Жостовская роспись на подносах
Содержание:
- Научиться и научить
- Роспись подноса
- Особенности росписи
- Техника создания узора
- Искусство в деталях
- Мотивы Жостова
- Как подносы готовят к росписи?
- Этапы изображения рисунка «под Жостово» вместе с детьми
- Жостовские подносы в современной жизни
- История ремесла
- Техника выполнения
- Классическая
- Визитные карточки Жостова
- Этапы создания рисунка
- Жестовская роспись для детей и взрослых
Научиться и научить
Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.
Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.
Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.
Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.
После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.
Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».
В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!
Роспись подноса
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
- черный;
- пшеничный или слоновая кость;
- бургундский;
- голубой;
- красный;
- лазурный;
- золотой;
- коричневый;
- янтарный;
- желтый.
Этапы прорисовки жестовских цветов
Создание рисунка требует последовательности:
- Художник берет цвет, который избрал для изображения элемента, и слабым его оттенком он прорисовывает эскизы каждого компонента изображения. Мастер пользуется свободным кистевым мазком, предварительное нанесение рисунка карандашом не требуется. Этап называется замалевкой.
- Далее мастеру предстоит рисовать полупрозрачные тени – на этом этапе на работе появляются соцветия и листья. Делает это специалист лессировочными красками. Этот этап называют тенежкой.
- Окончательным оттенком цветам придается форма. Это следует прокладка – плотное, корпусное письмо, при котором мастер использует яркие краски.
- После того, как последние нанесенные штрихи подсохли, художник делает блики на изображении. Именно они создадут объемность рисунка. Этап называется бликовкой.
- С помощью тонкой кисти художник работает над детализацией, чтобы изображение приобрело законченный вид – это чертежка.
- Практически завершает работу привязка, тонкие усики и травка, которая объединяет все элементы в одну завершенную, гармоничную цветочную композицию.
- Настало время наносить орнамент на края подноса. Это либо мелкие цветы, либо геометрические фигуры. Процедура носит отделочный характер, но этот тот самый необходимый финальный штрих.
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Мастера добиваются реалистичности при изображении рисунка
Основное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.
Особенности росписи
Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.
Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.
Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:
- розы;
- астры;
- маки;
- георгины.
На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.
Выделяют несколько вариантов расположения букета:
В центре. Это техника называется собранным букетом.
По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.
Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.
Техника создания узора
Для того чтобы сформировать классический для стиля «жостово» узор применяют два этапа его рисования. В первый этап, называемый «замалёвкой», художник выполняет набросок будущей картины на подготовленной поверхности. Он кратко наносит широкой кисточкой отдельные пятна будущих лепестков, листьев и бутонов. Причём этот лёгкий процесс он выполняет одновременно для нескольких подносов. Получившаяся заготовка сразу отправляется в специальный шкаф для просушивания при фиксированной температуре на двенадцать часов.
https://youtube.com/watch?v=_UbDuZUcqLs
https://youtube.com/watch?v=_UbDuZUcqLs
Следующий этап называется «выправкой». Он включает в себя выполнение нескольких последовательных шагов. Вначале мастер производит «тенёжку» — наносит роспись полупрозрачных красок тонким слоем. Тем самым оттеняет тёмные части каждого элемента и делает рисунок более глубоким. Затем идёт этап «прокладка», когда уже более плотными красками выделяются светлые части цветов, бутонов и листьев. А за ним выполняется «бликовка». У каждого из мастеров свой приём. Поэтому эта часть работы может быть широкой или мелкой, размашистой или постепенной.
С помощью «чертёжки» выделяются светлые края лепестков, бутонов и листочков. А также наносят «семенца», то есть добавление в цветок пестиков и тычинок. Завершающим шагом считается «привязка», она связывает весь рисунок в одно целое. Она выглядит в виде тоненькой травки между цветами и листьями. После этого готовый рисунок высушивают.
В случае украшения подноса после всех этапов, приступают к оформлению бортиков изделия. Здесь главный элемент — это различные растительные геометрически выполненные узоры. Их наносит специально обученный орнаменталист.
Искусство в деталях
В коллекции Жостово собрано множество предметов интерьера, которые придадут любой городской квартире тот самый русский народный колорит и оживят обстановку.
Картины с цветочными вариациями и натюрмортами всегда выглядят роскошно и притягательно. Табурет-этажерка с жостовской росписью станет интересным акцентом в гостиной. На нее можно поставить низкий напольный светильник или вазочку с цветами. Спальне добавят уюта и ощущения гармонии широкая ароматизированная свеча с натуральным воском и зеркало в широкой эффектной раме. Яркому шелковому платку с нарядным цветочным принтом также найдется интересное применение. Его можно использовать в качестве накидки на кресло или закрепить на багете, превратив в оригинальное панно. Красочные расписные лейки и белые уличные фонари с цветочным узором можно использовать для оформления зимнего сада на балконе. Рабочий кабинет дополнят настенный календарь и ежедневник с традиционной жостовской символикой.
Мотивы Жостова
Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.
Основными мотивами жостовской росписи являются:
- Букеты из садовых и луговых цветов.
- Растительные мотивы.
- Цветочные орнаменты.
- Вазоны.
- Гирлянды.
- Сценки народных гуляний.
- Пейзажи.
- Натюрморты.
- Сценки народного быта.
- Сценки народных свадеб.
- Сценки с чаепитием.
Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.
Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.
Как подносы готовят к росписи?
После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.
Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2–3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.
Этапы изображения рисунка «под Жостово» вместе с детьми
Тема «Роспись подносов Жостово» изучается в рамках занятий по изобразительному искусству, кружков ДПИ и прочих творческих мероприятий с детьми разного возраста. На таких практикумах детский коллектив знакомится с народными промыслами. Сначала ребятам педагог может предложить раскрашивание – на листах уже обозначены контуры изображений, ребята просто добавляют цвет.
Дети активно откликаются на подобные задания: яркое и понятное народное творчество увлекает их и рождает теплые ассоциации. В процессе работы педагог фоново может включать народные песенки или даже ставить аудиосказки.
Рисование «под Жостово» поэтапно:
-
- Дети получают заготовки – листы бумаги овальной формы с уже нанесенным фоном (можно использовать цветные офисные листы).
- Узор-орнамент, который оформляет форму, может нанести педагог заранее. Если занятия проводится с ребятами постарше, они и сами справятся с этим (но уже в конце работы).
-
- Решите, сколько крупных цветков будет на рисунке, отметьте цветным кружочком из сердцевинки на подносе. Чаще дети выбирают желтый цвет.
-
- Добавьте тонкой кистью к сердцевинкам лепестки. Если дети уже имеют смешивать оттенки, это только украсит работу.
-
- Тонкой кисточкой рядом с большими цветками добавляются мелкие.
-
- Прорисовываются листочки и стебельки зеленым цветом, желательно – разными оттенками зеленого.
- Белым цветом нужно сделать оживку на цветах и листочках.
Как правило, ребенок с удовольствием берется за эту работу. Если хочется добиться большего сходства с жостовским творчеством, педагог в дальнейшем может заламинировать работы. Они будут глянцевыми и плотными, и максимально станут напоминать настоящий поднос.
А если есть возможность свозить детей на экскурсию в музей промысла, это станет прекрасным вводным уроком. Музей Подносов работает при Жостовской фабрике, потому ребята оказываются и в центре производства тоже. Примечательно, что экскурсия рассчитана и на теоретические познания, и на практические опыты. Разгоряченные и впечатленные увиденной красотой ребята обычно спешат поделиться новым опытом, и с удовольствием принимаются за рисование.
Музей подносов
Мастер-классы на фабрике – это удивительная возможность увидеть поэтапный процесс изготовления подноса и даже поучаствовать в нем. Фабрика находится в деревне Жостово, в городском округе Мытищи. При ней работают музей и фирменный магазин.
Поиск творчества современных мастеров продолжается – новые формы и технологии не умаляют интереса к традициям, но позволяют промыслу развиваться, ведь только развитие сохраняет жизнь творческому направлению.
Жостовские подносы в современной жизни
В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.
По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.
История ремесла
Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.
Возникновение
Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.
И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.
Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Жостовская роспись в XX веке
В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.
Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.
Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.
Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.
Развитие в наши дни
Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.
Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Техника выполнения
Классическая роспись предполагает использование черного фона. Для промысла брали подносы разнообразных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте детально рассмотрим каждый из них.
Грунтовка
Первый шаг росписи. Поверхность подноса обрабатывается шпаклевочным материалом. Затем мастера шлифуют изделие. Именно на этом этапе художник определяется с цветом полотна, в дальнейшем изменить его нельзя.
Замаленок
Основа будущего узора. Используя разбавленные краски, художник формирует силуэты элементов композиции, которые станут частью картины. На данной стадии импровизации нет места, все происходит в соответствии со старинной технологией. Базу под будущий узор составляют по заранее продуманной схеме.
Тенежка
Придает полупрозрачной композиции реалистичность. Возникают отчетливые тени, полутона и блики. Цветки приобретают объемность, листья и стебли выглядят более натуральными.
Прокладка
Самый важный этап создания композиции. Слой позволяет придать букету максимальную правдоподобность, которая является отличительной чертой жостовской росписи. Именно реалистичность выделяет промысел на фоне остальных народных ремесел.
Главная задача живописца конкретизировать детали, высветлить отдельные участки композиции. Мастер устанавливает контрастность либо выравнивает орнамент за счет плавных переходов.
Бликовка
Объемности изображения умелец добивается с помощью бликов. Создается ощущение, что цветочные букет попал под лучи солнышка. Он будто светиться изнутри и блестит. На данном этапе композиции «заряжается» настроением и приобретает уникальный колорит.
Чертежка
Один из самых интересных шагов в процессе росписи. Задача живописца с помощью тонкой кисточки и минимального количества краски детально прорисовать каждый элемент композиции, добавляя ей натуральности.
На ягодках появляются семена, в чашке цветков образуются пестики и тычинки. Листочки и трава становятся объемными и реалистичными за счёт использования кружевных дополнений и прочих сложных акцентов.
Привязка
На заключительном этапе комбинацию из цветов и растений требуется гармонично вписать в фон. Для этого художник использует усики, травинки и многочисленные витиеватые элементы. Благодаря привязке полотну придается еще больше объемности, и композиция выглядит цельной и гармоничной.
Чтобы изделие смотрелось завершенным, и стилистика максимально соответствовала принятым нормам, мастера напоследок «прибираются». Они декорируют бортики подноса геометрическими линиями, растительными орнаментами, венками из цветов.
Окантовка может быть обильной, не уступающей по богатству центральным фигурам картинки или скромной, слегка подчеркивающей рамки изделия. |
Классическая
Классическая жостовская роспись выполняется на фоновой подложке черного или красного цвета.
Дизайн подходит для ногтей любой длины, однако на удлиненных ногтевых пластинах позволяет изобразить богатые цветочные композиции.
Если со свежим маникюром тебе предстоит посещать офис, деловые встречи и серьезные мероприятия, оформи в достоевском стиле один ноготь, а остальные покрой цветом из палитры ремесла. Несмотря на яркость, такой дизайн выглядит лаконично и утонченно.
Идея комбинированного дизайна – 2 расписных ноготка и золотой френч.
Цвет основного покрытия выбирай исходя из оттенков рисунка, тогда дизайн будет смотреться гармонично. В этом случае ногти покрыты пастельным сиреневым оттенком. Подобный тон есть в палитре лаков OPI с названием «Don’t Toot My Flute».
Такое сочетание выглядит смелее, но не менее гармонично. Однако с подобными решениями стоит быть осторожнее – роспись добавляет достаточно яркости и обилие цветов может перегрузить дизайн.
Классическая жостовская роспись в сочетании с френчем, кстати, тоже классическим. Такой маникюр подойдет для свадьбы или корпоратива.
Сочетание красного и черного кажется слишком агрессивным, но при грамотной комбинации получается совсем не вызывающим. Такой маникюр можно слегка приглушить, покрыв дизайн матовым топом.
Интересное решение двустороннего оформления свободно края. Мода на двусторонний дизайн ногтей пришла в 2016 году и до сих пор находит отклики в творчестве нейл-мастеров и их клиентов. Для того чтобы создать подобный декор, просто закрась внутреннюю сторону свободного края красным лаком.
Изначально, жостовские мастера изображали только сложные, объёмные цветы – пионы, розы, лилии. Только после 1920 года в промысел добавились фиалки, тюльпаны и другие простые растения.
Визитные карточки Жостова
Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.
Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.
Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху». А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.
Этапы создания рисунка
Этапы создания жостовского подноса:
- Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
- Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
- Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
- Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
- Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
- Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
- Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.
Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.
Жестовская роспись для детей и взрослых
Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.
Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску, деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки — рисования на бумаге.
«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.
Материалы и подготовка
Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.
Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч. через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз. Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.
Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.
Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:
- краплак красный;
- кобальт синий;
- кость жжёная;
- охра светлая;
- изумрудная зелень;
- титановые белила.
Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.
Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.
Этапы жостовской росписи
Жостовская живопись — многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.
Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:
- Подмалёвок или замалёвок. Появляются красочные пятна, обозначающие форму и расположение крупных и средних фигур. На этом этапе решается задача композиции. Крупные цветы располагаются внизу или в центре, листья — вокруг, а два — три тонких стебелька венчают букет.
- Тенёжка. Художник мысленно видит в красочном контуре цветок и обозначает затенённые места (центр цветка, донышко бутона и т. п.) тёмным тоном основного цвета.
- Бликовка. Основной цвет осветляется белилами, прорисовываются выпуклые места цветков и листьев.
- Чертёжка. На этом этапе подчёркиваются контуры лепестков, рисуются зубчатые края на листьях.
- Привязка. Тонкими и чёткими штрихами прорисовывается травка.
Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен. Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения
Элементы жостовской росписи
Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками — получается «веточка».
На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).
Далее переходят к мелкой технике, рисуя тонкие стебельки, мелкие соцветия, пшеничные колосья, завитки.
Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.