Травля в школе, личные истории. как защитить ребенка от буллинга

Содержание:

История №2. «Однажды дочь позвонила и попросила забрать из школы»

— Травля началась уже давно. Но я не сразу это поняла. Мы поменяли место жительства, и дочка перешла в новый класс в другой школе. Новенькую сразу восприняли с неприязнью. Дочка отличалась высоким ростом — на голову была выше самого высокого парня в классе.

В четвертом классе ей первой из класса пришлось носить пластинку на зубы. Дети, конечно, смеялись, я за нее переживала.

Периодически в классе возникали вспышки травли. Но дочка мне мало что рассказывала. По натуре она очень сильная, никогда не будет жаловаться и ныть. Она не поддерживала дурацкие шутки над другими. Никогда не смеялась, если кто-то упал и кому-то больно.

Когда в 5 классе пришла новенькая девочка в класс, моя дочка взяла ее под крыло и не дала другим дразнить ее и издеваться. Сдачу она всегда могла дать. Со временем от новенькой отстали. Новенькая девочка приспосабливалась и старалась не лезть в конфликты. Моя же голову никогда не склоняла. Она очень любит общественную деятельность: участвовать в праздниках, придумывать номера, танцы. Но ей мало это удавалось — в основном ставили избранных, по усмотрению администрации. Я старалась переключить ее на внешкольные занятия, но в школу все равно приходилось ходить.

Изредка дочка жаловалась мне на плохое отношение сверстников, я говорила, что у нее есть друзья вне школы, можно с ними общаться, предлагала сходить в кино. Я считала, что не должна вмешиваться в ее трудности и конфликты в школе. Старалась поддерживать дома.

Агрессорами в классе, как правило, выступали двое “заводил”. Менялись только их жертвы. Моя дочка подросла. Сейчас она миловидная, модельной внешности. Но повод гнобить ее все равно находят… Последний конфликт начался не так давно. Дочка приходила без настроения, но не плакала. На днях она мне пожаловалась, что в классе уже никто не разговаривает с ней. Однажды дочка мне позвонила и попросила забрать ее из школы. Я спросила: где ты? Она была в женском туалете и плакала уже второй урок. Это была последняя капля.

Обстановка в классе по отношению к ней была накаленная, агрессорши постоянно подпитывали эту обстановку, обзывали дочку. Я говорила с директором, потому что начинала думать о переводе в другую школу. На некоторое время дочь перестала ходить в школу. Директор взяла проблему под свой контроль, с теми детьми будет работать психолог, дочку я тоже поведу к психологу и сейчас я держу руку на пульсе, отслеживаю ситуацию.

Как травля влияет на мозг?

В последние 10 лет ученые начали уделять повышенное внимание влиянию травли на здоровье. В общем и целом, можно сказать, что организм реагирует на травлю как на острый стресс

Статья, опубликованная в декабре прошлого года в журнале Molecular Psychiatry, проливает свет на другую область исследований: архитектуру мозга. Травма, вызванная длительной, повторяющейся травлей, может повлиять на структуру головного мозга, согласно данным магнитно-резонансной томографии (МРТ), собранным международной группой из Королевского колледжа в Лондоне. Полученные результаты подтверждают результаты предыдущих исследований, которые продемонстрировали аналогичные изменения у детей и взрослых, которые подверглись жестокому обращению в юном возрасте.

Иногда травля приводит к физическим травмам

По мнению Трейси Вейланкур, клинического психолога из университета Оттавы, изменения в структуре и химическом составе мозга наглядно демонстрируют насколько губительна и опасна травля. Вместе с коллегами Вейланкур надеется, что подобных исследований в будущем станет намного больше. В конечном итоге, ученые считают, что полученные данные могут быть использованы для обоснования политических решений и принятия необходимых мер по борьбе с издевательствами.

В более раннем исследовании, опубликованном в журнале American Journal of Psychiatry в 2010 году, также сообщалось о нарушениях в определенных областях мозга, которые связаны с сообщениями о словесных оскорблениях. Нейробиологи отмечают, что мозг пластичен на протяжении всей нашей жизни. Именно благодаря нейропластичности мы продолжаем учиться, а окружающая среда формирует наше поведение. Неудивительно, что травля пагубно влияет не только на психическое здоровье, но и на работу мозга.

Как понять, что ребенка травят

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся,что вмешательство взрослых обострит конфликт,что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков,по которым можно заподозрить буллинг.

Синяки и царапины,которые ребёнок не может объяснить.
Ложь в ответ на вопрос,откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение,говорит,что не помнит,как появились кровоподтёки.
Часто «теряющиеся» вещи,сломанная техника,пропавшие украшения или одежда.
Ребенок ищет повод не ходить в школу,притворяется больным.
Изменение пищевого поведения

Особенно нужно обратить внимание на случаи,когда ребёнок не ест в школе.
Ночные кошмары,бессонница.
Испортившаяся успеваемость,потеря интереса к занятиям.
Ссоры со старыми друзьями или одиночество,низкая самооценка,постоянная подавленность.
Побеги из дома,самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.. Ребенок у пешеходного перехода

Михаил Хаустов

Ребенок у пешеходного перехода.

Михаил Хаустов

Профилактика травли в школе

К счастью, в большинстве учебных заведений профилактика буллинга в школьной среде на сегодняшний день является одной из приоритетных задач социально-психологической службы. Помимо диагностики буллинга, то есть, выявления фактов травли, для формирования здоровых отношений среди подростков проводятся:

  • просветительская деятельность, направленная на повышение уровня осведомленности детей и педагогов о том, что такое буллинг и как бороться с его проявлениями;
  • регулярные диагностические мероприятия для своевременного выявления предпосылок к конфликтным ситуациям;
  • тренинги и групповые консультации с целью сплочения коллективов.

Необходимо, чтобы родители и педагоги в школе также занимали активную позицию, осознавая важность борьбы с буллингом. Не закрывали глаза на проявление агрессии и не поддерживали вариант воспитания через насмешки

Открыто обсуждали все происходящее, регулярно беседуя с детьми о неизгладимых последствиях любого насилия. Воспитывали ответственность и пресекали предположения, что наказание за травлю отсутствует.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме. 

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора. 

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний). 

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Улучшение школьного климата

Согласно исследованиям, в коллективах, в которых осуждалась агрессия, ее проявлений действительно становилось меньше. Издевательства просто не воспринимались как способ решения проблем, и обидчики не могли навязать свой стиль общения всем.

Не менее важно выстроить конструктивные отношения между педагогами и детьми. Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации

Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации.

Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.

Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.

Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью. Детей, которые долго подвергаются нападкам и молчат об этом, значимо больше, чем тех, кто, сообщив о буллинге, смог вырваться из этого круга. Нужно много работать с ребятами, подвергшимися виктимизации.

Уходить или нет?

Многие предлагают просто перевести жертву или зачинщика в другую школу. Но нет гарантии, что ситуация не повторится на новом месте: новенький в коллективе с недавним неприятным опытом роли жертвы травли — это повышенный риск отвержения, особенно если класс опять окажется проблемным. Оказавшийся новеньким зачинщик — тоже в стрессе, и с немалой вероятностью попытается воспроизвести схожую иерархию на новом месте, пусть не в роли лидера, а в роли «клеврета». Да и старая группа, привыкшая к травле как стилю жизни, выберет других участников на роли лидера и козла отпущения. Конечно, есть ситуации, когда нужно просто бежать и спасать ребенка (подростка). Но беда в том, что как раз в таких ситуациях смена школы может не помочь. В наши дни травля, особенно у детей старше 9-10 лет, нередко продолжается посредством соцсетей, где полным-полно страничек вроде «Кто ненавидит Васю Пупкина». Невозможно ведь отобрать у подростка мобильник и отрезать его от интернета. Итак, если говорить не о спасении ценой бегства, а о прекращении травли как явления, возможно, имеет смысл не убирать из школы отдельных детей, а попытаться преодолеть ситуацию вместе.

Почему дети часто боятся рассказывать об этом взрослым?

Здесь несколько причин. Это может быть и несформированное или нарушенное доверие между родителями и ребенком, и нежелание ребенка «травмировать» родителей своими проблемами, и собственные негативные переживания, которые просто парализуют (страх, стыд, вина).

Еще в нашем социуме есть такой миф, что просить о помощи – это слабость. Ты со всем должен справиться сам, просить помощи – унижение.

Нередко сами дети, которых травили, разделяют это правило. «Мама, не лезь, сам справлюсь», «надо мной будут смеяться, если я кому-то пожалуюсь». А возможно, у них уже был негативный опыт, когда они доверились, а взрослые «все испортили» — например, обесценили, не учли переживания подростка или отмахнулись.

Доверие – очень хрупкая вещь

И важно, чтобы в ближайшем окружении ребенка был хотя бы один взрослый, которому он доверяет

А вам приходилось сталкиваться со школьной травлей?

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Законы, стадии, факторы буллинга

Законы

  • В основе буллинга – желание обидчика самоутвердиться через демонстрацию физической силы или других форм насилия.
  • Без свидетелей и поддержки окружающих буллинг теряет смысл для обидчика.
  • Безнаказанность повышает авторитет обидчика среди сторонников и укрепляет группировку.
  • Попытка жертв защитить себя с помощью ответной агрессии нередко усугубляет ситуацию.
  • Буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется вмешательство взрослых.
  • Для решения проблемы защита и помощь нужна как пострадавшим, так и обидчикам, и свидетелям.

Стадии

Исследователи проблемы выделяют 4 стадии буллинга:

  1. Образование группировки. Вокруг «лидера», стремящегося самоутвердиться, может образоваться группа «сторонников», которые тоже стремятся к доминированию или к защите «лидера». Если проявления насилия не остановить, группировка будет укрепляться.
  2. Жертва теряет волю к сопротивлению. Невмешательство учителей, равнодушие одноклассников ведет к систематической травле, и дети постепенно теряют способность и волю к сопротивлению, становясь более уязвимыми для последующих нападений.
  3. Обвинение и самообвинение жертвы. Окружающие, привыкнув к постоянным издевательствам над человеком, начинают его же в этом и обвинять. И сами пострадавшие начинают верить в то, что виноваты в издевательствах над собой. Это их пугает и деморализует.
  4. Изгнание. Затравленные дети, стремясь избежать встреч с обидчиком, лишней травматизации, начинают эпизодически пропускать занятия, школу («академический вред буллинга»).

Часто на этой стадии в ситуацию вмешиваются взрослые и предлагают перевести пострадавшего/шую в другой класс/школу. При этом не заботясь оказать им социально-психологическую помощь. Но непроработанная глубокая травма может помешать интегрироваться в новый учебный коллектив, быть причиной повторения буллинга.

Без поддержки пострадавшие могут задуматься о суициде.

Факторы, которые способствуют буллингу

  • Неблагоприятный социально-психологический климат в школе/образовательном учреждении.
  • Отсутствие контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия.
  • Неумение педагогов оказывать адекватную помощь участникам.
  • Равнодушие к происходящему других учащихся и их родителей.
  • Насильственное поведение учителей/администраторов к ученикам и друг с другом: унижающие достоинство выражения, крики и оскорбления, рукоприкладство, дискриминация.
  • Завышенные требования к учебе или дисциплине.
  • Занижение оценок за нежелательное поведение.
  • Выделение педагогом кого-то в качестве положительного или отрицательного примера.
  • Стимулирование соперничества между детьми.
  • Насилие внутри семьи.
  • Отсутствие доверительных, нормальных отношений с родителями.
  • Установки родителей подавлять других и отстаивать свои интересы любой ценой.

Расслоение травли

Среди типов буллинга обычно выделяют:

физический — нападения, драки,

вербальный — словесный: оскорбления, угрозы,

социальную агрессию — исключение жертвы из круга общения сверстников (бойкот), распространение слухов и сплетен;

кибербуллинг — унижения с помощью цифровых технологий: обидные комментарии и видео в интернете, соцсетях, мессенджерах и пр.

В российских школах травля — тоже нередкое явление. По данным исследования Артура Реана и Марии Новиковой, от трети (для роли жертвы и агрессора) до половины респондентов (для роли свидетеля) хотя бы раз за последнее время оказывались в ситуации травли.

Чаще всего респонденты были свидетелями (65% опрошенных сталкивались с травлей хотя бы один раз за прошедший месяц, 13% — более трех раз), реже — жертвами или инициаторами агрессии (три и более раз жертвами были 5% опрошенных, агрессорами — 3%).

Больше всего распространены вербальная и социальная агрессия. Это грубые и обидные комментарии, оскорбительные жесты, демонстративное отвержение — например, нежелание разговаривать с человеком и вместе работать над школьным проектом.

Социальную агрессию один-два раза за последнее время проявляли 35,7% респондентов, ни разу — 60%. Вербальную травлю не больше двух раз практиковали 35,4%, ни разу — 57% старшеклассников.

Физические нападения один-два раза совершали 20%, ни разу — 75,2%. По преследованию одноклассников в интернете цифры соответственно — 26,8% и 69,3% респондентов.

Суть проблемы

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

Таким образом, для буллинга характерно:

  • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
  • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

Виды буллинга

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

По специфике содержания можно выделить:

  • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
  • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
  • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Чего НЕ нужно делать

Единственно верного метода поддержки вашего ребенка, когда он жалуется на травлю, не существует. Но некоторых моментов точно следует избегать.

  • Не говорите, что это нормально, такова жизнь и не стоит переживать.
  • Не говорите, что некоторые дети не могут травить его, потому что они его друзья.
  • Не говорите, что он должен разобраться сам: в случае травли между детьми присутствует неравенство сил, и это нужно учитывать.
  • Не предлагайте ничего не предпринимать или не обращать внимания на агрессоров: из-за частоты инцидентов дети, подвергающиеся издевательствам, не могут проигнорировать их или забыть о случившемся. Пассивный подход может привести к усилению тревоги и даже к депрессии. В этом случае ребенок еще больше замкнется в себе и в будущем не пойдет на откровенный разговор с вами.
  • Не предлагайте ударить хулигана в ответ или подраться с ним, так как это, скорее всего, ухудшит положение дел и поставит вашего ребенка в уязвимую или потенциально опасную позицию.
  • Не звоните родителям обидчика и не обвиняйте их в том, что их ребенок расстроил вашего. Это вряд ли пойдет на пользу обеим сторонам.

Что бы вы ни делали, сосредоточьтесь на том, чтобы всегда быть открытыми для разговора с ребенком.

Смена ролей: жертвы – агрессоры

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому. Обычно тому, который пользуется меньшей популярностью в группе. Агрессия часто объясняется желанием повысить или поддержать свой статус среди сверстников, показать превосходство над окружающими (в том числе, учителями).

Важная характеристика вовлеченности в травлю — «превращаемость ролей», отмечают исследователи. Тот, кто подвергался нападкам, сам с высокой долей вероятности попытается проявить агрессию по отношению к кому-то, кто слабее его. В исследовании это подтвердила сильная взаимосвязь показателей вовлеченности в буллинг в разных ролях.

Нападки бывают реакцией на унижение или провокацию. Юношей спрашивали, почему они ввязывались в драку. Респонденты часто отвечали, что их оскорбили (70%), они были «вынуждены обороняться» (50%) и пр.

Мать и отец

Согласно ряду исследований, булли обоих полов испытывают трудности в общении с родителями. Но и виктимизация тоже связана с непростыми отношениями с матерью и отцом.

Так, гиперопека со стороны матери создает риски стать жертвой школьной травли для мальчиков. Для девочек они возникают при холодном и враждебном отношении матери. И наоборот, «материнское тепло и благоприятный климат в семье снижают интенсивность психологических последствий, в частности, депрессивной симптоматики, у детей, уже подвергшихся травле», добавляют авторы.

Деструктивно «поведение матерей, которое тормозит овладение детьми характерными для их гендера социальными ролями», подчеркивают исследователи. Скажем, мать, пытаясь уберечь сына от травм, может всячески ограничивать его подвижность, запрещать ему бегать, прыгать, иногда разбивать себе нос (например, в потасовке), поясняет Мария Новикова.

Что делать

Самым простым выходом из ситуации является переход в другой класс. Но это не всегда возможно. Оставим этот вариант как самый крайний.

Шаг первый: помощь учителя.

Прежде всего, нужно переговорить с учителем или классным руководителем: травля – это проблема всего класса, а учитель – главная фигура в учебном процессе. Избегайте телефонных разговоров, придите в школу. Призовите учителя к педагогической этике с надеждой на то, что разговор останется между взрослыми и никак не навредит ребенку.

Не просите учителя вмешаться в ситуацию сразу

Пусть он обратит внимание на то, что происходит в его классе. Если педагог будет все отрицать, предъявите имеющиеся у вас факты

Если учитель согласится с доводами, не упрекайте его в некомпетентности, а наметьте план действий, чтобы остановить травлю. Вы и учитель – союзники.

Шаг два: взаимодействие с другими родителями.

Попробуйте поговорить с родителями других учеников

Важно не оскорблять их детей, а найти общую схему действия. Начать диалог лучше фразой: «У наших детей конфликт

Давайте подумаем, что делать».

Шаг три: работа над собой.

Это очень важно, так как травля ребенка говорит о его невозможности противостоять, о неуверенности в себе. Начинайте работу над формированием силы воли

Повышайте самооценку ребенка ситуациями успеха. Работайте над внешностью. Но делайте все это не потому, что его обижают, а для того, чтобы быть лучше.

Отвлеките ребенка от проблем в школе: запишите его в секцию или студию, чтобы он нашел свое увлечение и новых друзей. Поддерживайте новую дружбу.

Чаще хвалите ребенка, чтобы он приобретал уверенность в себе.

Если эти действия не помогают справиться с проблемой, надо идти к директору, писать обращения и требовать ответов в письменной форме о том, что делается для защиты вашего ребенка. В то же время будьте ребенку другом и помощником.

Жертв травли значительно меньше среди тех детей, кому взрослые изначально помогают решить трудности, возникшие в школе. Если ребенок уверен в себе, чувствует поддержку родителей, вероятность травли более сильными школьниками заметно снижается. Подростки чувствуют неуверенных и слабых и самоутверждаются за их счет, а также чувствуют тех, кого лучше не трогать, даже если они и не сильны физически.

Светлана Садовникова

Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.
Пройти тест

Причины издевательств в школе

Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.

Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?

Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.

Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:

  • Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
  • Или наоборот — подросток часто пропускает школу
  • Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
  • Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
  • Слишком заниженная самооценка
  • Подростка можно описать как «типичный тихоня»
  • Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
  • Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
  • Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив

Надо ли переводить ребенка в другую школу

Популярна позиция,что перевод в другой класс или школу — это неудачная мера,потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребенка вести себя по-новому,чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Травля начинается там,где у ребенка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен,если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив(например,в школу,где углубленно изучают предметы,близкие ребенку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему,если учителя в школе закрывают глаза на травлю,если ребенок боится идти в школу,то смените ее.

Факторы агрессии

Среди причин буллинга исследователи называют, например, высокий уровень недоверия в обществе (подростки воспринимают мир как враждебную среду), нападки со стороны родителей и педагогов, проблемы в семье, возрастные кризисы (подростковые бунты), трудности с учебой и общением и вредные привычки (курение, алкоголизм и пр.).

Артур Реан и Мария Новикова сосредоточились на семейных факторах агрессии. Это: структура семейной системы (иерархия или более демократичные отношения старших и младших членов семьи, взаимодействие сиблингов — братьев и сестер и пр.), стиль родительского воспитания (например, авторитарный или более мягкий), поведение отца и матери (в том числе, степень участия в воспитании детей), стиль общения в семье (закрытость или откровенное обсуждение проблем), социально-экономический статус родителей: уровень их образования, доходов, занятость.

Работа Реана и Новиковой опирается на результаты российских и зарубежных исследований школьного буллинга.

Чем отличается травля от «непопулярности»

Есть же просто непопулярные дети, с которыми никто не дружит, но и не травят. Одно дело, когда у ребенка нет близкого друга (ни одного), он не знает, у кого спросить домашку и его не приглашают на дни рождения.

Совсем другое, если одноклассники систематически дразнят, доводят до слез, отбирают, прячут или портят вещи. Демонстративно отказываются садиться за одну парту, перебрасывают портфель. Смотрите фильм «Чучело», там все очень подробно показано.

Кадр из фильма «Чучело»

Если вам кажется, что у вашего сына или дочери не ладятся отношения, можно проявить инициативу (с одобрения самого ребенка): организовать выездное мероприятие на четверых-пятерых, пригласить самого «социально близкого» одноклассника в гости, попросить классного руководителя, чтобы дал коллективное задание. Иногда бывает достаточно небольшого усилия, чтобы ситуация повернулась в нужном направлении. Например, в самом начале четвертого класса, когда мы перешли из началки в среднюю школу, наш потрясающий молодой классный объявил однодневный поход, с родителями. Те, кто пошел, до конца школы дружили и вообще – были гораздо ближе друг другу, чем те, кто побоялся и остался дома.

Но что делать, если ваш ребенок оказался в положении действительно изгоя, белой вороны, стал объектом травли?

Ужасающе большое количество взрослых предпочитает не вмешиваться в эту ситуацию. Родители, учителя, воспитатели. «Дети должны сами разобраться. Он должен научиться строить отношения. Ничего, крепче будет». Иногда говорится напрямую: «Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)». Или – диссидентский вариант: «Ты должен быть выше этого, не замечать, пусть себе толпа глумится, мы-то знаем, что ты (выше, лучше, умнее, чище)». По факту, это две стороны одной медали: кто не с нами, тот против нас.

Между тем, чтобы началась травля, совершенно необязательно чем-то сильно выделяться. Групповая агрессия может упасть на голову любого, которому просто не повезло оказаться «в неправильном месте в неправильное время». Но роль взрослых в процессе невозможно не заметить. Достаточно, чтобы учительница позволила себе несколько унизительных комментариев, язвительно отозвалась об умственных способностях или внешности ученика, и, если ситуация и так накалена, готово дело: весь класс ополчается против одного.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон. 

Что делать родителям   

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. 

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года. 

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. 

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector