Спазмофилия у детей

Что провоцирует / Причины Спазмофилии у детей:

Спазмофилия возникает из-за остро развившейся гипокальциемии вместе с алкалозом и электролитным дисбалансом. В крови очень быстро увеличивается количество активного метаболита витамина D. Причинами могут быть прием доз витамина D2 или D3 выше нормы. Такое бывает либо при самостоятельном лечении, либо при назначении врачом «ударных» доз препарата. Также такое случается, когда большой процент кожи ребенка длительное время находится под солнцем весной, получая слишком много ультрафиолета.

Также гипокальциемия может стать результатом нарушения функционирования паращитовидных желез, снижения всасывания кальция в кишечнике или повышенного выделением его с мочой. Также причинами судорожной готовности считают снижение в крови уровня натрия, магния, витаминов В1 и В6, хлоридов.

Классификация

Есть два вида спазмофилия – это латентная и манифестная, которые различаются в зависимости от особенностей течения.

Первая может быть выявлена только при проведении обследования, при этом используются специальные пробы и механические мероприятия. При латентной спазмофилии имеются определенные симптомы, которые будут рассмотрены далее.

Что касается манифестного заболевания, то оно также имеет отдельные симптомы, на которые внимание должно быть обращено в первую очередь. Таким образом, оба вида заболевания несут угрозу для жизни и здоровья ребенка, и для предотвращения каждого из них родители должны обратиться к грамотному специалисту, которай поможет найти решение основных проблем

Таким образом, оба вида заболевания несут угрозу для жизни и здоровья ребенка, и для предотвращения каждого из них родители должны обратиться к грамотному специалисту, которай поможет найти решение основных проблем.

Что такое Спазмофилия у детей —

Спазмофилия – патологическое состояние организма ребенка, которое характеризуется повышением нервно-мышечной возбудимости и склонностью к клоническим судорогам. Эта болезнь появляется у детей от 3 месяцев до 2 лет. Среди больных, по статистике, больше мальчиков, чем девочек.

Спазмофилия у ребенка становится результатом нарушения кальциево-фосфорного обмена, из-за чего «падает» кальций в крови. Формы заболевания:

  • латентная
  • явная

Латентная форма спазмофилии переходит в явную форму, если у ребенка в организме дефицит витамина D, из-за чего развивается рахит. Скрытая форма может проявляться моторным беспокойством, тревожным сном, пугливостью, потливостью сверх нормы.

Прогноз и профилактика

Есть несколько разновидностей профилактики данного заболевания.

Так, первичная профилактика подразумевает под собой диагностику заболевания, а также непосредственное лечение рахита.

Вторичная же профилактика имеет направленность на то, чтобы своевременно принять меры по лечению рахита скрытой формы, а также обеспечить необходимые меры по терапии

Помимо этого, необходимо обратить внимание на биохимические показатели крови, а также постепенно вводить ребенку препараты кальция

Как правило, при заболевании прогноз благоприятный. Хорошего результата можно будет достичь в исходе различных проявлений, и при этом важную роль играет вторичная профилактика. Иногда под действием асфиксии может наступить летальный исход, остановка сердца или дыхания.

В качестве последствия длительного заболевания может выступать задержка психического развития. Но к возрасту ребенка 2-3года все процессы в организме приходят в норму, и ликвидируется патологический процесс.

Регулярно необходимо посещать лечащего врача, который будет следить за состоянием ребенка и отмечать всевозможные изменения.

Выводы

Таким образом, спазмофилия у детей представляет собой распространенное заболевание, которое поддается лечению. Для того чтобы все мероприятия по ее устранению даль положительный эффект, необходимо обеспечит ребенку необходимые для выздоровления условия.

Родители должны показать младенца специалисту, который поставит диагноз и назначит лечение, а также в доме должны быть устранены все конфликты и ситуации, приводящие к стрессу. При своевременном и грамотном лечении спазмофилии можно будет достичь хороших результатов и получить хороший прогноз.

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Речевые симптомы:

1) Нарушение голосообразования.

2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.

Неречевые симптомы.

Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:

1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.

Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.

Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления

4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.

Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Диагностика Спазмофилии у детей:

Для диагностики спазмофилии у детей используют проверку симптомов Хвостека, Труссо и Люста, которые указывают на повышенную механическую возбудимость. Положительный симптом Хвостека проявляется в появлении при поколачивании пальцем в области fossae caninae кратковременных подергиваний угла рта, века или крыльев носа.

Положительный симптом Труссо — ладонное сгибание пальцев кисти и противопоставление им большого пальца («рука акушера») при сдавлении в sulcus bicipitalis нервно-сосудистого пучка. Симптом Люста выявляют, сдавливая n. peronaeus в области головки малоберцовой кости, при этом может появиться отведение и легкое тыльное сгибание стопы при положительном симптоме.

При диагностировании рассматриваемого заболевания у детей нужно выявить повышенную гальваническую нервно-мышечную возбудимость. Симптомы Эрба — при раздражении n. medianus постоянным током у здорового ребенка при размыкании катода происходят сокращение мышц предплечья и сгибание пальцев при силе тока не менее 5 мА, при спазмофилии для этого достаточно 2–3 мА. М. С.

Исследователь Маслов отмечает повышенную болевую чувствительность у малышей с диагнозом «спазмофилия». Укол в ногу вызывает кратковременную остановку дыхания. А здоровый ребенок реагирует тем, что дыхание учащается. Проверить это можно при помощи пневмограммы.

Профилактика Спазмофилии у детей:

Первичная профилактика заключается в предупреждении, своевременной диагностике и правильном лечении рахита. Вторичная профилактика заключается в своевременном диагностировании и лечении скрытой формы заболевания. Также необходима длительная (от 6 месяцев до 1 года) послеприступная противосудорожная терапия барбитуратами. Принимают люминал 2 — 3 раза в сутки. Дозы для ребенка до 6 месяцев — ,005 г, до 1 года — по 0,005 — 0,01 г, до 3 лет — по 0,01-0,03 г.

Родителям рекомендуют следить за биохимическими показателями крови ребенка. Врачи могут периодически назначать препараты кальция.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Спазмофилия у детей:

Педиатр

Невролог

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Спазмофилии у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Лечение Спазмофилии у детей:

При общих клонико-тонических судорогах, ларингоспазме и потери сознания, при которых останавливается дыхание, необходимы срочные меры реанимации. Делают искусственное дыхание рот в рот или рот в нос. Для борьбы с гипоксией проводя масочную ингаляцию 100% кислорода.

Также нужно ввести противосудорожные препараты. Максимальную эффективность имеет 0,5% раствор седуксена, который можно вводить как внутривенно, так и внутримышечно. Детям до 3 месяцев нужна доза 0,3 — 0,5мл, малышам до 12 месяцев – 0,5 — 1,0 мл, детям до 5 лет – от 1,0 до 1,5 мл. А детям от 5 до 10 лет вводят 1,5 — 2,0 мл. Эффект от введения виден сразу. Но действует он всего пол часа. За это время проводят исследования, выявляющие причину судорог. Повторно препарат также вводят или дают перорально.

Тот же эффект оказывает 20% раствор гамма-оксимасляной кислоты. Его дают внутрь, вводят внутримышечно, внутривенно, ректально. Если его вводят повторно, то дозу увеличивают. Если препарат ввели внутримышечно, то действие наблюдают через 3-10 минут. После внутримышечного ведения препарат действует 10-20 минут. Действие длится от 30 минут до 2 часов. Если у ребенка длительно длящиеся судороги, то в сутки ему можно сделать 4-6 вкалываний препарата.

Средства от спазмофилии для детей

Эффективно одномоментное введение обоих препаратов, даже в одном шприце: детям 1 — 2 лет жизни 0,5 мл седуксена и 2,0 мл ГОМК внутримышечно. Также иногда применяются клизмы из 2% раствора подогретого до 38 — 40 °С хлоралгидрата (20 — 30 мл), а также 25% раствора сульфата магния внутримышечно (0,2 мл/кг с 2 мл 0,5-1% раствора новокаина).

Когда во время действия противосудорожных препаратов экстренно определяют в крови уровень кальция, вводят внутривенно 10% раствор кальция хлорида или глюконата. Доза для малышей до 6 месяцев жизни составляет 0,05 мл, для детей от 6 месяцев до 1 года – 0,5-1,0 мл, для возраста от 1 года до 3 лет – 1-2 мл. Далее 5% или 10% раствор хлорида кальция ребенок должен принимать внутрь 3 раза в сутки по 1 ч.л после приема пищи, запивая молоком. Длительность курса от 1 недели до 10 суток.

Для диагностики и лечения проводится спинномозговая пункция.

Прогноз

При спазмофилии у детей прогноз благоприятный в большинстве случаев

При тяжелых проявлениях важно не только лечение, но и профилактика в дальнейшем. Летальный исход бывает крайне редко, наступает по причине асфиксии при затянувшемся ларингоспазме, остановки сердца или дыхания

Из-за длительной эклампсии может случиться задержка психического развития ребенка. Когда ребенку исполняется 2-3 года, патологический процесс ликвидируется за счет стабилизации уровня кальция и фосфора в крови.

Лечение

Лечение спазмофилии у детей является обязательным. Надеяться, что симптомы пройдут сами собой, не стоит, так как с возрастом они прекратятся, но последствия останутся и предсказать какими они будут невозможно. Заболевание обязательно должно быть под контролем специалистов.

Спазмофилия у детей симптомы и лечение требуют оказания неотложной и даже реанимационной помощи, поэтому родители должны быть к этому готовы, например, ларингоспазм или эклампсия вызывают состояния, требующие реанимационных действий.

Если приступ купирован, то родители не должны отказываться от госпитализации, она займет не более суток и необходима для наблюдения на случай повторения приступа.

Лечение спазмофилии у детей, как правило, заключается в коррекции рациона питания. Ребенку нельзя давать коровье или козье молоко, лучше заменить его на грудное молоко матери или адаптированные смеси молочного содержания. Обязателен прием витамина Д.

Первые 12 часов после приступа ребенка нельзя кормить, можно поить только водой. Далее кормление возобновляется. При спазмофилии у детей клинические рекомендации по диете после года носят повышенное содержание углеводов на основе овощных и фруктовых пюре, каш, чая с сухариками и прочего. По результатам анализа крови назначается прием препаратов кальция. Детки с таким заболеванием обязательно должны гулять на свежем воздухе, а также им необходим укрепляющий массаж.

В случае явной формы спазмофилии у детей клинические рекомендации сохраняются с добавлением приема противосудорожных препаратов, выписываемых по рецепту. При приеме лекарственных препаратов данной группы необходимо строго соблюдать назначения лечащего врача. Курс приема противосудорожных препаратов довольно длительный. Наличие спазмофилии у ребенка – это не приговор. От болезни не остается и следа, после того как проходит рахит и восстанавливается баланс кальция и фосфора в организме ребенка. Это происходит, как правило, в возрасте двух с половиной или трех лет, однако если у вас наступление этого момента затянулось не стоит переживать. Безусловно, случаи летального исхода при спазмофилии скорее исключение из правил, чем реальная угроза, но и этой ничтожно малой вероятностью пренебрегать не стоит.

Метаболический алкалоз

Возникновение метаболического алкалоза связано с действием факторов, приводящих к накоплению в крови избытка оснований. Эти факторы можно разделить на две группы: 1) избыточная потеря кислот, хлора (главного аниона крови) и калия из внеклеточной жидкости организма — так называемые гипокалиемические гипохлоремические алкалозы по Керпель-Фрониусу (Е. Kerpel-Fronius); 2) избыточное введение в организм солей щелочных металлов (бикарбоната, цитрата, лактата, ацетата натрия и так далее), приводящих в случае применения натриевых солей к гипернатриемическому алкалозу.

Гипохлоремический алкалоз возникает при рвоте, когда организм вместе с кислыми рвотными массами теряет значительное количество ионов хлора, содержащихся в желудочном соке (при неукротимой рвоте беременных, пилоростенозе, непроходимости кишечника, при длительно существующих желудочных свищах и при частых промываниях желудка после операции).

Гипокалиемический алкалоз довольно часто сопутствует гипохлоремическому, но может быть и ведущей причиной метаболических нарушений при длительном приеме диуретиков, диарее, гемолизе, после обширных вмешательств на органах грудной и брюшной полости в послеоперационном периоде и так далее.

При врожденном алкалозе (хлор-диарея), патогенез которого связан с потерей калия и в значительно большей степени хлора через кишечник, возникает гипохлоремия и гипокалиемия и преобладание в плазме крови бикарбоната. При первичной гипокалиемии в плазме крови вторично уменьшается содержание хлора. При гипокалиемическом алкалозе реакция мочи остается кислой, так как при потере калия из клеток он замещается натрием и водородом внеклеточной жидкости; водород, выделяемый эпителием почечных канальцев в обмен на натрий, подкисляет мочу.

Гипернатриемический алкалоз наиболее часто отмечается при избыточном введении раствора бикарбоната натрия или лактата натрия для коррекции метаболического ацидоза (см. Ацидоз), при применении больших доз дезоксикортикостерона (ДОКА), способствующих задержке натрия, при сердечной декомпенсации (часто в сочетании с гипокалиемией) и так далее. При декомпенсированном метаболическом алкалозе возможна гипокальциемия и возникновение тетанических судорог.

Компенсация метаболического алкалоза осуществляется за счет снижения возбудимости дыхательного центра при сдвиге pH в щелочную сторону, а с другой стороны — за счет почечных механизмов. Первый путь приводит к урежению частоты дыхания и возникновению компенсаторной гиперкапнии, направления второго — зависят от характера возникшего алкалоза. Так, например, при гипохлоремическом алкалозе происходит усиленное выделение нелетучих катионов Na+ и К+ почками, тогда как при гипернатриемическом алкалозе, связанном с избыточным введением бикарбоната натрия, происходит значительное увеличение экскреции с мочой оснований, главным образом, NaHCO3, фильтрация которого пропорциональна концентрации, и соответственно уменьшение его реабсорбции в крови. Последнее обстоятельство связано с меньшей секрецией в мочу ионов водорода, при этом в канальцах реакция мочи становится более щелочной, содержание бикарбоната натрия в моче увеличивается, а реабсорбция в кровь снижается, чему способствует, по-видимому, и отсутствие стойкой компенсаторной гиперкапнии.

Терапевтические мероприятия, связанные с коррекцией метаболического алкалоза, должны быть в первую очередь направлены на устранение причины, вызвавшей его. Медикаментозная терапия проводится в зависимости от вида метаболического алкалоза. При гипохлоремическом алкалозе, не сопровождающемся печеночной или почечной недостаточностью, применяют растворы хлористого аммония, которые способствуют образованию углекислоты; при преобладании гипокалиемического алкалоза — растворы хлористого калия в сочетании с 20—40% глюкозой и введением хлористого кальция и инсулина. При гипернатриемическом алкалозе целесообразно применение хлористого аммония, а также веществ, подавляющих активность карбонгидразы (диакарб, диамокс и так далее), что уменьшает секрецию водорода и реабсорбцию натрия в почечных канальцах.

Диагностика

Заболевание диагностируется на основании клинической картины, которые включается в себя основные признаки заболевания. К признакам относятся такие, как:

  • Нервно-мышечная возбудимость;
  • Спастические состояния некоторых мышечных групп;
  • Нарушение баланса электролитов крови;
  • Время года, возраст ребенка, прочие симптомы.

Спазмофилия может отличаться от других подобных состояний организма, которые сопровождаются судорогами. Прежде всего, это тетания, которая встречается у новорожденных и развивается с начала жизни. Такое заболевание может быть вызвано по причине избытка кальция у кормящей матери, резкого перевода на искусственное вскармливание.

В данном случае также рекомендуется исключить фебрильные судороги, которые наблюдаются у большого количества детей (приблизительно 14%). Такому явления способствует дефицит витамина B.

Есть также судороги, которые возникают при гимертемии, и они никак не связаны с тем или иным временем года и с рахитом. Они могут появляться вне зависимости от возраста ребенка и сопровождаются неврологическими нарушениями – отставанием в области развития, изменением ЭЭГ и так далее.

Инфекционные заболевания

ОРВИ чаще всего принимают за осложнения после прививки, в том числе после АКДС, хотя катаральный синдром для осложнений АКДС не типичен.

Лихорадка без видимого очага инфекции (ЛБОИ) и без катаральных явлений у грудного ребенка несет в себе 10-15%-ный риск бактериемии с риском развития менингита, пневмонии и т.д.. Эти симптомы очень напоминают осложнения после прививки. При наличии лейкоцитоза выше 15х109/л, нейтрофилеза выше 10х109/л, СРБ выше 70 г/л — показано введение цефтриаксона (в/в 80 мг/кг/сут).

Инфекция мочевыводящих путей — частая причина осложнения после прививки, диагноз труден, если нет дизурии. Анализ мочи (лучше, посев) — обязателен при лихорадке неясного генеза.

Энтеровирусная инфекция — частая причина ЛБОИ, иногда с менингизмом и судорогами. Ее легко распознать при наличии герпангины, характерна пятнисто-папулезная сыпь (ЕСНО-экзантема) на фоне снижения температуры через 4-5 дней.

Инфекция герпес-вирусами 6 и 7 типа также протекает с высокой лихорадкой. Сыпь (внезапная экзантема) появляется через 3-4 дня, в первые дни диагноз осложнения после прививки.

Острые пневмонии принимают за «реакцию на прививку» из-за скудности физикальной симптоматики при недоучете общих симптомов (фебрилитет >3 суток, одышка в отсутствие бронхиальной обструкции); рентген подтверждает диагноз осложнения после прививки.

Менингит в первые 3-5 дней от введения убитых вакцин, нередко принимают за поствакцинальный энцефалит или энцефалопатию. Появление после прививки судорог, менингеальных знаков, особенно на фоне фебрилитета и повторной рвоты, требует немедленного проведения люмбальной пункции для исключения менингита. Гнойный менингит как осложнения после прививки не характерен; серозный менингит с хорошим прогнозом изредка возникает после ЖПВ (обычно через 10-25 суток).

Кишечные инфекции: для прививочной патологии не свойственны понос и другие кишечные симптомы.

Среди других бактериальных инфекций в поствакцинальном периоде следует указать на вызванные гемолитическим стрептококком ангину и скарлатину.

[], [], [], [], [], []

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector