Типы уроков в соответствии с фгос статья на тему
Содержание:
- Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
- Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.
- Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Анализ комбинированного урока
- «Кто на новенького?»: объяснение нового материала
- Урок-лекция и урок-консультация
- Нестандартные уроки
- Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
- Необходимые факторы
- Типы и виды уроков в школе
- Как сделать урок лучше и эффективнее
- Уроки в педагогике
- Нетрадиционные типы уроков
- Тип 4: повторение
Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:
Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.
Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.
Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.
Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.
Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.
Виды: зачеты, письменные работы, экзамен
Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.
Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.
Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.
Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.
В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.
Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.
Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.
Вид урока | Традиционное определение | Унифицированное определение |
Рассказ | Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме |
Беседа | Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Семинар | Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Практикум | Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Лекция | Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой | Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме |
Лабораторная работа | Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы | Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов |
Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.
Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.
Более подробную информацию Вы сможете найти в книге «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» издательства Планета.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи
Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Анализ комбинированного урока
При анализе комбинированного урока следует обратить внимание на то же, что и при разборе любого другого урока. Указав вид урока — комбинированный — отдельно анализируются его этапы
Характеристика комбинированного урока включает в себя разбор как отдельных приемов, так и урока в целом.
Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
«Кто на новенького?»: объяснение нового материала
Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.
В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.
Например, на уроке русского языка в 5 классе в начале изучения темы «Чередование в корнях -раст- — -рос-» учитель может написать на доске слова «растение» и «рост» и предложить школьникам высказать свое мнение, почему в слове «растение» в корне не пишется О, ведь «рост», похоже, проверочное слово.
На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.
Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.
Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).
Связать новый материал с пройденным необходимо
В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися
Урок-лекция и урок-консультация
В качестве первого вида занятий можно выделить урок-лекцию. Это наиболее распространенный сегодня вид урока, который применяется практически во всех учебных заведениях. То есть, педагог разъясняет тему урока, оговаривает все элементы темы по программе, после чего может вестись запись под диктовку, а также проводятся иллюстрационные и наглядные демонстрации занятия.
При этом современные школы в данный вид урока достаточно часто включают видео и аудио демонстрацию, занятия на поиск предметов по теме урока, а также многое другое. Правда, занятия с подобными элементами можно отнести к видовой категории уроков, относящихся к отдельной отрасли.
Не менее важен урок-консультация, который проводится обычно после лекции, но перед практическим занятием, чтобы закрепить материал, выяснить пробелы в знаниях у детей, наверстать непонятные детали.
Нестандартные уроки
Нетрадиционный урок — это вариант учебной деятельности, отклоняющейся от установленных шаблонов. Основные отличия: творческий характер, неформальность.
Виды нестандартных уроков:
Интегрированный урок. Проводится одновременно по двум предметам двумя педагогами, например, литература и английский язык, обж и обществознание, история и физика. Занятие демонстрирует непосредственную связь изучаемых дисциплин, между наукой и реальной жизнью.
Урок-суд. Предполагает слушание дела в импровизированной судебной инстанции. Такой тип занятия позволяет реализовать интерактивность — погружение ученика в конкретную роль, организация его взаимодействия с другими субъектами процесса.
Театрализованное представление или урок-концерт. Учащиеся принимают участие в творческом вечере, инсценировке, литературных чтениях.
Урок-игра. Наиболее подходящий вариант для повторения и систематизации знаний. Может быть проведен в формате популярных телевизионных передач: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра».
Встреча с интересным человеком. Урок, на который приглашается гость (специалист в какой-либо области или человек, переживший значимые события: сотрудник правоохранительных органов, МЧС, ученый, писатель, ветеран, путешественник, носитель иностранного языка и т.д.).
Диспут
Урок проходит в форме обсуждения важной проблемы с использованием как групповой, так и индивидуальной работы. Актуален в старших классах.
Защита творческих работ (конференция)
Форма, аналогичная диспуту, так как идеально подходит старшеклассникам. В свете требований ФГОС каждый обучающийся обязан уметь самостоятельно готовить и защищать проекты.
Урок-путешествие. Необычная форма, подключающая воображение воспитанников. Позволяет разнообразить традиционные уроки и повысить интерес к предмету.
Существуют и другие разновидности нешаблонных занятий. Главная функция нетрадиционного урока — повышение интереса учащихся к предмету, активизация познавательной деятельности.
Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.
Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:
фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем
Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая
Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.
Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- методы проблемного обучения.
Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.
Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.
Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.
К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.
Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения.
Формы обучения по ФГОС |
Фронтальная |
|
Групповая |
Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания) |
|
Кооперативно-групповая (группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания) |
||
Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний) |
||
Индивидуальная |
||
Методы обучения по ФГОС |
Словесные |
Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов) |
Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения») |
||
Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений) |
||
Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы) |
||
Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует); |
||
Работа с литературой |
||
Наглядные |
||
Практические |
Упражнения |
|
Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся) |
||
Лабораторно-практические работы |
||
Методы проблемного обучения |
Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.
Необходимые факторы
Все домашние проблемы, неполадки, расстройства и переживания лучше оставлять дома. Переступив порог школы, учителю необходимо думать только о работе и сотрудничестве со школьниками. Непосредственная открытость в общении и хорошее настроенное непременно позволят расположить учеников, установить доверительные отношения. Современные школьники младших классов высоко ценят безобидные шутки учителя, который может вовремя задать нотку юмора для снятия напряжения как у себя, так и у детей. Нестандартность мышления в поведении учителя и ломание всех стереотипов помогут выйти за рамки привычного скучного урока.
Типы и виды уроков в школе
При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.
Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:
- лекция;
- вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
- эвристическая беседа;
- самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
- эксперименты, опыты.
Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- закрепление и повторение ранее изученного материала;
- применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
- формирование навыков и умений.
- контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.
Виды уроков, характерные для данного типа:
- самостоятельная устная или письменная работа;
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- семинар;
- экскурсия.
Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала. Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.
Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.
Основные методические элементы данного типа урока:
- подготовка учащихся к предстоящему занятию;
- выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
- подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
- первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
- поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
- выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.
Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.
Виды уроков коррекции и контроля:
- устный или письменный опрос;
- зачет;
- лабораторная работа;
- практикум;
- самостоятельная контрольная работа;
- экзамен и др.
Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.
Как сделать урок лучше и эффективнее
Методики улучшения процесса обучения вводятся различными научными направлениями. Самыми выдающимися из них являются следующие пути совершенствования:
- Ученика необходимо максимально заинтересовать, используя интересный материал или необычную форму обучения. Для этого урок следует проводить в формате поэтической свечи, визуализированного путешествия, необычной выставки, на примере шоу «Клуб веселых и находчивых» или любимого многими брейн-ринга.
- Донесение до ученика более углубленных знаний необходимо реализовывать при помощи межпредметных связей. Здесь можно воспользоваться уроками в виде панорамы, бинарного или интегрированного занятия.
- В рамках урока необходимо работать над развитием творческого потенциала школьников, а также стараться восполнять их потребность в коммуникациях и помогать формировать правильные идеалы. В данном случае актуальными являются уроки по развитию словесности и риторики, которые отличаются не только разной смысловой нагрузкой, но и формой проведения (пресс-конференция, творческая мастерская, заседание кружка).
- Ученикам следует помогать реализовывать их идеи в области проблемно-поисковой, экспериментальной и научно-опытной работы. Сюда относят уроки естественного цикла и технические занятия, позволяющие ученикам находить решение поставленных задач, защищать тщательно подготовленные рефераты и интересные проекты.
- В процессе совершенствования форм занятий, направленных на контроль знаний, было предложено проводить уроки в виде зачета, экзамена или же консультации.
- Учитель должен стараться не только научить своих подопечных, но и постараться пробудить в них фантазию, а также развить способность по эмоциональному восприятию учебной программы. Для достижения такой сложной цели педагоги прибегают к урокам в формате игр и сказок.
Введением в рабочий процесс нестандартных уроков учитель вызывает у учеников живой интерес к познанию. Благодаря появившемуся интересу школьники получают серьезный стимул к получению новых знаний, мотивируются и начинают воспринимать школу не как место зубрежки, а как источник знаний.
Уроки в педагогике
Урок — это форма организации педагогического процесса, с группой обучающихся одной возрастной категории и постоянного состава.
Образовательная деятельность проходит по установленному расписанию и заранее спланированной программе.
Признаки, отличающие урок от других форм обучения:
- точно определенная продолжительность занятия (40-45 минут);
- стабильный состав обучающихся;
- усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков непосредственно во время урока;
- учет индивидуальных особенностей школьников педагогом, осуществляющим педагогический процесс.
Главная функция урочной системы — реализация выдвинутой цели обучения, частично или в полном объеме.
Преимущества урочной формы:
- Позволяет комбинировать различные варианты работ (индивидуальную, коллективное взаимодействие, фронтальную).
- Способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
- Формирует научное мировоззрение школьников.
- Мотивирует к другим видам деятельности (домашней работе, внеклассной).
- Дает учащимся возможность овладевать различными методами познания.
- Помогает реализовать воспитательные цели.
Нетрадиционные типы уроков
Снижение заинтересованности обучаемых к процессу получения знаний на традиционных уроках – основная причина, которая побуждает учителя обращаться к нетрадиционным типам уроков. Нестандартный подход к организации уроков позволяет педагогу формировать у детей навыки самостоятельно отыскивать нужные знания, разнообразить учебную деятельность яркой подачей материала.
Целью нестандартных уроков является комплексный подход к реализации главного правила успешного обучения – активности.
Подобное внимание к нестандартным урокам требует от педагога:
- владения профессиональными навыками;
- творческой инициативы;
- понимание особенностей возрастной психологии.
Нетрадиционные уроки принято разделять на два типа:
- уроки, где преобладает логическая форма организации (лекция, семинар, исследование, презентация, отчет);
- уроки, с использованием эмоционально-образной формы организации (импровизация, композиция, пьеса, концерт, путешествие).
Традиционная форма проведения урока остается востребованной наряду с нестандартным подходом к процессу обучения из-за длительной подготовительной работы к учебному занятию нетрадиционного типа.
Обычный урок целесообразно разнообразить некоторыми элементами нестандартных форм ведения учебных занятий, что позволит обеспечить активность детей на уроках и, как следствие, хорошие результаты в обучении.
Методическая разработка уроков
Школа – неотъемлемая часть нашей жизни, а занятия, на которые приходят дети, – отрезок жизни, которую доверяют учителю. Именно поэтому педагоги хотят, чтобы уроки стали для учеников не только средством получения учебных знаний. Творческий подход к разработке уроков характеризует уровень заинтересованности учителя в стимулировании обучаемых активно участвовать в получении знаний, учиться с удовольствием, почувствовать вкус к учебе.
Форма проведения урока, обучающие наглядные материалы, использование интерактивных методов обеспечивают условия для получения лучшего результата и достижения главных учебных задач:
- знакомство и донесение новой учебной информации обучающимся;
- развитие творческой активности учеников;
- воспитание всесторонне развитой личности детей.
Для успешного выполнения этих важных задач существуют специальные руководства для учителей – методические разработки.
«Методичка» объединяет текущие обучающие технологии, определяет способы обучения, которые следует применить либо к одной теме урока либо к целой серии.
Разработка выполняется автором индивидуально или коллективно, а создается она для повышения профессионального педагогического мастерства учителя.
Она создается для методической помощи и разработки:
- определенных уроков;
- цикла уроков;
- отдельных тем;
- частных методик;
- общих методик;
- инновационных приемов обучения.
Разработка методичек подчиняется четким требованиям:
- старательный выбор темы;
- актуальность выбранной темы;
- наличие определенного опыта у разработчика методического пособия;
- определение цели;
- наличие плана и структуры разработки.
Видеоуроки
Традиционный способ презентации учебного материала посредством бумажного носителя (учебника) постепенно теснят новые информационные технологии. Ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга становятся все более популярными. Точно так же на смену традиционным урокам приходят видеоформы подачи учебного материала.
Педагогам важно научиться использовать изменения в современном мире, осваивать новые технологии в обучении. К таким новшествам относится и видеоурок.. Видеоуроки бывают двух видов:
Видеоуроки бывают двух видов:
- обучающий видеоурок продолжительностью 5-15 минут;
- несколько видеофрагментов, объединенных общей темой.
В видеоуроке возможны следующие формы заданий:
- упражнения или тестовые задания для контроля усвоения нового материала;
- коммуникативные задания для закрепления и повторения новых знаний.
При подготовке первого типа видеоурока учитель проводит всю работу самостоятельно.
Для подготовки видеоурока второго типа учитель вполне может привлечь учащихся, т.к. требуется лишь подобрать отдельные фрагменты, отображающие общую тему урока.
Инновационная подача материала, активное участие школьников в подготовке урока, интересные задания – все это способствует усвоению нового учебного материала. Просмотр видеороликов активно вовлекает обучающихся в процесс получения знаний, повышает интерес к школьным предметам.
Соответственно, использование видеоуроков в обучении поможет педагогам интересно подать учебный материал, а детям самостоятельно изучить новое.
Тип 4: повторение
С давних пор известно, что повторение — мать учения. Именно поэтому типы уроков обязательно включают в себя элемент повторения полученных в процессе других занятий знаний, умений и навыков. Иначе его называют уроком по систематизации и обобщению пройденных материалов. Урок-семинар, конференция или же занятие в формате круглого стола являются типичными формами повторения знаний, умений и навыков. Благодаря данному этапу огромнейшее количество материалов, накопившихся в памяти, превращаются в одну строго упорядоченную систему. Таким образом, можно смело заявить, что основной целью проведения урока по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков является обобщение частных информационных блоков в общую структурированную систему.
Для того чтобы поставленная цель стала достижимой, необходимо пройти определенный путь по переводу хранящейся в памяти ученика информации в четкую базу данных. Для начала учитель проводит подготовительную беседу со своими подопечными. Он обсуждает те темы и проблемы, которые давал ученикам заранее, также узнает, смогли ли они ответить на заданные ранее вопросы, и какой литературой им было удобнее всего пользоваться. Получив все необходимы ответы, педагог обеспечивает учащихся материалом, необходимым для выполнения заданий. Обычно это таблицы, справочники, схемы, наглядные пособия. Основная задача учеников на данном этапе — свести частные показатели в один обобщенный. Далее идет обобщение единичных данных в общую систему. На данном этапе практикуются уроки самостоятельных работ. Затем учитель подводит итоги занятия, выслушивает результаты самостоятельной работы учеников и приводит им пример обобщения единичных показателей согласно тем источникам, которые использовали его подопечные. Так он дает каждому из детей попробовать найти правильный подход самостоятельно, и если этого не случается, то оказывает помощь.