Кризисы развития детей дошкольного возраста

Эмоциональная составляющая

Дифференциация собственных эмоций и переживаний – процесс сложный, трудоёмкий и формируется постепенно в ходе онтогенеза. В результате детям не всегда понятно, что именно с ними происходит, свои эмоции они зачастую делят на положительные и отрицательные, а точнее, на приятные и неприятные. Своё состояние они могут описывать фразами «мне плохо» или «мне так не нравится». Задачей взрослых становится разведение и объяснение ребёнку его состояния: боль, страх, обида, гнев, отчаяние и т.п. Как правило, в кризисных ситуациях дети испытывают следующий спектр эмоций:

1. Чувство незащищённости и беспомощности.

Ощущение безопасности и субъективного контроля ситуации являются одними из базовых компонентов гармоничного развития психики ребёнка. В результате травмирующих событий эти компоненты нарушаются.

2. Чувство тревоги, страхи.

Кризисные ситуации случаются неожиданно, представляют собой сильные перемены в жизни. Мир принёс ребёнку неожиданные изменения, которые ему очень не нравятся, следовательно, он становится более настороженным, появляется / увеличивается страх, что могут произойти новые неожиданные изменения, которые будут столь же неприятны, как и предыдущие. Отсутствие предсказуемости повышает уровень тревожности.

3. Чувство стыда.

Чувство стыда – социальное чувство, основанное на предположении об оценки окружающими своих действий, ситуации, в которой находишься. Поскольку обсуждение горя с окружающими, как правило, табуируется, то возникает ощущение собственной инаковости, непохожести на окружающих детей, а, следовательно, «хужести».

4. Чувство обиды.

Дети воспринимают окружающий мир в упрощённой модели, которая предполагает в том числе, что «мир справедлив» Как раз в результате ощущения нарушения этой справедливости и возникает чувство обиды. Чувство обиды может иметь объект, на который направлено, например, обида на родителей, которые разводятся. А может и не иметь конкретного объекта. «Это нечестно!» –типичная детская фраза.

5. Чувство вины.

Чувство вины довольно часто сопровождает жертв насилия, и физического, и сексуального, и психического, вне зависимости от возраста жертвы. Это чувство регулярно сопровождает переживание утраты близкого человека. Один из возможных механизмов формирования столь неожиданной, на первый взгляд эмоции, для кризисных ситуаций выглядит следующим образом: я в чём-то виноват → я мог что-то изменить → я могу на что-то влиять → в дальнейшем я могу повлиять на события и избежать аналогичных ситуаций. Также чувство вины у детей возникает особенно часто в силу присущего детскому возрасту эгоцентризма мышления, восприятие себя как изначальной точки отсчёта, первопричиной всего происходящего, а, следовательно, и причиной данной сложной ситуации. Так, например, дети могут испытывать чувство вины при разводе родителей: «Если бы я лучше учился, я бы не расстраивал родителей, они бы не ссорились и поэтому не развились бы».

Кризис трех лет

Период раннего детства (от 1 до 3-х лет) завершается. Ребенок многое умеет, уже и кушает сам, и что-то мастерит. Для достижения следующего периода развития не хватает четкого «Я». В его формировании и заключается кризис трехлетних малышей. Эго в этом возрасте занимает свою прочную позицию.

Примерно за полгода до исполнения 3-х лет у ребенка начинают формироваться потребности «хочу» и «могу». Малыши всегда пытаются настоять на своем или сделать что-то в противовес желанию взрослых. В их поведении преобладают деспотизм, негативизм, протест, упрямство, желание дразнить и ругаться. Все эти симптомы – результат формирования «Я».

Что же делать родителям? Ведь ругая и наказывая, бунт собственного чада усилится. Эффективным «лекарством» в этом периоде является игра. Только в ней можно направить желания ребенка в нужное русло и научить его тому, что помимо «хочу», существует «нельзя».

Кризис четверти жизни

Вы окончили университет и не знаете, что с собой делать? Успели поработать на 2–3 разных работах, но не находите себе места? Друзья женятся, разводятся, рожают детей, а вы не чувствуете себя готовым к таким переменам? Поздравляем, вы совсем не одиноки в своей проблеме — у вас просто кризис четверти жизни. За более поэтичным и детальным определением этого жизненного периода можно обратиться к поп-культуре, регулярно осмысляющей психологические проблемы тех, кому под тридцать: именно его переживают героини сериалов «Девочки» и «Брод Сити» или персонажи Греты Гервиг в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Мисс Америка». 

За последние десятилетия произошел заметный сдвиг в социально допустимом времени вступления в независимую взрослую жизнь. Множество факторов сошлись воедино: вместе с ростом продолжительности жизни постепенно изменилась и ситуация на рынке труда. Финансовые кризисы и смена приоритетов с верности одной компании на протяжении всей жизни на личностный рост и частую перемену работы привели к тому, что пересмотр своих достижений и дезориентированность, известные как «кризис тридцатилетия», у многих сдвинулся на условные двадцать пять. К этому возрасту многие уже успевают попробовать разные отношения и профессии, но всё еще не готовы остановиться на чём-то одном и только начинают определяться со своими устремлениями, чувствами и интересами. Двадцать пять — приблизительный возраст: на самом деле большинство людей, чувствующих себя одинокими, потерянными и сбитыми с пути, приближаются к своему тридцатилетию.

Кризис 1-го года

Ребенок начинает ходить и говорить, он уже не полностью зависит от взрослого, он может сам передвигаться и делать не только то, что ждут от него взрослые. У ребенка впервые появляется свобода и самостоятельность. Он хочет что-то делать сам, исследовать такой интересный для него мир, и пока еще ничего не подозревает об опасностях, с которыми может столкнуться.

Возникают первые попытки проявить свою волю, сделать что-то так, как хочется, а не так, как говорят родители. При грамотном с психологической точки зрения поведении родителей кризис преодолевается легко и быстро. Ребенок нуждается одновременно в трех вещах:

  1. в понимании, что есть кто-то «большой и взрослый», кто устанавливает правила и как бы гарантирует безопасность;
  2. в возможности исследования и познании мира.
  3. в общении с окружающими: малыш начал говорить и ему очень хочется, чтобы его желания были понятны окружающим.

Если все это есть, вы даже не заметите, как кризис будет пройден. Если нет, проблемы с поведением будут сопровождать вас до кризиса трех лет, когда все станет еще сложнее.

Советы психолога для родителей

  1. Критикуйте действие, а не личность. «Ты не оставила сестренке ни одной конфеты, жадная девочка!» — неверно. Попробуйте так: «Жаль, что ты забыла поделиться с остальными. Нам было бы приятно».
  2. Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части. Что произошло, какие эмоции доминируют? Подобные упражнения научат мыслить осознанно, наблюдая со стороны.
  3. Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.
  4. Не повторяйте сказанное. Ребенок прекрасно помнит, что вы просили вынести мусор. Каждое напоминание злит: создается ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.
  5. Удивляйте неожиданными фактами. Не хочется есть овощи? А знает ли ребенок, как витамины влияют на организм? Расскажите в подробностях, найдите видео с объяснением.
  6. Включайте в расписание помощь по дому, дополнительные занятия после школы — безделье приносит с собой скандалы и капризы.
  7. Отдых. Следите за гигиеной сна ребенка: мозг работает непрерывно, регулярно требует перезагрузки.
  8. Задавайте вопросы. С кем удалось подружиться? Что сильнее всего поразило? Какие планы на следующий день?
  9. Не заставляйте детей реализовывать ваши амбиции юности. Малыш не обязан обожать счет, если вы мечтали стать математиком.
  10. Чувствуете, что потеряли контроль? Разумно обратиться к школьному психологу. Странности, приступы гнева, повышенная агрессивность — повод для консультации.

Мнения специалистов

Давайте выясним, что нельзя делать в кризисный период. Вы можете в качестве легких наказаний временно ограничить развлечения, но недопустимо применение физической силы, провоцирование скандалов, нанесение оскорблений. Детская психика не может вынести такие нагрузки, подобное поведение родителей подорвет их авторитет в глазах крохи.

Постарайтесь спокойно выяснить, что беспокоит малыша, доброжелательно задавая вопросы, без лишних нравоучений и не упрекая его.

В данном возрасте вредна также чрезмерная опека. Выполняя за ребенка все действия, вы, таким образом, оттягиваете его развитие, еще больше привязываете к себе. Согласитесь, что в таком случае страдает и ребенок, и родители. Лучше будет, если вы станете его незаметно контролировать. Давайте свободу действий в творческих занятиях, усиливайте контроль в повседневной жизни в целях безопасности.

Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте, убедительно объясняйте, как лучше поступить. Необходимо также хвалить малыша по существу, всячески поощрять, но не баловать.

Понимая, что ребенок манипулирует вами, помните о той грани, когда будет уместно ваше снисходительное отношение. Нельзя потакать детским капризам и истерикам.

Общение с ребенком исключает использование негативных высказываний, крика или брани. У любящих грамотных родителей всегда найдутся для малыша правильные адекватные слова и формулировки, которые помогут разрешить ситуацию мирным путем.

Успешное преодоление кризиса 4-5 лет у ребенка зависит от мудрого терпеливого отношения родителей, их способности понять потребности своего ребенка, желания помочь малышу в спокойной, теплой обстановке и быстро пройти кризисный этап.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Кризис 7-ми лет

Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.

Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.

Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.

Признаки этого кризиса:

  • Начал кривляться, манерничать;
  • Активно вступает в спор с родителями;
  • Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
  • Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
  • Подражание поведению и манерам взрослых;
  • Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
  • Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
  • Появление самостоятельных занятий.

Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.

Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.

Совет!Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.

В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.

Разрешайте спорить с вами.

Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.

Признаки кризиса 7 лет у ребенка

Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями. Психологами доказано, что кризис 7 лет ожидаемым образом отражается на поведении вашего ребенка.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

  • нелепым вредным поведением;
  • искусственной наигранностью;
  • плохой усидчивостью и вертлявостью;
  • во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;
  • одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признаки сопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

  • быстрая утомляемость;
  • вспыльчивость и раздражительность
  • ;рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;
  • замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;
  • поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;
  • в поисках своего места, многие дети во время кризиса 7 лет начинают заискивать перед старшими и кляузничать на сверстников;
  • в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Симптомы кризиса 7 лет

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

Кризис 7 лет: негативизм

Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.

Кризис 7 лет: упрямство

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Кризис 7 лет: строптивость

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

Кризис 7 лет: своеволие

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

Кризис 7 лет: протест

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

Кризис 7 лет: обесценивание

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

Как проявляются кризисные этапы

Кризисы детского возраста –  это одновременно и скачок в физическом и моральном развитии ребенка, и разрушение предыдущего «опыта», всего того, что было сформировано ранее

Поэтому важно помочь ребенку смягчить эти переходы, иначе в дальнейшем он может стать нелюдимым, недоверчивым

Во время кризиса новорожденности, когда малыш вдруг оказывается во «внешнем мире», где все кардинально отличается от того, к чему он успел привыкнуть, ему приходится адаптироваться

Важно быть рядом с ним, откликаться на его зов, создавать ему комфорт и уют. Совсем скоро он оживится и начнет более ярко воспринимать мир, а также родные лица

Кризис первого года жизни нередко сопровождается капризами, поскольку малыш обретает самооценку и прощупывает уровень самоуважения. У него нет нейтральных реакций. Есть четкие: слезы обиды на запрет, радостный смех (причем сквозь те же слезы) в ответ на одобрение.

Кризис трех лет считается сложным не только для ребенка, но и для родителей, поскольку чадо становится невыносимым. Проявляется это в постоянном негативизме, строптивости, а также своеволии. Малыш делает все наоборот, резко реагирует на просьбы старших, он отмахивается от них, когда те пытаются помочь, при этом нередко ведет себя вызывающе. Он считает себя самостоятельным, точнее начинает чувствовать свою значимость. Однако малыш не всегда может справиться со своими эмоциями, поэтому поддержка (а не наставления) близких очень важна в этот период.

Родителям не нужно поддаваться на детские провокации

У детей дошкольного возраста грядет кризис семи лет. Они – еще ребенок, неугомонный и энергичный, однако начинается школа, и все вокруг загоняют маленького человечка в рамки. Ребенок этого периода может отличаться обидчивостью и ранимостью, становится навязчивым, стараясь как бы вернуть то время, когда от него не требовали быть взрослым.

Переходный, подростковый период – время, когда меняются внешность, голос, поведение ребенка. Он либо принимает себя, либо презирает, это во многом зависит от поведения родителей ранее. Стараясь скорее обрести самостоятельность, ребенок может обзавестись новыми привычками, иногда скопированными у других. Так или иначе, к 18 годам он станет полноправной личностью с таким характером, который тренировался в течение предыдущих лет.

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться . Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» . Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Когда дети стали взрослыми

В нашей культуре нет четких правил и определенных традиций расставания родителей со взрослыми детьми. Молодые люди получают паспорт, поступают в вузы, уезжают жить в другой город, женятся, но эмоционально и финансово остаются зависимыми от родителей. Славянские семьи отличают запутанные детско-родительские отношения, многие матери видят в детях смысл жизни. Поэтому в таких семьях кризис «опустевшего гнезда» особенно остро переживают женщины. Когда дети уходят из семьи, матери чувствуют некую опустошенность, отпадает необходимость ежедневных забот, высвобождается свободное время. Меняются и отношения с супругом

Если раньше внимание концентрировалось на ребенке, то теперь могут исчезнуть общие темы для разговоров

Иногда этот кризис может переживаться несколько раз, смотря сколько детей в семье. С каждым последующим отделением обстановка может ухудшаться и достигнуть своего пика с уходом последнего ребенка. Случается, что родители безболезненно отпускают своих детей, а позже обнаруживают острое напряжение, нехватку общения. Чаще всего это связано с определенным ребенком, который выполнял в семье важную посредническую функцию в общении родителей или являлся объектом совместной заботы. Этот особенный ребенок служил объединяющим звеном супружеской подсистемы, а его уход является угрозой ее привычного функционирования. В неполных семьях отделение ребенка может стать катастрофой, знаменующей начало одинокой старости.

Если семья не допускает отделения взрослеющего ребенка, это может сказаться на его поведении: протест, побег из дома, злоупотребление алкоголем или наркотиками, суицид. В основном такое происходит в семьях с высоким уровнем сплоченности и эмоциональной зависимости. Возможны два исхода ситуации: молодой человек продолжает поддерживать тесную эмоциональную связь с одним из родителей и остается зависимым или, отдаляясь географически, создает иллюзию эмоционального разрыва и полной независимости. Но если тяга к эмоциональной близости очень сильна, иллюзия автономного существования вызывает у взрослеющего ребенка тревогу и напряжение. Не сумев дифференцироваться от родителей, он будет выстраивать аналогичные модели отношений в своей новой семье. Вследствие нерешенных детско-родительских конфликтов мнимый эмоциональный разрыв с родителями оборачивается сверхблизостью и хаотичностью отношений с супругом и собственными детьми.

Эмоциональное отделение происходит тогда, когда родители принимают факт самостоятельности ребенка, но продолжают поддерживать теплые отношения с ним. В этом случает, он может в любое время по желанию вернуться назад, не пошатнув новой формы существования родительской семьи. В случае вынужденного возвращения домой юноша или девушка наперекор своим желаниям являются стабилизаторами пошатнувшихся отношений между родителями. Ребенок может выполнять поддерживающую равновесие функцию и вне стен родительского дома, но в этом случае он может не состояться в профессии, иметь проблемы со здоровьем, с законом или материальные. Заботливые родители, спешащие на помощь взрослому отпрыску, снова обретают смысл жизни и целостность семьи. Но до тех пор, пока ребенок будет беспомощен в решении своих проблем, мать и отец, оказывая медвежью услугу, оттягивают момент выстраивания отношений друг с другом. Лишь глубокое понимание обратной стороны гиперопеки, приводящей к психологическому краху ребенку, поможет родителям «отпустить» свое неразумное чадо. Особенности процесса отделения от родителей могут передаваться от поколения к поколению. Чем легче родители отстранились от ребенка, тем легче ему самому потом будет отпускать своих детей. Вероятно, не слезы горькие надо лить по своей одинокой судьбинушке, а пожелать детям добра и с любовью выпустить из родового гнезда.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Симптомы кризиса среднего возраста

Психотерапевт Елена Елфимова в своей книге «Кризисы личных отношений» подробно описывает симптомы кризиса среднего возраста

Вот на что нужно обратить внимание:

  • возникла потребность улучшить физическую форму и внешний вид;
  • появилось желание активно двигаться: бег, велосипед, танцы, заниматься экстремальными видами спорта: гонки, прыжки с парашютом;
  • внесли кардинальные изменения в рацион или сели на диету, начали принимать витамины или БАДы;
  • покупаете новую одежду и тратите больше времени на внешность;
  • меняете прическу, окрашиваете волосы из-за естественных изменений в цвете, толщине и количестве;
  • резко меняете круг общения, который пополняется людьми более молодого возраста;
  • испытываете неудовлетворенность от собственных достижений;
  • сравниваете себя с другими людьми своего возраста, достигшими большего;
  • то, что раньше приносило удовольствие, наскучило; появилось желание бросить успешную карьеру;
  • испытываете раздражительность, неожиданные приступы гнева;
  • быстрее устаете, появились проблемы с памятью, новые заболевания, накопились последствия вредных привычек;
  • изменилась потребность во сне: хочется спать больше или, наоборот, меньше;
  • стали более подвержены стрессу;
  • нравится слушать другую музыку, внезапно хотите научиться играть на музыкальном инструменте;
  • испытываете неожиданный интерес к живописи или сочинительству;
  • проснулся интерес к религии или к философии;
  • чаще думаете о смерти, рассуждаете о ее природе;
  • стараетесь дать новую жизнь вещам, которые купили 20 лет назад;
  • часто вспоминаете детство;
  • задумываетесь о будущем.

Изменения у ребенка

Протесты и бунты — одни из ярких признаков кризисных периодов, когда малыш ссорится со всеми и ведет себя агрессивно. Обычно это реакция на давление родителей или родных, на стремление взрослых принимать решения за него. У ребенка, чью деятельность постоянно сдерживают или ограничивают родители, выход эмоций и энергии перейдет в ярость, истерики и агрессию.

Ревность и деспотизм — это трудные для коррекции проявления, типичные в данном возрасте. Если ребенок в семье один, это может выливаться в желание чадушки властвовать над всеми: все должны перед ним плясать и ходить по струнке, выполняя его желания, а если нет — получите слезы и истерики. Если же в семье есть другие дети, проявления могут переходить в ревность и требование внимания к себе, неприятие или агрессию к другому малышу.

Это желание ребенка управлять миром, манипуляции родителями. Конечно, в мелочах можно уступать малышу, но все, что касается его жизни и здоровья, должно ограничиваться, быть жесткой линией воспитания.

Во всем нужно быть гибкими и искать выход во взаимопонимании, мудрости и терпении. Период сложный не только для взрослых, малышу еще сложнее. Ведь родители могут управлять своими эмоциями, а он еще не умеет это делать.

Развиваем речь

Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка

Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»)

Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!». Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!. Инесса Смык

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector