Логопедические упражнения для детей и взрослых

Общие правила и рекомендации

Для достижения положительного результата необходимо строго придерживаться определенных правил, которые включают в себя следующие пункты:

тренировки должны проводиться в непринужденной обстановке;
больной должен быть спокоен;
исключаются всяческие помехи (включенный телевизор и пр.);
продолжительность одного занятия длится минимум 10 минут;
начинать уроки надо постепенно с 3-х минут;
количество тренировок в день – 4-6 раз;
придется строго соблюдать все предписания лечащего логопеда;
важно разнообразить занятия и заранее продумывать их ход.

Особенности занятий с детьми

Дети в силу своего возраста не понимают всю важность логопедических тренировок, поэтому их нужно заинтересовать. Для этого используются разнообразные игровые уловки

Кроме того, нужно придерживаться следующих принципов:

каждое занятие должно быть интересным, запоминающимся и разнообразным;
запрещено на ребенка кричать, ругать его за отсутствие интереса к упражнениям;
важно поощрять и все время хвалить, даже если пока ничего не получается;
родители должны произносить все слова четко и понятно, так как малыши всегда копируют взрослых;
чтобы проявить интерес, можно проводить упражнения перед зеркалом (многие из них предполагают создание гримас, смешных рожиц);
чаще читать книжки вслух и больше разговаривать (проговаривать все действия чада, свои и происходящие вокруг);
на время терапии исключаются частые игры в компьютер, где присутствует безмолвие;
нельзя резко прерывать ребенка, если он произносит звук неправильно.

Особенности занятий со взрослыми людьми

Взрослое население относится к логопедическим проблемам со всей серьезностью, поэтому и упражнения выполняет ответственно. Однако не во всех случаях человек может в точности исполнить то или иное движение, поэтому обязательно требуется помощь специалиста.

В основе занятий со взрослыми лежат многие манипуляции, но особой эффективностью отличается произношение скороговорок. Делать это надо таким образом:

  • постараться выучить скороговорку наизусть, прочитав её несколько раз;
  • произнести заученную фразу в медленном темпе, стараясь четко выговаривать каждый звук;
  • постепенно увеличивать скорость произношения, пока не добьетесь положительного результата.

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Постановка звуков «ш» и ж» с помощью  развлекательных средств

Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:

  • Игры,
  • Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
  • Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.

Дополнительная информация

Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе

Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.

Игры:

  • «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
  • «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
  • «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
  • «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.

Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.

Идем к логопеду

Со всеми этими речевыми сложностями ребенок самостоятельно не справится. Если не заняться ими сейчас, это может вылиться в различные виды речевого отставания, такие как задержка речевого, психоречевого развития, общее недоразвитие речи. Это, в свою очередь, повлечет проблемы с обучением в школе. Поэтому своевременная помощь логопеда при таких нарушениях обязательна.

Специалист поможет малышу не только исправить проблемы звукоизвлечения (шепелявость, сюсюкание, картавость), как думают многие. Хороший логопед может сделать намного больше. В его компетенции находятся следующие аспекты:

  • формирование правильной речи;
  • развитие строя речи и словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • усвоение основ грамматики.

Кроме того, занятия с логопедом (если это опытный логопед-дефектолог) могут помочь при следующих проблемах:

  • заикании;
  • дизартрии;
  • недоразвитии речи при задержке психического развития;
  • алалии;
  • ринолалии;
  • дислексии;
  • дисграфии и др.

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку

Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем, А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Получилась «Иголочка».

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Что делаем?

При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3

Занятия могут состоять из следующих компонентов:

  • игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
  • звукоподражательные игры;
  • развитие слуха;
  • логоритмика;
  • игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.

Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).

Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.

Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».

Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.

Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.

Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.

Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.

При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.

Используйте имеющиеся пособия по максимуму

В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.

Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.

Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.

Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.

Виды артикуляционной гимнастики

С малых лет родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка, а именно – выполнению артикуляционной гимнастики. Логопедические тренировки бывают статическими и динамическими

Первая группа занятий предполагает, что язык «застывает» в одном положении. При выполнении динамических упражнений задействованы все органы речевого аппарата. Только регулярное и правильное повторение артикуляционной гимнастики для детей возымеет эффект.

Статические упражнения:

«Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
«Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии

Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
«Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
«Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
«Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
«Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.

При выполнении статических упражнений важно не только зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении. Занятую позу нужно удерживать 5-10 секунд

Выполнение динамических упражнений сопровождается счетом. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей.

  • «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
  • «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
  • «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
  • «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
  • «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.

Эти простые упражнения взрослые могут выполнять со своими крохами где угодно, даже без помощи логопеда. Но если какое-то задание вызывает у малыша сложности, то от консультации специалиста отказываться не стоит.

Артикуляционные упражнения будут интересны и детям, которым только исполнилось 2 годика, и детсадовцам 4-х лет, и дошкольникам в 5.

Как заниматься с ребенком дома?

От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.

Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков и , то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.

Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.

После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки

При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным

Кто такой логопед?

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.

Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами, заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов.

Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет

В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:

  1. Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
  2. Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
  3. Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
  4. Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
  5. Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  6. Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
  7. Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
  8. Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.

Методические материалы для учителя-логопеда

Содержится в разделах:

  • Методические рекомендации и разработки
  • Развитие речи. Речевое развитие детей

Включает в себя разделы:

  • Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
  • Билингвизм. Материалы для занятий с двуязычными детьми
  • Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
  • Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
  • Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
  • Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
  • Логопедические занятия
  • Логопедические и речевые игры
  • Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
  • Логопедические кабинеты. Образовательная среда
  • Логоритмика. Логоритмические занятия
  • Мелкая моторика

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 7813.Все разделы
| Логопедия. В помощь логопедам

Новое

Логоритмика как средство развития речи у детей
Логоритмика как средство развития речи у детей. В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми. Отдельную категорию составляют…

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Насекомые и пауки» (старшая группа)
Лексическая тема «Насекомые и пауки» Физминутка «Гусеница». Этот странный дом без окон Дети лежат на спинах ногами в У людей зовется «кокон». центр круга. Свив на ветке этот дом, Поворачиваются на левый бок, поло- Дремлет гусеница в нем. жив руки под щеку. Спит без просыпа всю…

Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?

Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.

Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:

  • темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
  • говорит неразборчиво, понимает его только мама;
  • если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
  • сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
  • постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
  • повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;
  • общее.

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения  звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей

Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector