Шизофрения: симптомы и признаки у подростков
Содержание:
Мифы и заблуждения
Признаки шизофрении поведение выдает открыто, если понимать особенности проявления заболевания. Считается, что люди с этим диагнозом не склонны к насилию и безопасны для общества. Это не миф, но надо брать в учет возможные вспышки ярости и агрессии, непредсказуемые действия.
Несостоятельность личности и глупость поведения – так тоже часто говорят окружающие. Да, определенные стадии шизофрении приводят к такому состоянию. Человек даже может вести себя как ребенок. Есть формы шизофрении с не очень выраженными признаками. Люди в таких случаях не глупее остальных в обществе. Интересно, что среди людей, кому поставлен диагноз шизофрения, есть много талантливых художников, музыкантов. Яркий пример – Винсент Ван Гог.
Нетипичная картина
Наряду с типичной формой заболевания, описанной выше, встречаются и атипичные формы. Они имеют свои особенности, от которых зависит тяжесть заболевания.
- Zapella – форма синдрома с неярко выраженными признаками. Речь частично сохранена, умеренно выражен сколиоз, умственная отсталость средней степени тяжести. Физически развиваются нормально.
- Hanefeld – в клинической картине преобладает раннее развитие судорожных приступов. Часто они случаются даже до появления умственной деградации.
- Rolando – на первый план выходят признаки задержки психомоторного развития. Ребенок теряет возможность передвигаться, нарастает стереотипия движений, его беспокоят дыхательные нарушения.
Синдром Ретта – сложное генетическое заболевание. Прежде всего, его сопровождает полная умственная деградация и психоневрологические нарушения, влекущие за собой многочисленные патологии других систем организма.
К сожалению, в мире еще не существует способа кардинального искоренения болезни, хотя ученые ведут постоянные разработки в этом направлении.
Лечение синдрома сводится к трем основным направлениям. Медикаментозная терапия назначается для купирования судорожных припадков и стимуляции работы головного мозга.
Диетотерапия включает в себя контроль массы тела, употребление в пищу высококалорийных, витаминизированных продуктов.
Однако наибольшее внимание уделяется реабилитационным мероприятиям, направленным на укрепление опорно-двигательного аппарата и поддержание умственного, психомоторного развития
Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них
Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию
Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них. Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию
Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них
Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию.
Дети, склонные к заболеванию
Деток, предрасположенных к шизофрении, можно распознать по их поведению. Они замкнутые, предпочитают играть одни, спокойные, не привлекающие к себе внимания. Избегают общения с посторонними людьми, не смотрят в глаза, отводя взгляд. Среди их увлечений встречаются довольно странные: игры с веревочками, корочками, бумажками. Они могут отдавать предпочтение страшным, отталкивающим игрушкам, пугающим рассказам.
Такие малыши выражают странные страхи. Например, боязнь какого-либо цвета или полотенца. Они привередливы в еде, интересуются загадочными науками: психологией, палеонтологией, археологией. Их развитие может опережать сверстников. Они проявляют математические и другие способности в довольно раннем возрасте.
Что же может подтолкнуть к развитию шизофрении таких деток? Это, прежде всего, стрессовые воздействия. Насилие, жесткость в воспитании, любые негативные эмоциональные всплески. Например, идя на прием к врачу, ребенка стоит заранее подготовить.
Одна из ошибок родителей, проявляющаяся очень часто – это навязчивое, принудительное развитие их сверхспособностей. Ребенок проявляет повышенные способности к иностранным языкам, и родители всячески пытаются их усилить. Не стоит насильничать над ребенком. Все должно проходить на добровольных началах в той дозе, которую определяет сам малыш. Высокие нагрузки разрушительно воздействуют на психику детей.
Нельзя потакать отстраненности, холодности детей. Нужно всеми усилиями стремиться воспитывать в них эмоциональный ответ, вовлекать их в социум.
Детки, предрасположенные к шизофрении – это особая, тонкая категория людей. Неблагоприятная обстановка в семье, садике или школе с большой вероятностью провоцирует у них развитие стойкого заболевания.
В возникновении шизофрении «замешаны» как биологические, так и психоэмоциональные причины. Все выдвинутые гипотезы не являются однозначными. И не объясняют в полной мере природу расстройства.
Ученые всего мира не оставляют надежду установить всю цепочку патологических связей в генезе заболевания. Ведь именно доподлинно установленная причина даст возможность в полной мере повлиять на патологический процесс и найти средство полного излечения, которое, к сожалению, на данный момент невозможно.
Автор статьи
Царенко Мария Арменовна
Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.
Врачебный стаж: 9 лет
Записаться на прием
Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка
Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.
Генетическая предрасположенность
Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.
Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.
Ограниченность умственных способностей
Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.
Повреждения головного мозга
Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:
- энцефалит;
- менингит;
- ВИЧ;
- краснуха;
- интоксикация ртутью;
- отравление растительными ядами и т.д.
Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.
Вредные привычки у родителей
Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.
Постоянные конфликты
Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.
Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.
Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.
Заикание
Психологические факторы являются основными в развитии логоневроза. Начало дефектологического нарушения речи обычно приходится на детский возраст (2–6 лет). В это время формируется характер человека, будущая личность, выстраивается иерархия среди сверстников.
Проявляется заикание однообразным повторением звуков, частей слова, инверсией (заменой или перестановкой слов). При этом голосовые связки и лицевые мышцы находятся в напряжении, непроизвольно сокращаются – спазмируют. Человек волнуется, чувствует себя неловко, лицо краснеет.
Психосоматические обоснования данной патологии таковы:
- Страх высказываться. Ребенку не дают выразить свое мнение по любому вопросу, не слушают, его желания взрослые игнорируют, запрещают говорить, даже бьют по губам. Со временем у малыша формируется установка на остановку речи при попытке что-то сказать.
- Боязнь возражения. Авторитарные родители своим жестким воспитанием подавляют в своем чаде способность отстаивать свое мнение, утверждая свою прерогативу – «взрослый всегда прав». У ребенка развивается чувство неполноценности, уверенности в своей глупости и неспособности рассуждать. Постоянное нахождение в страхе приводит к заиканию в попытке высказаться.
- Критика, осмеяние, опровержение всего, что ребенок говорит, обесценивание его достижений. Это подавляет, не позволяет проявлять инициативу, говорить.
- Резкая смена условий. Избалованное в семье чадо, уверенное в своей исключительности, идет в детский сад. А там, в коллективе сверстников, он оказывается обычным, ничем не выделяющимся, таким как остальные.
- Стрессовая ситуация, сильный испуг.
Страх озвучивать свои мысли, сказать не то и не так, подвергнуться критике, осмеянию приводит в итоге к тому, что ребенка меняется мышление, поведение, отношение к людям. Он испытывает огромный стресс при необходимости речи, а по отношению к собеседнику возникает злость и агрессия. Все это отрицательно сказывается на проговаривании слов. Малышу так тяжело это переносить, что он вообще замолкает на длительное время, обрекая себя на искусственную немоту.
Тут хочется отметить, что ни с какими физиологическими изменениями органов речи заикание не связано. Это чистейшее психосоматическое расстройство, виноваты в котором родители или те, кто находятся рядом с детьми. Им следует очень внимательно относиться к детям и своему воспитательному подходу к ним.
Что касается взрослых, то психолог, философ и автор пользующихся популярностью книг по личностному развитию Лиз Бурбо утверждает, что психологическими причинами логоневроза у них являются:
- неумение отстаивать свою точку зрения права (это родом из детства);
- внутренний запрет на выражение эмоций;
- боязнь того, кто стоит выше по иерархической лестнице, представляет власть.
Логоневроз успешно лечится у детей, но только если терапию начать на первой стадии заболевания. Методов для этого имеется предостаточно, но для каждого пациента подбирается своя тактика. Потребуется помощь одновременно двух специалистов: логопеда и психотерапевта. Первый использует отработанные эффективные программы, а второй – нейролингвистическое программирование и гипноз. Важная функция имеется и у родителей маленького пациента. Кроме любви и воспитания, они должны разнообразить досуг ребенка, оградить от стрессов.
В лечебном процессе взрослого пациента активное участие принимает и он сам. В этом случае логоневроз победить тяжело, ведь у его носителя уже устоявшиеся представления о жизни и характер. Это несколько усложняет выздоровление. Такому индивиду следует, прежде всего, осознать, что все детские страхи далеко позади, реализовать давние мечты, научиться возражать и отказывать, смело высказывать свое мнение.
Память
Шизофреническая память обладает специфическими особенностями. В первую очередь страдает рабочая память, выполняющая роль сборника кратковременной информации, содержит сведения, необходимые для непосредственного поведения, обеспечивая промежуточное запоминание. Благодаря рабочей памяти человек имеет возможность понимать обращенную к нему речь, решать возникающие вопросы с использованием имеющихся знаний, планировать будущее, воплощать в реальность задуманное. Данный процесс обеспечивает решение имеющихся на данный момент задач.
Нарушение рабочей памяти вносит неадекватность в поведение больного. Теряется способность планирования действий. Информация воспринимается и воспроизводится в искаженной форме, человек не может самостоятельно принимать решения – у него пропадает возможность разрабатывать стратегию поведения.
Искажение рабочей памяти является важным признаком шизофрении, вносит существенный дисбаланс в жизнь индивида.
Другие виды памяти, страдающие при шизофреническом расстройстве:
- эпизодическая – отвечает за событийную информацию, касающуюся отдельного человека (вчера я ходил в спортзал);
- вербальная – запоминание, хранение речевой информации;
- невербальная – запоминание, хранение визуальной, слуховой, тактильной информации;
- ассоциативная.
Частично сохраняются при шизофрении семантическая, имплицитная память. Семантическая форма дает возможность людям воспринимать, хранить обобщенные понятия о мире. Имплицитная форма представляет собой непроизвольную память. Не испытывают дефицита также стороны запоминания, отвечающие за обучение.
Основываясь на двойственности относительно сохраняемых когнитивных функций, интеллектуальную деятельность у людей с шизофреническим расстройством нарекли двойной бухгалтерией.
Совсем недавно ученые из Нью-Йорка совместно с колумбийскими специалистами выяснили механизм распада памяти при шизофрении. Ранее предполагалось, что причиной угасания памяти во время расстройства становится нарушение функционирования дорсолатеральной префронтальной коры. Однако доказать это практическим путем не удавалось.
При попытках были использованы задачи определенного уровня сложности, выполняемые больными и здоровыми людьми. Результаты фиксировали с помощью МРТ. Кора в этой области не отреагировала при проведении эксперимента.
Тогда вышеупомянутые ученые предположили, что степень сложности задач была недостаточной, и разработали свой тест, состоящий из 8 уровней. Повторив условия эксперимента с применением своего сборника, было обнаружено, что у здоровых людей указанная зона коры находилась в состоянии повышенной активации, тогда как в группе испытуемых с расстройством возбуждение проявлялось очень вяло. В наименьшей степени кора активировалась у тех испытуемых с шизофренией, кто хуже всех справился с заданием.
Предполагается, что данное открытие может стать огромным шагом на пути к разработке более эффективных методов лечения недуга.
Лечение шизофрении у подростков в клинике
Пожалуй, самой серьёзной проблемой, которая остро встаёт перед родителями больного шизофренией подростка, является поиск квалифицированного специалиста. А именно, врача-психиатра, который сможет восстановить здоровье подростка в оптимально короткие сроки и надолго.
Эту проблему легко смогут решить профессионалы своего дела, доктора различного профиля специализированного психотерапевтического центра «Клиника Преображение».
Лечение шизофрении у подростков
- амбулаторно-поликлинического отделения;
- стационарного отделения;
- отделения дневного стационара;
- службы оказания помощи доктором на дому;
Обратиться по вопросу, связанному с вашим здоровьем или здоровьем близких, можно по телефонам указанным на сайте
Есть возможность задать вопрос по адресу: info@preobrazhenie.ru
Генетика и наследственность
Генетическая теория, объясняющая, почему возникает шизофрения, играет не последнюю роль в общей картине предоставляемых возможных причин. Однако до сих пор окончательно не выяснено, какой же ген виновен в появлении расстройства. Раньше к таковым относили 72 гена, но это так и не нашло научного подтверждения.
Считается, что особую роль в развитии заболевания играют гены, отвечающие за обмен нейромедиаторов. Если в них формируется дефект, то медиаторы либо выделяются в недостаточном количестве, либо их структура изменена, и рецепторы не распознают их. В результате нарушается передача нервных импульсов, и, как результат, появляются сбои в деятельности ЦНС.
В зависимости от того, насколько поражен тот или иной ген, человек может:
- быть носителем патологического гена, проявляющегося в последующих поколениях;
- иметь шизотипическое расстройство;
- страдать шизофренией.
Несмотря на то, что в генетической теории шизофрении существует множество пробелов, но факт остается фактом. Прослеживается печальная зависимость наследования заболевания, если кто-то из родственников имеет расстройство:
- болен один родитель – риск заболеть детям составляет 15%;
- оба родителя – 45%;
- бабушка или дедушка – 10%;
- прабабушка или прадедушка – 5%;
- родные брат или сестра – 5–10%;
- двоюродные брат, сестра, тетя, дядя – 2%;
- племянник – 2%.
Если в семье носителем заболевания является мать, то риск получить его в наследство у ребенка возрастает, нежели если болен отец.
Классификации психических расстройств
Международная классификация болезней
В Международной классификации болезней 8-го пересмотра 1967 года в разделе шизофрении (295) была категория (295.8) «Другое». «Другое» (Other) включает в себя: атипичные формы шизофрении (atypical forms of schizophrenia), инфантильный аутизм (infantile autism), шизофрению, детский тип, (schizophrenia, childhood type, NOS), шизофрению указанного типа, не классифицированного по 295.0—295.7 (schizophrenia of specified type not classifiable under 295.0—295.7), шизофреноформный припадок или психоз (schizophreniform attack or psychosis).
В Международной классификации болезней 9-го пересмотра (МКБ-9), адаптированная для использования в СССР рубрика «шизофрения, детский тип» носила код 299.91. В оригинальной МКБ-9 на английском 1977 года издания «детский тип шизофрении» (англ. childhood type schizophrenia) кодировался кодом 299.9. Рубрика 299.9 предназначалась для «неуточнённых психозов с началом специфичным для детского возраста», в неё включалась: 1) детский психоз , 2) шизофрения, детский тип , 3) шизофренический синдром детства .
В адаптированной для использования в Российской Федерации версии МКБ-10 детский тип шизофрении включается в раздел F20.8 (другой тип шизофрении), её код — F20.8xx3. В данную подрубрику включаются случаи шизофрении, которые начинаются в детском возрасте и характеризуются своеобразием и полиморфизмом клинической картины. Включаются также возникающие в раннем детстве случаи шизофрении с выраженным олигофреноподобным дефектом (схожая с олигофренией выраженная задержка психического развития).
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам
DSM-III. Американская психиатрическая ассоциация удалила детскую шизофрению.
В американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 2-го издания (DSM-II) «шизофрения, детский тип» кодировалась кодом 295.8. Код 295.8, обозначенный как «шизофрения, детский тип», предназначен только для США. Код МКБ-8 295.8 — «Шизофрения, другое». Основные характеристики детской шизофрении, описанные в руководстве: наступление до половой зрелости, аутистичное и замкнутое поведение, неспособность развития идентичности отдельно от матери, инфантильность, неадекватность в развитии.
«Шизофрения, детский тип» была успешно удалена из DSM-III (1980), а в Приложении «C» Американская психиатрическая ассоциация написала: «в настоящее время нет способа предсказать, какие дети будут развивать шизофрению как взрослые». Вместо детской шизофрении они предложили использовать «инфантильный аутизм» (299.0x) и «первазивное расстройство развития с началом в детстве» (299.9x).
В DSM-III-R (1987), DSM-IV (1994), DSM-IV-TR (2000), DSM-5 (2013) нет «детской шизофрении». Обоснованием такого подхода было то, что, поскольку клиническая картина шизофрении взрослых и детской шизофрении одинакова, детская шизофрения не должна быть отдельным расстройством.
Реабилитация
При получении диагноза «шизофрения» и прохождении лечения необходимо осознание, что это хроническое заболевание. Теперь придется постоянно принимать поддерживающие лекарства, защищающие от приступов.
Ни в коем случае нельзя сокращать дозировку, назначенную психиатром, и самостоятельно отменять препарат даже при очень хорошем самочувствии.
Кроме этого, в период ремиссии необходима реабилитация пациента, цель которой – адаптация в новом состоянии.Онапредполагает участие близких людей.
Современные тенденции психотерапевтического лечения в своей основе имеют следующую концепцию. Больной – это целостная личность со своими особенностями и взглядами на мир. Он имеет право на полноценную жизнь.
В задачу психотерапевта входит снять симптомы и обучить пациента самостоятельно решать жизненные проблемы, взаимодействовать с обществом, социально адаптироваться. Специалист мотивирует шизофреника на то и другое, пользуясь такими методами:
индивидуальным – часто в виде ролевых игр, когнитивной терапии. Индивида убеждают не слушать голоса, обучают проверки соответствия реальности и ощущений, как стряхнуть с себя апатию
Он получает понятие, насколько важно принимать препараты и другие навыки;
семейным – вырабатывается тактика отношений между больным и его близкими, сглаживания эмоционального напряжения и терпимости. Родные должны владеть полной информацией о болезни, уметь убеждать больного принимать препараты и контролировать этот процесс и т.д.;
групповым – моделируются ситуации, имеющие место быть в повседневной жизни, прививаются навыки нормального поведения.
После реабилитации человек может продолжать работать, как и прежде, но нагрузка должна быть снижена. Если же трудовые навыки потеряны, можно овладеть другой профессией, требующей выполнения несложных задач.
В итоге
Лечение детской шизофрении в центре «Мацпен» — это хорошо организованный и эффективный процесс. Наша основная задача — научить ребенка и его родителей жить с этим заболеванием, контролировать симптомы и выстроить свою жизнь так, чтобы она была максимально приближена к полноценной. По завершении лечения ребенок становится более адекватным, избавляется от бредовых мыслей. Он готов к участию в учебном процессе, к дальнейшему развитию и успешной адаптации в обществе. По возвращении домой родители и ребенок имеют возможность продолжать сеансы психотерапии и получать консультации от специалистов центра «Мацпен» — заочно, через Интернет.
- Длительность курса лечения детской шизофрении в центре «Мацпен»определяется после прохождения диагностики и в среднем может составлять от _______ месяцев.
- Стоимость лечения детской шизофрении определяется по нескольким параметрам и может составлять от ______ тысяч долларов. Стоимость проживания, питания, а также транспортные расходы рассчитываются отдельно и зависят от личных пожеланий и потребностей пациента и его семьи.
- Нужно учитывать, что к лечению мы приступаем только после проведения диагностики.