3 формы домашнего обучения: в чём разница, плюсы и минусы

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. 

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
  • Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде. 
  • Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации. 

Минусы дистанционного обучения

Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.   

Выводы

В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы. 

Три способа учиться дома

Практические организационные советы

Определитесь с программой домашнего обучения для 1 класса

В начальной школе закладываются основы образования ребёнка, базовая грамотность по основным предметам и отношение к учёбе

Важно сделать программу интересной, чтобы малышу по-настоящему нравилось осваивать что-то новое. Но необходимо включить и базовые предметы: чтение, письмо, математику, окружающий мир, желательно — английский. 

Не переусердствуйте

При составлении учебного плана и расписания помните о том, что первоклассникам нужно много отдыха и физической активности. Не стоит сразу перегружать ребёнка пятью уроками по 45 минут, как это принято в массовой школе. Семейное обучение — гибкое. Всегда можно корректировать планы и вносить изменения уже на ходу, ориентируясь по ситуации. Сегодня позаниматься чуть меньше, а завтра — побольше. Следите за собственным состоянием и настроением ребёнка. 

Обустройте рабочее место

Важно с юного возраста приучить ребёнка заниматься в комфортной и здоровой окружающей обстановке. Конечно, дома учиться можно и на диване, но позвоночник вряд ли скажет спасибо

Вместе с первоклассником приобретите правильный стол и стул. Но помните, что своё учебное место первоклассник должен создать сам — от вас требуется лишь некоторая помощь. Осознанный выбор сразу сформирует положительное отношение к новым обязанностям. 

Помогите первокласснику настроить компьютер так, чтобы он легко им пользовался. Подключите высокоскоростной интернет, установите браузер с поддержкой Flash и антивирус, приобретите гарнитуру. Учтите, что рекомендуемое расстояние от глаз до экрана компьютера — не менее 50 см. 

Добавьте интерактива

Домашнее обучение в первом классе должно увлекать ребёнка, а не убивать его природный интерес к познанию, как это случается в массовой школе. Сегодня у школьников есть уникальная возможность — учиться не только с помощью книг, но и задействуя различные интерактивные ресурсы в интернете. Используйте сайты и приложения для первоклассников, чтобы сделать процесс интересней. 

Подумайте о социализации

Родители часто боятся, что на семейном обучении ребёнку будет не с кем дружить и общаться. Конечно, это миф, первоклассник не будет изолирован от внешнего мира в четырёх стенах. Наоборот, появляется больше свободного времени и, соответственно, возможностей — выбирайте кружки и секции, какие душе угодно. 

Будьте наставником

Дети любознательны от природы и стремятся узнавать новое. Старайтесь направлять первоклассника, а не поучать и навязывать своё мнение. Создайте ему комфортную для обучения среду и предоставьте все возможности для учёбы.  

Подключите помощников

Организовывая семейное обучение первоклассника, присмотритесь к онлайн-школам. Они берут хлопоты по составлению расписания, учебного плана и подбора педагогов на себя, а вам остаётся наслаждаться результатами. Особенно удобно, если у вас несколько детей на семейном обучении — координировать школьников самостоятельно не всегда легко.

В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» дети могут освоить программу по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру. А в качестве бонуса изучать алгоритмику и английский язык. Здесь преподают кандидаты наук, авторы учебных пособий, составители олимпиадных заданий, чей средний педагогический стаж — 15 лет. Они знают, как найти подход к юным школьникам и не отбить желание учиться. Расписание — гибкое и удобное, можно заниматься без усталости и стресса.

<<Форма с консультацией>>

Эпоха гувернёров

Новаторство Петра I коснулось всех сфер жизни, в том числе образования. Правитель увидел нарастающую потребность государства в образованных служащих и начал действовать.

  • Открыл лицеи и другие учебные заведения среднего и высшего звена. Заниматься там могли только дворянские дети. При поступлении они должны были уметь читать, писать и считать, то есть получить в домашних условиях начальное образование.
  • Ввёл принцип занятия должностей за высокие профессиональные качества и выслугу перед государством. Образованные люди получили возможность продвижения по карьерной лестнице.

Петра I сформировал потребность в качественном образовании, в том числе семейном. Дворяне, ратующие о будущем своих чад, стали массово приглашать иностранных учителей. Началась эпоха гувернёров.

Гувернёр (от французского gouverner — «управитель») — нанятый воспитатель, который в отличие от няни, занимался с детьми определёнными дисциплинами. Для младших это был счёт и грамота, подросткам преподавали иностранные языки, историю, географию, физику, астрономию, арифметику, геометрию, русскую словесность, рисование и музыку.

Набор предметов часто носил прикладной характер, чтобы применять знания в реальной жизни. Мальчиков учили военным наукам, чтобы поступить на службу, а также архитектуре, чтобы периодически перестраивать усадьбу. Девочек приучали к рукоделию и домоводству.


Жан Батист Симеон Шарден, «Гувернантка», 1739 год

Важным условием домашнего образования являлся дух семейного уклада. В наставники старались брать тех, кто мог стать для ребёнка примером для подражания. Гувернёром в своё время работал поэт Василий Жуковский и баснописец Иван Крылов.

Что касается обучения крестьянских детей, то в условиях крепостной зависимости потребности в академических знаниях у них не было. Ребёнок с рождения включался в быт и хозяйство семьи. Некоторые получали азы грамотности в церковно-приходских школах, но большинство просто впитывали народную мудрость.

Виды домашнего обучения

Существует два вида надомного образования, первый связан с медицинскими показаниями, а второй — с желанием родителей. Оба способа немного различаются. Получение знаний в домашних условиях для большинства детей инвалидов является единственным шансом получить диплом.

В этом случае, школа не имеет права отказывать в приеме ребенка. Образовательное учреждение обеспечивает семью всеми необходимыми материалами, а педагоги ежедневно посещают ученика, помогают ему освоить материал и проверяют домашние задание.

Домашнее обучение по желанию родителей в выбранной школе не всегда возможно, некоторые учреждения не имеют в своем уставе такой возможности, поэтому ее придется поискать. Как и в случае с первой ситуацией, ученику оказывают поддержку учебными материалами, но педагоги не посещают семью и не проверяют задания.

Ребенок учится по строго составленному плану, а затем, сдает контрольные работы, результаты которых решают, будет ли он продолжать надомное обучение. Независимо от образования, взрослый должен приложить все усилия, чтобы «домашний студент» вовремя выполнял учебный план и успешно сдавал проверочные работы.

Семья может не следовать правилам, таким как школьная форма, урок длительностью 45 минут и пятиминутный отдых, но выполнение ежедневной нормы заданий обязательно.

Когда подходит семейное образование, а когда нет

Семейное образование — не панацея, и утверждать, что оно на 100% лучше обычной школы, нельзя. Это просто один из способов организовать обучение ребёнка. Вот когда может подойти семейное обучение. 

У родителей есть энергия и возможность выстраивать образовательный маршрут ребёнка. Даже если вы оплатите ребёнку обучение в онлайн-школе, всё равно придётся контролировать, увлекать, мотивировать учиться. Если вы планируете обучать ребёнка самостоятельно, то огромный запас энергии точно нужен. 

Дети занимаются спортом или творчеством. Если у ребёнка частые сборы, репетиции, соревнования, то посещать школу ему некогда. Хороший вариант — обучение в подходящем ему темпе. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Иногда ребёнку нужно регулярно проходить курсы лечения, или у него слабый иммунитет. В таком случае ему может быть показано домашнее обучение. Но по желанию родителей можно перейти и на семейное образование.  

Ребёнку требуется индивидуальный подход. Такое происходит, когда есть особенности развития. И здесь мы говорим как про детей с задержкой развития, так и про одарённых детей. На семейном образовании каждый ребёнок учится в удобном для него темпе.

«Мы узнали о семейной форме обучения из-за особенностей развития старшей дочери. Понимали, что система нам не подходит, нужен индивидуальный подход к ребёнку. Решили попробовать обучать самостоятельно программе начальной школы, а потом были готовы идти в школу. Но уже через пару лет мы увидели эффективность такого подхода — есть возможность идти ЗА ребёнком, за его возможностями, интересами. Поэтому решили оставаться дома и в школу не уходить.

Со средним сыном получилась обратная ситуация. Когда он дорос до школьного возраста, уровень его знаний уже был на уровне 2–3 класса. Причём я его образованием не занималась совсем. Дети просто играли в школу, и сын обучился многому через игру. Сейчас ему 9 лет, и он продолжает идти с опережением программы». 

Родителей не устраивает система образования и качество знаний. Одним родителям не нравится набор школьных предметов, другие считают, что задания в школе слишком простые или, наоборот, сложные и нелогичные. Семейное обучение даёт свободу в выборе содержания и методов обучения. Например, можно учить физику по школьному учебнику, а можно — по лекциям из МФТИ.   

Семья часто переезжает или путешествует. Есть семьи, которые на зиму уезжают в тёплые страны. Оставить ребёнка без обучения нельзя, а постоянно подстраиваться под пройдённое или непройдённое сложно. Как вариант — обучаться своими силами.

С какими трудностями сталкиваются дети на домашнем обучении и как учителю им помочь

Обучение на дому отличается от обычного ежедневного посещения школы: дети на домашнем обучении сталкиваются со сложностями, которые практически незнакомы их одноклассникам. Учителя и репетиторы, работающие с такими учениками, должны быть готовы помочь в решении этих проблем:

Не хватает общения. На дистанционном обучении у ребенка почти нет контакта с классом и зачастую вовсе нет контакта с учителем

Поэтому особенно важно общаться с учеником в мессенджерах или по видеосвязи. Одного самостоятельного изучения пособий никогда не достаточно для глубокого понимания материала

Родителям учеников-заочников можно порекомендовать не ограничиваться одними только сетевыми образовательными ресурсами, а нанять пару репетиторов по предметам, которые даются ребенку с трудом.

Не получается организовать время. Даже взрослым порой трудно заставить себя работать, что уж говорить о школьниках. В школе их постоянно контролируют, но дома нет звонков и учителей, которые следят за тем, чтобы школьник не бездельничал — у родителей тоже не всегда есть возможность контролировать учебный процесс.

Педагогу, работающему с детьми на дистанционном обучении, придется разработать целую систему мотивации для ученика, которая будет включать в себя не только наказания, но и поощрения, элемент соревновательности (пусть даже и с самим собой). В этом поможет геймификация заданий — благо, цифровые учебные материалы позволяют это сделать. В сети можно найти не только стандартные упражнения, но и обучающие игры, интересные видеоролики по школьным темам и многое другое. Цель учителя — сделать учебу настолько увлекательной, чтобы ребенок сам хотел учиться. А родителям он может порекомендовать составить график учебы и отдыха и научить ребенка его придерживаться.

Быстро утомляются. При дистанционной форме обучения ребенок несколько часов в день сидит перед компьютером: глаза устают, спина начинает ныть, концентрация снижается. Это особенно верно для ситуаций, когда ребенок в основном учится по цифровым текстовым материалам: читает учебники и выполняет однотипные задания. Чтобы сохранить силы и интерес учеников, чередуйте разные активности: почитали учебник, посмотрели видеоурок, сделали интерактивное задание или поиграли в учебную игру.

Самостоятельное обучение на дому — хорошая подготовка ко взрослой жизни. Занимаясь без постоянного присмотра педагога, дети учатся ответственно распоряжаться своим временем, планировать день, искать информацию и использовать онлайн-технологии для саморазвития.

Все это бесценный опыт, ведь сегодня нам постоянно приходится учиться чему-то новому, повышать квалификацию, осваивать смежные профессиональные области. В таких условиях умение учиться может считаться самым важным навыком будущего. И школьники-заочники к моменту получения аттестата осваивают его в совершенстве.

Делимся опытом дистанционного обучения на вебинарах
Список вебинаров

Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе

  Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны. Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент

Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка

Достоинства:

для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов; 
ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями; 
нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни; 
родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития; 
для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам; 
значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем; 
для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.

Недостатки:

  • низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни; 
  • на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения; 
  • отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения; 
  • отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта; 
  • длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.

Кому подходит обучение дома

На самом деле, это хороший вариант для самых разных категорий учащихся, а в некоторых случаях и единственно возможный. Вот несколько причин, которым руководствуются родители, забирая ребенка из учебного заведения на надомное обучение:

У семьи нет постоянного места жительства. Если мама с папой часто ездят в длительные командировки, живут за границей или по долгу службы переезжают с места на место, имеет смысл задуматься о заочном обучении. Частые перемены школ не очень хорошо сказываются на успеваемости и психологическом состоянии ребенка, да и уровень преподавания не везде одинаков.

Ученик регулярно в разъездах. Юные спортсмены, музыканты и актеры часто разрываются между поездками на сборы, соревнованиями, репетициями, гастролями и школой — и тогда что-то одно неизбежно страдает. Для таких детей дистанционное обучение может считаться лучшим выходом: оно позволяет разумно распределять время и не жертвовать ни образованием, ни будущей карьерой ребенка.

Ребенку нужен свой темп. Некоторым учащимся трудно поспевать за школьным темпом работы: им нужно больше времени на освоение знаний или в принципе иной подход к организации дня. В классе оценки таких детей могут страдать, а при индивидуальном обучении успеваемость выравнивается.

Это же касается и одаренных детей, которые способны за год освоить программу трех классов. Вундеркиндам очень скучно на школьных занятиях, а из-за скуки, как ни парадоксально, может страдать успеваемость и поведение.

Ребенку трудно влиться в коллектив. Школьные годы чудесны не для всех. Всегда есть ученики, которым сложно вписаться в детский коллектив: они сталкиваются с непониманием, одиночеством, насмешками, а иногда с бойкотом и травлей. Если ситуация не поддается контролю — дистанционные занятия будут более безопасным выходом.

Религия или идеологические убеждения семьи не дружат со школьными. Школьные порядки могут идти вразрез с убеждениями семьи. В случае совсем непримиримых противоречий имеет смысл учить детей на дому.

У ребенка есть особые показания по здоровью. Если слабое здоровье не позволяет ребенку регулярно ходить в школу — заочное или хотя бы очно-заочное обучение даст ему возможность получить качественное образование.

Принцип получения домашнего образования

Надомное обучение предназначено для детей, чье состояние здоровья делает затруднительным посещение школы.

Образование на дому для детей с ограниченными возможностями – единственный шанс приобрести аттестат и благополучно устроить свое будущее.

Надомное обучение должно соответствовать нормам ФГОС.

Выделяются две программы домашнего образования:

  • вспомогательная;
  • общая.

При прохождении программы общего образца, учащиеся получают те же знания, что и их сверстники, пишут такие же контрольные работы и получают такие же задания. Единственное отличие – продолжительность уроков: они могут быть как сокращенными (по 20 – 30 минут), так и продленными (до 1,5 часа), все будет зависеть от состояния обучающегося.

Надомное обучение детей с ОВЗ подразумевает строго установленное количество часов в неделю:

  • с 1 по 4 класс – 8 занятий в неделю;
  • с 5 по 8 классов – 10 занятий в неделю;
  • 9 класс – по 11 занятий в неделю;
  • с 10 по 11 класс – 12 занятий в неделю.

Стандарты ФГОС распространяются и на надомное обучение.

После окончания школы по общей программе учащемуся будет выдан аттестат общего образца без особых указаний.

Какова продолжительность уроков во вспомогательной школе, точно сказать нельзя, т.к. программа для каждого обучающегося разрабатывается индивидуально с учетом состояния здоровья. После обучения по вспомогательной программе ученик получает аттестат особого образца, где указывается программа, по которой он обучался.

Все требования для перевода обучающегося на домашнее образование прописаны в Постановлении Правительства РФ. Основные нюансы:

  1. Заключение комиссии медицинского учреждения служит основанием для перевода ребенка с инвалидностью на получение знаний на дому; учащемуся выдается справка для домашнего обучения. Перечень заболеваний, дающих право на данную привилегию, утверждается Министерством здравоохранения РФ.
  2. Обучением ребенка на дому занимается образовательное учреждение, находящееся в непосредственной близости к месту проживания ребенка.
  3. Ученикам с инвалидностью школа обязана предоставить все необходимые учебники, программы и методическую литературу, обеспечить промежуточные и итоговые аттестации, а по окончании обучения выдать аттестат зрелости.
  4. Родители обучающегося могут дополнительно приглашать преподавателей из иных учебных заведений, которые в последствии могут принимать участие в итоговой аттестации ребенка.
  5. В отдельных случаях разрешается проводить экзамен на дому.

Обучение на дому предполагает заявление родителей, образец которого находится на сайте образования РФ.

Плюсы надомного обучения

Образование на дому имеет следующие плюсы:

Изучение программы происходит в комфортной для ребенка обстановке

Это особенно важно для обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, т.к. в домашней атмосфере ничто не будет доставлять ребенку неудобств.
Исключается давление со стороны одноклассников и преподавателей

Также является важным психологическим аспектом, обучающемуся не придется испытывать смущение у доски и на переменах.
Снижается риск получения школьных травм.
Благодаря индивидуальному подходу программа лучше усваивается. За счет проведения урока в формате «с глазу на глаз» у ученика есть возможность задать все интересующие его вопросы.

Минусы надомного обучения

К минусам можно отнести:

  1. Отсутствие социализации. Возможно, что после прохождения обучения на дому в дальнейшем ребенок будет ощущать себя некомфортно в присутствии большого количества людей.
  2. Отсутствие жесткой дисциплины. Общественные модели поведения, прививаемые ученикам в школе, помогают развитию у обучающихся чувства ответственности и самоконтроля, которые играют важную роль в формировании личности.
  3. В будущем у учащегося возможны проблемы со взаимодействием в коллективе.
  4. Возможно развитие комплекса «белой вороны».

Семейное обучение

Обучаться в домашней обстановке можно не только по вынужденным причинам, но и по обственному желанию. Такая форма получила название семейное образование, ученик получает новые знания от приглашенных преподавателей и родителей, а в школу приходит лишь на аттестацию.

Существую причины, по которым родителям лучше остановить свой выбор на семейном обучении:

  1. Умственное развитие ребенка выше, чем у сверстников, ему становится скучно на уроках, т.к. программа дается ему легко. Перевод ребенка в старшие классы в данном случае нежелателен, т.к. в социальном и психологическом развитии он будет отставать от сверстников.
  2. Занятие, увлечение ребенка каким-либо видом спорта или искусства и достижение высоких результатов. Совмещение школы с профессиональным увлечением будет даваться нелегко.
  3. Частые переезды. Если работа родителей связана с постоянной сменой места проживания, и ученик вынужден ежегодно переходить в новую школу, это может в будущем вызвать у него психологически травмы, т.к. привыкать к новому месту и коллективу каждый раз нелегко.

Законом предусматривается переход на семейное образование вне зависимости от этапа обучения. Между школой и родителями в данном случае заключается договор, где главное – соблюдение сроков проведения промежуточной и итоговой аттестаций.

Плюсы семейного обучения

  1. Индивидуальный темп обучения. Родителями самостоятельно устанавливается расписание занятий для ребенка таким образом, чтобы обеспечить максимальную результативность процесса получения знаний.
  2. Отсутствие давления и насилия со стороны сверстников и учителей.
  3. Обучаться можно в удобное для ребенка время.
  4. Индивидуальный подход. Преподаватели и родители смогут выявить и развить скрытые таланты обучающегося, что поможет ему в будущем при выборе профессии.
  5. Возможность изучения редких предметов. На семейном обучении можно познакомиться с предметами, не изучаемыми в школах: древние языки, архитектура.
  6. Возможность усвоения школьной программы менее чем за 10 лет.
  7. Родители могут контролировать процесс развития ребенка и его питание.
  8. Процесс получения знаний происходит в уютной домашней обстановке, что психологически положительно воздействует на ребенка.
  9. Процессу получения знаний не будут мешать одноклассники. Этот аспект является весомым в случае, если до этого информация усваивалась учеником плохо из-за отсутствия дисциплины в классе.

Минусы семейного обучения

Чувство отчуждения. Ребенку будет нехватать коллектива и живого общения. В будущем такие дети часть причисляют себя к «белым воронам».
Из детей, обучавшихся на дому, редко получаются лидеры, что впоследствии может расстроить родителей.
Возможны проблемы с коммуникативными навыками. Оказавшись в обществе, ребенок просто не будет знать, как себя вести.
Возможно, после такой формы обучения ребенок вырастет с чувством собственного превосходства над остальными, т.к

до этого все внимание уделялось только ему. Из-за этого могут появиться проблемы с дальнейшей социализацией.
Отсутствие прививаемой в школе дисциплины.
Отсутствие приобретаемого в стенах школы опыта: социального и психологического.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector