Вот такой рассеянный. как отличить забывчивость от проблем с памятью
Содержание:
- Определение понятия
- Как избавиться от рассеянности
- Причины проблем с памятью и вниманием
- Особенности патологии
- Причины
- Симптомы
- Причины
- Лечение СДВГ
- Течение болезни
- Причины
- Проявления проблем с памятью
- Благо или зло?
- Лечение СДВГ
- Виды нарушения
- Причины рассеянности
- Хроническая усталость (СХУ): симптомы
- Причины усталости
- Причины
- Как лечить
Определение понятия
Как расшифровывается диагноз СДВГ? Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ – это неврологическое расстройство поведения, которое проявляется невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
Впервые об этом синдроме заговорили в начале XX века. На сегодняшний день это официально признанное заболевание. В МКБ-10 СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам (F90). Ему присвоен код F90.0. А в МКБ-11 его относят к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдает патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.
Если у невролога или психолога человек получает диагноз СДВГ, то что это значит? У детей с СДВГ нет проблем в интеллектуальной сфере, но есть проблемы в эмоционально-волевой сфере. Из-за недостаточной выработки определенных биологических веществ мозг человека с синдромом дефицита внимания и гиперактивности работает по-другому. Из-за нарушенной биохимии головного мозга возникают проблемы с концентрацией внимания, усвоением информации, усидчивостью.
Ребенок не может «просто взять себя в руки», «перестать беситься», «сидеть нормально» или делать еще что-то из подобного, диктуемого родителями. СДВГ – это болезнь, проявления которой человек не может контролировать без посторонней помощи.
Педагоги и родители должны понять, что при СДВГ ребенок не может вести себя иначе. Он не капризничает, не делает что-то на зло, не пытается вывести вас из себя, не хулиганит. Он просто живет в своей норме. И если вы наказываете, ругаете его за такое поведение вместо того, чтобы помочь, то он искренне не понимает причин такого обращения с ним. В итоге отношения с взрослыми портятся, и ребенок замыкается в себе.
Как избавиться от рассеянности
Как бороться с рассеянностью? Вам помогут упражнения и изменение образа жизни
На первых порах, чтобы не забывать ничего важного, можно использовать списки, будильники, визуальные пометки. Например, можно с вечера составлять список дел и вешать его над рабочим столом
В принципе, многие люди не представляют жизни без ежедневника. Так что этот прием подходит всем.
Как же стать более внимательным? Регулярно выполняйте несколько упражнений на повышение концентрации внимания:
- Следим за пальцами. Удерживая прямую спину и расправленные плечи, займите удобное положение на стуле или в кресле. Поднимите правую руку до уровня плеч и отведите ее в сторону. Следом поверните вправо голову, сконцентрируйте взгляд на пальцах отведенной (правой) руки. Через минуту проделайте то же самое с левой рукой и поворотом головы влево.
- Следим за стрелкой. Наблюдайте за движением секундной стрелки в течение пяти минут. Не переводите взгляд и не уходите в свои мысли. Думайте только о стрелке и ее движении. Если сбились, то начните сначала.
- Чертим линию. Возьмите ручку и бумагу. Начинайте вести прямую линию, не отвлекайтесь, думайте только об этом процессе. Если поймаете себя на мысли, что отвлеклись, поставьте небольшую пометку и продолжайте вести прямую линию. Хорошим результатом считается, если вы сможете в течение 2–3 минут рисовать линию и ни на что не отвлекаться. Это упражнение помогает не только повысить концентрацию внимания, но и отследить динамику тренировок. При позитивной тенденции вы увидите, что зазубрин становится с каждым разом все меньше. А еще при помощи этого упражнения можно проверить исходный уровень концентрации внимания.
Вместе с этим не забывайте тренировать память:
- Повторяем ряд. Расставьте перед собой несколько предметов в ряд. Посмотрите на них в течение 30-60 секунд. Отвернитесь или закройте глаза и воспроизведите порядок, в котором расположены вещи. Можно раскладывать предметы не в ряд, а, например, квадратом.
- Изучаем детали. В течение минуты разглядывайте какой-то предмет. После чего закройте глаза и постарайтесь в деталях описать то, что увидели. Откройте глаза и сравните. Можно усложнить задачу: запоминать и описывать сразу несколько предметов.
- Повторяем прожитый день. Перед сном постарайтесь вспомнить лица и голоса всех людей, с которыми общались. А также вспоминайте все события прошедшего дня.
Ну и, конечно, полезно заучивать стихи, читать, разгадывать кроссворды. Все это тренирует память и не дает мозгу расслабляться.
Если речь идет о функциональной рассеянности, то достаточно полноценно отдохнуть. Возможно, вам стоит уйти в отпуск или поменять работу.
Если рассеянность вызвана психическими нарушениями или соматическими заболеваниями, то показано медицинское лечение. Оно направлено на первопричину, а не на саму рассеянность.
Если рассеянность, плохая память, ослабление концентрации внимания и забывчивость связаны с органическими поражениями, соматическими заболеваниями, гормональными нарушениям, то показано медицинское лечение. Только психолог сможет выявить точную причину когнитивных проблем и подобрать оптимальное лечение.
Причины проблем с памятью и вниманием
Как мы уже говорили, чаще всего жалобы на память возникают у взрослых и пожилых людей. Причины резкого ухудшения могут быть таковы:
- стресс, и высокая загруженность на работе;
- последствия физических травм;
- сбои в работе вегетативной нервной системы;
- гормональный дисбаланс;
- сахарный диабет;
- нарушение мозгового кровоснабжения;
- опухолевые заболевания мозга;
- последствия инсульта;
- невротические и психопатические отклонения;
- развитие заболевания Альцгеймера.
К причинам проблем с памятью у молодых людей, помимо перечисленных соматических патологий, можно отнести:
- малоподвижный образ жизни;
- использование ресурсов мозга с перегрузкой (к нему можно отнести попытку выучить материалы лекций полугодия за одну ночь, что характерно некоторым студентам).
Детские проблемы с запоминанием обычно обусловлены:
- отсутствием психологического комфорта в семье и во время учёбы;
- ослаблением иммунитета;
- развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивностью;
- врождёнными патологиями головного мозга.
Особенности патологии
Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, не свойственная возрасту ребенка, а также неустойчивым вниманием. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли
Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.
Выявить патологию можно по таким проявлениям:
Гиперактивность. Для этого состояния характерны активность и возбудимость, не укладывающиеся в общепринятые нормы. Такое поведение ребенка доставляет много проблем не только его окружению, но и ему самому. Причиной развития такого состояния является ослабленная нервная система, при ее переутомлении и возникает гиперактивность.
Нарушение внимания. Если речь идет о СДВГ, то данный симптом рассматривается как основной
Внимание является сложной психической функцией, и если она нарушена мозг не в состоянии сфокусироваться на определенном объекте. Если на ребенка воздействуют внешние раздражители, то его внимание начинает очень быстро переключаться с одного объекта на другой
Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
Импульсивность. Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.
Такая патология, как СДВГ, не означает, что у ребенка обязательно будет низкая умственная активность. Могут отсутствовать сопутствующие психические или соматические заболевания.
Причины
Основные причины эмоциональной неустойчивости:
Постоянное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть вследствие психологической травмы, постоянных жизненных неудач, стрессовых ситуаций, из-за нехватки или переизбытка внимания, слишком строгих табу или, наоборот, вседозволенности.
Эмоциональные расстройства соматического характера. Оно может возникнуть из-за нехватки в организме необходимых витаминов и микроэлементов(у детей это сказывается на учебе и внимательности); из-за гормонального дисбаланса(нервное расстройство, типичное для женщин); изменение гормонального баланса с возрастом(менопауза).
При эмоциональной неустойчивости по причинам, перечисленным в первой группе, необходима консультация психолога или психотерапевта. Во втором случае избавиться от нервной неустойчивости поможет изменение режима питания и прием необходимых витаминов.
Симптомы
Люди, страдающие от рассеянности, довольно часто допускают ошибки на работе и страдают от общей несобранности. Мнимая рассеянность может быть вызвана психологическими проблемами
При возникновении каких-либо трудностей человек концентрирует свое внимание на их преодолении, и при этом другая информация или объекты отходят на второй план
Однако необходимо помнить о том, что мнимая и подлинная невнимательность сильно отличаются друг от друга. Если мнимую невнимательность специалисты не считают за заболевание, то при возникновении подлинной рассеянности они бьют тревогу, так как в этом случае может развиться серьезная патология. Рассмотрим симптомы, которые могут говорить о проблемах клинического характера:
- возникновение головных болей;
- потеря работоспособности;
- перепады настроения и изменения в поведении;
- постоянная сонливость;
- не проходящее чувство усталости, даже после отличного отдыха;
- невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
- частые потери личных вещей;
- снижение активности в целом, а также половой активности.
Необходимо отметить, что дети также страдают от рассеянного внимания. Оно может проявляться следующим образом:
- медлительность;
- быстрое переключение с одной деятельности на другую;
- плохая память;
- быстрая возбудимость;
- частые истерики.
Причины
Причины рассеянного внимания у взрослых:
Истощение и переутомление. Напряженная работа без отдыха, выходных и отпуска может привести к подобному. Особенно уязвимы люди, чья профессия связана с интеллектуальным трудом, например, учителя, писатели.
Нежелание что-то делать. В некоторых случаях забывчивость – это попытка мозга защитить нас от неприятной информации или неприятного дела.
Работа в условиях многозадачности
Если человек буквально разрывается между несколькими работами, задачами или совершенно разными сферами жизни, то очень скоро его память и внимание начинают давать сбой.
Другие расстройства внимания, например, СДВГ.
Другие заболевания, например, алкоголизм, наркомания. Сюда же можно отнести работу на вредном производстве и иные интоксикации организма.
Гормональные изменения
Речь идет как о патологиях щитовидной железы или других проблемах с выработкой гормонов, так и о естественных гормональных перестройках, например, во время беременности у женщин и в период переходного возраста у детей.
Возрастные изменения. Многие взрослые женщины и мужчины в возрасте старше 30 лет сталкиваются с рассеянностью, забывчивостью и плохой памятью. Это может быть связано с дефицитом интеллектуальной активности или, наоборот, с умственными перегрузками. А также это связано с вредными привычками, стрессами. В качестве лечения рекомендуется пересмотреть свой образ жизни.
Обратите внимание! Рассеянное внимание может быть последствием интеллектуального, физического или психологического истощения
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным
Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно
Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ
Каким должно быть лечение?
Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.
Течение болезни
Существует два типа биполярного расстройства:
- I типа. Для диагностики требуется по крайней мере один эпизод мании (или смешанное состояние), за которым (но не всегда) следует длительный эпизод депрессии.
- II типа. Необходимо диагностировать хотя бы один серьезный эпизод депрессии, за которым следует состояние гипомании (но не мании).
Биполярное расстройство I типа соответствует классическому описанию маниакально-депрессивного заболевания. Это расстройство характеризуется повторяющимися (как минимум двумя) эпизодами изменения настроения и активности, во время которых настроение становится повышенным, увеличивается энергия и активность (мания или гипомания) или настроение ухудшается, энергия и активность снижаются (депрессия).
Мания – один из двух основных полюсов биполярного расстройства. Для нее характерна триада – бодрое настроение, ускоренные ассоциации, усиленные движения. Внешний вид и психопатология пациента зависят от степени маниакального синдрома.
Помимо этой более распространенной психопатологии маниакального синдрома, могут быть и другие его варианты. Гневная мания – это состояние, при котором гнев и раздражительность возникают вместе с хорошим настроением. Пациенты раздражаются, спорят со всеми, у них нет классического маниакального веселья.
Во время непродуктивной мании пациенты веселые, но пассивные, медлительные, не желают заниматься какой-либо деятельностью. Ассоциации немного ускорены.
Во время мании, для которой характерно ступор, есть только одна составляющая маниакальной триады – бодрое настроение, замедление мышления, подавление движений.
При биполярном расстройстве первый эпизод депрессии начинается в более молодом возрасте, чаще встречается у женщин, чаще связан с недостатком энергии, повышенным аппетитом, повышенной потребностью во сне, более частым злоупотреблением психоактивными веществами, более частыми попытками суицида.
Бред нигилизма и потери чаще встречаются при биполярном расстройстве с психозом. Другие симптомы депрессивного эпизода биполярного расстройства соответствуют классическим признакам депрессии – постоянное чувство печали, беспокойства, безнадежности, отсутствие интереса к вещам, которые всегда интересовали, чувство вины, снижение активности, постоянное чувство усталости.
Преобладающие эпизоды мании, смешанной депрессии или депрессии могут быть описаны как легкие, умеренные или тяжелые без психоза или с симптомами психоза, частичная или полная ремиссия.
Если настроение пациента колеблется от гипомании до депрессии, диагностируется биполярное расстройство II типа. Это расстройство встречается реже, потому что и пациент, и члены его семьи часто не считают симптомы гипомании расстройством. Они нечеткие и обычно длятся недолго, а после депрессии кажется, что пациент поправился.
Когда пациенты находятся в состоянии гипомании, их поведение и внешний вид менее неадекватны, но даже в этом состоянии есть определенные признаки, указывающие на изменение настроения. Пациенты активные, у них много планов, стараются их реализовать. Планы, не требующие кропотливой работы, усердия, длительного времени. Находясь в таком состоянии, пациенты иногда могут достаточно успешно организовывать сложные экскурсии и встречи и выполнять другие аналогичные действия.
Причины
Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности)
Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.
Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания.
Проявления проблем с памятью
Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.
Проблемы с памятью бывают разных характеров:
- временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
- постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.
Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:
- сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
- регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
- сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
- потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
- неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
- забывчивость в повседневных делах;
- значительные трудности с усвоением новой информации.
К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:
- невнимательность;
- замедленность восприятия;
- проблемы с концентрацией.
Благо или зло?
Влияют ли гаджеты на мозг и насколько они опасны? Споры на эту тему периодически возникают. Джинна Ивановна считает, что без телефонов, планшетов и компьютеров сегодня не обойтись. Нужно идти в ногу со временем, пользоваться тем, что дают современные технологии, но помнить о мере и не забывать о безопасности.
«Если долго смотреть в гаджеты, переутомляются глаза, а они по большому счету, часть нашего мозга, только снаружи. Соответственно, устает и мозг. Поэтому нужен отдых, необходимо переключиться на что-то другое», — отмечает Джинна Лебедева.
Меньше монитора. Почему для детей вредна длительная работа за компьютером
Подробнее
Лечение СДВГ
Как избавиться от СДВГ? СДВГ лечат при помощи психотерапии и медикаментов. Однако к последнему прибегают только в крайних случаях. Лекарства выписывает невролог или психиатр. Как правило, назначают ноотропы и стимуляторы.
Можно или нет полностью вылечить СДВГ? От 30 до 70% людей полностью вылечиваются от СДВГ. В остальных случаях удается сгладить проявления синдрома. При правильном лечении ребенок может успешно учиться и адаптироваться к жизни в социуме. План лечения подбирается строго индивидуально. Он зависит от причин, типа и проявлений синдрома. А также при подборе схемы терапии специалисты учитывают индивидуальные особенности ребенка и его условий жизни.
Виды нарушения
К нарушениям нервной системы необходимо относиться серьезно. Прежде чем принимать какие-либо решения по устранению этой проблемы, следует ознакомиться с формами, которые присущи таким нарушениям.
Впервые истинное невнимание описал философ и психолог из Америки У. Джеймс
Он утверждал, что во время наступления вышеописанного состояния человек отключается от всего: от планов, от внешней среды. При потере внимательности сознание человека блуждает и не может остановиться на длительное время на каком-либо конкретном объекте. Данный вид состояния обычно называют рассеянием или прострацией.
При этом такое состояние оказывает очень сильное влияние на мыслительную деятельность. Человек чувствует упадок сил из-за того, что не может сконцентрироваться. Вследствие чего наступает полная апатия, и пропадает интерес к какой-либо деятельности. Причиной, вызывающей такое состояние, служит либо бессонница, либо какое-либо заболевание, либо полная усталость от выполняемых заданий.
У детей часто возникает ученическая рассеянность. Из-за неконтролируемой подвижности происходит отвлечение внимания. Впрочем, проблемы невнимательности у детей могут возникать по другой причине, а именно: из-за проявлений признаков, которые связаны с психопатологиями.
Старшее поколение также страдает от проблем, которые вызывает отсутствие сосредоточения. Такие проблемы называются старческой рассеянностью. Из-за плохой переключаемости, которая напрямую связана с недостаточностью концентрации на объекте, сосредоточение на чем-либо становится неэффективным.
Есть и другие типы, такие, как мнимая рассеянность. Причиной возникновения этого явления служит множество картинок, которые находятся перед глазами человека и сменяют друг друга очень быстро. Зачастую такое состояние вызывают как глубокие чувства, так и переживания. Сильные эмоции также не дают человеку нормально сконцентрироваться на объектах, которые находятся вокруг него.
Специалисты в гештальтпсихологии утверждают, что сосредоточение может быть ослаблено при возникновении эмоционального состояния
Например, если человек получил дозу адреналина, то его внимание значительно уменьшится
Иногда человек вполне осознанно старается не замечать некоторые детали, которые его окружают
Такое невнимание называется мотивационно-обусловленным. Проявляется оно тогда, когда человек специально не замечает какие-либо предметы, которые могут вызвать у него стресс
Когнитивное невнимание выражается в следующих проявлениях: человек зачастую не замечает стук стрелок на часах или биение своего сердца.
Причины рассеянности
Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.
Существует мнение, что рассеянность может возникать:
на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;
при переутомлении, головной боли, усталости и т. п.;
во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами
Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;
при попытке делать несколько дел одновременно. О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
при органических поражениях головного мозга;
при некоторых психических заболеваниях (депрессиях, тревожных расстройствах).
Нередко люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на свою память, но она тут совсем ни при чем.
Хроническая усталость (СХУ): симптомы
Симптомы синдрома хронической усталости индивидуальны, зачастую течение заболевания состоит из чередующихся периодов обострения и улучшения. На какое-то время симптомы могут проходить, и человек возвращается к привычному ритму жизни. Затем усталость, сонливость и упадок сил одолевают с новой силой, отражаясь на качестве жизни.
Постоянная физическая и умственная усталость — основной симптом СХУ, который не проходит после сна или отдыха и мешает человеку выполнять ежедневные дела. Большинство людей с СХУ описывают эту усталость как подавляющую и говорят, что она отличается от усталости, которую они испытывали раньше.
Физическая нагрузка может обострить симптомы. Иногда это проявляется не сразу: усталость может появиться через несколько часов или на следующий день после занятий спортом. При тяжелой форме СХУ человек ничего не может делать сам или в состоянии выполнять лишь простые действия, например, чистить зубы. Иногда люди проводят все время в постели и даже не могут выйти из дома.
Помимо усталости и упадка сил есть и другие распространенные симптомы, но большинство людей испытывают лишь некоторые из них. К этим симптомам относятся следующие:
Причины усталости
Точная причина синдрома хронической усталости (СХУ) не известна, но на этот счет существует несколько теорий. Некоторые специалисты полагают, что СХУ может быть спровоцирован вирусной инфекцией, например, мононуклеозом. Слабость после перенесенной вирусной инфекции — это нормально, но это не объясняет, почему при СХУ симптомы не проходят со временем и постепенно становятся тяжелее.
Другие возможные причины усталости:
- нарушения работы иммунной системы;
- гормональный дисбаланс;
- психиатрические нарушения — в некоторых случаях болезнь бывает связана с эмоциональным истощением, стрессом, депрессией и психологической травмой;
- наследственность — некоторые люди могут наследовать предрасположенность к синдрому хронической усталости, так как это заболевание иногда имеет семейный характер;
- какая-либо физическая травма — в некоторых случаях болезнь развивалась после перенесенной хирургической операции или тяжелого несчастного случая.
Причины
Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности)
Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.
Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания.
Как лечить
Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.
Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.
Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.
Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.