Центральный военно-морской музей
Содержание:
- Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо, 27 января 1904 года
- История музея
- История Военно-морского музея в Санкт Петербурге
- АНОНСЫ
- 75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода
- Как работает музей
- Дополнительная информация
- Интересные экспонаты
- О музее
- Модель-камера в России
- Экспозиция
- Посетителям
- Минное оружие российского флота
- Истребитель И-16 из состава 72-го смешанного авиаполка авиации Северного флота
Бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо, 27 января 1904 года
Модель крейсера I ранга «Варяг» создана на судоверфи американской фирмы The William Cramp and Sons Ship and Engine Building Company, где был заказан корабль |
Модель крейсера I ранга «Варяг», названного в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861—1865 гг. на помощь правительству президента Линкольна |
Артиллерия главного калибра крейсера, представленная двенадцатью 152-мм/45 орудиями системы Канэ |
Мостик и боевая рубка |
Бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках — спонсонах |
Противоминный калибр на марсовых площадках |
Под государственным гербом, в штевне видна передняя крышка 381-мм торпедного аппарата |
Кормовая надстройка |
37-мм пушка Гочкиса для вооружения корабельных шлюпок и катеров |
Фуражка командира крейсера «Варяг» капитана I ранга В.Ф.Руднева. Пробита осколком снаряда во время боя 27 января 1904 года |
Мореходная канонерская лодка «Кореец» (заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме) |
Медаль «За бой »Варяга» и »Корейца» при Чемульпо. 27 января 1904 г.» принадлежала командиру крейсера «Варяг» капитану 1 ранга В. Ф. Рудневу |
Орден Святого Георгия IV степени, принадлежал капитану I ранга В.Ф. Рудневу |
Закладная доска крейсера «Варяг» |
Карманные часы командира крейсера капитана I ранга В.Ф. Руднева |
История музея
Еще в 1709 году Петр I основал Модель-камеру, где хранились все кораблестроительные модели и чертежи судов. Все документы о постройке кораблей передавались в это учреждение в обязательном порядке.
Чуть меньше, чем через 100 лет все модели кораблей были переданы в созданный Морской музей, который был организован в здании Главного Адмиралтейства.
Только в начале XX века он был переименован в честь Петра Великого, а в 1939 году был перенесен на Васильевский остров, в здание бывшей Фондовой биржи. В начале ВОВ ценные экспонаты перевезли в Ульяновск, где их удалось сохранить, а в 1946 году они вновь вернулись в Петербург.
В нынешнем здании музей располагается с 2011 года, переезд был длительным, и посетители смогли увидеть экспонаты только в 2013 году.
Помимо главного здания, в состав музея входит 6 филиалов: крейсер «Аврора», подводная лодка «Народоволец», крейсер «Михаил Кутузов», который располагается в Новороссийске, а также «Дорога жизни» на Ладожском озере, Кронштадтская крепость и музей Балтийского флота в Калининграде.
История Военно-морского музея в Санкт Петербурге
Со временем коллекция расширилась, и в 1939 году музей переехал в здание бывшей Биржи на стрелку Васильевского острова, где находился до 2013 года. В настоящее время «Центральный военно-морской музей», носящий свое название с 1924 года, располагается по адресу пл.Труда дом 5 /ул.Большая Морская дом 69А, в зданиях бывших Крюковских (Морских) казарм.
Санкт-Петербург здание Военно-морского музея
Музей сам по себе большой, можно даже сказать огромный, просторный, светлый. Он имеет 19 залов, где представлены модели кораблей, боевые знамена и флаги, награды, оружие, техника, вещи русских флотоводцев, картины знаменитых художников-маринистов, документы, фотографии и многое другое.
Зал Славы Русского флота
Один из древних экспонатов музея — челн-однодеревка, сделанный XIII-XIV веке. Много старинного оружия.
Старинная пушка
И более современное и в разрезе, что позволяет ознакомиться с устройством различного вооружения.
Морская мина
В музее можно увидеть личные вещи Петра I:пальмовую трость, на гранях которой нанесены меры длины, компас, топор и судно — Ботик.
Ботик Петра 1
Это небольшое судно, юный царь нашел в амбаре своего двоюродного деда. И на нем учился управлять парусами на реке Яузе под Москвой. Позже Ботик был перевезен в Петербург и хранился в специальном домике возведенном в Петропавловской крепости.
Экспонаты музея рассказывают о морских победах России над шведами в Северной войне (1700-1721).
О победах русского черноморского флота, Чесменской, Синопской битвах, обороне Севастополя 1854-1855 гг.
Русско-японской войне 1904-1905 гг. Обороне Порт-Артура и Владивостока, Цусимском сражении. Подвиге крейсера «Варяг», который вошел героической страницей в нашу историю. После ожесточенного сражения с японской эскадрой, когда продолжать бой стало невозможно, командир «Варяга» капитан В.Ф. Руднев и совет офицеров приняли решение затопить крейсер и взорвать канонерскую лодку «Кореец», но не сдавать их врагу. Мужество русских моряков оценили даже японцы, они наградили капитана Руднева орденом «Восходящего солнца».
О Балтийском флоте, Черноморском флоте и Флотилии Ледовитого океана в Первой мировой войне 1914-1917 гг.
О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Несколько залов посвящено послевоенному периоду военно-морского флота и современному океанскому ракетно-ядерному. Представлена одноступенчатая баллистическая ракета Р-11ФМ для подводных лодок, которая была испытана в 1955 г. с подводной лодки Б-67.
Одноступенчатая баллистическая ракета Р-11ФМ
Здесь представлены модели современных боевых кораблей и подводных лодок и т.д.
В витринах представлены личные вещи, оружие известных адмиралов, П.С. Нахимова, С.О.Макарова, императоров, князей.
Личные вещи
Можно проследить как развивалось оборудование и снаряжения для подводного погружения человека.
Снаряжения для подводного погружения человекаПодводная лодка конструкции С.К. Джевецкого 1880 годы
Удивительно, подводные лодки конструкции С.К. Джевецкого 1876 по 1909 годы были на передовой науки. Первые подлодки были на педальной, затем на электрической силе.
АНОНСЫ
-
1 октября 2021Конкурс творческих работ “Морская стихия”
Цель Конкурса – выявление и развитие творческого потенциала у детей, подростков и молодежи средствами литературного, изобразительного творчества, декоративно-прикладного и киноискусства по морской тематике. -
15 апреля 2021Девятая научно-практическая конференция программы «Море и флот» ― «От Нарвы до Ништадта. К 300-летию победоносного для России окончания Северной войны»
15 апреля 2021 года Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого в сотрудничестве с Департаментом культуры Министерства обороны Российской Федерации и Ассоциацией военно-морских музеев проводит IX научно-практическую конференцию программы «Море и флот» ― «От Нарвы до Ништадта. К 300-летию победоносного для России окончания Северной войны». В случае ухудшения эпидемиологической обстановки конференция может быть проведена в ином формате. Об этом будет сообщено дополнительно. -
31 декабря 2020ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ МУЗЕЯ в условиях ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)
С 6 июля 2020 года (понедельник) Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (Санкт-Петербург, пл. Труда, 5), филиал ЦВММ на крейсере «Аврора», филиал ЦВММ «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» и филиал ЦВММ «Кронштадтская крепость» (г. Кронштадт) планируют возобновить свою работу с посетителями. -
18 декабря 202018 декабря в ЦВММ покажут корабельных любимцев
«Корабельные любимцы» — фотовыставка с таким названием о животных на кораблях флота начнет работать 18 декабря 2020 года в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого. Вниманию посетителей выставки будут предложены более 100 фотографий, выполненных как известными мастерами, так и любителями — ветеранами Военно-Морского Флота. -
10 декабря 2020В ЦВММ 10 декабря начинает работу выставка «Удивительный мир моделей»
10 декабря в 16 часов в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого начинает работу временная выставка «Удивительный мир моделей». Новая экспозиция посвящена истории развития судомоделизма как синтеза науки, техники и искусства и представляет гостям музея модели кораблей из фондов ЦВММ. -
26 ноября 2020В ЦВММ 26 ноября в 16 ч открывается персональная выставка заслуженного художника России Андрея Троня
В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого 26 ноября в 16 ч открывается персональная выставка «Художник Морского музея. Андрей Тронь», художника мастерской военных художников-маринистов ЦВММ, заслуженного художника Российской Федерации Андрея Троня к 60-летию со дня рождения автора. -
19 ноября 2020Выставка, посвященная 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна откроется в ЦВММ
19 ноября 2020 года в 16:00 в Центральном военно-морском музее начнет работу временная выставка «Морская держава. И. Ф. Крузенштерн и русский образ «мировой морской державы». -
22 октября 2020В ЦВММ 22 октября открывается юбилейная персональная выставка художника-мариниста Сергея Макарова
В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого 22 октября в 16 часов открывается персональная выставка «Сергей Макаров. Будни мариниста», художника мастерской военных художников-маринистов ЦВММ, члена Союза художников России с 1994 года, участника выставок в России и за рубежом Сергея Макарова.
НАЗАД ВПЕРЕД
75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода
75-мм/50 пушка системы Канэ для станков Обуховского сталелитейного завода |
С 1891 года эта французская артсистема выпускалась по лицензии на Обуховском заводе |
Орудие №6022. Изготовитель: Пермский орудийный завод. Заказчик: Морское министерство. Дата приёмки: 6 ноября 1914 г. Приёмщик: Горный инженер коллежский ассесор М.М.Сидоров |
Штурвал с колонкой гидравлического привода управления рулём французской фирмы «Акционерное общество Форж И Шантье Де-Ля-Медитерранне — Ла Сейн» (г.Тулон). Предположительно с эскадренного броненосца «Цесаревич», 1901 год |
Фрагмент борта крейсера I ранга «Аврора» с пробоиной ниже ватерлинии, полученной в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Макет для обучения будущих инженеров-механиков изготовлен в механических мастерских Кронштадтского морского завода в 1911 году |
Компас магнитный, главный, 8-дм, с жидкостью, донной подсветкой, с нактоузом, образца 1908 г. с германского лёгкого крейсера «Магдебург». Снят моряками Балтийского флота при захвате корабля, севшего на камни у острова Оденехольф 26 августа 1914 года |
Как работает музей
Рабочий день начинается с 11 и продолжается до 18 часов. Режим работы кассы с 11.00 до 17.15. Выходными днями являются понедельник и вторник. Администрация работает с полдесятого до шести вечера. Перерыв с часу до полвторого. Отдыхают они в субботу и воскресенье.
Билет для взрослых стоит 300 рублей*, для пенсионеров, инвалидов, студентов ВУЗов очного обучения при предъявлении документов — 200*, школьники и ученики техникумов при предъявлении удостоверений платят всего сто*. Для детей дошкольного возраста, инвалидов первой и второй группы, колясочников, сопровождающих – вход бесплатный.
Важно! Фотографировать в музее нельзя за исключением профессиональной фото- и видеосъемки, которая стоит в выставочном зале для каждого посетителя 5000 рублей*. Фотографа должен сопровождать сотрудник музея
Есть возможность снимать свадьбу и другие торжества в залах для групп, не более чем 10 человек. Стоимость составляет 5000 руб.*
Дополнительная информация
Адрес: город Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 69а, площадь Труда, дом 5. Дается двойной адрес для легкого нахождения приезжими, так как учреждение находится на углу. Вход с площади Труда.
Метро со станцией «Адмиралтейская» расположено в тридцати минутах ходьбы. Такой способ неудачен, так как можно устать.
Ходит троллейбус с номерами 5 и 22, автобус с №№ 3, 22, 27. Выйти нужно на остановке «Площадь Труда». Садиться нужно на транспорт, который идет в сторону Дворцовой площади, а не Московского вокзала. Вход с набережной Крюкова.
Морской музей
Обратите внимание! На первом этаже расположено кафе, где можно подкрепиться после полуторачасовой прогулки по зданию. Цены здесь, конечно, выше, чем в кафе спального района
Алкоголь, разумеется, не продается. Чай в пакетиках, мороженое стоимостью 50-60 рублей*, капучино стоит 150*, кусок торта до 200 рублей*.
В музее есть магазин с сувенирами, в воскресенье выходной день.
Посетить учреждение, где собраны все корабли со всех эпох российской флотилии — это огромный подарок для мужчины и детей. Поэтому стоит выделить несколько часов из своего времени, чтобы побывать в этом необычном музее, где пахнет не пылью старых гобеленов, а запахом просмоленных канатов и сладковатым духом железа корабельных пушек.
*Цены актуальны на август 2018 года.
Интересные экспонаты
В музее хранится уникальный экспонат — древний челн, который датирован началом первого тысячелетия до нашей эры.
Ботик Петра І. Этот ботик Петр І нашел в 1688 году гуляя по амбарам с остатками вещей его деда – Никиты Ивановича Романова. Уникальность ботика состояла в том, что он ходил под парусами и мог идти не только по ветру, а и против него. После его реставрации, Петр освоил управление и с удовольствием катался по Яузе. В дальнейшем Ботик был водружен на деревянную тумбу, как памятник в честь Ништадтского мирного договора.
Черепаховые корабли. 25 изумительных по своему внешнему виду моделей кораблей ручной работы были изготовлены японскими мастерами из черепашьих панцирей. Они заказывались моряками в 19 веке как подарок для императора. В дар музею их передал император Николай ІІ.
Во время переезда Военно-морского музея в запасниках сотрудники обнаружили металлический диск. Что это такое, они поняли не сразу. А когда узнали – удивились. Прибор, который находился вне экспозиции больше 70 лет, ничто иное, как исторический навигатор. И был изобретен еще в XVI веке.
О музее
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берет свое начало от Санкт-Петербургской модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 (24) января 1709 г. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.
В 1805 г. был создан «Морской музеум», основой которого стали коллекции Модель-камеры. К концу XIX в. Морской музей стал значительным российским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.
В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем. Были внесены соответствующие духу времени коррективы в его экспозицию.
В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда — здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.
После войны начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея. В 1956 г. открывается филиал на крейсере «Аврора» — первом в нашей стране корабле-музее. В 1972 г. в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера был открыт филиал «Дорога жизни». В 1980 г. в здании Кронштадтского Морского собора начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки — Д-2 «Народоволец» завершились открытием в 1994 г. мемориального комплекса, который стал первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой.
Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку — в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.
С 1980-х гг. вновь, впервые с дореволюционных времен, большое развитие получила зарубежная выставочная деятельность музея, что позволило музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом. Ныне музей поддерживает деловые связи, организует совместные выставки с десятками российских и зарубежных музеев.
За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700 000. В том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.
Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц). В модельной коллекции наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения.
С участием музея прошли сотни выставок в Санкт-Петербурге, Москве и городах Российской Федерации. Между ЦВММ и музеями зарубежных стран установились плодотворные творческие связи, выставки с его участием экспонировались более чем в 20 странах.
В 2012 г. существующие филиалы ЦВММ получили статус структурных подразделений музея. К ним добавились Музей Балтийского флота (г. Балтийск) и Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» (г. Новороссийск).
В апреле 2013 г. завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. В 2013 г. начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2028-р от 11 сентября 2019 г. Центральному военно-морскому музею было возвращено историческое наименование «Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого».
В 2020 г. в состав ЦВММ вошел новый филиал — Музей Черноморского флота (г.Севастополь).
Модель-камера в России
После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.
Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей. В 1722 вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию , и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.
Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. «Информационный центр» располагал всеми чертежами и моделями кораблей создаваемыми в то время в России. Каждая из моделей имела свой инвентарный номер и место в хранилище.
С 80-х годов 18 ст. для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку. Ее пополнения стали редкими и случайными. В конце концов развитие строительной науки привело к тому ,что реальное моделирование было заменено на научный расчет. Необходимость в Модель-камере, как в практическом пособии, значительно уменьшилась. Однако теперь она несла в себе другую функцию – музея истории флота. Стали возникать проекты по преобразованию Модель-камеры в общедоступный музей.
В начале 19 века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» — одного из первых морских музеев в мире. Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морской музеум» приобрел значение флотского культурного центра. Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.
Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр – ученый, писатель и художник. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов – судомоделист и автор трудов по морской практике, судостроению и истории флота.
К 1825 году «Морской музеум» объединил в себе 4 отдела:
- модель-камеру;
- отдел морских карт и инструментов;
- библиотеку;
- «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции.
В 1827 году, в связи с преобразованием Морского ведомства, музей разместили в Адмиралтейском здании. Из-за недальновидного доклада начальника депо Федора Федоровича Шуберта «о малозначительности музея», Николай І издал указ о «раскассировании» музея. Предметы «музеума», так долго и кропотливо собираемые долгие годы, были распределены по различным учреждениям, среди которых была Академия наук, кунсткамера и Морской кадетский корпус. Расформирование свело на «нет» все усилия по сбору уникальных экспонатов. От него остался лишь костяк – Модель-камера.
Экспозиция
Коллекции музея занимают 19 залов на двух этажах, в комплексе есть зал для проведения лекций и кинопоказов, а также кафе. Экспозиция позволяет ознакомиться с историей русского флота, начиная с особенностей мореплавания в древнейшие времена и до современного состояния отечественного флота. Несомненно, важным периодом является петровская эпоха и создание регулярного флота, позволившего добиться серьезных побед. Вообще история развития флота тесно переплетается с важными событиями в истории страны, поэтому посещение музея даст возможность проследить и основные вехи развития государства.
В XIX веке помимо морских сражений военные моряки участвовали в исследовательских мероприятиях — кругосветных плаваниях, Архипелагской экспедиции. В экспозиции представлено много моделей кораблей, которые позволяют составить полное представление об эволюции кораблестроения. Одним из знаковых экспонатов является ботик Петра Великого, кроме того, в музее можно увидеть модели кораблей в масштабе 1:12. Посетители могут ознакомиться с моделями крейсеров, броненосцев, миноносцев, фрегатов, яхт, катеров, подводных лодок и других типов кораблей, а также в залах представлены мореходные инструменты.
alla38
Кроме того, в музее выставлены модели кораблей, которые в свое время существовали только в качестве проектных чертежей, они так и не были построены по тем или иным причинам. Любопытными экспонатами являются и предметы оружия, в залах размещены образцы вооружения не только нашей страны, они охватывают периоды от Средних веков до современности. В коллекции музея — мечи, шпаги, кортики, пушки, мушкеты, винтовки, мины, ракеты, гранаты и другие предметы. К особенно ценным экспонатам относятся шпага, принадлежавшая флотоводцу Нахимову, сабля вице-адмирала Макарова, наградное холодное оружие, над созданием которого трудились лучшие мастера Златоустовской оружейной фабрики.
Среди музейных предметов также произведения изобразительного искусства, связанные с военно-морской тематикой — гравюры, живописные работы, плакаты, скульптурные композиции. Интерес представляют униформа моряков разных временных периодов, медали, предметы быта, знамена, флаги и вымпелы, документы.
Регулярно в музее проводятся временные выставки, часто они приурочены к памятным датам в истории развития флота.
alla38
Посетителям
РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ
Центральное здание:
Для посетителей музей открыт с 10.00 до 18.00 (с 15 мая 2019 года)
Касса прекращает работу в 17.15Выходные дни экспозиции — вторник
Филиал на крейсере «Аврора» работает:
среда-воскресенье — с 11:00 до 18:00Выходные дни — понедельник, вторник.
Филиал «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» и филиал «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов»:
понедельник-воскресенье — с 10:00 до 18:00Выходные дни — без выходных.
Филиалы «Кронштадтская крепость», «Дорога жизни», «Музей Балтийского флота» и «Музей Черноморского флота»:
среда-воскресенье — с 10:00 до 18:00Выходные дни — понедельник и вторник.
Предварительный заказ экскурсий для групп — в экскурсионном бюро музея и по тел. (812) 303-85-13 (кроме вторника)
Администрация и научные сотрудники работают с 9.30 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 13.30), выходные дни — суббота и воскресенье.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ
Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69A / пл. Труда, д. 5
Ближайшая станция метро «Адмиралтейская»
Наземный транспорт: троллейбус № 5, 22 автобус № 3, 22, 27 до площади Труда
Посетительский вход с набережной Крюкова канала
Уважаемые посетители ваше здоровье – наш главный приоритет. Мы тщательно соблюдаем необходимые меры, чтобы наш музей оставался безопасным местом для вас. Мы просим вас внимательно ознакомиться с дополнительными правилами посещения музея и соблюдать их во время вашего визита.
Пожалуйста, помните, что нарушение любого из этих пунктов может стать причиной отказа в посещении музея без возврата денежных средств.
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ МУЗЕЯв условиях ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)
1. Посетитель допускается в помещения музея при наличии гигиенической маски.
2. При входе в музей расположен дозатор с дезинфицирующим средством – пожалуйста, воспользуйтесь им до посещения музея.
3. В условиях действия профилактических мер, направленных на воспрепятствование распространению коронавирусной инфекции (COVID-19), пропускная способность музея жестко ограничена. Просим вас с пониманием отнестись к возможному ожиданию. В случае возникновения очереди рекомендуем вам выбрать другое время для посещения музея. При входе в экспозицию вам может быть выдан жетон, который вы должны будете сдать на выходе из экспозиции. Эта мера позволяет контролировать пропускную способность музея.
4. В помещениях музея мы просим вас соблюдать дистанцию 1,5 – 2 метра по отношению к другим посетителям и музейным сотрудникам.
5. Административная служба музея проводит регулярную уборку и дезинфекцию залов и других помещений в рабочие часы музея. Просим вас отнестись с понимаем к возможным неудобствам.
6. Сотрудники музея приложат все усилия, чтобы ваш визит стал максимально безопасным и приятным. Во время нахождения в экспозиционно-выставочных залах мы просим вас следовать их инструкциям.
Основания для введения временных правил
Приказ директора Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого,
Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в музеях, музеях-заповедниках, дворцово-парковых музеях MP 3.1/2.1. 0194-20, утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А. Ю. Поповой 10.06.2020 г.
_____________________________________________
Уважаемые петербуржцы и гости нашего города!
Этот шаг вызван введением ряда ограничений при посещении музеев в период противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Практика показывает, что большой поток посетителей музея и его филиалов в дни бесплатного посещения делает затруднительным соблюдение ими противовирусных ограничений, и прежде всего, соблюдение социальной дистанции
Для льготных категорий граждан РФ бесплатное посещение сохраняется.
Минное оружие российского флота
На табличке надпись: «Мина сфероконическая, 1910-ые годы». С датой возможно ошиблись — в русском флоте перешли от сфероконических корпусов мин к шаровым ещё 1891 году |
Малая якорная мина типа «Р» образца 1915 года оснащена зарядом пироксилина весом 8-12 килограммов. Веретенообразная форма, стабилизаторы (чтобы мина в течении не тонула) напоминали плавники рыбы. Отсюда обиходное название «Рыбка». Её применяли в районах с сильными течениями, где мины с шарообразными корпусами на течении «прижимались» к морскому дну |
Мина гальваноударная образца 1908 года с якорем и защитник минный системы П.П. Киткина образца 1914 года |
Предысторию появления сфероконических мир на вооружении Российского флота смотрите на странице . На ней выделен отдельный раздел по якорной мине конструкции Герца.
Малая неконтактная донная мина разработана в 1939 году и первоначально проектировалась как авиационная. В начале войны в распоряжении ВМФ СССР имелось 95 таких мин |
Изюминкой МИРАБ (малая индукционная речная авиационная для постановки с бреющего полета) был магнитоиндукционный взрыватель |
Двухимпульсный взрыватель обеспечивал более надежную защиту мины от взрыва при однократном воздействии на его принимающую часть и производил взрыв на более близком расстоянии от корабля, чем одноимпульсный |
Авиационная беспарашютная якорная мина АМГ-1 конструкции Гейро: баллистический наконечник, сфероцилиндрический корпус мины с пятью свинцовыми гальваноударными колпаками, крестообразный стабилизатор |
Внутри каждого колпака мины — гальванический элемент из стеклянной ампулы с электролитом, цинковый и угольный электроды. При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разрушалась, срабатывал гальванический элемент, образующаяся электродвижущая сила вызывала ток в цепи запала и взрыв |
На морских минах свинцовый колпак закрывался чугунным предохранительным колпаком, который удалялся после постановки мины. На мине АМГ-1 гальваноударные колпаки утапливались и выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки мины на заданное углубление |
Ударно-механическая якорная мина М-26 образца 1926 года, разработана на основе мины обр. 1912 года. Форма корпуса изменена на сфероцилиндрическую, что позволило увеличить массу взрывчатого вещества в 2.5 раза |
Горизонтальное расположение мины на тележке с низким центром тяжести облегчало ее постановку, однако малая длина минрепа ограничивала применение в Черном и Японском море |
Являлась наиболее массовым образцом мины, применяемой ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны. К началу войны ВМФ СССР располагал 26823 минами обр. 1926 года. |
Истребитель И-16 из состава 72-го смешанного авиаполка авиации Северного флота
И-16 тип 28 (зав. № 28213-95) с двигателем М-63 (зав. № 632707), собранный 5 августа 1940 года. 72-й САП авиации СФ |
В декабре 2010 года, во время перееезда музея, при перевозке экспонатов ЦВММ из здания Биржи в Крюковы казармы, вследствие действий сотрудников компании-перевозчика, истребитель упал с высоты в 4-5 метров. Судя по высоте падения, истребитель планировали подвесить на тросах, подобно тому, как он висел в прежнем здании музея. В результате инцидента у самолёта сломаны элементы креплений стоек шасси, сильно повреждены нижняя часть фюзеляжа и плоскости в местах крепления к центроплану.
Восстановление повреждённой машины завершилось летом 2014 года. Реставрационные работы проводили сотрудники 419 авиационного ремонтного завода.