Педагогическая система вальдорф

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.

Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы вальдорфской методики

Штайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.
Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями. Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках — как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной

Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы — источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

История вальдорфской школы

Свою первую книгу, посвященную образованию, Рудольф Штайнер написал в 1907 году, назвав ее «Образование ребенка». В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа, основанная на принципах, исповедуемых ученым. Инициатором открытия учебного заведения стал Эмиль Мольт – владелец и директор сигаретной фирмы «Вальдорф-Астория» в немецком городе Штутгарте. Отсюда и пошло название образовательной системы, которое по сей день используется во всем мире.

Первая штайнеровская школа развивалась довольно стремительно, и вскоре в ней стали открывать параллельные классы. Педагогические принципы нового учебного заведения быстро снискали поклонников в обществе. В результате за последующие два десятилетия подобные школы были открыты в других уголках Германии, а также в Америке, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии и Австрии. Нацистский режим не обошел стороной образовательную сферу, и большинству европейских вальдорфских школ пришлось закрыться. Однако после окончания Второй мировой войны пострадавшие учебные заведения, в том числе и первая вальдорфская школа в Германии, вновь начали работать.

В страны СНГ педагогика Штайнера пришла относительно поздно. Так, в Москве вальдорфская школа была открыта лишь в 1992 году. На сегодняшний день по данной методике работают 26 учебных заведений, география распространения которых весьма обширна. Примечательно, что порядка половины из них бесплатны, поэтому родители могут не переживать о стоимости обучения в вальдорфской школе. Есть и такие учебные заведения, в которых бесплатны только младшие классы. По этому принципу работает та самая первая вальдорфская школа в Москве.

Несмотря на бурную критику, зарубежная педагогическая система неплохо привилась на русской почве. Это вполне логично, ведь идеи, созвучные с идеями Штайнера, можно встретить во многих исконно русских педагогических концепциях рубежа веков и последующих лет.

Плюсы и минусы вальдорфской школы

Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа – не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования – воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.

Как вырастить гения по методике Шичида

Плюсы вальдорфской образовательной системы

в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
происходит гармоничное развитие личности
обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
большое внимание уделяется творческому развитию детей

Минусы вальдорфской образовательной системы

  • если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
  • в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
  • учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми – в классах и за пределами школы
  • дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
  • в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
  • в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
  • в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
  • так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения

Вальдорфская школа. Интересные факты

  • в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
  • ученики не используют учебные пособия
  • у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
  • предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 – 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет

Плюсы и минусы

На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.

Достоинства:

В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной

Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом

Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.

Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:

  1. Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
  2. Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
  3. Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
  4. Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
  5. Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих. 

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на развитие интеллектуальное.

Вальдорфский детский сад

Но вернемся к дошкольникам. Чем же вальдорфский детский сад отличается от обычного государственного?

Как мы уже описывали выше, у детей до шести лет (по Штайнеру) — фаза имитации, когда они учатся через примеры, копируя других. Роль примера берут на себя взрослые, в детском саду это воспитатели. Дети всячески подражают воспитателю, который является абсолютным образцом поведения. Так воспитатель может подавать пример работы в хозяйстве, что побуждает детей помогать ему, например: вытирать пыль, накрывать на стол, работать в саду и т.п.

Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.

Как и в системе Монтессори, в вальдорфском детском саду нет обязательных занятий, которые есть в государственном. Детей не усаживают в круг или за парты, не пытаются в организованной форме привить какие-либо знания. Большую часть дня дети занимаются свободными занятиями: рисованию, лепке, аппликациям, песням и стишкам, играм на свежем воздухе (в том числе игры с водой или песком), ролевым играм, действиям с природными материалами (гончарный круг, сами делают игрушки) и т.п.

Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.

Еще одна особенность данной методики — в ней нет готовых игрушек (особенно из пластмассы и с элементами электроники), и дети совместно с воспитателями должны создавать их самостоятельно. Основу игрушек составляют природные материалы, которые иногда можно собрать прямо на прогулочной площадке: различные производные от деревьев (ветки, желуди, листья и т.п.), солома и травы, натуральные ткани, краска (от цветов, растений) и т.д. Все это формирует у детей воображение и развивает творческие способности, что создает базис для будущего освоения более сложных форм мышления (логического и абстрактного).

Особенности вальдорфской школы

После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.

Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет. Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.

Начальная вальдорфская школа уделяет мало времени изучению академических предметов. В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.

Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков, игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме

Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.

Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники. Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.

В вальдорфских школах часто организовываются праздники, посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.

В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается  выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.

Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику. Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.

Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:

  • учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
  • классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
  • утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
  • художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
  • отмена системы оценок до 7 класса;
  • достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
  • художественно организованное школьное пространство;
  • для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
  • дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
  • иностранные языки преподаются по методу погружения в языковую среду;
  • на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
  • постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
  • родители принимают активное участие в жизни школы и детей;

Вальдорфская школа признана гуманной школой, в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.

Взвесим ЗА и ПРОТИВ?

Вальдорфская методика активно обсуждается: критикуется и восхваляется. Сторонники уверяют, что только вальдорфские сады и школы способны воспитать творческих и свободных людей. Противники же убеждены, что такой подход формирует детей слабых, не готовых к реальности жизни, конкуренции и борьбе. Другой довод антагонистов заключается в том, что методика устарела. Многие находят смешным заменять желудями конструкторы и машинки. Логика присутствует в обоих случаях — родителям крох есть над чем подумать, поразмышлять.

Безусловным преимуществом является то, что в такие сады дети спешат как на праздник. Атмосфера в этих учреждениях очень теплая и душевная, почти домашняя. И самое главное — здесь царит уважение к личности малыша, с самого раннего возраста.

Но есть и минус. Родители, которым не терпится похвастаться умениями ребенка, вальдорфскую методику, вероятнее всего, не оценят. До школы «вальдорфских» малышей не учат ни письму, ни чтению, ни счету. Кино и телевидение также находятся под запретом, а сказки крохам читают взрослые.

Будни и праздники

Это тоже своего рода ритмичное чередование. Праздники обычно проводятся в духе народных традиций. И это не опостылевшие утренники, а настоящие праздники детской души. Дети не готовят специальные выступления для показа. В праздниках на полных правах участвуют все – и малыши, и ребята постарше, и воспитатели, и родители – роль зрителей просто не предусмотрена.

На праздник урожая все вместе прямо в группе пекут пироги с капустой, каждому малышу дарится корзинка с осенними дарами и какая-нибудь особая «урожайная» игрушка. А промозглым ноябрьским вечером с горящими разноцветными фонариками все теплая компания отправляется на поиски клада, который оставили добрые гномы (кстати, таким образом удается сгладить остроту детских страхов, приходящуюся как раз на 5-6 лет). Рождество невозможно представить себе без традиционного спектакля о Чуде. Масленица – пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник. Вооружившись трещотками и деревянными погремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все вместе отправляются в лес на особую масленичную поляну. А там – санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются два чьих-нибудь папы). И взрослые, умудренные опытом, солидные папы и мамы веселятся, как дети. На Пасху катают разноцветные яйца, пекут куличи (дети непременно пекут в группе маленькие куличики, сами их украшают и гордо приносят домой).

К каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как это бывает обычно, а подарки рождаются в теплых родительских руках. Это могут быть и лоскутные мячики, и настоящие куклы, и ангелы, и даже гномики, свалянные из шерсти… А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручаются деревянные игрушки. И ничего, вечно занятые папы вполне справляются с задачей, порой проявляя недюжинные таланты!

Вальдорфцы вообще предпочитают естественные материалы. Если лепить, так из ароматного пчелиного воска, если строить, так из дерева, если шить, так из мягчайшего шелка или теплой шерсти. И в самом деле, натуральные материалы обладают какой-то особой энергией и притягательностью.

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру.  В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше. 
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Адрес: ул. Профсоюзная, д.104

«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.

Особенности обучения

Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.

Gnomik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector