Геометрические головоломки
Содержание:
Постепенное усложнение игры
Сначала ребёнка необходимо познакомить с такой игрой, как «Колумбово яйцо». Следует рассмотреть с ним детали, назвать основные части, поговорить об их форме, размере, поискать сходство с другими фигурами и так далее. Пусть ребёнок сам повертит все части в руках, попробует сложить из них различные комбинации.
Следующий этап – беседа о том, на что могут быть похожи эти фигурки, что из них можно сложить. Например, треугольники с закруглённой стороной напоминают крылья птицы, маленькие треугольники – клювик и проч. Таким образом ребёнок учится соотносить и сравнивать части головоломки с окружающими его предметами, выделять общее, анализировать и систематизировать.
Затем ребёнка можно попросить изобразить какую-либо фигуру животного или птицы, показав ему схему с прорисованными частями. Малыш должен на столе составить силуэт по этому образцу. Далее происходит постепенное усложнение, и ребёнок работает уже со схемами без прорисованных частей.
С чего начать
Смена пола порой является единственным выходом для транссексуальных личностей для обретения своего «Я». Довольно часто человеку бывает настолько некомфортно в своем биологическом теле, что он готов идти на крайние меры – его «убийство».
Весь процесс смены своей физической сущности принято называть «трансгендерный переход». Он включает в себя 2 направления:
- смена пола с мужского на женский: Male to Female (MtF);
- смена пола с женского на мужской: Female to Male (FtM).
Процедуру начинают с визита к психиатру. Он тщательно обследует пациента и делает вывод о наличии или отсутствии у него психических расстройств.
Далее, транссексуалу необходимо пройти соответствующую комиссию, которая определяет возможность операции. Такие правила установила Всемирная профессиональная ассоциация по здоровью трансгендеров.
Показаниями к операции становятся:
- гендерная дисфория – когда человек переживает стресс от несоответствия своей гендерной принадлежности, а также от неприятия его другими людьми;
- депрессия и попытки суицида;
- отсутствие психических расстройств;
- проявление симптомов в раннем возрасте;
- возраст от 21 года.
Запрещается проводить операционное вмешательство, если:
- в ходе обследования выявлено психическое расстройство;
- пациент страдает наркоманией или алкоголизмом;
- наблюдаются антисоциальные тенденции.
Интересно, что впервые подобная операция была произведена в 1931 году. Пациентом стал известный датский художник Эйнар Вегенер, находящийся, между прочим, на тот момент в браке. В это время он уже представлялся как Лили и в обществе был известен как сестра Эйнара. Ему было произведено 4 операции по смене пола, после чего он развелся с женой. Умер после трансплантации матки, которая не прижилась.
Правила игры
Создавать силуэты следует, используя все имеющиеся части игры, соединяя элементы друг с другом
Важное условие: все геометрические фигуры не могут накладываться друг на друга, а идти стык в стык. Прежде чем приступить к этой части задания, рекомендуется хорошенько изучить каждый элемент
Произвести сравнительный анализ частей между собой. Объясните ребенку, чем они отличаются друг от друга, а в чем имеется схожесть. Затем начинайте вместе поиски того, на что они похожи.
Например, маленький треугольник с закругленным краем может стать крылом птицы. Большой четырехугольник – ее туловищем, маленький – головой и так далее. Для наглядности можно использовать заранее приготовленные фигурки птиц и животных. Их можно разделить на разноцветные участки, которые по форме будут схожи с элементами «Колумбова яйца». Предложите малышу сначала представить себе, что может получиться из предложенных элементов, и только потом приступайте непосредственно к созданию «картин».
Самые удачные творения, перед тем как разобрать, обведите карандашом и оставьте в виде рисунка. Таким образом, со временем у вас сформируется альбом, разглядывая который, юный автор будет стремиться к новым творческим успехам. И не забывайте хвалить ребят за удачные работы. Придумайте, как поощрить маленького творца. Если занимаетесь индивидуально, то вручайте приз за определенное количество придуманных силуэтов, лучшую картину, самую необычную фигуру. Не оставляйте без внимания ни один труд малыша. В случае если над головоломкой работают в группе, например в детском саду, выставляйте каждому силуэту оценку в виде флажка, цветочка или любым другим способом.
Откуда пошло это выражение
Легенда гласит, что однажды Христофора Колумба пригласили на обед к кардиналу Мендоза. После рассказа Колумба о путешествии один из гостей обратился к нему с вопросом: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?»
Колумб взял с блюда обычное яйцо и попросил гостя поставить яйцо вертикально на острый конец. После бесчисленных попыток гость воскликнул: «Это невозможно!»
Тогда Колумб взял яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол. Гости запротестовали: мол, каждый из них мог бы сделать то же самое. На что Колумб ответил: «Разница в том, господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это».
Таким образом, выражение означает какой-то очень простой выход из затруднительной ситуации.
Цель и задачи игры
Несмотря на всю кажущуюся простоту технологии, такая игра заставляет включать воображение, анализировать. С ее помощью формируется пространственное представление. Для игры используются как однотонные, так и цветные элементы. Вторые рекомендуются для детей более старшего возраста, которые уже способны не просто складывать фигуры, но и создавать разноцветные картины.
На начальном этапе можно использовать некие шаблоны. Специальные схемы для детей обычно есть в наборе, если вы покупаете его в магазине. На первых порах с их помощью проще разобраться с задачей. Каждая геометрическая фигура нанесена на них схематично или выделена отдельным цветом. Позже можно убрать их и заниматься самостоятельным творчеством. На данном этапе главное – не ограничивать ребенка. Пусть иногда его «картины» будут мало похожи на какой-то предмет или существо. Помните, что «Колумбово яйцо» это – поиск нестандартных решений. Желательно, чтобы использовались все элементы овала. Ведь «Колумбово яйцо» предполагает сложные задачи.
Ход занятия:
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно —
Делать все внимательно!
2. Вступительная беседа.
До появления компьютерных игр и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства детей и множества взрослых были игры – головоломки. Среди них такие как «Танграм «. Фигуры — таны, которые получают при разрезании квадрата;
формы, напоминающей яйцо, круг; на определённое количество геометрических деталей. Из них можно сложить большое количество различных фигур (животные, птицы, орудия труда, мебель, предметы быта и т. д.).
Когда же зародилась игра?
Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры.
Легенда первая:
Более 4 тысяч лет назад у одного человека выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая:
Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным.Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир, стал бы терпеливым, и понял бы, что часто сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали такую игру.
«Колумбово яйцо» – является одной из разновидностей танграма
Фраза «Колумбово яйцо» означает неожиданно простой выход из затруднительного положения.
Название «Колумбово яйцо» очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым.
а) Как вы думаете эта загадочная и увлекательная игра чему нас с вами сможет научить, какие качества мы сможем воспитать?
б) Перед детьми ставится задача сформулировать правила игры.
В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все десять элементов.
При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.)
3. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
4. Практическая работа.
(У каждого ребенка на столе лежат картинки фигур, которые можно составить из десяти частей «Колумбова яйца»).
а) воспитанники составляют фигуру «Колумбово яйцо»
б) воспитанники составляют фигуру по любому, выбранному образцу.
в) воспитанники самостоятельно придумывают и складывают фигуру.
г) выполнение воспитанниками аппликации наиболее понравившейся фигуры.
1. Рефлексия
— Оцените работу ребят.
— Кто доволен своей работой?
2. Подведение итогов занятия
(Проводится выставка работ учащихся) приложение 5
3. Домашнее задание
Домашнее задание: составить из частей овала любую фигуру, наклеить её на альбомный лист и «обыграть картинку», т. е. подобрать стихотворение, дорисовать, и т. д.
Игра имеет 4 уровня сложности.
История
Словосочетание «Колумбово яйцо» отлично известно в европейских странах. Появилось оно после публикации сочинения другого итальянского исследователя Джироламо Бенцони в 1565 году. Он издал труд под названием «История Нового Света». В книге описан случай, произошедший на приеме у кардинала Мендосы. За трапезой Христофор Колумб поведал ему о том, как открыл Америку. На что один мужчина, сидевший за столом, заявил, что сделать это, по его мнению, довольно просто. В ответ Колумб предложил решить другую легкую задачку – вертикально поставить на стол яйцо. Все старания оппонента первооткрывателя закончились фиаско. Тогда Христофор Колумб отобрал яйцо, стукнул его нижнюю часть, придавил скорлупу и поставил яйцо на поверхность стола со словами: «Да это и впрямь достаточно просто».
С тех пор любой неординарный поступок в затруднительном положении называют так. Справедливости ради нужно отметить, что существуют и другие легенды о появлении этой головоломки. Согласно одной из них, много лет назад один неловкий рабочий уронил керамическую плитку. Она разбилась. Человек поспешил сложить из осколков плитку. Однако каждый раз у него получались разные фигуры. Это занятие настолько увлекло мужчину, что он стал искать все новые и новые решения, как применить различные осколки. Впоследствии разбившуюся плитку назвали доской мудрости.
Другие приписывают создание такой головоломки китайским мудрецам. Создали они ее по приказу императора, который хотел найти для своего сына занятие, которое отвлекло бы его от обычных игрушек и помогло развивать ум.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас гости. Поприветствуем их.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята в наш детский сад для группы Калинка пришло письмо из страны мультфильмов. Давайте прочитаем его. Вскрываю конверт, обнаруживаю флешку. Просматриваем
Слайд 1 кот Матроскин.
Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята группы «Калинка!. Мы с Шариком собрали Вам посылку, но Почтальон Печкин забыл, куда положил. Помогите нам ее найти. Поможем ребята?
Воспитатель: Сегодня с вами мы отправляемся в путешествие, где вы будете считать, сравнивать числа, находить пропавшие цифры, запоминать схемы, играть с геометрическими фигурами. Вас ждут приятные неожиданности.
— Ребята! Прежде чем начнем наше путешествие, нам надо повторить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
— Если хочешь отвечать, надо руку (поднимать)
— Сначала подумай—потоим (ответь)
— Не бойся ошибиться, ведь ты будешь (учиться)
Воспитатель:
— Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.
Воспитатель: Я вам раздам билеты, в которых указана цифра вашего места. Посмотрите внимательно на вашу цифру и займите свои места.
садитесь удобней, и в путь!
Остановка «Кто знает — пусть дальше считает»
1. Назови порядковый счет от 1 до 10
2. Назови порядковый счет от 10 до 1
3. Посчитайте от 2-до 7 от 3 до 8, от 4 до 9
4. Посчитайте от 10 до 6, от 9 до 3, от 6 до 2
5. Назовите соседей чисел 2 ,4 ,7, 9
Продолжаем наше путешествие,
Остановка «Геометрический фигуры»
Разделить на 2 группы.
Детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Воспитатель показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах. Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием.
Воспитатель: -Молодцы и с этим заданием справились! Давайте себе похлопаем!
4. Остановка «Отдыхай-ка»
Воспитатель: Пришло время отдохнуть.
Ходим по группе
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку, засыпают
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Воспитатель: Остановка «Назови соседей»
На мольберте. Вы попали на прекрасную полянку, где живет много чисел, они очень любят гулять по своей станции, но случилась беда, некоторые из них отправились гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно
4, 5, 6, 7,, 9, 6, 7, 8,, 10, 8, 7, 6,, 4, 3,, 1.
(дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами).
воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Остановка «Выбери меня правильно» разделить на 2 группы.
Предложить детям выполнить задание:
1. Выберите картинки, на которых солнышко справа.
2. Выберите картинки, на которых солнышко слева
1. Найди зверят, которые держат предмет в левой лапке
2. Найди зверят, которые держат предмет в правой лапке
Воспитатель: молодцы справились с заданием.
Остановка «Веселые пальчики» (видео)
Слайд. Где лежит клад- коробка. Клад нашли, разглядываем
Слайд Из истории «Колумбова яйца»
Разглядывем части, находим, на что похожи
Предлагаю рассмотреть свои картинки
Приступить к работе. Составление фигур индивидуально.
Рассказ как надо составлять фигуры.
Дети знают, что Математика очень важная и нужная наука.
В наше время, чтобы дом построить и машиной управлять,
При расчетах непременно математика нужна.
Без нее побед не будет, а победа – это мы.
Без нее российским детям не познать своей страны!
Остановка «Конечная»
Ребята, возьмите по улыбающемуся смайлику и поставьте его на то мести, которое вы заслужили.
Мне онравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.
Воспитатель: Вы, друзья мои, старались, все прилежно занимались. Хочу вас поблагодарить, И рисунки- загадки вам всем вручить. Спасибо!
А теперь давайте встанем в круг, и скажем, какие мы молодцы! Какие мы дружные!
Давайте похлопаем себе, и обнимемся. Мы справились со всеми заданиями на математических станциях. Мы молодцы!
А нашим гостям мы скажем до свидания.