Пастель

На какой бумаге лучше рисовать пастелью

У вас возникнет вопрос: можно ли на обычной бумаге использовать технику рисования мелками? Однозначно нет. Основа должна быть плотная и шероховатая. Тогда ваше время не будет потрачено впустую. «На какой тогда можно?» — спросите вы.

Бумага бывает разных видов:

  • пастельная. Продается в художественных магазинах и имеет разнообразные оттенки. Творить на цветной или на белой — выбирать вам. Бумага может продаваться в склеенных блоках или поштучно;
  • бархатная. Пользоваться ею тяжело, но иллюстрации получаются очень эффектные и нежные;
  • велюровая. Немного отличается от предыдущего варианта. Стоит дорого, но картина получается, словно сделанная краской;
  • акварельная. Можно ли на акварельной бумаге рисовать мелками? Можно. Особенно начинающим художникам. Это недорогой и практичный материал для тренировок;
  • крафт. Интересные листы, отлично дополняющие изображение;
  • бумага ручной работы. Дорогой материал, который нужно заказывать у частного мастера. Но если она вам попадется — это лучшая основа, которая сделает вашу работу неповторимой;
  • наждачная. Рисунки получаются, словно на асфальте. Продается в строительных магазинах.

Если вы только начинаете осваивать любое творчество — покупайте минимум необходимых материалов. Когда вы достигнете определенного мастерства, стоит позаботиться о более дорогих и профессиональных принадлежностях.

На чем лучше рисовать пастелью

Профессиональные художники используют в своем творчестве как профессиональную бумагу, так и холсты. Но такие материалы стоят дорого.

На чем можно рисовать тем, кто только осваивает это искусство? Можно ли на холсте? Конечно, можно, если располагаете финансами. Но стоит ли, если вам не понравиться этот вид творчества? Стоит ли учиться рисовать картины пастелью?

Цветные или черно-белые рисунки помогут вам выразить свой внутренний мир. Сегодня у вас сиреневое или розовое настроение? Может быть, солнечное желтое? Скорее за инструменты! Пора творить!

Если вы желаете попробовать себя в творчестве, обязательно стоит это делать. Иначе как вы сможете узнать о своих скрытых талантах?

Что нарисовать масляной пастелью легко и просто

А сейчас как и обещала, покажу свои первые рисунки — это были цветы.

Ещё на морскую тему  нарисовала море и парусник. Эту работу я рисовала по мастер классу по сухой пастели и здесь я уже немного начала понимать материал с которым я работаю. Он очень плохо растушевывается и мелки толстоваты, из за этого с ним не просто работать в мелких деталях.

Однако они не плохо наслаиваются друг на друга и получается уже более менее похоже на нормальное художество.

Бумагу в начале использовала обычную офисную и даже на ней уже получился приличный результат.

После этого тукана, я поняла, что с пастелью уже не расстанусь. Уж больно мне понравился не только результат, но и сам процесс. Возюкать жирными мелками по бумаге, такой кайф я бы сказала.

Конечно дальше мне захотелось уже профессиональные материалы и тогда я купила мелки о которых писала в начале и специальную бумагу для них.

Разница конечно ощутимая и по процессу рисования и по результату который получается.

Первыми с дочкой нарисовали птичек с задним боке в размытии.

Ими замечательно рисовать пейзажи, получаются очень живописными.

Можно рисовать отдельные элементы природы, например цветы и тонируя задний фон оставляя его в размытии.

Или фон можно вообще не трогать, оставить просто белым. Кому как больше нравится!?!

Единственный наверное минус для меня в масляной пастели, это то что её можно смазать. То есть готовую работу ни чем не закрепить.

Такие рисунки лучше всего сразу вставлять в рамку под стекло или в прозрачный файл

Можно конечно просто поставить на полочку или приклеить на стену и не трогать их или трогать ну очень осторожно

Но для меня это один единственный существенный недостаток, все остальное особенность данного материала.

Результат меня радует, буду и дальше практиковаться в этом направлении.

Ещё столько всего интересного хотелось бы попробовать нарисовать.

Ещё нашла вот такого милого оленёнка, ещё ученическими мелками малювала его.

Моим фаворитом стала однозначно масляная пастель. В планах ещё много задумок с ней.

Напишите ниже хотели бы вы продолжение таких идей и мастер классов поэтапного рисования?

Рекомендую к просмотру как рисовать маркерами для скетчинга.

А я с вами прощаюсь до новых встреч!)

Что понадобится для творчества? Какие инструменты стоит приобрести начинающему художнику?

Для создания пастельного рисунка необходимо:

  • полотно — бумага для пастели, рыхлый картон, лист наждачной бумаги;
  • мелки;
  • фиксатор для сухой пастели;
  • палочки для растушевки;
  • клячка (ластик для пастели);
  • кисти для удаления лишней пастели;
  • фиксатив рабочий и финишный;
  • муштабель.

Муштабель — специальное приспособление для художников. Длинная палочка с кожаным наконечником. Предназначен муштабель для того, чтобы можно было работать над деталями и не смазать готовый рисунок, поддерживает рабочую руку на весу.

Ластик для пастели — это клячка. Что она собой представляет? Специальное приспособление, убирающее излишки пастели или неверно нанесенный цвет, не повреждая бумаги.

Под рукой еще нужно иметь мягкую хлопчатобумажную ткань. Она необходима, чтобы вытирать руки, так как сухие, да и масляные мелки пачкают пальцы, и следы могут остаться на полотне.

Рисовать лучше стоя, используя для полотна мольберт или же наклеив бумагу на стену (последнее, как вы понимаете, бюджетный вариант). При таком положении излишки сухой пастели будут самостоятельно опадать, не смешиваясь и не портя рисунок. Для небольших картин можно использовать планшет с креплениями для бумаги.

Как рисовать пастелью?

Разберем самую популярную – технику сухой пастели. Рисование начинают с предварительного рисунка. Рисовать можно любым мелком пастели, главное аккуратно и едва видны. Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона бумаги (серый либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой тряпки.

Также можно работать и угольком, как это делал известный художник И.И. Левитан.

Совет: Не пользуйтесь графитным карандашом – он не подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него ложиться.

Когда предварительный рисунок сделан, можно приступать к нанесению основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек (где-то 2-3 см) для удобства.

После того как основные цветовые и тоновые отношения найдены, нужно уточнить рисунок, прорабатывая объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать их материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно растиркой (пальцем, растушкой), но все зависит от задач и интересов художника.

Совет для начинающих: заранее определитесь с тональным отношением каждого из предметов для правильной её передачи (самое светлое, светлое и темное).

В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел, который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого – правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала прокрашиваются темные участки, уже, после чего вводится цвет при помощи растушевки или штриховки.

Когда все части рисунка проработаны, художнику следует еще раз с нескольких сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые выделяются более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком контрастные детали смягчаются растушевкой.

Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же отличается от сухой. Например, чтобы растереть такую пастель, усилий понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и разбавитель (пинен) № 4.

В этой технике для предварительного рисунка используют мелок масляной пастели либо сухой уголек. Основные тона также рисуются плашмя или штриховкой небольшим кусочком мела.

Подмалевок рисуется щетиной кисти (№ 12-14), размазывая ею по рисунку с пиненом или другими аналогами разбавителей для масляных красок.

При работе с тенями, опытные художники советуют, чтобы тон соответствовал конечному результату. При прорисовке деталей, форм и фактур, можно не ограничиваться приемами работы – растушевывайте (размывайте) тряпкой, кистью, пальцем.

Бытует неправильный подход со стороны некоторых художников, что все работы пастелью выглядят чересчур мыльными и растушеванными. На самом деле это же еще лучше, ведь хорошо, когда есть возможность выделить акцентированные места, а вторичные размыть! Это позволяет реализовать любой замысел художника.

Виды пастели

Пастель большинства разновидностей изготавливают методом прессования. Основой для ее производства служат красящий пигмент и связующее вещество. В зависимости от химического состава и свойств различают 4 основных вида пастели:

  • Сухая. Не содержит других ингредиентов помимо пигмента и вяжущих веществ. Легко ложится на бумагу, позволяет смешивать различные цвета для получения разнообразных оттенков. Этот материал легко смешивается с красками других типов и характеризуется повышенной устойчивостью к воздействию солнечного света. Но изображение получается весьма хрупким. Чтобы предотвратить осыпание мельчайших частичек пигмента, картину размещают за особым антибликовым стеклом в раме или покрывают специальным фиксатором.
  • Масляная. В ее составе дополнительно присутствует натуральное льняное масло. Такой материал на ощупь кажется жирным. Его можно размыть специальным растворителем, а нанесенный рисунок не требует дополнительной фиксации. Масляная пастель почти не растушевывается, а ее различные цвета плохо смешиваются.
  • Восковая. При ее изготовлении в бруски добавляют натуральный или искусственный воск. Такие мелки не пачкают руки, их часто используют для рисования дети, а профессиональные художники — напротив, крайне редко. С этим материалом любят работать книжные иллюстраторы, так как готовый рисунок хорошо держится на бумаге, а цвета на картинке получаются очень яркими и насыщенными.
  • Акварельная. По химическому составу отличается от восковой пастели наличием особых водорастворимых компонентов. Созданный ею рисунок можно размыть с помощью воды, чтобы получить весьма достоверное акварельное изображение с тонкими цветовыми переходами и эффектом воздушности.

Сухую пастель дополнительно разделяют на несколько подвидов:

Твердая. Содержит максимальное количество связующего вещества и минимальное соотношение красящего пигмента. Обычно выпускается производителями в форме прямоугольных брусков (для нанесения контуров и основных линий) или особых карандашей с пастельным стержнем (для прорисовки мелких деталей).

Мягкая. В ее составе больше красящего пигмента

Требует крайней осторожности при использовании, так как мелки легко ломаются при сильном нажатии. Чаще всего продается в виде округлых брусков

Очень хороша для растушевки изображения.

Ультрамягкая. Содержит минимальное количество связующего вещества, поступает в продажу в небольших баночках. Для нанесения на бумагу и смешивания цветов используют особые спонжи (аппликаторы) из поролона.

Профессиональные живописцы и графики при написании картин одновременно используют несколько наборов сухой пастели (твердой, мягкой и ультрамягкой). Такой подход позволяет значительно расширить творческие возможности и создавать разнообразные по манере исполнения произведения.

Пастельная техника рисования требует от художника наличия хороших профессиональных навыков и бережного обращения с материалом. В настоящее время для создания картин используют специальную бумагу или картон, гораздо реже — холст. Мелками мастер прорисовывает основные линии и штрихи, а кончиками пальцем выполняет растушевку — умело создает на поверхности картины мягкие тональные переходы и элементы светотени.

Виды

С выбором данного материала не все так просто – художественная пастель для рисования на выпускается сразу в нескольких разновидностях, каждая из которых имеет собственное назначение. Чаще всего по консистенции пастель делят на мягкую и твердую, а то, к какому конкретному подвиду относится вещество, определяется еще на этапе производства простым изменением пропорций – либо больше красителя и меньше соединяющего вещества, либо наоборот.

Для детей чаще покупается мягкая пастель – процент краски в составе здесь максимально высок, поэтому любой рисунок, выполненный с помощью такого вещества, выглядит очень ярко и привлекательно, и, конечно же, не требует практически никакого нажатия.

А вот профессиональная пастель всегда твердая, из нее делают как более привычные пастельные мелки, так и пастельные карандаши. Данная субстанция значительно прочнее – она обладает настолько высокой плотностью, что кусочки можно даже затачивать, чем активно пользуются профессиональные художники, используя такой вариант для прорисовки мелких деталей, штриховки и других аналогичных целей.

Шансов, что такой брусок поломается сам, куда меньше, однако всегда стоит помнить, что след от него обладает совсем не такой привлекательной яркостью, да и далеко не на любую бумагу его стоит пытаться наносить.

Классифицируется пастель, конечно же, и по комплектации. Профессиональные художники обычно приобретают либо огромного размера наборы с десятками различных оттенков, либо покупают материал для рисования поштучно, просто пополняя те запасы, что у них уже есть, нужными цветами. Конечно, ребенку тоже можно покупать штучные пастельные мелки, однако если он только учится рисовать, а это – еще и первая его пастель, то для начала лучше приобрести сравнительно небольшой набор – 10-18 цветов, максимум – 24.

Другое дело, если данное увлечение – всерьез и надолго: тогда можно брать наборы по 36-48 цветов, и хотя обойдутся они значительно дороже, стоит учитывать, что вес у них тоже куда больше. Можно однажды купить такой большой набор, а затем просто по мере надобности пополнять его поштучными оттенками.

Наконец, следует учитывать, что большинство красителей в мире созданы не только для рисования на плоскости, а еще и для украшения каких-либо трехмерных объектов, и пастель вовсе не является исключением. В частности, с ее помощью можно раскрашивать поделки, изготовленные из ткани. Например, она часто используется для придания законченного эстетического вида цветам из фоамирана.

Если говорить конкретно об этом материале, то он обладает весьма гладкой поверхностью, соответственно, краситель для него лучше выбирать мягкий, оставляющий выразительный след. Тем не менее, в данной отрасли искусства выбор пастели очень сильно зависит от того, какой именно ткани было отдано предпочтение, так что эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Разновидности

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа.
Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Как рисовать сухой пастелью: инструкция с поэтапными действиями для начинающих

Художественная пастель — специальные мелки, которые используются как для детского творчества, так и в профессиональной художественной сфере. Она бывает различных видов: сухой, восковой или масляной. Рисование этим материалом приносит удовольствие и помогает раскрыть талант художника каждому желающему.

Основные советы для начинающих помогут сделать минимум ошибок в освоении этого вида искусства.

  1. Первый этап — подготовка. Итак, вы выбрали сухие мелки. Стоит ответственно отнестись и к подбору бумаги. Обычные тонкие листы для творчества не подойдут. Нужно приобрести плотный материал с шероховатой поверхностью, чтобы штрихи ложились правильно, и рисунок не осыпался. Позаботьтесь о твердой поверхности для творчества.
  2. Второй этап — создание наброска. Возьмите один из мелков. Главное — он должен отличаться от фона всего на один тон. Едва заметными линиями прорисовываем контуры наших элементов, например, цветка. Не прижимайте сильно. Контур должен потом легко стряхнуться обычной тряпкой. Не стоит использовать простой графитный карандаш. Его будет трудно удалить.
  3. Третий этап. Затушевываем детали, прорисовывая мелкие элементы. Это можно сделать с помощью линий, штрихов, точек, используя пальцы и кисти. Все! Ваш первый творческий результат готов.
  4. Четвертый этап. Поместите холст под стекло или воспользуйтесь специальным аэрозолем, слегка сбрызнув рисунок для его укрепления. Иначе он может со временем осыпаться, а цвета — исказиться.

Виды пастели

Упомянув несколько видов пастели, нужно обязательно поговорить о каждом из них чуть более подробно. Чаще всего пастель встречается в виде небольших мелков, которые варьируют по толщине и форме сечения. Обыкновенно они выпускаются, как палочки одинаковой консистенции, часто даже без обёртки, но существуют и продвинутые версии. Например, пастельные карандаши, где та же самая масса заключена в более привычную и удобную форму для рисования. Но более распространены и узнаваемы, конечно, простые тонкие мелки, округлые или квадратные на срезе.

Основное разделение пастели на подвиды обусловлено её консистенцией и составом: твёрдостью или мягкостью.

Так можно перечислить до четырёх разновидностей пастели:

  1. мягкий, 
  2. твёрдый,
  3. сухой,
  4. масляный сорт.

Они варьируются ещё на стадии заготовления, когда в один вид добавляют меньшую концентрацию скрепляющих веществ, вроде смолы или клея.

В мягких видах пастели содержится преимущественно пигмент с добавлением небольшого объёма клеевого раствора, и такие бруски дают очень насыщенный и сочный цвет, широкий просто для тушевания и лёгкую покраску.

Твёрдая включает больше закрепляющей основы, поэтому у такого типа повышается механическая прочность, и с твёрдой пастелью возникает меньше казусов по поводу поломки брусков. Благодаря прочности она идеальна для исполнения тонких деталей рисунка, потому что палочки способны сохранять острые грани гораздо лучше. Вынося на обсуждение подробно каждый вид пастели, перечислим их прочие плюсы и минусы.

Твердая пастель

Твёрдая. Именно эта пастель удостоена чести выпускаться и в форме пастельных карандашей, кажущихся более привычными глазу. Она пригодна для штриха, для тонких линий, мелкой детализации рисунка. Консистенцию имеет жёсткую, даёт менее яркий цвет, чем проигрывает мягкой. Твёрдая пастель не крошится так просто и позволяет художнику даже затачивать её при надобности (именно поэтому ею порою наполняют карандаши с деревянной оправой). Оптимальна также для выполнения эскизов и скетчей и конкретизации контуров изображения на бумаге, завершительного акцентирования мелочей.

Мягкая пастель

Клеящие вещества доведены до минимума, такого рода брусочки очень ломкие и сыпучие. Падения совсем не переносит и тут же разбивается на части, что весьма печальный недостаток по сравнению с твёрдой, эластичной и чуть более прочной пастелью. Зато мягкая текстура способствует превосходной фиксации цвета на бумаге, и большая концентрация пигментов делает его весьма насыщенным.

Самое знаменитое и отличаемое визуальное качество пастели сильно выражено в этом типе – воздушность и бархатистость, мягкость краски. Для препятствования смешиванию и осыпанию таких мелких частиц можно покрывать каждый отдельный слой распыляющимся лаком или другим фиксатором, и тогда рисование мягкой пастелью будет в удовольствие.

Масляная пастель

По виду очень напоминает родственные ей восковые мелки и привносит в работу сочные, натуральные цвета, которые сравнимы с настоящей масляной живописью. У неё особенная текстура на основе льняного масла, с помощью которой можно добиться совершенно глубоких и насыщенных красок на холсте.

Нередко в паре с такой пастелью применяют растворитель, а ещё обязательным дополнением к масляной пастельной краске служит бумага, обладающая достаточной шероховатостью, потому что она плохо ложится на обыкновенную основу и не поддаётся растушёвке. Зато подобная эластика масляных пастельных палочек практически не пачкает руки во время работы, избавляя от неприятностей и грязи, которые случаются с прочими видами.

Разные источники прибавляют в этот небольшой список и другие подразделения пастели, например, пастель на основе воска, чернил или акварели (допускающая соответствующее размывание).

Производство пастели

Пастель часто и даже в подавляющем большинстве случаев выглядит, как набор разноцветных брусочков, по своему качеству и свойству похожему на известные всем мелки. В нашей стране выпуск такого художественного материала происходит по следующей технологии – сначала изготавливается масса из связующего компонента и красящих пигментов. Причём в заготовочную субстанцию включается не только цветной пигмент, но и белый, что обуславливает порой очень светлые и мягкие конечные оттенки.

Первый этап

Так в один цвет может входить до девяти составляющих-красителей. Для того, чтобы обеспечить мелкам фиксированную форму, добавляется клеящее вещество, например, раствор гуммиарабик – смола натурального происхождения, получаемая из деревьев рода акации.

Второй этап

Последующая стадия после смешения пигментов и основы – их совместное перемалывание до однородной массы. Это специальный процесс растирания краски в специальной машине с гранитными валами, повторяющийся пять-шесть раз для получения равномерной консистенции и тонко помолотых красителей. Российская промышленность использует зарубежное оборудование в таком производстве.

Третий этап

Перемалывание длится долго и проводится тщательно, после чего смесь в готовом виде переносится в формы следующей машины, для спресовывания длинных палочек, которые вручную укладывают работники завода. На оборудованных и смазанных противнях размещаются длинные полоски, которые тут же нарезаются на «порционные» кусочки при помощи специального размерного шаблона.

Четвертый этап

Далее железные противни, на которых пастель размещена так, чтобы не слипаться между собой, отправляются в печь с постоянным температурным размером от шестидесяти до восьмидесяти градусов. Пастель просушивается в тепле строго отведённое количество часов, и сушка – это ничуть не менее важная часть всего производства, что остальные. От того, какой тепловой обработке подвергнется материал, напрямую зависит его финальное качество. Пересушенная пастель будет испорчена ровно так же, как и оставшаяся сырой: первая выйдет из печи обгорелой и потрескавшейся, а вторую в скором времени ждёт заплесневение.

Завершающий этап

Итак, полученные после «запекания» одинаковые по размеру брусочки готовы к размещению в упаковке и отправке на прилавки магазинов, навстречу потребителю. Производящие компании могут представлять на вкус и на выбор самый широкий спектр как цветов пастели, так и скрывающей их упаковки. Существуют выпуски пастели россыпью и специально составленные и подобранные наборы самых различных размеров. Несколько мелков в числе, не превышающем десяток, или большая профессиональная коллекция с сотнями оттенков (наибольшее известное и популярное количество брусков в наборе — 268).

Пастель любого вида всё-таки остаётся хрупким инструментом изобразительного искусства, поэтому она чаще заключается в картонные коробки с мягким наполнителем (поролоном), который предотвращает её перемещение и поломки внутри упаковки. В ячейках поролоновых вставок внутри коробки все палочки будут находиться на своих местах, что послужит плюсом и к удобству во время работы, и к безопасности транспортировки. Надлежит хранить пастель в сухом месте, поскольку мы уже знаем о вредоносном влиянии отсыревания на наш художественный материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector