Какие методы и приемы мнемотехники можно использовать при обучении детей?
Содержание:
- Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам
- Составляем мнемотаблицы
- Понятие опорного образа в мнемотехнике
- Плюсы и минусы для детей
- Что это такое?
- Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
- Практические приемы мнемотехники
- Кому нужна мнемотехника?
- Что такое мнемотехника?
- Зачем нужна мнемотехника?
- Главный принцип: визуализация
- Примеры практического применения
- Эффективные методики запоминания
- Используйте аббревиатуры
- Принципы и методы мнемотехники
- Как развить память, связную речь, запоминание информации для детей начальной школы с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам
Для изучения словарных слов используются следующие виды мнемотехники:
- Зрительные ассоциации.
- Звуковые ассоциации.
- Мнемотехника «связей» и многие другие.
Зрительные ассоциации больше всех нравятся деткам. Во время запоминания определенного слова, предложите малышу посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «Магнит» и букву «А». Выбрав другие слова, делайте упор на те буквы, которые ваш малыш не может казать или написать.
Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразите картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «Копейка» вторая по счету буква очень похожа на копеечку. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.
Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «Завтрак» созвучно со словом «Рак». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «На завтрак будет вареный рак». Данное слово ваш ребенок выучит с помощью звуковой ассоциации. А сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.
Составляем мнемотаблицы
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
- Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
- Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
- Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:
- Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
- Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
- Составление рассказа по картинкам;
- Запоминание рассказа или стиха.
Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:
Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.
Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:
Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.
Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.
Понятие опорного образа в мнемотехнике
Опорный образ – это вспомогательный образ, необходимый для припоминания, но который не имеет своего конкретного значения. Через него осуществляется поиск нужных данных в мозгу. В книге В. Козаренка (он возглавляет самую известную школу мнемотехники в СНГ) приводится аналогия со струнами фортепиано. Их большое количество, и найти нужную можно с помощью настроенного соответствующим образом камертона.
Например, нам надо найти среди всех струн на пианино «ля» первой октавы. Берем камертон и подносим к струнам. Нужная нам станет звучать и вибрировать. Причина этого – резонанс.
Стоит учитывать и то, что нет конкретного места, в котором находятся определенные сведения. Мозг работает рефлекторно. Поэтому достать нужную информацию можно лишь предъявив соответствующий стимул, роль которого и играют опорные образы.
Это необязательно может быть зрительный образ. Слуховой, кинестетический также может сойти. Но вот скорость будет уже не той. Поэтому в мнемотехнике и используются в качестве опорных именно визуальные образы.
Плюсы и минусы для детей
Принципы освоения мнемотехники для начинающих можно найти для любого возраста, однако, принято считать, что начинать обучение лучше всего ещё в дошкольном возрасте – тогда ребёнок на основе полученных умений сможет куда интенсивнее усваивать школьные и университетские знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Яркий пример мнемоники – это знаменитая пословица об охотнике и фазане, позволяющая научить малышей последовательности цветов радуги. При этом именно в детском возрасте такая техника даёт максимум возможностей для разностороннего развития ребёнка:
- любая нужная информация запоминается без лишних усилий и хранится долго;
- попутно упражнения тренируют память, позволяя лучше запоминать даже то, что не облачено в наиболее запоминающуюся форму;
- из-за большого количества метафор и ассоциативного мышления расширяется словарный запас ребёнка, улучшается произношение, горизонты кругозора расширяются;
- логика, воображение, творческие навыки и интеллект совершенствуются, со временем позволяя обращать в мнемотехническую форму любые подаваемые знания;
- большинство методик позволяют заниматься даже в домашних условиях, а также подходят для детей с ОВЗ.
Распространённые ошибки при построении программы выглядят следующим образом:
- если обучение началось в весьма раннем возрасте, следует помнить, что словарный запас и кругозор малыша пока невелик, потому некоторые ассоциации для него просто недоступны, и слишком сложные материи просто затормозят развитие;
- мнемоника – инструмент для запоминания довольно сложных вещей, не следует использовать его для фиксации в памяти любой простейшей информации, поскольку чрезмерное нагромождение ассоциаций только запутывает;
- мнемотехника – лишь один из способов заучивания информации, её нельзя применить абсолютно в любой ситуации, потому полностью отказываться от обучения механическому заучиванию не стоит, поскольку оно тоже пригодится в жизни.
Что это такое?
Эта развивающая технология получила своё название от древнегреческой богини Мнемозины, которую считали покровительницей памяти и интеллекта. В зависимости от сложности, упражнения рассчитаны для детей 3-4 лет, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. На сегодняшний момент существуют модификации данной обучающей системы, которые могут применяться и для взрослых людей.
Воспитатели, учителя и педагоги, используя методы мнемотехники, способствуют решению многих задач в обучении и развитии дошкольников и учащихся:
- улучшение навыков самоконтроля, повышение усидчивости и степени концентрации ребёнка на задании;
- эффективное развитие процессов запоминания, а также внимания, логического мышления и речевых навыков;
- достижение постановки речи, коррекция различных её дефектов;
- тренировка навыков обобщения информации;
- развитие творческого мышления у детей;
- обучение навыкам формулировки устного ответа.
Осваивая на занятиях упражнения из данной методики, дошкольники учатся запоминать стихи и небольшие рассказы, а также самостоятельно составлять простые предложения и небольшие тексты. Дети с увлечением окунаются в творческий процесс, путешествуют по сказкам, знакомясь с яркими персонажами в иллюстрациях.
В детских садах дети осваивают мнемотехнику, посещая кружок или занятия в подготовительной группе. Нередко проект развивающей программы дошкольного учреждения включает в себя занятия по методике во всех возрастных группах детского сада.
Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
Тренировки памяти у детей проводятся и в ДОУ воспитателями. Из мнемоники в таком случае выбирают опорные схемы и мнемотаблицы. Обучение начинают с года или двух лет, поскольку в этот период кроха уже знает какие-то сказки и может их рассказать. Однако зачастую он путает персонажей из разных сказок. Мнемотаблицы как раз и помогут запомнить главных героев заданной сказки.
Мнемотаблица по сказке «Колобок»
В ячейки таблицы помещаются иллюстрации персонажей сказки. Особенно удобна для обучения сказка «Колобок», поскольку в ней много персонажей.
Дополнительная информация! Для самых маленьких учеников достаточно четырех ячеек или не более девяти.
В процессе обучения воспитатель рисует в ячейках таблицы с детьми изображения. Это очень увлекает детей, впоследствии они могут начать сами придумывать такие таблицы и изображения.
Память улучшается за счет постоянной кодировки информации в картинки и наоборот, также подкрепляется словесно.
Практические приемы мнемотехники
Все мнемотехники базируются на 3 принципах: образ, ассоциация и расположение. Путем комбинации этих принципов разрабатываются приемы мнемотехники.
Мнемонические фразы.
Базовый метод, но он больше направлен на запоминание, чем на тренировку памяти. Этот прием позволяет запомнить последовательность связанных предметов. Ярким примером служит общеизвестная мнемоническая фраза – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это расшифровка последовательности цветов радуги, каждый цвет по порядку начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемофразе.
Этот прием популярен у студентов медиков, он позволяет выучить последовательность костей, таблицу Менделеева. Существует много мнемофраз, придуманных для школьников. «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» — расшифровка падежей в русском языке. И причем, чем абсурднее и необычнее мнемофраза, тем больше она врезается в память.
Образная цепочка.
Отличная тренировка ассоциативной и визуальной памяти. Каждый объект представляется в произвольном виде. Чем нереальнее предмет, тем лучше он запомниться. Затем эти предметы нужно в воображении связать в цепочку. Для лучшего запоминания связь этих предметов должна быть интересной и нелепой. Например, объекты запоминания: ежедневник, водительские права и калькулятор. Получается образ — ежедневник, сидящий на водительских правах и бодро стучащий по кнопкам калькулятора.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Символизация.
Ярким примером этого приема служат иконки в программах Майкрософт – дискетка, значит сохранить, ножницы – вырезать, кувшинчик с краской – заливка цветом. Запоминаемым объектам присваиваются визуальные образы, понятные и логичные. Это прием помогает запоминать абстрактные понятия.
Прием запоминания чисел.
Необходимый прием абсолютно для всех людей. Шифруется буквами – 1-О, 2-Д, 3-Т и т.д. И при необходимости запомнить нужную цифровую последовательность из этих букв составляется любая удобная фраза. Цифра 3323 шифруется как «тетя едет».
Или же можно символизировать все цифры, например 1 – аист, 2 – лебедь, 3 — крючок, а затем воспользоваться методом образной цепочки.
Метод О`Брайена.
Очень интересный прием, направлен на запоминание чисел. Автор предлагает ассоциировать числа со знаменитыми людьми. Цифру 8 можно символизировать как актрису Наталью Бочкареву, 6 – как гонщика Шумахера, а 1 как город Одинцово. Цифра 861 представляется незабываемой картиной – Наталья Бочкарева едет на гоночной машине по улицам Одинцово.
Эйдетика.
Происходит от слова Эйдос, значит образ. Сущность этого приема заключается не только в представлении образа запоминаемого предмета, но и сочетание с ним психологического состояния. Психологами доказано, что особо запоминаются ситуации, которые сопровождались острым эмоциональным состоянием – радостью, удивлением, любопытством. То есть нужно визуально представить образ или ситуацию, и связать с каким-либо чувством.
Регулярно тренируя память с помощью приемов мнемотехники, можно научиться качественно запоминать большие объемы информации, доклады, иностранные слова, решать в уме логические задачи. Это позволит со временем отказаться от органайзера и более эффективно использовать рабочее и личное время.
Кому нужна мнемотехника?
В какой бы области вы ни хотели развиваться, учиться очень важно. Сейчас, как никогда ранее актуально высказывание «кто владеет информацией – тот владеет миром»
Те, кто не масштабирует свою компетентность, очень быстро оказываются не у дел. Особенно учитывая то, что мир постоянно развивается.
Вместе с этим прогрессом значительно увеличивается количество информации, которое нам нужно перерабатывать. И по этой причине мнемотехника понадобится всем без исключения. Но есть категории людей, для которых этот навык будет особенно необходимым:
- Школьники и студенты. И тем, и другим нужно ежедневно перерабатывать огромное количество информации, данной в сжатом виде. Кроме того, многие из них пишут шпаргалки. Мнемотехника помогает их выучить и списывать билет из своей головы. Вы согласитесь, что это значительно безопаснее, чем пользоваться бумажками. И ведь так учащийся ничего не нарушает. Он реально знает то, о чем пишет на экзамене.
- Преподаватели. Мнемотехника изначально создавалась под задачи ораторского искусства. Преподавателям нужно очень много выступать перед аудиторией, и для них также нежелательно использовать вспомогательные материалы, чтобы не терять контакт со студентами. Причем запоминание плана лекции – это самое простое, что может мнемотехника. Также, если вы сохраните план лекции у себя в голове, то почти не придется повторно к ней готовиться.
- Бизнесмены. Им часто приходится общаться с людьми, информацию о которых хочешь-не хочешь, а запомнить надо, чтобы не потерять ценного партнера. Мнемотехника поможет предотвратить эту беду.
- Желающие изучить иностранный язык. С помощью мнемотехники можно запоминать всю точную информацию: исключения, правила, слова, фразовые глаголы, формы неправильных глаголов и так далее.
Таким образом, мнемотехника пригодится абсолютно в любой сфере жизни. Она будет полезной начиная общением с людьми и запоминанием списка покупок и заканчивая изучением сложных дисциплин и иностранных языков.
Что такое мнемотехника?
Под этим словом подразумевается набор приемов и методик, призванных улучшить запоминание сложной информации. Эти техники существуют достаточно давно. Так, первые сохранившиеся работы по мнемотехнике ученые датируют 86-82 годом до нашей эры. Мнемонические приемы были очень востребованными у ораторов, поскольку им приходилось толкать длинные речи, а использование вспомогательных средств считалось позорным.
Да и сейчас оратору не следует читать с бумажки, если он хочет произвести должное впечатление на народ. И мнемотехника в таком случае помогает ничего не забыть сказать.
Современная мнемотехника (она никакого отношения не имеет к пневмотехнике, иногда люди путают эти термины) шагнула значительно дальше, и основана на научных разработках. Сама она строится на ассоциативном принципе. Человек значительно лучше запоминает информацию, которая связана с другой. Именно поэтому зубрежка столь неэффективна. Мозг запоминает в первую очередь связи.
Второй постулат, на котором строится мнемотехника, – мозг наиболее качественно запоминает зрительную и пространственную информацию, поскольку это обуславливает самую лучшую выживаемость.
Зачем нужна мнемотехника?
Вышеприведенное определение термина «мнемотехника» дает общее понимание того, зачем она нужна. В принципе, приемы ускоренного запоминания пригодятся любому человеку и в любой сфере. Однако есть области, где без использования мнемотехники вообще никак, потому что человеческая память просто не рассчитана на механическое удержание больших массивов данных, которые ни с чем не ассоциируются и в текущий момент времени не используются. Итак, в каких же случаях вас выручит мнемотехника?
Что можно запоминать с помощью мнемотехники:
- Имена и лица – коллеги на новой работе, однокурсники, товарищи по спортивной команде, участники конференции, любые новые знакомые. Людям приятно, когда их помнят и не путают имя, поэтому вы сразу заработаете бонус в виде хорошего к вам отношения.
- Номера телефонов – это окажет вам неоценимую услугу, если телефон вдруг сядет или потеряется. Вы хотя бы сможете сделать срочные звонки, по памяти набрав номера с корпоративного телефона или же попросив смартфон у кого-нибудь из коллег.
- Иностранные слова, иностранные имена и фамилии – важная составляющая изучения любого иностранного языка, которая на первых порах дается крайне тяжело, и необходимая часть делового партнерства при общении с зарубежными коллегами.
- Всевозможные формулы, статистика продаж за месяц, квартал, год, прайсы-листы на свою и партнерскую продукцию – разумеется, лучше запоминать это все постепенно и пользоваться информацией осознанно, однако если вы спохватились за пару дней до экзамена или презентации, мнемотехника вас выручит.
- Важные даты и события, дни рождения, юбилеи – напоминания в смартфоне никто не отменял, однако большинство важных дат и торжественных событий требует подготовки к ним, поэтому помнить о них нужно заранее, а не надеяться на «напоминалку» в последний момент.
- Стихи, песни, научные факты, исторические события, нашумевшие книги – поможет в поиске общих тем для поддержания беседы, подготовке публичных выступлений и любой творческой деятельности.
- Любые большие тексты – незаменимый навык для спикеров конференций, презентаций, политиков, лекторов, позволяющий наладить контакт с аудиторией, а не подглядывать постоянно в свои записи.
Как видите, мнемотехника применяется везде, однако наиболее полезны приемы ускоренного запоминания для информации, которая по какой-либо причине не наполнена для вас смыслом. Объективно формулы по математическому анализу имеют более содержательное наполнение, чем список из 100-200 телефонных номеров, но субъективно и то, и другое может восприниматься одинаково бессмысленным набором цифр.
Вот как раз для того, чтобы наполнить смыслом и визуализировать информацию для запоминания, и нужна мнемотехника. Как наполнить смыслом и визуализировать информацию? Как это сделать эффективно? Для этого и существуют приемы и методы мнемотехники.
Главный принцип: визуализация
Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.
Правильный образ должен быть:
Объемным. Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели
Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота
Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
Ярким. Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.
Изображение с сайта news.day.az
Понятным. Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.
Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.
Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?
Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.
С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:
Изображение с commons.wikimedia.org
Важно! Все ассоциации сугубо индивидуальны. Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть
Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.
После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.
Примеры практического применения
Простым примером использования мнемотехники является детская считалка: «Каждый охотник жаждет знать, где скрывается фазан». Начальные буквы слов помогают запомнить цвета радужного спектра: красный и оранжевый, за которыми следуют желтый и зеленый, затем голубой, синий и фиолетовый.
Другой пример стоит использовать, когда необходимо запомнить в каких словах не нужно писать букву «т» между звуками «с» и «н». В этом поможет легко запоминающаяся скороговорка: «Не чудесно, а ужасно, не прекрасно, а опасно букву «т» вставлять напрасно». В скороговорке задействованы слова, орфографическое написание которых обычно вызывает затруднения
Занимаясь с самыми маленькими детьми, важно задействовать в процессе обучения визуальные стимулы
К примеру, чтобы ребенок запомнил букву «б», нужно показывать ему картинку, на которой изображен барабан, соответственно запоминание буквы «а» сопровождается представлением визуальных стимулов в виде арбуза или ананаса
Выбирая ребенку книги, нужно обращать внимание на количество и качество иллюстраций. От этих параметров зависит насколько хорошо ребенок поймет и запомнит прочитанный текст
Подготовка к ораторскому выступлению
Методика предусматривает формирование логических связей между отдельными фрагментами запоминаемых сведений
Чтобы подготовить устный доклад, важно наметить план текста, выполнив действия:
- Разбивка на смысловые блоки, группировка информации в общие смысловые абзацы.
- Выделение опорных тезисов, которые отражают основную мысль фрагмента информации.
- Включение в каждый блок наглядных пособий – таблиц, схем, диаграмм.
Используя указанные приемы мнемотехники, удастся запомнить большой по объему доклад, реферат и успешно выступить перед аудиторией, донеся до зрителей нужные сведения
Чтобы зафиксировать в памяти слово, важно наполнить его содержанием, связать с выразительными зрительными и слуховыми стимулами, вызвать ассоциации с яркими ощущениями
Использование при изучении иностранного языка
Мнемотехника пригодится для начинающих взрослых, которые хотят быстро выучить иностранный язык, выполняя упражнения дома самостоятельно. Рекомендуемые варианты:
- Упражнение 1. Метод логических связок. Выделение опорных слов в тексте, которые помогут запомнить весь текстовый материал.
- Упражнение 2. Рифмизация. Пример: Die Süffixe «-chen» und «-lein» machen alle Dinge klein, что в переводе означает, что суффиксы «-chen» и «-lein» уменьшают все вещи, делают их маленькими.
- Упражнение 3. Ключевые слова. Чтобы зафиксировать в памяти иностранное слово, подбирается похожее слово на родном языке, которое впоследствии используется как ключ, если нужно вспомнить термин на иностранном языке. Чтобы прием работал безотказно, необходимо мысленно создать сюжет с участием слов на родном и иностранном языке. К примеру, нужно запомнить слово Die Brille, которое переводится как «очки» и созвучно с русским словом «бриллиант». Примерный сюжет: вместо обычных линз в оправе очков мерцают бриллианты.
Чтобы быстрее и проще запоминать иностранные слова, нужно визуально представлять себе объекты. Фиксация в памяти чисел, знаков и слов осуществляется по общим принципам, описанным далее.
Эффективные методики запоминания
Запоминать — это выстраивать надолго воображаемую связь с чем-то: дату с событием, информацию с программой или определенным курсом. Психологи называют такие процессы «ассоциативными связями».
Запоминание цифр по мнемотехнике
Важно! Случается так, что человек начинает плохо воспроизводить материал. Такой процесс характеризуется частыми провалами в памяти, забыванием
Подобные явления могут быть у людей разных возрастов. Не стоит сразу переживать на этот счет. Как правило, обычно такое происходит ввиду того, что мозг отсеивает ненужную информацию. Происходит «чистка» от тех знаний, которые не использовались долгие годы. Такие моменты очень индивидуальны и зависят от строения мозга. Также следует помнить о том, что детский организм отличен от взрослого и формируется вплоть до юношеских лет.
В настоящее время существует множество эффективных методик запоминания. Их используют авторы, для создания своих книг, многие из которых можно найти в формате аудиокниги и прослушать онлайн либо скачать. Также сегодня есть авторские курсы по техникам запоминания, которые ведут профессиональные психологи и специалисты.
Самые распространенные методы:
- Мультисенсорная рецепция. Воздействия в процессе запоминания на рецепторы.
- Мнемоника. Используется в логопедической и педагогической практиках при работе с детьми от 3х лет и в дошкольный период при изучении стихов, рассказов и другой информации.
- Ассоциативная практика. Способствует погружению мозга в лабиринт логических цепей, научиться связывать предмет с нужным событием.
- Сортировка материала. Он подходит тому, кому нравится развивать память способом классификации материала на темы и блоки.
- «Шведский стол». Запоминание информации подряд, без разбивки на подтемы.
- Отбрасывание слов. Подразумевает выписывание материала вручную и отбрасывание ненужного текста.
- Рифма и цифры. Рифма используется при запоминании правил, а цифры — при изучении цифр (например, 0-бублик, 2 — лебедь).
Мнемотехника и мнемоника
Мнемоника используется для следующего:
- Облегчения запоминания и увеличения объёма памяти;
- Развития познавательной активности;
- Развития главных психических процессов, а также слуховой и зрительной памяти;
- Улучшения навыков мышления, воображения, связной речи и мелкой моторики.
Мнемотаблица по посуде
С использованием мнемотехники облегчаются следующие процессы:
- Обогащения словарного запаса;
- Составления рассказов;
- Отгадывания загадок;
- Заучивания стихотворений.
Правила запоминания информации детьми
7 главных правил:
- Сначала пробудить интерес у малыша, заинтриговать.
- Создать ассоциации. Чем лучше она — тем лучше информация воспримется.
- Запоминать частями. Ни в коем случае не требовать от ребенка наизусть знать текст за один присест.
- Повторять то, что запоминали.
- Попытаться понять материал — значит, создать логические цепи в мышлении.
- Постановка цели «запомнить».
- Применять знание этой информации на практике. Например, при заучивании стихотворения наизусть почаще его рассказывать родителям, воспитателям и группе.
Мнемотехника для начинающих: упражнения для детей, игры
Упражнения для начинающих по мнемотехнике для детей всегда увлекательны и интересны. Это могут быть и мнемотаблицы, и мнемоприемы, упражнения.
Мнемотаблица своими руками
Обратите внимание! Принципом мнемотехники является создание визуальных, аудиальных и чувственных представлений. Упражнения:
Упражнения:
- Созвучия. Благодаря постоянному повторению запоминается слово: «Как на горке снег, снег, и под горкой снег, снег. А на горке спит медведь! Тише-тише, не греметь!»
- Таблицы. Помогают малышу выстроить связную речь. С их помощью изучают сказки, времена года, стихи.
- Рифмы. К трудно запоминающимся словам подбираются рифмы: трава-сова, молва, куда.
- Схемы. Для запоминания цифр. Например, к каждой цифре пишется слово-ассоциация: 4 — стул или кресло.
Используйте аббревиатуры
В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.
Пример:
Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.
Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.
Принципы и методы мнемотехники
Обучение происходит последовательно, что позволяет гармонично развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребёнка
На занятиях применяются яркие увлекательные картинки, что очень важно для малыша и дошкольника. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они лучше всего запоминают то, что привлекает их визуально
Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги
Дело в том, что картинка в телевизоре активировала непроизвольное внимание малыша. Благодаря этому он смог неосознанно сконцентрироваться на том материале, который был подан с экрана при помощи ярких образов
Того же эффекта для лучшего запоминания и удержания внимания во время занятий можно достигнуть при помощи красочных увлекательных картинок. Не зря ими сопровождается практически вся детская литература. Именно визуальные образы и лежат в основе приёмов и упражнений, которые применяются на различных этапах методики.
На начальном уровне происходит освоение упражнений с использованием так называемых мнемоквадратов. Такие задания наиболее актуальны для детей младшего дошкольного возраста. Малышу демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.
В начале освоения данного этапа методики дошкольникам предлагаются готовые таблицы с рисунками. В случае успешной формулировки рассказа по картинкам, задание усложняется. Педагог предлагает детям уже самим сочинить короткую историю, изобразив последовательно этапы её развития в секторах таблицы.
Как развить память, связную речь, запоминание информации для детей начальной школы с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
Благодаря мнемотехнике в работу включается весь головной мозг. Левое полушарие мозга будет отвечать за логику, а правое полушарие – за воображение. Предложите своему ребенку одну из следующих методик мнемотехники или сразу все. Их вы сможете вместе с ним практиковать каждый день.
«Цепочка». Данный способ позволит вашему ребенку научиться запоминать одновременно несколько элементов. К примеру, необходимо запомнить некоторые продукты. Ребенок должен представить образ данных продуктов, склеить их мысленно с остальными предметами такого же цвета и размера. Потом он должен образы связать между собой, получая тем самым пары
Когда у него получится связь, пусть он мысленно уберет одну картинку, переключит внимание на второй предмет. После этого у него появится связь между следующей парой картинок
Когда ребенок будет вспоминать всю цепочку, у него в сознании будет всплывать одновременно несколько предметов.
«Матрешка». Здесь картинки объединяются парами. Первое изображение ассоциации больше, оно включает в себя вторую картинку. Метод напоминает матрешку: мелкие элементы ребенку нужно представить крупными, соединив их с частью больших предметов. Когда ребенок будет их соединять, его сознание будет направлено к меньшему элементу, а крупный предмет при этом исчезнет из мыслей. После этого ребенку нужно увеличить предмет и присоединить к следующему образу и т.к.
Мнемотехника в помощь школьнику
«Символизация». Данный метод применяется для того, чтобы запомнить абстрактные понятия. Представив мысленно образ, ребенок должен задать себе вопрос, как его лучше представить? К примеру, холод вызывает ассоциации со льдом, снегом. А жара с летом, морем.
Метод «Цицерона». Этот способ считается достаточно интересным. Ребенок запоминает интерьер комнаты, привязывает к определенным элементам ассоциации, тем самым запоминает их
Здесь важно, чтобы ребенок придерживался специальной последовательности. Например, передвигаясь в сторону часовой стрелки, он должен представить путь от дома к школе
И, когда он будет следовать повторно этому пути, подбирать запомненные предметы, называть к ним ассоциации.