Как бороться с «картавостью» у детей
Содержание:
- Почему люди картавят?
- Особенности лечения мезиального прикуса у взрослых
- 2 Упражнения для избавления от картавости
- Нарушение темпа речи – заикание и тахилалия (ускоренная речь)
- Классификация болезни
- 1 Основные причины картавости
- Скороговорки для постановки речи
- Как избавиться от картавости: упражнения
- Классификация патологии
- Видеорезультаты
- Причины нарушения психики
- В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.
- Профилактика
- Постановка звука.
- Упражнения для устранения картавости
- Из-за чего возникает заикание
- «Шепелявость» или нарушение шипящих звуков «ш,ж, ч, щ».
Почему люди картавят?
Существует множество причин, влияющих на развитие данного речевого дефекта. С точки зрения психосоматики, наиболее распространенным фактором первопричины проявления данной логопедической проблемы является нежелание воспринимать новую информацию, а также закрытость ума от новых идей и мыслей.
Для того, что понять, что значит картавить, и почему картавят не все люди, необходимо разобраться в основных причинах этой проблемы. В научной терминологии используют понятие «ротацизм» для определения данного дефекта. Ведь этот феномен характерен не только для людей, имеющих в родном языке твердый звук «Р», как, к примеру, в русском, украинском, итальянском или белорусском.
Многие представители иных наций, также имеют картавость, даже при наличии вибрационных и мягких вариаций букв, как в английском, французском или немецком языках. Поэтому ученые со всего мира выделяют такой список главных причин, провоцирующих развитие ротацизма:
- Паралич языка.
- Врожденные дефекты. Данный вид патологии считается наиболее сложным, потому как врожденные пороки и дефекты убрать гораздо сложнее, нежели приобретенные, а порой даже невозможно.
- Патологии отдельных участков мозга. В этом случае работа относительно устранения дефекта так же не будет легкой, а результат будет зависеть от многих факторов.
- Особенности языка.
- Неправильный прикус.
- Дефекты развития челюсти.
- Нарушение слуха, которое приводит к неправильному произношению букв.
Особенности лечения мезиального прикуса у взрослых
Как только мезиальный прикус диагностирован, стоматологи рекомендуют незамедлительно приступать к лечению. Эффективность терапии определяется следующими факторами:
- Возраст – чем старше пациент, тем сложнее исправить даже незначительную патологию.
- Осложнения в виде заболеваний полости рта – кариес или стоматит придется вылечить первыми, иначе установка любого корректирующего аппарата только усугубит состояние.
- Наличие вредных привычек – на курс лечения придется отказаться от алкоголя и курения.
- Стадия искривления – большинство ситуаций можно решить без хирургического вмешательства, но в запущенных случаях оно просто необходимо.
Взрослым пациентам назначается один из корректирующих аппаратов:
Брекеты – единственный вариант несъемных конструкций, который способен справиться с большинством нарушений прикуса. Бывают вестибулярные и лингвальные, существуют невидимые сапфировые и керамические модели, отличающиеся высокой эстетикой. Лечение занимает минимум 1 год, хотя все зависит от индивидуальных особенностей.
Лечение мизиального прикуса с помощью брекетов
Пластинки на зубы – бюджетный аналог брекетов, бывают съемного и несъемного типа, также изготавливаются индивидуально. Способны справиться с незначительным искривлением до II стадии, но только при регулярном ношении и соблюдении всех предписанных врачом правил.
Трейнеры
Использовать элайнеры для коррекции мезиального прикуса нецелесообразно. Раздельные каппы плохо справляются с положением нижней челюсти, здесь нужен единый аппарат, который охватывает обе половины зубного ряда.
К сожалению далеко не всегда взрослому пациенту удается исправить прикус консервативным методом. В таких ситуациях требуется срочное хирургическое вмешательство. Операция непростая, она требует общего наркоза, стационарной палаты, наличия реаниматолога и специального оборудования, что может позволить себе далеко не каждая клиника.
Показаний для хирургического исправления прикуса немного:
- Врожденная асимметрия лица.
- Дисплазия подбородка.
- Любое новообразования в тканях нижнечелюстного сустава.
- Сильные деформации лицевого скелета после травм.
- Боковой или фронтальный тип открытого прикуса.
- Повреждения альвеолярного гребня после пародонтоза.
В случаях, когда диагностируется мезиальное нарушение III степени с любым из перечисленных осложнений, главная задача хирурга – уменьшить размер нижней челюсти со стороны сустава. Большинство операций проходят в несколько этапов:
- Пациент вводится в состояние общего наркоза.
- Вдоль линий искривления делается несколько надрезов скальпелем с дальнейшим лоскутным открытием кости.
- С помощью циркулярной насадки излишки тканей удаляются, а челюсти принудительно выставляются в правильное положение.
- Препарированные кости фиксируются с помощью сложной системы из титановых пластин и винтовых имплантатов.
- Надрезы зашиваются, поверх накладывается жесткая гипсовая шина.
В среднем операция длится около 6 часов, при условии наличия у хирурга необходимого опыта, и после завершения наступает сложнейший период реабилитации. Шины должны оставаться на лице до двух недель, после их снятия решается вопрос об установке брекетов или ретейнеров, чтобы закрепить результат.
Соглашаясь на хирургическое исправление, нужно отдавать себе отчет, что полное восстановление займет несколько месяцев. Первые недели пациент не может питаться самостоятельно, а спустя 3-4 месяца, когда убираются винтовые крепления, придется заново учиться разговаривать и аккуратно пережевывать твердую пищу.
2 Упражнения для избавления от картавости
Попробовать избавиться от картавости можно в домашних условиях. Даже если вам не удастся полностью искоренить проблему, вы сможете сделать дефект значительно менее явным и он не будет мешать вам в повседневном общении.
Упражнения для мышц артикуляционного аппарата действуют точно так же, как и упражнения для мышц всего тела. В их выполнении крайне важна регулярность. Хорошо, если у вас будет возможность выполнять комплекс тренировок каждый день. Рассмотрим несколько несложных упражнений:
- Вытяните губы в трубочку, произнося при этом звук “у”. Затем растяните губы в улыбке, произнося звук “и”. Повторяйте действия поочередно 20 раз.
- Откройте рот и проведите языком по верхним и нижним зубам. Повторяйте 10-20 раз, в зависимости от того, насколько устанут мышцы языка.
- Попробуйте делать языком круговые движения по зубам с закрытым ртом. Начните с 10 раз в каждую сторону, постепенно увеличивайте нагрузку.
- Нащупайте языком бугорки на небе за верхними зубами. Постарайтесь быстро и ритмично стучать по ним языком, произнося при этом звук “д”.
- Попробуйте выполнить то же самое упражнение со звуком “т”.
- После того, как “д” и “т” начнут хорошо вам удаваться, попробуйте перейти к рычанию, оставляя язык в том же положении.
Нарушение темпа речи – заикание и тахилалия (ускоренная речь)
«Когда человек заикается, неудобство для меня страшное, я изо всех сил сдерживаю себя, чтобы промолчать и не «помочь» ему вслух сказать слово, на котором его заклинило. Я и сама немного заикаюсь перед большой незнакомой аудиторией»;
«Иногда заикающиеся люди вызывают что-то вроде неловкости, но я стесняюсь этого и стараюсь побыстрее забыть об их заикании и сосредоточиться на них самих, а не на том, как они говорят.»
«Дефектов нет, но часто говорю очень быстро, что тоже не очень удобно, но медленнее разговаривать не получается — характер у меня такой. Среди знакомых есть люди с дефектами речи, это, конечно, очень мешает в общении, но главное, чтобы говорили интересно и умные вещи, а заикание можно и потерпеть».
«Я тоже очень быстро говорю, особенно, когда забываю следить за речью, волнуюсь или увлекаюсь разговором, так что незнакомые люди меня очень плохо понимают. Даже мама и бабушка иногда не понимают и ругаются».
Таким образом, получается, что многие люди отмечают в своей речи ускоренный темп, из-за которого их не всегда понимают не только незнакомые, но и близкие люди. К заиканию относятся с пониманием, однако общение довольно затруднительно, собеседнику очень тяжело ждать, когда же заикающийся человек скажет слово или фразу, хочется ему «помочь».
Примеры из моей логопедической практики: на консультации часто приходят люди, которые жалуются, что у них проблемы с дикцией и их плохо понимают окружающие, и у 90% наблюдается ускоренный темп речи, который мешает четкому восприятию слов (при этом звуки не нарушены). Они говорят очень быстро, «глотают» окончания, запинаются.
Классификация болезни
Изучение проблемы до сих пор вызывает споры в среде практикующих стоматологов – существует несколько подходов, которые могут противоречить друг другу. Одним специалистам важна стадия искривления самих зубов, другие следят только за пропорциями лица. Сходятся теории в степени прогнатии – смещения нижней относительно верхней половины.
Интересный факт
Долгое время термины прогнатия и дистальный прикусиспользовались в качестве синонимов, а аномалия называлась – прогнатический прикус. Сегодня в медицинских справочниках и словарях понятия разводятся, и можно встретить описание прогнатии при, когда нижняя челюсть выступает вперед, а не скрывается за верхними резцами.
По классификации Бетельмана дистальные нарушения делятся на четыре вида:
- Нижняя микрогнатия – верхняя челюсть имеет нормальные пропорции относительно черепа, но при этом нижняя половина недоразвита врожденно.
- Верхняя макрогнатия – наоборот, нижняя челюсть выглядит абсолютно здоровой, но верх гипертрофирован и образует так называемый «птичий профиль».
- Сочетание верхней макрогнатии и нижней микрогнатии – проблемы такого рода особенно опасны и заметно деформируют овал лица.
- Верхнечелюстная прогнатия с боковым сжатием зубного ряда – патология, когда жевательные зубы деформируются и меняют свое положение по вертикальной оси.
Существует также классификация дистального прикуса по Энглю, в ней ученый рассматривает типы и стадии заболевания по нескольким классам:
- I класс – нижняя челюсть никуда не смещена, деформация наблюдается только в положении верхних резцов, они слегка наклонены в сторону губ.
- II класс, 1 подкласс – смещение заметно невооруженным глазом, верхние резцы расположены «веером». Угол наклона каждого зуба может достигать 30 градусов.
- II класс, 2 подкласс – веерного положения нет, зубы могут быть идеально ровными, но режущая кромка верхних резцов при смыкании накрывает низ более чем на треть.
- III класс – обратное смещение, мезиальный прикус.
Характеристика по Малыгину основана на морфологии роста зубов в динамике – проводятся точные замеры и фиксируются малейшие нарушения. Согласно такой классификации, дистальные искривления бывают девяти типов:
- Зубные дуги не деформированы, присутствует легкое смещение челюстей.
- Нижний ряд отличается боковым искривлением.
- Обе дуги сужаются, появляется скученность резцов.
- На месте смещенного зуба появляются большие щели – тремы и диастемы.
- Верхняя челюсть существенно смещена вперед, резцы остаются ровными.
- Появляются веерные искривления резцов, клыков и премоляров.
- Наблюдается односторонняя боковая асимметрия.
- Верхние режущие кромки перекрывают альвеолы более чем на 30%.
- Нижних резцов при смыкании практически не видно, деформируется подбородок.
Поставить точный диагноз сможет только компетентный специалист после длительного этапа диагностики. Именно поэтому следует со всей ответственностью подойти к – для компетентной оценки часто требуется современное и дорогостоящее оборудование, которое есть далеко не везде.
1 Основные причины картавости
Сейчас многие страдают картавостью. Те, у кого этот дефект слабо выражен, обычно не слишком расстраиваются из-за этого недостатка, превращая картавость в свою особенность и изюминку. Тем не менее иногда этот дефект выражен достаточно сильно и создает большие проблемы в общении. Почему появляется картавость? Причин может быть несколько:
- Самая частая причина картавости – укороченная уздечка. Эта физиологическая особенность встречается у многих людей, имеющих трудности в произношении буквы “р”. Дело в том, что укороченная уздечка ограничивает движения языка, поэтому нужного звука не получается.
- Нарушения слуха. Иногда люди неправильно различают звуки на слух и, следовательно, не могут правильно их воспроизвести.
- Слабые мышцы языка – еще одна возможная причина картавости. Именно из-за недостаточного развития определенных мышц дети часто “проглатывают” букву “р”. У взрослых мышцы тоже иногда развиты слабо. Впрочем, это легко исправить тренировками.
- Привычки тоже могут влиять. на картавость. Например, есть ребенок с детства не переучился правильно произносить звуки, если он слышал, как в семье кто-то картавит или изучал французский с ранних лет, картавость вполне могла войти в привычку. Иногда от этой психологической особенности избавиться легко, а иногда достаточно трудно.
Скороговорки для постановки речи
Скороговорки от картавости исправляют произношение, тренируют ротовой аппарат. Чаще всего логопеды советуют преодолевать ротацизм с помощью предложений:
• » В грозу от груза арбузов развалился кузов «
• » Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, до поры остры топоры «
• » Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла » .
Нарушение звукопроизношения, более твердый звук «р» появится после нескольких дней ежедневных тренировок. Главное правильно и четко повторять упражнение, и картавость отступит.
Как избавиться от картавости: упражнения
Избавиться от картавости помогают специальные упражнения. Они укрепляют мышцы языка и связки ротовой полости, мягкая буква «р» становится твердой. Чтобы устранить дефект, необходимо:
- Лечебная улыбка. Открыть широко рот. Не закрывая его, языком погладить небо. Упражнения повторяют 10 раз;
- Поглаживание. Откройте рот максимально широко. Положите на нижнюю губу язык. Делайте им движение поглаживания вниз и вверх. Дополнительно добавляйте к движению звук «р»;
- Чистка зубов. Растяните губы в широкой улыбке. В таком положении проведите кончиком языка по внутренней стороне верхнего зубного ряда. Кончик двигается плавно влево и вправо;
- Желобок. Открыв рот, языку придайте форму желобка. В таком положении произносите букву «ф». Старайтесь при произношении выпускать узкую струю воздуха. В идеале она проходит посередине желобка языка. Вибрация, которая создается, позитивно влияет на речевой аппарат, гарантирует исправление речи.
Возраст не станет помехой для тех, кто хочет убрать картавость. Главное, в 1 день делать несколько подходов. В таком случае регулярный комплекс принесет быстрый результат.
Классификация патологии
Различается мезиальный прикус по прогнатии – степени смещения нижней челюсти относительно верхних резцов. Она бывает нескольких видов:
Истинная прогнатия – ярко выраженная асимметрия лица, у пациента серьезные дефекты речи вплоть до заикания. Чаще всего она является врожденной и проявляет первые симптомы еще при молочных зубах. Требует постоянной терапии, начиная с 5-6 лет, во взрослом состоянии кость поддается лечению гораздо сложнее.
Истинная прогнатия
Ложная прогнатия – проблема не так заметна невооруженным глазом, определить искривление можно только с помощью рентгена или компьютерной томографии. Патология бывает приобретенной, в том числе после травм и искривлений носовой перегородки, которая привела к неправильному дыханию и постоянно открытому рту.
Существует также комбинированный тип нарушения, он особенно опасен, потому что нередко приводит к полному выпадению зубов. Чем старше пациент с таким осложнением, тем выше вероятность хирургического исправления.
По форме протекания искривления делятся на три стадии:
I степень – асимметрия едва заметна, лицо фактически не деформировано, вперед выступают только центральные резцы, а щель между челюстями не превышает 2 мм.
I степень прогнатии
II степень – щель достигает 10 мм, появляется выраженный «волевой подбородок», наблюдается постоянный контакт нижних клыков со слизистой оболочкой верхней губы.
II степень прогнатии
III степень – контакта между резцами нет, щель более 10 мм, верхняя челюсть визуально намного меньше нижней половины. Может присутствовать скученность и другие аномалии.
III степень прогнатии
Последняя стадия искривления считается опасной, потому что с возрастом она всегда переходит в открытый прикус. Его сложно лечить после 30 лет, когда костная ткань окончательно сформировалась, и даже брекеты не смогут гарантировать быстрого и эффективного исправления.
Видеорезультаты
14.03.2020
Качество услуг:
Меня зовут Елена. Долго не решалась работать с таким нарушением, как заикание. Увидев в инстаграм фотографии и кусочки видео, решила заняться этим направлением…
Проходила индивидуальное обучение по работе с заикающимися у Дианы Сидоровой. Прошла весь курс и могу сказать, что мне очень повезло!… Диана последовательно и детально давала теоретический материал и практические задания. Многие логопедические семинары, тренинги, которые я посещала не давали понимания системы работы, её многоплановость. Всегда оставалось много вопросов. Не было ясности…
Очень благодарна Диане за тот невероятный опыт, которым она щедро делится!!! Я тут же начала применять полученные знания в своей практике. И это приносит хорший результат, а ещё невероятную радость от возможности помочь людям с таким нарушением речи. Ещё спасибо за тёплую и доброжелательную атмосферу на занятиях. Диана настоящий профессионал!!! Желаю ей и всем коллегам «Voice» профессиональных успехов!
Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04
10.03.2020
Качество услуг:
Я проходила курс по работе с заиканием у Сидоровой Дианы. Остались только положительные эмоции. Все было достаточно доступно и интересно. Захотелось сразу попробовать на практике то, чему научилась. Огромное спасибо центру Войс и педагогам.
Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04
14.10.2019
Качество услуг:
Брала индивидуальные занятия по преодолению заикания у Ксении и Елены. Выражаю им свою благодарнось за высокий профессионализм, было очень приятно с ними работать. Ощутила впервые что такое открытие второго рта, свой глубокий диафрагмальный тембр голоса , что значит дышать животом. Было очень полезно для меня лично позаниматься у обоих специалистов, подход конечно же у них один, но подача и характер отличался. Это очень полезный опыт на самом деле.
Замечаю значительные успехи, овладела базовыми приемами. Мне безумно понравились занятия по логоритмике. Буду продолжать заниматься самостоятельно обязательно каждый день по утрам, настраивая себя психологически и свой голос на правильный лад.
Спасибо еще раз Ксении и Елене, буду отчитываться о своих успехах.
Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04
21.08.2019
Качество услуг:
На протяжении длительного времени я никак не могла решиться начать бороться с заиканием. Постоянно что-то останавливало: «мало времени», «некогда», «а будет ли результат»… но, наконец, когда я решилась, то выбор пал на голосовой центр Voice. И я безумно рада, что попала сюда. Меня приятно удивил комплексный подход специалистов к моей проблеме. Обучение было очень комфортным и продуктивным. Я прониклась к каждому преподавателю, впитывая знания, и, конечно же, применяя их на практике, что, в конечном счете, дало свои плоды. Моя речь стала более плавная и внятная. Ушли речевые зажимы, а главное, ушёл страх…
Отдельное спасибо хочу сказать Диане и Елене, за то что поддерживали меня на протяжении всего курса. Спасибо Вам! Вы делаете важную работу! Voice желаю вам успеха!:)
Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04
Причины нарушения психики
Некоторые отклонения ментального здоровья могут быть вызваны причинами абсолютно понятными, например, поражение определенного участка или всей площади мозга, черепно-мозговая травма, интоксикация или проблемы с сосудами. В то время как депрессия, шизофрения и ряд других заболеваний не привязаны к определенному фактору и даже при многочисленных исследованиях до сих пор не удалось установить однозначную причину развития патологий.
- внутренние (генетика; нарушения развития на определенном этапе беременности; отклонения развития в раннем возрасте; заболевания соматического характера, что влияют на работу головного мозга; иммунологические нарушения; гормональный сбой и пр.);
- внешние (хроническое стрессовое состояние; алкогольная и наркотическая интоксикация; последствия инфекций энцефалита или менингита; черепно-мозговые травмы; воздействие радиации).
Чаще всего, причинами психических расстройств становится комбинация различных факторов, когда, к примеру, ослабленный инфекциями организм попадает в сильную стрессовую обстановку. Наличие каждого фактора и его уровень действия на определенного человека должен быть оценен опытным специалистом.
К нарушениям ментального здоровья большинство врачей подходит как к многофакторному заболеванию, поскольку даже при известной основной причине возникновения проблемы, сопутствующие моменты также играют не последнюю роль и должны быть учтены в процессе лечения. К ним относятся:
- условия жизни человека;
- особенности воспитания и традиций в семье;
- окружающий социум;
- общее состояние здоровья;
- обстановка на работе и в семье;
- самобытность.
В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.
Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря… читайте). Это было примерно в начале апреля.
У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. 🙂
Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно «в теме». Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.
Профилактика
Чтобы
в будущем не сталкиваться с проблемой, как исправить картавость, рекомендуется самостоятельно
заниматься с ребенком развитием речи и своевременно обращаться за помощью к
логопеду.
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является
научным материалом или профессиональным медицинским советом.
Лучшие врачи по лечению картавости
9.1
Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории
Денисова Нелли Евгеньевна
Стаж 38
лет
Центр речи Каркуша на Бабушкинской
г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3
Бабушкинская
1 км
8 (495) 185-01-01
8.7
Логопед
Врач высшей категории
Филаткина Мария Михайловна
Стаж 26
лет
ABC медицина на 1905 года
г. Москва, ул. 1905 года, д. 17
Улица 1905 года
290 м
Краснопресненская
1.4 км
ABC медицина в Ромашково
г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево
Молодежная
8 км
8 (499) 519-36-05
8 (495) 185-01-01
8
Логопед
Середа Марина Васильевна
Стаж 9
лет
Буду Говорить на Теплом стане
г. Москва, ул. Теплый стан, д. 11 к.1
Теплый стан
2.6 км
Буду Говорить на Днепропетровской
г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 2
Южная
500 м
Пражская
1.5 км
8 (495) 185-01-01
8 (495) 185-01-01
8
Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории
Шкарина Анастасия Алексеевна
Стаж 5
лет
Буду Говорить на Лесной
г. Москва, ул. Лесная, д. 43 оф. 419
Белорусская
500 м
Белорусская
770 м
Менделеевская
1 км
8 (495) 185-01-01
8.6
Логопед
Дефектолог
Лядова Елена Сергеевна
Стаж 24
года
Буду Говорить на Лесной
г. Москва, ул. Лесная, д. 43 оф. 419
Белорусская
500 м
Белорусская
770 м
Менделеевская
1 км
8 (495) 185-01-01
8
Логопед
Михайлова Татьяна Алексеевна
Стаж 12
лет
Нейроцентр медико-психологической коррекции и реабилитации Отрадное
г. Москва, Северный б-р, д. 3, корп. 1
Отрадное
380 м
Владыкино
2.9 км
8 (495) 185-01-01
8.2
Логопед
Пенцак Юлия Юрьевна
Стаж 9
лет
Центр детской нейропсихологии Альтера Вита
г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, к. 5
Каховская
1.1 км
Нахимовский проспект
1.1 км
Севастопольская
1.4 км
8 (495) 185-01-01
8.6
Логопед
Каченовская Татьяна Игоревна
Стаж 24
года
Европейский медицинский центр на ул. Щепкина (ЕМС)
г. Москва, ул. Щепкина, д. 35
Проспект мира
410 м
Проспект мира
410 м
Достоевская
1.1 км
Европейский медицинский центр в Орловском пер. (ЕМС)
г. Москва, Орловский пер., д. 7
Проспект мира
980 м
Проспект мира
1 км
Рижская
1.3 км
Детская клиника Европейского медицинского центра
г. Москва, ул. Трифоновская, д. 26
Марьина Роща
730 м
Достоевская
1.2 км
Рижская
1.3 км
8 (499) 519-36-31
8 (499) 519-36-31
8 (499) 519-36-31
8
Психолог
Логопед
Дефектолог
Прохорова Надежда Олеговна
Стаж 12
лет
Клиника доктора Бассэ
г. Москва, Нагатинская набережная, д. 14, к. 1
Коломенская
2.1 км
8 (495) 185-01-01
8
Логопед
Дефектолог
Столбова Светлана Николаевна
Стаж 13
лет
Буду Говорить на Воротниковской
г. Москва, Воротниковский пер., д. 11 с.2
Пушкинская
760 м
Маяковская
840 м
Чеховская
910 м
8 (495) 185-01-01
Постановка звука.
Когда подготовительная работа проведена, логопед приступает к постановке звука. То есть пробует вызвать правильный звук. Существуют разные варианты как это сделать: по подражанию, когда человек повторяет за логопедом, механически при помощи специальных логопедических зондов, от опорных звуков и т.д. Как быстро встанет звук зависит от готовности артикуляционного аппарата: от способности человека управлять своим языком, губами. Важен навык речевого выдоха. Иногда звук ставится за одно занятие, в других случаях требуется больше времени и использования разных методов постановки.
Упражнения для устранения картавости
Своими силами с дефектом можно бороться по-разному. Каждый способен подобрать себе упражнение по душе. Для достижения скорейшего эффекта рекомендуется ежедневно проделывать всё перечисленное:
- Открыть рот так широко, как только это возможно. В районе челюстей должно чувствоваться напряжение. Находясь в таком положении, необходимо тянуться к небу языком. Теперь нужно зафиксироваться в таком состоянии на десять секунд.
- Обычные скороговорки, знакомые всем с детством. Лучше всего работают те, где часто повторяется звук «р». На тренировки нужно уделять несколько минут в день.
- Гимнастические упражнения для языка. Он должен стать более подвижным. Водить им можно как угодно, лучше всего пытаться дотянуться до подбородка и кончика носа. В таком положении язык нужно задержать на несколько секунд.
- Ежедневно стоит записывать на диктофон видимые изменения и сверять записи по прошествии недели.
- Скороговорки не единственная возможность для практики. Можно выписать несколько слов, в которых на «р» стоит фонетический акцент. Например, трактор, приговор, стрекоза и т.д.
Если спустя пару недель нет никакого прогресса, лучше обратиться к специалисту. Профессиональный логопед с легкостью исправит неприятный дефект и поможет пациенту лучше понять своё тело.
Из-за чего возникает заикание
Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.
Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.
Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.
Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.
Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.
В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.
Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.
Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.
Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.
«Шепелявость» или нарушение шипящих звуков «ш,ж, ч, щ».
«Джиган, например, считает свою шепелявость изюминкой».
«Изюминка должна быть, в рифмах, технике, или других характеристиках, а не в дефектах речи».
«Я в детстве немного шепелявил, к людям с дефектами речи отношусь нормально, если из-за дефекта не трудно понимать конечно.»
«У нас есть преподаватель, у него нарушена дикция. Когда он впервые пришел провести у нас лекцию, мы почти ни слова не понимали. Он проглатывает слова, картавит, шепелявит».
«У меня был преподавать по «связам с общественностью»!!!, который безумно шепелявил — он вел много лекций, но вообще ничего не было понятно из того, что он говорил. Его постоянно переспрашивали, а большинство материалов пытались найти в других местах».
Т.е. как и в случае с «картавостью» при этом нарушении довольно сложно четко понимать речь человека, что существенно усложняет жизнь окружающих его людей.