Великие ораторы разных времен
Содержание:
- Михаил Васильевич Ломоносов[править | править код]
- Аргументация в ораторском искусстве
- Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940)[править | править код]
- Что из себя представляет современное ораторское искусство и риторика?
- Великие ораторы древности
- Как развить ораторское искусство
- Секреты великих ораторов
- Блестящий оратор
- Известные ораторы античных времен
- Иосиф Сталин
- Умный и честный
- Представители отечественной риторики
- Почему важно развивать ораторское искусство
Михаил Васильевич Ломоносов[править | править код]
Родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.
Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля — химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из города в город были не только следствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни. В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Эти две оды, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.
Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес Ломоносов, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748).
Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:
«О изобретении»,
«О украшении»,
«О расположении».
Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.
Он выделяет:
собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;
ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;
поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.
Аргументация в ораторском искусстве
В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса.
В античной риторике Аристотель выделял три типа аргумента: этос, пафос, логос.
- Этос – этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово.
- Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.
- Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания, форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания.
В современной риторике Николай Овчаров определяет три формы аргументации:
Теоретическая – общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.
Практическая – практические примеры на своем или чужом опыте.
Визуальная – сравнение с известным образом или событием.
Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940)[править | править код]
Профессиональный революционер, партийный и государственный деятель. Родился в семье зажиточного землевладельца-арендатора. В октябре — ноябре 1905 г. — заместитель председателя петербургского Совета рабочих депутатов (под фамилией Яновский). Был арестован и осужден на «вечное поселение» в Сибири, но бежал с пути следования к месту назначения. В 1912 г. организовал Августовский блок, направленный против В.И. Ленина и большевиков. В начале Первой мировой войны издавал (вместе с меньшевиком Л. Мартовым) в Париже антивоенную газету «Наше слово». Был выслан из Франции. В 1916 в США издавал газету «Новый мир», в которой пропагандировал свою идею перманенвыай революции. Летом 1917г.вовыашел в партию большевиков как член Межрайонной организации авыСДРП. В начале июля предостерегал рабочих от преждевремевыаываа сентября освобожден. 25 сентября избран председателем Петроградского Совета рабочих и солдатскихаюро ЦК РКП(б) и член Исполкома Коминтавыерна. Участвовал во всех внутрипартийных дисквым НКВД испанцем Р. Меркадер.
Trotsky, discurso sobre las republicas sovieticas , 1918
Братский союз советских республик. Слово народного комиссара по морским и военным делам товарища Троцкого.
Генерал Гофман о Троцком:
«Троцкий — хороший оратор, образованный, энергичный и циничный, создавал впечатление человека, который не остановится ни перед какими средствами, чтобы достичь того, чего хочет. Иногда я спрашивал себя, прибыл ли он вообще с намерением заключить мир, или ему была нужна трибуна, с которой он мог бы пропагандировать большевистские взгляды. Тем не менее, хотя они и стояли на переднем плане, я думаю, что он пытался прийти к соглашению, и когда Кюльманн давал достойный ответ диалектикой, то приводил его в затруднительное положение, и он перешел к использованию режиссерского хода, якобы Россия не может принять условия мира центрально-европейских стран, и он настоящим объявляет войну оконченной, и что он, наконец, завершил круг переговоров…»
Что из себя представляет современное ораторское искусство и риторика?
Сегодня современная общая риторика, опираясь на такие дисциплины как философия, психология, эстетика, этика и лингвистика, способна сформировать максимально широкую ораторскую компетентность, которая способна обеспечить уровень ораторского мастерства во всех формах речевой коммуникации. Если логика отвечает за связность и основательность речи, а грамматика демонстрирует правильное употребление слов, то риторика способствует последовательному и точному изложению мыслей.Таким образом, цель риторики современности: научить человека во время любого общения успешно «управлять» процессом передачи своего сообщения, а также процессом успешного восприятия этого сообщения со стороны слушателя.
Ораторское мастерство, которое приобретает человек после современной риторической подготовки, является его самой эффективной визитной карточкой, способной надежно гарантировать успешное профессиональное и личное будущее.
Сегодня риторика — это уже научно обоснованная теория и практика современного ораторского искусства.
В его основе — продуманное, всегда адресное, поэтому уместное и эффективное и по своим задачам, и по манере изложения, выступление перед слушателями.
Современные выступления, если они создаются по законам ораторского искусства, позволяют авторам — современным ораторам, стать заметными, запоминающимися и узнаваемыми, без привлечения дополнительных средств. Будь то это деньги или связи.
Как говорил : «Красноречие есть работница убеждения». Действительно, навык убеждения клиентов порой весьма способствует продвижению по карьерной лестнице.
Следует помнить о том, что ораторское искусство — это не врожденный талант, его можно и нужно тренировать и развивать. Наука «риторика» — это такая же наука, как и физика с химией, и, приложив определённые усилия, ей сможет овладеть любой желающий.
Риторика в современном мире: «железная леди» Маргарет Тэтчер
Великие ораторы древности
Ораторы древней Греции славились своим красноречием. Первым из великих спикеров считается Демосфен. Его биография способна удивить любого, ведь картавый заикающийся мальчик без должного воспитания и обучения стал знаменитым. Вдохновленный аплодисментами и восторгом зрителей на выступлении оратора в суде, Демосфен решил посвятить себя мастерству речи. Он нашел себе наставника и много лет учился, подготавливая речи для других выступающих. И когда решил выступить самостоятельно, был жестоко осмеян публикой из-за отсутствия выразительности речи. Демосфен пал духом и решил во что бы то ни стало избавиться от своих речевых дефектов.
Он сбрил волосы и упражнялся до тех пор, пока они не отрасли. Брал уроки у друга-актера, громко читал стихи при подъеме в гору, набивал рот камнями и оттачивал красоту устной речи. Упорство и изобретательность позволили Демосфену стать профессионалом в ораторском искусстве.
Знаменитые ораторы древнего Рима не уступали грекам по красоте и убедительности слова. Яркий пример тому – Цицерон, который познакомил мир с понятием «определение». Уже с ранних лет будущий древнеримский деятель увлекался поэзией, которая и привела его к успеху в красноречии. Он много изучал философские вопросы, обсуждал с друзьями, сравнивал учения между собой. Цицерон каждый день ходил на судебные заседания и слушал речи обвинения и защиты. В первое свое выступление на заседании он выиграл дело. И дальше терпеливо получал политические должности, а в конце своей карьеры написал три великих трактата.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
- Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
- Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
- И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Экономика образования
Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе
Секреты великих ораторов
«Говори как Черчилль, держись как Линкольн» — название книги Джеймса Хьюма, в которой он раскрывает секреты самых знаменитых в мире ораторов. Хьюм помогал писать речи для пяти президентов Соединенных Штатов Америки
Книга состоит из 191 части, в которых рассказывается о важности правильной подготовки сцены, смелости, поведении и других аспектах, которые необходимо принимать во внимание, готовясь к публичному выступлению
Все мастера публичного выступления обладают собственными техниками овладения вниманием толпы. Настоящий оратор обязан обладать множеством качеств, которые сделают из него асса публичных выступлений
Во-первых, необходимо быть начитанным. Это позволит быстро подбирать нужные слова и избегать длительных пауз в ходе выступления. Речь оратора должна быть четкой, логичной и последовательной. Необходимо, чтобы «спич» с первых минут заинтересовал слушателя, в противном случае аудитория будет потеряна.
Для качественного и уверенного выступления следует множество раз перечитать свою речь. Стоит убрать из нее сленговые выражения и жаргонизмы, чтобы сделать «спич» более строгим и серьезным. Во время выступления не надо упоминать ненужные факты. Следует использовать только те доводы, которые прямо относятся к теме выступления.
Также необходимо вести себя спокойно и сдержано. Ораторское искусство предполагает гармоничное сочетание спокойствия и уверенности.
Основы ораторского искусства заключаются в силе убеждения. Горячие речи, способные заставить человека поверить в необходимость изменений взглядов и окружения, – это ли не настоящее искусство? В истории отличились великие ораторы мира, мужчины и женщины, с которых стоит брать пример. Следует начать с самой древности, изучить изменения в течении и развитии ораторского дела, чтобы понять, как стать столь же убедительным.
Блестящий оратор
Кони вошел в историю прежде всего как судебный оратор — судебные заседания с его участием собирали полные залы. А его сборник «Судебные речи» выдержал пять изданий и принес автору широкую известность.
Его выступления отличались прежде всего стройностью логики, ясностью мысли, живостью и образностью речи. При всей своей добродетельности и строгости он обладал прекрасным чувством юмора, которое порой помогало ему одергивать зарвавшихся.
Когда в 37 лет Кони был назначен сенатором, консерватор Буренин написал колкую эпиграмму:
Анатолий Федорович за ответом в карман не полез:
Но Кони прославился и как великолепный лектор. Он и до Октябрьской революции читал невероятное количество лекций, и не только юридической тематики. А после революции, когда была ликвидирована судебная система, которой Анатолий Федорович посвятил свою жизнь, лекторская деятельность помогла ему выжить
Благодаря заступничеству Луначарского, он смог найти работу: читал лекции по уголовному судопроизводству, по теории и истории ораторского искусства, по судебной этике, по этике общежития… Всего за 1917—1920 годы Кони прочёл около тысячи публичных лекций, в начале 1920-х годов его приглашали во многие учреждения читать о Пушкине, о Толстом, о Пирогове, о Гаазе, о воспитании детей, о перевоспитании преступников, и слушали его с «жадным вниманием»
Известные ораторы античных времен
Ораторское искусство появилось еще в Древней Греции. Тогда появилась риторика с целым сводом правил и секретов ораторского мастерства. Существовала такая наука и в Ассирии, Вавилоне и Египте. Но классическое красноречие зародилось именно в Элладе. От умения красиво излагать свои мысли во многом определялась судьба древних греков. Это был основной показатель образования человека и необходимым умением для юриста и политика. В 5-ом столетии до нашей эры появились софисты. Это были учителя по красноречию, помогающие научиться вести публичные дискуссии. Из знаменитых ораторов тех времен стоит отметить Демосфена, Аристотеля, Цицерона и Лисия.
Демосфен
Один из величайших ораторов Греции был Демосфен
На него обратили внимание во время первой речи в суде. Он учился у Исея Афинского, а в качестве примера для подражания, выбрал Перикла – известного мастера красноречия
В те времена публике мало было красивых речей. Она ожидала необычной и театральной подачи с поставленным голосом и жестами. У Демосфена были проблемы с голосом, и он много тренировался. Он ставил дикцию, набрав в рот камешков. Для развития дыхания он читал стихи, поднимаясь по горам. А речи репетировал при шуме прибоя. Благодаря, своей настойчивости он добился колоссальных успехов.
Цицерон
Другим выдающимся мастером красноречия Греции был Марк Туллий Цицерон. Он был выходцем из бедной и простой семьи, но обладал огромной целеустремленностью и жаждой успеха. Ораторский талант помог ему стать консулом и войти в сенат. Его учителями были луций Лициний Красс и Марк Антоний. Цицерон изучал греческую литературу и оставил после себя значительные литературные произведения.
Лисий
Лисий был замечательным судебным оратором древности. Его речи запоминались своей оргинальностью и яркостью. Он тщательно готовил выступления и работал над каждой частью текста. Речи Лисия отличались краткостью и некоторой долей иронии, что нравилось аудитории. Многие ораторы, выступающие в суде, брали пример с его методов.
Горгий
Одним из известных софистов был Горгий из Леонтины. Он считался талантливым ритором и теоретиком. Горгий много путешествовал и прославился своими выдающимися выступлениями.
Знаменитый оратор много работал над стилем. Ему принадлежит прием горгианских фигур, которые придают речи выразительность.
Иосиф Сталин
Иосиф Джугашвили родился в 1878 году в Российской империи. Практически никто не упоминает Сталина, когда разговор заходит о великих мировых ораторах. Иосиф запомнился большинству людей жестоким вождем Советского Союза. Некоторые иностранные ученые откровенно заявляли о том, что Сталин — плохой оратор. Причиной такого утверждения выступал тот факт, что Иосиф не владел иностранными языками. Однако российского языка ему вполне хватило, чтобы стать одним и самых великих глав государств в мировой истории.
Свое красноречие Джугашвили продемонстрировал в 1917 году, после того как ушел в подполье Ленин. Сталин выступил с докладом ЦК. После Октябрьской революции Иосиф был представлен в качестве народного комиссара по делам национальностей в СНК. Эту должность ему удалось получить благодаря написанной в 1913 году книге о марксизме. 3 апреля 1922 года Сталин стал Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).
Умный и честный
Родился Анатолий Федорович Кони в семье, которая была весьма далека от юриспруденции, но близка к театру: отец драматург, мать актриса. Поэтому в доме частенько собирались литераторы, актеры, а его крестным был известный писатель И. И. Лажечников. Их отец в конце своей жизни сказал, что Евгений, его старший сын, добрый, а Анатолий, младший, — честный.
А. Ф. Кони (1844-1927). Портрет кисти И. Е. Репина
Начальное образование дети получали дома. Фёдор Алексеевич увлекался идеями немецкого философа И. Канта и в воспитании детей следовал следующему его правилу: «Человек должен пройти четыре ступени воспитания — обрести дисциплину; получить навыки труда; научиться вести себя; стать морально устойчивым». В семье Кони стремились прежде всего научить детей думать.
Юристом Анатолий стал, можно сказать, волей случая. Он поступил на математический факультет Санкт-Петербургского университета и за полгода блестяще себя проявил, но в декабре 1861 г. университет из-за студенческих беспорядков был закрыт на неопределенный срок, и Анатолий принял решение перебраться в Москву и «переквалифицироваться» в юристы, перейдя сразу на 2 курс юрфака Московского университета. За все годы обучения у него была только одна четверка, остальные пятерки. Ему сразу предложили читать лекции, но он отказался — не чувствовал себя достаточно подготовленным.
На первые годы его службы пришлась судебная реформа — событие огромной значимости. Сам Кони писал:
На пике своей юридической карьеры Кони занимал высокие и ответственные должности, в том числе был прокурором Санкт-Петербургского окружного суда и председателем окружного суда. И даже почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности. Он был известен своими блестящими обвинительными речами, но прославился необычным делом, в котором сыграл ключевую роль.
Представители отечественной риторики
Не менее интересны русские личности современности. Ораторы России в 20 и 21 веке, заслуживающие внимания – это Анатолий Федорович Кони, Владимир Путин, Троцкий, Жириновский и другие.
Анатолий Федорович Кони
Анатолий Федорович Кони – юрист и общественный деятель начала 20 века. Он ратовал за соблюдение нравственности в суде, а своими личностными качествами подавал пример другим. Речь Анатолия Федоровича Кони не отличалась монотонностью, ее характеризовала динамичность и живость.
Судебные ораторы, по мнению Кони, должны были нести справедливость. Анатолий Федорович являлся защитником правды. Его речи не были сухими или чрезмерно окрашенными эмоциями.
Анатолий Федорович Кони умел сочетать факты с чувствами так, что рассуждения воздействовали на умы судей в его пользу. Защитные речи не оставляли сомнения в положительном вынесении приговора.
Анатолий Федорович Кони обладал высокими моральными идеалами, придерживался строгих правил, высказывался ясно, не употреблял непонятных терминов и в совершенстве владел красноречием.
Владимир Ильич Ленин
Ленин разговаривал с народом на понятном для них языке. Он хорошо чувствовал настрой толпы, умел увлечь идеями. Ленин больше общался со слушателями, вел диалог. Всегда лаконичен, конкретен, использовал направляющие жесты рук, усиливающие воздействие. Поза ног – удобная, они широко расставлены. Ленин обладал особой энергетикой, которую невозможно было не перенять.
Эффектные и харизматичные высказывания увлекали всех. Ленин всегда знал то, о чем говорит. Его слова наполнены ясностью. А высказывания, которые произносил Ленин, становились крылатыми, их повторяли и печатали.
Иосиф Виссарионович Сталин
Сталин как оратор не менее харизматичный, чем его предшественник Ленин. Это два самых ярких человека 20 столетия. Он часто использовал секреты великих ораторов. Один из них – многочисленные повторы слов и лексических конструкций. В отличие от лаконичных фраз, которые использовал Ленин, Сталин чаще употреблял длинные предложения.
Владимир Владимирович Путин
Путин – один из представителей современных политических ораторов 20 и 21 столетия. Его речь отличается легким эпатажем, с долей юмора. При этом Путин говорит без напряжения, все его слова продуманы и взвешены
Жестикуляция рук плавная, не отвлекает внимание. Положение ног Путин не меняет в течение разговора
Путин один из известных государственных деятелей, которого отличает свой стиль в разговоре. Это отмечается всеми. Сдержанность и спокойствие – вот характеристики высказываний президента. Путин не изменяет себе и не позволяет резких или грубых слов. Он всегда отвечает на поставленные вопросы, разбирается в теме. Путин не позволяет себе начинать беседу без предварительной подготовки.
Владимир Вольфович Жириновский
Речь Жириновского всегда эмоционально окрашена, непредсказуема, агрессивна. В разговоре он может внезапно принимать оборонительные меры, давя на собеседника. Выступления фееричны, похожи на шоу. Жириновский активно жестикулирует. Позы рук и ног при разговоре подчеркивает настрой политика. Закладывание рук за спину или указательные жесты, редкие изменения в положении ног. Он не только харизматичный оратор, но и умный.
Жириновский разбирается в теме разговора, легко ведет споры. Его речь ярко окрашена, чувственна. Жириновский редко сдерживает свои эмоции, может позволить лишнего.
Сергей Александрович Шипунов
Сергей Шипунов начал свою деятельность в 20 столетии и продолжает по сей день. Он не только сам владеет ораторским искусством, но и успешно обучает этому других. Сергей Шипунов ведет консультации и индивидуальные тренинги. К нему обращаются крупные компании и политики. Книги по ораторскому искусству Сергея Шипунова пользуются большим успехом. В них он делится опытом, выдает секреты великих ораторов.
Лев Давидович Троцкий
Троцкий – выдающийся оратор. Его отличал громкий душевный голос, слова были слышны издалека. Троцкий был образован и энергичен. Противники опасались его. Троцкий говорил напористо, без запинок и пауз.
Троцкий никого не боялся, говорил без утайки. Его речи были построены лаконично, последовательно. Троцкий обладал даром убеждения. У него было много последователей. Троцкий владел даром красноречия, это ярко видно в его политических высказываниях.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи
Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи
«Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж, —
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами
Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю»