Типы семейного воспитания и их характеристика материал на тему

Гиперопека

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

  • Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
  • Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
  • Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
  • Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
  • Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.

Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя. Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.
  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин. Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;
  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Чрезмерная опека – это признак недостатка любви взрослого к самому себе. Мы неосознанно делаем для других то, чего нам не хватает. Задумайтесь и начните себя опекать: радовать, заниматься хобби, уехать в отпуск, сесть на диету, ходить в кино. Это позволит родителям жить интересно и не превратить ребенка в инфантила, с которым никто не захочет общаться.

Либеральный стиль

В этом стиле, в отличие от предыдущего, присутствует другая крайность – полная свобода действий для ребенка. Малыш вправе делать все, что ему заблагорассудится. Никаких ограничений и правил! Никакого страха наказания за неправильный поступок! Ребенок сам решает, что такое хорошо, а что – плохо. По сути, родители просто не обращают внимания на ребенка, так как считают, что тем самым они ограничивают его свободу.

Из преимуществ подобного стиля воспитания можно назвать следующие:

  • с самых ранних лет ребенку дается понять, что именно он, а не папа с мамой, отвечает за все свои поступки;
  • ребенок в этом случае свободен, «как птица в полете»: никто не заставляет его выполнять различные домашние дела или уроки, никто не отчитывает и не понукает и, разумеется, не наказывает. Красота!

Но отсюда вытекают и недостатки такого воспитания:

  • часто ребенок не понимает, как ему себя вести в обществе, и потому нарушает все мыслимые законы и приличия;
  • сталкиваясь с какими-то жесткими правилами или чьим-то сопротивлением, такие дети обычно теряются и впадают в нерешительность или панику;
  • зачастую «либеральный» ребенок, не знающий и не понимающий элементарных правил поведения, попадает из-за этого в неприятные и даже опасные ситуации;
  • такие дети обычно плохо учатся, так как за ними нет контроля со стороны родителей;
  • не получая родительского внимания и любви, «либеральные» дети часто устраивает спонтанные бунты, бывает агрессивны и жестоки;
  • неуверенность в своих силах, невозможность выбрать профессию, трудности в создании семьи, неспособность соблюдать законы – типичные житейские трудности таких детей, когда они становятся взрослыми.

Гиперопекающий стиль

Что такое родительская гиперопека – понятно без дополнительных разъяснений. Такой стиль воспитания чем-то похож на авторитарный, но вместе с тем он во многом от него отличается. Родители-«гиперопекуны» не наказывают своего ребенка, не третируют его. Наоборот, они всячески стараются оградить свое чадо от житейских трудностей, стараясь все делать за него. Разумеется, в таком стиле воспитания есть некоторые преимущества:

  • ребенок бывает обычно спокойным, не суется ни в какие авантюры, не лазает по заборам, не дерется, вообще ничего не делает лишнего, всего опасается и сторонится;
  • маме и папе очень легко контролировать ребенка, он никогда не доставляет им «головной боли», всегда их слушается.

Из недостатков данного стиля следует выделить:

  • обычно ребенок растет не уверенным в себе, тревожным и мнительным;
  • он несамостоятелен, ленив и пассивен;
  • нарушив родительский наказ, он впадает в растерянность, панику и чрезмерное раскаяние;
  • он опасается окружающего мира и людей, а потому не в состоянии завести семью, устроиться на хорошую работу и вообще принять самостоятельное решение в чем бы то ни было. Во всех случаях ему хочется «посоветоваться с мамой», а если мамы нет, то он просто «плывет по течению».

Авторитетный (он же демократический) стиль

Такой стиль принято считать наиболее оптимальным и правильным. В самом деле: при этом стиле родители доброжелательны к детям, а дети – к родителям. Здесь все друг друга слышат, любят и понимают. Детское творчество, самостоятельность и ответственность всегда поощряются. Преимущества данного стиля воспитания можно продолжить:

  • ребенок в такой семье всегда ощущает поддержку, заботу, родительскую любовь;
  • он понимает, что такое самостоятельность и ответственность;
  • у него всегда есть право выбирать;
  • малыш знает, что родители всегда ему помогут и подскажут;
  • ребенок понимает, как себя вести в обществе, он с уважением относится к другим людям;
  • он не боится принимать самостоятельные решения и не опасается ошибиться, так как знает, что никто его за это не накажет;
  • в результате ребенок вырастает уверенным в себе, в своих силах и возможностях.

Есть ли здесь какие-то минусы? Считается, что есть. При демократическом стиле воспитания от родителей требуется много любви, терпения, уважения к ребенку и самим себе, мудрости. Хотя – какой же это минус? Это, если вдуматься, тот же плюс. Множество плюсов.

Конечно, это трудно. Такой стиль воспитания, пожалуй, наиболее сложен из всех перечисленных. Но, вместе с тем, и наиболее перспективен и правилен. Как говорится, мамам и папам на заметку.

Разновидности стилей воспитания детей

Во все времена психологов интересовала тема семьи, а в особенности правильное развитие ребенка. Диагностика семьи и семейного воспитания — один из важнейших этапов в последующем становлении личности и индивидуальности человека. Современные специалисты различают несколько стилей, с помощью которых родители могут растить детей:

  • абсолютный контроль;
  • демократический стиль общения;
  • полная вседозволенность;
  • безразличие к интересам и моральным потребностям своего чада.

Каждый из этих типов по-своему влияет на развитие человека с самых ранних лет

К выбору тактики воспитания стоит отнестись с особым вниманием. Неправильное развитие малыша может привести к большим проблемам в его будущем

Нарушения общения в семье влечет за собой множество моральных отклонений уже во взрослой жизни. Чтобы избежать ошибок, родителям необходимо разобраться в каждом типе и понять какой именно подходит для их семьи.

Авторитарный тип

Этот вид семейного воспитания основывается на абсолютном контроле со стороны родителей. Малыш с рождения лишен права принимать самостоятельные решения. Как правило, за любое нарушение установленных правил следует суровое наказание. Дети в таких семьях очень зависимы от требований родителей и жестких рамок.

Минусом такого воспитания являются частые конфликты, особенно это заметно в периоды переходного возраста. Также это может привести к весьма опасным последствиям в становлении взрослой личности. Отсутствие собственного мнения, страх перед жестким наказанием и порицанием любых действий — все это может породить в человеке агрессию и неуверенность в себе.

Демократия в семье

Специалисты считают этот вид семейного воспитания самым верным. Также этот стиль называют авторитетным. Это связано с тем, что в таких семьях родители или один из них являются для своего чада главным жизненным образцом. Но при этом детям позволено принимать самостоятельные решения, а наказания без объяснений не применяются вовсе. Любые ситуации обсуждаются в семье на равных, без принижения мнения ребенка.

Такой стиль воспитания научит доверию и ответственности. Отношения в таких семьях всегда теплые и дружеские. Ребенок может спокойно прийти к родителям со своими проблемами и получить от них помощь без какого-либо осуждения

Это очень важно в период подросткового возраста, когда человек особенно эмоционален и импульсивен. Такие отношения с самыми близкими людьми помогут избежать множество проблем и вырастить уравновешенную личность

Либерализм

Такой стиль подразумевает практически полную свободу действий ребенка. Отсутствие контроля со стороны родителей позволяет чаду совершать любые поступки, даже если они могут ему навредить. Сначала такой вид воспитания кажется весьма приятным ввиду отсутствия в семье конфликтов. Но психологи считают этот стиль неправильным и даже опасным.

Человек, который с самого рождения рос бесконтрольно и делал все, что ему хотелось, впоследствии может навредить своими действиями себе и окружающим. Это происходит из-за того, что родители не научили своего отпрыска отличать хорошее от плохого. При наступлении переходного возраста это грозит весьма опасными последствиями:

  • дружба с «плохими» компаниями;
  • курение;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • нарушение законов и другие страшные результаты отсутствия контроля.

Вследствие такого воспитания личность человека формируется неправильно, и трудности во взрослой жизни будут неизбежны.

Безразличие к развитию детей

В отличие от предыдущего стиля воспитания, этот вид основывается на полном безразличии к своему отпрыску. Если при либерализме родители поощряют любые действия своего чада, то при индифферентном стиле они не обращают никакого внимания на нужды и действия своего ребенка. Дети в таких семьях с самого рождения буквально предоставлены самим себе.

Этот стиль похож на либеральный, но при безучастном развитии ребенок не получает от родителей никакого внимания и общения. В таких семьях отсутствует какое-либо доверие, а дети растут замкнутыми. Они не умеют правильно вести себя в обществе и очень сложно выстраивают личные отношения во взрослой жизни.

Авторитетный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Авторитетный стиль воспитания детей — один из самых распространенных среди современных семей. Его суть заключается в том, что и родители, и дети живут по одинаковым семейным законам. В семьях, придерживающихся такой системы развития, старшие более лояльны к младшим, родители прислушиваются к мнению детей в различных бытовых или жизненных ситуациях, у всех есть право выбора и право голоса. Все всегда готовы прийти на помощь, отсутствует недопонимание и натянутость отношений, родители открыты и с удовольствием идут с детьми на контакт. Особенностью авторитетного стиля является полное отсутствие какой-либо иерархии, все члены малой социальной группы равны друг перед другом.

При авторитетном способе воспитания личности, ребенок развивается гармонично, в более зрелом возрасте его таланты и особенности проявляются ярче, чем при других моделях воспитания, а родственная связь со старшими только крепчает. Дети, чьи родители придерживаются данной модели воспитания, вырастают самостоятельными, чуткими, ответственный, умеющими признавать собственные ошибки и нести за них ответственность. Также они четко понимают суть понятий «наказание» и «поощрение», им не знакома физическая (насильственная) мера наказания, но это отнюдь не значит, что они избалованные. При воспитании следующего поколения такие дети никогда не будут поощрять просто так и излишне баловать.

Основные характеристики авторитетного стиля:

Пространства свободы увеличиваются с ростом ребенка и улучшением его поведения

Они расширяются, поскольку ребенок может взять их.
Родители обращают внимание на нормальное поведение детей, выделяют исключительные, игнорируют мелкие ошибки, исправляют и наказывают основные отклонения.
Правила и цели понятны.
Это стиль, который подразумевает соответствующие эмоциональные отношения.
Родители уверены в себе и не боятся общения со своими детьми, хотя и не поддаются шантажу.
Они последовательны, а не произвольны.
У них есть терпение.. Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

  • Высокий уровень самооценки и самостоятельности.
  • У них адекватные привычки.
  • Они принимают решения спокойно и на основе личных критериев.
  • Они меньше зависят от группы равных, сохраняя в семье более высокий уровень влияния и большую способность убеждать детей.
  • Они берут на себя инициативу для выполнения новых задач, потому что они уверены в себе.
  • Поэтому они более креативные и инновационные люди.

Психологи рекомендуют эту модель одной из наиболее подходящих для воспитания, потому что при следовании правилам данной системы происходит процесс как развития детской личности, так и перевоспитание и моделирование дисциплины у родителей, что тоже является одним из главных аспектов воспитания детей. Особенно авторитетный стиль воспитания подходит тем родителям, которые совершенно потеряны и не знают, как воспитывать своего ребенка.

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем.

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице.

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.

У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Воспитательный контроль, путем вызывания чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу.

Стили семейного воспитания — книги 1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 2.Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992. 3.Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с. 4.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 20075.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Стили семейного воспитания

1. Демократичный

Родители считаются с правом подростка быть самостоятельным в определённых сферах его жизни, но при этом требуют исполнения обязанностей. Контроль основывается на понимании решений ребёнка, тёплых чувствах, поддержке и объяснении «что можно делать, что нельзя». Поощряя инициативу и самостоятельность, растёт и ответственность подростка перед родителями. Отношения в семье характеризуются наличием взаимопонимания, любви, взаимной поддержке и разумной заботе. Взросление подростка в таких семьях проходит без особых конфликтов и переживаний.

Какими вырастают дети? Они активны, самостоятельны, уверены в себе, независимы, имеют адекватную самооценку. В жизни умеют хорошо выстраивать отношения с людьми, добиваться успеха, ответственны перед собой и близкими. А главное, как бы их жизнь не складывалась в будущем, они знают, что в родительском доме их всегда ждут, могут помочь и поддержать.

2. Авторитарный

В таких семьях родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, на компромиссы не идут. Указания и запреты не обсуждаются. Подавляется инициатива и самостоятельность подростка. Осуществляется жёсткий контроль над всеми областями жизни. Нередки наказания, крики, побои за малейшие проступки. Общение и контакт нарушается, взаимопонимание отсутствует. Эмоциональная холодность родителей порождает замкнутость, обиду, недоверие и неуверенность в ребёнке. Боясь физических наказаний, они могут убегать из дома или бродяжничать.

Какими вырастают дети? Они конфликтны в обществе, враждебны и недоверчивы к окружающим, не способны брать ответственность за свои поступки. Не уверены в себе, подвержены влиянию извне, менее нравственно зрелые.

3. Либерально – попустительский стиль (гипоопека).

Его можно охарактеризовать, как безразличное отношение и отсутствие контроля со стороны родителей. Это когда подростку позволено всё, т.е. полная вседозволенность. А вседозволенность порождает непредсказуемость поведения ребёнка, особенно если он попадает в асоциальную группу подростков. Родители мало интересуются увлечениями ребёнка, ошибочно считая, что его личный выбор правильный и в этом он может проявить свою самостоятельность. Подросток сам ещё не способен оценить, где граница дозволенного, ему нужен образец и подсказка, что можно, а что нельзя.

Какими вырастают дети? Они конфликтны, не способны подчиняться, не могут контролировать себя, слабы перед решением жизненных проблем, испытывают трудности в установлении контактов и общении с окружающими людьми.

4. Гиперопека

Этот стиль семейного воспитания характеризуется излишней заботой о ребёнке, чрезмерным вниманием, бесконечной тревогой за его здоровье и благополучие. Родители проживают жизнь за него: сами всё решают, выполняют, замещают, «ведут за ручку» до седины в висках

Такая опека становится тормозом в личностном развитии подростка. Конечно, без родительской любви и заботы благополучно ребёнок развиваться не может. Но всё хорошо в меру!

Какими вырастают дети? В жизни они не уверены в себе, не самостоятельны, тревожны, инфантильны, полностью зависимы от поддержки извне. Во взрослой жизни решения принимают только посоветовавшись с родителями («маменькины дочки и сыночки»).

Некоторые психологи выделяют отчужденный и хаотичный стили воспитания. Отчужденный наблюдается в асоциальных семьях, где употребляются наркотики и алкоголь. Соответственно, пьяным родителям совершенно безразлично где и чем занимаются их дети. Будущее детей и родителей, к сожалению, предопределено.

5. Хаотичный стиль воспитания

Стиль воспитания присутствует в семьях, где родители не могут определиться в выборе методов воспитания, их мнения различны. По этому поводу (один хвалит, другой ругает) часты конфликты в семье в присутствии ребёнка. Это формирует тревожность и нестабильность, подросток попросту не знает, кого слушать.

Какими вырастают дети? И в первом, и во втором случае они тревожны, со слабо развитым самоконтролем, не зрелы в суждениях, импульсивны, даже агрессивны, социально дезадаптированны.

Воспитание по типу Золушки

Ребенок воспитывается в особо деспотичных условиях, не получает в семье поддержки и поощрения. По любому поводу следует критика, за любой просчет – наказание или угрозы. В будущем любо ребенок станет слишком агрессивным, либо совсем забитым. Это когда отверженность, безразличие, холодность. Ребенок чувствует, что папа и мама его не любят. В тягость им, хотя со стороны может казаться, что родители к своему ребенку очень добры и внимательны. Нет ни чего хуже притворство доброты улыбок, писал Л. Толстой. Притворство доброты больше всего отталкивает, чем откровенная злоба. Злобу со временем можно простить обман и не доверие некогда. Это откладывается в подсознание и на долго, может навсегда, в зависимости от психики человека. В дальнейшем это способствует проявлению невроза, и озлобленности детей

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Главные составляющие семьи

Семейное воспитание дошкольников немногим отличается от воспитания детей других возрастов. Семья, в которой царит гармония, является защитой, опорой для ребенка, благодаря этому появляется уверенность и чувство нужности в этом мире, что и рождает душевный комфорт. Эмоциональная совместимость всех членов создает нужный тон в общении, например, это проявляется тогда, когда шутка матери или отца способна предотвратить назревающий конфликт, разрядить напряжение. Отсюда берет начало и развитие чувства юмора у ребенка, которое позволит ему быть самокритичным, уметь смеяться над собой и своим поведением, обрести стойкость в жизненных ситуациях, а не быть обидчивым и слезливым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector