Учимся читать по слогам в игровой форме

Содержание:

Методика работы в прописи

1) Знакомство с речевой формулой и  элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.

Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.

3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.

4) Пропиши элементы
Каждая строка – отработка нового элемента или соединения.

5)  Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6)  Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.

7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.

Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.

8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:

1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость

Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.

9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.

В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.

Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.

И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.

10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ

Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.

ИССЛЕДУЙ ДАЛЬШЕ:

ИГРАЯ ОБУЧАЯСЬ ИЛИ ЗНАКОМСТВО С ЦИФРАМИ от 1- 9Полный годовой курс 5-6 летПолный годовой курс обучения ребенка к школе 6-8 лет

Урок № 3: гласные у-ю, ы-и

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

«Это — А»

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»,

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

А Я
О Ё
У Ю

Показ трех пар гласных (О — Ё, У — Ю, Ы — И).

Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А — Я, достаньте следующую изготовленную вами пару Ы — И, надпишите карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.

Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

О Ё
У Ю
Ы И

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы,— И)

Урок № 2: закрепление гласных звуков а-я, о-ё

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. «Ветер». Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. «Прятки». Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»

3-я игра. «Перепрятки». Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. «Карты». Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А — Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

«Это — А»

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё) один раз в день

Изучаем основы разбора и переноса слов по слогам

В случае, если данной теме было уделено мало внимания, нужно лучше изучить ее основы. В качестве пособий можно использовать учебник первого класса или обычный букварь. Для начала стоит рассказать ребенку о том, что представляет собой слоговое чтение и для чего оно нужно, объяснить взаимосвязь между количеством гласных букв и самих слогов. После этого можно перейти к изучению их классификаций:

  • по первому звуку: прикрытые (на, ка, бе – начинаются с согласной) и неприкрытые (ан, от, ов – с гласной).
  • по последнему звуку: закрытые (ук, ок, ный – заканчиваются согласной) и открытые (ра, ве, ко – гласной).
  • по первому и последнему звуку: замкнутые (ров, бой, ный – начинаются и заканчиваются согласной).

После освоения разбора слов можно переходить и к их переносу по слогам

Важно запомнить одно исключение: нельзя оставлять на предыдущей или переносить на следующую строчку одну букву из слова, если она в нем не единственная. Например, слово «о-са» нельзя разбить на разные строки – его нужно перенести целиком

Во всех остальных случаях перенос осуществлять можно.

Если ребёнок не любит чтение

Как научить ребенка любить читать, а не просто отсиживать за книжкой положенное время? Ответ очень прост: читайте сами, и пусть ребёнок это видит. Пересказывайте самые интересные места из “текущей” книги, при условии, что ребёнок способен их понять. Объясните, как много интересного можно узнать из книг.

Вы никогда не сможете обосновать ребёнку важность обучения вообще и чтения в частности, если в вашем собственном досуге нет места книгам. Постоянно “зависаете” в интернете, играете в компьютерные игры или смотрите телевизор? Ваш ребёнок никогда не полюбит чтение, потому что отсутствует положительный пример

И всё-таки, как правильно научить ребёнка читать? Какую методику выбрать, сколько времени в день уделять занятиям, когда ждать результата? На этот вопрос по-настоящему смогут ответить лишь сами родители. Будьте внимательны к любой мелочи: состоянию ребёнка, его желаниям и готовности, промахам и удачам. Пробуйте разные методики и терпеливо ищите лучшую для дочки или сына. Однажды все ответы найдутся, и тогда всё непременно получится.

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Раз — поставим ноги вместе.

Два — две руки лежат на месте.

Три — у нас ровная спина

И в нашем классе тишина.

Запишите в тетради сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Зачеркните лишнюю букву.

Запишите в тетради эти буквы. Записывают буквы. ГЛОС

Какая буква лишняя и почему? О — это буква гласного звука.

Составьте слово из записанных букв. СЛОГ

Чем мы занимались на прошлом уроке? Определяли количество слогов в слове.

Сколько слогов в слове СЛОГ? Один

Объясните свой ответ, если запомнили стишок прочитайте его. Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Прочитайте слоги на доске. О -, голу -, лод -, сус —

Добавьте по одному слогу, чтобы образовались новые слова. О (са, голу (би, лод (ка, сус (лик)

Какое слово лишнее? Лодка, так как все другие слова обозначают живые предметы.

Или: все слова обозначают предметы живой природы, а лодка к природе не относится, т. к. сделана руками человека.

Спишите слова. Записывают слова в тетради.

Раздели слова на слоги вертикальной чертой. Делят на слоги.

III. Работа по теме урока. Постановка учебной цели.

1. Работа с учебником.

с. 34 упражнение 5

Деятельность учителя Деятельность учеников

Прочитайте.

Как называется это стихотворение? Считалка.

Когда мы используем считалки? Когда играем.

Посчитайся с товарищем по парте. Произноси слова считалки по слогам. Работа в парах.

Соотнеси схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт? Индивидуальные ответы.

2. Работа с учебником.

с. 34 упражнение 6

Деятельность учителя Деятельность учеников

Рассмотри рисунки. (Слайд № 1).

Какие предметы изображены?

Назови их. пенал, заяц, карандаш, воробей, стул

Раздели слова на слоги.

У каждого учащегося лист с напечатанными словами. Один учащийся выполняет задание на доске, а остальные на месте.

Напишите слова в таком порядке:

1. сначала слова, в которых один слог,

2. потом слова в которых два слога,

3. затем слова в которых три слога. (Слайд № 2) Взаимопроверка.

Составь предложение с любым словом. Устно составляют предложения.

3. Устная коллективная работа.

IV. Физкультминутка. (под музыку)

Это — правая рука, (поднимают руку вверх)

Это — левая рука, (поднимают руку вверх)

Справа — шумная дубрава, (правая рука в сторону)

Слева — быстрая река. (левая рука в сторону)

Обернулись мы, и вот — стало всёнаоборот: (повернуться на 180)

Слева — шумная дубрава, (рука в сторону)

Справа — быстрая река. (рука в сторону)

Неужели стала правой (рука вверх)

Моя левая рука? (рука вверх)

(руки опустить)

V. Словарная работа.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Отгадайте загадку. (Слайд № 3)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара.Отгадывают загадку: лиса (лисица).

Что обозначает слово лисица?

(Слайд № 4) Объясняют значение слова и проверяют себя по толковому словарю Ожегова.

Слово лисица имеет и переносное значение: так говорят о хитром человеке.

Например, «Ну и, лисица, же ты!»

Произнесите слово лисица.

А теперь прочитайте слово так как оно написано.

Запишите слово лисица.

Поставьте ударение.

Какое опасное место в слове?

Подчеркните безударную гласную. Поделите слово на слоги. Работа в тетради.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Составьте предложение со словом лисица. В лесу живёт хитрая лисица.

VI. Закрепление.

1. Распредели слова по группам (по количеству слогов).

2. Работа с учебником.

с. 35 упражнение 7

Деятельность учителя Деятельность учеников

Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

Кто автор этой сказки? Репка. Это русская народная сказка.

Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги.

Обоснуйте свой ответ. Дед. В этом слове 1 слог.

Спишите первые два предложения.

Над каждым словом обозначьте количество слогов в нём. Самопроверка.

Оцените свою работу в тетради.

VII. Рефлексия.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

Кому нужна помощь?

Оцените свою работу на уроке. Оценивают. Линеечки Цукермана.

VIII. Подведение итогов.

Деятельность учителя Деятельность ученика

Чем мы занимались сегодня на уроке? Делили слова на слоги.

Как правильно разделить слова на слоги? По количеству гласных.

Сколько в слове гласных,

столько и слогов.

Вы работали, старались

Помогали мне во всём.

Но звенит уже звонок.

Всем спасибо за урок!

Как научить детей читать по слогам

Начинать нужно с простого, постепенно усложняя задания. 

Порядок чтения различных типов слов

  1. Чтение целых слов начинается с двухсложных конструкций типа МА-МА, РА-МА, МЫ-ЛО. Пусть малыш водит пальцем или палочкой от слога к слогу. Это поможет формированию плавности чтения.

Отдельное внимание нужно уделить односложным словам, заканчивающимся на согласный (СОМ, КОТ, КИТ). 

  1. Слова из трёх и более слогов. Сначала это слоги из двух звуков( согласный + гласный), потом – из трёх и более (С + Г + С). Примеры: МО-ЛО-КО, МА-ШИ-НА, ТА-РЕЛ-КА. 

Слова со стечением согласных. Это самые трудные конструкции для дошкольников. Примеры стечения согласных: ли-СТВа, ка-СТРю-ля, СТРа-ни-ЧКа. Если слитное чтение согласного и гласного дети уже освоили, то сразу три согласных могут вызвать затруднения

Важно здесь, чтобы было хорошо сформировано понимание о разнице между звуками и буквами. В слове ЛИСТВА согласные читаются как , а не

Такие ошибки встречаются довольно часто. Нужно поправлять их. С развитием навыка чтения они нивелируются. 

Плавному чтению слогов помогают пропевания слогов, сопровождаемые дугообразными движениями рук. В букварях нередко слоги подчёркнуты дугами. Это сделано именно для помощи в слитном чтении.

Как научить читать слоги: дидактические игры

  • Буквы катаются с горок. Буква А карабкается по склону, а М уже катится вниз. Прокатись вместе с буквами. Ребёнок долго произносит ААА, потом быстро М. Получается АМ. Потом можно предложить карабкаться и скатываться всё быстрее и быстрее. 
  • Ребусы со слогом. Написан слог МА, рядом нарисована шина. Сначала нужно проговорить изображение на рисунке. Потом предлагается соединить слог и название слова. 
  • Конструктор со слогами. Буквы и слоги для детей 5-7 лет можно наклеить на детали конструктора наподобие «Лего». Слоги можно катать на машине, складывать их в слова, доставать из непрозрачного мешка и прочитывать их. 

Слоги, наклеенные на конструктор, будут постоянно перед глазами ребёнка, когда он просто играет. Это будет способствовать непроизвольному запоминанию.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка

Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики, неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Видео обзор

6 июля, 2020

Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов

Как научить ребенка быстрому чтению

  • Для начала выбираем легкий текст по возрасту своего чада. Засекаем одну минуту и считаем сколько слов он прочитал за это время. На следующий день повторяем урок. С каждым разом ребенок должен читать быстрее, нужно наглядно показывать, что он освоил больше информации. Это будет хорошей стимуляцией к успеху.
  • Ребенок должен не только быстро читать, но и понимать прочитанный текст. После окончания урока, задайте ему вопросы по рассказу. Если он не смог ответить на них, повторите занятие еще раз.
  • Выполняйте упражнение «собираем слова». Для этого на карточках напишите 10-15 слов, состоящих из 3-4 слогов. А потом разрежьте их по частям. Ребенок должен собрать из них единое слово.

Совет! Чтобы заинтересовать ребенка, сделайте яркие цветные карточки с рисунками.

  • Сделайте карточки из слов, чтобы их можно было сформировать в предложения. Выбирайте несложные, например, «Мама пошла за молоком», постепенно усложняя их «Мама пошла в магазин за молоком».
  • Занятия по ролевому чтению, помогут закрепить информацию. Пусть ваше чадо читает с интонацией, можете разделить роли, покажите как разговаривает тот или иной персонаж. Попросите, чтоб один герой разговаривал медленно, а второй быстро.
  • Наращивание слов, помогает быстрее научиться читать. Например, сделайте табличку, на которой будет нарисована кошка, а под ней коревое слово «кот». Пусть малыш последовательно добавляет окончания и суффиксы. Например, кот-котик-котенок.

Помните, что с малышом нужно заниматься ежедневно, тогда будет хороший результат

  • Упражнение «ищем заданное слово» может закрепить навыки чтения и развить память. Дайте прочитать небольшой текст по возрасту ребенка. Потом он должен пересказать его. После этого попросите найти слово из этого рассказа. Обычно такое упражнение очень нравится детям, ведь оно носит игровой характер.
  • Иногда на скорость чтения влияют сложные слова для ребенка. Обычно это слова с двойными согласными. Чтобы таких проблем больше не возникало, напишите на бумаге 30 слов, которые вызывают трудности у ребенка. Просите его читать по 2-3 раза каждое слово. Набор слов нужно периодически менять.
  • Поможет ускорить чтение артикуляционная гимнастика. Выберите 2-3 скороговорки и читайте их вместе с малышом. Попросите его читать с разной интонацией и скоростью.

Нужно ежедневно заниматься с ребенком. При этом все упражнения должны носить игровую форму и проходить в хорошем настроении. Поощряйте свое дитя, хвалите при положительном результате и подбадривайте при неудаче. После плодотворных занятий и при явном прогрессе, можно порадовать ребёнка подарком.

Складывание звуков в слоги

Чтобы объяснить малышу способ соединения двух букв в слог, можно использовать несколько приёмов, игр.

Способ, предложенный и описанный в «Букваре» Н.С. Жуковой

Написав (или выложив карточки, магниты) две буквы на некотором расстоянии друг от друга, соединять их указкой или карандашом. Одновременно нужно проговаривать первый звук, пока он не «добежит» до второго. Ребёнку нужно пояснить: «Тяни первую букву, пока ты вместе с ней по дорожке не добежишь до второй». Можно нарисовать мальчика, бегущего между звуками и говорить малышу: «Тяни 1-ю букву, пока ты вместе мальчиком по дорожке не добежишь до второй». При этом малыш проводит пальчиком (карандашом), соединяя литеры.

По такому же принципу можно нарисовать, как одна буква удочкой ловит другую, изобразить их в виде частей поезда. Словом, главное, чтобы ребёнку было понятно и интересно.

Так вначале детей учат соединять гласные буквы («уа», «ау» и т.д.), затем обратные слоги («ам», «ус»…) и в третью очередь уже прямые. Если у малыша никак не получается сложить два определённых звука, можно попробовать поработать с другими. Скажем, вместо «М» взять «С».

Смена букв

Понадобятся карточки. Взрослый показывает одну букву – малыш её читает. Одновременно подносится издалека вторая литера, а первая убирается, и ребенок тут же переходит к озвучиванию новой литеры. Проделывать это нужно так, чтобы малыш называл слог целиком без разрыва:
М М М М А А А А,
С С С С О О О О.

Пропевание слогов (Логоритмика)

Многократное пропевание слогов – это маленький, но часто очень действенный приём. Многие дети лучше воспринимают и легче понимают соединение букв в слоги, если их показывать и петь:
МА – МО – МУ, БА – БО – БУ и т.д.

Примеры:

Жу-жу-жу…

Подобные видео Вы без проблем сможете найти на youtube (ищите по слову «логоритмика»). Но лучше из видео брать тексты, а пропевать в основном самому, а не просто включать компьютер или планшет.

Пропевать склады можно, складывая их любым из способов. Однако не стоит так же складывать и слова потом – ребёнок может попевать предложения слогами даже без пауз.

Дружба звуков

Это весёлая обучающая игра, которая может подойти детям как 3,5, так и 6 лет в зависимости от индивидуальных особенностей. Нужно взять мяч и объяснить ребёнку, что звукам очень хочется дружить, и нужно им в этом помочь. Взрослый говорит: «М» хочет подружиться с «А», – и бросает мяч малышу. Он его ловит и кидает обратно, говоря: «МА». Далее: «О» хочет дружить с «М», – мячик летит к малышу, который возвращает его с сопровождением: «ОМ».

Играть можно и без мяча, прося ребёнка подружить, к примеру, «Б» и «А». Полезно развить упражнение, предлагая помочь разным звукам поладить с каким-то одним: «Давай поможем буквам подружиться с «У». Взрослый называет: «М». Ребёнок отвечает: «МУ». «С» – «СУ» и так далее.

Так малыш научится соединять буквы на слух.

Зачем их изучают?

Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.

Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?

  • Ребенок совершенствует фонематический слух, понимает, как согласная становится твердой, а как мягкой. Например, в слоге «НО» «Н» твердая, а в «НЯ» – мягкая.
  • Закрепляется соотношение звуков и букв. Диван читается как «ДИ-ВА-Н», а не «ДЭ-И-В-А-Н».
  • Автоматизируется слогослияние (слогослияние – это слияние букв в слог). Ребенок читает «ДА» вместо «Д-А» на автомате, без заминки.
  • Увеличивается скорость чтения.
  • Ребенок может легко написать сложное слово, диктуя его себе по слогам.
  • При изучении слогов слияния практически исключены ошибки с пропуском букв, в отличие от методик чтения, где слова воспринимаются цельно.

И ещё несколько рекомендаций

В процессе занятий может возникнуть несколько трудностей

Обратите на них внимание:

  1. Не проводите занятий, если ребёнок тяжело болен или только что выздоровел. В таком состоянии восприятие и способность к обучению слабеют, попытка привить навыки чтения может вызвать отвращение к этому процессу.
  2. Не возлагайте чрезмерных надежд на обучающие телевизионные и компьютерные программы. Те, в которых вы полностью уверены, можно использовать как вспомогательное средство обучения. Однако основные уроки должны проводиться в системе “ребёнок – взрослый”.
  3. Если занятия начаты, они должны быть систематическими. Не бросайте обучение, даже если в какой-то день у вас совсем немного времени и вы очень устали.

Учим буквы и слоги играя

  1. Постройте буквы из конструктора или из спичек, пластилина. Ребенок с удовольствием будет конструировать новые буквы. Походу дела будет запоминать, как они изображаются. Только не забывайте говорить, как каждая литера называется.
  2. Сделайте альбом, на каждой странице которого будет домик для буковки.
  3. Играем с мячом. Вы загадываете звук, после этого кидаете ребенку мячик, произнося какое-то слово. Если в произнесенном слове такой звук имеется, малыш должен поймать мячик.
  4. Настольные игры прекрасно знакомят детей с алфавитом. Например, домино или лото с буквами.
  5. Рыбалка. Для игры нужно использовать картинки, нанесенные на магниты и специальную удочку для детской рыбалки, у которой вместо крючка магнитик. В тазик помещаются магниты, а малышу дается задание выловить те карточки с картинками, в названии которых имеется загаданный звук.

Бывают случаи, когда малышу сложно создавать слоги, используя два звука. Ребенок просто не понимает, как это сделать правильно. Например, один звук он соединяет с названием буквы, соответственно неправильно произносит сложившийся слог. Помочь ребенку можно следующими способами:

  1. Приобретите специальную книгу с азбукой, нажимая на буквы, будет звучать звук. Таким образом, ребенок сможет нажимать на несколько букв, будет слышать их звучание, составит первые слоги.
  2. Можно смотреть мультфильмы, сопровождаемые субтитрами в виде слогов или просто обучающего характера. В таких роликах автор будет произносить то, что изображено на экране, читая по слогам.
  3. Попробуйте пропеть слоги. Способ эффективный, но не стоит сильно увлекаться. Как только у малыша получится, попросите его прочитать выученный слог.
  4. Можно разместить на стене слоговую таблицу. Вы можете самостоятельно произносить то, что там изображено, чтобы он запоминал или же приобрести таблицу с аудио сопровождением, и ребенок будет подходить, нажимать кнопочку и слушать, как звучит то, что там написано.

Также данный процесс можно подавать в игровой форме.

  1. Найди слова. Ребенку дается слова, внутри которых прячутся другие. Когда малыш их находит, должен произнести вслух.
  2. Игра в магазин. На монетке для данной игры должен быть написан первый слог названия предмета, который ребенок хочет приобрести. Например, малыш пришел за молоком, значит на монетке должен быть написан слог «мо-», за батоном — слог «ба-».
  3. Половинки. Ребенку даются фрагменты слова изображенные на разных карточках. Малыш должен найти две карточки, которые соединят слово в одно целое. Начиная играть, необходимо использовать не больше трех слов, состоящих из двух слогов, то есть 6 карточек.
  4. Аналогичная игра – «закончи слово». Можно использовать карточки с предыдущей игры. Только теперь необходимо в одну сторону положить половинки с началом слов, в другую с концом. Мама берет карточку, на которой написано начало слова, произносит громко то, что там написано и говорит, что должно получиться. Задача малыша в кучке с концами слов найти подходящий слог.
  5. Собираем слова из вырезанных букв или магнитов с азбукой. Для начала используйте слова, состоящие из четырех букв, не более. Выложите перед малышом данные литеры в вольном порядке. Назовите ребенку слово, которое должно получиться. Задача — из имеющихся букв правильно составить загаданное слово.

Пятый этап обучения

Так вы добрались до книг. Помните, что чем меньше возраст вашего малыша, тем сложнее ему будет привыкнуть более мелкому шрифту, черному цвету и большому количеству предложений в книге. Поэтому необходимо выбирать книги для вашего ребенка согласно индивидуальным особенностям. Каким правилам надо следовать, чтобы выбрать подходящую книгу?

  1. Словарная составляющая книги не должна превышать 100 слов.
  2. Слова и предложения должны быть знакомы и понятны вашему ребенку.
  3. На странице должно быть не более одного предложения.
  4. Высота шрифта не должна быть меньше 1 см.
  5. Текст должен быть наполнен иллюстрациями, изображенными отдельно от него.

Видео о плюсах и минусах методики Глена Домана

Хотелось бы сказать, что любые усилия родителей по обучению  своего ребенка это прекрасно. И даже если вы не сможете освоить все этапы методики как научить ребенка читать словами, вы тем не менее дадите своему ребенку мощный стимул для его дальнейшего развитие и формирования.

Учим ребенка сложению и вычитанию

Базовые операции типа сложения и вычитания, пригодятся ребенку еще до поступления в первый класс. Навыки подсчета предметов пригодятся ребенку в повседневной жизни и придадут уверенности в себе, дав толчок к развитию интеллектуальных способностей. С чего следует начинать обучение?

Прежде всего нужно запомнить, что учить ребенка следует в игровой форме. Обучение не должно напоминать уроки математики в школе. Ему должно это нравиться и быть интересно, иначе ничего не получится.

Сначала необходимо приготовить наглядный материал. Можно взять конфеты или фрукты, те, которые ребенку нравятся больше всего.

В начале нужно разбирать операции с простыми числами (к примеру, с четверкой). Чтобы в сумме получить это число, следует сложить две конфеты, а потом еще две. После того ребенка нужно спросить, как он понял объяснение родителя.

Складывать нужно продолжать до тех пор, пока кроха не поймет, как нужно правильно это делать, а только потом необходимо переходить к вычитанию.

Свои действия следует комментировать, говоря: я заберу две конфеты, а у тебя останется еще две.

Необходимо разложить конфеты в кучки. К примеру, две, три и четыре конфеты. Затем малыша нужно попросить сложить две любые кучки вместе и назвать полученное количество конфет, путем их пересчета.

Можно использовать специальную литературу и тетради с легкими примерами, которые помогут ребенку быстро освоить сложение и вычитание.

Основные правила слогораздела

После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.

Общие правила корректного слогоделения звучат так:

  • слогообразующими всегда являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука либо  комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.

Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector