно недостаточное развитие ротовой мускулатуры. Дети при этом предпочитают мягкую пищу твердой, часто роняют еду. Возможная причина – раннее прерывание лактации: ребенок прилагает больше усилий, чтобы получить материнское молоко, чем при питье из бутылочки, что способствует укреплению мышц рта.

Проблемы могут возникать с концентрацией внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на словах взрослых, из-за чего кроха хуже запоминает сказанное, испытывает затруднения с воспроизведением.

Могут наблюдаться нарушения слуха. Ребенок не слышит сказанное достаточно хорошо, не может воспроизвести, не понимает речь и не увеличивает пассивно словарный запас в младенчестве.

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
Гуление

Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу)

Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать — скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, — 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector