Причины мобильной зависимости у подростков и как от нее избавиться

Содержание:

Отправляйтесь на прогулку

Домашние стены не часто располагают к приключениям, а они, между прочим, объединяют. Несколько часов на велосипедах или прогулка по парку станут хорошей альтернативой экрану смартфона. Кроме того, пребывание на свежем воздухе улучшает работоспособность 8 причин проводить больше времени на природе и психическое здоровье. Физические нагрузки, пусть и просто ходьба, помогают снять стресс Физическая активность , развивают дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Прогулки не только отвлекают ребёнка от гаджета, но и помогают бороться с гиподинамией. Выделить для них пару часов в своём расписании — это не так сложно, как кажется, особенно если помнить о пользе активного отдыха. А телефон на время прогулки спрячьте в карман.

Купюра, которая горит, не сгорая

Что понадобится? Денежная купюра (сколько тебе не жалко), соль, спички, 50%-ный раствор спирта, пинцет.

Ход действий. Насыпь в раствор спирта щепотку соли, а затем окуни в него денежную купюру и дай ей как следует пропитаться. Достань пинцетом купюру и подожди, пока с нее не стечет лишняя жидкость. Теперь подожги купюру и понаблюдай интересное зрелище — деньги будут гореть, не сгорая.

Как это объяснить? В результате горения раствора этилового спирта и соли образуются вода, углекислый газ и тепло. Если ты подожжешь купюру, то будет гореть раствор спирта. Дело в том, что температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана денежная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная купюра остается целой и невредимой.

Оказывается, наука бывает очень даже занимательной. Стоит прививать ребенку интерес к таким серьезным вещам в игровой форме еще с детства. Я бы сам не отказался от таких экспериментов, представляю, как им обрадуется твой малыш! Поделись этими интересными опытами со своими друзьями, которые тоже разводят руками, не зная, чем занять свое чадо.

Умный подход к использованию электроники

Все вышеперечисленные пункты действительно пугают. Но все это не значит, что теперь ребенка нужно полностью ограничить от этой ужасной и зловредной техники (тем более, если он ее уже получил).

Как показывают последние исследования, телефон прочно вошел в нашу жизнь и стал одним из обязательнейших средств связи. А среди детей и особенно подростков – это мощный инструмент для самовыражения и формирования собственной личности. Поэтому полностью ограничить ребенка от использования гаджетов невозможно, да и не нужно. Так он будет чувствовать себя каким-то изгоем, лишенным элементарных благ. Вместо этого научите его правильно относиться к ним и использовать их с умом. Для этого:

Как побороть зависимость от смартфона

Избавление от зависимости – трудный период, невозможно в один момент отказаться от «дозы дофамина». Небольшие усилия каждый день: шаг за шагом преодолевайте желание взять лишний раз в руки телефон и в этом вам поможет следующее:

  • Настройка уведомлений – разберитесь, так ли они все вам нужны. Например, вы состоите в группе одноклассников в вайбере и вам постоянно приходят уведомления, что кто-то из бывших одноклассников запостил в группе прикольную картинку или очень умную цитату с его точки зрения. Вам кажется, что друг обращается лично к вам, но это не так – общения то нет. Обновите настройки, чтобы к вам не приходили «неличные» уведомления.
  • Избавьтесь от навязчивого, яркого цвета иконок и непрочитанных уведомлений. Вы ведь точно в течение дня раз двадцать-тридцать проверяете телефон, чтобы на экране не было красных или оранжевых кружков с цифрами. Перевидите телефон в черно-белый режим (такая возможность есть на многих айфонах и андроидах). Да, сами уведомления останутся, но, поверьте, что в не цветном изображении они уже не будут казаться такими интересными.
  • Вибрация и звук – нужны или нет? В рабочее время откажитесь от этих функций. Беззвучный режим с вибрацией отвлекает даже больше, чем просто звуковое уведомление или звонок. Работа пойдет продуктивнее, если включить режим «не беспокоить» или ночной режим, которые позволяют принимать звонки только от избранных контактов.
  • Будьте осторожнее с бесконечной прокруткой. Уберите режим автовоспроизведения. Сложно отказаться от просмотра следующей серии, если она уже началась.
  • Отслеживайте приложения – ваши болевые точки», которые так удобно открыть в любой момент. Попробуйте спрятать все самое любимое подальше или и вовсе удалить. Вы не перестанете, допустим, заходить в фейсбук на ПК, но делать это через мобильную версию гораздо проблематичнее и вы успеете подумать, нужно ли это вам.
  • Настройте, чтобы всегда запрашивался пароль и вводите его вручную. Сделайте пароли длиннее. Чем больше препятствий, тем больше шансов, что вы передумаете. Универсальный совет, который подходит для борьбы с любыми зависимостями.

Ему ничего не нужно кроме планшета

Для начала я попросила родителей Сэма записывать, когда происходят истерики, и замечать, что случается непосредственно до них. Вскоре они заметили, что проблемы возникают по одинаковому сценарию: за ужином, перед сном и во время выполнения домашних заданий, когда Сэму запрещали пользоваться планшетом.

Это также заставило их задуматься, сколько времени Сэм проводит перед экраном. Когда я впервые их об этом спросила, родители сказали, что он проводит за планшетом примерно полтора часа в день. Я попросила их также записывать, сколько времени на самом деле Сэм им пользуется, и они очень сильно удивились, обнаружив, что он проводит онлайн до четырех часов в день. Он каждый день включал планшет перед школой, сразу же по возвращении из школы, потом после ужина и перед сном, а по выходным порой и того чаще.

Во время наших бесед они поняли, что Сэм стал заменять планшетом другие любимые занятия: конструктор и игры на свежем воздухе. Родителям постоянно приходилось уговаривать его от¬ложить гаджет и заняться чем-то еще. Дом превратился в поле боя, где Сэм часто укрывался в своей комнате, чтобы поиграть. Его мама чувствовала, что он отдалился от нее и от семьи, она видела перемену в его настроении и эмоциональном состоянии.

Если закрутить гайки? Давление на подростка

Не стоит бить тревогу, если изо дня в день вы наблюдаете удручающую на ваш взгляд картину под названием «ребенок живет в своем телефоне». Часто родители принимают радикальные меры и получают ещё более серьезные проблемы.

Первый способ давления на подростка – удалить его аккаунт в социальные сети. Уж теперь-то он не будет часами висеть в чатах! Однако через какое-то время родители выясняют, что у их ребенка теперь не один, а несколько скрытых аккаунтов под вымышленными именами.

Второй способ – отнять телефон. Результат – девиантное поведение. В итоге взрослые, приходя к выводу: смартфон – не только место, куда как в черную дыру утекает время, предназначенное для учебы. Смартфон – это ещё и короткий поводок, на котором гуляет их внезапно выросший ребенок. Поэтому ни удалять аккаунт ребенка, ни отирать у него телефон не нужно.

Но что делать, если проблема принимает серьезный оборот? Станьте советчиком. Наблюдайте и мягко направляйте этот виртуальный серфинг. Пусть ребенок делится с вами, что нового сегодня он вынес из виртуальной реальности. Если ничего полезного, на ваш взгляд, значит для него Интернет пока ещё не площадка для познания мира, а основная среда общения. Здесь находятся все его сверстники, дети отыгрывают социальные роли, часто надевая разные маски. Нельзя их насильно вырывать отсюда, иначе ребенок рискует превратиться в «белую ворону».

Четвертый этап. Выход из коня

Вспомним, что по наступлению ночи греки выбрались из деревянного коня и захватили уже отпраздновавших победу троянцев. Что-то подобное нужно сделать и вам, только оговорюсь, что на этом этапе нужно действовать предельно филигранно, с ювелирной точностью. Если на предыдущих этапах вы все сделали правильно и добились успеха, то теперь ни в коем случае нельзя разрушить этот новый совместный мирок.
 

Верными признаками того, что вы стали значимым игроком в игре ребенка — это просьбы ребенка поиграть с вами, пообщаться об игре, что-то сделать в игре, купить, объяснить и т.д. То есть вы ассоциируетесь с чем-то желаемым. Теперь самое время начать создавать новые дополнительные правила игры.

Игра — это нереальность. И там свои законы и правила. Ваша задача связать правила в игре с правилами в реальности. Заставить онлайн и офлайн взаимодействовать. Тут уже формула такая: вы делаете, если он делает.

На практике это может выглядеть так. Вы аккуратно говорите ребенку, что, например, не можете продолжить с ним играть, так как вам нужно убраться в квартире. Но в то же время вы можете быстрее вернуться в его игру и начать с ним играть, если он вам поможет. Это самый простой вариант. То есть в игре появляется дополнительное (офлайн) правило. Да, оно может сработать не сразу, и не отчаивайтесь, если поначалу вы будете в игноре. Со временем это начнет меняться

Тут важно все: интонация вашего голоса, правильные слова, ситуация, контекст, состояние ребенка, все нюансы нужно учитывать перед тем, как естественно и непринужденно произнести это условие

Хорошая новость в том, что, правильно пройдя предыдущие этапы, вы уже находитесь в контакте с ребенком и привлекли его внимание

https://youtube.com/watch?v=0JFKwpMIboA

Важно также понимать, что если ребенок отреагировал положительно на офлайн правило и выполнил условие, то это архиважное событие! Это должно вызывать у вас неподдельную радость, поощрение, благодарность и любовь. Важно поощрять ребенка за любую его инициативу, когда он без просьб сделал что-то хорошее сам

На этом этапе действуем до устойчивого контакта, пока ребенок не станет нормально и с пониманием относиться к вашим наградам за его помощь. В качестве помощи может быть и выполненное домашнее задание и еще много чего. Сколько времени может потребоваться, сказать сложно, думаю, несколько месяцев точно. Вы почувствуете это сами. Только не форсируйте события, бережно взращивайте новое семя.

У Вас есть мобильная зависимость?

Давайте начнем с того, что есть много хороших и праведных путей использовать мобильный телефон. Например, есть приложения, где можно читать Библию; также написать сообщение бывает удобнее и быстрее, чем звонить, и возможность позвонить кому-то позволяет нам связаться с людьми, которые находятся близко или далеко от нас, как если бы они были рядом. Через Skype, например, родители и их дети, бабушки и дедушки могут связаться друг с другом, независимо от того, находятся они в разных городах или странах. И это дает возможность друзьям оставаться друзьями, проходя по дорогам жизни. Можно долго продолжать, как и почему телефоны могут быть полезны и использованы для праведных целей. Но, как и многое другое, когда что-то хорошее начинает контролировать наши мысли, чувства и побуждения, эта потенциально хорошая вещь становится нездоровой и приводит к зависимости.

Аппетит как повод для беспокойства

То есть в гаджетах не заключено никакого «сущностного зла»? Нельзя сказать: «Без гаджетов мир был бы лучше, воспитывать детей было бы проще»?

— Есть два полярных мнения: что гаджеты — это зло, и что это — окно в современный мир. Истина где-то посередине. 

Иногда родители так боятся зависимости ребенка от цифровых приспособлений, что начинают рассматривать его под микроскопом, контролировать, выхватывать: «Он опять с телефоном, и сейчас опять с телефоном». Это еще не говорит о зависимости ребенка, скорее — о страхах родителей. Когда ко мне приходят с вопросом, как уберечь сына или дочь от гаджетов, в 99 случаях из 100 — это про то, как выстроены отношения в семье. 

О серьезной цифровой зависимости можно говорить, когда страдает физиологическая норма, появляются проблемы со сном, с едой, зрением. И тут, помимо психолога и терапевта, нужен, наверное, психиатр. 

Можно еще одну историю, снова про подругу? Ее сын, подросток, был страстный геймер, играл до четырех утра и засыпал возле компьютера, положив голову на стол. Мама, конечно, была в большой тревоге, но не имела сил противостоять. Сейчас мальчик блестяще окончил первый курс химфака, для души учит латынь и древнегреческий, слушает подкасты по истории и литературе, любит классическую музыку, играет на пианино. Может быть, геймерство и тяга к гаджетам были важным этапом становления?

— Ну конечно, засыпать головой на столе не полезно ни детям, ни взрослым. Другой вопрос, что бегство от реальности у подростков было всегда, но проявлялось в чем-то другом. Когда не было гаджетов, родители точно так же запрещали нам читать с фонариком под одеялом. 

Эмоциональное состояние подростка — отдельная большая тема. Теперь, когда у каждого есть гаджет, иногда не один, возникают дополнительные опасения. Но если родитель давно, начиная с детского возраста своего ребенка, включен во все остальные сферы его жизни, то к подростковому возрасту, как бы ни трансформировались процессы коммуникации, точки соприкосновения остаются. 

Все подростки сейчас существуют на грани реальной и виртуальной жизни. Причем виртуальное общение со сверстниками у них выстроено лучше.

Давайте разделять, где это особенности возраста и становления личности, а где это мешает существовать и самому ребенку, и его семье.

Так в какой момент начинать беспокоиться? Бессонница, отсутствие аппетита?

Дети живут в мире экранов. Не отбирайте у них смартфоны, а сделайте их своими помощниками

— Или повышенный аппетит — такое тоже бывает. Но вообще, стандартизованных диагностических инструментов, которые позволили бы отличить норму от зависимости, в России пока не существует

У российских психиатров разработаны кое-какие вопросы, на которые должен ответить подросток (важно, чтобы это была именно самодиагностика, а не восприятие взрослого, который волнуется и наблюдает со стороны), но все еще нет универсального механизма. 

Когда я проводила исследование для своей диссертации, то брала зарубежный опросник, делала экспертный перевод и пробовала давать подросткам. Но это все частная история.

— Иными словами, когда нам кажется, что ребенок увлечен гаджетами сверх меры, мы основываемся на своих ощущениях?

— В целом да. Поэтому я и говорю, что нужно в первую очередь ориентироваться на физиологическую норму. Понятно, что тут тоже все индивидуально, нужно делать поправку на психоэмоциональное состояние подростка, но это хоть какой-то объективный критерий. Надо же нам провести реальную грань, за которой надо начинать беспокоиться.

— А если падает школьная успеваемость? Нам часто кажется, что это виноваты гаджеты.

— Здесь я не всегда проводила бы прямую параллель. Более того, начиная со среднего школьного возраста, многие дети учатся благодаря гаджетам. А в последние 3,5 месяца вообще все образование ушло в онлайн. Это тот инструмент, благодаря которому подростки так или иначе продолжали учиться (ну или делали вид, что продолжают учиться).

Причины возникновения номофобии – что такое зависимость от телефона?

Возможна ли жизнь современного человека без мобильного телефона? Как ни странно, некоторые люди вполне спокойно без них обходятся. Но для большинства настоящая катастрофа – забыть мобильник дома, выбегая с утра на работу. День, который прошел без телефона, считается потерянным зря, а уж сколько нервов потрачено, сколько нужных звонков пропущено, сколько сплетен от друзей прошло мимо – и не сосчитать.

Не меньшую панику вызывает и севшая вдруг батарея телефона. Остаться без связи – что может быть хуже? Телефон всегда под рукой – в дороге в кармане, во время сна под подушкой, на кухне во время обеда и даже в ванной и в туалете. А оказаться вне «зоны покрытия» — и вовсе катастрофа, которая грозит нервным срывом.

Согласно статистике, номофобией болен каждый седьмой человек в стране с развитой цивилизацией.

Так в чём опасность?

Не буду долго останавливаться на угрозах, которые несёт цифровая зависимость. Рекомендую родителям самостоятельно изучить, что такое цифровое псевдослабоумие, псевдоаутизм, псевдодебильность. Если мы изучим эти явления, то поймём, что масштаб проблемы гораздо больше, нежели представлялся: с помощью телефона мы можем сделать своих детей в буквальном смысле инвалидами. Эти знания очень отрезвляют родителей.

Конечно, совсем исключить виртуальную среду из нашей жизни и жизни детей не получится: мы живём в век информации и цифровых технологий, и ребёнок с ними обязательно столкнётся. Но это не страшно

Страшна привычка и то количество времени, которое дети проводят возле экранов — не важно, это смартфон, планшет или компьютер. Даже если они потребляют оттуда полезную и развивающую информацию, это не отменяет многих проблем

Дело в том, что дети должны получить базовую информацию о себе и мире из аналоговой среды — то есть из реальной жизни, особенно это важно для малышей. Они обучаются через пальчики, осязание, общение с людьми, причём разными, потому что человек — это социальное существо. Дефолт-система мозга, которая отвечает за фундамент мышления, собирается из социальных взаимосвязей. В нашей голове есть «база», которая состоит из важных для нас людей: это могут быть бабушки и дедушки, наши любимые, наши святые, если мы говорим о верующих людях. Ребёнок должен тоже сформировать такую «базу».

Как уберечь ребенка от вредного информационного влияния?

Мама: Как информационный мусор, которым переполнена Сеть, может повлиять на психику и дальнейшую жизнь наших детей? Как спасти сына от этого влияния?

Ю. Б.: Вас пугает «информационная лавина», которая обрушивается из социума на наших детей. При этом вы как бы предполагаете, что у них нет защиты от всяких «модных» идей, которые вас пугают.

Могу вас заверить, что защита есть! Это — вы, ваша семья, та среда, в которой малыш проводит первые годы жизни вплоть до школы. В эти годы в нем закладываются, а лучше сказать, запечатлеваются ценности семьи, модели поведения женщины и мужчины, честность, трудолюбие, уважение к личности другого — все, что вы мечтаете в него заложить. Он впитывает в себя то, что видит и слышит, прежде всего, от родителей. Они в эти годы для него — главные авторитеты.

Ему не надо читать лекций или наставлений. Он просто всматривается в вас и начинает безусловно принимать все, что вам нравится, что вы цените, любите, считаете правильным и важным. И не принимать то, что вызывает у вас неприязнь, отталкивание.

Именно такие эмоциональные «сообщения о себе» на него действуют больше всего. Ведь даже читая сказки, вы передаете ему свое отношение к героям и свои чувства! А что уж говорить о вашем реальном поведении!

Ваше беспокойство понятно. Но выход есть: своим поведением и отношением к событиям, людям, «модам» вы можете защитить ребенка от вредных влияний «информационной лавины» и одновременно дать ему надежную опору и ориентиры в жизни

Надо только со всей серьезностью отнестись к этой необыкновенно важной функции родителя — растить ребенка в атмосфере высоких непреложных ценностей!

Психологическая компьютерная зависимость возникает по причинам:

Дефицит внимания. Если ребёнок или взрослый получает недостаточное количество внимания, игнорирование, лишён любви и участия.
Меланхолики и холерики – это особенные типы людей, которые легче уживаются в новых особенных обстоятельствах.
Проблемные семьи. Если в семье насилие – это норма, а скандалы и побои часть образа жизни, то убежать от проблем можно не только физически. Особенно детям. Им некуда бежать, они вынуждены переживать любой крик или скандал, развод родителей или любую другую психологическую встряску, уходят от реальности в компьютерный мир. Компьютерная зависимость у детей – это более тяжёлое бремя, которое они вынуждены нести на своих хрупких плечах долгие годы жизни. Компьютерная зависимость у взрослых приносит не меньше осадка в сердце, многие взрослые мужчины закрываются в себе и начинают решать «семейные проблемы» с помощью компьютерных игр, боясь разобраться в проблемой в реальности.
У времени нет ценности

Очень важно, чтобы каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, должен грамотно распоряжаться своим временем. Если заметить за детьми, то наверняка они редко (или почти никогда) не выносят мусор, убирают комнату

Верно? А что говорить о взрослых? Разве в каждом доме и комнате царит чистота и порядок? Вряд ли. Зато время на компьютерные «зависания» всегда найдутся, даже ночью, до утра. Верно? Замечали такое?
Закомплексованность. Да, это не миф, в мире очень много людей, страдающих низкой самооценкой. Если говорить о старшем поколении, то воспитание было жестким. Если говорить о нынешней молодёжи и детях, то взрослые им часто говорят: «сюда не ходи, тут не смотри, это не делай, ты такой-сякой» …и так далее. Это хорошо, если еще без матерных выражений. Но, как мы знаем, в жизни встречается всякое. Так куда же деваться таким людям? Именно…В компьютерный мир. Там человек будет чувствовать себя «своим», сильным, храбрым, умелым и вообще самым лучшим на Земле. Согласны?

Как избавиться от интернет зависимости?

Для борьбы с патологическим состоянием рекомендуется использовать комплексный подход. Лечение заболевания проводится с применением:

  • Психоанализа;
  • Фармакотерапии;
  • Гипноза.

С помощью психоанализа обеспечивается установление причин, которые спровоцировали интернет зависимость. Этот метод предоставляет возможность определения психотравм, комплексов и внутрисемейных проблем и разработать терапевтическую схему, которая будет направляться на их устранение.

Использование метода психотерапии помогает подростку осознать и признать проблему. Психотерапевт использует специальные методики, с помощью которых у пациента формируется желание преодоления зависимости. На завершающем этапе укрепляется мотивация. Опытные психологи помогают подростку найти новые увлечения.

Применение сеансов психотерапии рекомендуется для повышения самооценки у подростка. После прохождения курса лечения он становится уверенным в себе. Психотерапевтические методики обеспечивают развитие волевых качеств и целеустремленности. При патологическом состоянии рекомендуется применять эффективные семейные сеансы, в ходе которых обеспечивается получение пациентом необходимой эмоциональной поддержки от родителей.

Индивидуальные сеансы проводятся с использованием метода гипноза. Специалист вводит подростка в транс, а после этого внушает ему, что он должен стать безразличным к виртуальной реальности.

Если при обследовании пациента отмечается у него скрытая депрессия, то ему рекомендовано применение медикаментозной терапии. Лечение патологии проводится с использованием седативных лекарств, нейролептиков, транквилизаторов. При бессоннице больному назначают снотворные лекарства. Выбор определенного препарата проводится доктором в соответствии с индивидуальными особенностями пациента и степенью тяжести нарушений.

Контролировать время за компьютером и проводить досуг без гаджетов — единственный выход

Родители вместе с Сэмом составили ежедневное расписание пользования планшетом. Они выбрали время, которое подходило всей семье, — например, не перед школой, потому что утром все спешили и часто опаздывали.

Они поменяли настройки, чтобы планшет автоматически отключался после получаса работы. Теперь Сэм в течение дня мог несколько раз пользоваться любимым гаджетом в течение коротких промежутков времени, которые в сумме не превышали 90 минут в рабочие дни и 120 минут по выходным.

Они также старались заниматься с ним делами, которые раньше его увлекали, — строить замки из кубиков «Лего» и играть в мяч. Родители также постарались проявить интерес к тому, чем занимался Сэм на планшете, и обсуждать с ним его игры.

Постепенно поведение Сэма улучшилось. Вначале он противился и скандалил, когда его просили выключить планшет после окончания установленного времени, но через пару недель привык к новым порядкам.

Когда время за планшетом было ограничено, Сэм вернулся к некоторым занятиям, которые ему раньше нравились. Его родители сказали, что он стал более счастливым и спокойным, а в доме было гораздо меньше конфликтов.

С какого возраста ребёнку можно использовать смартфон

Американские специалисты по интернет-безопасности, опрошенные New York Times, рекомендуют начинать пользоваться смартфонами не раньше 12-14 лет. Однако по статистике дети получают первые смартфоны намного раньше. Так, согласно данным Института исследований интернета в 2018 году 74% российских детей в возрасте 8-11 лет уже пользуются мобильными девайсами. 

Но на самом деле важен не возраст, а уровень сознательности. То, когда ребёнок становится достаточно взрослым, чтобы ему можно было доверить такую серьёзную, недешёвую и потенциально опасную вещь, — зависит только от него самого. 

И всё же, школьнику начальных классов смартфон покупать не стоит. И дело не в пагубном влиянии интернета на формирующееся сознание, а в том, что жизнь девайса в руках семилетки может быть печально короткой. Так что на этот период лучше ограничиться телефоном с кнопками. 

Польза и вред гаджетов

О разрушающем влиянии смартфонов на детей часто говорят медики и психологи. В 2018 году цифровая зависимость получила статус официального медицинского диагноза. 

Пытаться оградить ребёнка от технологий — значит строить стену между ним и его поколением. Гораздо эффективнее научить его пользоваться смартфоном осознанно. Но об этом немного позже, а пока несколько примеров того, какую пользу при правильном обращении можно извлечь из мобильного девайса:   

  • Видеосвязь. Договоритесь созваниваться по видео. Ребёнок сможет поразвлечься с разными эффектами и масками, а вы будете видеть, где он находится и что происходит за его спиной.
  • Навигация. Научите ребёнка пользоваться GPS-картами и можете быть спокойны: он не заблудится в незнакомом районе и всегда сможет понять, как добраться домой.
  • Развивающие приложения. Для смартфонов разработано множество обучающих и творческих программ. С их помощью можно в игровой форме выучить иностранный язык, научиться рисовать и получить знания из любой области.  
  • Познавательные видео. На YouTube залито огромное количество нескучных научно-популярных роликов по истории, географии, искусству, естественным и точным наукам. Покажите ребёнку несколько молодёжных образовательных каналов, например, канал «Фоксфорда», где мы проводим зрелищные научные эксперименты, пусть узнает, что наука может быть интереснее мемов. 
  • Логические игры. Над многими мобильными игрушками требуется как следует подумать. Такие головоломки развивают пространственное и логическое  мышление. Поиграйте с ребёнком и покажите ему, что решать хитроумные задачи куда интереснее, чем проходить однообразные уровни в казуальных играх.

Как возникает зависимость от телефонов, планшетов и прочих гаджетов?

Смартфон – это современный и весьма эффективный метод контроля собственной повседневной жизни. С его помощью можно оставаться на связи с близкими круглосуточно. Удивительным является тот факт, что гаджет может не улучшить качество жизни, а наоборот, навредить человеку, став причиной постоянных беспокойств.

Несобранность, чувство повышенной тревожности, беспомощность и иные негативные переживания – все это происходит с нами во время использования гаджетов. Сильнее всего такого рода переживаниям подвержены дети и подростки. Именно они быстрее всего становятся жертвами зависимости от телефона.

Сама по себе зависимость от телефонов и планшетов, а также других гаджетов – это ничто иное, как их неконтролируемое использование, злоупотребление, которое способно привести к ухудшению психического и физического состояния человека, а также негативно отразиться на его социальной жизни.

Постоянно отвлекаясь на сообщения и звонки, изучение новостной ленты и, конечно, просмотр забавных видео и изображений, человек невольно теряет интерес к окружающему миру. Зависимость от телефона буквально рушит жизнь, оставляя на ее месте лишь пустоту и одиночество, ведь друзья и близкие люди могут постепенно отдалиться.


Зависимость детей и подростков от телефона достаточно опасна

Урок 2. Дети стремятся к компетентности — к мастерству, достижениям и росту

Вспомните о том, что вы умеете: о способности сделать доклад со сцены, или приготовить из ничего вкуснейший ужин, или запарковать параллельно машину в микроскопическом пространстве. Компетентность — это приятно, и это ощущение растет вместе с развитием умения.

К сожалению, сегодня дети все реже испытывают радость от движения вперед в учебных классах. «Очень многим детям мы даем понять: „Ты некомпетентен в том, что делаешь в школе“», — отмечает Райан. Отчасти, считает он, проблема заключается в повсеместном внедрении стандартного тестирования.

«Дети очень разные, и скорость развития у них сильно различается», — говорит Райан

Однако в случае стандартизированных тестов эти различия умышленно не принимаются во внимание

Влияние современных гаджетов на зрение ребенка

Есть мнение, что современные гаджеты серьёзно портят зрение. Особенно обвиняют в этом излучение от экранов. На самом деле ни один современный гаджет не превышает нормы электромагнитного излучения, и в этом смысле не несёт никакой опасности для зрения

Однако существует ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы сохранить остроту видения у себя и детей. Это размер и качество экрана устройства и условия его использования

Чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому телевизор лучше планшета. Нельзя долго смотреть на яркий экран, находясь в тёмном помещении. Лучше не читать с экрана и не давать детям смотреть мультфильмы в условиях сильной тряски. Необходимо правильно настроить освещённость экрана устройства: если на улице вы используете полную яркость, заходя в помещение, уменьшайте её на 2/3. Давая ребёнку смартфон или планшет, лучше посадить его за стол или поставить гаджет на подставку, чтобы расстояние от глаз ребёнка до экрана не менялось. Все эти рекомендации призваны снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения. 

Говорить же о том, что использование гаджетов ведёт к слепоте, не правильно. Лучший способ защитить глаза ребёнка — ограничить время «общения» с гаджетом. Надо помнить, что длительное непрерывное «общение» с любым современным устройством вызывает синдром сухости глаз. Смотря на яркий экран, мы в 2-3 раза реже моргаем, а значит, недостаточно увлажняем свои глаза. В свою очередь, сухость глаз может привести к развитию их воспаления.

Как и любую другую проблему, снижение зрения легче предупредить, чем лечить. Меры профилактики не так сложны, как кажется

Стоит обращать внимание на размер и качество экрана (чем больше, тем лучше), правильно настраивать освещение (в помещении достаточно 1/3 от полной яркости), читать или смотреть видео, установив гаджет на подставку или положив на стол

В тёмное время суток использовать гаджеты только с дополнительным освещением. Давать глазам отдых каждые 30-40 минут. По возможности ограничить время непрерывного использования гаджетов. 

Дополнительным фактором, который, наряду с использованием современных девайсов, может спровоцировать ухудшение зрения у человека, является изначальная предрасположенность к тому или иному заболеванию глаз. Особенно это касается детей, у которых чрезмерные нагрузки на глаза при наличии врождённой патологии значительно ускорят её развитие. Прежде чем купить ребёнку планшет или смартфон, стоит сводить его на приём и осмотр к врачу-офтальмологу.

Информация подготовлена специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Зеленоградск».

Что предпринять родителям

Задача родителей зависимого от телефона ребёнка — вовремя обнаружить проблему. При этом недопустимо решать её кардинально — отбирать смартфон у сына или дочери. В результате чадо только обозлится, будет видеть во взрослых врагов (ведь как известно, запретный плод всегда сладок), чувствовать себя ущемлённо среди друзей, одноклассников.

Кроме того, предупредить проблему легче, чем её решать. Не нужно изначально подталкивать детей к телефону — первая модель должна быть простой, чтобы ребёнок просто всегда был на связи. Если он не просит себе более «навороченный» смартфон, не нужно навязывать его покупку.

Следующие рекомендации помогут преодолеть телефонную зависимость:

  1. Придумывать интересные занятия, семейные традиции: например, ежедневное совместно чаепитие, когда все собираются за столом (без телефонов и планшетов) и рассказывают о проведённом дне.

  2. Один раз в неделю (в выходной) можно устроить «день тишины». Все домочадцы отключают мобильники и проводят время в совместных занятиях (прогулка, поход на природу, в театр, цирк, на каток и пр.).
  3. Разнообразить жизнь ребёнка, добавить туда реальных впечатлений. Например, если он не ходит в спортивную секцию или какой-то кружок, записать его туда. Виртуальный мир уже не будет казаться таким заманчивым — на него попросту не останется времени.

  4. Дошкольнику читать побольше книг, школьнику предлагать интересные издания.
  5. Познакомить сына или дочь с настольными играми (шашки, шахматы и пр.), сделать вместе поделку.

  6. Ограничить время использования телефона (игры, интернет). В дошкольном возрасте это максимально один час, в школьном — два часа. Причём это время включает в себя и проведённое за компьютером, ноутбуком или планшетом (на выбор).
  7. Проверять просматриваемый ребёнком контент, ненавязчиво предлагать полезные развивающие игры, тесты, головоломки и пр.

  8. Чётко оговаривать условия пользования телефоном. Например, немного «посидеть» в телефоне разрешается, когда ребёнок сделает уроки, поможет пропылесосить или позанимается дома на турнике.

Самое главное — это личный пример родителей. Они сами должны быть разносторонне развитыми людьми, иметь какое-то хобби, а не аналогично погружёнными в виртуальный мир. Если мама каждые пять минут выходит в социальные сети, то глупо ругать своё чадо за такое же поведение.

Если родители сами постоянно проводят время с гаджетами, то наивно требовать от ребёнка отказаться от игр в телефоне

Когда я работала воспитателем в детском саду, то как-то проводила со старшими дошкольниками беседу на тему «Чем вчера вечером занималась ваша мама». Так вот, половина из опрошенных ребят ответили, что мама сидела в телефоне. По-моему, это «говорящие» факты, показывающие, с чего нужно начинать решение проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector