Искусство лечит: что такое арт-терапия и кому она подойдет

Сущность арт-терапии

Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.

Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.

История метода

Кратко опишу историю возникновения и развития метода.

К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.

Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.

Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.

После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства. Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности. В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.

10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации

Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.

  1. Нарисуйте свои хорошие черты характера;
  2. Изобразите себя в виде животного;
  3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
  4. Нарисуйте свое детское воспоминание;
  5. Изобразите свой собственный герб;
  6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
  7. Разукрасьте камень или кирпич;
  8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
  9. Создайте собственную интерпретацию известной картины;
  10. Рисуйте свои мечты.

Цветотерапия

Цветотерапия – современный метод психокоррекции с использованием цветовой палитры. С древних времен считалось, что цвет обладает силой, восстанавливающей душевной спокойствие, и способен излечить различные болезни. Считается, что человек воспринимает цвета не только с помощью зрения, но и бессознательно поглощает его через кожные покровы, мышцы и даже кости. Современные специалисты применяют цветовую терапию для лечения стрессов, головных болей, хронической усталости и недосыпа и других психологических проблем. Также лечение цветом хорошо влияет на восстановление состояния и внешнего вида кожи человека, прекрасно стимулирует иммунитет. Цветотерапию также применяют при пониженном аппетите, аллергии, заболеваниях кожи, ЖКТ и других болезнях. Любой человек после тяжелого дня инстинктивно мечтает оказаться в подходящей цветовой среде, искупаться в синем море, полежать на зеленой лужайке и тому подобное.

Психолог или психотерапевт?

Зачастую сложности с поиском специалиста начинаются с самого начала — как определить, кого искать: психолога или психотерапевта? В теории психолог — это специалист с высшим гуманитарным образованием, который консультирует людей по житейским проблемам: конфликты в отношениях, жизненный кризис и так далее.

Психотерапевт, согласно законам РФ, — врач с высшим медицинским образованием и обучившийся психотерапии. Он проводит терапию нетяжелых нарушений психики (например, тревожности, депрессий, социофобии) психологическими, то есть разговорными, методами. Если первый консультирует здоровых людей, то второй — помогает исправить нарушения.

Но на практике нет четкой границы между психологическим консультированием и психотерапией. Многие психологи прошли обучение психотерапии и предлагают именно эту услугу. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием в России четких нормативов — что является психотерапией. На практике получается так, что психотерапевтом может называть себя любой человек, закончивший двух-трехлетние курсы, который при этом по основной профессии может быть, например, инженером или бухгалтером. По сути, он занимается психотерапией так же, как и врач-психотерапевт, — в рамках, которые успел освоить, — но чаще всего ему не хватает теоретических знаний, и он рискует пропустить симптомы психического расстройства.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является одним из нововведений в арт-терапии. В психологии данный метод психокоррекции и психопрофилактики стал использоваться специалистами сравнительно недавно. Сказки еще с давних времен наши предки использовали для передачи информации. Сказочные истории очень глубоко воздействуют на подсознание и сознание как деток, так и взрослой аудитории. У детей данный метод развивает фантазию и учит их искать выходы из различных жизненных ситуаций. С взрослыми людьми терапия работает также прекрасно. Современные специалисты довольно часто стали применять сказкотерапию на своих семинарах, тренингах или индивидуальных сеансах, ведь ее можно отнести к ресурсной технике арт-терапии. Во время проведения данной терапии могут использоваться не только существующие произведения, но и придумываться новые. Сегодня сказкотерапия являются серьезным средством формирования сознания взрослых и отличным методом воспитания детей.

Арт-терапия: виды и формы

К каждой психологической проблеме важно подобрать правильный вид арт-терапевтической коррекции. Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях

Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях.

Сегодня существует множество разновидностей данного метода:

  1. Танцевальная терапия
  2. Терапия изобразительной деятельностью
  3. Сказкотерапия
  4. Музыкотерапия
  5. Куклотерапия
  6. Работа с пластическими материалами — лепка, скульптура, гончарство
  7. Песочная терапия
  8. Мандалотерапия
  9. Фототерапия
  10. Анимационная терапия и тому подобное.

Это далеко не полный перечень видов, он постоянно совершенствуется и дополняется новыми элементами.

Каждый из них может использоваться на различных этапах психотерапии, а также не имеет ограничений в средствах выражения и уровня подготовки.

Плюсы и минусы использования арт-терапии

Использование арт-терапии имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами. Во-первых – это легкость использования, доступная каждому человеку, независимо от его возраста, пола, уровня творческих способностей, то есть почти не имеет противопоказаний.

Следующим преимуществом является то, что арт-терапия является невербальным методом, а поэтому особо ценна для интровертов, или людей, имеющих сложности с  выражением собственные переживаний.

При использовании на психотерапевтическом сеансе данная разновидность психологической помощи значительно улучшает уровень контакта специалиста с клиентом. Тем самым она формирует поле для продуктивного взаимодействия.

Как ни крути, а человек  часто ставит себе различные психологические блоки, которые мешают познанию собственной личности. Именно этот метод дает уникальную возможность «обойти» эти рамки сознания и заглянуть в самую суть своего существа, не стесняясь скрытых черт и желаний.

Большинство видов арт-терапии порождают некий продукт деятельности, это дает возможность проследить динамику психокоррекционного процесса.

Данный вид  также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд.

Как и в любом методе психологического воздействия существуют и отрицательные стороны данной психотерапевтической помощи. В основном они базируются на нежелании человека воспринять результат диагностики, или просто неготовности к переменам. Это в большинстве случаев чисто индивидуальные переживания относительно полученной информации в процессе сеанса.

Тут будет размещена реклама

Арт-терапия: что это за метод

Под арт-терапией подразумевается психотерапевтическая методика, позволяющая лечить расстройства психики с помощью искусства и творчества.

Многие рассматривают это понятие слишком узко, имея в виду лишь изобразительное творчество. На самом деле круг средства арт-терапии гораздо шире.

Арт-терапия, если можно так выразиться, возникла своевременно. Основателем ее считается британский художник Адриан Хилл. Во второй половине 30-х годов прошлого века он занимался в санаториях с людьми, больными туберкулезом. Вскоре наработанная им методика распространилась и в других странах: в Америке ее использовали для реабилитации малолетних узников фашистских концлагерей. Кстати, элементы арт-терапии применялись жертвами и в самих лагерях: в пример можно привести Терезинский лагерь с его активной культурной деятельность, удивившей и поразившей впоследствии весь мир. Именно творчество позволило людям выжить и сохранить психику в жесточайших условиях концентрационного лагеря.

Вначале последователи арт-терапии брали за основу наработки Фрейда и Юнга. Каждый вид человеческой деятельности, включая творческий процесс, они рассматривали как результат работы подсознания. Поэтому продукт этого творчества (произведение искусства) может рассказать об имеющихся психических отклонениях и помочь в их излечении.

Психоаналитики считают, что человеческое сознание крайне нуждается в самовыражении. Поэтому предметом изображения всегда являются темы, наиболее актуальные для человека на текущий момент. Чувства, эмоции, желания и стремления проявляются в виде символов – в первую очередь зрительных образов. Именно визуальные виды искусства первые поклонники психоанализа наделяли первостепенной ролью. Возможно, они ценили наглядность отражения психических процессов. Но музыка, танец, литературное творчество выявляют внутреннее состояние человека не менее, а часто и более полно, чем рисование.

По мнению сторонников психоанализа, принцип действия арт-терапии основан на так называемой сублимации. Сублимация – это защитный механизм сознания, подразумевающий избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций через творческую или иную социально одобряемую деятельность. Автор термина «сублимация», Зигмунд Фрейд, считал эту возможность чрезвычайно полезной для трансформации негативных качеств человека в позитивные.

Сегодня под сублимацией понимается гораздо более широкое поле деятельности: наука, предпринимательство, политика, медицина и т.д. К примеру, склонность к издевательствам и жестокости возможно сублимировать, если заниматься хирургией. Но все-таки творчество и деятельность в сфере искусства психотерапевты продолжают рассматривать как определяющие направления.

Одной из задач арт-терапии является воспитание у пациента стремления к самоанализу, самовыражению и самопознанию. Если такое стремление развить удается, психическая жизнь человека обретает гармонию. Другие задачи арт-терапии: социализировать человека, способствовать коммуникации, поднимать самооценку, развивать лучшие личностные качества. Также посредством этого метода можно снять страхи, справиться с фобиями и закомплексованностью. Кроме того, человек приобретает навык адекватно, не выходя за «рамки», выражать негативные эмоции: недовольство, обиду, агрессию.

Арт-терапия –это скорее увлекательные занятия, нежели психотерапевтическая терапия. Именно это притягивает к ней людей.

Необходимо заметить, что арт-терапия не акцентирует внимание на наличии у человека способностей или таланта к творчеству. Этому не придается никакого значения

Главное – возможность выразить свой внутренний мир. От пациентов вовсе не требуется после курса занятий связывать свою дальнейшую жизнь с живописью, музыкой или скульптурой. Методика направлена в основном на работу с детьми, подростками с проблемами в общении, пожилыми людьми, инвалидами.

Иногда арт-терапия способна на большее, чем просто приведение в норму психического состояния человека. Сторонники теории Юнга полагают, что у каждого человека имеется свой жизненный миф, то есть история развития личности. Ее можно распознать по определенным символам, выявляющихся в процессе творческой деятельности. Причем на этот миф можно влиять, корректируя таким образом внутреннее состояние пациента.

«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».

Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит. 

Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов. 

Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное. 

Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии.Ниже мы приводим работы пациентов.

Задачи арт-терапевта (психолога)

Психика в дошкольном возрасте неустойчива, случаются срывы, крик,  плач без причины. Дети в этом возрасте требуют повышенного внимания. Справиться с перепадами настроения дошкольников может не каждый взрослый. Задача арт-терапии заключается в постепенном воздействии на мировоззрение, поведение, эмоции, таким образом, чтобы ребенок сам сделал правильные выводы из совершаемых поступков. В курсах арт-терапии нуждаются все дошкольники. С помощью искусства поднимают силу духа, вселяют чувство уверенности, учат приспосабливаться к жизни.

Арт-терапия предназначена также для:

Развития речевой, познавательной деятельности дошкольника. Столкнувшись с новыми предметами (красками, карандашами, мольбертом, цветным песком, новой песенкой или танцем), дети проявляют любопытство. Они изучают названные предметы – пробуют на вкус, распознают цвет,  запах, интересуются назначением.
Развития уверенности дошкольника в собственных силах. Во время занятий арт-терапией предоставляется полная свобода действий. Дети вправе импровизировать при создании нового. Чувствуя значимость творения, сравнивая с работами соседей по парте, они осознают, как по мере усложнения занятия, возрастает их мастерство. Уже после первых уроков арт-терапии замкнутые, неразговорчивые ребята начинают свободно контактировать со сверстниками, воспитателями.
Контроля эмоционального фона. Дети, в возрасте 3-5 лет, не умеют контролировать собственные эмоции, арт-терапия помогает им в этом. Страх, горе, гнев, восхищение немедленно проявляются в виде физической реакции – слез, истерики, смеха. На занятиях по арт-терапии дошкольников учат понимать, что с помощью плача и истерики улучшить качество сделанной поделки невозможно. Наблюдая за работой в группе дети осознают, что для достижения успеха необходимы усилия,  концентрация внимания, направление эмоций на создаваемый предмет, а не на окружающих, этому их учит арт-терапия.
Развития креативного творческого мышления. Особенность арт-терапии —  отказ от навязывания вида творческой деятельности и способа выражения. Работающие с арт-терапевтом, могут самостоятельно выбрать занятие (танец, пение, рисунок), решить хотят ли они использовать краски, карандаши, фломастеры, другие материалы. На тренингах по сказотерапии дети самостоятельно придумывают поучительную историю. В основе ее могут быть сказки, рассказанные родителями, воспитателями, или детские фантазии. Собственные идеи приветствуются и  поощряются больше, чем заимствованные.
Воспитания здоровой, общественно полезной личности

Занятные уроки, проводимые в игровой форме, призваны рассказать о важности вежливого обращения друг с другом, со взрослыми, о способах выражения благодарности, необходимости оказания посильной помощи нуждающимся в ней. Этот воспитательный момент присутствует при рассказывании и составлении детьми собственных сказок. Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям

Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли

Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям. Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли

Рисование для дошкольников крайне важно, но это далеко не единственный вид деятельности, о чем не следует забывать при индивидуальной работе с ребенком

Что такое арт-терапия?

Во многих зарубежных странах арт-терапевт является отдельной профессией, на которую специально учат в образовательных учреждениях. В нашей стране арт-терапия не является самостоятельной профессией, а используется как один из методов в комплексной психотерапии. Арт-терапия (аrt (англ.) – искусство, therapеia (греч.) – забота, лечение) буквально понимается как лечение искусством, и это не только рисование. Арт-терапия рассматривается как новое направление в педагогике, исследующее природу, принципы, закономерности, механизмы применения средств искусства для решения педагогических задач. Хотя область арт-терапии намного шире, чем педагогика, это духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание, возможность самореализации и освобождение от тревожности, повышение мотивации и умение ставить цели, исцеление и обретение нового взгляда на мир.

Методы арт-терапии особенно эффективны в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), когда наблюдается сложная структура дефекта. Одна патология здоровья влечет за собой вторичные нарушения, затрагивающие психику ребенка, нарушающие эмоционально-волевую сферу. Зачастую с детьми, имеющими в клинической картине неврозы, психопатии, никакой другой психотерапевтический метод не помогает так, как арт-терапия.

– Дети с неблагоприятным психическим диагнозом, часто не идут на контакт, отказываются беседовать, и только через рисунок можно прояснить некоторые особенности их клинической картины и работать с их бессознательным. Такие дети часто выбирают для рисования черную краску, что свидетельствует о наличии у них страхов, тревог. Часто штрихи картинки отрывисты, небрежны. Это говорит о некоем хаосе в сознании (запутанности). Часто рисуют близких людей, и то, как располагаются эти люди на листе бумаги, рядом или разрозненно, крупным или мелким планом, тоже отражает отношение ребенка к взаимодействию с этими людьми и к жизни в целом на данный период. Арт-терапия – наиболее мягкий способ найти контакт с трудными проблемами. Ребенок может не сказать или не признать данные проблемы своими, но при этом будет свободно лепить, рисовать, двигаться под музыку, петь, и через ощущение успеха на том или ином поприще раскрепощается, начинает общаться и постепенно переносит успех в повседневную жизнь.

У детей, имеющих эмоциональные проблемы, использование средств искусства, таких как музыка, театр, способствует изменить структуру их мироощущения через передачу чувств. А если методы арт-терапии использовать в комплексе, то можно добиться хороших результатов в улучшении психического состояния ребенка с эмоционально-волевой неустойчивостью, повысить самооценку и работоспособность, справиться с речевыми нарушениями, активизировать познавательную деятельность и коммуникацию, и тем самым, скорректировать поведение.

Вам могут предложить следующее:

  • занятия в паре: создание проекта, который создается из картин, фотографий или повествованием;
  • индивидуальные занятия: создание рисунков, фотографий, текстов, которые позднее объединяют в общую книгу или альбом;
  • занятия вместе: создание рисунка или проекта, в котором роли заранее распределены и алгоритм заранее обсужден;
  • индивидуальные консультации с родителями или детьми;
  • создание общих правил семьи;
  • занятия с чувствами, правильные способы их выражения (с помощью творчества);
  • проработка конфликтов, их изображение и поиск решений;

В последнее время набирает популярность такое направление, как фототерапия (или фото-арт-терапия). В ней, как понятно, различным образом используются фотографии, как основной источник информации о семье и ее развитии.

Этим направлением углубленно занимались несколько специалистов и создали свои методики.

Главные направления современной психотерапии

Обычно психотерапевт специализируется на одном из направлений. Вот основные из них:

телесно-ориентированная. Этот метод можно назвать парадоксальным, ведь основная работа ведется с телом пациента, а изменения в результате терапии происходят во внутреннем мире. Во время лечения можно избавиться от мышечных зажимов, которые, как считают телесно-ориентированные терапевты, являются отражением внутренних проблем на телесном уровне. Часто таким образом осуществляется психотерапия лишнего веса: терапевт помогает клиентам научиться лучше чувствовать свое тело, любить и принимать его. Телесная терапия помогает стать более свободным и раскрепощенным, благодаря чему она рекомендована людям, которые имеют проблемы в сексуальной сфере;

когнитивно-поведенческая. Когнитивная терапия основана на том, что многие проблемы у человека возникают из-за ошибок в его мышлении. После коррекции этих ошибок происходят позитивные поведенческие изменения. Когнитивная терапия эффективна при неврозах, особенно при фобиях: сильная эмоциональная реакция на раздражитель может исчезнуть после того, как пациент осознает, что объект его страха не несет никакой угрозы. Близка к когнитивному направлению рациональная терапия, которая также базируется на объяснении пациенту ошибочности его суждения и изменении отношения к проблемам;

суггестивная терапия. Данный метод основан на гипнозе и техниках внушения. Терапевт погружает пациента в транс и внушает ему необходимые установки. Суггестивная терапия применяется при лечении зависимостей, при этом лучше всего она работает в сочетании с другими методами терапии, например, с когнитивно-поведенческой;

  • трансперсональная терапия позволяет исследовать так называемый трансперсональный опыт. Пациенты переживают измененные состояния сознания, осмысливают религиозный опыт. Трансперсональная терапия имеет много общего с духовными практиками и пользуется популярностью у людей, увлеченных личностным ростом и развитием;
  • экзистенциальная терапия ставит своей целью работу со смыслом жизни. В основе метода лежат работы философов-экзистенциалистов (Сартра, Камю, Кьеркегора). Экзистенциальный метод может быть эффективным при депрессии, ощущении утраты смысла жизни и при переживании пациентом потери;
  • позитивная психотерапия. Этот метод фокусируется не на проблемах пациента, а на том, что он умеет, то есть на его ресурсах. В позитивной терапии считается, что здоровым может считаться человек, которые имеет возможность осмыслить и преодолеть проблемную ситуацию.

В мире на данный момент существует множество видов терапии душевных расстройств. И найти хорошего терапевта непросто

Важно, чтобы он имел хорошее образование, закончил профильное учреждение, например, институт психотерапии и клинической психологии

Не менее важно, чтобы пациенту было комфортно работать с терапевтом, чтобы он испытывал к нему уважение и доверие. Только в этом случае возможны позитивные изменения, которые, в конечном итоге, и являются главной целью психотерапевтической работы

Примеры упражнений по арт-терапии

Для лучшего понимания арт-терапии как метода психокоррекции, приведу примеры нескольких упражнений.

  1. Упражнение «Аватар». Его цель – создание условий для понимания своего эмоционального состояния, осознания своих сильных и слабых сторон. Человека просят нарисовать портрет, который отражал бы свойства его личности и настроение. Материалы для создания образа «Я» автор портрета выбирает сам.

Данное упражнение подходит юношам и девушкам, которые стоят перед выбором жизненного пути.

  1. Упражнение «Дорога жизни». Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Психолог просит клиента нарисовать дорогу жизни. Для этого индивиду требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На рисунке эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить. Когда рисунок закончен, психолог задает человеку следующие вопросы:
  • Вам нравится эта дорога?
  • Хочется продолжить путешествие по этому маршруту?
  • Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему?

Далее автору рисунка предлагают дополнить дорогу теми элементами, которые ждут за поворотом. Так психолог приводит человека к целеполаганию и определению целей на ближайшее будущее.

  1. Упражнение «Цветок». Цель упражнения – создать условие для самораскрытия детей. Психолог просит ребенка закрыть глаза и представить себе очень красивый цветок. После этого специалист начинает расспрашивать ребенка о внешнем виде цветка, о его свойствах, месте произрастания. Ответы ребенка отражают его личностные черты, дают психологу информацию об актуальном уровне психоэмоционального развития.
  2. Упражнение «Притча». Цель этого упражнения – мотивация человека к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Это упражнение можно сделать самостоятельно дома. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и составить из них фразу, которая станет жизненным девизом на ближайшее время.

Как оформить профиль в Инстаграм? 34 Актуальных совета от блогеров, как оформить профиль в Инстаграм по последним трендам

Заключение

С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.

На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.

Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.

Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом

Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена

Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты

Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение

Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.

Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания

Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector