Как помочь ребенку стать уверенным в себе
Содержание:
- Как помочь ребенку стать уверенным в себе
- Маринад из белого вина с лимоном
- Как помочь ребенку стать уверенным в себе, используя игры
- Какой он, уверенный в себе ребенок
- Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку: 10 советов
- Что делать родителям
- Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)
- Причины землистого цвета лица, не связанные со здоровьем
- Что такое самооценка?
- Как воспитать у ребёнка веру в себя:
- Как скорректировать?
- Игры для развития уверенности у детей младшего возраста
Как помочь ребенку стать уверенным в себе
На практике большинство родителей сталкивается с проблемой неуверенности своих детей.
Признаки неуверенного поведения
Их распознать довольно легко:
- не стремится выразить свое мнение;
- не хочет рассказывать о своих чувствах, эмоциях и впечатлениях;
- молчалив и замкнут;
- очень тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми;
- не креативен, повторяет чужие действия;
- обладает высоким уровнем тревожности;
- болезненно ориентирован на других детей.
Развивать в малыше лидера нужно
Изначально малыш появляется на свет, не имея никакой самооценки. Однако с течением времени и под воздействием внешних факторов происходит ее формирование.
К сведению. Дети ориентируются на мнение окружающих о себе, своем поведении, о том, как они реагируют на тот или иной поступок. Очень зависит детская самооценка от того, какие у крохи отношения с родителями и другими взрослыми родственниками.
Важным фактором формирования самооценки малыша является и оценивание его умственных способностей и учебных достижений взрослыми.
К сведению. На самооценку влияет и собственное восприятие крохой его внешности.
Действия родителей
Родителям полезно узнать, как научить ребенка быть уверенным в себе. Родительская вера это основа уверенности маленького человека в себе. Когда родители излишне беспокоятся о малыше и прямо запрещают ему что-то попробовать, происходит программирование его на неудачу, он начинает автоматически считать, что не справится с чем-либо, дальнейшая учеба или тренинг бесполезны.
Развитие лидерства и самодостаточности важно с малых лет
Исключение унижения
Следует знать, как сделать ребенка уверенным в себе. Категорически нельзя унижать малыша. Какая-либо шутка и насмешка в адрес малыша (даже неумышленная в садике) может вызвать в нем злость и отторжение. Дети воспринимают слова буквально, и воспринятая как унижение фраза будет становиться камнем преткновения в детских глазах.
Ценность
Не все знают, как в ребенка вселить уверенность в себе. Важно ценить именно усилие, а не конечный результат. В силу возрастных особенностей и ограниченных способностей, кроха может не справиться с тем или иным заданием
Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы.
К сведению
Если обращать внимание на негативный результат, то ребенок укоренится в мысли о своей неуспешности, что послужит причиной комплексов.
Поддержка
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стоит знать родителям. Поддержка в трудной ситуации также принципиально важна для детей. Быть уверенным ни в коем случае не значит не просить о помощи. Если малыш будет рассчитывать только на себя, это приведет к сильному стрессу, ошибкам и потере уверенности.
К сведению. Наоборот, ему надо дать понять, что в случае трудной ситуации он может рассчитывать на помощь и поддержку.
Поддержка взрослого важна
Принятие
Дитё следует воспринимать таким, какой он есть
Крохе жизненно важно знать, что его любят и ценят, несмотря ни на что. Чадо превратится в уверенного в себе человека, только если знает, что его близкие его любят и ждут дома
Проблемы в окружении ребенка
Чаще всего проблемы с уверенностью в себе связаны именно с наличием существенных трудностей в окружении.
К сведению. Одним из самых сильных ударов по самооценке является тот случай, когда постоянно ставятся в пример либо братья и сестры, либо соседские дети. Это будет приучать к тому, что другие лучше малыша, и он начинает болезненно воспринимать не только собственную личность, но и негативно относиться к окружающим.
Значительные проблемы с самооценкой испытывают несамодостаточные дети из проблемных семей и детских домов. Им кажется, что родители их не любят, не будут помогать, оставили из-за того, что они плохие и не смогут научиться и развиться. Дети, которыми не занимаются и которые с ранних лет вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, тоже часто не уверены в себе. Это связано с тем, что в силу возраста они регулярно не справляются с теми проблемами и вызовами, которые перед ними ставит жизнь.
Маринад из белого вина с лимоном
Как помочь ребенку стать уверенным в себе, используя игры
Учить и воспитывать лучше всего получается через игру. Укрепить уверенность помогут домашние театральные представления, главное — найти благодарную публику. В ролевых играх создавайте сложные ситуации, которые часто случаются в жизни, и предлагайте ребенку найти из них выход.
Попробуйте вместе превратить недостатки в достоинства. Возьмите листок бумаги и запишите в столбик все качества, которые ребенок считает плохими чертам своего характера. А теперь помогите ему доказать, что каждое из этих качеств может быть достоинством. Например, медлительность — это желание все продумать и сделать правильно, качественно.
Напишите имя ребенка (можно взять и фамилию) и подумайте вместе, какие положительные качества начинаются на каждую из составляющих его букв. Например, Яна — яркая, напористая, аккуратная. Чаще давайте ребенку повод верить в хорошее, тогда он обязательно вырастет уверенным и счастливым.
Какой он, уверенный в себе ребенок
Родители часто переживают по поводу и без него, однако, реальным поводом для беспокойства является именно неуверенность в себе ребенка. Ведь если ребенок тяжело находит контакт со сверстниками, избегает новых знакомств, решения разнообразных жизненных задач – стоит начать что-то делать. Ведь то, как ребенок себя ведет в детстве, перенесется во взрослую жизнь, и именно родители должны развить чувство уверенности у своего ребенка.
Чтобы понять, уверен ли ваш ребенок в себе – нужно проанализировать его поведение на соответствие нижеизложенным пунктам. Уверенность ребенка проявляется следующими факторами:
- проявление радости при новых знакомствах, умение сохранить старые контакты;
- способность не только принимать комплименты, но и делать их самому, не испытывая стыда или неловкости;
- отсутствие волнения о том, как тебя оценят другие;
- осознание своих прав, умение их отстоять перед сверстниками и даже взрослыми;
- настойчивое достижение цели;
- умение отказаться от чьего-либо предложения или просьбы, если делать этого совершенно не хочется или вредит планам;
- способность проигрывать с гордостью, не принимая поражения как трагедию, верить в себя и не испытывать ненависти к победившему.
Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку: 10 советов
Умные родители обращают внимание на психологическое развитие ребёнка с одного года жизни. Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:. Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:
Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:
- Повысить собственный авторитет, проявлять силу воли. Малыш берёт пример со своих родителей, повторяет манеру поведения, аналогично воспринимает разные ситуации. У родителей с низкой самооценкой вырастают такие же дети, и наоборот.
- Адекватно оценивать успехи и таланты ребенка. Плохо недооценивать малыша. Однако завышенная планка, которую он преодолеть не в состоянии, может навсегда подорвать уверенность в себе. Не стоит перехваливать за обычные дела. Выделять следует только новые достижения.
- Давать правильные установки. Запрещены фразы: «У тебя не получится», «Горе ты моё луковое», «Хорошего от тебя не дождёшься». Наоборот, надо настраивать на позитив, успех, чаще говорить: «Не бойся, ты справишься», «Всё будет хорошо!».
- Разговаривать по душам. Необходимо наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, спокойно обсуждать проблемы, находить выход. Понять, что тревожит, пугает маленького человека, помочь разобраться в самом себе. Он должен принять себя таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами.
- Играть поучая. Подходящий вариант для любого возраста. Главное, создать в процессе игры сложную ситуацию, решить которую надо самостоятельно.
- Водить на различные секции, кружки. Полученные дополнительные навыки, успехи позволят маленькому человеку гордиться собой, повысят самооценку.
- Развивать коммуникативные навыки. Если имеются проблемы в общении со сверстниками, надо помочь решить их. В случае с маленькими детьми – организовать домашний детский праздник. В знакомой обстановке они чувствуют себя более уверенно, между ними устанавливается прочный контакт.
- Адекватно реагировать на промахи. Ошибиться может каждый. Нельзя выражать недовольство ребенком, критиковать можно только само действие.
- Воспитывать чувство ответственности. Периодически давать несложные поручения, требовать их своевременного выполнения. Должны быть ежедневные обязанности по дому, посильные для возраста.
- Развивать в ребенке целеустремлённость. Обязательно внушать мысль, что любое начатое дело надо настойчиво доводить до конца. Добившись желаемого, мальчик или девочка поверит, что справиться с более сложными задачами.
Что делать родителям
Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке
Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.
Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним
Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:
— Хочешь к бабушке?
— Нет, не хочу, мне там не скучно
— Ничего, найдешь себе занятие.
Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?
Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия. Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.
Второе главное правило — шанс исправиться
Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо? Я думаю да.
Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит». У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.
Третье главное правило — критика и приказы
Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.
Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.
Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.
Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций : «Мама пришла(((( сейчас опять заставит убирать»
Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?
Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.
Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.
Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.
Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)
На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.
Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:
- Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
- Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
- В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»
Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.
Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:
- наблюдение за правильным поведением, подражание;
- посещение детского садика;
- игра по возрасту и целям;
- прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
- сказки, народные и терапевтические.
Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.
Причины землистого цвета лица, не связанные со здоровьем
Что такое самооценка?
Самооценка – это субъективная оценка личности. Она формируется в детском возрасте и существует на протяжении всей нашей жизни. При этом данная характеристика нашей личности со временем может модифицироваться.
Существует несколько категорий самооценки. Они одинаковы для всех людей: для мальчиков и девочек, младших и старших школьников, детей 8, 9, 10 лет и старше. Рассмотрим виды самооценки более подробно.
Заниженная
Дети с низкой самооценкой не уверены в себе и своих решениях, чрезмерно стеснительны и осторожны, а также нуждаются в постоянном одобрении, поддержке и похвале. Они быстро и легко поддаются влиянию окружающих людей, а потому нередко оказываются членами плохих компаний. Заниженная самооценка может возникнуть в связи с тем, что учителя, родители и друзья постоянно подшучивают над ребенком и его неудачами. Привыкший к такому отношению ребенок пытается достичь своих целей всеми возможными средствами.
Завышенная
Дети с завышенной оценкой высокомерны и привыкли смотреть на всех свысока (на друзей, родителей, учителей и т. д.). Они постоянно пытаются убедить окружающих людей в своей безупречности. В связи с этим очень часто дети остаются одинокими и не имеют друзей.
У двухлетних детей с завышенной самооценкой очень часто развивается комплекс превосходства «я лучше всех». Ребенок, который считает себя лучше остальных, склонен преувеличивать свои достоинства и преуменьшать имеющиеся недостатки. В том случае, если он испытывает какие-либо неудачи в своих начинаниях, ребенок начинает винить весь окружающий мир и внешние обстоятельства, но никогда не признает собственной вины. Кроме того, малыш не воспринимает критику.
Адекватная
Адекватная (или положительная) самооценка полностью соответствует реальному положению дел. Ребенок, который оценивает себя адекватно, считает, что он находится на одном уровне со своими сверстниками: не выше и не ниже их. Такой ребенок адекватно воспринимает критику в свою сторону, стремится к развитию и самосовершенствованию. Он находится в гармоничных и стабильных отношениях с собой. Обладая адекватным уровнем самооценки, ребенок уверен в себе и своих поступках. Он активно и успешно развивается во всех сферах своей жизни: в учебе, хобби, взаимоотношениях со своей семьей и окружающими людьми.
Грамотный анализ уровня самооценки ребенка – это важнейшая часть в его воспитании.
Как воспитать у ребёнка веру в себя:
- Верьте в малыша. И сделайте так, чтобы он это знал. “Давай собирать пирамидку, зайка, у тебя сейчас всё получится” – это можно говорить даже самым маленьким карапузам. Пусть растут и твёрдо знают – я смогу.
- Не критикуйте. Все дети талантливы, но мастерство нужно нарабатывать. Когда малыш слышит в свой адрес фразы, типа «Ты неправильно делаешь, у тебя не получается, дай помогу». Он принимает это как данность и смиряется со своей неумелостью. Говорите фразы, которые помогут малышу: «Как интересно у тебя получилось! А как ещё можно сделать? Может, вот так попробуем?».
- Не сравнивайте. В нашем детстве было принято ровнять по другим «А у Димы аппликация получилась аккуратнее», «А Маша маме помогает», «Катя уже читает по слогам». Но это не мотивация, а принятие, что другие всегда лучше тебя.
- Пусть ошибается. Ошибки помогают малышу искать разные пути решения задач. Чем больше ребенок ошибается, тем увереннее он становится. Ведь, если что-то пойдёт не так, он всегда найдёт выход.
- Хвалите. Чаще говорите детям, какие они умнички и как отлично у них все получается. Это положительные установки, которые способствуют адекватной самооценке. Через родителей малыши узнают об окружающем мире точно так же, как и узнают о себе. Вы – их зеркало. Ребёнок считывает вашу реакцию и настроение по поводу него и примеряет на себя.
- Признавайте свои ошибки. Если родитель не прав, (а так бывает, никто не идеален!), попросите прощения у малыша, расскажите, почему так произошло. Ребенок почувствует, что с его мнением считаются. Осознание своей ценности в семье = уверенность в своих силах.
- Не требуйте, а просите. «Одевайся, убери игрушки, помой руки, садись заниматься» – такие фразы звучат, как приказы. Представляете, если бы муж вам говорил всё время в приказном тоне, укрепило бы это отношения? “Зайка, давай-ка уберем игрушки, а то можно споткнуться”, “Помой, пожалуйста, руки, мы же только что с прогулки” – такие просьбы не являются сюсюканьем, но звучат вежливо.
- Не опекайте чрезмерно. «Не лезь, там высоко» «Не трогай, это тяжело», «Не прыгай, упадёшь». Как же тут поверить в свои силы, когда даже опробовать их не можешь. Безопасность малыша превыше всего. Но шишки и синяки – это тоже ошибки.
- Давайте право выбора. Начните с малого «Ты на завтрак будешь Кашу, или творог?», «Мы пойдём гулять на площадку или в парк?». Ребенок понимает, что он тоже может что- то подумать, прислушаться к себе, предложить – и его услышат. И самооценка малыша растёт.
Как и любая свободная личность, малыш чего-то хочет, а чего-то нет. Когда ребёнок
протестует, он даёт понять, что ему это не нравится, пытается сделать по-своему. С
мнением ребенка надо считаться, уважайте его желания и точку зрения. Цените его
личность, и он научится ценить себя.
Как скорректировать?
Если вы заметили, что ваш ребенок обладает неадекватной самооценкой, то вы должны ему помочь. Так, для того чтобы повысить уверенность, поднять, укрепить или исправить самооценку малыша, необходимо следовать определенным рекомендациям психологов. Только так вы сможете воспитать взрослого человека с положительным чувством собственного достоинства.
- Не используйте «ярлыки». В ходе ссоры или конфликта родители склонны присваивать своему малышу разные ярлыки (например, «лентяй» или «неумеха»). Это делать строго запрещено. Если ребенок на регулярной основе слышит подобные выражения в свой адрес, то он автоматически воспринимает их как правдивые, а нежелательное поведение продолжает закрепляться.
- Не ругайте за неудачи в учебе. Двойка за неправильно выполненное упражнение по русскому языку или пример по математике – это не повод разрушить самооценку вашего ребенка. Многим детям с трудом дается процесс обучения, а ваши скандалы и крики могут только еще больше усилить негатив. В таких ситуациях вы должны поддерживать и мотивировать свое чадо.
- Давайте возможность высказать свое мнение. Ребенок имеет право на свое мнение как в повседневной жизни, так и в ходе ссор. Не старайтесь оказывать на малыша давление. Кроме того, всегда выслушивайте оправдания и точку зрения своего малыша.
- Постоянно разговаривайте с ребенком. На регулярной основе узнавайте о том, что думает и чувствует ребенок, что происходит в его жизни. Ни в коем случае не избегайте сложных и деликатных тем. Честно и искренне отвечайте на вопросы своего чада.
- Хвалите малыша. Очень часто родители, которые боятся развить в ребенке завышенную оценку, избегают слов похвалы и поддержки. Такой подход может привести к развитию противоположного явления – чересчур низкой самооценки.
- Используйте слова-установки. Ежедневно в вашем доме должны произноситься фразы, которые дают понять малышу, что дома он любим и желанен, он всегда в безопасности, его выслушают и поддержат. К таким фразам можно отнести: «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» и т. д.
- Давайте ребенку задания. Для того чтобы малыш испытывал чувство выполненного долга, чувство завершенности, доверяйте ему выполнение небольших задач по дому. Например, сделайте его ответственным за уборку в своей комнате или за кормление кота. Контролируйте выполнение задач максимально незаметно, тогда ребенок будет чувствовать себя самостоятельной и самодостаточной личностью.
- Учите, что неудача – это часть жизни. Не следует игнорировать проигрыши и промахи малыша. Объясните ему, что каждая неудача – это новый опыт, а также возможность вынести ценный урок.
- Создайте гармоничную обстановку дома. Не секрет, что дети, выросшие в семье, где постоянно скандалят, ругаются и не уважают интересы друг друга, склонны обладать неадекватной самооценкой. Поэтому в своем доме вы должны создать максимально благоприятную и гармоничную обстановку, где ребенок будет чувствовать себя хорошо.
- Развивайте таланты малыша. Если вы заметили, что ваш ребенок все свободное время рисует – отдайте его в художественную школу. Если малыш выказывает желание петь или танцевать – отведите его в соответствующий кружок. Старайтесь всесторонне развивать личность вашего чада, делайте акцент на его сильных сторонах и умениях.
Игры для развития уверенности у детей младшего возраста
У дошкольников игра – ведущий вид деятельности. В младшем возрасте дети познают мир, играя. Любое качество можно развить в ребенке через игру, уверенность в себе – не исключение. Помимо специальных игр для развития самооценки, психологи советуют и другие пути преодоления неуверенности, например, отдать ребенка в драматический кружок или устраивать домашние театральные представления. Выступления на публике – отличный способ преодолеть застенчивость и научиться верить в свои силы.
Удивительно, но самые простые детские игры зачастую оказываются самыми действенными. К таковым относятся все занятия со сверстниками: прятки, салочки, догонялки, море-волнуется-раз и другие. Главное достоинство этих игр – позитивное взаимодействие с другими детьми, которое помогает преодолеть все психологические барьеры даже самым застенчивым крохам. Поощряйте стремление ребенка проводить время с другими детьми, не ограничивайте его в общении, посещайте вместе с ним детские площадки и парки развлечений.
Игра «День рождения»
Ребенок, которого выбрали «именинником», встает на стул, а остальные дети по очереди берут его за руки, поздравляют с Днем рождения и говорят ему свои пожелания.
Игра «Ниточка»
Дети выстраиваются друг за другом, в голове колонны желательно поставить стеснительного ребенка. Все дети двигаются за первым малышом, стараясь не разорвать «ниточку».
Игра «Поймай свой хвост»
То же самое, что и «ниточка», но в этой игре первый ребенок должен поймать последнего.