Как правильно составить режим дня ребенка дошкольника

Основные моменты организации дня и режима для двоих детей

Чаще всего окончательный режим дня мамы с двумя детьми складывается тогда, когда младший достигает возраста полутора лет. Как ни странно, несколько легче состыковывается распорядок дня мамы погодков или близнецов, так как дети близки по своим потребностям. Но и в этом случае режим дня ребенка может сильно меняться в зависимости от его индивидуальности и темперамента.

В первые годы жизни до трех лет распорядок дня ребенка изменяется не один раз. А вот оставшиеся до школьного времени четыре года почти не затрагивают режим дня. С каждым этапом уменьшается необходимое в сутки количество сна, видоизменяется приемлемая для малыша пища.

Стоит заметить, что пока режим малыша, находящегося на грудном вскармливании, не стабилизируется, совмещать его с распорядком дня старшего ребенка не представляется возможным. Но если постепенно основные события в жизни грудничка, такие как еда, прогулка, купание, сон, будут происходить друг за другом, то ребенок быстро привыкнет, и с удовольствием будет следовать заведенному порядку. Ну а форс-мажор, который всегда имеет место, будет чем-то редким и не страшным.

Самое главное, состыковывая режим дня детей раннего возраста учитывать, чем будет заниматься старший ребенок, а чем — младший. Если стараться следовать последовательности действий хотя бы около месяца, то ритм жизни станет привычным и желанным для всех членов семьи.

Не стоит забывать, что распорядок дня — это понятие очень и очень гибкое. По мере взросления и роста каждого из детей он может, да и должен меняться. Каждый из детей переживает переход на двух, а потом и трехразовый сон, смена качества и количества пищи, количество занятий.

Основными компонентами, на которые следует ориентироваться при составлении распорядка дня для всей семьи, являются:

  • Сон
  • Прогулка
  • Занятия
  • Игровая деятельность
  • Отдых и свободное время
  • Прием пищи
  • Гигиенические процедуры

Именно эти основные моменты следует учитывать, разрабатывая собственный распорядок дня ребенка, мамы и малыша, изменяя длительность и содержание компонентов, в том числе режим сна ребенка, в зависимости от возраста и потребностей детей.

Таблица режим дня по Комаровскому

Режим дня в детском саду в подготовительной группе

Старшие дошкольники уже хорошо организованы, им нужно меньше времени на подготовительные работы к завтраку, прогулку, к отходу ко сну. В теплые месяцы дети проводят больше времени на улице, в холодное – в помещении. Поздней весной и летом рекомендованы прогулки дважды в день – после второго завтрака до обеда, и после полдника до прихода родителей. Образовательные занятия, если есть возможность, переносятся на улицу: экскурсии, тематические прогулки, соревнования по физической культуре, трудовая деятельность.  

  1. Прием детей – с 7 до 8.20 утра.
  2. Утренняя гимнастика – 15 минут, с 8.30 до 8.45.
  3. Завтрак – с 8.45 до 9.00.
  4. Самостоятельные игры – с 9 до 9.10. 
  5. Образовательная деятельность – с 9.10 до 9.40, потом перерыв десять минут, продолжение занятий с 9.50 до 10.20, снова перерыв десять минут, занятия продолжаются с 10.30 до 11 часов.
  6. Второй завтрак – с 11 до 11.10.
  7. Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение в группу – с 11.10 до 12.45.
  8. Обед — с 12.45 до 13.10. В данный период входят: подготовка к обеду и прием пищи.
  9. Сон – подготовка, гигиена, укладывание и дневной сон – с 13.10 до 15 часов.
  10. Подъем, гигиенические процедуры – с 15 до 15.25.
  11. Полдник – с 15.25 до 15.40.
  12. Игровое время, как самостоятельные игры, так и совместная деятельность – с 15.40 до 16.30.
  13. Прогулка – с 16.30 до 19 часов. 
  • «ПДД для детей дошкольного возраста«
  • «ЗОЖ для детей дошкольного возраста«
  • «Подвижные игры для детей дошкольного возраста«

Отдых не должен означать сон

После еды, детишек поощряются, чтобы

  • убрать грязную посуду
  • мыть руки
  • и готовиться к ежедневному отдыху.

Отдых означает не просто сон или лежание спокойно в затемненной комнате. Ребеночек может расслабиться и

  • просматривать иллюстрированные книги
  • или заниматься некоторой другой тихой деятельности в то время, как другие детки отдыхают.

В распорядке дня младшей группы детского сада все детки ежедневного спят во время отдыха.

Это связано с возрастной необходимостью, но и там, как правило, есть тихий уголок, в котором малыш может отдохнуть не погружаясь в сон.

Когда он просыпается, получает еще один перекус —

  • йогурт
  • хлеб с шоколадным маслом
  • или нечто подобное

и если погода хорошая, то снова отправляется на прогулку.

Если вы оставляете ребенка в садике до более позднего времени, то он играет снова в разных центрах деятельности по своему выбору до прихода родителей.

Можно посмотреть видео: один день из жизни малыша в садике.

https://youtube.com/watch?v=AfKGONnH6CE

Ход занятия.

Воспитатель:

— Здравствуйте, дети! А вы знаете, что слово «здравствуй» означает «будь здоров!»? Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Так вы дарите друг другу здоровье и радость.

Воспитатель:

— Как вы думаете, что значит быть здоровым?

(Ответы детей)

Воспитатель:

— Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье.

Воспитатель:

— Сейчас мы проверим, а знаете ли вы, что для вас полезно, а что вредно?

• Читать лёжа…

• Смотреть на яркий свет…

• Смотреть близко телевизор…

• Оберегать глаза от ударов…

• Употреблять в пищу морковь, петрушку…

• Тереть глаза грязными руками…

• Слушать очень громкую музыку…

• Заниматься физкультурой…

Воспитатель:- Чтобы быть здоровым, нужно с детства заботиться еще о правильном распорядке дня. Что такое режим дня?

Дети:

(Ответы детей)

Воспитатель:

— Режим дня — это распределение времени суток на виды занятий, отдых и развлечения. Чтобы правильно составить свой режим дня, надо знать части суток и правильно планировать время сна, личной гигиены, питания, занятий спортом и отдыха.

Воспитатель:

— Давайте повторим части суток. Я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать.

Воспитатель:

— Слушайте первую загадку:

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Воспитатель:

— Правильно, ребята. Это утро. А что вы делаете утром?

Дети:

— Умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, заправляем кровать, завтракаем, занимаемся.

Воспитатель: (Загадывает загадку)

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

Воспитатель:

— А что вы делаете днем?

Дети:

— Гуляем на прогулке, рисуем, играем в настольные игры, обедаем, спим.

(Дети на столе берут картинки, которые относятся ко дню и наклеивают на плакат.)Воспитатель: (Загадывает загадку)

Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки,

Ужинать пора. (Вечер)

Воспитатель:

— А чем вы занимаетесь вечером?

Дети:

— Ужинаем, рисуем, смотрим телевизор, слушаем сказку перед сном.

(Дети на столе берут картинки, которые относятся к вечеру и наклеивают на плакат.)

Воспитатель: (Загадывает загадку)

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется. (Ночь)

Воспитатель:

— А что мы делаем ночью?

Дети:

— Спим.

— Правильно

Соблюдение режима дня очень важно для каждого человека и особенно ребенка. Утром, в обед и вечером нужно обязательно кушать; несколько раз в день ходить на прогулку, дышать свежим воздухом и играть в игры; по утрам и вечером принимать душ и чистить зубы; днем обязательно отдыхать, а вечером в одно и то же время укладываться спать

Те дети, которые не нарушают режим дня, растут крепкими и здоровыми. У них всегда хорошее настроение и на все дела хватает времени.

— Мы с вами немного устали и я предлагаю вам немного подвигаться.

Физминутка:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В садик, к знаниям стремясь.

Рефлексия

— Ребята, давайте проверим, как вы запомнили, что такое режим дня

— Ребята, для чего нужно соблюдать режим дня детям и взрослым?

(Ответы детей)

Воспитатель:

А теперь пора прощаться.

Всем желаю закаляться,

Не болеть и не хворать,

И режим соблюдать.

Спорные вопросы

На словах должностные обязанности воспитателя детского сада выглядят простыми и понятными. Совсем иная картина вырисовывается при возникновении спорных вопросов, которые нередко возникают между родителями и персоналом сада.

Родители часто жалуются на форумах, что ребенку уделяется слишком мало внимания, его заставляют есть либо не следят за чистотой рук. В подобных ситуациях советуется учитывать, что в группе находится больше десятка малышей, и уследить за каждым поминутно не сможет ни один воспитатель.

Поэтому если неприятная ситуация случилась единожды, жаловаться нет необходимости. При систематическом повторении казуса родителям рекомендуется побеседовать с педагогом в виде просьбы. В большинстве случаев педагог принимает комментарии родителей с пониманием и следит за воспитанником в соответствии с вашими пожеланиями.

В случае если проблема выходит за рамки немытых рук, разбираться необходимо на уровне администрации. Если во время нахождения в детском саду ребенку была нанесена травма либо моральный ущерб, это необходимо засвидетельствовать, к примеру, вызвав «Скорую помощь». Только в таком случае родители смогут получить компенсацию от дошкольного учреждения. Администрация в таком случае будет разбираться с педагогом.

При получении ребенком морального ущерба, обращаться следует к заведующей детским садом. Заявление должно быть в письменном виде и полностью описывать ситуацию в корректной форме.

Прежде чем жаловаться на воспитателя детского сада, примите во внимание огромный объем работ, который проделывает этот человек ежедневно. Вместо того чтобы упрекать персонал в отсутствии внимания к ребенку, учите малыша заводить дружбу со сверстниками, а если ваша кроха возвращается в вывернутых наизнанку носочках, учите чадо одеваться самостоятельно

Большинство возникающих проблем можно решить мирным путем, ведь педагоги в большинстве своем тоже родители.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

  1. Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
  2. От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
  3. От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.. Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
Меню дошкольника должно постоянно меняться

При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:

  • шумные игры;
  • сидение за компьютером;
  • просмотр телевизора.

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

  • скорость обмена веществ;
  • работу сердечно-сосудистой системы;
  • устойчивость к различным заболеваниям;
  • состояние органов дыхания.

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

Азбука режима

Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.

Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:

  • не менее 4-х раз в день;
  • горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
  • по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
  • по суточной норме калорий: 5 лет — 2000 ккал, 6 лет — 2200 ккал, 7 лет — 2400 ккал;
  • по количеству — не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).

В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.

По времени режим строится так:

  • завтрак в 8-9 часов,
  • обед в 12-13 часов,
  • полдник в 15-16 часов,
  • ужин в 18:30-19:30 часов.

Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.

Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.

Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.

  • Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
  • Недельная физическая нагрузка для детей составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
  • Обязательна утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия в дошкольном учреждении — 3 раза в неделю: дети до 3-х лет- 10-12 минут, 3-4 года- 15 минут, с 5 лет — 25 минут, дети 6-7 лет — 30 минут.
  • Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
  • Физкультминутки между умственными занятиями.
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Умеренно активные игры на второй прогулке.

Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.

Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон — это сильный иммунитет. А теперь по порядку.

  • Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет- 12-12,5часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон должен быть организован дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Но многое индивидуально — в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
  • Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
  • Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям ложиться спать в 20:30 — 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.

Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:

В утреннее время после завтрака — два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом отличается. Но в период самоизоляции, мы предлагаем вам по одному занятию в день. Вместе с тем, наши педагоги предлагают вам полезные сайты, где вы, вместес вашим ребёнком сможете с пользой провести совместное пребывание дома.

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно – времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Режим дня ребенка в 3 года таблица по часам

Грамотная расстановка необходимых задач по уходу и развитию малыша – это возможность выполнения всех необходимых, запланированных дел. Кроме того, расписание позволяет бережно относиться к детскому здоровью – при налаженном графике малыш меньше устаёт, лучше усваивает знания, развивается умственно и физически.

С другой стороны, расписание нужно родителям, чтобы успевать вести хозяйство, работать и, конечно, отдыхать. В три года многие дети посещают садик, и они уже привыкли вставать, кушать и спать в одно время. Но другие малыши только готовятся к поступлению, и чтобы адаптация в незнакомой среде, прошла как можно быстрее и безболезненнее, нужен новый распорядок дня трехлетнего ребенка.

По своему физическому состоянию и развитию детки сильно отличаются друг от друга, потому, составляя расписание, следует учесть их индивидуальные возможности.

Особенности возраста необходимо тоже принимать во внимание:

  • дважды день у ребёнка бывают периоды бодрствования, которые занимают по 6-6,5 часов;
  • малышей укладывают в постель днём после обеда;
  • основная водная процедура (купание) проводится перед сном, а это значит, что большую часть дня дошкольники могут играть, гулять, обучаться новым навыкам;
  • питание малышей, по-прежнему, осуществляется четыре раза в день, но между ними возможны лёгкие перекусы и питьё;
  • время прогулок на чистом воздухе можно совмещать с играми и обучением, тем более что на улице дети могут нарабатывать опыт общения с другими людьми.

Детей всё сложнее уложить спать в дневное время, но родители должны понимать, что это необходимо для восстановления их сил, поэтому когда ребёнок упрямится, ни в коем случае нельзя идти у него на поводу.

Строгое соблюдение суточного графика важно ещё и потому, что любые его нарушения приводят к тому, что малыш становится неуправляемым, ведь он находится в том переходном возрасте, что считается критическим для маленькой личности. Так что выполнение всех пунктов, непосредственно, связано с детским воспитанием

Не стоит буквально рассматривать предложенную схему по часам – таблица даёт лишь общее представление о том, как должен выглядеть день ребёнка, поэтому обязательно внесите в её свои собственные поправки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector