Ребенок не хочет учиться: как его заинтересовать

Учительница ругает за клеточки, а сын ее боится

Светлана, мама Данила, 7 лет:

— Данька так ждал, когда пойдет в первый класс! Обожал курсы по подготовке к школе, так старался, выписывая все эти крючки и палочки, так гордился, что быстро читает.

И с учителем, как мне сначала показалось, нам повезло. Она молодая, активная, привлекает родителей, чтобы устраивали детям развлечения, конкурсы, праздники. Но очень уж требовательная.

Сначала только взрослым доставалось. Педагог подробно писала в чате, как именно нужно делать домашнее задание, что обязательно проверить. Но со временем стала строже относиться к детям. Ругает их по малейшему поводу: не то число клеточек отступил, не поставил точку после сокращения, забыл линейку (первый раз за год!).

Забираю Данила из школы — а он говорит: «Едем быстрее домой, вдруг я не успею домашку сделать!» Успокаиваю его, говорю, что нужно погулять, отдохнуть, ведь школа — это только часть его жизни. А он переживает, что не успеет, что сделает что-то не так и его наругают. Готов даже футбольные тренировки пропускать.

Я же больше переживаю, что он совсем не получает удовольствия от учебы, хотя раньше так стремился в школу.

«Четыре клеточки вниз, две строки пропустить» — на что мы тратим детство ребенка

Мария Швецова:

— Учитель дает много отрицательной обратной связи

Важно разобраться, есть ли при этом положительное подкрепление с ее стороны? Если ребенок сделал все правильно, он услышит похвалу? Или работает только мотивация «чтобы не ругал»?. Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи

Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано

Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи. Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано.

Но вообще, то, что ребенок отказывается от прогулок и любимых занятий — очень тревожный звонок. Значит, он находится в постоянном напряжении. Человеческий мозг так устроен, что обучаться он может только в спокойной, доброжелательной атмосфере. Если вы находитесь в лесу и уверены, что за деревьями прячется медведь, вряд ли вы будете интересоваться, какие цветы и ягоды там растут. В состоянии стресса не будет ни интереса к познанию, ни удовольствия от процесса.

В моей практике был подобный случай, и вопрос решился сменой класса. Думаю, что родителям Данила можно рассмотреть такую возможность. С другой стороны, если учитель дает и положительную обратную связь, а проблема заключается в мелочах вроде отсчитывания клеточек или подобных формальностях, можно помочь локально. Например, сделать шаблон: ребенок подкладывает его в тетрадь и сразу видит, где должен начать писать. Через год-два мозг ребенка станет достаточно зрелым, чтобы на соблюдение правил не уходило слишком много ресурсов.

Как правильно мотивировать ребенка

Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина

Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку

Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.

  • Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
  • Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».

Педагог Дима Зицер:

Как вернуть ребенку интерес к учебе?

Для начала неплохо будет разобраться, какая из перечисленных выше причин, с большей степенью вероятности, спровоцировала нежелание учиться у вашего ребенка. Отметим еще раз, что если вы подозреваете наличие у него проблем со здоровьем – обязательно отведите его к врачу. Возможно, причина окажется в каком-то заболевании, и своевременная диагностика поможет вылечить его быстрее и эффективнее. Возможно, дело будет в нехватке каких-либо микроэлементов, и прием соответствующих препаратов вернет ребенку энергичность, хорошее самочувствие, интерес к учебе и жизни.

Если школьник пережил серьезный стресс, который мог оказать сильное влияние на его психологическое состояние – имеет смысл сводить его к психологу. Психологические травмы, как и физические, лечатся быстрее, когда их не запускают. Кроме того, это может быть еще и профилактикой развития психосоматических заболеваний.

В контексте других причин того, что ребенок не хочет учиться, будет полезно соблюдать следующие универсальные советы.

Формируйте доверительную атмосферу

Ребенок должен понимать, что может поделиться с вами своими проблемами. Что вы проявите уважение к его чувствам, поддержите его, что вы сохраните в тайне его переживания и не будете рассказывать о них за семейным столом, что вы не будете его оценивать.

Это ключ к решению очень многих трудностей в детско-родительских взаимоотношениях. Ведь если ребенок будет вам доверять, он придет именно к вам и с проблемами в общении со сверстниками и с учителями. Не побоится признаться, что у него не получается успевать за школьной программой, или что собственная любовная драма для него сейчас гораздо важнее пятерки по математике.

Подавайте правильный пример

Основной принцип, в соответствии с которым дети обучаются тем или иным поведенческим шаблоном – это копирование поведения взрослых. Если вы не читаете книги, терпеть не можете школу, пренебрежительно отзываетесь об учителях и системе образования, то ребенок впитывает это и начинает вести себя так же.

Мотивируйте

Ученика младших классов может мотивировать игра, азарт, желание достичь какой-то цели в учебе как уровня в компьютерной игре

Ему важно, чтобы родители и учителя его хвалили, и этого мотива может быть достаточно. Но, конечно, такому ребенку вполне можно вернуть интерес к учебе, если пообещать купить велосипед за отсутствие троек (главное – обязательно выполните свое обещание)

Для подростка, как уже было отмечено, похвала (особенно учительская) уже не так важна. Его по-прежнему можно заинтересовать чем-то материальным, а еще – чем-то, что позволит ему почувствовать себя взрослым. Например, принятием решения о том, куда он поедет летом отдыхать (из предложенных вами вариантов, само собой).

Старшеклассник начинает задумываться о своем профессиональном будущем, и с ним можно вести серьезные разговоры на тему важности хорошей учебы для успешного поступления. Но не стоит превращать поступление в культ – это повысит тревожность ребенка и станет причиной серьезного стресса, если он не справится с экзаменами так, как планировал

И обязательно слушайте, что он вам говорит, не навязывайте ему свои представления о том, какую профессию ему выбрать. Потому что если он будет понимать, что впереди – поступление на ненавистный факультет, то никакой мотивации у него не возникнет.

Помогайте сделать учебу интереснее

Если школьнику нравятся какие-то дисциплины или занятия – найдите для него кружок по интересам, предлагайте ему сходить на тематические мероприятия, выставки, поучаствовать в конкурсах. Главное – не переусердствовать и не превратить жизнь ребенка в череду секций и факультативов, которые ему не нужны.

Если вы умеете видеть, слышать, чувствовать своего ребенка, то вы сможете решить любые проблемы в его воспитании. Если же этих умений вам не хватает – имеет смысл обратиться к психологу, причем, возможно, походить на совместные консультации.

Причина 1 — возрастные особенности

Для начала обратим внимание на возраст ребенка. У младших школьников  учебная (а не игровая!) деятельность становится ведущей,  дети направлены на саморазвитие

Интерес к учебе мотивируется результатом и самим процессом.

Иначе говоря, ребенок большое значение придает похвале, оценке учителя и родителей. Он с удовольствием включается в урок только потому, что все для него ново, необычно и интересно.

Подобных чувств  не испытывают те дети, которым учебный материал давно знаком или, напротив, слишком труден для восприятия. В этой ситуации и первым, и вторым детям необходим индивидуальный подход: одаренным учащимся нужно дать возможность развиваться дальше, а с другими детками заниматься восполнением «пробелов» в знаниях.

Если далее ребенок легко адаптируется к новым условиям средней школы, то с желанием будет учиться до  7 класса.  В 8 классе  количество отличников и хорошистов резко падает.

Виной тому – пресловутый подростковый кризис, когда дети претендуют на равные со взрослыми права. Подростки отвергают контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и даже помощь. Они  стремятся иметь близкого друга и подражать ему. Влияние же родителей довольно ограничено. Все это неблагополучно сказывается на желании учиться. Однозначного решения этой проблемы нет, но внимательные, чуткие родители могут найти ключ к сердцу своего ребенка.

Главное условие успешной учебы

Любой ребенок испытывает желание развиваться и познавать новое только при одном условии: когда чувствует свою защищенность и безопасность — физическую и психологическую.

Ребенок сам еще не способен ее себе создавать — это могут сделать только взрослые. Чувство защищенности и безопасности ребенка складывается из таких компонентов:

  1. Ребенок не должен подвергаться физическому насилию и психологическому давлению (унижению, травле и т. д.).
  2. Большое значение имеет психологическое состояние мамы, с которой ребенок вплоть до полового созревания связан незримой психологической «пуповиной». Ее состояния очень влияют на то, как чувствует себя ребенок. Когда мама в депрессии или страхе, раздражена или обижена — ребенок утрачивает чувство защищенности и безопасности.
  3. Методы воспитания и обучения должны строиться с учетом психологических свойств ребенка (примеры мы описали выше).

Утратить чувство защищенности ребенок может еще в раннем возрасте — в семье — и позже — в дошкольном учреждении, в школе.

На развитии ребенка также сказываются факторы, о которых мы часто не знаем или не придаем им большого значения. Чтобы дать детям максимум, современные родители должны понимать, как работает психика человека.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет родителям понять своего ребенка без слов. Точно знать, как работает его психика и как разбудить в нем угасшее желание к учебе. Кроме того, мамы получают на этом тренинге качественную психологическую помощь, избавляются от любых собственных проблем.

Быть для своего ребенка гарантом безопасности и точно знать, как вдохновить его на изучение мира, — это огромное материнское счастье.

На уроке страшно поднять руку

Наталья, мама Марии, 9 лет: 

— Маруся всегда была очень стеснительной. Заговорить с кем-то для нее целая проблема. Хорошо было в садике: группа у нас была маленькая, воспитатели очень внимательные, всегда спрашивали дочь, чего она хочет, помогали реализовать какие-то ее идеи.

В школе все по-другому. Класс — 27 человек, и она там просто теряется. Спрашиваю у нее: «Ты сегодня руку поднимала на уроке?» — «Нет». — «Почему? Ты же готовилась». — «Не знаю». И весь разговор. Даже не пытается показать, что знает. Учительница и не обращает на нее никакого внимания.

Но хуже всего, что она вообще ничего не хочет. Никаких идей, никакой инициативы. В какой кружок ее ни отдадим — нигде не задерживается: неинтересно. Кажется, отстанем от нее — так и будет целыми днями сидеть, ничего не делать. Но ведь так же нельзя, правда?

Песталоцци ХХI, или Школьная каторга

Мария: 

— Учебная мотивация — часть общей мотивации к жизни. У ребенка показатель такой мотивации — интерес к познанию мира, радость от каких-то занятий. Если такой интерес пропал, стоит срочно обратиться к психологу.

Интересно, как у девочки возникла такая стратегия: ей нужно, чтобы ее кто-то заинтересовывал, вел за руку. Может быть, подобным образом ведет себя кто-то из близких людей. У человека много идей, но он не может реализовать их без какого-то «помогатора», она могла перенять такой подход. А может быть, стратегию невольно сформировали родители, приучив дочь советоваться каждый раз, прежде чем что-то сделать.

Со своей стороны родители могут также проанализировать следующее: возможно, нежелание учиться — это нежелание учиться в конкретном классе, нежелание заниматься в кружке — свидетельство того, что не интересна именно эта деятельность. Вероятно, какой-то интерес у ребенка есть, нужно только его найти. И тогда уже стоит отдавать Марусю в конкретный кружок, где преподаватель сможет уделить ей достаточно внимания, дать ей уверенность в своих силах.

Также стоит разобраться, как обстоят дела с освоением школьной программы. Возможно, Маруся все отлично понимает, со всем справляется, но не хочет проявлять себя и делает все средненько. А может быть, есть пробелы. В таком случае мы диагностируем уровень знаний в играх, а потом дорабатываем проблемные моменты — с помощью игр или дополнительных учебных занятий.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:

Трудности в учебе

Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.

Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог

Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче

Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.

Конфликты с одноклассниками или педагогом

Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.

Семейные проблемы

Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.

Не готов к школе

Чаще эта история касается мальчиков. У родителей были инструменты (например, психологические тесты на готовность к школе ), но они положились на календарный признак: 7 лет — пора! А ребенок не готов к школе: игровая мотивация не сменилась на учебную. И сейчас ему тяжело, напряжно и хочется играть, а не писать прописи. Такие мальчики с машинками и динозавриками в руках очень выделяются в классе среди целой толпы спокойных, вменяемых, работоспособных, усидчивых девочек с хорошо сформированной учебной мотивацией.

Большую ошибку делают родители, которые запихивают в школу маленьких да удаленьких детей : «Он читает с 3 лет, с 4 играет в шахматы, мы лучше отдадим его сейчас в школу, а то ему потом будет скучно».

Нет! — пусть лучше ребенок пойдет в школу не в 5 или 6 лет, а в 7! Пусть он поскучает немного — зато у него будет время на заведение дружбы и адаптацию . А это лучше, чем писаться по ночам и сгрызть себе все ногти на нервной почве.

Что делать?

Спокойно и без нервов спрашиваем, что не так. Ребенок говорит, что вообще не хочет в школу, а хочет в садик. И учитель подтверждает: «Да, он не готов к школе». Забирайте чадо из школы. Если этого не сделать, ребенок найдет способ избегать школу — через болезнь. Зачем вам эти грабли? Верните ребенка в подготовительную группу, где он спокойно дозреет до желания учиться в школе.

«Кукарекал на уроке русского языка»

Анжела, мама Тимофея, 7 лет:

– Кто бы только знал, сколько мы с Тимой занимались до школы! По чуть-чуть, по 5-10 минут, но обязательно каждый день. И читали, и писали, и считали. Была уверена, что в первом классе проблем не будет.

Но они есть. Учительница все время жалуется, что Тимошка то вертится, то под парту сползает, то отвлекает всех на контрольной.

Недавно принес замечание в дневнике: «Кукарекал на уроке русского языка». Смешно, конечно, но мне уже больше хочется плакать. Как заставить его сидеть спокойно?

Фото: lori

Мария: 

— Тимофей может вертеться за партой по разным причинам: или потому, что ему тяжело сидеть, не хватает контроля, или потому, что мальчику слишком легко учиться.

В первом случае такое поведение — свидетельство недостаточного развития зоны регуляции и контроля. Процесс развития происходит у каждого ребенка по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Поэтому самый эффективный путь — обратиться к нейропсихологу. Он точно диагностирует проблему и подберет упражнения для коррекции.

Развивать произвольное внимание у ребенка можно и в семье. Этому способствуют и любые игры по правилам, и даже регулярное выполнение обязанностей по дому

Со школой напрямую это не связано, но вырабатывает нужные для учебы навыки: планирование своей деятельности и контроль ее осуществления.

Можно предлагать ребенку внимательно рассматривать картинки, а потом по памяти их описывать. Чтобы это сделать, ему нужно сконцентрироваться на деталях, запомнить их. Или сыграйте с ним в «Муху». В центре поля пять на пять клеток сидит муха (лягушка, котик или любой другой персонаж). Родитель командует, куда ребенок должен мысленно «передвинуть» муху, и через несколько шагов ребенок показывает, в какой клетке она будет находиться. Постепенно увеличивается поле, скорость и количество передвижений мухи.

Второй вариант — Тимофею слишком легко учиться, так как программу первого класса он уже прошел. Если он выполняет задания быстрее одноклассников, а потом вертится от скуки, можно попросить учителя давать ему небольшие дополнительные задачи. Это могут быть лабиринты, загадки, судоку, математические раскраски. Нужно, чтобы мальчик был занят и не мешал другим.

В этом возрасте самое главное — чтобы не закрепилось такое поведение на уроках. Иначе мотивация к обучению будет утрачена, и новые, более сложные знания усвоить будет значительно труднее.

Как помочь ребенку, если он плохо учится

Покажите ребенку, что предмет действительно интересный! Сейчас открыто очень много интерактивных музеев — экспериментариумов, красочных выставок, увлекательных книг даже по самым «скучным» предметам

Малышей особенно важно заинтересовать предметом. Конечно, не все в учебе обязательно будет интересным, но мотивация узнать больше о любимом деле поможет справиться с трудностями.
Поговорите с ребенком

Удивительно, но этот простой выход не всегда первым приходит на ум. Может быть, подросток давно ждал этого момента. Но говорить тоже надо правильно. Важно научиться слушать и слышать ребенка, не унижая его и принимая в расчет его мнение. Если подросток говорит «учитель унижает меня» или «одноклассники меня травят», надо прислушаться к нему, а не отвечать «не выдумывай, тебе лишь бы ничего не делать», так вы потеряете доверие. В ситуацией с травлей, вы должны встать на защиту ребенка и противостоять ей. Не стоит предлагать подростку решить проблему самостоятельно, травля иногда оборачивается настоящей трагедией, особенно, если ее сопровождает бездействие учителей.
Позволить ребенку плохо учиться. Иногда это действительно действенный метод. Здесь мы возвращаемся к проблеме неадекватных требований. Плохие оценки ребенку иногда выставляют за неправильное оформление работы.

Психолог Людмила Петрановская предлагает не тратить детство маленького ребенка на парадоксальные требования:

Подросток отказывается учиться

Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.

Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.

Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне

Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.

С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.

Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».

Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой. 

9 типичных проблем детей в старшей школе

Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.

Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно

Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества

Ребенок плохо учится — что делать?

В современной школе ребенку дают оценки и плохая оценка сразу воспринимается, как глобальная неудача. Редко родители или педагоги рассуждают так: «Эта тема очень трудная, я помогу тебе справиться с ней». Двойка воспринимается не как оценка знаний ребенка, а как оценка самого ребенка. «Недотепа», «неуч», — иногда детей награждают обидными эпитетами. «Ребенок плохо учится — что делать?» — спросите вы, ведь такие слова родители говорят от отчаяния, а не от того, что не любят собственных детей!

Педагоги также призывают не употреблять в отношении ребенка оценочные слова «неумеха», «лентяй». Поставив себя в положение строгого надзирателя, вы имеете все шансы потерять с ребенком близкие и доверительные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector