Правила деления слов на слоги
Содержание:
- Теории слога
- Основные гласные диграфы. Таблица
- Ответы на частые вопросы
- Как правильно разделять слова для переноса
- Открытый слог в английском языке (I тип)
- Частые ошибки
- Что такое слог?
- Онлайн-сервисы определения слогов
- Типы слогов в английском языке
- Perenosslov.ru поможет переносить слово с одной строки в другую
- Методики
- Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?
- «Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
- Учим читать по слогам
- Как правильно делить слова на слоги?
- Теории слога
- Правила деления на слоги в английском языке
- Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
- Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги
- Слоги слияния — это…
- Урок русского языка для 1 класса на тему «Деление слов на слоги»
- Примеры
Теории слога
Существуют 4 теории слога.
1) Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).
2) Динамическая теория: слоговой звук — самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.
3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук — слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:
1. наименее звучные (шумные)2. более звучные (сонорные)3. максимально звучные гласные.
Слог строится по принципу волны восходящей звучности.
4) Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». Г/ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J.
Основные гласные диграфы. Таблица
Написание |
Произношение |
Примеры |
ai / ay |
bait, hay |
|
au / aw |
taunt, draw |
|
ea |
meat, deal |
|
bread, steady |
||
ee |
feed, reel |
|
ei |
feint, vein |
|
(после c) |
ceiling, receive |
|
eu / ew |
feud, strewn, jewel |
|
ie |
thief, priest |
|
oa |
coat, goal |
|
oi / oy |
coin, toy |
|
oo |
root, food |
|
(перед k) |
book, look + исключения good, room |
|
ou |
loud, noun |
|
soup, ghoul |
||
ow |
cow, howl |
|
know, low |
Эти сочетания гласных могут и не быть диграфами, тогда гласные будут относиться к разным слогам. В этом случае первая гласная читается как в открытом слоге, а вторая оказывается в безударном положении и дает звук . Например:
- lion
- diet
По правилу открытого слога иногда может произноситься и вторая буква сочетания:
- break
- great
- steak
Ответы на частые вопросы
За сколько можно научить ребенка читать?
На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.
Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.
Как научить читать, если ребенок не хочет?
Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.
При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.
Может ли ребенок научиться читать сам?
Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.
Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.
Должны ли воспитатели учить ребенка читать?
В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.
Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.
Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?
По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.
Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.
Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Как правильно разделять слова для переноса
Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.
При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов. Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная
Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три
Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.
Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».
При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом – от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично — в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».
Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.
Открытый слог в английском языке (I тип)
Особенности:
- В открытом слоге употребляется только одна гласная.
- Гласная произносится также как и в алфавите.
- Гласная — последняя буква в слоге.
- Открытые слоги имеют не более одного согласного между открытым слогом и следующей гласной.
Примеры чтения гласных в открытом слоге:
Буква «A» – fame – слава , baby – ребенок, female – особь женского пола.
Буква «O» – note – заметка, zero – ноль, frozen – замороженный.
Буква «E» – we – мы, behind – позади, uneven – неуравновешенный.
Буква «I» – icy – ледяной, iris – радужная оболочка (глаза), ivory – слоновая кость или кокаин.
Буква «Y» – wry – кривой, apply – обращаться с просьбой, descry – рассмотреть.
Буква «U» – funeral – похороны, museum – музей, universe – мироздание.
Частые ошибки
Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.
Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.
Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!
Что такое слог?
Большинство слов русского языка можно делить на слоги. В устной речи слог является минимальной звучащей единицей.
Определение
Слог — это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Слоги образуют гласные звуки, которые состоят из голоса и являются самыми звучными в речи. Согласные звуки, даже сонорные, не могут быть слогообразующими, так как состоят в большей степени из шума, чем из голоса.
Гласные звуки организуют слоги как самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных:
- о-прос
- а-ква-рель
- у-бы-ток
- ста-рый
По своему фонетическому составу слоги делят на два основных типа:
- открытые
- закрытые.
Рассмотрим, от чего зависит открытость или закрытость фонетического слога в русском языке.
Онлайн-сервисы определения слогов
Для того, чтобы вы не тратили большое количество времени на изучение правил определения и нахождения слога, в сети Интернет, были созданы специальные сайты. Посетив их, вы сможете легко разбить слово по слогам, в соответствии с правилами по русскому языку.
Одним из таких онлайн сервисов является Slogi.su. Это один из самых удобных и быстрых сервисов, который поможет вам поделить любое слово на слоги. Вы можете ввести слово в любом роде, падеже, числе и сервис точно справится с заданием. Сервис использует разделение слов по современным правилам, которые действую на сегодняшний день в школах и других учебных заведениях. Если существует разница между делением двух школ, то вы получите дополнительные пояснения к примеру.
Сервис имеет 2 вида деления слов на слоги – разделение одного слова и деление предложения или текста. В первом блоке, разделение слова на слог, вы сможете определить слога слова, для этого:
- Введите слово в форму.
- Нажмите кнопку «По слогам».
- После этого вы сможете увидеть результат под формой, где будут слога приведены через дефис.
- Еще ниже вы увидите количество слогов, которые предоставлены в виде ссылки. Если нажать на нее вы попадаете в окно, где перечислены все слога и количество букв в них. Здесь же вы сможете найти все слова, которые имеют такое же количество слогов, однокоренные с искомым словом, а также синонимы. Для их поиска достаточно нажать соответствующую ссылку.
Второй способ разделения всего предложения или словосочетания находится ниже в том же окне, что и деление по словам. Этот способ разделения слов по слогам будет уместен, если вам нужно разделить слова для песни в караоке или подготовить текст сказки для утренника в детский сад для детей. Разделить слова для лучшего усвоения русского языка иностранцами и т.д. Этот способ работает также просто, как и первый.
- Введите в поле предложение, текст, словосочетание.
- Нажмите кнопку ниже «Разделить на слоги».
- В этом же окне вы увидите ваш текст со словами уже разбитыми на слоги.
Опустив страницу в самый низ, вы сможете увидеть блок подборки слов и слогов. Здесь вам предоставлены различные слова со слогами от 1 до 9. Слова с определенными слогами (для получения слова с определенным слогом – выберите один из предоставленных). А также слова, которые чаще всего искали на этом сервисе.
Типы слогов в английском языке
Открытый слог
Слог называется открытым, если заканчивается на гласную. Если на открытый слог падает ударение, то чтение гласной в нем совпадает со чтением гласных в алфавите. Таким образом, «a» произносится как , «e» — , «o» — или (в британском и американском вариантах английского, соответственно), «u» — , а буквы «i» и «y» обе читаются как . Например:
- ba-sic
- fe-ver
- ri-val
- mo-tor
- mu-sic
- de-ny
К этому типу чтения относятся и слова с немой «e» в конце слова. Например, в следующих словах буква «e» не произносится, но гласные читаются по правилам открытого слога:
- take
- Pete
- kite
- nose
- cute
Английские слова могут состоять из одного открытого слога. Например, me, she, he; no, so, go и my, by, fly. В односложных словах, которые заканчиваются на «o», например, do, to, who, гласная произносится как .
Если открытый слог безударный, то все гласные, кроме «o», читаются иначе: «a» — , «e» и «y» — , «i» — или , «u» остается или превращается в . Например:
- machine
- election
- city
- accident
- zero
- ambulance
Закрытый слог
Закрытый слог заканчивается на одну или несколько согласных, гласная буква в этом случае читается кратко. Например:
- snack
- pet
- kit
- nod
- cut
- put
Буква «u» может произноситься как (очень краткий звук ) и . После звуков , , и перед , , или обычно она произносится как . Например:
- full
- butcher
Впрочем, это вопрос диалектов английского языка: носители северноанглийских диалектов эту букву произносят только как .
В английском языке много слов, которые состоят из одного закрытого слога (cat, pin, red). Если к ним добавить суффикс, начинающийся на гласную, согласная перед ним удвоится и звук не поменяется. Например:
- hat — hatter
- pin — pinned
- hot — hottest
- red — reddish
- cut — cutting
Perenosslov.ru поможет переносить слово с одной строки в другую
Perenosslov.ru – это еще один простой в использовании сервис, который поможет вам определить слоги по актуальным правилам русского языка на сегодняшний день. Работать в нем очень просто:
- Введите слово в единственную форму на странице http://perenosslov.ru/slogi/index.php и нажмите большую кнопку «Слоги слова онлайн».
- В следующем окне вы сможете увидеть результат разбивки сразу под формой.
- На этой странице приведено пошаговое объяснение, почему именно таким образом разбито слово, исходя из правил. Например, слоги начинаются с согласной, которая следует за гласной; мягкий и твердый знаки (ь, ъ) нельзя отрывать от предыдущего слога (Жень-ка, объ-езд). Согласные, которые имеют глухой звук, передаются следующему слогу, звонкие – предыдущему; сочетание согласных, которые вместе образуют один звук, нельзя разделять на два слога.
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?
При обучении слогоделения малышу нужно напомнить основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.
Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.
Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.
«Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
Слогораздел по «новым» правилам проходит в месте наибольшего спада звучности. В любом НЕначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине. Самые звучные — это гласные, затем идут по порядку сонорные, звонкие и шумные согласные. Последний слог может быть закрытым, то есть звучность в нем нарастает и спадает.
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.• В середине слова закрытые слоги могут образовывать непарные звонкие согласные , , , , , , , , (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук . При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер. Дело в том, что й по звучности считается близкой к гласным.
Учим читать по слогам
Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.
Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.
Начните с алфавита
Использовать можно разные пособия
Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот
После чего используются символы без картинок
Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы
Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
Лучшим решением будет выполнять упражнения играя
Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью
Начинайте складывать уже выученные буквы!
Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги
Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению
Начинать лучше с простых слов.
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию
Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ку-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как )
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Теории слога
Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.
- Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
- Акустическая теория. Она подразумевает, что слог – это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный — более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
- Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
- Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.
Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».
Правила деления на слоги в английском языке
Как ни странно для английского, в этом языке по вопросу слогов существуют четкие правила.
Подобно русскому языку, количество гласных звуков равняется количеству слогов. Поэтому слово «car» состоит из одного слога, так же как и слово «like», хотя «i» в данном случае означает два звука, а «е» на конце слова вообще немое. Данный пример иллюстрирует второе правило деления на слоги – непроизносимые гласные не могут создавать слоги, так же как и одна гласная в составе дифтонга («speech» — дифтонг «ее» произносится как один звук длинный , и поэтому все слово составляет один слог).
В отличие от русского языка, в английском любые согласные, в том числе и парные, всегда разделяются: «din-ner». Исключением являются диграфы (сочетание нескольких согласных букв, которые произносятся как один звук) «ch», «sh», «th», «wh», «ph».
Согласный между двумя гласными всегда относится к следующей гласной («e-vil»), кроме случая, когда этот согласный является очень коротким («cab-in»).
Согласный перед «le» () притягивает к себе предыдущий согласный: «a-ble», за исключением сочетания «ck» — «tick-le».
Что же касается сложных слов, то тут деление слов на слоги (правило аналогично русскому языку) происходит также по основам («house-boad»). Также можно отделять суффиксы и префиксы («re-write», «teach-er»). При парных согласных, возникших на границе корня и суффикса «ing» из-за добавления этого суффикса («stop-ping»), они разделяются.
Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:
- Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
- Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
- Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
- Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
- Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку. Как будут звучать слова?
Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии
Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги
К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв
Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные
Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.
Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками
Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.
Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).
У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.
Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
- знать все буквы и соответствующие им звуки;
- знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
- знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
- научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Урок русского языка для 1 класса на тему «Деление слов на слоги»
Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Ты видишь слово на доске,
Разбитое на слоги,
Как будто поезд вдалеке
Мчит по стальной дороге.
Чтоб быстрей и лучше было,
Мы читаем по слогам:
Ма-ма мы-ла Са-шу мы-лом,
А потом он мылся сам.
Чтобы слоги подсчитать,
Надо гласные узнать.
С каждой гласной связан слог,
Вот и весь о них урок.
(На доске записаны слова.)
Работа, машина, улица, дом, бабушка.
— Какое слово лишнее? (Улица — первый слог состоит из одного звука, бабушка — отвечает на вопрос кто?, дом — состоит из одного слога.}
— Какое слово из данных нельзя разделить на слоги? Почему?
— Разделите остальные слова на слоги вертикальной чертой.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О делении слов на слоги.)
Сегодня на уроке продолжим работу по делению слов на слоги.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 34)
— Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?
— Когда мы используем считалки?
— Выполните задание в парах.
— Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д.
Упр. 6 (с. 34)
— Рассмотрите рисунки.
— Какие предметы изображены? Назовите их.
— Разделите слова на слоги.
— Выполните задания.
2. Словарная работа
— Отгадайте загадки.
1) Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лисица.)
2) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лисица.)
(Учитель выставляет иллюстрацию с изображением лисы.) Лисица — это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
— Послушайте, какое стихотворение написал о лисе Г. Ладонщиков.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра,
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая лисица.
— Запишите слово лисица. Подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги. Поставьте ударение в слове.
— Составьте с этим словом предложение.
IV. Физкультминутка
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 7 (с. 35)
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте.
— Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?
— Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. (Дед.)
— Обоснуйте свой ответ.
— Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём.
(Ученики разыгрывают сценку в группах по ролям.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 3 (с. 17)
— Рассмотрите рисунки.
— Выполните задание.
— Какие скороговорки вам удалось составить? (Сшила Саша шапку Саше. Милу мама мыла мылом.)
— Произнесите скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп.
Упр. 4 (с. 17)
(Самостоятельное выполнение задания.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3,4 на с. 13; СУ, задания на с. 16, 17; Тр., задания на с. 18).)
VI. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 35). Самостоятельное выполнение заданий.)
— Как вы справились с заданием?
— Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?
— Кому нужна помощь?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Как правильно разделить слова на слоги?
Примеры
1. соловьиный
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:со-ло-вьи-ный
В этом слове три слога открытые, а четвертый слог закрывает непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую. Учтем, что нередко фонетический слогораздел слова противоречит орфографическому правилу переноса.
2. участие
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:у-ча-сти-е
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:уча-стие