Кризис одного года — его причины, особенности, советы родителям
Содержание:
- Ребенок-первоклассник
- Адаптация к школе
- Кризис трех лет
- Кризис — это ступенька наверх
- Мои рекомендации родителям
- Признаки
- С чем связан кризис 1 года
- Адаптация к детскому саду
- Кризисы возраста у человека
- Кризис первого года жизни
- Трудности в общении с братьями и сестрами
- Как проявляется кризис первого года жизни
- Кризис 1-го года
Ребенок-первоклассник
Поступление в первый класс — тоже кризис для детей и взрослых. Ребенок семи лет проходит период адаптации от детства к школьной жизни и на этом пути ему нужна поддержка. Он может быть тревожен, упрям, противиться урокам, отказываться от учебы, грустить без причины, стать агрессивным.
Что делать родителям?
- Быть рядом с ребенком на протяжении учебных будней — часто хвалить, не требовать полных знаний по всем предметам и безукоризненного послушания в школе.
- Помните, что ребенок в этот период имеет право быть активным, может ошибаться и нуждается в том, чтобы его слушали, понимали и любили так же, как когда он был малышом.
- Не ставьте репутацию в школе превыше отношений с первоклассником.
Помогайте с уроками, когда в этом есть необходимость.
Адаптация к школе
Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.
Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:
-
Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
- общего физического развития;
- моторики руки;
- работоспособности;
- характеристики движений;
- произвольной регуляции действий.
-
Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
- восприятия;
- памяти;
- внимания;
- мышления;
- речи;
- круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
-
Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
- уровня развития эмоционально-волевой сферы;
- уровня развития коммуникативных навыков;
- мотивации к обучению;
- самооценки.
Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.
Кризис трех лет
Этот период, пожалуй, является одним из самых ярких в жизни малыша и его родителей. Это время, когда маленький исследователь может вдруг превращаться в неуправляемого крикуна, капризного упрямца, жадину и даже агрессора. Часто такое поведение пугает родителей, и они обращаются за помощью к психологу, с просьбой сделать так, чтобы их ребенок снова стал милым и улыбчивым малышом. Для того чтобы он вырос здоровой полноценной личностью, кризис трех лет должны правильно прожить и дети, и взрослые.
Что делать родителям?
- Поймите, что в этом возрасте ребенку необходимо «отделиться» от вас и почувствовать, каково это — быть самостоятельным и независимым. Для этой цели как раз служат капризы, упрямство, постоянное «нет» в ответ на родительские просьбы, бунт и требования.
- Признавайте чувства ребенка, но не позволяйте ему все на свете: твердый родительский отказ должен звучать мягко, но уверенно.
- Чаще «отражайте» чувства детей: «я понимаю, что ты хочешь», «я вижу, что ты злишься».
Кризис — это ступенька наверх
Для начала разберемся с самими понятием кризис. В переводе с греческого это переворот, переходное состояние. Сам по себе он не несет негативной окраски, хотя многие мамы говорят о кризисах подрастающих деток со страхом. Однако бояться тут нечего, кризис – это всего лишь переход на очередную ступень развития, этап, которые необходимо пройти вашему ребенку по пути к взрослению. Мы ведь покупаем детям новую одежду раз от раза всё большего размера! Так же происходит и с остальным — когда в рамках одной модели поведения ребенку становится тесно, он начинает осваивать новое для себя пространство, и родители должны обеспечить комфорт и безопасность этого процесса. И чем скорее мама и папа поймут, как менно им самим необходимо изменить поведение с учетом новых особенностей своего чада, тем быстрее и безболезненней пройдет кризис.
Мои рекомендации родителям
Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:
- В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
- Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
- Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
- По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
- Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего — нет.
- Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
- Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
- Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.
Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.
Признаки
В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:
Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.
Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души
В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.
С чем связан кризис 1 года
Кризис 1 года у ребенка возрастная психология связывает с первыми шагами малыша. Когда карапуз начинает ходить, весь мир вокруг него меняется. Еще недавно у него было несовершенное зрение, он не мог ни стоять, ни сидеть. Его мозг работал совершенно по-другому и постепенно накапливал информацию об окружающем мире. Но карапуз научился сидеть, затем ползать, он понял, что мир вокруг многомерный, а не плоский, как казалось, лежа на кроватке. Осознание того, что каждый предмет особенный на ощупь, что он имеет определенный цвет, размер и свою функцию, заставляет нервную систему малыша напряженно работать. Новые умения в совокупности с активной мозговой деятельностью побуждают малыша общаться с родителями. Он хочет выразить свое недовольство или попросить какой-либо предмет. Малютка уже знает название некоторых вещей, понимает, что люди общаются с помощью речи, но сам пока не может говорить, и это его расстраивает.
Еще одной немаловажной причиной является желание все делать самостоятельно. Теперь, когда карапуз уже ходит на своих ножках, он хочет все делать сам
У него уже появились свои вкусы, он не хочет надевать кофточку, которую дает мама, отдавая предпочтение другой одежде. Кроха хочет самостоятельно питаться, и хоть он еще не умеет есть с ложечки, но уже старательно повторяет за взрослыми.
Помните, что копирование поведения взрослых – это естественный процесс. В раннем возрасте дети пытаются разговаривать по телефону, как мама с папой, а в подростковом им уже хочется курить, как мама с папой.
У карапуза на этой стадии появляется огромный интерес к окружающему миру, он норовит все потрогать и попробовать на вкус. Это ввергает родителей в шок. Малютка может взять папин молоток и постучать им по телевизору. Такими действиями ребенок не хочет причинить вред, он просто копирует поведение отца, для малыша нет принципиальной разницы между забиванием гвоздя и ударом по монитору.
Часто крохи хотят прикоснуться к горячему или острому. Помните, что взрослые люди не столько умные, сколько опытные, они много раз обжигались, падали, кололись иглами и, таким образом, накопили много информации об окружающем мире. Дети, росшие до года в тепличных условиях, совершенно не понимают, что есть опасные предметы. И такие слова, как горячее или колючее, не вызывает у них никаких эмоций, пока они не обожгутся и не уколются.
Адаптация к детскому саду
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три — пять месяцев).
Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.
Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей. Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.
Кризисы возраста у человека
Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:
- Первого года;
- Трех лет;
- 6-7 лет;
- 13-15 лет;
- 18 лет;
- 30 лет;
- 40-45 лет;
- после 55 лет (предпенсионный).
Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:
- 1) Докризисный период.
- 2) Собственно кризис.
- 3) Посткризисный период.
Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.
Последовательность появления:
- Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
- Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.
Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса
- Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
- Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
- Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.
Взрослые часто не понимают подростков
- Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
- Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.
Кризис среднего возраста
- Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
- Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.
Кризис первого года жизни
Кризис первого года жизни – переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ. Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками – ребенок быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол. Диагностику осуществляют детские психиатры, психологи. Лечение не требуется, кризис является нормальным периодом, самостоятельно разрешается к полутора годам.
Трудности в общении с братьями и сестрами
В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.
Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.
Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.
В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:
- когда лучше рожать второго ребенка?
- когда рождается ревность?
- как усилить преимущества и уменьшить трудности?
- как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
- с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
- с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.
Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.
Как проявляется кризис первого года жизни
Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.
Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.
Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.
Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.
Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз. Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.
Кризис 1-го года
Ребенок начинает ходить и говорить, он уже не полностью зависит от взрослого, он может сам передвигаться и делать не только то, что ждут от него взрослые. У ребенка впервые появляется свобода и самостоятельность. Он хочет что-то делать сам, исследовать такой интересный для него мир, и пока еще ничего не подозревает об опасностях, с которыми может столкнуться.
Возникают первые попытки проявить свою волю, сделать что-то так, как хочется, а не так, как говорят родители. При грамотном с психологической точки зрения поведении родителей кризис преодолевается легко и быстро. Ребенок нуждается одновременно в трех вещах:
- в понимании, что есть кто-то «большой и взрослый», кто устанавливает правила и как бы гарантирует безопасность;
- в возможности исследования и познании мира.
- в общении с окружающими: малыш начал говорить и ему очень хочется, чтобы его желания были понятны окружающим.
Если все это есть, вы даже не заметите, как кризис будет пройден. Если нет, проблемы с поведением будут сопровождать вас до кризиса трех лет, когда все станет еще сложнее.