Сепарация от родителей
Содержание:
- «Я из-за тебя ночей не спала – а ты… в электричке едешь!»
- Признаки незавершенной сепарации от родителей
- Почему замуж «провожали»
- Как отделиться от родителей психологически
- Что такое сепарация и для чего она нужна
- Чем грозит родителям и ребенку поздняя сепарация?
- Как строить «взрослые» отношения с матерями?
- Что такое сепарация в психологии и её виды
- Результаты положительной сепарации от родителей
- Техники сепарации от родителей
- Сепарация правильная, когда она двусторонняя
- Проблемы поэтапной сепарации
«Я из-за тебя ночей не спала – а ты… в электричке едешь!»
Фото с сайта ct.counseling.org
— А как распознать и защититься от родительских манипуляций?
— Обозначить ее. Из манипуляции выход только один – увидеть, что это манипуляция.
К сожалению, мы в большинстве своем не изучаем логику и не знаем простых логических ловушек, используемых манипуляторами. Самая распространенная, пожалуй – ложные причинно-следственные связи (если… то…).
«Если ты бросишь институт, я умру». Тут, как ни ответь – все будет больно. Поэтому надо расширять контекст. Умереть можно, если машина переедет, а от того, что другой человек документы забрал из конторы – нельзя. Умирают от болезней, болеют от нездоровых переживаний. Значит речь-то о переживаниях…. О них и надо говорить.
Например: «Мам, я понимаю, что ты переживаешь, мне тоже страшно, но я решил, я понял, я хочу попробовать». Можно обсудить, как помочь справиться с волнениями и стрессом. Если разговор более жесткий, надо поставить мысленную стенку из пуленепробиваемого стекла и отвернуться. Время пройдет, и может через год-другой…
У меня есть знакомая, которая объявила сыну и невестке, беременной третьим ребенком: «Еще родите – меня похороните»… Ничего, сейчас бабушка пяти внуков.
Или еще частый заход:
— Я не для того тебя родила и вырастила, чтобы ты…
Здесь, увы, просится не менее жесткий ответ:
— Если ты меня родила и вырастила для себя, и я не имею воли, то прошу меня развырастить и вродить обратно.
Хорошо, когда у родителей есть чувство юмора.
Другая манипуляция – автоматическое использование привычных штампов. Когда ваша мама говорит: «Так нельзя!», если вам больше пятнадцати, уже стоит задумываться и переспрашивать: «почему» и обдумывать ответ.
Тут «маленький» нюанс. В здоровых отношениях мама говорит: «по-моему, так нельзя». А ребенок решает, а по его как?
Родителям важно само допущение, что ваш ребенок – другой человек, что вы не знаете до конца, какой он, и не можете за него решать. Мысль простая, а принимается очень трудно
Нужна целенаправленная работа над собой
Мысль простая, а принимается очень трудно. Нужна целенаправленная работа над собой.
Нежелание отпускать держится, конечно, на страхе. Самая крепкая наша сцепка с ребенком: «Я за него волнуюсь, я за него переживаю». Вот с этим и надо работать.
Ведь если у человека – горе, и вы за него переживаете, — это одно. А если он, например, девушку любит, и вы переживаете – другое. А, может быть, он лучше сам попереживает?
Что же получается – родителям ничего делать нельзя? Но можно молиться за него – это тот еще труд. Потому что обычно мы отпускаем ребенка, и тут же начинаем думать о плохом: «А вдруг с ним что-то случится? А вдруг он все испортит?» А потом вы встаете в красивую позу и произносите: «А я говорила!» А ребенку нужна ваша большая работа – верить в него, желать ему хорошего.
Это опять, как с маслом. Сливки из молока и сами выйдут, но гораздо лучше они выйдут и взобьются, если будет встряска. Если что-то случится – смотришь, ребенок и повзрослел. Или как в сказке – если приходят враги, запускается героический сценарий.
— Этак мы сейчас нарисуем очень страшный сценарий о том, что ребенку, чтобы сепарироваться, нужно во что-нибудь вляпаться.
— А это мы пугаем родителей, чтобы они работали над собой и сепарировались сами.
Признаки незавершенной сепарации от родителей
1. Сильные чувства к родителям, такие как злость и чувство вины.
2. Ожидание, что родители поймут свои ошибки и позаботятся, станут хорошими родителями по отношению к вам и додадут вам все, чего не додали в детстве.
3. Амбивалентные чувства по отношению к родителям: желание быть от них независимой, заниматься своей жизнью и желание часто быть с родителями, оставаться ребенком, под их опекой.
4. Много времени, проводимое с родителями, ежедневные созвоны с мамой, необходимость участия родителей во всех важных делах.
5. Желание уехать как можно дальше от родителей и полностью разорвать отношения с ними.
Если вам нужна помощь в сепарации от родителей или у вас есть проблемы с подростком, связанные с его поведением по отношению ко взрослым, вы можете обратиться ко мне через кнопку Контакты.
Использованная литература:
«Adolescent parental separation» Michael V. Bloom
Почему замуж «провожали»
Фото с сайта katiebraja.com
— Внешние маркеры – зарабатывает, живет отдельно, женился – это показатели сепарации или нет?
— Иногда да. Но я считаю, главный маркер: дети решают, когда и сколько им общаться. Как часто, в какой момент, о чем. Мама взрослого человека сидит и ждет, когда с ней пообщаются. При этом она может сидеть на вашей же кухне, а может – за тысячи километров.
Конечно, я тоже могу позвонить детям и сказать: «Мне скучно, поговорите со мной». Но при этом я прекрасно понимаю, что занимаю детскую позицию.
Это не требование мамы отчитаться о том, что у них произошло, это – просьба близкого человека, который нуждается в общении.
Да, не сепарировавшимся людям довольно сложно жить отдельно или жениться. Сейчас, правда, все исказилось, и свадьба – это просто праздник. А раньше свадьба была проводами. Парня могли провожать на заработки, а девушку провожали именно замуж – «выталкивали», она во время свадьбы символически умирала.
Часто этот обряд был насильственный – сговорили девушку и отдали замуж. И в некоторых традициях она три года не имела права приезжать домой: пока не привыкнет к чужой семье, чтобы у мамы на коленях не плакала.
Я тоже за ритуалы. Вот мальчики мои, когда уезжали, я и им устраивала проводы. Не пьянку, а именно праздник с напутствиями, значимыми словами и подарками. И пускай он потом живет за несколько километров и приезжает на выходные, главное – обозначить: он взрослый.
С девчонками труднее. У нас они с прошлого века традиционно уезжали учиться, и до сих пор осталось представление, что после школы ты едешь «куда-то поступать». Но по сути это – та же внешне спровоцированная сепарация, потому что иначе — девушка окончила школу – и будет дома сидеть. Вот и получается, что наши вузы – это такое средство сепарации – когда общежитие, собственный суп в кастрюле, и в жизни начинает происходить что-то такое, что родители не только не знают и не видят, но даже и представить не могут.
Следующий этап сепарации – человек начинает жить своей волей. То есть, не просто заботиться о себе, но выбирать и решать, как жить и что делать.
Помню, моя старшая дочка сделала открытие: «Два килограмма картошки стоят, как пакет чипсов!» Одно дело – слышать это от других, другое – самой прожить и прочувствовать.
Как отделиться от родителей психологически
В процессе сепарации участвуют две стороны. На взрослых лежит большая часть ответственности, но юноша или девушка должны обязательно прилагать усилия. Психологическое отделение от родителей завершится безболезненно, если выполнять практические рекомендации.
Попрощайтесь с детством
Успешное будущее требует осознания себя взрослым. Проститесь с детством – со счастливым или с трудным. В последнем случае сепарация проходит легче, потому что хочется изменить жизнь к лучшему. В ином случае у подростка нет целей на будущее, желания стать кем-то достойным.
Осознайте и примите родительское влияние
Юношество отличается осмыслением взросления. Это нормально, но не отвергайте совсем родителей и их мнение
Важно понять, что детство формирует личность. По этой причине ребенок во взрослой жизни подсознательно будет повторять ошибки либо достижения мамы с папой
Выстраивайте личные границы
Чтобы начать действовать как взрослый человек, надо дистанцироваться от отца с матерью. В психологии это называется выстраиванием личных границ – физических и эмоциональных. Для начала осознайте, что родители или один из них – манипуляторы, которые не дают взрослеть.
Признаки необходимости отстаивания личных границ:
- Манипулятору всегда находится оправдание.
- Неумение воспринимать критику.
- Перекладывание ответственности за свой выбор.
- Терпение моральных унижений.
- Попытки угодить манипулятору.
Как выстраивать личные границы:
- Если мама приходит в гости без предупреждения, заберите у нее ключи или не открывайте дверь.
- Пресекайте вопросы относительно работы или личной жизни.
- Установите время, когда в комнату заходить запрещено. Например, после 9 часов вечера.
- Объясните матери или отцу, что если они будут копаться в ваших личных вещах, вы переедете.
Уходите из оков созависимости
Еще одна причина несостоявшейся сепарации – чрезмерно сильная связь уже взрослого ребенка с родителями. Это состояние созависимости, когда человек больше думает и говорит ни о своих проблемах, а о нуждах других. Такие персоны склонны контролировать близких или бояться оставаться наедине с собой.
Как избавиться от созависимости:
Поймите, что нельзя нести ответственность за тех, у кого уже сформировано мировоззрение и прошла большая часть жизни
Помогать маме и папе надо, но важно не допускать, чтобы эта помощь переросла в опеку.
Не вините себя за происходящее с родителями (болезни, ссоры).
Осознайте свое право на счастье, чтобы не лишаться собственного будущего.
Смиритесь, что не во всем оправдали надежды родителей
Ребенок всегда нуждается в любви матери или признании отца. Если родители постоянно упрекают сына за низкооплачиваемую работу, а дочь – за позднее замужество, это больно ранит. Смиритесь, что не оправдали надежды близких людей. Обиды только усиливают болезненную связь с родителями. Ни один ребенок не обязан быть таким, как хотят мама или папа.
Простите обиды
Сепарация от родителей во взрослом возрасте невозможна без прощения. Даже идеальная мать невольно формирует в ребенке детские обиды и комплексы. Осознайте, что родители – обычные люди, со своими недостатками.
Советы по прощению:
- Признайте факт схожести с мамой или отцом.
- Напишите на бумаге или проговорите мысленно обиды на родителей.
- Простите их за негатив.
- Поблагодарите отца и мать (про себя или вслух).
- Составьте список собственных желаний и целей.
Начните самостоятельную жизнь
Из-за отсутствия денег или личных проблем взрослый ребенок делит с родителями одну территорию. Совместное проживание приводит к тому, что молодой человек не может самостоятельно принимать решения или завести семью. Постоянные ссоры и конфликты приводят к болезненному разрыву. Для завершения сепарации необходимо начать жить самостоятельно. Следующий после переезда шаг – выделение личных границ, т. е. прекращение попыток родителей контролировать жизнь сына или дочери.
Откажитесь от чувства вины
Часто процесс сепарации от родителей во взрослом возрасте сопровождается обидой матери с отцом за то, что ребенок перестал их слушать, уехал и не следует советам
Это естественная реакция на отделение, поэтому важно не испытывать чувство вины. Сепарация – необходимость, но даже после ухода из дома молодой человек не становится врагом своих родителей, а просто начинает самостоятельную жизнь
Что такое сепарация и для чего она нужна
В специальной литературе термин «сепарация» подразумевает личностное отъединение ребенка от родителей, с целью приобретения большей самостоятельности, независимости, автономности. Несмотря на то, что процесс сепарации является естественным и необходимым, семьи часто сталкиваются с многочисленными, трудноразрешимыми проблемами.
Казалось бы, естественный ход событий – развиваясь от неразумного, полностью зависимого от матери младенца, человек превращается в зрелую, отдельную личность. Почему же вместо радости и понимания, многие семьи погружаются в пучину бесконечного выяснения отношений и непримиримого противостояния поколений?
Причин тому несколько, во-первых, людям свойственно с опаской относиться к любым жизненным изменениям. Во-вторых, процесс сепарации часто осложняется субъективными факторами:
- Устоявшейся ролью в семье (единственный ребенок, мамин защитник и помощник, нянька для других детей, «козел отпущения» и пр). Как следствие, нормальная сепарация, являющаяся, по сути, достаточно эгоистичным процессом, затрудняется различными формами запрета и ограничениями. (Что значит гулять с друзьями, а Машу кто из садика заберет?)
- Тяжелым финансовым положением родителей, в результате которого на ребенка навешивается чувство вины (своим взрослением и увеличивающимися требованиями ты приносишь вред семье).
- Отсутствие здоровых границ в семье (традиционное проживание на одной площади, слияние поколений, родительская зависимость от собственных родителей).
- Материнская нереализованность, жертвенность, нежелание принять факт взросления ребенка.
Этапы сепарации
Сам процесс сепарации начинается с первых дней жизни и заканчивается для каждого человека в разное время. У кого-то в 18 лет, у кого-то в 25, 30, 40, а у некоторых остается незавершенным до конца жизни.
Специалисты выделяют несколько этапов сепарации. В момент рождения ребенок физически отделяется от матери, организм начинает функционировать автономно. К году, ребенок пытается расширить границы дозволенного. К трем годам появляются самостоятельные желания и интересы, в этом возрасте ребенок уже может какое-то время провести без родителей, хотя, несомненно, все еще сильно нуждается в материнской поддержке.
Семью, в которой имеется ребенок пубертатного возраста, ожидает очередной виток процесса отделения. У подростка появляются собственные ценности и интересы, зачастую резко контрастирующие с родительскими.
Завершающий этап сепарации – фаза «покидания отчего гнезда» (для ребенка) и «синдромом пустого гнезда» (для родительской семьи). Сепарация с родителями считается успешно завершенной, когда ребенок начинает вести самостоятельную жизнь и не находится ни в финансовой, ни в моральной зависимости от родителей. Данный этап выводит родительско-детские взаимоотношения на новый уровень, где отношения, в идеале, строятся по принципу равноправия, взаимоуважения, любви и поддержки.
Чем грозит родителям и ребенку поздняя сепарация?
Итак, ребенок наконец повзрослел. Съезжает жить сам. Покидает родные пенаты под любым “соусом”:
- распределение в другом городе;
- поиски лучшей жизни;
- женитьба/замужество или совместное проживание с “половинкой”.
При любом раскладе есть две стороны
Одна – родительская (фаза “пустого гнезда”, когда внезапно освобождается время и внимание, которые уделялись ребенку), вторая – самого “птенца”
У взрослых детей, которые сепарируются с родителями позже, чем это принято (в среднем – 20-25 лет), есть свои нюансы прохождения стадии.
У родителей, “додержавших” своего “малыша” до “победного конца”, то есть пока уже не стало совсем невозможно его удерживать (часто это бессознательный процесс, умышленно мало кто к себе детей “привязывает”) – свои.
Как строить «взрослые» отношения с матерями?
Разрыв «эмоциональной пуповины» — необходимое условие развития взрослого человека. Ситуации, когда мамы требуют избыточного внимания, манипулируют чувством вины, перекладывают на дочь или сына ответственность за свое эмоциональное благополучие, финансовая зависимость взрослого ребенка, часто приводят к взаимным обидам и длительным конфликтам.
Желание делиться слишком личной информацией или просматривать переписку взрослых детей так же губительны, как вмешательство в принятие самостоятельных решений по поводу покупки квартиры или воспитания ребенка. Стремление контролировать время прихода и ухода из дома естественно для родителей школьников или подростков. Но после 18 лет человек получает полное право жить собственной жизнью.
Отделиться от родителей, проживая с ними на одной жилплощади, довольно сложно. Но даже при раздельном проживании молодые люди могут ощущать болезненную эмоциональную зависимость, чувство вины и желание постоянного одобрения с их стороны.
Первое, что должны сделать мужчина или женщина — осознать, что детство кончилось, и что они отличаются от родителей в целом, и от мамы — в частности. Исправлять немолодых или пожилых родителей уже поздно. Но молодые люди могут изменить себя. Сохранять доверительные и теплые отношения с родителями необходимо в любом возрасте. Но нездоровая привязанность к ним, прежде всего, вредит развитию личности самого человека.
Каждый человек имеет право совершать ошибки и сделать собственные выводы из определенных ситуаций. Желание мам уберечь взрослого ребенка от ошибок и вторжение в его личностные границы, не способствует улучшению взаимоотношений. Все события в жизни молодых людей должны происходить в определенный момент. Нормальны ситуации, когда влюбляется подросток, получает первое рабочее место молодой человек. И так же нормально жить отдельно от мам и пап не только физически, но и эмоционально после 20 лет.
Пройдите тестТест на определение уровня вашей самооценкиДостаточно ли высоко Вы себя цените, или, наоборот, недооцениваете…
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Что такое сепарация в психологии и её виды
Сепарация – это постепенный процесс. Чем старше ребёнок, тем больше свободы от родительской опеки ему нужно. Но не каждый взрослый готов эту свободу предоставить.
Сепарация – одно из самых главных условий формирования здорового, успешного и психически устойчивого человека. Этот процесс – гарантия создания новой и надёжной ячейки общества.
Нужно понимать, что сепарация – это неизбежно. Рано или поздно она затрагивает каждую личность. А всё потому, что маленький человек взрослеет, и его взгляды и приоритеты меняются.
Многие мамы и папы не торопятся сепарировать от себя детей. Они понимают, что взрослая жизнь таит в себе множество опасностей, с которыми их ребёнок не справится. Но чем раньше произойдёт отделение, тем скорее малыш станет самостоятельным.
Родители должны понимать, что здоровая сепарация – это не жестокие меры, которые забирают у них ребёнка. Наоборот, такое отделение способствует переходу отношений на новый уровень.
Что такое сепарация от родителей в психологии, понять не сложно. В профессиональной литературе и терапии принято разделять сепарацию на несколько видов.
Эмоциональная
Эмоциональная сепарация – это процесс, при котором ребенок делает выбор, не думая о том, одобрят ли его мама и папа. Иногда это бывают поступки, которые совершаются под действием эмоций, но никак не разума.
Мама подготовила дочери наряд для прогулки – хлопковые шорты и лёгкую футболку. Дочь, увидев эти вещи, сказала, что она хочет пойти гулять в сарафане. В итоге девочка отстояла своё мнение и пошла в том, в чём захотела.
Ценностная
Ценностная сепарация наблюдается в подростковый период. Потому как у детей – или же у подростка – появляется своё мнение, которое отличается от точки зрения родителей.
К этому возрасту, дети начинают воспринимать мир таким, каким они его видят. Ребенок готов отстаивать свои взгляды, даже если понимает, что взрослые всё равно не примут его точку зрения.
Функциональная
Функциональная сепарация – это умение ребёнка самостоятельно себя обслуживать. Это значит, что он не боится остаться дома на какое-то время совсем один.
При функциональном виде сепарации ребенок способен сам приготовить себе еду, помыть посуду, сходить в магазин за продуктами, постирать одежду. Даже если родители никуда не уехали, ребёнок всё равно сможет заботиться о себе без чьей-либо помощи.
Конфликтная
Конфликтная сепарация – это самый серьёзный и острый вид отделения. Конфликтная сепарация, как и ценностная, наблюдается в подростковом возрасте.
Это значит, что у детей и у взрослых могут быть свои взгляды на мир, которые не будут совпадать. На этой почве могут возникнуть серьёзные конфликты. И ребенок не побоится уйти от родителей и жить так, как он считает нужным.
Узнать на сколько вы сепарированы от родителей можно с помощью психологического онлайн теста.
Результаты положительной сепарации от родителей
Если сепарация от родителей проходила успешно, это положительно сказывается на ребенке
Он учится сдерживать свои эмоции, что немаловажно во взаимоотношениях между людьми. И осознает свое место в мире
Ведь каждый человек — это вселенная, и хорошо, когда личность уникальная, выделяется своими личными качествами, которые помогают удачно строить свою жизнь. Положительная сторона сепарации от родителей заключается в таких факторах:
- Становление своего «Я» . К совершеннолетию дитя полностью сформировало собственное отношение к окружающей действительности, понимает свое место в мире. Подросток стал самостоятельным, эмоциональная связь с родителями настолько ослабла (вполне закономерно), что не мешает начать самостоятельную жизнь.
- Разумная родительская опека удержала от дурных поступков . Разумные отношения с родителями (зависит в первую очередь от них) помогли избежать проблем, которые есть в семьях, где нарушена естественная сепарация и дети «отбились от рук» — совсем не слушаются старших. Таких ребят часто засасывает улица, они попадают в дурную компанию, становятся алкоголиками, наркоманами и токсикоманами. Девушки могут заняться проституцией, у них нередки ранние роды.
- Исключены преждевременные браки . Ребенок взрослеет, семейные связи слабеют, однако подросток понимает, что даже большая любовь — не повод преждевременно заводить свою семью, так как не стал еще полностью самостоятельным, независимым. Прежде нужно крепко встать на ноги, допустим, окончить учебу и устроиться на работу, чтобы не сидеть с юной женой на шее у предков.
- Правильно сформированные жизненные цели . Отец и мать, воспитывая детей, учат их «взрослеть» соответственно возрасту, постепенно приучая к самостоятельности мышления и поведения. Например, в юном возрасте самим одеваться, а в подростковом — помогать по хозяйству и в случае необходимости приготовить пищу. Поощряют проявление интереса ребенка, допустим, к спорту. Наставляют, что нужно ставить перед собой значимую жизненную цель, добиваясь ее упорной, методичной работой над собой, не допуская эмоциональных срывов, что только осложнит жизнь.
Важно знать! Постепенный психологический отход ребенка от семьи совсем не означает, что в дальнейшем у него не будет никаких проблем. Вполне даже могут быть
Правильная сепарация помогает детям прочно встать на ноги, подготовиться к своей дальнейшей отдельной от родителей жизни. Что такое сепарация — смотрите на видео: Сепарация — это объективный жизненный процесс. Социализация личности просто невозможна без психологического обособления детей от родителей. Когда взросление ребенка проходит успешно, он в полном объеме овладевает правилами, нормами, знаниями и навыками, помогающими ему успешно интегрироваться среди людей. Если сепарация неудачная, дитя не состоится как значимый для общества человек. Расплата за это ляжет на плечи отца и матери. А это лишенная тихих теплых красок старость, беспокойство и переживание, что сын или дочь стали неудачниками в своей взрослой жизни.
Техники сепарации от родителей
Для сепарации от родителей существуют 3 техники, но использовать их надо в совокупности.
- Проработать обиды. Необходимо разобраться в себе, вспомнить все неприятные моменты, связанные с родителями, и простить их. Лучше всего это делать с помощью бумаги: прописать все обиды и порвать или сжечь лист, выплеснув так всю свою боль.
- Выразить благодарность. Родители много сделали для своего ребенка, как бы ни складывалось общение: дали жизнь, воспитывали, заботились, любили и уделяли время. За все это их стоит искренне поблагодарить.
- Выстроить личные границы. Это одна из самых сложных техник, ведь привычку вмешиваться в жизнь своего ребенка очень сложно будет искоренить. Но стоит пытаться сделать это, повторяя снова и снова: защитить личное пространство от посторонних, установить рамки общения и темы, которые нельзя обсуждать.
Эти техники сепарации будут успешными, когда обе стороны придут к следующему:
- родители свыкнутся с мыслью, что ребенок должен самостоятельно войти во взрослую жизнь, и перестанут вмешиваться во все его дела;
- ребенок почувствует, что отныне отвечает за себя и свои поступки только сам, и перестанет испытывать страх и неловкость за свои решения перед родителями.
Сепарация правильная, когда она двусторонняя
Фото с сайта nextavenue.org
— По каким признакам мы можем сказать, что человек полностью отделился от родителей?
— С точки зрения ребенка сказать мне сложно. Но, возможно, один из критериев: человек начинает просить советов. Потому что, пока ребенок только хочет отделиться, от родительских советов он всеми силами отбрыкивается. А вот когда эго становится зрелым, пропадает сопротивление и раздражение, человек понимает, что у него есть родители, у которых есть определенный опыт и с которыми можно общаться на равных.
С точки зрения родителей, — если перестать все время давать советы, наступает момент, когда выросший ребенок начинает спрашивать.
Еще признак сепарации ребенка – родители начинают думать о нем, как о взрослом, так его воспринимать (честно и все время). Кстати, этот процесс должен пройти не только у родителей, но еще и у братьев и сестер. Родительская тревога и раздражение сиблингов сменяются любопытством.
А еще уходят из общения формулировки насилия – «не позволю!».
Даже если выросший ребенок делает что-то с трудом приемлемое для вас, вы все равно делаете усилие воли и позволяете этому происходить, удерживаясь в частных границах.
Вы не отворачиваетесь: «Не хочу знать!», — но, максимум, можете сообщить: «Я – тут, могу помочь, если понадоблюсь». Помню, когда моя дочь решила бросить институт и рожать не в больнице, я даже от коллег слышала: «Как ты позволила?» Так вот, этого: «не позволю» — в моей голове уже не было.
— Но сегодня в России множество молодых, которые и в 30 лет уютно чувствуют себя без сепарации.
— Людей, которым в тридцать два и в тридцать пять нравилось бы отвечать на вопрос: «А что ты кушал? А теплую шапку надел?» — я не знаю. Знаю людей, которые говорят: «А как иначе? Ну, а что я могу сделать, у нас с родителями одна квартира?» «Мне так нравится», — не говорил никто, — «Привык» — да.
Да, сепарироваться трудно, но это – история про то, что невозможно остановить время – родители старятся, дети вырастают. Хотя сейчас у нас в обществе проигрывается и другой сценарий. Например, чайлд-фри говорят о том, что детей в принципе должно быть поменьше. А если детей должно быть меньше, пускай никто и не сепарируется.
Я бы так сказала: если вы хотите внуков – дайте детям отделиться. Это не достаточное условие, но необходимое.
— А бывает, что одна сторона прошла сепарацию, а другая – нет?
— С молоком и сливками – нет. Про людей я тоже думаю, что сепарация – процесс обоюдный. Конечно, кто-то может чувствовать себя более свободным, а кто-то – менее. Другое дело, что каждая сторона может сделать бóльшую часть работы. И я агитирую за то, чтобы ее сделали родители, потому что молодому человеку есть, помимо сепарации, чем заняться. Потому что если тебе от двадцати до тридцати, то у тебя очень много задач, а если тебе за пятьдесят – ты вполне можешь заняться тем, чтобы призадуматься: ты помогаешь или мешаешь ребенку своей помощью?
— Но ведь бывает так: родители стареют, и ребенок начинает о них заботиться. В этом состоянии можно и задержаться, иногда на много лет…
— Если у ребенка другие психологические приоритеты, то задержаться сложно
Здесь важно, как в «Короле Лире» понимать: если ты будешь «всей душой» любить отца, то не сможешь любить мужа
Одной из моих дочерей сейчас девятнадцать, она учится в Москве, иногда приезжает и как мамочка, обо мне заботится, варит мне манную кашу. Но при этом мы обе понимаем, что это такая игра. И играть в нее мы можем дня три – дольше надоедает. Или я могу приехать к детям и сказать: «Сейчас я встану в позу мамочки и буду вас воспитывать
Что вот это у вас такое?» То есть, этот паттерн можно в меру использовать, но важно его осознавать.
Проблемы поэтапной сепарации
- Трудные роды. Когда после рождения ребенка у женщины наступает послеродовой психоз или депрессия. Такое тяжелое психическое состояние сопровождается неадекватным поведением. Молодая мать равнодушна к дитяти, или у нее неестественная тревога, что с ним все плохо. А она ничего не может сделать, боится взять на себя ответственность за его жизнь. Даже может оставить малыша в роддоме. В этом случае психологи говорят о нарушении аттачмента (привязанности к ребенку). Вполне естественно, когда такая женщина все же воспитывает дитя, психическое развитие его не будет полноценным. Это обязательно скажется на процессе сепарации. Она не будет успешной. Став взрослым, такое чадо не сумеет адаптироваться ко взрослой жизни, у него будут оставаться инфантильные, детские черты характера и поведения.
- Младенческий, ясельный возраст. Когда ребенок начинает ходить. Мать неотлучно следит за ним, старается привязать его к себе. Это сопровождается постоянными окриками, чтобы вел себя аккуратней, не вступал, допустим, в лужу или не ходил куда не нужно. На этом этапе происходит полное слияние (конфлюэнция) мамы с дитятей. Но долго так продолжаться не может. Дитя познает мир, ему все интересно, оно капризничает и не понимает, почему слышит сплошные запреты. И вот тут главное — не переборщить со своими вето. Нужно знать, где необходимо дать ребенку самостоятельность, чтобы он чувствовал свою полноценность и рос не ущербным человеком. В таком случае сепарация будет протекать успешно и не вызовет никаких нареканий в дальнейшем.
- Детский сад и начальная школа. Ребенок все больше познает окружающий мир. Авторитета отца и матери не всегда хватает, чтобы толково ему объяснить все происходящее вокруг. Отход от родителей все больше усиливается. А они боятся потерять контроль над чадом. Начинаются запреты. Мол, не делай то или это, не поступай так и эдак. Однако это уже не срабатывает. Дитя капризничает, но так как психологически еще в полной мере зависит от старших, в конце концов утихомиривается. И хорошо, если старшие сумеют объяснить малышу все сложности взаимоотношений между людьми, а он это поймет. Тогда процесс сепарации не станет болезненным, в семье между взрослыми и детьми не будет расти неестественное отчуждение.
- Подростковый возраст. Это время полового созревания (пубертатный период), когда меняются внешний облик, поведение и интересы. Подростки уже живут своей независимой от родителей духовной жизнью, но продолжают оставаться зависимы от них материально. Старшим нужно внимательно относиться к запросам и поведению своих чад. Именно в эту пору начинается самый интенсивный процесс сепарации: дети все более придирчиво относятся к мнению «стариков» и часто не соглашаются с ним. А те даже не допускают мысли, что детки могут думать иначе. Происходит внутренняя духовная изоляция. Допустим, парень или девушка хочет больше времени проводить со своими друзьями, а папа и мама запрещают. Мол, тебе нужно учиться, иначе вырастешь неучем. Но бывают проблемы, приводящие к серьезному конфликту «отцов и детей». Например, сын, еще толком не став на ноги, хочет жениться, а невеста папе и маме не нравится. Они против свадьбы. На этой почве серьезная ссора перерастает в открытое отчуждение подростка от своих «родаков». Помимо этого, неблагоприятный процесс сепарации может заключаться в нерешительном характере, неуверенности в себе, допустим, матери. Или она страдает чувством нереализованности, что ничего в жизни у нее не получилось. Все свои негативные эмоции она переносит на ребенка, что не способствует его полноценному развитию и успешному вхождению в новую взрослую жизнь.
Важно знать! Каждый возраст сепарации от родителей имеет большое значение. На любом его этапе нельзя пугать дитя (подростка) страшилками «мирового масштаба», что без помощи родителей он не сможет решить свои проблемы
Такое преувеличение внешней опасности — это гарантия, что ребенок будет расти робким, взросление его замедлится. А это и есть неудачная сепарация от родителей.