Артикуляционная гимнастика

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Целью артикуляционной гимнастики в детском саду является развитие подвижности органов речевого аппарата, увеличение силы и объема артикуляторных движений.

Обратите внимание! Занятия способствуют дальнейшей постановке и автоматизации звуков. Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции

Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции.

  • Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение.
  • Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка).
  • Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры.
  • Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность.
  • Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.

Как правильно проводить зарядку в подготовительной группе

В подготовительной группе артикуляционная зарядка проводится преимущественно на постановку сонорных звуков. Основа качественных занятий – регулярность.

Обратите внимание! Заниматься с детьми 6-7 лет лучше всего по 3-4 раза в день не более 5 минут. При этом не следует предлагать малышам более 2 упражнений за один раз

Комплекс занятий с группой планируется заранее, на неделю вперед. Артикуляционная гимнастика учитывается в конспекте развития в течение года, фиксируются результаты отдельного ребенка и группы в целом – в начале и в конце учебного периода (обычно в начале сентября и в середине июня). При этом упражнения отбираются по степени возрастания сложности. Дневной комплекс должен включать в себя как задания на статику (когда артикуляционная позиция удерживается 10-15 секунд в некотором положении) так и динамические (переключение с одной позы на другую).

Важно! Гимнастика проводится в игровой форме с использованием ярких картинок, стихов и песенок. Ребенок должен сидеть на стуле в спокойном положении и хорошо видеть лицо взрослого

На индивидуальных занятиях обязательно использование зеркала – чтобы малыш видел не только образец, но и свое выполнение задания.

Групповые занятия в подготовительной группе

Артикуляционная гимнастика

«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».   К.С. Станиславский.

АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.

В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.

К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.

Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.

Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.

Наш организм – это совершенная система, в которой  психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.

Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части.  Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:

  • нижней челюсти;
  • губ;
  • языка.

Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
  • Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
  • Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
  • Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
  • Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось  ваше лицо полностью.  Далее зрительный контроль можно устранить.
  • Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
  • Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
  • Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
  • Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.

Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.

Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением

Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха

Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Описание базовых упражнений

Начинают комплекс с основных заданий. Их цель − подготовка органов артикуляции к воспроизведению более сложных укладов. Если у детей появляются затруднения с их выполнением, то стоит на них остановиться, чтобы не закреплять неправильное положение при их дальнейшем выполнении.

Для губ

Перечисленные упражнения – статичные, которые потом комбинируют, чтобы улучшить динамическую составляющую. Удерживают предлагаемые позы в течение 5-10 секунд:

  • «Улыбка» − это базовое положение при произношении свистящих, И, Й. Малыш улыбается так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
  • «Трубочка» − такое положение губы занимают при проговаривании У. Их вытягивают максимально вперед. При выполнении следите за тем, чтобы не выдвигалась одновременно вперед нижняя челюсть.
  • «Окошечко» − упражнение необходимо при отработке произношения О. Губы округлены, язык находится внизу.
  • «Забор» − на этом задании делают акцент при коррекции шипящих звуков. Губы слегка выдвинуты вперед и по форме напоминают квадрат, зубы сомкнуты, язык внизу. При выполнении их не нужно слишком сильно выдвигать вперед, а нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Несмотря на то что это задания на статику (удержание), их можно сочетать для тренировки переключения движений. Детей просят выполнить сначала одно упражнение (например, «Улыбку») и сразу за ним другое, то есть не удерживая позы. Тренировка переключаемости движений важна для правильного звукопроизношения, потому что во время проговаривания слов малыш должен уметь быстро подбирать нужное положение органов артикуляции.

Для верхней и нижней челюсти

При сложных речевых расстройствах могут быть нарушения подвижности челюсти. Упражнения помогают нормализовать ее работу.

  • Ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, как при произношении Ы, и отводит назад.
  • Малыш двигает челюстью влево и вправо. Движения не должны быть резкими, слишком интенсивными, иначе можно травмировать нижнюю челюсть.
  • Широко открыть и закрыть рот несколько раз.
  • Локти поставить на твердую поверхность, кисти рук расположены под подбородком. Широко открывайте рот, при этом кисти оказывают сопротивление.

Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять аккуратно, чтобы не травмировать челюсть.

Для языка

Чаще всего у детей в возрасте 4-5 лет имеются нарушения в работе языка. Это или неправильный мышечный тонус, или его ограниченность в движениях. Иногда артикуляционной гимнастики бывает недостаточно, и логопед назначает массаж.

  • «Блинчик», или «Лопаточка», − рот открывают не сильно широко, на нижнюю губу помещают широкий язык. И в положении «блинчика» его удерживают 3-5 сек.
  • «Иголочка» − узкий язык вытягивают максимально далеко в течение 3-5 сек.

Вышеперечисленные упражнения – статичные, они обязательно входят в комплекс при коррекции свистящих и шипящих звуков. Но есть задания, направленные на повышение качества динамической составляющей.

  • «Часы» − движения языка напоминают качание маятника часов: раскачивания влево-вправо, несколько раз в каждую сторону. Губы растянуты в улыбке.
  • «Качели» − уголки губ растянуты в улыбке, только язык поднимают и опускают.

Во время выполнения «Часиков» и «Качелей» язык делают узким, а челюсть остается неподвижной. Тогда они будут выполнены правильно.

Рекомендации по выполнению

Чтобы результат был заметным, выполнять комплекс нужно каждый день. Лучше всего – 2 раза, продолжительность не должна превышать 10-15 мин. Во время гимнастики наблюдайте за состоянием ребенка: если вы заметили, что он устал, то занятие нужно остановить и дать ему отдохнуть.

Занятие проводят перед зеркалом. Сначала взрослый показывает образец, затем выполняет движения вместе с ребенком, а потом малыш повторяет все самостоятельно. Каждое задание повторяют 3-5 раз. За любой успех хвалите малыша и не показывайте расстройство, если у него что-то не получилось.

В комплекс должны быть включены базовые упражнения для губ, нижней, челюсти и языка. После них переходят к гимнастике, предназначенной для создания определенных артикуляционных укладов и сильного направленного выдоха.

Проводят зарядку для язычка с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 4-5 лет продолжительность занятия должна составлять 10 мин. Задания лучше проговаривать в форме стихов – так будет проще запомнить последовательность движений. Используют также картинки, чтобы малыш понимал, какое положение органы артикуляции занимают в этом задании. Выполняя все перечисленные рекомендации, занятия артикуляционной гимнастикой будут результативными.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада тебя видеть на занятии. Давай посмотрим в зеркальце, расскажи, что ты видишь. Сегодня на занятии мы познакомимся с органами речи, научимся делать артикуляционную гимнастику. Какие органы нужны для речи? Чтобы речь была красивой и правильной нужно развивать наши органы. Для этого выполним зарядку.

2. Артикуляционная гимнастика. Логопед проговаривает сказку и показывает арт. упражнения, ребенок повторяет все упражнения за логопедом.

«Сказка про язычок».

Этот маленький дружок-

Твой веселый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Вот проснулся Язычок,

Выглянула окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении насчет 5-7.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи, Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 5-10.

Д-д-д-д-д-стучит молоточек

Т-т-т-т-т-вот забит гвоздочек.

Светит солнышко сутра-

В гости к тетушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».

Тетушка Щечка

Племянничка ждет,

Блинчики с маком

К обеду печет.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья открыла.

Немного приоткрыт рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и,пошлепывая его губами произносить: «пя-пя-пя…»

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка-

Цок, цок, цок,

В горку медленно идет:

Цок-цок-цок.

А с горы стрелой несется:

Цок-цок-цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная-

Просто объеденье-

Ням-ням-ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.

Под окошком –блл,блл,блл-

Индюки болтают.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, блл!»-предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Затем увеличить темп и включить голос-бл,блл (болтушка).

Ну-ка, детки, с Язычком

Вместепокатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:»И-у,и-у,и-у!

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.

Дайте Язычку дуду

И еще пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш».

Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находиться за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя теплая. Вот интересная игра

Вот интересная игра

Воздушный Колобок,

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог!

Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя.

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губуи, пошлепываягубами,произносить: «пя-пя-пя». Выполняем упражнение в течении 10сек.

Сегодня на занятии мы познакомились только с некоторыми упражнениями, на следующих занятиях мы узнаем еще много нового. Эти упражнения нужно выполнять каждый день.

Итог. Спасибо. До свидания!

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для языка для детей 4-5 лет является комплексом специальных упражнений, предназначенных для улучшения функциональности органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика в саду

С помощью таких занятий у ребенка происходят следующие изменения:

  • повышается подвижность языка, мягкого неба и челюстного аппарата;
  • укрепляются мышечные ткани щек, губ и языка;
  • закрепляется способность удерживать язык и зубы в нужном положении;
  • развивается детская координация движения артикуляционных органов.

Ежедневное выполнение такого вида гимнастики способствует выработке правильного произношения тех или иных звуков.

Обратите внимание! Если на протяжении долгого времени игнорировать проблемы в речи и не заниматься с ребенком, это приведет к тому, что в будущем он столкнется с трудностями в грамотном произношении. Также не исключено снижение успеваемости в школе

Для занятий с дошкольниками следует отдавать предпочтение лексическим упражнениям в игровой форме, чтобы детям было интересно. Артикуляционная гимнастика может быть как коллективной, так и индивидуальной, но при ее проведении обязательно нужно использовать зеркало. Оптимальное время для занятий — это раннее утро или вечер, продолжительность уроков должна составлять не более 15 мин, в процессе которых нужно успеть выполнить 5-6 упражнений.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой для детей 4-5 лет

Многие родители задаются вопросом, как же распознать первые тревожные звоночки, и что именно скрыто за причинами для занятий по артикуляции. Благодаря тому, что упражнения были начаты своевременно, у ребенка начинает развиваться речевой слух, речь становится правильной и чистой, и грамотно говорить дошкольник сможет уже без посторонней помощи.

У малышей с тяжелой формой нарушения звукопроизношения после месяца занятий гимнастикой с логопедом наблюдается стремительное исправление дефектов речи. Дети, у которых правильное, но вялое звукопроизношение, также должны заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы избавиться от «каши во рту».

Обратите внимание! С помощью четкого и внятного произношения звуков дошкольнику легче учиться писать, поскольку это является основой при обучении письму

Занятия ребенка с логопедом

Артикуляционная гимнастика игры

Как привлечь ребенка для речевой гимнастики? Заинтересовать его тем, что ему будет интересно, а именно, играми. Даже артикуляционные упражнения можно представить в форме игры. Для родителей и воспитателей разработано множество литературы с занимательными играми, которые помогут увлечь ребенка и в то же время исправить дефекты произношения.

Игры-сказки. Замысел таких игр состоит в том, что главный герой игры должен проходить небольшие препятствия или выполнять некоторые задания. Например, язычок, который отправился в путешествие, живет в домике, где он открывает окошки. Когда логопед зачитывать про окошки, дети выполняют упражнения, открывая рот и высовывая язычок и так далее по сказке-игре;

Игра «Болтушка» развивает язык;

Игры с дополнительными предметами: бубликом, карандашом, соломенной трубочкой. Эти предметы используются по ходу игры для выполнения упражнений.

Комплекс упражнений по возрастам

Чтобы обеспечить малышу своевременное развитие речевых функций, достаточно подобрать небольшую комплексную зарядку под его нужды и следить за регулярным ее выполнением. Никаких сверхнагрузок здесь быть не должно, достаточно заниматься 10 минут в день при условии, что занятия полноценные, и упражнения выполняются правильно.

1–2 года

Для детей 1-2 лет подойдут простейшие игры на артикуляцию. Главная задача здесь – обеспечить мышцам активность. Т. к. ребенок совсем маленький, вы не добьетесь от него выполнения скучных упражнений, если не добавите в них игровую составляющую и не заинтересуете собственным примером.

  • «Прятки» – высунуть язычок и быстро спрятать.
  • «Заборчик» – широко улыбнуться, верхняя губа максимально поднята, нижняя опущена, зубы сомкнуты. Удерживать положение на счет до 10.
  • «Дом» – ротик открывается на слова «тук-тук» и закрывается на слова «пока-пока», взрослый постукивает малыша по щеке, как будто стучится в домик.

3–4 года

Для детей 3-4 лет остаются актуальными все упражнения, описанные выше, но к ним стоит добавить несколько более сложных вариантов

Обратите внимание, в этом возрасте ребенок уже говорит, а значит, гимнастику можно подстраивать под актуальные нужды. Обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который, скорее всего, есть в средней группе детского сада

  • «Бегемотик» – широко открыть рот, удерживать положение на счет до 10.
  • «Маятник» – губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт, выполняются движения высунутым языком от одного уголка губ к другому.
  • «Трубочка» – сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать на счет до 10.

5–6 лет

В старшей группе детского сада речь дошкольника уже относительно сформирована. Все сложности, если они есть, видны, как на ладони. Предыдущие упражнения подходят для детей 5-6 лет, их можно продолжить использовать в качестве зарядки. Самые элементарные можно убрать за ненадобностью.

  • «Маляр» – ротик открыт в улыбке, язычок гладит небо движениями вперед и назад.
  • «Индюк» – язычок положить на верхнюю губу, совершать быстрые движения вправо и влево, не отрывая язык от губы. Выполняется со звуком, напоминающим крик индюка: «бл-бл-бл».
  • «Чашечка» – ротик открыт, края языка загнуты кверху, должно получиться подобие чаши. Положение удерживать на счет.

7 лет

Речь ребенка в подготовительной группе почти полностью сформирована. Убрать оставшиеся огрехи речи позволяют упражнения, предназначенные для детей 7 лет и старше.

  • «Катушка» – плоским кончиком языка следует сильно нажать на нижние зубы с внутренней стороны. Рот при этом открыт, бока кончика языка касаются коренных зубов. Язык окажется как бы сложенным вдвое.
  • «Барабанщик» – рот приоткрыт, губы в улыбке, язык касается верхних альвеол, ребенок произносит звук «д» с постукиванием. Упражнение сложное, желательно начинать выполнять его с логопедом.
  • «Пароход» – кончик языка плотно прижат к небу, рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы» под счет, не двигая языком.

Игры для языка

Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.

Иголочка

Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.

Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.

Непослушный язычок

Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.

Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.

Чистим зубы

В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.

Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.

Парус

Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.

Плывет кораблик по волнам,

Рвется парус к облакам.

К борту волны поднимаются,

И о кораблик разбиваются.

Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка

Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.

Котенок

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Котик любит молоко:

Лишь нальешь — слизнет он вмиг.

Лакает живо и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.

Примеры конспектов занятий

Конспект занятия включает в себя:

  • Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
  • Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
  • Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
  • Цели и задачи комплекса.
  • Ход занятия с таймингом:

Организационный момент – 30 секунд;

Упражнение «улыбка» – 30с;

«Хоботок» – 30с;

Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;

Упражнение «шарик» – 20с;

«Шарик сдулся» – 20с;

Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;

Упражнение «лопатка» – 1 мин

«Наказать непослушный язычок» — 30с;

«Маляр» — 1 мин

«Чашечка» — 30с

Подведение итогов – 1 мин

  • Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
  • Используемая при составлении плана методическая литература.

Важно! Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения

https://youtube.com/watch?v=rb8b7eXPvSY

Например, история про кота Рыжика:

  • Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
  • Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
  • Маятник – «Потянулся влево, вправо»
  • Варенье – «Съел варенье из кармана»
  • Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»

Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.

Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей

Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.

Пример занятия ребенка

Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.

*Цены актуальны на 3.05.2019

Подготовка к проведению гимнастики

Главная цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений

При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша. Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей

Что важно учитывать при подготовке к занятиям:

Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов

Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее

Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
В постановке правильной речи важно постоянство
Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.

Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.

Правила

Основополагающее правило – регулярность выполнения упражнений. Для детей 5-6 лет они должны быть нескучными, разнообразными, увлекать детей

Также следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Систематичность. Их желательно выполнять 1-2 раза в день по 5-7 минут.
  • Временной период. Каждое упражнение имеет свой определенный промежуток времени, в течение которого его необходимо выполнить, к примеру, задания на удержание позы рекомендуется выполнять в течение 7-10 секунд.
  • Качество. Если дошкольник начинает утомляться и уставать, значит, постепенно падает эффективность, требуется поменять деятельность и дать возможность передохнуть.
  • Оборудованное место. Артикуляционную гимнастику делеют перед зеркалом – ребенок должен смотреть то, что делает логопед, при этом имея возможность видеть себя.
  • Точность повторений и плавность.

Не стоит посвящать много времени выполнению упражнений. Хватит 7-10 минут. Более длительная тренировка снижает качество и эффективность выполняемых действий.

Упражнения для губ:

  • мягкое прикусывание или «всасывание» губ
  • вытягивание губ в трубочку
  • подъём верхней губы
  • выпячивание или оттопыривание нижней
  • размыкание губ при сомкнутых зубах
  • «протыкание» языком попеременно верхней и нижней губы

Для щёк и челюстей:

  • широкая улыбка
  • широкое открывание рта
  • массаж щёк
  • надувание и втягивание щёк
  • поочерёдное надувание щёк
  • «протыкание» языком попеременно правой и левой щеки

Для языка:

  • слегка покусывать язык спереди и с боков, улучшая кровоснабжение
  • слегка высовывать и убирать язык, оставляя рот открытым
  • пробовать дотянуться языком до подбородка
  • трогать языком верхнюю губу (или кончик носа, если получается)
  • маятникообразные движения языком от одного уголка губ к другому
  • движение кончиком языка по нёбу
  • цоканье языком

Упражнениям для языка следует уделить особое внимание – это основной орган артикуляции, и способность правильно напрягать и расслаблять язык сильно влияет на качество произносимых слов. Большинство упражнений можно и нужно чередовать и расширять, сливая простые движения в более сложные комплексы – для отработки сочетаний движений и более тонкой настройки речевого аппарата, необходимой для скоординированной и красивой речи

Так, к примеру, плавным соединением «протыканий» языком щёк и губ можно образовать упражнение кругового движения языка впереди зубов, усиливающее кровообращение губ и языка. Также можно добавлять к упражнениям различные звуки – например, к вытягиванию губ трубочкой подойдёт произнесение звука «у»

Большинство упражнений можно и нужно чередовать и расширять, сливая простые движения в более сложные комплексы – для отработки сочетаний движений и более тонкой настройки речевого аппарата, необходимой для скоординированной и красивой речи. Так, к примеру, плавным соединением «протыканий» языком щёк и губ можно образовать упражнение кругового движения языка впереди зубов, усиливающее кровообращение губ и языка. Также можно добавлять к упражнениям различные звуки – например, к вытягиванию губ трубочкой подойдёт произнесение звука «у».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector