Городецкая роспись: трафареты и шаблоны узоров, основные сюжеты для разделочных досок, техника письма

Как украсить игрушку росписью

Если хочется попробовать себя в роли городецкого художника, вам нужно найти заготовку. И это не сложно: магазины товаров для творчества предлагают специальные наборы. Например, «Матрешка – городецкая роспись», в наборе будет сама деревянная заготовка, краски, кисти, образец.

Как расписать городецкую матрешку:

  1. Начинается работа с карандашного эскиза на заготовке. Проведите вертикальную линию от макушки матрешки донизу, это линия будет ориентиром для симметрии.
  2. Лицо – проверьте правильность его расположения, нужно чтобы контур его был выше шеи (суженного места на заготовке), а с боков и сверху оставалось место для платочка.
  3. Далее линией наметьте контуры платка, чтобы верхний его край совпадал с контурами лица матрешки, а нижний закрывал шею и спинку.
  4. Наметьте ручки: они могут быть просто опущены вниз, а могут быть согнутыми в локте.
  5. После того как эскиз готов, можно приступать к работе в цвете. Оттенки берите яркие и сочные. Если не уверены в силе импровизации, наметьте узоры, примеры которых почерпните из самой городецкой росписи. Просто скопируйте узнаваемые узоры и орнамент.
  6. Для заполнения фона проще всего будет изобразить в руках у матрешки букет цветов или корзину, самовар тоже можно. Оставшееся место заполните флористическими мотивами городецкой росписи.
  7. Лицо нашей героини должно улыбаться: сначала сделайте наметки карандашом. Прическа – прямой пробор, глаза достаточно крупные, выразительные, брови – тонкие, нос обозначают просто двумя точками, губы начинаются с дугообразной линии. Не забудьте украсить матрешку румянцем.
  8. Работу завершит оживка – роспись самых мелких деталей. Готовую матрешечку можно покрыть лаком (обычно используются 3 слоя паркетного лака).

Описание мастер-класса может показаться сложным, хотя справиться с такой работой может человек и далекий от рисования. Но лучше все же сначала потренироваться на прописях: прописать несколько типовых элементов городецкой росписи, закрепить навык.

Пошаговая инструкция

  1. Подготовь ногтевую пластину – опили пилкой форму, спили липидный слой бафом;
  2. Смахни образовавшуюся пыль щеточкой;
  3. Протри ногти обезжиривателем, чтобы улучшить сцепку покрытия с ногтем и удалить мелкие пылинки;
  4. Тонким слоем нанеси базу и просуши в лампе. В LED время полимеризации 30-60 сек., в UV – 120 сек.;
  5. Не снимая дисперсионного слоя, нанеси желтый гель-лак на всю площадь ногтя;
  6. Просуши в UV или LED 120 и 60 сек. соответственно;
  7. В палитре смешай желтую и белую акриловую краску для получения желтого пастельного оттенка;
  8. Полученной краской и тонкой кистью прорисуй улыбку у основания ногтя толщиной 2-3 мм. Закрась улыбку плоской кисточкой;

  9. Смешай синюю и красную краску. К получившемуся фиолетовому добавь белый краситель, чтобы полился пастельный сиреневый;
  10. Полученной краской нарисуй небольшой круг ближе к свободному краю с помощью той же тонкой кисти, которой рисовала улыбку;
  11. На другом ногте нарисуй голубой круг примерно такого же размера. Для получения небесно-голубого оттенка смешай синий и белый цвета краски;
  12. Повторяй предыдущие шаги столько раз, сколько в композиции будет основных цветов;
  13. Выбери несколько из нарисованных кругов и краской в тон нарисуй лепестки. Для работы используй ту же кисть, что и для прорисовки улыбки;
  14. После высыхания лепестков, белой краской прорисуй их очертания;
  15. То же самое сделай с кругом, оставшимся без лепестков, но прорисовывай его очертания только на половину, как показано на фото;
  16. Возьми краску синего цвета и обведи остаток круга;
  17. Остальные круги и цветы оформи по своему желанию, например, как представлено на фото ниже или следуя собственной фантазии;
  18. После того, как все основные элементы оформлены – приступай к прорисовке мелких деталей. Зеленой краской и тонкой кистью наметь листочки;
  19. Чтобы они выглядели более объемно, обведи их по краю. Коричневой или черной краской, а в центре создай характерный для листьев узор белой;
  20. Той же коричневой краской прорисуй стык двух оттенков желтого, а поверх самого светлого из них нанеси закругленные абстрактные узоры, добавь легких вензелей на свободную площадь ярко-желтого ногтя;
  21. Прорисуй все детали, дождись высыхания краски;
  22. Покрой дизайн топом и просуши в лампе.

Конечно, вариантов городецкой росписи на ногтях намного больше. Не обязательно создавать уже придуманный кем-то дизайн – попробуй включить воображение и создать креативный узор. На первое время сохрани вот эту схему:

Она поможет запомнить последовательность прорисовки деталей.

Городецкая техника росписи ногтей – это, конечно, не повседневный дизайн, но иногда можно порадовать себя насыщенным стильным маникюром, который дополнит образ или просто поднимет настроение. Нравится роспись ногтей в таком стиле?

Ход ОДД:

Вводная часть

Чтение стихотворения:

Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

(Городецкая роспись).

— Кто знаком с городецкой росписью?

Основная часть

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

Был промысел прялок (слайд 5)

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).

В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)

шкатулки, чашки (слайд 9)

разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица

(слайд 13,14).

— Элементы городецкой росписи:

— бутон;

— розан;

— купавка или роза;

— ромашка.

(слайд 15).

— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.

Практическая работа.

Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.

Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.

Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Особенности росписи

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстро и экономно. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова сделал Максим Шелипов.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

Что такое городецкая роспись

Русский народный промысел в виде городецкой росписи появился в начале 19 века. Мастера кисти украшали цветными узорами ставни, сундуки, детские игрушки и мебель. С появлением обилия красителей и инструментов, декор был адаптирован для нейл-индустрии.

Городецкая роспись характеризуется 6 цветами:

  • красный и его оттенки;
  • оттенки синего, в том числе голубой;
  • желтый;
  • белый;
  • коричневый;
  • зеленый.

Для создания подходящих оттенков часто смешивают краски, в том числе и в нейл-дизайне.

Основными элементами городецкой росписи являются народные мотивы:

  • сцены из жизни людей;
  • всадники;
  • животные;
  • мужчины и женщины в обычной жизни;
  • растительные узоры – цветы, ягоды.

Несколько советов по созданию яркого и аккуратного узора:

  • отработай технику. Даже если ты прекрасно рисуешь, отработай технику городецкой росписи на бумаге. Сначала изображай крупные узоры, постепенно уменьшая до размеров ногтя;
  • используй качественные материалы. Дешевые красители могут потрескаться сразу после высыхания и испортить узор;
  • обзаведись набором кистей. Для прорисовки разных деталей используются кисти разного размера и толщины.

Для создания городецких узоров используются как натуральные, так и искусственные ногти. Для раскрытия рисунка, лучше, если ногтевая пластина будет длиной, хотя и на короткой нейл-мастерам удаётся создавать прекрасные городецкие мотивы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Основные приемы техники

Выделяют три этапа техники рисования картинок в городецкой росписи. Подготавливают основу из дерева, покрывают желтым цветом, реже красным или черным. На ней карандашом мастер намечает расположение главных элементов и их размер. Художники с опытом рисуют красками без эскиза.

Далее, одним движением широкой кисти, рисуют круг, выделяя основные части композиции, например основу цветка. Этот этап получил название «подмалевка». Для рисования узора применяют краски розового, голубого, или синего цвета. Также используют желтый, красный, бордовый, черный.

Название второго этапа городецкой росписи – «теневка», говорит само за себя. Кисть с краской более темного цвета аккуратно прорисовывают важные детали:

  • линии одежды;
  • лепестки-скобки;
  • прожилки у листика.

На заключительном этапе городецкой росписи кончиком тонкой кисти наносят штрихи, дуги, капли. С их помощью работа приобретает изящность, узор становится оживленным. Отсюда название этапа – «оживка». Рисуют белыми и черными красками.

Для защиты росписи от повреждений, высохшую картину покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.

Существует и техника рисования узоров, когда художник хочет изобразить только цветы. Используют такие элементы:

  • розан (самый крупный цветок круглой формы);
  • бутон (маленький розан);
  • роза (дополненный бутон);
  • купавка (центр цветка находится правее или левее от центра);
  • ромашка (много лепестковый цветок с непредсказуемым цветом).

Чтобы получился розан, сначала необходимо нарисовать круг красной или розовой краской. Его изображают широкой кистью одним или двумя мазками. После приступают к «теневке» – тонкой кистью, более темной краской выделяют центр и лепестки-скобки по всему кругу. В конце белым цветом делают «оживку» – наносят много точек, капелек, штрихов.

Купавка по технике городецкой росписи схожа с розаном. Начинается узор с подмалевки – рисуют круг, после начинают его «теневку». Только в этом случае центр смещен в сторону, верхушка бутона выполнена в форме шарика. Далее от центра к краям рисуют полукруглые лепестки – чем ближе к бутону, тем меньше лепестки становятся. «Оживка» делается белой краской, обязательно прорисовываются все элементы внутренней части узора.

Для изображения розы рисуют яркий кружок. К нему пририсовывают лепестки в виде полукругов или листочков, также уменьшающиеся к бутону. «Теневку» в этом случае делать не обязательно, можно сразу перейти к «оживке» с помощью белой или черной краски. Центр украшают маленькими скобками, точками. Лепестки можно «оживить» штрихами-каплями.

Самым легким способом рисуется ромашка. Кистью среднего размера выполняется круг, намечается его центр. От него к краям прорисовываются каплевидные штрихи. Далее идет «оживка» лепестков белой краской.

Кроме цветов, на городецких работах всегда много листиков, разных по размеру, форме. Они располагаются группами по несколько штук. Форма самого простого листа напоминает семечку тыквы.

Городецкая роспись – один из ярких художественных промыслов. Несмотря на то, что в начале XX века он почти перестал существовать, талантливые мастера и художники смогли сохранить традиции городецкого стиля. Во многих странах мира посетители музеев и выставок могут лицезреть на расписанных предметах животных, птиц, цветы, а также целые сюжеты, отображающие жизнь крестьян. Сейчас это искусство является национальной гордостью.

Также рекомендуем посмотреть видео по нашей теме.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись
  • https://womanadvice.ru/gorodeckaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-osnovnye-elementy-i-cveta-kakie-est-vidy
  • http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/3566/Роспись%20по%20дереву%20Чайка%20Н.М..pdf

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.

Подмалевок

Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.

Начинаем с прорисовки фона

Допустим, главными элементами первой работы будут купавки – цветки, часто встречающиеся в городецкой росписи. Ниже центра вы, соблюдая композиционное равновесие, рисуете три круга. Два – насыщенно-голубых, один (центральный) – розовый. Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут немного заходить на основной круг.

На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто

Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным

Теневка

На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.

Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.

Когда писать будете увереннее, узоры можно усложнять. Но сначала следует научиться рисовать точно, симметрично, хорошо управляясь с цветом и формой. Двойного мазка в этой росписи нет, потому даже в детских руках основные приемы промысла оживают и покоряются начинающим художникам.

Разживка

Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.

Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.

Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.

Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.

Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

О том, как расписать деревянную доску, вы можете узнать из статьи: «Как оформить разделочную доску городецкой росписью – фото и видео, описание».

Дерзайте!

Основные приемы техники

В творчестве используют краски темпера или масляные. Но школьника и новичкам вполне подойдет гуашь. Рисунки наносятся в несколько слоев. Для первой попытки нарисовать какой-либо орнамент подойдет плотная белая бумага. Не все цвета набора красок понадобятся, а только восемь:

  • красная;
  • желтая;
  • белая;
  • алая;
  • ярко-голубая;
  • окись хрома;
  • красная железоокисная;
  • черная.

Краски необходимо смешивать для получения нужного оттенка. Консистенция смеси должна быть сметанообразной. Для каждой новой краски должна быть чистая баночка. По мере подсыхания материала нужно добавлять немного воды.

Выбрав цвет для картины, подготавливают два оттенка – один разбавляют, второй оставляют в прежнем состоянии.

Городецкая роспись включает несколько этапов:

Работа выполняется на деревянном предмете, который предварительно окрашивается каким-либо грунтом (желтым, красным или черным). Таким образом создается фон.
Основные части рисунка наносятся тонкими линиями – с помощью карандаша.
Широкой кистью круглой формы наносят круглые пятна – основа для цветов.
Сверху еще раз делают мазки темными красками

Важно взять правильное количество материала, чтобы рисунок получился ярким. Лишнее после нанесении еще одного слоя (после высыхания) может отслаиваться

Завершив крупные элементы, несколькими мазками делают листочки.
Закончив основной рисунок, тонкой кистью добавляют штрихи и точки черными, белыми красками. И обязательно рисуется рама – мастера считают ее неотъемлемой частью орнамента. Выполняют ее разными цветами.
Готовое изделие после высыхания покрывают лаком.

В процессе работы рука с кистью должна быть свободной, находиться в вертикальном положении – для нанесения неразрывных мазков на изделие. Допускается опираться на мизинец.

Инструменты и оборудование, необходимые для работы, приведены в таблице.

Наименование материала Виды красок Виды кистей Виды лаков
Краски Масляные Беличья Масляные
Деревянная доска или предмет мебели Гуашевые Колонковая Нитролаки
Кисти Акриловые Флейц – плоская кисть Матовые
Лаки Темперные –  Акриловые

В современном мире городецкая роспись продолжает развиваться, ее технике обучают даже детей. Все желающие могут научиться данному виду творчества в художественных кружках и у мастеров, тем самым помогая возродить творческий промысел предков. Декоративно-прикладное творчество призвано приобщать к красоте и духовному миру, позволяет слиться с окружающей средой.

Предлагаем ознакомиться с несколькими видео по теме статьи.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Городецкая роспись – как нарисовать цветок купавку: замалевок, теневка и 3 вида разживки.

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись
  • https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/gorodetskaya-rospis
  • https://kuzaranda.ru/blog/gorodetskaya-rospis
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector