Режим дня ребенка в 1 год (в 12 месяцев)
Содержание:
- Что умеет делать малыш в 14 месяцев
- Первые слова
- Ошибки родителей
- Младенец до 6 месяцев высовывает язык — причины
- Развитие речи ребенка в два с половиной года
- Зубы у детей
- Что делать при поносе у ребенка 1 года?
- Календарь развития ребенка от года до трех лет
- Стадия вторая: первые фразы
- Физическое развитие
- Ловкие пальчики
- Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Режим питания ребенка
- Возможные нарушения прорезывания зубов и осложнения
- Физическое развитие
Что умеет делать малыш в 14 месяцев
Каждый ребёнок развивается индивидуально. Его навыки зависят от того, насколько хорошо занимались его развитием родители. Поэтому есть довольно существенная разница между умениями детей в 1 год и 2 месяца. Но есть основные навыки, которыми каждый малыш к этому возрасту должен овладеть.
Перечень того, что должен уметь ребёнок в 14 месяцев:
- понимать значение большого количества слов;
- выполнять простые просьбы;
- знать и говорить некоторые слова или слоги;
- стоять, ходить;
- удерживать предметы;
- играть с разными игрушками без посторонней помощи;
- подражать взрослым.
Отличия мальчиков и девочек
После года дети начинают больше отличаться по половым признакам. Девочки намного быстрее развиваются и с радостью демонстрируют окружающим свои умения. Они раньше начинают одеваться и ходить на горшок самостоятельно. К тому же девочки преуспевают в запоминании и произнесении новых слов.
В то же время мальчики отличаются большей активностью и неусидчивостью. Правда, им надо потратить больше времени, чтобы усвоить новую информацию. Но научившись пользоваться новой игрушкой, они могут проводить с ней очень много времени.
Первые слова
Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).
Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.
Ошибки родителей
Познакомимся с основными ошибками, которые могут допустить родители:
Уход от ответа. Да, вопрос малыша может застать врасплох. Допустимо перенести беседу, если вы совершенно к ней не готовы, – лучше подумать и предоставить краткий ответ, чем промолчать, замяться, прийти в ужас, начать нервничать. У ребенка не должно возникать ощущения, что он спросил нечто запретное. Но ответ на свой вопрос он должен получить.
Половая специфика. Вопросами сексуального просвещения должен заниматься родитель одного пола с ребенком. Дети-дошкольники уже осознают свою половую принадлежность, поэтому гораздо больший комфорт будут испытывать, беседуя с родителем своего пола.
Чрезмерные подробности. Нельзя предоставлять ребенку ту информацию, которую он не может понять. Анатомические детали пока совершенно излишни. Представим ситуацию – девочка в группе детского сада со знанием дела рассказывает другим детям о том, что у нее есть матка, а у мальчика Пети – пенис и яички. Звучит и пугающе, и неприлично. А виной всему подробный рассказ родителей о том, как появляются на свет дети. Кроме того, детям неприятно слушать про физиологию мужчины и женщины, они начинают с ужасом понимать, что нечто подобное произойдет и с ними. Подобная детская травма может самым негативным образом отразиться на развитии личности и на умении выстраивать отношения с противоположным полом.
Спешка. С детьми до 2 лет беседы на сексуальные темы недопустимы. В дальнейшем не стоит навязывать ребенку свои пояснения, если вопросов как таковых у него не возникает. Принцип прост: ребенок поинтересовался – родитель ответил, не акцентируя особого внимания. Например: почему трава зеленая? – потому что ее согревает солнышко; откуда берутся дети? – из маминого животика. Понятно, что оба ответа неполные, но ни одному родителю не придет в голову рассказывать малышу особенности процесса фотосинтеза. Чем же вопрос про детей отличается от остальных?
Сложный ответ. Некоторые родители не вдаются в особенности анатомии, но все равно перегружают детей информацией, говоря им о том, что появление ребенка бывает сложным, болезненным, он может родиться сам, а возможно, врачу придется делать маме разрез. Все это излишне. Достаточно того, что малыш знает – он появился из животика потому, что мама и папа любят друг друга.
Игнорирование темы. Иные родители полагают, что им очень повезло и ребенок не задает неудобных вопросов
Но это не говорит о том, что теме не должно быть уделено должное внимание. Можно сказать, что задача мам и пап, напротив, усложняется, поскольку им нужно будет быть еще более тактичными и деликатными.
Невнимание к темам сексуального насилия
Мы знаем, что некоторые взрослые могут представлять опасность для малышей, поэтому недопустимо просто закрывать глаза
Следует рассказать ребенку о том, что никто не имеет права касаться его тела, что важно не общаться с незнакомыми людьми на улице, даже если они кажутся очень вежливыми и предлагают сладости. Надо научить малыша доверять родителям, обязательно рассказывать о том, что кто-то из взрослых пытался потрогать его
Однако и в этом случае лишняя информация и детали недопустимы.
Разговор о том, откуда берутся дети, – это не наказание для стыдливых родителей, а возможность предостеречь ребенка от жизненных ошибок и трудностей. Беседы не нужно бояться. Главное – правильно подготовиться, заранее сформулировать фразы, не допуская чрезмерной откровенности и не стыдясь самого вопроса. Делать акцент следует не на физиологии, а на чувствах.
Младенец до 6 месяцев высовывает язык — причины
Для детей в возрасте до 6 месяцев наиболее распространенными причинами высовывания языка являются естественные рефлексы, голод и генетические различия.
Выталкивающий рефлекс языка
Выталкивающий рефлекс языка — состояние, при котором ребенок автоматически высовывает язык в ответ на то, что касается губ. Этот рефлекс облегчает кормление маленьких детей, когда мама предлагает грудь или бутылочку.
Выталкивающий рефлекс языка обычно длится до 4-6 месяцев. Родители не должны предлагать ребенку твердую пищу, пока этот рефлекс не исчезнет. Однако большинство детей не нуждаются в твердой пище, пока им не исполнится 6 месяцев.
Голод
Маленькие дети часто высовывают язык, когда голодны. Ребенок может повернуть голову в одну сторону, открыть рот, а затем сделать то же самое, глядя в другую сторону.
Генетическое состояния
Врожденные заболевания — это состояния, которые присутствуют с рождения. Некоторые врожденные заболевания могут привести к тому, что у ребенка будет увеличен язык, чем обычно. Это может привести к тому, что язык будет выходить из ротовой полости. Это отличается от того, когда ребенок специально высовывает язык. Дети с такими заболеваниями, как синдром Дауна и синдром Беквита-Видемана, могут высовывать язык большую часть времени, наряду с другими признаками и симптомами.
Генетические заболевания — наименее вероятная причина, по которой младенцы высовывают язык. В большинстве случаев высунутый язык не является признаком наличия у ребенка каких-либо генетических различий.
Развитие речи ребенка в два с половиной года
Ребенок 2,5 лет уже обозначает себя: «Я», «Я сам». Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого. Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает и называет имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр. Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.
Использует предложения из нескольких слов (трех и более). Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
Малыш двух с половиной лет легко подражает незнакомым словам. Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды. Может рассказать историю по картинке в двух-трех предложениях.
Ребенок знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).
Малыш быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает. Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
Начинает контролировать силу своего голоса и может говорить, то громко, то тихо.
А что умеет ваш малыш в 2,5 года?
Зубы у детей
У каждого здорового младенца со временем показываются первые резцы. Их появление подчиняется законам природы, процесс сопровождается определенной симптоматикой, которая в большинстве случаев одинакова и проходит за несколько дней. Если обеспечить крохе комфортные условия и помогать справляться с неприятными ощущениями, болезненный период пройдет практически незаметно.
Симптомы прорезывания
Внимательные родители могут заметить, как меняется поведение маленького человека при возникновении первых зубных единиц. Появляется паника от незнания, что делать, когда режутся зубы, ведь ребенок часто плачет, а мама и папа забывают про ночной отдых и покой в дневное время суток. Другие характерные признаки:
- набухание слизистых оболочек и десен;
- обильное слюноотделение;
- повышение температуры тела до субфебрильных значений и выше;
- постоянное желание тянуть все в рот и грызть из-за боли или зуда;
- проблемы со сном;
- плаксивость, раздражительность или полная апатия;
- отказ от материнской груди или бутылочки;
- нарушения стула (понос, запор);
- покраснение горла за счет усиления кровотока;
- рвота, чрезмерные и частые срыгивания;
- заложенность носа, кашель;
- аллергические высыпания (в редких случаях).
Перечисленная симптоматика наблюдается не всегда. Иногда малыши вовсе не беспокоятся и ведут себя как обычно, поэтому обнаружить произошедшие изменения можно только при осмотре ротовой полости. На месте будущих зубных рядов виднеются белые точки — части непрорезавшихся до конца коронок.
Выход клыков нередко сопровождается резями в глазах. Младенец трет их руками, часто моргает, возможно слезотечение.
Что делать при поносе у ребенка 1 года?
К счастью, большинство состояний, которые вызывают понос у малыша, относительно безобидны: они могут даже исчезнуть самостоятельно, если предлагать ребенку больше жидкости и внести некоторые коррективы в его питание. Главной опасностью, которую представляет понос, считается обезвоживание. Детский организм поддерживает практически постоянный электролитический (солевой) и водный баланс, регулируемый здоровым кишечником и почками. При диарее баланс может быть нарушен, и организм рискует потерять и жидкость, и полезные соли. Что должно насторожить:
- ребенок начинает терять в весе;
- теряет интерес к играм, часто капризничает;
- ротик и язык сухие при осмотре;
- реже происходит мочеиспускание, моча при этом темнее, чем обычно.
Что могут сделать родители в такой ситуации?
Попробуйте найти причину диареи. Может, за последние несколько дней вы каким-либо образом изменяли питание ребенка. Например, перевели его с грудного молока на коровье, либо на детское питание, либо приступили к введению прикорма
Может, ребенок переел или съел за один раз много нового продукта? Обратите внимание: если одновременно с поносом у малыша появилось покраснение вокруг анального сфинктера, то это может свидетельствовать о том, что ваш ребенок не переносит некоторые продукты. Попробуйте вернуться к прежнему питанию, либо исключите пищу, которая могла спровоцировать диарею
Если все сделать правильно, то стул нормализуется на протяжении 5-6 дней.
Если на фоне расстройства кишечника у ребенка наблюдается простуда с повышением температуры, то тут необходимо действовать в зависимости от самочувствия малыша. Малыш не капризничает, играет как ни в чем ни бывало, его язык влажный, мочеиспускание в норме – подождите и понаблюдайте за ребенком, пока беспокоиться не стоит. Если же малыш начинает терять в весе, часто плакать и капризничать – вызывайте доктора.
Если фекалии ребенка взрывные, водянистые, зеленоватые, по всему видно, что малыш заболел, а поверхность языка сухая – пересмотрите его питание. Не предлагайте ребенку твердые продукты, коровье молоко, магазинные пюре и каши. Оставьте грудное молоко и каши на воде.
При сильном поносе и обезвоживании, если вы уже не кормите грудью, можно заменить всю пищу малыша электролитными смесями (например, «Натуралайт» или «Педиалайт»), их можно купить практически в любой аптеке. О дозировках полезно проконсультироваться с врачом. При поносе средней тяжести такими смесями заменяют лишь половину рациона ребенка.
Если детский режим питания был по каким-либо причинам нарушен (смена места жительства, поездка на отдых и пр.), то полезно максимально восстановить его. Пока понос окончательно не прекратиться, забудьте о коровьем молоке, заменяя его грудным молоком или натуральным йогуртом.
Учтите, что функция детского кишечника может восстанавливаться очень медленно, и понос будет продолжаться до нескольких недель. Но если появились боли в животике и потеря веса, обязательно следует посетить врача. Возможно, придется сдать анализ на наличие гельминтов.
Календарь развития ребенка от года до трех лет
Возраст | Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Двигательные навыки | Речевое развитие |
Год | Малыш различает все цвета, формирование бинокулярного зрения завершено.
В связи с тем, что ребенок теперь активно двигается сам, происходят изменения и в зрительном восприятии пространства – мозг учится сопоставлять расстояние, на которое переместилось тело, с зафиксированным сетчаткой изображением. Этот процесс предполагает активную работу глазных мышц, полную согласованность движений глаз и интенсивную мозговую деятельность. |
Развитие слуха как такового проходило до года, и если у малыша есть проблемы, они уже отмечены родителями и педиатрами.
Если же все в порядке, настало время развития фонематического слуха – способности слышать и узнавать отдельные звуки речи. Понять, есть ли проблемы с фонематическим слухом, пока невозможно, но уже можно предлагать ребенку игры для его развития. |
Ребенок уверенно стоит без опоры. В начале года ходит, держась за что-либо одной рукой. Затем учится ходить без поддержки, но двигается неуклюже, часто падает, делает широкие шаги и легко теряет равновесие. При этом малыш активен, стремится исследовать окружающее пространство, легко меняется положение тела – садится, ложится, перекатывается, встает на ноги или на четвереньки. | После года продолжается накопление пассивного словаря, развивается и активный. Нормой считается, если ребенок в год говорит около 10 слов. |
Полтора года | Ребенок уже привык воспринимать мир трехмерно, хорошо видит как вблизи, так и вдали. Но острота зрения, как и цветовосприятие, продолжает совершенствоваться. Теперь развитие зрения зависит не только от заложенных природой механизмов, но и от познавательной активности ребенка. | Подтверждением правильного развития слуха на этом этапе становятся звукоподражательные слова, которые любят повторять детки в полтора года. | Движения ребенка все еще неуклюжи, центр тяжести смещен вверх. Координация движений только начинает совершенствоваться. Малыш передвигается от одной опоры к другой, «обнимая» дверные косяки, углы мебели, ноги взрослых. Учится без поддержки перешагивать через препятствия, садится теперь не только на пол, но и на детский стульчик и прочие предметы похожей высоты. | Малыш произносит до 25 слов (словами считаются не только «литературные» лексемы, но и любые буквосочетания, которые все время произносятся ребенком в одном и том же значении – например, «ава» или «бака» вместо «собака»). В лексиконе в основном существительные. Речь малыша развивается, но пока понятна только его близким. |
Два года | У большинства малышей в этом возрасте начинаются качественные изменения восприятия пространства. Это связано с тем, что происходит скачок в развитии речи и формирование абстрактного мышления. | Развитие фонематического слуха продолжается. Ребенок различает фонемы родного языка, хотя правильно произнести многие из них пока не в состоянии. | Уверенно ходить малыш научился, теперь он осваивает бег, учится прыгать, подниматься на носочки. Умеет забираться на кровать и даже на «взрослый» стул. Гораздо лучше держит равновесие, этот навык продолжает совершенствоваться. | Пассивный словарь преобразуется в активный, малыш учится разговаривать не словами, а фразами. Предложение чаще всего состоит из 3-4 слов. Развитию речи способствуют активная языковая среда, вовлечение ребенка в диалог, чтение сказок. |
Три года | Поле зрения ребенка все еще несколько уже, чем у взрослых (примерно на 10%). Эта характеристика будет сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. | Путем естественной тренировки слуха малыш достиг этапа, когда уже способен отмечать неправильно произнесенные звуки в чужой речи. К концу третьего года он сможет отмечать дефекты и в собственном произношении. | Пропорции тела ребенка меняются, происходит смещение центра тяжести. За счет этого движения становятся более уверенными и «взрослыми», малыш учится быстро менять направление движения, ходить по наклонной плоскости, легко подниматься и спускаться по лестнице. | Ребенок знает несколько стишков наизусть, помнит любимые сказки, может их пересказать. Может придумывать слова (полотенце – «вытиральник»). Речевому развитию помогают игры, задействующие мелкую моторику, и активное общение со взрослыми. |
Стадия вторая: первые фразы
На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»
Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).
У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.
Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример
Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике
Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.
«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.
«Болёй!» – добавляет ребенок.
«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.
Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.
Физическое развитие
В возрасте 14 месяцев малыш активно развивается, и его показатели приблизительно составляют:
- рост – 74-82 см;
- масса тела — 10-13 кг;
- окружность головы- от 46 до 48 см;
- объем груди – 48-51 см.
Естественно, это очень индивидуально, так как все дети рождаются с разными показателями, по-разному питаются и проживают первый год жизни (часто болеющие дети немного отстают в темпах физического развития от своих здоровых сверстников), и у всех разная генетика.
Рацион малыша обязательно должен быть сбалансирован по всем показателям, так как здоровое полноценное питание – залог хорошего развития малыша.
Ловкие пальчики
Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам
И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках
Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.
Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.
Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
- Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
- Массаж животика, спинки.
- Ползание.
- Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
- Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
- Круговые движения ручками.
- Активное упражнение — напряженное выгибание.
- Поворот влево со спинки на животик.
- Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
- Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).
Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).
Режим питания ребенка
В 1 год прикорм ребенка составляет уже около половины его рациона. Может быть больше или меньше — все индивидуально.
Чтобы сделать рацион разнообразным, кормите ребенка одним из продуктов каждой группы ежедневно.
Если он отказывается от одного из продуктов, не стоит заставлять его кушать.
Вы заметите, что к году ваш ребенок хочет кушать с общего стола. Дети этого возраста уже предпочитают еду кусочками, а не в виде пюре, и начинают есть ложкой, пить из поильника или чашки.
Способ приготовление пищи может быть разным: запекание без масла, тушение, варка, жарка на сковороде с антипригарным покрытием. Стоит помнить, что многие дети сейчас предпочитают простые монокомпонентные блюда.
Сколько раз в день кормить малыша? Без учета грудного молока/смеси ребенок будет кушать до 5 раз в день: завтрак, обед, ужин и перекусы.
Включайте в меню: каши, супы, паровой омлет, тефтели, блюда из рыбы и овощи. Предлагайте воду, сок или компот, лучше без сахара. На полдник можно давать печенье, фрукты или кефир. Можно включить в меню коровье молоко.
Избегайте следующих продуктов:
- копчености
- сладости
- жареную на масле пищу
- газированные напитки
Возможные нарушения прорезывания зубов и осложнения
Долгое время считалось, что единственным нарушением является задержка признаков прорезывания зубов у ребёнка, но современные стоматологи классифицируют целый ряд возможных проблем, приводящих к серьёзным последствиям. Полный список содержит следующие пункты:
- Позднее прорезывание
- Раннее прорезывание
- Неправильный порядок прорезывания
- Формирование зачатков за дугой зубного ряда
- Аномальное формирование зуба
Все эти причины являются поводом для комплексного обследования ребёнка, включающее в себя анализ крови, рентгенограмму и назначение индивидуального лечения.
Другая проблема, часто возникающая у детей до 10 месяцев – гипоплазия эмали. Это заметное невооружённым глазом поражение внешней поверхности молочных зубов и образование на ней специфических бороздок жёлтого или коричневого цвета. Причиной нарушения, как правило, объявляется какая-либо болезнь матери, перенесённая во время беременности. Исходя из выявленной причины, лечение назначается также в индивидуальном порядке.
Гипоплазия эмали
Нередко, при нарушении правил гигиены, у грудничков наблюдается нагноение дёсен при прорезывании зубов. Опасность такого осложнения в том, что его не всегда видно даже при ежедневном и внимательном осмотре ребёнка, и в ряде случаев оно потребует немедленного хирургического вмешательства.
Прочие осложнения, которые могут возникнуть из-за нарушений прорезывания зубов, это:
- Возникновение множественных афтозных язв на языке и нёбе
- Неправильное формирование прикуса
- Заглоточный абсцесс
- Обширное воспаление дёсен
Вопрос к специалисту: Иногда родители сталкиваются с такой проблемой, что ребенку уже больше четырех лет, а у него до сих пор не прорезались некоторые зубы. Что в таком случае делать?
Малыхина Евгения Петровна
Детский врач-стоматолог, зам. главного врача клиник «Лаборатория улыбок МОНОПОЛИЯ»
Как правило, уже к 3 годам у ребенка прорезывается порядка 20 молочных зубов. В целом, скорость прорезывания зависит от того, как протекал первый триместр беременности. Также влияет и характер питания. Например, при долгом естественном вскармливании и кормления кашами у организма ребенка отсутствуют стимулы к прорезыванию, поэтому детям дают дольки яблока. Это и массаж десен, и стимулирование/ускорение прорезывания.Отсутствие зубов в возрасте четырех и более лет однозначно требует визита к врачу-стоматологу. Предварительно я рекомендую сделать панорамный снимок: это позволит понять, на каком этапе находятся зачатки молочных и постоянных зубов.
Физическое развитие
Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.
Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.
Рост и вес
Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.
Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ
Пол | Нижний предел | Верхняя граница |
Рост мальчиков, см | 71 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12 |
Вес девочек, кг | 7 | 11,5 |
Окружность головы и груди
Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.
Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы
Пол | Нижняя граница | Верхний передел |
Окружность головы мальчиков | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек | 42 | 47,6 |
Окружность груди мальчиков | 46 | 52,5 |
Окружность груди девочек | 46,3 | 51,4 |