Вероятность развития шизофрении в подростковом возрасте
Содержание:
- Действия ВОЗ
- Симптомы Расстройства поведения у детей:
- Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?
- Причины психических заболеваний
- Причины дисгармонии
- Симптомы нарушения психики
- На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:
- Деструкция сексуального поведения
- Признаки шизофрении у детей: поведение и сигналы в разном возрасте
- Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Рискованные формы поведения
- Пограничная психопатология
- Психические расстройства у детей
- Поведенческие расстройства
- Психическое расстройство и социальные последствия
- Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка
- Нарушения и их причины по алфавиту:
- Другие виды нарушений на букву «п»:
Действия ВОЗ
ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:
- Глобальное ускорение действий в интересах здоровья подростков (AA-HA!): руководство по осуществлению в странах — резюме
- Глобальная стратегия охраны здоровья женщин, детей и подростков (2016–2030 гг.)
- План действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг. — на английском языке
- Программа действий по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP)
Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:
- оценки потребностей
- оказания первой психологической помощи
- клинического ведения психических расстройств
- восстановления системы охраны психического здоровья
Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.
(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.
Симптомы Расстройства поведения у детей:
Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.
Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV
На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:
- Ребенок часто спорит со взрослыми
- Ребенок часто «выходит из себя»
- Ребенок часто переносит вину на другого человека
- Ребенок часто обижается
- Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
- Ребенок часто выявляет негодование или гнев
- Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
- Ребенок часто мстительный или злобный
Критерии расстройства поведения по DSM-IV
На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:
- Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
- Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
- Часто провоцирует драки и потасовки
- Проникал в чужие жилища или автомобили
- Применял в драках серьезное оружие
- Лжет и обманывает других
- Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
- Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
- Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
- Участвует в кражах с применением физической силы
- Убегал из дома с ночевкой дважды
- Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
- Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
- Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку
Сопутствующие признаки
Психиатрические симптомы:
— гиперактивность
Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.
— сниженное настроение
У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.
Неудачи в учебе
У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:
- деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
- дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
- как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.
Плохие межличностные отношения
Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.
Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.
Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?
Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов. Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов, которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.
Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев, если обратиться к психиатру или просто к психологу, ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.
Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.
Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.
Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.
Причины психических заболеваний
Большинство психических заболеваний являются результатом жизненных ситуаций и опыта, а также того, как мы с ними справляемся. Увольнение, смерть, травматический опыт приводят к стрессу, который может вызвать расстройства. Это очень индивидуальный вопрос, часто психические проблемы передаются по наследству, иногда они возникают в результате текущих событий.
Во-первых, обращает на себя внимание нетипичный ход развития психики человека, например, воздействие травмирующих событий в детстве. Во-вторых, было доказано, что некоторые расстройства в некоторой степени наследуются, например, шизофрения или повышенная вероятность депрессии у людей с семейным анамнезом. . Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций
Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств
Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций. Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств.
Исследование EZOP (Эпидемиология психических расстройств и доступность психиатрической помощи) показало, что 23% людей страдают по крайней мере одним психическим расстройством, а у каждого четвертого – целое сочетание нарушений.
По мнению специалистов, плохому психическому здоровью способствуют многие факторы. Люди жалуются на быстрый темп жизни, плохие экономические условия и нестабильную работу. Окружающая среда тяжелая, и наша психика не становится сильнее. Мы не в состоянии справиться со стрессом или защитить себя от него. Это причина многих расстройств.
В случае когнитивно-поведенческой терапии признается, что в основе человеческого поведения лежат убеждения, приобретенные в процессе обучения, которые определяют, как интерпретируется мир. Таким образом, искажения убеждений и обработки информации или дефицит когнитивных навыков считаются основными причинами психических расстройств. Согласно этому, обращение со стрессовым событием с помощью рациональной системы убеждений приводит к адекватным эмоциям и решимости предотвратить подобные события в будущем.
Причины дисгармонии
Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:
- наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
- приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
- органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.
Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.
Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.
Симптомы нарушения психики
Каждое заболевание психического характера начинается с появления различных симптомов, которые, как правило, по одному не вызывают особых вопросов со стороны окружающих и бывает сложно собрать их все в единую картину. Однако тщательное наблюдение за человеком на протяжении нескольких дней позволит сделать выводы для принятия дальнейших мер.
Симптомы нарушения психики в большинстве случаев тесно связаны с угнетенным состоянием человека, которое мешает ему выполнять ежедневные привычные дела. К таким симптомам относятся:
- физические (нарушение сна, как в сторону бессонницы, так и наоборот, постоянный упадок сил даже после полноценного отдыха; головная бол и др.);
- поведенческие (злоупотребление таблетками, сигаретами и другими веществами в больших количествах, неспособность к выполнению работы);
- когнитивные (невозможность мыслить четко, проблемы с памятью);
- перцептивные (навязчивые мысли);
- эмоциональные (постоянные чувства тревоги и печали).
Наличие нескольких симптомов сразу говорит о проблеме и необходимости профессиональной консультации с психологом или психотерапевтом. Выявление причин и возможность установления диагноза на ранних стадиях, поможет быстрее вывести человека из такого нежелательного состояния.
На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:
1. Невроз истерический представлен нарушениями моторной функции, а также соматовегетативными отклонениями. Возможно возникновение истерического паралича, рвоты, задержки мочеиспускания и даже обмороком. В некоторых случаях дети могут жаловаться на не существующие боли в частях тела или органах, которые не имеют патологий. Младшие дети в момент приступа могут падать на пол, кричать, плакать, бить руками и ногами. Причиной такого приступа может стать чувство обиды или недовольство отказом в выполнении требований ребенка. Спровоцировать возникновение истерического невроза может и наказание. Подобное расстройство является некой защитной реакцией психики на непереносимые условия
В результате больной «обеспечивает» себе особое внимание, от него ничего не требуют
2. Невроз ипохондрический наиболее часто встречается у подростков. Ипохондрия характеризуется чрезмерными опасениями заболеть или получить какую-то травму. Больной ребенок постоянно находится в угнетенном состоянии.
3. Невроз депрессивный характеризуется стремлением к одиночеству. У девочек подростков на фоне депрессий может развитья анорексия.
4. Невроз навязчивых состояний сопровождается различными фобиями. Ребенок может бояться темноты, одиночества или смерти. Для данного вида невроза характерно наличие нервных тиков.
5. Астенический невроз возникает у детей, плохо переносящих психологическое напряжение. Расстройство сопровождается частым плачем, повышенной раздражительностью и утомляемостью, неустойчивым сном и энурезом.
Невротические расстройства у детей могут возникать в разном возрасте, особенно опасно это заболевание для подростков. Для этого возраста характерно негативное восприятие мира и неуверенность в себе, наличие неврозов еще более отягощает ситуацию.
Деструкция сексуального поведения
Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.
Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.
Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:
- визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
- эксгибиционизм – обнажение на публике;
- совращение малышей;
- сексуальные манипуляции с животными;
- групповой онанизм;
- эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
- сексуальное влечение к моче, калу.
Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.
Признаки шизофрении у детей: поведение и сигналы в разном возрасте
Поведение и игра крайне важны для уточнения психического здоровья. Ведь даже овладев речью, дети еще долго учатся выражать словами внутренний мир. А в игре они неосознанно проецируют свои представления и переживания.
Внимательного родителя может беспокоить игра с перевоплощениями. Ребенок стремится быть только отрицательным персонажем, имитирует социально неодобряемые действия. Из такого воплощения он выходит с трудом. Всё это может быть признаками шизофрении у детей 7 лет и младше.
Важно
Организм ребенка гораздо более восприимчив к лекарствам, поэтому препараты и их дозировки должен подбирать опытный специалист.
Подросткам чаще присущ гебоидный синдром, с грубо утрированными патологическими влечениями, половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности и морально-этических качеств. Раннее выявление и начало лечения позволяют минимизировать или избежать гебоидное поведение вовсе.
Лечением шизофрении у ребенка занимается грамотный детский психиатр. Адекватная комбинация медикаментов и регулярное наблюдение у лечащего врача помогут ребенку адаптироваться к окружающему миру. Подробнее о лечении детской шизофрении.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Рискованные формы поведения
Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.
В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.
Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.
Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.
Пограничная психопатология
Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации.
В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех.
В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера.
Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет, является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт.
После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни.
Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни.
То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым, или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями.
Психические расстройства у детей
Учитывая выше перечисленное, на неделе психического здоровья, которая проходила в Беларуси с 5 по 10 октября под эгидой общественной организации «Белорусская ассоциация социальных работников», психическому здоровью подрастающего поколения было уделено особое внимание. За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось
Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве
За последние 6 лет психическое здоровье детей и подростков ухудшилось. Опрос, проведенный по инициативе ЮНИСЕФ с участием 227,5 тысячи подростков из 45 стран мира в возрасте 11, 13, 15 лет, показал результат, далекий от оптимистичного. Четверть из опрошенных детей сообщили, что испытывают нервное напряжение, приступы раздражительности и проблемы со сном не реже одного раза в неделю. Почти каждый 5-й ребенок показал депрессивную симптоматику, каждый 4-й из общего числа опрошенных признался, что его посещали мысли о самоубийстве.
Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.
Поведенческие расстройства
подросткового возраста отличаются особой вариативностью и полиморфизмом проявлений. Наиболее распространенным вариантом ПР, в особенности дезадаптирующий подростков на социальном и образовательном уровне, выступает так называемый гебоидный синдром, характеризующийся болезненным заострением и искажением эмоционально-волевых особенностей личности, свойственных пубертатному возрасту (патологический пубертатный криз).
Клиническая картина гебоидного синдрома определяется грубыми расстройствами поведения, несоответствующими врожденному характеру подростка, с появлением грубости, враждебности, нетерпимости, склонности к асоциальным и антисоциальным поступкам, выраженным расторможением и извращением примитивных влечений (сексуальная раскрепощенность, алкоголизм, наркомания и т.д), утратой или ослаблением высших нравственных установок (утрата табу, социальной дистанции, извращение понимания границ добра и зла).
Гебоидный синдром приоритетно встречается в инициальном или манифестном периодах шизофрении и расстройства шизофренического спектра, вследствие чего требует обязательного наблюдения и лечения у врача психиатра.
Психическое расстройство и социальные последствия
Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?
Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.
Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.
Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.
При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?
На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.
Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?
Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.
Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка
Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.
Генетическая предрасположенность
Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.
Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.
Ограниченность умственных способностей
Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.
Повреждения головного мозга
Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:
- энцефалит;
- менингит;
- ВИЧ;
- краснуха;
- интоксикация ртутью;
- отравление растительными ядами и т.д.
Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.
Вредные привычки у родителей
Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.
Постоянные конфликты
Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.
Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.
Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.
Нарушения и их причины по алфавиту:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
нарушение психическое у детей —
Гораздо более часто встречающаяся проблема, чем олигофрения или другие психические проблемы.
При психическом нарушении дети не испытывают стойкого и необратимого процесса нормального развития, но у них проявляются задержки и отставание в развитии.
Большинство случаев психического нарушения у детей обнаруживают в возрасте 7-8 лет – при поступлении в школу проявляется недостаток обычных для сверстников знаний, быстрой истощаемости интеллектуальной деятельности и предпочтение игровых интересов у ребенка.
Дети с психическими нарушениями отличаются хорошей сообразительность в рамках уже имеющихся у них знаний, они эффективно используют помощь взрослых – в этом их отличие от детей, страдающих олигофренией.
При каких заболеваниях возникает нарушение психическое у детей:
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
1) ошибками воспитания;
2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями
Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше
Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.
К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психическое у детей:
ПсихиатрПсихологПеринатолог
Вы заметили психическое нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Другие виды нарушений на букву «п»:
- нарушение памяти
- нарушение памяти у детей
- нарушение патопсихологическое
- нарушение пигментации
- нарушение пигментации кожи
- нарушение питания
- нарушение пищеварения
- нарушение плацентарного кровотока
- нарушение плацентарное
- нарушение плодово плацентарного кровотока
- нарушение плодового кровотока
- нарушение поведения
- нарушение поведения у детей
- нарушение познавательных процессов
- нарушение потенции
- нарушение походки
- нарушение проводимости сердца
- нарушение процессов реполяризации
- нарушение процессов реполяризации желудочков
- нарушение психики
- нарушение психических процессов
- нарушение психического здоровья
- нарушение психического развития
- нарушение психического развития у детей
- нарушение психическое
- нарушение психосоматическое
- нарушение пуринового обмена
Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.