Лечение алалии, задержки речевого развития

Что могут сделать родители

Как и многое другое, развитие речи-это смесь природы и воспитания. Генетическая структура будет, в частности, определять интеллект и развитие речи и языка. Однако многое зависит от окружающей среды. Адекватно ли стимулируется ребенок дома или в детском саду? Существуют ли возможности для обмена информацией и участия? Какую обратную связь получает ребенок?

Когда речь, язык, слух или проблемы развития действительно существуют, раннее вмешательство может обеспечить помощь, в которой нуждается ребенок. А когда вы лучше поймете, почему ваш ребенок не разговаривает, вы сможете научиться стимулировать развитие речи.

Вот несколько общих советов, которые можно использовать в домашних условиях:

  • Проводите много времени в общении с ребенком, даже в младенчестве-разговаривайте, пойте, поощряйте подражание звукам и жестам.
  • Читайте ребенку, начиная с 6 месяцев. Вам не нужно заканчивать целую книгу, но ищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книги с картинками, которые поощряют детей смотреть, пока вы называете картинки. Попробуйте начать с классической книги. Позже пусть ваш ребенок укажет на узнаваемые картинки и попробует назвать их. Затем переходите к детским стишкам, которые имеют ритмическую привлекательность. Переходите к предсказуемым книгам (таким как “Косолапый мишка”), которые позволяют детям предвидеть, что произойдет. Ваш малыш может даже начать запоминать любимые истории.
  • Используйте повседневные ситуации, чтобы укрепить речь и язык вашего ребенка. Другими словами, говорите о своем пути в течение дня. Например, назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, укажите на предметы вокруг дома, а когда вы едете, укажите на звуки, которые вы слышите.
  • Задавайте вопросы и признавайте ответы вашего ребенка (даже если они трудны для понимания).
  • Говорите просто, но никогда не используйте «детский лепет».

Независимо от возраста вашего ребенка, распознавание и лечение проблем на ранней стадии является лучшим подходом, чтобы помочь с речевыми и языковыми задержками. При правильной терапии и времени ваш ребенок, вероятно, будет лучше общаться с вами и остальным миром.

Стоимость остеопатии в Санкт-Петербурге

Название услуги Цена по прайсу, руб. Цена со скидкой* до 30 апреля, руб.
Консультация врача-специалиста, первичный прием
Сеанс мануальной терапии (остеопатическая коррекция, мягкие техники), 60 минут 6 000 5 400

* Скидки действуют только для первичных пациентов клиники. Скидки на отдельные процедуры предоставляются при оплате курса (от 9 процедур).

Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако цены могут отличаться от действительных.
Пожалуйста, во избежание возможных недоразумений, уточняйте стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефонам
+7 (495) 781-57-57 (Москва) или +7 (812) 643-20-70 (Санкт-Петербург), ежедневно с 9 до 21 ч.
Размещенный на сайте прайс-лист не является публичной офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
К оплате принимаются банковские карты VISA, MASTERCARD, MAESTRO, МИР. Также доступна бесконтактная оплата картами, Apple Pay и Google Pay.

Нормы развития речи

Самая первая “речь” ребёнка – это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и голосовые

Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика

Дальше идёт самый важный период – подготовительный (предречевой) – это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :

  • Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 – 2 месяца
  • Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
  • Лепетные слова : с 8 месяцев
  • Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.

Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).

Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается

Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит

В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.). Поэтому этом периоде малыша может “прорвать” на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами. “Прорвать” на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.

В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.

В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.

С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.

Задержка психоречевого развития, психо-речевого развития, ЗПР у детей

Задержка психоречевого развития у детей, задержка психо-речевого развития, ЗПР все чаще встречается у детей в последние годы. На первом приеме врач расскажет Вам, как определить у ребенка, как диагностировать ЗПР, что такое диагноз ЗПР у детей, какие формы, виды, классификация, определение ЗПР, особенности развития детей с зпр, особенности личности ребенка,  как проводится коррекция, психокоррекция, коррекционная работа, лечение ЗПР, лечение задержки психоречевого развития в Саратове, нужны ли занятия, остеопат, методики, программа, обучение детей (дiти з зпр), что включает в себя общая характеристика, обследование детей, развитие детей с зпр,  исследование детей, диагностика (в том числе нейросонография), дифференциальная диагностика, психодиагностика, оформляется ли инвалидность, какая профилактика, какие существуют особенности поведения детей с ЗПР, как вылечить ЗПР церебрально-органического генеза? Как учить детей с задержкой развития, лечится ли ЗПР, умственная отсталость? Дошкольники (детсадовцы, детский сад, детсад, в дошкольном возрасте, дети дошкольного возраста, у дошкольников, школьников), младшие школьники (школа, гимназия, лицей) в настоящее время постоянно подвержены большой стрессовой, эмоциональной, умственной нагрузке. Повышенная нагрузка иногда может оказывать негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка, страдает эмоциональная сфера, сенсорное развитие, социальное развитие, наблюдается умственная отсталость, страдает мышление, познавательная сфера, развитие памяти, отстает психическое развитие. Чаще отмечается ЗПР церебрально органического происхождения, также бывает ЗПР соматического происхождения, темповая задержка психологического, психоэмоционального, умственного, эмоционального, физического, стато моторного, двигательного развития, этапов развития, в том числе конституционального, статокинетического происхождения.

Коррекция ЗРР

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным. С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр). В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери). В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва. Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы

Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог

Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:

  • Томатис-терапию;
  • занятия с аппаратом Forbrain;
  • логопедический массаж;
  • работу с речевыми зонами и биологически активными точками;
  • стимулирование работы мозга посредством ДЭНАС-терапии;
  • игровые методы;
  • арт-терапию и многое другое.

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей. Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с диагнозом ЗРР и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.

Советы родителям

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок

Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

  • строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
  • нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
  • дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
  • детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
  • старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
  • доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе,  а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек

Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Детский психиатр: что он оценит на приеме?

К врачам-психиатрам у нас по-прежнему ходить опасаются, а уж ребенка водить еще страшнее. Как будто там скажут что-то такое стыдное и заклеймят на всю жизнь. На самом деле психиатрия занимается лечением огромного спектра расстройств, которые появляются у совершенно здоровых людей – и проходят, если вовремя дойти до специалиста.

Что оценит детский психиатр во время консультации:

  • Как малыш реагирует на новую обстановку – испугается, закатит истерику, полезет исследовать полки, будет осторожничать и смотреть на родителей и т. д.
  • Наличие тиков, уровень активности.
  • Соответствие нормам возрастного развития – например, складывает ли ребенок пирамидку, может ли ответить на простой вопрос и т. д.

Психиатр нужен, если у ребенка отсутствует боязнь опасных ситуаций, есть нарушения внимания, длительные или сильные тики, галлюцинации, избыток агрессии или самоагрессия, а также если поведение мешает его социальной жизни.

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач

Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи

Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу

Что влияет на развитие речи у двухлетки

На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.

Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.

Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.

Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.

Факторы правильного обучения речи

Если ребенок в 2 года не говорит важно пройти обследования: проверить слух, получить консультацию отоларинголога и детского невролога.

Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс. Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Упражнения и игры для речевого развития

Регулярные занятия: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения помогут научить ребенка говорить.

Лучше всего развитие речи, интеллекта для детей 2-3 лет проходит в том случае, если обучающие занятия проходят в игровой форме. На пользу также пойдут стишки, песни, игры, развивающие общую и мелкую моторику.

Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.

Малыш сжимает и разжимает пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.
Сжимаем пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимаем пальцы, сжатые в кулаки.

Развитие мелкой моторики малыша:

  • Создайте «сухие бассейны» для малыша из разных круп: риса, гречки, гороха, пшена. Для этого насыпьте крупы в пластиковые контейнеры.
  • Зашейте крупы в тканевые мешочки, используйте их для игры с малышом.
  • Используйте колючие резиновые мячики, щетки для волос для стимуляции ладошек малыша.

На развитие речи у ребенка в 2 года положительно влияет такая игра, как подражание голосам животных. Это занятие хорошо стимулирует тренировку артикуляции, к тому же является отличным развлечением, интересным и веселым для самого малыша.

Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»

«Гав-гав-гав!» — собака лает
И чужих в дом не пускает.

«Где теленок? Не пойму? —
Замычит корова: «Му-у-у».

Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»

Утка крякает: «Кря-кря!
Много деток у меня».

На заборе, наверху,
Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»

Квохчет курица: «Ко-ко!
Кормить цыпляток нелегко!»

Козочка кричит: «Ме-ме!
Дайте свежей травки мне».

Ржет «И-го-го!
Ехать очень далеко».

Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»

квакает: «Ква-ква!
Здесь очень вкусная трава».

Сидит кукушка на суку.
Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector