Когда ребенок начинает слышать?

Как можно проверить качество слуха малыша в домашних условиях?

Когда время идет, а родители все еще не могут понять, нормально ли развивается слух у их ребенка, т.к. он практически не реагирует на внешние раздражители, стоит проверить орган чувств самостоятельно. Для этого последовательно выполняем следующие действия:

  1. Подойти к малышу, встать так, чтобы он не видел и несколько раз негромко, но отчетливо хлопнуть в ладоши. Если звук для него новый, он повернет голову к источнику шума или хоть как-то проявит беспокойство.
  2. Независимо от результата первого теста, нужно подождать несколько минут, опять занять невидимое для ребенка положение и покашлять. Иногда дети не столько слышат хлопки, сколько чувствуют вибрацию, поэтому останавливаться на одном испытании не стоит.
  3. Если первые испытания не дали результатов, необходимо придумать дополнительные источники звука и продолжить проверки.

Поводом для обращения к врачу, с целью проверить слух, может послужить не только отсутствие у новорожденного реакции на шум в течение первых недель жизни. Когда грудничок длительное время плачет и не успокаивается даже если мама долго и терпеливо тихо с ним разговаривает, стоит также задуматься о необходимости проверки.

Особенности развития слуха

Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

В первые дни жизни дети замечают только большую громкость (и не обращают внимания на телевизор или пылесос, на негромкие разговоры и другие не слишком выраженные «сигналы»). Поэтому на вопрос, слышат ли новорожденные дети, можно ответить так: со слухом у них все в порядке, просто откликаются они не на все раздражители.

Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком — хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

  • движения ручками и ножками;
  • изменения выражения лица;
  • движения головки или «поиск» глазами;
  • вздрагивание или замирание.

Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

Итак, когда начинают слышать новорожденные? Конечно, сразу, но вертеть головой осознанно, ища источники звуков, ребенок начинает к концу третьего месяца. Если он чем-то очень увлечен, он не будет реагировать ни на какие раздражители. Это тоже нормально.

Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

Дополнительные методики

С такой задачей, как проверить слух новорожденного, можно в домашних условиях, применяя несложные методы.

Рефлекс Моро

Применяя этот способ, определить пороговую слышимость не удастся. Метод позволяет исключить тяжелые степени тугоухости.

Проводится процедура следующим образом:

  1. Грудничка кладут на ровную поверхность, распрямив ему ножки и ручки. Насильно заставлять выпрямиться младенца нельзя.
  2. Хлопают в ладоши на расстоянии около 20 см от ушка. Ответом на громкий звук является вздрагивание, плач, грудничок растопыривает пальчики.
  3. Таким же образом проверяется и второе ушко.

Метод Калмыковой

Метод дает возможность определить восприимчивость ребенка к высоким, средним тонам.

Выполняются следующие действия:

Взять три пластиковые баночки

Каждую из них заполнить на треть разными крупами (горох, гречка, манка).
Один родитель привлекает к себе внимание грудничка, другой стоит вне зоны видимости с подготовленным реквизитом.
На расстоянии около 10 см от детского ушка сначала трясут емкостью с манкой. Таким образом издаются высокочастотные звуки.
Проводят тестирования с двумя другими емкостями.

Новорожденный малыш услышит только звук баночки, наполненной горохом. Он на время замрет или вздрогнет. Звук от более мелких круп ребенок хорошо слышит ближе к полугоду.

Если грудничок не отреагировал на емкость с горохом, рекомендуется через несколько суток провести повторное тестирование. При отсутствии положительной динамики следует обратиться к врачу.

Как развивается слух

Существует миф, что в первые несколько недель после рождения ребенок отдаленно слышит голоса. Именно поэтому некоторые родители стараются громче разговаривать с ним, думая, что тем самым они могут помочь ему их услышать. Что происходит в итоге? Плач, крики и капризы малыша. И все потому, что тот боится громкости. Причем совсем небезосновательно, ведь на деле все это может негативно сказаться на его нервной системе.

А по сути, привлечь внимание крохи могут просто высокие тона. Кстати, именно поэтому наши мамы и бабушки так любят с детьми «сюсюкаться»

И именно поэтому те всегда реагируют на других детей, точнее на их голоса.

Особенности реакции новорожденного в ответ на звуки

Учитывая тот факт, что ребенок начинает воспринимать посторонние звуки еще в утробе матери, а родители в первые недели жизни малыша стараются не шуметь в его присутствии, может показаться, что слух у новорожденного отсутствует. Это не так, просто, дети, привыкшие к такому развитию событий, не считают необходимым как-то реагировать на незначительный шум. При этом необходимо помнить, что у грудничков еще нет такой четкости внимания, как у взрослых

Резкий или очень громкий звук не просто привлечет их внимание, а напугает, вызвав плач

Детский слух имеет еще одну интересную особенность. Он очень восприимчив к неспешным, ритмичным, немного монотонным мелодиям. Веселая песенка в дневное время развеселит ребенка, спетая почти шепотом колыбельная – успокоит и убаюкает. Сколько бы мама не разговаривала с малышом тихим и неспешным голосом, он будет лежать и слушать, как загипнотизированный, если, конечно, его ничто не беспокоит.

Специалисты советуют наблюдать, какой реакцией сопровождается прослушивание ребенком громких звуков. Если до двух месяцев она может быть бурной, то после достижения данного возраста реактивность в норме начинает уменьшаться. Именно в это время новорожденный должен начать не просто реагировать на звуки, но и различать их. Он уже не пытается найти источник неожиданного шума, радуется приятным мелодиям и в некоторых случаях даже знает свое имя.

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум

Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Развитие зрения

Малютка рождается с периферическим зрением, позволяющее видеть только то, что находится по бокам от малыша. Со временем дитё сможет сфокусировать взгляд на игрушке, расположенной по центру от него. В течение нескольких месяцев зрение претерпевает ряд изменений. Первые недели после рождения малютки, нужно контролировать освещённость детской комнаты, которая не должна быть слишком приглушённой или яркой.

1-3 месяца

В первые дни жизни глазки грудничка очень чувствительны к яркому свету, поэтому зрачки имеют маленькие размеры, что защищает их от проникновения световых лучей. Через 2 недели зрачки расширяются, и малыш спокойно реагирует на свет.

Особенности зрения:

взгляд задерживается на предмете на 5 секунд;
глазки начинают «разбегаться», потому что у ребёнка не появилось умение смотреть сразу двумя глазками;
через 4 недели малыши видят более точную картинку;
внимание крохи привлекают чёрно-белые игрушки, потому что малыш ещё не видит яркие цвета;
малютка рассматривает лица;
зрачки реагируют на свет;
кроха следит за движущимися предметами;
формируется центральное зрение — взгляд учится «собираться» на предмете;
трёхмесячному малышу интересны движущиеся игрушки, от которых он долго не отводит взгляд.

3-6 месяцев

Уже пора подвешивать разноцветные игрушки в кроватке над малюткой. Растяжка должна находиться на расстоянии 25-30 см над крохой, но не над головой, а ближе к ногам.

Особенности зрения:

  • малютка хватает игрушки, чтобы рассмотреть их. Её привлекают красные, оранжевые, жёлтые цвета. Глаза надолго задерживается на изучаемом предмете;
  • у пятимесячного крохи развита сетчатка глаза, поэтому он может различать все цвета. Быстро находит игрушки, усовершенствовалась координация «рот-рука», поэтому малютка пихает всё интересное в рот;
  • световая чувствительность глаз достигает 2/3 взрослого зрения. Кроха узнаёт родителей.

6-12 месяцев

В этом возрасте зрение становится бинокулярным. Если раньше младенец видел предметы по отдельности, то сейчас в его глазках появляется картинка.

Особенности зрения:

  • изучает геометрические формы;
  • восьмимесячный ребёнок видит как взрослый человек. Может сортировать предметы по цветам, находить пропавшие из поля зрения игрушки, понимает связь между ними.

Чтобы ребёнок правильно фокусировал взгляд, нужно держать его столбиком. Подавая малышу игрушку, нужно учитывать расстояние от его глаз и предмета, которое должно составлять 20 см. Во время общения не нужно резко менять выражение лица, привычный внешний вид, причёску. Для правильного развития зрения необходимо окружить малютку игрушками, книжками, картинками.

Слышит ли ребенок в утробе матери

Довольно часто можно встретить родителей, которые разговаривают еще с не рожденными детьми. Вы, наверное, видели не только в реальной жизни, но и по телевизору, как папа становился напротив круглого животика мамы и говорил что-то своему малышу спокойным монотонным голосом.

С первого взгляда это может показаться просто милой процедурой, но не более. Вы можете подумать, что в утробе матери находится лишь только развивающийся плод, который ничего не видит и не слышит, однако это не так. Функция слуха начинает активно формироваться с двадцатой недели после зачатия. В связи с этим все эти разговоры с плодом не так уж и бесполезны. Он вас слышит.

Все это было доказано путем проведения экспериментов. Новорожденный малыш реагировал очень хорошо на звуки, которые ему доносились, когда он еще находился в утробе матери.

Реакции ребенка на звук

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй – третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • интонацию;
  • темп речи;
  • тембр голоса;
  • погремушки;
  • разные звуки.

Это выражается в

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

ФАКТ.

Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  1. Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  2. Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  3. Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  4. Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  5. Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  1. Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  2. Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Контрольные этапы развития слуха

По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.

  • Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
  • С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
  • Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
  • Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.

Польза прогулок с новорожденным на улице и когда можно начинать гулять

Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.

В отдельных случаях на слух ребенка могут повлиять преждевременные или поздние роды. Роженицам, имеющим в анамнезе перечисленные заболевания, лучше сразу после рождения малыша проверить его на отсутствие тугоухости или глухоты и в случае выявления каких-либо отклонений от нормы тщательно выполнять все рекомендации врача.

Фотобанк Лори

Общаясь с малышом в период , вы дарите ему чувство защищенности и готовите к появлению на свет. С рождения приучайте малыша к умеренному шуму – младенцы не нуждаются в полной тишине даже во время засыпания. Читая крохе сказки, исполняя колыбельные, вы не только развиваете его слух, но и расширяете знания об окружающем мире. Малыш начинает слышать задолго до рождения

Оказывается, процесс формирования слуховой системы плода завершается примерно к . Именно на этом этапе вы можете начинать общаться с малышом – делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете.

Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость – стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает для ребенка шум, доносящийся извне. Но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации, тембр и настроение. Ему по душе ненавязчивые звуки и спокойные мелодии, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся. Находясь в лоне матери, ребенок лучше всего воспринимает низкочастотные звуки, к примеру, мужские голоса

Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только будущая мама, но и папа

Особенности слуха новорожденного

В течение первых 2-3 дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и на 4 неделе жизни ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели – определять, откуда они доносятся. Кстати, новорожденный слышит одинаково как во время сна, так и в период бодрствования. Многие родители ошибочно полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца. Поэтому новорожденные не нуждаются в полной тишине и значительно быстрее успокаиваются, прижавшись к маминой груди.

Как малыш реагирует на звуки?

В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Громкие, резкие и даже вполне спокойные, но неожиданные, звуки могут вызвать у них судорожную реакцию, которая вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, она свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.

Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки, больше разговаривайте с ним и делитесь своими впечатлениями об окружающем мире.

Новорожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.

Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.

Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?

Фиксация взгляда

Разобравшись с тем, что ребенок в возрасте менее трёх месяцев не интересуется цветными игрушками и картинками, следует разобраться с причиной такого положения.

Ещё со второй недели после рождения малыша у него развивается фиксация взора – это способность к задержке взгляда на определённом предмете.

В возрасте до 3 месяцев у детей эта фиксация развита слабо, поэтому он не может длительное время смотреть на один и тот же предмет, а неспособность различать цвета не вызывает интереса и в рассматривании какого-то предмета.

Многие родители подобное состояние малыша расценивают как патологию, считая, что у ребенка кажущееся косоглазие – движения глаз раскоординированы. Но в большинстве случаев такую ситуацию нельзя назвать патологией, поскольку это обычное состояние при наличии функциональной незрелости зрительного анализатора.

В возрасте трёх месяцев происходит развитие бинокулярной фиксации взора – ребенок в состоянии более длительное время фиксировать взгляд на объекте, при этом фиксация осуществляется двумя глазами.

С этого возраста ребенок уже узнает собственную мать, а затем и других родственников, своё узнавание близких малыш подтверждает улыбкой и общей двигательной активностью.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.

Реакции на звуки

Бытует мнение, что новорожденный малыш начинает слышать лишь на 2 – 3 день со дня появления на свет, и все из-за скопившейся жидкости во внутреннем ухе, между тем оно в корне неправильно. Возможно, ребенок хуже реагирует на спокойные, тихие звуки, так как таким образом природа оберегает его от шока, однако он прекрасно их улавливает. Более того, уже в первые дни он может различать голоса. Нужно ли говорить о том, что самым приятным для него является материнский.

Интересно, что уже с момента рождения у малыша хорошо развит слух. Он замечает:

  • изменившийся тембр голоса;
  • темп речи;
  • интонацию;
  • окружающие его звуки, включая звуки погремушек.

Как в этом можно убедиться? Просто понаблюдать за ним. О прекрасном слухе могут свидетельствовать:

  • активные движения ручками и ножками;
  • замирание и вздрагивание в ответ на новые звуки;
  • поиск внешнего раздражителя глазками;
  • плач;
  • прислушивание.

Более того, новорожденные дети одинаково хорошо слышат и во время бодрствования, и во время сна. Но, тот факт, что они на эти звуки не реагируют, просто означает, что те их не раздражают.

Способы диагностики в роддоме

В первый месяц жизни выполняют основные диагностические мероприятия. Проводят процедуру аппаратом в роддоме.

Продолжительность исследования составляет максимум пять минут. Допускается выполнение, когда новорожденный ребенок спит.

Применяется метод отоакустической эмиссии. Если результаты вызывают сомнения, дополнительно регистрируют вызванные слуховые потенциалы.

Используется специальный прибор, позволяющий проверить реакцию на звуковые ощущения.

Эффективные методики:

  • фиксация отоакустической эмиссии;
  • поведенческая аудиометрия;
  • импедансометрия;
  • регистрация КСВП (методика ABR).

Определение реакции мозга (ABR)

Способ диагностики подразумевает улавливание импульсов восковых клеток, локализующихся внутри улитки. Слуховой нерв под воздействием звуковых раздражителей дает ответ.

Аппарат является датчиком с электродами, присоединенными к компьютеру. На ПК визуализируется и обрабатывается полученная информация.

Ответом на звуковой сигнал выступает генерация импульсов, фиксируемых прибором. Слышны однотонные звуки, щелчки. Результат переносится на монитор. Там появляется графическая кривая, позволяющая оценить результаты.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия – это звук, регенерируемый волосковыми клетками улитки. Разделяется на спонтанную, возникающую при отсутствии звуков и вызванную, проявляющуюся под воздействием раздражителей.

При диагностике применяется вызванная ОАЭ. Методика считается обязательным обследованием при проверке слуха грудничка.

Отсутствие отоакустической эмиссии нередко свидетельствует о наличии проблем. При получении результата назначаются дополнительные тесты.

Импедансометрия

Тестирование проводится путем помещения в наружный слуховой проход специального прибора. Проводится измерение давления, устройство воспринимает отраженный от перепонки звук.

Дополнительно производится фиксация сокращений стапедиальной мышцы, отвечающей на звуковой сигнал.

Проверка слуха дома

Родители в 1 месяц могут самостоятельно проверить слух у младенца. Для этого нужно незаметно подойти к грудничку с незнакомым источником звука (дудочка, колокольчик) и понаблюдать за реакцией.

Можно это сделать, когда кроха только уснул. Но громких звуков издавать нельзя: они способны напугать малыша. Достаточно просто кашлянуть, потереть руку о руку.

Нормальной реакцией будет, когда грудничок:

  • проснется;
  • широко откроет глаза;
  • начнет двигать ручками, ножками;
  • вздохнет;
  • изменит выражение лица.

С двух месяцев малыш начинает издавать первые звуки, а с четырех способен радостно реагировать, услышав звук любимой музыкальной игрушки. При нормальном слуховом восприятии навыки постоянно совершенствуются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector