Как заинтересовать детей к занятиям йогой?

Польза йоги для малышей

Беби-йога при правильном исполнении приносит малышу огромный вклад в процесс его формирования. Ребенок с самых первых лет, месяцев и даже дней перенимает у родителей активный образ жизни, наполняется энергией и быстрее развивается. Планировать занятия лучше еще до рождения малыша, найти профессионального тренера, узнать все плюсы и возможные риски при занятиях.

Дети, с первых дней жизни получают необходимую нагрузку для тела и первые положительные впечатления от занятий, проводят время с мамой и учатся познавать мир.

Занятия беби-йогой благотворно влияют не только на малыша. Мама так же получает массу полезного: избавляется от послеродовой депрессии, стремительно приводит в порядок тело, избавляется от послеродовых травм. Замечено, что после занятий беби-йогой для малышей, дети не испытывают проблем с пищеварением и сном, развиваются быстрее своих сверстников, быстро осваивают необходимые рефлексы, учатся контактировать с окружающей средой.

Однако при непрофессиональном подходе тренера, малыш может пострадать. И желание родителей сделать ребеночка здоровее может перечеркнуть трудом неумелого тренера

Поэтому очень важно походить на занятия и посмотреть на тренировку, поспрашивать отзывы родителей. Ошибки в таком ювелирном деле, как гимнастика младенцев, недопустимы

Ошибки тренера могут привести к:

  • Вывихам.
  • Растяжениям.
  • Снижению иммунитета.
  • Возникновению психологических травм.

Беби-йога положительно влияет на крохотный организм. На раннем этапе развития у новорожденных закладывается фундаментальная информация. Необходимо быть осторожным, чтобы не усугубить восприятие мира малыша и не нанести ему вред.

Основы йоги для детей

Занятия невозможны, без учета некоторых нюансов:

  • Выбор одежды. Йога классического типа для начинающих детей – это метод развития гибкости и эластичности тела. Последние, как известно, невозможно совершенствовать в неподходящем одеянии. Лучше выбрать легкие, слегка мешковатые атрибуты гардероба, которые не стесняют движений и не приведут к перегреву во время занятий;
  • Предварительная консультация. Необычные упражнения лучше обсудить со специалистом, если ребенок отличается болезненностью и слабым иммунитетом;
  • Соблюдайте режим питания, во время тренировок есть и пить в принципе нельзя. Максимум – прополоскать рот водой, без попадания в пищеводные каналы;
  • Кувырки, стойки и другие сложные упражнения оставьте на потом. Незачем нагружать ребенка сложными и травмоопасными асанами;
  • Приобретите коврик средней жесткости, который гарантирует устойчивость при выполнении, но не позволит повредить нежную детскую кожу. Разумеется, окружающее пространство следует очистить от дополнительных предметов;
  • Продолжительность занятий – не более 15 минут и лучше в дневное время. Затем ребенок начнет уставать и терять интерес. Самое время закончить тренировку;
  • Разминка и дыхание – обязательный ключ к успеху. Хоть дети гибкие от природы, связки, сухожилия и мышцы следует заблаговременно прогреть. Во время выполнения нагрузок, следите за дыханием малыша, мягко указывайте на ошибки и выделяйте способы их разрешения;
  • Личностный пример и предварительная теория просто необходимы. Сперва объясните, что и как предстоит выполнить. Можно показывать картинки с позами. А затем, вместе с ребенком, повторите увиденное. Сохраняйте спокойствие, если у чада не будут получаться конкретные элементы. Помните, что великое начинается с малого;

Итак, теперь вам известен максимум полезной информации про детскую йогу. Нет сомнений, что ваши с ребенком начинания увенчаются успехом. Нужно лишь следовать описанным нами рекомендациям. Желаем удачи и легких тренировок!

Правила занятия йогой для детей

Решив приобщить ребенка к занятиям йогой, необходимо учитывать такие правила:

начинать необходимо не ранее чем через 1,5-2 часа после приема пищи;
увеличивать продолжительность занятий нужно постепенно, в первую неделю их длительность не должна превышать 10-15 минут;
дети младшего возраста занимаются от 15 до 30 минут, школьники-подростки – от 20 до 40 минут;
для занятий необходимо использовать специальные коврики;
одежда должна быть удобной и свободной, желательно – из хлопчатобумажной ткани;
при выполнении комплексов нужно снять обувь и носки – заниматься нужно босиком;
обязательно следует снять все украшения, очки;
упражнения можно выполнять в любое время суток, но не рекомендуется заниматься за несколько часов до сна;
перед тем, как приступить к занятиям, ребенку нужно опорожнить мочевой пузырь и кишечник;
не стоит проводить занятия при ОРВИ и общем плохом самочувствии;
если определенные движения или позы доставляют ребенку боль или неприятные ощущения, не стоит заставлять его выполнять их;
нужно осуществлять дыхание через нос, важно доступно объяснить это ребенку;
если ребенок устает во время занятий, нужно предложить ему немного полежать на коврике с закрытыми глазами и помечтать; продолжать нужно тогда, когда он будет готов к этому.

Чтобы увлечь ребенка, рекомендуется начинать занятия в игровой форме (для детей младшего возраста), приобрести красивый костюм для йоги или просто одежду яркого цвета, в которой удобно будет заниматься.

Существует много поз йоги, которые представляют особую пользу для здоровья ребенка

Особое внимание стоит обратить на следующие:. Поза горы

С нее рекомендуется начинать занятия. Она способствует вытяжению тела и улучшению работы кишечника

Поза горы. С нее рекомендуется начинать занятия. Она способствует вытяжению тела и улучшению работы кишечника.

Поза ветров. Позволяет снять стресс, решает проблему повышенного газообразования.

Поза кобры. Укрепляет позвоночник, хорошо действует на органы пищеварительной системы.

Поза героя. С ее помощью можно добиться уверенности в себе, спокойствия и уравновешенности.

Ребенок может заниматься как в фитнес-клубе, так и дома – в помещении или на свежем воздухе

Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили под присмотром опытного инструктора

Продолжительность занятий


Когда малыш в возрасте 4-7 лет начинает заниматься йогой, следует ограничить время занятия одним часом. Если утомление наступает раньше, то не нужно настаивать на продолжении.

В возрасте 8-10 лет рекомендуется заниматься в течение 1 часа 15 минут

Этого времени хватает, чтобы уделить внимание физической и умственной тренировке в комплексе с полноценным отдыхом

Не нужно превышать временной лимит, т. к. детям привычна средняя продолжительность урока по 40 минут, а этот интервал равен примерно двум урокам. Увеличивая продолжительность, можно легко отбить у ребенка желание и интерес к освоению йоги.

Для подростков 12-15 лет занятие должно длиться примерно полтора часа

Важно учитывать во время тренировок возрастные изменения. Необходимо подобрать соответствующий комплекс упражнений и энергетических практик

График занятий напрямую зависит от особенностей здоровья и физических возможностей ребенка. Если сил много, то йогу можно вносить в ежедневный распорядок дня. В случае частого переутомления ребенка и мышечных болях, занятия лучше проводить раз в два дня. Тогда у организма будет возможность полного восстановления.

Правила занятий детской йогой

Йога полезна всем дошкольникам. Занятие длится от 40 до 60 минут, иначе наступит переутомление. Не нужно заставлять ребёнка выполнять асаны, если он не хочет

Следует соблюдать следующие меры предосторожности:

  • Надеть свободную, не обтягивающую, не сковывающую движения одежду из натуральной ткани, чтобы не возник температурный скачок;
  • Не пить и не есть, чтобы не было дискомфорта при выполнении асан. Можно лишь сполоснуть горло водой, но не более;
  • Пройти консультацию у педиатра на предмет отклонений в здоровье, а значит, и противопоказаний к занятиям;
  • Нельзя заставлять ребёнка выполнять сложные элементы (кувырки, стойку на руках, на голове). Всё это травмирует малыша;
  • Выбор правильного времени. Не выполнять асаны перед сном или после него. Каждый раз делать разминку;
  • Обувь, носки, украшения и очки снимаются;
  • Дыхание осуществляется через нос;
  • В случае простудных заболеваний и ОРВИ не следует выполнять эти упражнения;
  • Поверхность должна быть ровная, не слишком мягкая, лишённая острых, травмирующих предметов. Обычно применяются специальные коврики. Пространство вокруг должно быть максимально свободным;
  • Также скручивания, стойки на голове, перевёрнутые асаны не следует выполнять детям с травмами позвоночника, проблемой с сосудами и давлением, а также при заболеваниях щитовидной железы.

Детский центр Занятие с малышами

Watch this video on YouTube

Если малыш не хочет выполнять асаны, то не следует его заставлять. Важным является душевное равновесие. А нежелание делать упражнения приводит к его отсутствию. Чтобы вовлечь чадо в такие занятия, стоит на собственном примере показывать различные упражнения, заинтересовывать малыша. Если инструктор всё делает правильно, то ребёнок не ощутит утомления, освободится от негативных эмоций, негативной энергии, будет интересоваться йогой. Многие родители отмечают, что уже после нескольких занятий их чадо становится более уравновешенным, выносливым, внимательным и спокойным.

Программа упражнений для малышей

Главным условием детской йоги является легкость и хорошее настроение во время выполнения упражнений. Это превратит занятие в отличную игру, и заставит ребенка с нетерпением ждать следующего тренинга. 

«Веселая лягушка».

Чтобы выполнить это упражнение, малыш опускается на корточки, расставляя ноги на ширину плеч. Ладони кладет на колени; вес тела смещает немного вперед. Из этой позиции совершает прыжок вперед, стабилизирует положение и повторяет движение. Для хорошего настроения и бодрости на каждом подскоке необходимо выкрикивать «ква-ква».

«Танцы фламинго».

С помощью этого упражнения ребенок научится концентрироваться на работе собственного тела, попутно укрепив икроножные мышцы. Для его выполнения встают прямо, руки поднимают параллельно полу, представляя их крыльями. Поднимают правую ногу и отводят ее назад, держа баланс с помощью расправленных рук. Фиксируют позицию на несколько секунд, возвращаются в стартовую и делают повтор движения со второй ногой.

«Дерево в цвету».

Упражнение направлено на повышение эластичности спинной мускулатуры и гибкости позвоночного столба. Для его выполнения встают на одну ногу, вторую приподнимают вверх, сгибая в коленном суставе. Упирают ее подошвой в бедро опорной нижней конечности, находят точку равновесия. Руки поднимают над головой и соединяют внутренней стороной ладоней. Слегка раскачиваются из стороны в сторону на протяжении минуты.

«Лодка странника».

Садятся на пол, ноги сгибают в коленных суставах. Ладонями берутся за пальцы ног и выпрямляют их перед собой, наклоняя следом корпус. Удерживают позицию, раскачиваясь из стороны в сторону, будто на волнах.

«Веселая собака».

Встают на четвереньки, упираясь ладонями и коленями в поверхность пола. Смещают вес тела на ладони, приподнимают колени над полом; вес тела переходит на носки. Оставаясь в этой позиции, выпрямляют ноги, поднимая таз вверх. Пятки тянут к полу. Удерживают позицию максимальное количество времени, затем расслабляются и делают повтор упражнения. 

Регулярные занятия детской йогой помогут приучить малыша к ежедневной физической активности и станут дополнительным способом для расслабления.

Пройдите тестВаша фитнес-мотивация Что из себя представляет фитнес-мотивация и есть ли она у Вас? Пройдите этот тест и узнайте самое главное.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Игровые асаны для детей↑

Как показал педагогический эксперимент, использование игрового метода (визуализацию и стихи) в системе хатха-йога помогает открыть способности сознания и тела, добиться интереса к занятиям и быстрого освоения техники правильного исполнения.

Черепаха (курмасана)

А большая черепаха

В панцирь спряталась от страха.

Брюшные мускулы тонизируются и становятся более гибкими. Асана улучшает качество дыхания, увеличивает вместимость легких, помогает при астме. Благотворно действует на органы пищеварения.

Лягушата (бхекасана)

Как забавно для ребят

Превратиться в лягушат.

Мы по цвету как трава,

Громко квакаем ква-ква!

Благодаря давлению рук на стопы формируется правильный подъем и излечивается плоскостопие. Поза укрепляет лодыжки и помогает при растяжении связок в этой области.

Верблюд (уштрасана)

Это что за чудо-юдо?

Превратились мы в верблюда.

Горб его такой большой —

Гордо высится горой.

Уштрасана вытягивает и тонизирует весь позвоночник, исправляет сутулые плечи, стимулирует циркуляцию крови, развивает чувство равновесия.

Повороты туловища (скручивания вправо и влево)

А затем сыграем в прятки

Где вы, где вы, наши пятки?

Будем корпусом вращать,

Чтобы пятки отыскать.

Улучшает кровоснабжение позвоночника и избавляет от болей в спине.

Физическое развитие ребенка с малолетства не только укрепляет здоровье и закладывает правильную осанку, но и развивает логическое мышление и воображение. Полезность очевидна— опорно-двигательный аппарат малыша, мышцы, в т.ч. сердечная, и связки укрепляются, также как иммунитет и нервная система, к тому же ребенок постоянно находится в тонусе, что снимает проблемы со сном и поднимает настроение.

Особенности йоги для детей с малых лет

Дошкольный и младший школьный возраст — важный период в развитии человека. В этом возрасте тело формируется, и есть возможность избежать неправильного развития осанки, укрепить опорно-двигательный аппарат, развить мышцы. В этом может помочь йога.

Почему именно хатха-йога?

Дело в том, что в отличие от гимнастики, атлетики и многих других вариантов, йога не является спортом, она не ставит задачи подготовить «чемпиона», иногда в ущерб здоровью малышей и другим занятиям, а лишь поспособствовать гармоничному развитию организма. Йога развивает тело и душу и, как и спорт, учит дисциплинированности, но мягким путём, избегая излишней эмоциональной нагрузки и травм, которые очень распространены в большинстве видов спорта.

Йога подходит для малышей любого возраста (грудничков, младенцев, дошкольников и школьников), также полезна для мальчиков и девочек. Весь комплекс упражнений можно выполнять дома под присмотром родителей, используя фото и видео уроки бесплатно.

Польза йоги для детского организма — выполняйте вместе в виде игры

При столь мягком воздействии и пользе, которое оказывает йога на организм, она практически всегда решает самые распространённые детские проблемы.

Большая часть асан воздействует на позвоночник, позволяя скорректировать осанку, избежать развития сколиоза, улучшить гибкость.
Йога нормализует циркуляцию крови к головному мозгу, улучшая память, концентрацию, способность обучаться. Это также помогает сохранить зрение.
Если ребёнок будет выполнять не только асаны, но и совмещать их с пранаямой, то сможет избежать частых респираторных заболеваний.
В перспективе на будущее ега сможет сохранить здоровье сердечно-сосудистой системы.
Ну и конечно, большинство асан затрагивают органы брюшной полости, осуществляя щадящий массаж. Вследствие этого улучшается пищеварение.
В целом, ребёнок, который занимается йогой, приходит к своему нормальному весу

Уходят как лишние килограммы, так и нездоровая худоба.
Что не менее важно, психика ребёнка, которая наиболее лабильна в возрасте до 10–12 лет, развивается более стабильно. Йога помогает справиться с гиперактивностью, рассеянностью.

Однако не будем забывать, что удержать внимание ребёнка — это не такая простая задача. Им быстро становится скучно, и они теряют интерес к происходящему, либо, напротив, разыгравшись, не могут успокоиться

В йогу для детей всегда стоит добавлять элемент игры и больше динамики. Наиболее удачный вариант — если один из родителей практикует йогу, и ребёнок с самого раннего возраста так или иначе вовлечён в это: находится рядом, мама или папа взаимодействуют с ним. В этом случае сразу виден наглядный пример и закрепляется положительное впечатление о йоге.

Попробуйте заниматься вместе с ребёнком, это не только послужит ему отличным примером, но и укрепит ваши отношения

Знакомить детей с позами можно с раннего возраста, с какого, — с 2–3 лет, при этом попробуйте использовать цветные картинки, предлагая ребёнку побыть кошечкой, посидеть как лягушка или потянуться как змея.

А с 4–5 лет можно уже использовать комплексы упражнений, но не отказываться от игры. Можно рассказать сказку о каком-нибудь мифическом звере, который путешествует и встречается с различными созданиями. Пытаться заставить ребёнка запомнить названия на санскрите не нужно.

Когда ребёнок достигнет подросткового возраста, он станет восприимчивее к более глубокому пониманию смысла йоги. Для 10–12-летних можно в интересной форме объяснить, как появились те или иные позы, можно попытаться заняться пранаямой.

Для мам: противопоказания к занятиям йогой для детей (младенцев, грудничков, подростков)

Несмотря на то, что это положительная практика, которая оказывает благоприятное воздействие, не может обойтись без противопоказаний и некоторых мер предосторожности

  1. Во время ОРЗ или ОРВИ нужно прекратить занятия. Возобновить их стоит на стадии выздоровления, это будет способствовать более быстрому восстановлению.
  2. У детей сегодня достаточно распространены проблемы с ВЧД. В этом случае обязательна консультация врача и индивидуальная программа.
  3. Если были какие-либо травмы позвоночника, суставов, головного мозга, есть хронические заболевания, то в обязательном порядке необходима консультация врача и опытного инструктора. Не факт, что в этом случае полностью запрещено заниматься йогой, однако программа должна быть составлена с необходимыми ограничениями.

Детская оздоровительная йога: упражнения

Заниматься йогой с ребенком можно самостоятельно в домашних условиях. Но стандартные «взрослые» занятия йогой будут неинтересны малышу, поэтому лучше всего строить их в игровой форме.

Предложите ребенку представить, что он – малыш-пандочка, а его мама – большая панда. Показывайте ребенку следующие упражнения, проделывая их с ним вместе.

Упражнение №1. Пандочки малыш и мама проснулись. Они сели (в упрощенную позу лотоса) и потянулись.

Упражнение №2. Малыш-панда собрался прогуляться. Но для этого ему придется размять лапки. Ребенок вытягивает вперед руки и ноги (передние и задние лапки), шевелит пальчиками.

Упражнение №3. Пандочки гуляют по лесу. Сначала предложите малышу походить на внешней стороне стопы, затем на внутренней.

Упражнение №4. Панда нашла яблочко и играет с ним. Пусть ребенок представит, что его голова – это яблоко. Пусть покрутит ею из стороны в сторону, повращает.

Упражнение №5. Панда хочет превратиться в дерево. Ребенок становится на одну ногу, при этом вторая нога упирается ступней в колено о первую. Руки подняты вверх «свечкой». Скорее всего, дерево будет сильно качаться от ветра, так как детям сложно удержать равновесие в этой позе.

Упражнение «Дерево»

Упражнение №6. Малыш-панда заметил, как растет травка – она тянется кверху, к солнышку. Маленький панда показывает маме, как это происходит: сидя на корточках, постепенно поднимается, вытягивает ручки вверх.

Упражнение №7. Панда вместе со своей мамой становятся в позу «треугольник»: расставляют ноги, правую руку ставят к правой ступне, левую – поднимают как можно выше. Это они построили забор на лесной поляне. То же упражнение повторяют и в другую сторону.

Упражнение №8. Панда увидел, как с цветка на цветок порхает красивая бабочка. Вместе с мамой он повторяет ее действия: садятся на пол, соединенные вместе стопы слегка согнутых ног захватывают руками и начинают разводить и соединять колени. Затем пальцами рук нужно ухватиться за большие пальцы ног и резко развести их в стороны – так раскрылся цветочек, приглашая бабочку.

Упражнение №9. Малышу-панде понадобится корзинка, чтобы собрать фрукты. Ребенок ложится на животик, руками захватывая ступни. Мама помогает ему сделать такую корзинку.

Упражнение «Корзинка»

Упражнение №10. Маленький панда решил покачаться по земле. Он ложится на спину, обхватывая руками колени. В такой позе он раскачивается взад и вперед.

После того, как все упражнения будут выполнены, предложите малышу просто полежать «на травке» и отдохнуть.

Для занятий можно придумывать разные забавные истории с участием зверушек и сказочных персонажей.

Детская оздоровительная йога: упражнения

Позы йоги для детей

Чтобы маленьким йогам было интересно, занятие, даже такое спокойное, как йога, нужно превращать в игру. Упражнения могут быть веселыми, но при этом не менее полезными.

Лягушка. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Нужно присесть, не отрывая пяточки от пола. Упереться ладошками в пол в образовавшемся «окошке» из ног, при этом немного наклонившись вперед. Попробовать попрыгать, при этом издавая громкие звуки кваканья. Ласточка. Исходное положение — стоя, носки и пяточки вместе

Теперь осторожно нужно наклониться вперед и поднять одну ногу вверх таким образом, чтобы поза напоминала букву «Т». При выполнении позы вытянутые по сторонам руки помогут сохранить равновесие, а также добавят сходство с ласточкой

Собака мордой вниз. Исходное положение — стоя на четвереньках. Нужно выпрямить ноги, стараясь дотянуться пяточкой до пола, а голову опустить вниз. Предложите детям игру в собачку. Стоя в этой позе представить, что они вынюхивают чей-то след. При этом, показывая им правильное дыхание: плавные вдохи и выдохи.

Часто на занятиях с детьми, тренеры дают упражнения блоками, направленными на определенные результаты.

Блоки упражнений тоже подбираются в зависимости от потребностей ребенка и запросов родителей, а также, на усмотрение преподавателя.

Наиболее популярный блок упражнений, который подойдёт для успокоения общего эмоционального состояния.

  • Пчела.

    1. Исходная позиция — стойка прямо, с максимально расслабленными мышцами.

    2. Медленно делаем вдох, максимально набирая в лёгкие воздух.

    3. На выдохе необходимо жужжать, как пчела, и делать максимальный наклон вперед, не сгибая коленей.

    Жужжание помогает ребенку правильно делать выдох. Так, он не выпустит весь воздух сразу, а будет постепенно его выдыхать.

  • Кот.

    1. Исходное положение — стоя на четвереньках.

    2. Необходимо выгнуть спину, подобно злящейся кошке: максимально скруглить её.

    3. В этом положении нужно начать глубоко дышать.

  • Облако.

    1. Исходная позиция — поза лотоса (сидя на ягодицах с прямой спиной, скрестить перед собой ноги).

    2. Делаем глубокий вдох и медленный выдох.

    3. С этими действиями нужно попросить ребенка представить, как при вдохе в него проникает всё хорошее, в при выходе — уходит всё плохое.

  • Ребенок.

    1. Исходное положение — голень прижата к ягодицам. Чтобы достичь этого положения, необходимо встать на четвереньки, после чего сесть ягодицами на пятки.

    2. После наклоняемся вперед до момента, пока лоб не соприкоснется с коленками или полом.

    3. Руки отводим назад, чтобы они располагались вдоль тела.

    4. Делать глубокие вдохи и выдохи.

    Выполнять упражнения можно только в такой последовательности. Изменение порядка может навредить эмоциональному состоянию ребенка.

Хорошая растяжка, повышение иммунитета, красивая осанка, уравновешенное эмоциональное состояние — это далеко не полный список того, что даст йога уже в первые месяцы занятий. Она подойдёт не только для тихих, спокойных малышей, но и для активных. Главное — выбрать правильное настроение для занятий йогой, а также педагога, который в игре научит малыша простым, но очень полезным упражнениям.

Важные рекомендации

Во время занятия детской йогой следует учесть несколько моментов, чтобы не допустить травму или не ухудшить состояние здоровья ребенка.

К одежде лучше отнестись внимательно. Рекомендуется свободная форма, не стесняющая движений. Материалы нужно выбирать натуральные («дышащие») для избежания перегрева тела во время тренировки. Можно посоветоваться при выборе одежды с наставником по йоге.

Дети часто болеют и имеют нарушения, связанные со здоровьем

Важно до начала занятий проконсультироваться о возможности тренировок с лечащим врачом

На занятиях нельзя кушать, избыток жидкости также допускать не рекомендуется. Вода нужна только для полоскания рта, пить ее не следует. Попадание любой жидкости или пищи в желудок может спровоцировать состояние дискомфорта при выполнении поз.

Малышам запрещено делать стойку на голове и на руках, кувыркаться в обратную сторону и делать любые другие сложные асаны. Если поза выполняется неправильно, то есть угроза серьезных проблем со здоровьем малыша, в том числе позвоночника.

Заниматься лучше на ровном коврике средней жесткости. Слишком мягкие материалы использовать не нужно для избежания ушибов. Пространство вокруг коврика следует расчистить от посторонних предметов. Иначе можно получить травму при случайном падении.

Советы по проведению йоги в домашних условиях

Йога всегда должна проходить в удовольствие, спокойно и без напряжения. Если вы решили заниматься с ребенком дома, то постарайтесь избежать травм, для этого придерживайтесь некоторых советов:

  • Занимайтесь в помещении, где достаточно места и нет острых предметов.
  • К самой тренировке лучше приступать через 2 часа после еды. Первые занятия начинайте с 10 минут, затем постепенно увеличивайте время.
  • Всегда прислушивайтесь к ощущениям и делайте упражнения в расслабленном состоянии. Перед началом практики успокойтесь, настройтесь на занятие или сделайте Шавасану (позу расслабления на полу).
  • Чтобы отдохнуть, практику заканчивайте тоже Шавасаной.
  • Позы и движения не должны приносить боли: ребенку стоит остановиться сразу, когда он почувствовал дискомфорт. То, что не получается сейчас, получится со временем. Ребенок освоит асану постепенно, когда у него будет больше сил и гибкости.
  • Смотрите за тем, чтобы ребенок, выполняя асаны, не задерживал дыхание, а дышал спокойно через нос, за исключением асан с выдохом через рот.
  • Используйте коврики для йоги или фитнеса, на них не скользят ноги и ладошки, а сам коврик не сдвигается с места.
  • Ничто не должно отвлекать вас от практики, поэтому снимите все лишнее: часы, украшения. Если вам удобно, то тренируйтесь босиком, если нет — в простых носках.
  • Старайтесь заниматься регулярно в то время, которое вам и ребенку комфортно. Существуют практики для пробуждения утром и расслабляющие практики перед сном.
  • Используйте элемент игры для объяснения асан. Попросите ребенка показать собаку или свечу так, как он себе представляет, а затем покажите асану в правильном виде.

Показ и объяснение асан (поз йоги) детям↑

Из числа приведенных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. В йоге применяется показ самим преподавателем, учителем (гуру). Можно привлекать и занимающихся, способных отлично выполнить изучаемое движение, положение, что повышает их самостоятельность, ответственность, инициативность.

К показу предъявляются следующие требования:

  • точность при выполнении асаны;
  • правильное вхождение позу и выход из нее;
  • направленность на решение вполне определенных педагогических задач, в соответствие данному этапу освоения движения;
  • правильный ракурс, в котором показывается движение;
  • соблюдения правильного ритма движения и дыхания;
  • если это необходимо — четкий музыкальный «расклад» движения на музыку (в йога-спорте, в показательных номерах).

Давая образное объяснение, тренер добивается нужной точности и выразительности каждого движения, но вместе с тем уточняет и необходимые элементы техники. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. 

Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Характерным для йоги является то, что освоение многих движений затрудняется, если первичном их разучивании применяется чисто рациональный подход, в особенности в работе с детьми. Целостное и по преимуществу образное описание этого движения дает хорошие результаты. В процессе дальнейшего совершенствования асан, когда положение в целом освоено, эффективны пояснения, основанные на чисто рациональном техническом подходе к описанию отдельных деталей, мышц, участвующих в работе.

Для того, чтобы занятия были эффективными и интересными, чтобы избежать скуки, нужно отойти от механического, бездумного выполнения движений, подключив самосознание. Для решения этой задачи на помощь приходит широкое использование визуальных образов и объяснение в стихотворной форме, написанной автором статьи. Применяя визуальные образы, стихи можно на подсознательном уровне использовать необходимые для движения или удержания той или позы мышцы, не разбираясь в их строении и функциях. Ниже приводятся фрагменты разработанного нами урока.

И чем это они занимаются?!

Итак, группы по детской йоге формируются в зависимости не только от возраста, но и уровня развития учеников. Обычно на занятия для новичков дети впервые попадают в возрасте 3-6 лет. Не удивляйтесь, если учитель начнёт занятие со сказки – это признак профессионализма: дети этого возраста воспринимают обучение в игровой форме. Йоговские асаны очень образны, за каждой позой стоит своя легенда – хороший преподаватель может выстроить занятие на основе последовательности поз, связанных сказкой или игрой.

Сценарий занятия для первого знакомства с йогой может выглядеть так:

1. «Жила была Баба Яга – «скрюченная»» (не пугайтесь, уважаемые родители, это — йоговская поза Гарудасана).

2. «Поймала она Иванушку и хотела посадить его в печку, а он – не помещается!» (это – поза Треугольника, Триконасана).

3. «Баба Яга говорит: «А ну-ка, повернись!» — повернулся Иванушка (выполняется Триконасана с разворотом сначала к одной, затем к другой ноге). Всё равно не помещается!».

4. «Посадила Баба Яга Иванушку на лопату, и хочет посадить в устьице – а он всё равно не помещается».

5. «Соскочил Иванушка с лопаты: «Лучше ты, бабушка, сама мне покажи!».

6. «Эх ты, дитя неразумное!» — говорит Баба Яга, смотри, как надо на лопату садиться!» (выполняем позу Пашчиматанасана – Поза для головы и колен).

7. «Тут Иванушка изловчился и сам Бабу Ягу в печь посадил. Вот и сказке конец, а мы с вами – молодцы!».

8. «Теперь мы отдохнём на животике в позе Крокодила, который слушает сказку»

Здесь учитель может рассказать ещё пару историй (в зависимости от настроя детей).

9. И обязательно каждое занятие должно завершаться позой на расслабление – это может быть тот же Спящий Крокодил: «Дети, закроем, глазки, представим, что мы с вами лежим на тёплом песочке, на нас светит солныщко…» и т.д.

И последнее. Если уж вы начали водить ребёнка на занятия йогой, то какими бы сказочно весёлыми они ни были, нужно настроиться ответственно. Йога – это серьёзная практика, и здесь не должно быть – «завтра пойду, с сегодня что-то мне не хочется». По уважительной причине пропуски, естественно, случаются у всех, но без неё занятия старайтесь не пропускать

Когда сам родитель ответственно относится к занятиям своего ребёнка, поддерживает его рабочее настроение, отмечает его успехи и рассказывает об этом родственникам-знакомым – тогда и сам маленький йогин прочувствует важность своих занятий

Оптимальный возраст для занятий йогой

Общепринятого мнения по поводу возрастных приоритетов для занятий йогой нет. Но большинство экспертов сходятся на том, что важен не возраст, а желание ребенка.

Если говорить о бэби-йоге, то это занятия для детей в возрасте от шести месяцев до одного года. Способствует улучшению метаболизма, хорошему сну и общей уравновешенности ребенка. Занятия проводятся с активным участием мамы.

В возрасте 3-5 лет йога должна быть обязательно в игровой форме. В этот возрастной период она напоминает зарядку.

Позже, постепенно можно добавлять духовную сторону занятий и освоения медитативных техник. После 6 лет начинается постепенное введение в теоретические основы йоги, что является необходимой составляющей формирования у ребенка самодисциплины, уважения и самоконтроля.

Сам комплекс строится по такому принципу:

  1. Усвоение приемлемых для ребенка асан.
  2. Постепенное усвоение дыхательных практик.
  3. Навыки способов расслабления.

Комплекс из 5 упражнений

Как правило, дети до семи лет выполняют простые упражнения, такие как «кошечка», «ласточка», «лодочка», которые присутствуют в школьной программе на уроках физкультуры.

Время тренировок нужно рассчитывать, базируясь на доступных ресурсах и физических возможностях малыша.

Пример домашнего комплекса упражнений для начинающих:

  1. Асана «Лотос» (упрощенный вариант). Взрослый и ребенок садятся, скрестив ноги, выпрямив спину. Теперь нужно потянуться вверх и в стороны.
  2. Асана «Дерево». Встать прямо, сложить руки перед грудью, затем поднять правую ногу к левой так, чтобы правая стопа оказалась на внутренней стороне левой ноги. Руки высоко вытянуть вверх «домиком». Держать баланс в такой позе.
  3. Асана «Борец сумо». Очень широко расставить ноги и присесть (как будто на стул). Руки находятся ладонями на ногах немного выше колен, спина чуть округлена. В этом положении, не выпрямляя ноги, поочередно переступая с одной ноги на другую, раскачиваться влево-вправо.
  4. Асана «Кошечка». Встать на четвереньки, на вдохе прогнуться спиной вниз, на выдохе округлить вверх.
  5. Асана «Довольный малыш». Лечь на спину, взяться руками за ступни и, подтягивая их к себе, перекатываться влево-вправо.

Позитивно и радостно проходят занятия йогой с детьми. А для подогрева их интереса, можно придумать различные игровые формы практик, будь то сказочные сценарии или наглядное пособие, где животные выполняют асаны, которые нужно повторить.

И «бабочка», и «чайник»

На самом деле асаны — это, конечно же, не игра, а сложная и глубокая жизненная философия, родившаяся из тысячелетнего опыта, внимательных наблюдений и размышлений о природных явлениях. Йоги изучали, как двигаются животные, как они дышат, расслабляются — недаром многие из поз йоги воспроизводят повадки животных или изображают его дух. Асаны также могут быть изображением окружающего мира, например гор или деревьев.

Даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры

Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны, дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Ведь даже просто запомнить такое количество названий асан (не говоря уже о том, чтобы их выполнить) сможет далеко не каждый взрослый: «Бабочка», «Улитка», «Змея на дереве», «Саранча», «Черепаха», «Лягушка», «Голубь»

А еще есть «Дерево», «Гора», «Воин», «Лодка», «Якорь», «Свеча», «Стол», «Стул», «Алмаз» и даже «Чайник», и это еще далеко не все асаны, которые мы выполняем на наших уроках.

Уверена, что вам стало интересно, как все это выглядит, и, может быть, даже захотелось попробовать самим изобразить «Стул» или «Крокодила». А представляете, если все это еще связать в одну поучительную историю о людях, животных, путешествиях? Интересно? Увлекательно? Конечно! Мы не пытаемся заниматься гимнастикой, мы играем в нее, недаром, на наших «йожистых» уроках не всегда хватает свободного места, чтобы положить коврик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector