Детские опыты и эксперименты в домашних условиях

Содержание:

Опыты при изучении свойств воды

Изучением воды люди занимаются на протяжении нескольких столетий. Но, несмотря на это, некоторые удивительные свойства вещества, которое обеспечивает существование всех живых организмов, вызывают недоумение. Многие из них становятся настоящим открытием во время простых в исполнении, но довольно интересных опытов.

Как замерзает вода

О свойстве воды замерзать при нулевой температуре известно многим. Так почему же моря и океаны при охлаждении до 0°С не превращаются в ледники?

Этот феномен объясняется содержанием в жидкости солей. Порог замерзания воды напрямую зависит от степени концентрации в ней соли. Чтобы морская вода природного водоема замерзла, должно выдержаться хоть одно из ключевых условий: жидкость должна располагаться близко к поверхности или располагать под собой чуть глубже второй слой с более высокой концентрацией соли. 

Это удивительное свойство соленой воды наглядно демонстрирует опыт. Нужно набрать 2 чашки воды. В одну из них добавить 1 ст.л. соли. Обе емкости поместить в морозилку. Через 3-4 часа извлечь их и сравнить. В чашке с чистой водой окажется лед, а с соленой – лишь охлажденная жидкость. Плавающие льдинки в охлажденной жидкости представляют собой скопления пресной воды, оставшаяся часть – солевой раствор.

Топленый лед

При нагревании тела расширяются – общеизвестный факт, применимый и в отношении жидкостей. С водой же дело обстоит иначе. Наибольшую плотность она проявляет на отметке в +4°С. Охлажденная у поверхности вода тяжелеет и опускается на дно, а более легкая теплая поднимается наверх.

Такой круговорот останавливается, когда вся жидкость охладится до +4°С. В этот момент верхний слой воды начинает замерзать, превращаясь в лед. Он словно набухает и замирает у поверхности.

Наглядно это свойство воды демонстрирует опыт «топленый лед». Нужно поместить в наполненный до краев стакан, температура воды которого +40 или 50°С, кубик льда

Важно убедиться, что лед не соприкасается со стенками емкости

Наблюдая за тающим льдом, можно отметить, что вода в емкости не переполняется. В замерзшем состоянии лед занимает больший объем, нежели такая же порция жидкости.

Крышка из бумаги

Все вещества и живые организмы на планете испытывают давление. Просто люди к нему настолько привыкли, что практически не замечают. Доказательством тому, что оно существует, может выступить опыт с все той же водой.

Как вы думаете, что произойдет, если наполненный водой стакан  плотно прикрыть листом бумаги и перевернуть вверх тормашками? Давайте проверим. Наполните стакан на 2/3 водой и прикройте горлышко отрезом плотной бумаги.

При попытке перевернуть стакан обнаруживается, что бумага, словно намагниченная прилипла к нему. Такой эффект возникает вследствие того, что с одной стороны на лист давит вода, а с другой – воздух. Поскольку давление воздуха выше давления помещенной в стакан воды листок и прилипает.

https://youtube.com/watch?v=x0mesLb1FPI

Программа курса

Тем
0/10

Тема Задачи Видео Конспект
Вес тела

/5

1
Закон Гука

/5

1
Сила трения

/5

1
Коэффициент трения

/5

1
Инерция

/5

1
Стробоскопический эффект

/5

1
Равномерное и неравномерное движение

/4

1
Свободное падение

/2

1
Равноускоренное движение

/4

1
Сила и масса

/6

1

Тем
0/18

Тема Задачи Видео Конспект
Центр тяжести

/4

1
Закон рычага

/6

1
Вращающий момент

/6

1
Балка на двух опорах

/7

1
Золотое правило механики

/5

1
Механическая работа

/5

1
Мощность

/6

1
Коэффициент полезного действия

/6

1
Вечный двигатель 1
Блок и ворот

/5

1
Полиспаст

/5

1
Как удержать слона? 1
Наклонная плоскость

/5

1
Клин и винт

/4

1
Липкая лента 1
Сложение сил

/4

1
Верёвочная машина 1
Цепная линия 1

Тем
0/18

Тема Задачи Видео Конспект
Объем тела

/6

1
Плотность вещества

/6

1
Сообщающиеся сосуды

/5

1
Плавание тел

/6

1
Вода с пузырями

/2

1
Закон Архимеда

/5

1
Давление

/6

1
Закон Паскаля

/5

1
Гидравлическая машина

/7

1
Гидростатическое давление

/6

1
Гидростатический парадокс

/5

1
Воздушный насос

/5

1
Плотность воздуха

/5

1
Атмосферное давление

/6

1
Магдебургские полушария 1
Сифон

/6

1
Воздухоплавание

/5

1
Манометр

/5

1

Тем
0/2

Тема Задачи Видео Конспект
Притяжение на плаву

/4

1
Капля

/5

1

Тем
0/29

Тема Задачи Видео Конспект
Соударение шаров 1
Закон сохранения импульса 1
Первый закон Ньютона 1
Второй закон Ньютона 1
Третий закон Ньютона 1
Горки Галилея

/4

1
Реактивное движение

/5

1
Упругий ускоритель 1
Магнитная пушка 1
Соревнования по прыжкам 1
Удивительная слинки 1
Фонтан из бус 1
Маятник 1
Гармоничеcкие колебания 1
Автоколебания

/4

1
Маятник Капицы 1
Физический маятник

/4

1
Центробежная сила

/3

1
Наклонная вертикаль 1
Огненный вихрь 1
Ядро и молот 1
Сила Кориолиса 1
Момент инерции

/3

1
Странные шарики

/4

1
Момент импульса

/4

1
Момент силы

/5

1
Волчок и гироскоп

/4

1
Прецессия

/4

1
Магнитная левитация 1

Тем
0/14

Тема Задачи Видео Конспект
Вакуумная базука

/4

1
Духовое ружьё 1
Закон Бернулли

/4

1
Сопротивление воздуха

/5

1
Муха и вертолёт 1
Трубка Пито 1
Шарик в струе 1
Судно на воздушной подушке

/4

1
Эффект Магнуса 1
Поющая травинка 1
Кумулятивные струи 1
Шары с жидкостью

/4

1
Эффект чайника 1
Плоские звёзды 1

Тем
0/16

Тема Задачи Видео Конспект
Возникновение звука

/3

1
Распространение звука

/3

1
Громкость звука

/4

1
Направленная передача звука

/5

1
Скорость звука

/6

1
Длина волны

/6

1
Отражение звука

/5

1
Музыкальные звуки

/5

1
Спектр звука

/5

1
Резонанс

/6

1
Сирена и скакалка

/5

1
Звучащая струна

/6

1
Звук в трубах

/5

1
Динамик и микрофон

/5

1
Слышимый свет

/3

1
Акустическое самовозбуждение 1

Тем
0/27

Тема Задачи Видео Конспект
Световые лучи

/3

1
Рассеянный свет

/4

1
Тень и полутень 1
Освещенность

/7

1
Плоское зеркало

/3

1
Многократное отражение 1
Процарапанная голограмма

/3

1
Вогнутое зеркало

/4

1
Изображение в вогнутом зеркале

/5

1
Выпуклое зеркало 1
Преломление света

/4

1
Полное внутреннее отражение

/3

1
Отпечатки пальцев 1
Мокрое и тёмное 1
Миражи

/4

1
Собирающая линза

/3

1
Изображение в собирающей линзе

/4

1
Рассеивающая линза

/4

1
Линза Френеля

/4

1
Оптические каустики 1
Светосила

/4

1
Фотоаппарат

/5

1
Увеличительное стекло

/4

1
Микроскоп 1
Зрительная труба

/3

1
Телескоп-рефлектор

/3

1
Телескоп-рефрактор

/4

1

Тем
0/10

Тема Задачи Видео Конспект
Семь цветов радуги

/3

1
Дифракционная решётка

/5

1
Венцы и короны

/3

1
Поляризация света 1
Угол Брюстера 1
Люминесценция

/4

1
Ультрафиолет

/4

1
Светодиод и лазерная указка

/4

1
Сложение цветов

/3

1
Вычитание цветов

/4

1

Тем
0/5

Тема Задачи Видео Конспект
Сложение движений

/4

1
Преобразование Галилея

/4

1
Под углом к горизонту 1
Мгновенный центр вращения 1
Циклоида

/4

1

Тем
0/5

Тема Задачи Видео Конспект
Подъём воды

/3

1
Термоэлектричество

/4

1
Охлаждение испарением

/5

1
Эффект Лейденфроста

/4

1
Температура 1

Правила безопасности

Для опытов дома по физике требуется:

Предоставить технику безопасности и проинструктировать ребенка.
Очень важно прочесть ход опыта.
Предоставить безопасное рабочее место, по назначению использовать оборудование и приборы.
Проводить эксперименты, используя отдельную посуду.
Запрещается приближаться к посуде, где проходит реакция.
Тщательно убрать место, где проходила реакция, помыть руки и посуду.
Использованные жидкости осторожно слить в раковину, заранее открыть кран с холодной водой.
Предметы, использованные для опыта, подписать и убрать в недоступные для ребенка места.

Мыльные пузыри на морозе

Зимой детки любят играть в снежки и лепить снеговиков. Если это дело приедается, тогда ребёнка можно развеселить увлекательным экспериментом с мыльными пузырями. Погоду необходимо выбрать безветренную.

Раствор можно приготовить самостоятельно. Нужно взять немного снега, который должен растаять в небольшом сосуде. Затем в жидкость доливают мыло (или шампунь) и чистый глицерин. Вместо трубочки используют основу ненужной ручки или воронку для переливания жидкостей.

С мыльными пузырями можно совершить разные действия:

  • На сильном морозе выдувают пузырь. С разных сторон шара появляются мелкие кристаллы, быстро разрастающиеся и сливающиеся воедино. Когда пузырь полностью замёрзнет, на месте трубочки образуется вмятина. Процесс кристаллизации происходит снизу вверх, так как в зоне трубочки сосредоточено меньше холода. Из-за атмосферного давления верхняя часть шара прогибается.
  • Трубочку опускают в мыльный состав и затем вынимают. На нижнем кончике должен остаться столбик раствора длиной 3−4 мм. Конец трубочки прикладывают к руке и он начинает уменьшаться. Потом выдувают пузырь до проявления радужного окраса. Шар с тонкой оболочкой сначала полностью замерзает, а затем сразу лопается. Вода начинает кристаллизироваться в отдельных точках плёнки. Молекулы сближаются друг с другом и располагаются в определённом порядке.
  • В две небольшие ёмкости наливают одинаковое количество мыльного раствора. В одну надо добавить 3−4 капли глицерина. Затем из обоих составов выдувают поочерёдно пузыри одинакового размера и располагают их на стекле. Шарик с глицерином замерзает медленнее, чем другой. Реакция говорит о слабых связях между молекулами воды, поэтому кристаллическая решётка этого пузыря быстро разрушается.

С такими опытами дети дошкольного возраста уже будут иметь некоторые познания в физике. А в зимний сезон им точно не будет скучно, когда будет отличная возможность создавать удивительно красивые шарики, похожие на кристаллы.

Опыт с водой для детей «Тонет – не тонет»

Заранее пройдитесь по дому и подготовьте небольшие предметы, отличающиеся по форме и плотности. Например, для этого исследования можно взять зубочистки, перышко, кусочек ваты, болтик, пуговицу, монету, декоративные камешки, пустой пузырек, кубик и т.п. Наблюдайте, как каждый предмет будет вести себя, если его бросить в миску с водой – потонет или нет?

Перед тем, как бросить что-то в воду, спрашивайте у ребенка, пойдет ли этот предмет ко дну. Объяснять маленькому ребенку физику процесса и что такое плотность, конечно, еще рано. Однако, экспериментируя с разными предметами, ребенок научится интуитивно определять, какой из них удержится на воде. Оперируйте такими понятиями, как тяжелый, легкий, пустой, плотный и т.п.

Занимательные опыты

Очень зрелищной бывает для детей работа со светом и звуком. Педагоги утверждают, что занимательные опыты интересны ребятам разных возрастов. Например, предложенные здесь физические опыты подойдут и для дошкольников.

Светящаяся «лава»

Этот опыт не создает настоящий светильник, но красиво имитирует работу лампы с движущимися частицами.
Необходимо:

  • стеклянная банка;
  • вода;
  • растительное масло;
  • соль или любая шипучая таблетка;
  • пищевой краситель;
  • фонарик.

Банку нужно примерно на 2/3 наполнить окрашенной водой, затем почти до краев долить масла. Сверху следует посыпать немного соли. Затем отправиться в затемненную комнату, подсветить банку снизу фонариком. Крупинки соли станут опускаться на дно, увлекая за собой капельки жира. Позже, когда соль растворится, масло снова поднимется к поверхности.

Домашняя радуга

Солнечный свет можно разложить на составляющие спектр разноцветные лучи.

Необходимо:

  • яркий естественный свет;
  • стакан;
  • вода;
  • высокая коробка или стул;
  • большой лист белой бумаги.

В солнечный день перед окном, впускающим яркий свет, на пол нужно положить бумагу. Рядом установить коробку (стул), сверху поставить наполненный водой стакан. На полу появится радуга. Чтобы увидеть цвета полностью, достаточно подвигать бумагу и поймать ее. Прозрачная емкость с водой является призмой, раскладывающей луч на части спектра.

Стетоскоп доктора

Звук распространяется с помощью волн. Звуковые волны в пространстве можно перенаправлять, усиливать.
Понадобятся:

  • отрезок резиновой трубки (шланга);
  • 2 воронки;
  • пластилин.

В оба конца резиновой трубки нужно вставить воронку, закрепив ее пластилином. Теперь одну достаточно приставить к своему сердцу, а к другую – к уху. Ясно слышно биение сердца. Воронка «собирает» волны, внутренняя поверхность трубки не позволяет им рассеиваться в пространстве.

По этому принципу работает стетоскоп доктора. В старину примерно такое же устройство имели слуховые аппараты для слабослышащих людей.

Важно! Нельзя использовать источники громкого звука, так как это может повредить слуху

Описание интересных опытов для детей

Конечно, здесь будут приведены далеко не все опыты для домашней исследовательской лаборатории, а только часть из них. С описанных ниже экспериментов можно начинать этот вид развлечений, если ребенку они понравятся, то можно поискать новые опыты в Интернет-сети или в специальных магазинах.

Опыт 1. «Лавовая лампа»

В бутылку с маслом наливается раствор из воды и пищевого красителя. Затем туда же добавляется шипучая таблетка (например, аспирин). В результате окрашенная вода движется вверх и вниз, не перемешиваясь с маслом.

Объясняется это тем, что вода и масло — жидкости с разной плотностью и никогда не смешиваются. Добавленная шипучая таблетка, при растворении выделяет углекислый газ, который заставляет жидкость двигаться.

Опыт 2. «Вулкан»

Из глины или пластилина лепится макет вулкана. В его кратер вставляется бутылка (ее высота должна совпадать с высотой вулкана). В бутылку насыпается сода. В другой емкости смешать уксус с красителем. Затем аккуратно влить его в кратер вулкана. Получится извержение вулкана.

Это происходит потому, что сода вступает в химическую реакцию с уксусом и начинает пенится и увеличиваться в объеме. Такой опыт дети могут также наблюдать на кухне, когда мама или бабушка что-то пекут, используя соду, гашенную уксусом.

Опыт 3. «Крышка из бумаги»

Воду в стакане накрывают обычным листком бумаги и аккуратно переворачивают стакан. При этом вода из стакана не выливается, а бумага держится как приклеенная.

Когда стакан с водой и листком бумаги переворачивается, то сверху на бумагу давит вода, а снизу – воздух. Листок не падает потому, что давление воздуха сильнее, чем давление воды.

Опыт 4. «Плавающая игла»

В емкость набирается вода и на ее поверхность кладется маленький кусочек папирусной бумаги. На бумагу кладется обмазанная маслом игла. Затем второй иглой нужно аккуратно опустить края бумаги в воду, пока она не утонет. При этом игла останется плавать на поверхности воды.

Это происходит, из-за того, что вода возле иглы немного изгибается, так как игла обмазана маслом и не намокает. Игла лежит внутри лощинки, которую поддерживает водяная пленочка. Стремление воды выровнять лощинку, не дает иголке утонуть.

Если перед экспериментом иглу намагнитить, тогда на поверхности воды она расположится вдоль силовых линий Земли. Ее можно использовать как компас.

Опыт 5. «Невидимые чернила»

В качестве невидимых чернил можно использовать молоко или лимонный сок. С помощью кисточки для рисования можно написать послание. А для того чтобы его прочитать, листок с посланием нужно нагреть горячим утюгом, или подержать над свечой.

При нагревании «невидимые чернила» подгорают и становятся темнее.

Опыт 6. «Солевые кристаллы»

Этот опыт занимает несколько дней. Для него нужно приготовить крепкий соляной раствор. Соли необходимо бросить в воду столько, чтобы она уже перестала растворяться. Из проволоки подготавливается каркас любой фигуры и помещается в стакан с соленой водой. Через некоторое время на каркасе начнут образовываться кристаллы.

Кристаллы растут из-за того, что вода постепенно испаряется, а соль осаждается на заготовленный каркас.

Опыт 7. «Окрашивание живых цветов»

В вазу с водой добавить краситель одного цвета. Стебель белого цветка обрезать на два сантиметра, под острым углом. Затем поместить цветок в вазу. Примерно через сутки лепестки цветка окрасятся в цвет красителя.

Это происходит потому, что окрашенная вода поднимается по стеблю к лепесткам.

Опыт 8. «Радуга»

На дно тазика с водой кладется зеркало. На него направляется свет фонарика. На белый лист бумаги нужно поймать отраженный в виде радуги свет.

Объяснить это просто. Световой луч складывается из нескольких цветов и проходя сквозь воду он разделяется на отдельные цвета.

Опыт 9. «Прогулка по яйцам»

Для эксперимента понадобится лоток яиц. Сперва нужно проверить целостность яиц, при необходимости заменить треснутые. Все яйца должны быть одинаково расположены (острыми концами или вниз, или вверх). Если ставить босую ногу сверху на яйца, равномерно распределяя вес, то по ним можно ходить. Это при том, что скорлупа яиц хрупкая.

Скорлупа яиц устроена так, что при равномерном давлении способна выдержать большой вес.

Опыт 10. «Рисунки солнца»

На очень солнечное место, например, подоконник, положить лист черной бумаги. На него выложить фигурки и трафареты. Через некоторое время, на месте предметов остаются их отпечатки.

Бумага под действием яркого солнца выгорает, а под фигурками остается черной.

Узнать о том, какие опыты можно сделать с детьми 5-6 лет, а также описание самых интересных опытов, вы можете из нашей статьи: Опыты для детей 5-6 лет: в детском саду
 

Интересные эксперименты с водой

Вода – универсальное средство, при помощи которого можно создавать многие фокусы и удивлять маленьких исследователей. Дополнительно могут потребоваться материалы, присутствующие в каждом доме – бинт, сахар, масло.

Перевернутый стакан

Физика – очень интересная наука. С ее помощью можно показать необычные и удивительные свойства обычной питьевой воды. Например, можно доказать, что вода из емкости не прольется, если прикрыть ее горлышко обычной бумагой. Для этого понадобится стакан, вода и кусок плотной бумаги. Наливаем жидкость в стакан, прикрываем его небольшим куском бумаги и переворачиваем.

Вода не проливается, поскольку бумага прилипла к стакану и не выпускает жидкость.

Фокус с бинтом

Если прикрыть стакан бинтом и перевернуть его, то жидкость будет проливаться. Но можно сделать так, что бинт не будет пропускать воду наружу, не используя при этом дополнительных приемов. Для этого достаточно обернуть стакан или бокал куском бинта полностью.

Так создается пленка поверхностного натяжения, которая из-за небольшого размера отверстий в бинте не рвется под тяжестью жидкости.

Водолазный колокол

Как сделать так, чтобы бумага, помещенная в стакан, который опускают в воду, не промокла? Кажется невозможным. Но это не так. Следует создать водолазный колокол. Для этого в стакан помещают свернутый листок бумаги, чтобы он плотно прилегал к его стенкам. После стакан переворачивают и так опускают его на дно большой емкости с водой.

Вода не сможет пробраться в стакан, поскольку там находится воздух, поэтому бумага останется сухой.

Вода и лед

Вода может находиться в 3 состояниях – жидком, твердом (лед) и парообразном. Чтобы показать детям разные свойства жидкого и твердого состояния воды, можно показать им простой фокус. Для этого нужно заморозить несколько кубиков льда и бросить их в емкость с водой.

Лед не утонет, поскольку он легче воды.

Вода + масло

Постное или растительное масло значительно легче воды. Чтобы это показать и одновременно удивить малыша, можно проделать опыт. Для него потребуются:

  • жидкость;
  • сахар;
  • масло;
  • краситель.

Сначала готовят сахарный сироп и выливают его на дно стакана. Далее краситель растворяют в теплой воде и также аккуратно по стеночке выливают в стакан. Последний слой – растительное масло.

Запомните!При правильном выполнении должна получиться 3-цветная жидкость.

Опыт с сахаром

Используя сахар, можно создать интересное явление – радугу. Для этого потребуются самые простые ингредиенты – сахар, пищевой краситель и вода. Фокус получается при правильном создании сахарного сиропа разной консистенции. Для этого в несколько стаканов помещают разное количество сахара – в первый 1 ложку, во второй 2, в третий 3 и так далее. Воду в каждый стакан с сахаром добавляют в одном и том же количестве – по 3 столовые ложки.

Получившиеся сиропы нужно окрасить в разные цвета – синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.

Приступаем к созданию радуги. Для этого в отдельный прозрачный стакан или другую емкость вливаем аккуратно сиропы по принципу – от более насыщенного к менее концентрированному. Чтобы цвета не смешивались нужно вливать каждый новый слой медленно по ложечке. В результате должна получиться разноцветная радуга.

Проращивание семян

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

В две банки осторожно поместить горящие свечи.
В одну из них поставить живое растение.
Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Снег из подгузника

Что нужно:

— одноразовые подгузники;
— глубокая миска или тазик;
— холодная вода.

Разрезаем подгузник и достаем из него наполнитель (в сухом виде он будет похож на обычную вату), измельчаем его руками или ножницами. Помещаем измельченный наполнитель в миску либо тазик с водой, при этом постоянно его разминая

Важно не переборщить с водой, ее нужно добавлять постепенно, чтобы наполнитель не плавал в жидкости, а полностью ее впитывал, тогда прямо на ваших глазах мокрая вата превратится в белый пушистый сугроб. Если положить такой снег в холодильник (но не в морозилку) примерно на час, а потом достать, он будет выглядеть почти как настоящий

Как это работает: наполнителем для современных подгузников служит полиакрилат натрия. Этот абсорбент может впитать в себя влаги больше собственного веса в 30 раз. Соединяясь с водой, волокна полиакрилата натрия разбухают и принимают кристаллическую форму.

Интересные опыты: волчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

— распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

— резинка или толстая нить

— картон

— клей-карандаш

— ножницы

— шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

Вода и лед

Вода существует в трех агрегатных состояниях: пар, жидкость и лед. Цель этого опыта познакомить детей со свойствами воды и льда и сравнить их.

В 4 формочки для льда наливают воду, и помещают их в морозилку. Чтобы детям было интереснее наблюдать, можно подкрасить воду перед замораживанием разными красителями. В чашку наливают холодную воду, и бросают туда два кубика льда. По поверхности воды поплывут простые ледяные кораблики или айсберги. Этот опыт докажет, что лед легче воды.

Пока кораблики плавают, оставшиеся кубики льда посыпают солью. Смотрят, что будет происходить. Через короткое время, не успеет еще комнатный флот в чашке пойти ко дну (если вода довольно холодная), кубики, посыпанные солью, начнут рассыпаться. Это имеет научное обоснование и объясняется тем, что температура замерзания соленой воды ниже, чем обычной.

Эксперименты

В чем разница между экспериментом и опытом? Это методы исследования. Обычно опыт проводится с заранее известным результатом, демонстрируя уже понятную аксиому. Эксперимент же призван подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для детей разница между этими понятиями практически неощутима, любое действие производится впервые, без научной базы.

Однако часто проснувшийся интерес толкает ребят на новые эксперименты, вытекающие из уже известных свойств материалов. Такую самостоятельность нужно поощрять.

Замораживание жидкостей

Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.

Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть

Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.

  • Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина – температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.
  • Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.

Работа с магнитом

Большой интерес у младших школьников вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Занимательная физика предлагает проверить эти свойства.

https://youtube.com/watch?v=86Iwu6lVuwo

Варианты экспериментов (понадобятся магниты):

Проверка способности притягиваться различных предметов

Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал – железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.

Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы.

Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.

Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться.

Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант – прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector