Как стать пилотом гражданской авиации
Содержание:
Обучение на летчика
Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы
Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05)
Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса – на 4 месяца больше.
Как проходит обучение пилотированию самолета?
Для того чтобы научиться летать, нужно освоить два курса: теорию и практику.
В специализированных учебных центрах читаются тематические курсы. Какую-то информацию можно почерпнуть из учебников. Особенности устройства воздушного судна, его летные характеристики содержатся в эксплуатационном руководстве.
Теоретический курс пилотов
Пилот должен усвоить следующие теоретические аспекты:
- элементы аэродинамики;
- устройство и конструктивные особенности летательного аппарата;
- эксплуатация бортового оборудования;
- авиационная метеорология;
- самолетовождение;
- обучение пилотно-диспетчерскому сленгу.
Что должен знать, и каким навыкам должен научиться человек, проходящий курс:
- знать основы управления воздушным судном;
- знать характеристики и эксплуатационные ограничения конкретного типа самолета;
- уметь выполнять расчет центра тяжести самолета;
- уметь рассчитывать влияние загрузки на летные характеристики;
- иметь навык планирования маршрута;
- иметь представление о принципах контроля вероятностных угроз и человеческих ошибок;
- иметь представление об алгоритме действий в аварийной ситуации;
- понимать и анализировать метеорологические сводки;
- уметь пользоваться аэронавигационными картами;
- знать авиационные коды и сокращения;
- обладать навыком ведения диалога с диспетчерами.
В действительности, все вышеперечисленное не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что курс – теоретический, даваемая на нем информация носит сугубо практический характер.
Суть теоретических занятий не в том, чтобы человек знал все об аэродинамике на уровне инженерного вуза, а чтобы он обладал базовой информацией, которая сделает для него понятным поведение самолета в тех или иных условиях.
Практический курс пилотов
Практические занятия проходят параллельно с теоретическим курсом. На первых вылетах самолет управляется инструктором, обучающийся наблюдает и выполняет роль второго пилота. При определенном налете инструктор и будущий пилот меняются местами. На этом этапе обучающийся берет на себя функцию командира воздушного судна, а инструктор подсказывает, корректирует, страхует его от неправильных действий.
Помимо налета в дневное время суток, необходимо научиться летать ночью, по приборам, в отсутствии визуальных ориентиров, быть способным преодолевать длительный перелет с несколькими посадками.
Таблица 2. Требования по налету для начинающих пилотов-любителей в различных странах
Норматив |
Требования в различных странах |
||
Россия |
США |
Европа |
|
Минимальное общее количество часов-налетов |
40 | 40 |
45 |
из них: с инструктором самостоятельно по маршруту |
10 5 |
20 10 |
25 10 |
Количество часов-налетов по приборам |
1 | 3 |
— |
Часов ночных полетов |
3 | 3 |
— |
Количество взлетов и посадок ночью |
5 | 10,
1 ночной полет на расстояние не менее 185 км |
— |
Один протяженный маршрут, с количеством посадок/взлетов на различных аэродромах |
270 км.,
2 на 2 аэродромах |
278 км.,
3 на 3 аэродромах |
270 км., 2 на 2 аэродромах |
Как видно из приведенной таблицы, налетные требования к подготовке пилотов в США более жесткие: они предполагают большее количество полетов в ночное время суток, включая один длительный, 3 часа налета в отсутствии визуальных ориентиров, и прохождение одного маршрута с совершением 3 взлетов/посадок на разных аэродромах.
В частности, некоторые американские летные школы предлагают курсы интенсивной трехнедельной подготовки пилотов с 60 часами налета. При этом на каждую неделю приходится по 20 часов в воздухе, что при ежедневных полетах составляет в среднем 3 часа в день.
По окончании обучения пилоты сдают теоретический экзамен и совершают контрольный полет. При удовлетворительных результатах авиационный учебный центр выдает соискателю Свидетельство частного пилота.
Обучение пилотированию: виды
Программы обучения и требования к получаемым навыкам различаются в зависимости от того, каким воздушным судном, и с какой целью собирается управлять человек.
Всего существует 3 вида лицензий на управление гражданским воздушным судном (в России – свидетельства).
Таблица 1. Виды лицензий на пилотирование.
Вид свидетельства |
Аналог лицензии в США и Европе |
На что дает право |
СЧП – свидетельство частного пилота |
PPL – private pilot license |
управления частными малогабаритными самолетами, без извлечения прибыли |
СКП – свидетельство коммерческого пилота |
CPL – commercial pilot license |
пилотирования самолетами, осуществляющими коммерческие рейсы (грузовые и пассажирские с рядом ограничений) |
СЛП – свидетельство линейного пилота |
ATPL – airline transport pilot license |
для управления воздушным транспортным средством, выполняющим линейные рейсы (массовые пассажироперевозки, в т.ч. в роли первого пилота) |
Пилоты-любители имеют возможность получить свидетельства частного пилота (СЧП — PPL).
Особенности профессии
Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание
Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:
- Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
- Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
- Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
- Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
- Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
- Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
- Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
- Заполнение сопроводительных документов.
- Организация работы авиационного персонала.
Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.
Важные личные качества
Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.
Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление
Где учат летать на самолете?
В России обучением и выдачей свидетельств занимаются авиационные учебные центры. Как правило, такие центры есть в каждом регионе, а в некоторых, например, в Московской области – даже не один.
Время обучения – от 6 месяцев. В принципе научиться летать можно и быстрее. Но у летных школ свои нормативы, которые не позволяют, например, летать более 3 часов в день.
В летных школах США и Европе при желании можно обучаться 6 месяцев. Существуют интенсивные курсы, на которых полную программу обучения можно освоить за 3-6 недель. На интенсивном курсе летают ежедневно по 3-6 часов. Считается, что ежедневная практика позволяет быстрее и эффективнее научиться летать.