Пальчиковая гимнастика для детей 2 — 3 лет картотека (младшая группа) на тему

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их на ежедневной основе. Не нужно заставлять ребенка. Серьезный характер занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.

Корзинка с овощами.

Повторяем овощи
Считаем
Как грибочки

Сдобная считалочка.

Муку в тесто замесили

(Двумя руками поочередно разжимает и сжимаем кулачки).

А из теста мы слепили:

(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок ладошками. Быстро чередуем движения).
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.

(Из двух кулачков поэтапно раскрываем ладошку).

Очень вкусно!

(Поглаживаем ладошками животик).

Считаем мебель.

Предметы в комнате начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(На каждый предмет мебели зажимает пальчик).

Много мебели назвал

Десять пальчиков зажал!

(Показать два кулачка).

Зимняя спячка.

Про мишку

Пальчиковая гимнастика для мальчиков.

Мальчишкам

Мамина профессия.

Так вы выучите и профессии

Поздоровайся со мной.

Доброе утро, котенок!

Добрый день, козленок!

Добрый вечер, щенок!

Привет, утенок!

Здравствуй веселый смешной поросенок!

(На каждую строчку разгибаем по пальчику, затем машем ладошкой).

Мир под водой.

Посмотри скорей вокруг!

(Приставляем ладошку по линии бровей).

Что ты видишь, милый друг?

(Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).

Цветочки.

О цветах

Пальчиковые игры

Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.

Пример 1

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).

Пример 2

Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!

Пример 3

Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!

Пример 4

Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).  

Пример 5

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).

Пример 6

Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).

Пример 7

Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).

Пример 8

Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).

Пример 9

Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!

Пример 10

Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!

Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.

Простые упражнения

Прежде чем приступать к имитации потешек, следует провести подготовку – родители могут воспользоваться поглаживанием, легким массажем, сгибанием и разгибанием пальчиков и кистей рук. Далее следует приступать к имитации форм предметов и животных.

Здесь можно прибегнуть к простым приемам:

  • елка – ладошки друг к другу, затем основания кистей раздвинуть в стороны, оставляя совмещенными на верхушке пальчики, локти при этом висят в воздухе, максимально отодвинувшись от тела;
  • корзинка – ладошки смотрят на малыша, затем они соединяются и прогибаются, отправляя пальчики вверх (необходимо создать форму чашечки), локти также держатся на весу;
  • колокольчик – руки располагаем ладонями вниз, пальчики сцепливаются между собой, затем средний опускается вниз для вращательных движений (через некоторое время пальчики меняются);
  • домик – ладони друг к другу, расставить основание кистей, соединив большие пальцы (это домик с крышей), затем правый средний пальчик поднять вверх (это труба), а мизинцы сложить вместе (они должны образовать ровную линию для имитации балкона);
  • птичка – перекрестить на основании кистей руки тыльными сторонами, поднимаясь вверх, сгибать пальцы, создавая видимость летящей птицы.

Виды упражнений для кистей и пальцев

В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.

Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.

Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.

Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет

В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.

Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:

  • Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
  • Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
  • Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.

Проведение

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы. Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова)

При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений. К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение

Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Порядок выполнения

Родителями должны соблюдаться не только правила проведения занятий, но и их последовательность:

  1. Для начала взрослый должен показать все движения без слов.
  2. Затем кроха повторяет каждое движение 2-3 раза.
  3. Далее все действия прорабатываются в требуемой последовательности. Если необходимо проработать сложные моменты, их оттачивают до точного выполнения.
  4. В завершении все действия проделывают еще раз, но уже со словами.

Представленная последовательность соблюдается в точности. Если крохе сразу объяснять движения и слова, у него не сформируется последовательность, он легко запутается. Если ребенок не может воспроизвести требуемые взрослым действия, пропадает желание дальше играть с родителями.

Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет для ребенка наступает важный и сложный период – становление речи. В это время в головном мозге созревают речевые центры, и малыш начинает осваивать лексические и фонетические особенности родного языка.

На заметку!Пальчиковая гимнастика отлично помогает в развитии речевых навыков, а также снимает умственное и эмоциональное напряжение.

Родителям 2-летних детей перед тем как проводить пальчиковые занятия, необходимо взять на вооружение такие рекомендации:

Упражнения не должны приносить неприятные ощущения или дискомфорт.
Если малыш в данный момент не расположен к занятиям, у него плохое настроение, то не следует его заставлять.
Перед занятием нужно убедиться, что ребенок не голоден, не хочет в туалет, он здоров и активен.
Следует разработать специальный комплекс упражнений для пальчиков, который подходит для конкретного ребенка.
Пусть каждое занятие приносит малышу радость и удовольствие. Оно должно быть интересным и увлекательным, чтобы кроха воспринимал упражнения как игру.
Занятия следует проводить регулярно – раз в 1 или 2 дня. Тогда кроха не успеет забыть слова стишка и нужные действия.
Одно занятие не должно длиться слишком долго. Дети 2-3 лет быстро устают и теряют интерес к однообразному действию.
Каждое упражнение следует повторять несколько раз за 1 занятие

Не нужно рассказывать много стишков сразу, так кроха ничего не запомнит.
Внимание во время игры нужно уделять каждому пальчику.
Лучше выучить стишки, рассказывая их крохе, а не читая из книжки.
Любое упражнение необходимо показать ребенку, чтобы он имел пример выполнения действия.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель и дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, мы с вам поедим на луг. Но с начало разминаем наше тело.

Разминка

Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

И немножко помолчим

прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).

Плечиками мы покрутим

поставив пальцы на плечи, вращаем плечами

И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём

наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем

Ножку ножкой подобьём

прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

И с начала всё начнём…

Воспитатель: А теперь садимся на паровозик и поедим на луг.

Паровозик

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух 2 раза

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят 2раза

Тук-тук

Воспитатель: Приехал наш паровозик. Выходим на луг, ребята ко мне на ладошку села мошка.

Мошка

Села мошка на ладошку, посиди еще немножко

Посиди, не улетай

Улетела… Ай!

Воспитатель: Ой ребята кто там по веточке ползет? Это паучок.

«ПАУЧОК»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, смотрите кто прыгает тут? Лягушка.

Лягушка

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки

Ква-ква, ква-ква, ква-ква

Вот из лужицы на кочку

И за мошкою вприскочку

Ква-ква, ква-ква, ква-ква

Больше есть ей не охота,

Прыг опять в свое болото

Ква-ква, ква-ква, ква-ква

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем на лужайке.

Ножки

Ножки-ножки: вы куда бежите? 2раза

Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам

И в ямку бух

Все 3 раз

Перчатка

Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»

Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Отшлепала всех Большим пальцем «шлёпаем» остальные

и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Перчатку нашла, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»

Мышат позвала. Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)

Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных

Дала покусать, пальчиков.

Погладила всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному

и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

Воспитатель: Ребята мы погуляли, поиграли. Сейчас пора домой. Домой мы поедим на машине.Берите в руки рули и поехали:

Машина

Сидим с шофером рядом би-би-би

Помочь шоферу надо би-би-би

Машинам всем и людям би-би-би

Бибикать громко будем би-би-би

Воспитатель: После прогулки нам надо мыть руки.

Наши ручки

Наши ручки отмываем: вот так, вот так

Наши ручки поднимаем: вот-так, вот-так

Наши ручки опускаем: вот-так, вот-так

И за спинку убираем: вот-так, вот-так

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – комплексное заболевание нервной системы, которое развивается у детей с рождения или в первые несколько месяцев жизни. Ведущими нарушениями при такой патологии являются двигательные и сенсорные расстройства. При этом часто наблюдаются:

  • нарушение моторных навыков пальцев рук;
  • повышение или ослабление мышечного тонуса;
  • неловкость движений;
  • насильственные неприродные движения.

Такие нарушения провоцируют проблемы с приобретением необходимых навыков для самообслуживания, негативно влияют на речевую активность даже у психически здоровых детей с ДЦП. Поэтому главная задача врачей и родителей – развивать мелкую моторику, как одну из сторон двигательной сферы. При этом очень помогают пальчиковые упражнения. Чтобы они принесли малышу, больному ДЦП, пользу, нужно придерживаться таких правил:

  1. Выполнять гимнастические упражнения каждый день. При этом в день можно проводить 2-3 занятия.
  2. Следить за состоянием ребенка во время упражнений – сменой его позы, мышечным расслаблением, самочувствием.
    Совет!Движения через силу лучше не выполнять слишком часто, лучше поддерживать комфортный темп упражнений.
  3. Гимнастику следует постоянно дополнять новыми более сложными упражнениями.
  4. Сопровождать свои действия стишками, скороговорками и ласковыми словами.
  5. Иметь позитивный благожелательный настрой, улыбаться.
  6. Хвалить и поощрять малыша за любое достижение.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса  нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль  — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с  дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

 О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания

Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Виды игровых посиделок

Огромное количество представленного рода игр условно можно разделить на следующие виды:

  • упражнения – это наиболее эффективный вид развития моторики, поскольку представляет собой движение рук и пальцев в соответствии с произносимыми словами (происходит отображение ситуации);
  • театральные сценки – подходят для детей постарше, которые надевают мелкие игрушки одной сказки и начинают вести действие вместе со взрослыми, имитируя игру на сцене;
  • физические упражнения – преимущественно используются в различных настольных играх, к примеру, лепка из пластилина (задача заключается в работе с дополнительными предметами и атрибутикой).

Малыш благодаря представленным занятиям начинает развиваться творчески. Появляется восприятие мира, формируются задатки счета. К примеру, сказка про репку в театральной сценке дает возможность крохе запомнить последовательность и научиться ждать вступление другого героя. Для этого необходимо разделить пальчиковые предметы с героями между родителями и детьми.

О взаимосвязи моторики с речью

Не все родители могут понять наличие взаимосвязи рук с речью. Чтобы разобрать вопрос, следует привести пользу развитой мелкой моторики:

  • Способность хватать мелкие предметы и совершать различные манипуляции, требующих кропотливых движений, помогает в дальнейшем быстро справиться с вопросами самообслуживания. Развитая моторика влияет на возможность держать ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  • Развитые мышцы рук позволяют быстро освоить письмо, дают возможность красиво рисовать.
  • Моторика взаимодействует с речевой функцией, что объясняется анатомическим строением мозга человека. Отработанные точные движения – это свободная речь крохи.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников предполагает выполнение следующих действий:

  • массаж рук, который проводится взрослыми;
  • работа с мелкими деталями – сборка пазла или конструктора;
  • задания с крупой или бусинами – к примеру, перемещение каждой бусины в бутылку с тонким горлышком;
  • работа с пластилином;
  • рисование карандашами и кистью;
  • вырезание простых предметов ножницами.

Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.

Пальчиковая гимнастика включает очень разнообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве. Чтобы она действительно развивала, нужно правильно подбирать упражнения, отрабатывать их и усложнять. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Развитие мелкой моторики»

Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:

Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.

Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами,  изображая предметы и персонажи с помощью рук.  Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.

Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх ( это «ушки»), остальные сжаты в кулак.

Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем ( это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками  барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»

Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога),  безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.

Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец  выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой  и безымянный палец стоят на столе  (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец)

Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям

Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.

Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.

Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.

Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.

Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то  звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше  «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.

Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector