Учим с детьми времена года
Содержание:
- Наглядные пособия
- Климатическая смена времён года
- Стихи, загадки, сказки, мультики, детские фильмы
- «Времена года» для старших дошкольников
- Времена года, картинки лета, осени, зимы и весны, красивые фото природы — времена года
- Ход занятия:
- Ребенку 5-6 лет
- Календарь для малыша
- Рабочие тетради и развивающие книжки
- Вариант 2
- Стихи
- Астрономический механизм смены времён года
- Времена года для детей
- С чего начинать занятия
- Как с ребенком выучить названия месяцев
- Дидактические игры на тему «Времена года» (примеры)
Наглядные пособия
Сразу отметим, что наглядных пособий, помогающих изучать времена года и месяцы, к вашим услугам огромное количество. Это различные рисунки, видео, а также сама природа, за которой так увлекательно наблюдать вместе с малышом.
Поскольку говорим мы сейчас о картинках, разберемся с ними более подробно.
Какими они могут и должны быть.
Прежде всего, купите красивый календарь и повесьте его в комнате ребенка. Каждый день начинайте с того, чтобы посмотреть в окошко, описать увиденное и определить, какая же там пора года.
Не старайтесь за один подход выучить все месяцы по порядку, запаситесь терпением. У вас достаточно времени для того, что постепенно в течение года разобраться со всеми нюансами и интересными моментами. В этом прелесть дошкольного образования – можно никуда не спешить.
Интересная идея – сделать календарь с ребенком самостоятельно. Возьмите большой лист бумаги, разделите его не четыре части – по одной для определенного времени года, и рисуйте вместе различные атрибуты каждой поры, запомнившиеся малышу. Можно найти на улице красивые разноцветные листья для осени, цветы для лета, вырезать снежинки для зимы и все это приклеить в нужные места.
Начните с самого простого: когда тепло, холодно, идет снег, дождь, светит солнце. Разберитесь, как выглядят различные растения, цветы, чем занимаются животные, птицы, насекомые. Отдельная тема – что обычно делают люди.
Ниже хороший пример, отражающий изменения, происходящие с конкретным объектом – деревом. Предложите малышу описать их и подумать, к какой поре какая картинка относится.
Следующие изображения помогут выучить, чем можно заняться зимой, весной, летом или осенью.
Отличная идея – тематические раскраски. Изучаем предмет и одновременно тренируем мелкую моторику.
Многим родителям кажется естественным начинать изучать календарь с зимы, ведь мы привыкли, что год стартует именно в разгар снежной поры. Однако это оправданно только в том случае, если за окном морозы и холода. На самом деле за точку отсчета следует взять именно тот период, который идет в данный момент.
Так вы сможете наглядно демонстрировать малышу все приметы рассматриваемого времени года, займетесь с ним делами, свойственными для него. Зимой это санки, снежки; весной – кораблики и ручейки, первые подснежники; летом – пляж, сачки для бабочек, мячик; осенью – сбор яблок и первые затяжные дожди, когда так приятно посидеть вместе в доме в тепле.
Конечно, вы можете изучать сразу все поры года, используя наглядный материал и видео, но это не так интересно и познавательно.
Климатическая смена времён года
По количеству поступающей на землю от Солнца энергии равноденствия и солнцестояния должны быть серединой соответствующих сезонов. Но задержка в изменении температуры и масса (вызванная физическими свойствами воды и земли) задерживает климатические сезоны относительно астрономических. Температурная задержка изменяется в зависимости от климатической зоны и других особенностей конкретного места. Поэтому, например, в одних культурах осеннее равноденствие расценивается как середина осени, а в других — как начало осени.
Анимация сезонных изменений, особенно снежный покров в течение года
- В экваториальном поясе зима и лето являются дождливыми сезонами, в то время как весна и осень отличаются относительной засушливостью
- В тропическом поясе холодным временем года является сезон дождей, жарким — засушливый сезон. Однако в пустынях дожди могут не выпадать и в холодное время года
- В умеренном поясе в зоне океанического климата (Западная Европа, атлантическое побережье Северной Америки) основная часть осадков приходится на осень и первую половину зимы. В холодное время в части пояса устанавливается снежный покров. Весна и лето приносят эпизодические дожди вместе с циклонами. В зоне умеренно-континентального и континентального климата (Восточная Европа, Южная Сибирь) осень и зима значительно суше, и самыми влажными оказываются летние месяцы. В зоне муссонного климата (Дальний Восток) осадки выпадают почти исключительно летом в виде интенсивных ливней.
- В арктическом и антарктическом поясах смена времён года выражается в первую очередь в смене полярного дня и полярной ночи. Из-за продолжающегося ледникового периода сезонные колебания уровня осадков невелики, а температуры остаются ниже нуля.
Стихи, загадки, сказки, мультики, детские фильмы
В периоде с 3-х до 5, информацию о сезонах и месяцах малыш получает также из литературы и телевидения. Существует множество загадок и четверостиший на эту тему, которые легко заучиваются наизусть.
Зима.
Из трубы дымок идет.
Разрисовано стекло.
Катимся на санках.
Нам не холодно — тепло.
Лето.
Лето снова к нам дошло!
Стало жарко и светло.
По тропинкам прямиком
Бегут ножки босиком.
Весна.
Неделька марта пролетит,
Апрель капелью зазвенит,
За ним к нам май в цветах зайдёт,
Наш город солнышко зальет.
Осень.
Если на лесочке листья пожелтели,
Если в небо синее птицы улетели,
Если туча хмурая или дождик льется,
Всё, что за окошком — осенью зовется.
«Времена года» для старших дошкольников
Для подготовительной группы дошкольников можно провести игру с использованием компьютерных технологий. Педагогу необходимо подготовить слайды, изображающие картинки-ответы на вопросы и загадки. Из представленных картинок дети должны выбирать правильные, кликать по ним компьютерной мышкой.
Цель игры – формирование представлений о сезонных изменениях в природе и развитие способностей к познанию посредством использования компьютерных технологий.
Задачи дидактической игры «Времена года»:
- формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком;
- закрепление знаний о признаках весны, лета, осени, зимы;
- закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных птицах;
- формирование умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки, грамотно и последовательно высказываться;
- увеличение познавательной активности;
- развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;
- развитие памяти, восприятия на слух и зрение, моторики пальцев рук, умения концентрироваться, логически мыслить.
Первая группа слайдов касается осени. Педагог загадывает загадку, дети угадывают, какое время года изображено. Далее воспитатель задает вопросы: по каким признакам воспитанники определили осень, какого цвета листья на деревьях, в какой одежде люди на картинке, почему они так одеты. На следующем слайде изображены осенние листья, дети должны назвать, от какого дерева они оторвались.
Вторая группа слайдов касается зимы, дети отгадывают загадку, рассказывают, по каким признакам определили зиму, как одеты люди. На втором слайде из представленных животных выбирают тех, что впадают в спячку. На третьем из представленных картинок выбирают правильные ответы на загадки про снежинку, снеговика, снегопад, мороз, иней, сосульки.
Дальше дошкольники рассматривают весну, отгадывают загадку, объясняют выбор картинки, рассказывают, как одеты люди. На втором слайде выбирают среди изображенных птиц перелетных. На третьем из представленных изображений выбирают ответы на загадки про подснежники, солнце, траву, ручьи, капель, грачей.
Далее дети рассматривают лето, дают ответ на загадку, объясняют выбор картинки, объясняют почему люди на ней легко одеты. На втором слайде подсчитывают количество бабочек в прямом и обратном порядке. На третьем выбирают из представленных грибов съедобные.
В завершение игры педагог просит детей нарисовать любимое время года.
Времена года, картинки лета, осени, зимы и весны, красивые фото природы — времена года
времена года
зима, весна, осень, лето
Множество художников, композиторов и поэтом посвящали временам года целые циклы своих творений. Нами же, обычными гражданами, все это воспринимается более прозаично. Однако почему-то по-особенному трепещет душа в первый весенний день, радуется сердце в начале лета, просыпается светлая грусть в сентябре и хочется верить в сказку в начале декабря. Времена года и их картинки почему-то всегда нас радуют и вдохновляют.
Зима. Ближе к середине дня солнышко встает повыше и делает все вокруг ослепительно ярким. Пушистые снежинки, мягко ложась, застилают все вокруг белым одеялом. Они везде: на деревьях, на крышах домов, на скамьях в парке. Они искрятся на солнце, блестят и переливаются. Зима – это поистине волшебное время года, картинки ее напоминают некую сказку.
Однако и зимняя сказка, как и все сказки, заканчивается. Приходит весна. Откуда-то появляется нереальная легкость в мыслях и поступках. Это время года и картинки, которые оно творит вокруг, придают особенное настроение: сразу ощущается безмерная радость и удовольствие. Весна – безудержна и стремительна. Повсюду распускаются разнообразные цветы, и так хочется попробовать на ощупь сочную зелень травы.
А какая же благодать настает повсюду с приходом лета! Солнечно, красиво, тепло. Теплые солнечные лучи заботливо греют землю. Все вокруг созревает. Сады и огороды наливаются сладким соком, поля колосятся. А как манят заманчивой прохладой речка и озеро, призывает в свои нежные волны теплое море.
Но лето проходит так быстро и наступает сентябрь. Осень подобна непрошеной гостье, звонящей в дверь. А мы можем только растерянно топтаться на пороге, понимая, что еще не хотим ее встречать. Осень иногда еще дарит нам по-летнему теплые деньки. К отдыху готовятся леса и сады. Осень покрывает их золотым пледом. Совсем скоро наступит зима – столь долгожданный период для отдыха для людей и природы. Вот такие они времена года, их картинки всегда волнуют наше сердце и душу.
Дата: 28.01.2008
Владелец: Администратор Галереи
Содержит: 5 элементов
(всего 13 элементов)
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу вместе с детьми, здороваются с гостями.
Дети у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времён года», стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года?
Скажите, какие вы знаете времена года? (Зима, весна, лето, осень).
«Платочек — платочек ты можешь летать, лети быстрей, в любое время года занеси поскорей.»
А для того чтобы нам узнать в каком времени годы мы оказались нужно отгадать загадку и вы должны отыскать картинку, на которой изображено это время года.
Вот вам первая загадка.
•Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня. ЗИМА,
«Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки.
Радость детям подарило
И на санках прокатило.»
Дети, а чего так много зимой? (Зимой много снега)
Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, холодный)
Дети, а в какие игры вы любите играть зимой? (Играть в снежки, катать друг друга на санках и плюшках, лепить снеговиков, делать горки).
А сейчас давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой, второй — весна,
Говорят: «Весна — красна».
Третьим — лето всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой — осень,
Лес наряд свой сбросил.
Дети, нам надо ещё одну загадку отгадать.
• Я раскрываю почки в зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… — Весна!
Рыхлый снег на солнце таит
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла
Что стало со снегом? (Снег начинает таять, на проталинах появляются первые весенние цветы, бегут ручьи)
Дети, а как называются первые весенние цветы? (Подснежники)
А вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес. Дети, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв? (К нам прилетают птицы)
А какие птицы? (Грачи, ласточки, скворцы)
Физкультминутка на внимание: какое время года я называю, такое движение вы и должны выполнить. Зима — руки вверх, кружится (метель)
Зима — руки вверх, кружится (метель)
Осень — руки вверх, вниз (листья опадают)
Лето — присесть (нюхаем цветы)
Весна — прыжки (капают сосульки)
Дети, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!
А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.
Послушайте стихотворение:
-Как у наших у ворот чудо – дерево растёт
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А разноцветные шарики!
Да непростые, а волшебные с загадками.
ЗАГАДКИ:
«Зимой спит, летом ульи ворошит». МЕДВЕДЬ,
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.
«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками». Ёж.
«Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу». БЕЛКА.
-Дети, а о каких животных были загадки? (диких)
А почему их называют дикими? (они живут в лесу, а не с человеком)
Нам пора отправляться дальше.
• И светла и широка
Наша тихая река
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. ЛЕТО,
Солнце подпекает
Цветы расцветают
Ягоды поспевают
Когда это бывает?
Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди.) что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, ходить в лес)
Дети, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать.
Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради. И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес.
Игра «Оденем детей на прогулку»
(дети одевают мальчика и девочку на весеннюю и летнюю прогулку, описывают одежду).
Мы в любое время года одеваем одинаковую одежду и обувь? (нет)
Дети по очереди берут картинку и говорят, в какое время года ее одевают.
Молодцы, дети, все времена года вы знаете.
Путешествуем дальше.
• Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касалась елочек и сосен.
Я… Осень!
А какая погода осенью? (Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный)
А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме)
А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад)
А что убирают с полей, огородов? (собирают овощи и фрукты)
Дидактическая игра «Овощи и фрукты», «Соберём урожай»
Ой, ребята посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.
А сейчас я хочу вас угостить конфетами.
Ребенку 5-6 лет
К пятилетнему возрасту ваш ребенок, как правило, уже освоил алфавит, четко знает разницу между зимой и весной, даже выражает свои предпочтения, какое время года он любит больше всего. Теперь настало время объяснить ему, в каком порядке идут месяцы.
Игры с ассоциациями
Пора доставать из наших конвертов 12 карточек и подробно их изучать. Просите малыша разложить месяцы по порядку и рассказывать, чем они ему запомнились, когда будет Рождество или именины бабушки, в какой одежде ходят люди в январе, когда вы поедете в отпуск.
Делаем необычные часы
- Картонный плотный круг разделите на 4 части. Это будут сектора с изображениями сезонов. Поделите каждый сектор на 3 части и напишите названия месяцев.
- Прикрепите стрелки к вашим часам.
- Установите стрелки на нужном месте.
- Каждого первого числа меняйте направление стрелки. Конечно, лучше это пусть сделает малыш сам.
Теперь, видя каждый день все месяцы сразу, ребенок интуитивно будет запоминать их расположение
Обращайте его внимание на «Часы времен года». «Какой сезон года сейчас? Сейчас осень, сентябрь?»
Не забывайте о душевной близости
Психологи утверждают, что совместные игры, общение, прогулки, поделки, помощь дошкольников на кухне и по хозяйству формируют у них теплые воспоминания, которые будут спасать их во взрослой жизни. Пока дети маленькие мы не просто учим их, мы закладываем крепкий фундамент, глубоки корни, которые не дадут им упасть в трудные моменты жизни.
Не переживайте, если ребенок усваивает медленно названия месяцев и времени года. Придя в школу, он за первый же год легко закрепит этот навык. С шести лет можно начать писать каждый день в прописях дату и месяц. Также не ограничивайтесь нашими рекомендациями. Каждый ребенок индивидуален и если вы решите, что уже в три года ему будет полезно увидеть часы с сезонами, то пробуйте, только вы сами найдете правильный ключик к своему крохе.
Календарь для малыша
Времена года несложно отличить друг от друга
Каждый сезон несет в себе важное, интересное событие. Например, дни рождения, семейные даты и праздники, Новый год, столь любимый детишками
Займитесь с малышом составлением личного календаря:
- Зимой к крохе приходит Дед Мороз с подарками, папа приносит ёлку, а малыш ее наряжает.
- Летом всей семьей вы едете к морю: у родителей отпуск, мама и папа оба дома, и вы вместе веселитесь на природе.
- Осенью идут дожди и можно бегать по лужам в сапожках, а старшие дети с рюкзаками идут в школу.
- Весной сходит снег, и расцветают первые цветы, листочки на деревьях зеленеют всё больше прямо на глазах.
С вашей помощью ребенок замечает и усваивает названия сезонов. С месяцами сложнее. Мало того что так трудно запомнить их названия, еще нужно усвоить порядок, как они бегут друг за другом, как хоровод.
Рабочие тетради и развивающие книжки
Сергей Савушкин: Круглый год. Изучаем признаки времен года.
Пособие формата А4, состоит из шести разворотов:
- описание для родителей, как правильно беседовать по иллюстрациям и заниматься с карточкам;
- четыре разворота с деревенскими пейзажами и как эти пейзажи меняется зимой, весной, летом и осенью, что происходит в саду, огороде, в полях ,в лесу, когда и какие растения цветут, созревают овощи и фрукты, когда собирают урожай и грибы, а когда ягоды, как люди трудятся и проводят свободное время в разный период года, в какие игры играют дети, что делают в течении года животные и обитатели реки и т.д.;
- картонная вкладка с ДВУСТОРОННИМИ карточками и изображенными на них признаками того или иного времени года. Размер 6,5 см х 7см
Елена Ульева: Творческие задания. Времена года.
Серия тетрадей для занятий с детьми разного возраста ФГОС ДО
Весна:
Весна 2-3 года Весна 3-4 года Весна 4-5 лет Весна 5-6 лет Весна 6-7 лет
Лето:
Лето 2-3 года Лето 3-4 года Лето 4-5 лет Лето 5-6 лет Лето 6-7 лет
Осень:
Осень 2-3 года Осень 3-4 года Осень 4-5 лет Осень 5-6 лет Осень 6-7 лет
Зима:
Зима 2-3 года Зима 3-4 года Зима 4-5 лет Зима 5-6 лет Зима 6-7 лет
Зима 2-3 года (скачать)
Елена Ульева: Творческие занятия. Времена Года
Это оригинальное авторские пособие для развития художественно-творческих способностей детей от 2 до 7 лет.
В папке 60 картинок-эскизов и методическое пособие для родителей и педагогов с историями из жизни Мышонка, вопросами для беседы, инструкциями по выполнению заданий.
Цветков, Шатохина: Окружающий мир. Явления природы. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет.
Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Способствует формированию у детей знаний о явлениях природы в разное время года. Содержит интересные сведения о растениях и животных.
Вариант 2
Четыре времени года — это очень необыкновенные сезоны, которые считаются особенными. По весне пробуждается область настоящей природной стихии, в летнее время все благоухает, изысканная осеняя пора вдохновляет, зимний мороз умиротворяет. Природные состояния в любые времена года необыкновенно привлекательны, будто героиня из сказки, которая примеряет разные наряды на себя.
Чтобы не происходило на улице, какая бы погода не стояла нынче, может промозглая, слякотная или знойная, она всегда передаст эмоции и окраску своего сезона. Всегда можно смотреть в окно с позитивом, несмотря на дождик или падающий сырой снег, можно быть радостным и с любовью и благодарностью относиться к тому праву, которое преподносит нам природа, чередуясь временами года.
Проявление весны
В первые весенние шаги природа начинает пробуждаться от продолжительного зимнего полусна. Ежедневно становится теплее, раскрываются листочки, и все начинает зеленеть, а в лесной чащобе уже возможно увидеть зверей и различить игривое пение птиц. Снежочка становится все меньше и меньше, но еще достаточно пасмурно.
Главным признаком прихода настоящей весны считается появление первых весенних цветов. Устанавливается теплая погода, дни более солнечные, а моросящий дождь поливает распускающиеся деревца. Приближается время ранних майских гроз, которые рассказывают о том, что пришло радостное лето.
Прекрасное лето
Летние поля и равнины похожи на пахучую растительную скатерть, а леса играют буйными красками. Кругом царствует летнее настроение. Жара и знойное солнышко заставляют всех подыскивать тень. Лишь прохлада летнего дождика позволит разглядеть истинную природную прелесть – радугу. Уже в конце лета начинают желтеть листья, что говорит нам о предстоящей осени.
Осень хмурится
Осень считается ненастной порой, и многие не хотят выбираться из дома, чтобы не промокнуть под проливным дождем. В это время погода очень изменчива. То радует теплое солнышко, а спустя небольшое время на небе появляются непроницаемые тучи. Дождь.
Суровая зима
Зиму многие считают настоящей снежной королевой. Она доставляет много радости своим белоснежным одеялом
Есть жесткие порядки зимы, о которых важно не забывать. Хмурые короткие дни сменяются длинными холодными ночами
Вся природа находится в глубокой зимней спячке.
Но стоит не забывать, что каждое время года прекрасно и удивительно!
Стихи
Времена года
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Четыре цвета года
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Кто в чем
Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.
Вернисаж
Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ, за ним АПРЕЛЬ и МАЙ.
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.
За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.
За летом осени ансамбль исполнит танец свой,СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, потом НОЯБРЬ засыпят сад листвой.
Астрономический механизм смены времён года
Наклон оси вращения Земли — главная причина смены времён года
Июньское солнцестояние. Цветом показаны зоны с различной долготой дня (северное полушарие сверху)
Даты и время солнцестояний и равноденствий по UTC-0 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
год | РавноденствиеМарт | СолнцестояниеИюнь | РавноденствиеСентябрь | СолнцестояниеДекабрь | ||||
день | время | день | время | день | время | день | время | |
2010 | 20 | 17:32 | 21 | 11:28 | 23 | 03:09 | 21 | 23:38 |
2011 | 20 | 23:21 | 21 | 17:16 | 23 | 09:04 | 22 | 05:30 |
2012 | 20 | 05:14 | 20 | 23:09 | 22 | 14:49 | 21 | 11:12 |
2013 | 20 | 11:02 | 21 | 05:04 | 22 | 20:44 | 21 | 17:11 |
2014 | 20 | 16:57 | 21 | 10:51 | 23 | 02:29 | 21 | 23:03 |
2015 | 20 | 22:45 | 21 | 16:38 | 23 | 08:20 | 22 | 04:48 |
2016 | 20 | 04:30 | 20 | 22:34 | 22 | 14:21 | 21 | 10:44 |
2017 | 20 | 10:28 | 21 | 04:24 | 22 | 20:02 | 21 | 16:28 |
2018 | 20 | 16:15 | 21 | 10:07 | 23 | 01:54 | 21 | 22:23 |
2019 | 20 | 21:58 | 21 | 15:54 | 23 | 07:50 | 22 | 04:19 |
2020 | 20 | 03:50 | 20 | 21:44 | 22 | 13:31 | 21 | 10:02 |
2021 | 20 | 09:37:27 | 21 | 03:32:08 | 22 | 19:21:03 | 21 | 15:59:16 |
2022 | 20 | 15:33:23 | 21 | 09:13:49 | 23 | 01:03:40 | 21 | 21:48:10 |
2023 | 20 | 21:24:24 | 21 | 14:57:47 | 23 | 06:49:56 | 22 | 03:27:19 |
2024 | 20 | 03:06:21 | 20 | 20:50:56 | 22 | 12:43:36 | 21 | 09:20:30 |
2025 | 20 | 09:01:25 | 21 | 02:42:11 | 22 | 18:19:16 | 21 | 15:03:01 |
Причиной смены времён года является наклон земной оси по отношению к плоскости эклиптики и вращение Земли вокруг Солнца. Без наклона оси продолжительность дня и ночи в любом месте Земли была бы одинакова, и днём солнце поднималось бы над горизонтом на одну и ту же высоту в течение всего года.
В наше время ось планеты образует с орбитальной плоскостью угол 66,56°.
Астрономически времена года разделены моментами осеннего равноденствия, зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия и летнего солнцестояния.
В период между сентябрьским и мартовским равноденствиями (от 22 (23) сентября до 20 (21) марта) из-за наклона земной оси Северное полушарие обращено к Солнцу меньшую часть суток, поэтому северные широты получают меньше тепла и света, чем южные. Зимой дни становятся короче, а положение Солнца в полдень — ниже, чем в Южном полушарии, где в это время лето. Спустя полгода Земля переходит на противоположную точку своей орбиты. Наклон оси остаётся таким же, однако теперь Южное полушарие оказывается обращённым к Солнцу меньшую часть суток, там дни короче, Солнце в полдень — ниже, меньше и тепла и света. В Северном полушарии в это время лето.
Из-за эллиптической формы земной орбиты времена года имеют разную продолжительность. Так, в Северном полушарии осень продолжается приблизительно 89,8 суток, зима — 89, весна — 92,8, лето — 93,6. В Южном полушарии — соответственно 92,8, 93,6, 89,8 и 89 суток.
Времена года для детей
Времена года для детей не должны казаться чем-то сложным и непонятным. Поэтому рассказать малышу о том, что такое календарь необходимо в дошкольном возрасте. Все понятно будет деткам, которым уже исполнилось четыре годика. Перед тем, как приступить к обучению, убедитесь, что ваши ребята уже умеют различать погодные явления. Таким образом, им будет намного легче понять о чем речь. Когда ваше чадо поймет, что из себя представляет календарь, его кругозор существенно расширится. Также он поймет, какую одежду необходимо надевать во время того или иного времени года.
Для начала расскажите малышу о том, что представляет из себя каждое время года. Начните разговор с описания погоды. Подчеркните, что для каждого сезона характерна та или иная температура, а также различные погодные условия. Для того чтобы беседа прошла плодотворно, можно задействовать различные рисунки или видео
Для того чтобы научить малыша различать сезоны, заостряйте внимание на особенностях каждого из них. Расскажите о том, что осенью опадают листья, зимой идет снег, весной зеленеет травка, а летом можно пойти на речку
Проверить, насколько хорошо кроха усвоила материал, можно через карточки. Покажите ей иллюстрации, на каждой из которых изображено то или иное время года, а затем попросите ее отгадать. Для того чтобы проверить, как материал усваивается малышом, попросите его рассказать, по каким признакам он определил то или иное время года.
Можно изготовить карточки, на которых помимо изображения будет коротенький стишок или загадка. Такие помощники избавят вас от необходимости долго и безрезультатно рассказывать о различиях между временами года. Если вы владеете компьютером и у вас есть свободное время, можно сделать презентации с картинками, музыкой и стихами. Если времени или возможности у вас нет, найдите такие презентации в Интернете. Не забывайте о том, что презентация должна быть яркой, чтобы заинтересовать кроху. Если она лучше всего усваивает материал в игровой форме, учтите и этот факт. Таким образом, вы можете показать целую костюмированную сценку.
Изготовьте карточки с загадками, рисуйте времена года, а также спрашивайте у ребенка, какую одежду ему необходимо надеть в то или иное время года. Найдите сказки или стихи, которые подробно объяснят малышу разницу между сезонами. Не забывайте отвечать на все вопросы вашего чада, если ему что-то непонятно.
Помните о том, что любая информация намного лучше запоминается в том случае, если вы подогреете к ней интерес. Поэтому позаботьтесь об интересной подаче материала, чтобы увлечь даже самого непоседливого слушателя. Ребенок – это не только отличный слушатель, но еще и приятный собеседник. Он может задавать вам вопросы или предлагать свои версии изучения нового материала, потому обращайтесь к нему за помощью.
Вместе с этим ищут и читают:
Что приготовить на детский день рождения
иКак проявляется задержка психического развития у ребенка
С чего начинать занятия
Развивающие уроки о временах года и месяцах начните следующим образом:
Разложите перед дошкольником все серии картинок.
Пусть внимательно рассмотрит их, задаст интересующие вопросы.
Обсудите с ребенком, зачем мы учим времена года.
Малыш должен понимать, что эта информация очень важная. Она поможет ориентироваться в обществе, адекватно одеваться по погоде и т.д.
Задайте дошкольнику несколько вопросов по картинкам.
Спросите, что он видит на изображение, какое это время года, почему он так решил и т.д
Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему.
Попросите ученика нарисовать самостоятельно времена года.
Обратите внимание на выбор красок и оттенков. Каждому времени года соответствует свой колер.
Следующим этапом будут игры, увлекательные занятия с картинками, прослушивание музыки и заучивание стихов
На основательное изучение времен года у дошкольника уходит не менее 3-4 недель. Но материал периодически приходится повторять.
Как с ребенком выучить названия месяцев
Если вы уже выучили все сезоны, самое время узнать, как научить ребенка месяцам года. Для этого подготовьте календарь, с помощью которого вы будете объяснять малышу, что каждое время года делится на три месяца. Календарь может быть иллюстрированным, чтобы крохе было легче. Еще один вариант – взять для работы иллюстрированные карточки. На таком материале имеются изображения каждого месяца, потому малютке будет проще понять, что они из себя представляют.
Не учите месяцы вразброс. Начинайте от самого первого и придерживайтесь хронологического порядка, чтобы в голове у ребенка не возникло путаницы. Аналогично со способом изучения времен года, рассказывайте крохе о том, какие изменения происходят в природе в том или ином месяце.
Для того чтобы закрепить информацию, задавайте малютке наводящие вопросы. Например, в каком месяце тает снег или когда люди отмечают Новый год
Обращайте внимание крохи на отличительные черты каждого месяца во время прогулок. Благодаря такому наглядному примеру информация будет усваиваться намного лучше
Можно выбрать какой-либо объект у вашего дома (например, дерево) и наблюдать за его жизнью. Наверняка, крошка отметит изменения, которые происходят с ним в каждом месяце.
Для того чтобы выучить календарь, прочтите ребенку сказку «Двенадцать месяцев». В ней очень точно отображены особенности каждого месяца. Не лишним будет включить мультфильмы, показать карточки с иллюстрациями или сюжетные картины. Используйте все те же методы, которые помогли вам выучить названия времен года. Если у вас или у крохи есть способность писать стихи, попробуйте поиграть с рифмой и составить свои обучающие стишки.
Изготовьте тематические карточки, которые отлично проиллюстрируют календарь. Вам понадобится плотный картон и принадлежности для рисования. Вырежьте из картона карточки, на которые вы будете наносить изображения того или иного месяца. На обороте карточки напишите его название. Таким образом, вы можете играть в такую игру с крохой: покажите ему картинку и спросите, какой месяц на ней изображен. Затем поверните карточку другой стороной, чтобы показать правильный ответ ребенку.
Дидактические игры на тему «Времена года» (примеры)
1. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок с тем или иным временем года, а затем уточнить, почему именно он сделал такой выбор.
2. Предложите ребенку в каждом из кружочков нарисовать предметы или явления, характерные для определенного сезона.
3. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок справа с картинками времени года слева и обосновать свой выбор.
4. А теперь одеваемся на прогулку.
Какие вещи необходимо одеть для осенней, зимней, летней или весенней прогулки?
5. Попросите ребенка описать, что чувствует солнышко на каждой из картинок и почему.
6. Позвольте ребенку раскрасить картинку.
Спросите, какой сезон изображен на каждом из фрагментов. В пустых клеточках вместе подпишите времена года и соответствующие им календарные месяцы. Спросите: какие зимние, весенние, летние и осенние праздники он знает? Какой праздник его любимый? В каком месяце его празднуют? Выделите этот месяц и посчитайте, как скоро он наступит.
7. Вместе с ребенком вы можете сделать специальные часы, которые будут отображать текущее время года.
Рядом с каждым из сегментов подпишите праздники, которые собираетесь отпраздновать в каждый из четырех сезонов.
8. Предложите ребенку раскрасить картинку, состоящую из четырех фрагментов, каждый из которых соответствует определенному времени года.
После того, как он закончит, спросите, каких цветов на каждом из фрагментов оказалось больше и почему.
9. Попросите ребенка нарисовать кроны деревьев в каждый из четырех сезонов года.
Пусть малыш расскажет, как меняется дерево с течением времени.