Декоративная жостовская роспись на подносах
Содержание:
- Изобразительное искусство
- Жостово. Роспись по металлу
- Цвета жостовской росписи
- Роспись подноса
- Визитные карточки Жостова
- Жостовская роспись для детей «Поднос»
- История жостовской росписи
- История возникновения промысла
- История ремесла
- Жостовские подносы в современной жизни
- Изготовление подноса
- Особенности росписи
- Техника выполнения рисунка
- Классическая
- Элементы и узоры жостовской росписи
- Виды рисунков и узоров
Изобразительное искусство
Жостово. Роспись по металлу
Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостова.
На сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев. Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется.
Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками.
Н. Гончарова. Поднос «Роспись с углов». 1982 г.
Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.
Е. Лапшин. Поднос «Надежда». 1978 г.
Н. Беляева. Поднос «Букет цветов на бирюзовом фоне». 1982 г.
Поднос «Розы». 1980 г.
Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции — где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.
Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.
И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-лиловые, красноватооранжевые, зеленовато-коричневые.
Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.
Этапы росписи жостовского подноса
Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.
Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво?
Детская работа. Черная бумага, гуашь
Задание
Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги или картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать ее) и не • забудь про бортик.
Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спеши! По бумаге и картону сначала пиши букет, а потом фон. Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета, разбелок.
Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.
Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделай фон. Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.
Вопросы
-
В чем особенности жостовской росписи и в чем ее декоративность?
-
Почему много лет это искусство живет и не угасает?
- В каких изделиях народного декоративного искусства применяются цветочные композиции?
Цвета жостовской росписи
Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.
Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.
Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.
Основные цвета
Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата.
Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.
Роспись подноса
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
- черный;
- пшеничный или слоновая кость;
- бургундский;
- голубой;
- красный;
- лазурный;
- золотой;
- коричневый;
- янтарный;
- желтый.
Этапы прорисовки жестовских цветов
Создание рисунка требует последовательности:
- Художник берет цвет, который избрал для изображения элемента, и слабым его оттенком он прорисовывает эскизы каждого компонента изображения. Мастер пользуется свободным кистевым мазком, предварительное нанесение рисунка карандашом не требуется. Этап называется замалевкой.
- Далее мастеру предстоит рисовать полупрозрачные тени – на этом этапе на работе появляются соцветия и листья. Делает это специалист лессировочными красками. Этот этап называют тенежкой.
- Окончательным оттенком цветам придается форма. Это следует прокладка – плотное, корпусное письмо, при котором мастер использует яркие краски.
- После того, как последние нанесенные штрихи подсохли, художник делает блики на изображении. Именно они создадут объемность рисунка. Этап называется бликовкой.
- С помощью тонкой кисти художник работает над детализацией, чтобы изображение приобрело законченный вид – это чертежка.
- Практически завершает работу привязка, тонкие усики и травка, которая объединяет все элементы в одну завершенную, гармоничную цветочную композицию.
- Настало время наносить орнамент на края подноса. Это либо мелкие цветы, либо геометрические фигуры. Процедура носит отделочный характер, но этот тот самый необходимый финальный штрих.
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Мастера добиваются реалистичности при изображении рисунка
Основное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.
Визитные карточки Жостова
Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.
Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.
Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху». А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.
Жостовская роспись для детей «Поднос»
Жостовкая роспись является народным искусством. Поэтому познакомим ее с детьми в виде такого познавательного урока «Жостовская роспись для детей», где пошагово нарисуем поднос с красивыми цветами. Раскрасим яркой гуашью.
Материалы для рисования подноса в народном стиле:
Поэтапное рисование подноса:
1. Сперва следует, как и любой другой рисунок, наметить общую форму на листе простым карандашом. Так рисуем две линии для построения рисунка. Добавляем утонченный контур будущего подноса.
2. Намечаем в середине несколько крупных объектов для росписи и переходим рисовать мелкие детали возле контура, чтобы оформить наш поднос.
3. Детально прописываем первый крупный цветок и его близлежащие листики для жостовской росписи. Добавляем мелкие закрытые бутоны.
4. Дорисовываем крупный цветок в верхней части. Добавляем листочки и мелкие цветы, чтобы сформировать композицию. Убираем ластиком вспомогательные линии наброска.
5. Смешиваем на палитре коричневый и белый, чтобы получить нежный оттенок для базового цвета подноса.
6. Красными оттенками сделаем лепестки всех цветов на подносе. Придаем небольшие переходы.
7. Закрашиваем листочки зеленой гуашью.
8. По завершении даем рисунку хорошенько высохнуть. Только после этого воспользуемся гелевой ручкой, чтобы сделать контур подноса и всех элементов. Мастер-класс «Жостовская роспись для детей» окончен.
Так в итоге получился красивый и утонченный рисунок подноса с жостовской росписью, выполненной гуашью.
История жостовской росписи
Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.
Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.
В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.
На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.
После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.
Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.
После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.
Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.
Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.
История возникновения промысла
Самобытная жостовская роспись – это ремесло, зародившееся около 200 лет назад. А его исток – подмосковная деревня Жостово, дала фирменное название этому виду росписи. Основоположниками её являются отец и братья Вишняковы. Они сами занимались расписыванием посуды. А также держали мастерские в других деревнях и сёлах (Осташково, Троицкое, Хлебниково). В цехах изготавливали подносы, поддоны, сухарницы, шкатулки, чайницы, портсигары из папье-маше, которые покрывались лаком.
Зарождение творчества
Начало развития данной росписи датируется 1825 годом. Хотя к этому времени Вишняковы уже смогли глубоко внедрить жостовский промысел в русский быт и занимались его расширением. Тогда стали появляться такие мастерские и в соседних сёлах. А производство модернизировалось новыми, уже железными изделиями. Каждый поднос становился полотном для мастера, наносящего на него основной жостовский мотив в виде букета из цветов.
До 1920 года мастерские расширялись. А мастера совершенствовались, привнося в данный народный промысел инновации того периода.
Советское время
Последующие десять лет стали для них проверкой на верность традициям. Это было советское время. И силами ведомственных организаций пытались стандартизировать жостовскую роспись внедрением орнаментов и других композиционных элементов, отвечавших требованиям коммунизма. Преданность своему делу и понимание его сути не позволили внести существенных изменений в традиционный стиль ремесла.
Современность
Этот факт позволил данной росписи вступить на новейший этап своего развития. Он продолжается и в современное время. Постепенно производимые подносы стали использоваться не только, как красивый предмет быта. Художники достигли высокого уровня в своём творческом ремесле. А их произведения выставлялись даже на международных выставках, что позволило этой росписи заработать статус исконно русского искусства.
В нынешний час ремесло претерпело изменения под влиянием достижений современности. И вот, уже в течение почти 60 лет оригинальную домашнюю утварь производит Жостовская фабрика декоративной росписи, располагающаяся в той же местности, у своих истоков. И несмотря на осовременивание процесса изготовления продукции, фабрика сохраняет традиции. Поэтому роспись на подносах выполняется художниками вручную, после чего им присваивается личный номерной знак. Разработано много форм подносов, которые изготавливают специальные технические устройства. Но если живописцу для создания уникального творения нужна определённая заготовка, то он может заказать её ковалю. Благодаря такому творческому подходу, жостовская посуда и в настоящее время может относиться к популярному виду росписи у людей.
История ремесла
Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.
Возникновение
Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.
И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.
Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Жостовская роспись в XX веке
В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.
Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.
Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.
Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.
Развитие в наши дни
Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.
Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Жостовские подносы в современной жизни
По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.
Изготовление подноса
Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.
Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.
Как делают кованые подносы:
мастер выравнивает край молотком.
Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.
Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.
Заготовку подноса готовят по роспись
Далее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.
К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.
Особенности росписи
Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.
Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.
Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:
На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.
Выделяют несколько вариантов расположения букета:
Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.
Техника выполнения рисунка
Элементы жостовской росписи – это и поэтапный разбор изображения. Как осуществляется само рисование, как выписывать те или иные составляющие рисунка, с чего начинать и чем заканчивать, все это интересно и для тех, кто изучается жостовский промысел теоретически, и для тех, кто практически хочет освоить традицию.
Грунтовка
На этом этапе изделие следует обработать специальным шпаклевочным материалом. Далее загрунтованный поднос шлифуют. В этом время мастер подбирает фон, на котором и будет выстраивать основной рисунок. Этот фон в дальнейшем изменить нельзя. На этом этапе композиция уже должна быть продумана, чтобы цветовая гармония была соблюдена.
Замалевок
Так называют основу орнамента. Мастер пользуется разбавленной краской и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны этот момент подготовительный, с другой – он и является определяющим в работе. Если выполнить замалевок с ошибками, нарушится композиция, расположение элементов, гармония. Импровизация на этом этапе фактически исключается.
Тенежка
Как только замалевок просох, лессировочными красками на работу накладываются тени. Именно такой «хитрый» прием делает букет глубоким по тону. Работает мастер сильными и сочными мазками. Пользуется в это время художник плоской широкой кистью.
Применяются следующие лессировочные краски: синяя (ультрамарин либо берлинская лазурь), красная (краплак), зеленая (зелень изумрудная).
Для чего нужна тенежка? Жостовская роспись, цветы который, как уже отмечалось, словно светятся изнутри, таким образом усиливает звучание цвета.
Прокладка
Этот этап очень ответственен. Именно прокладочный слой помогает букету выглядеть максимально реалистично. А, как мы уже говорили, жостовская роспись, узоры и мотивы этого направления, выгодно отличаются от других промыслов именно таким высокопрофессиональным изображением элементов.
Художник во время прокладки будто уточняет детали, не забывая высветливать отдельные фрагменты. Здесь же мастер может задать тон контраста, здесь же он может выровнять композицию с помощью красивых, уравновешивающих переходов.
Бликовка
Свет и объем – вот ради чего организован этот этап. На букет попадают солнечные лучи, зритель их не видит, но сияние цветочной композиции не оставляет сомнений в том, что солнце действительно осветило прекрасный букет. Наложение бликов – финальный этап лепки форм. Здесь же происходит белильная разделка цветов, листьев и бутонов.
Чертежка
На этапе чертежки рисунок приобретает реалистичность
Этап этот очень интересный. Мастер берет в руку тонкую кисть, прорисовывает ею мельчайшие элементы. Задача художника – придать элементу реалистичность. Так, в налитых ягодках возникают маленькие семена, в цветочных чашках можно заметить тычинки и пестики. Траву и листья чертежка делает более объемными. Мастер отлично владеет кружевными дополнениями, выполняет сложные акценты.
Без таких действий рисунок не будет завершенным, хотя, конечно, работа эта филигранная, начинающему художнику она не покажется легкой. Можно услышать даже такое определение чертежки, как выведение музыкальных линий.
Привязка
А теперь композицию предстоит пошагово вживить в фон. Например, вы взялись за жостовскую роспись на белом фоне. Просто взять и выписать букет – уже много, но если недостаточно, чтобы фон и букет стали одним целом, начали восприниматься органично. Потому мастер прорисовывает усики, различные витиеватости, делающие полотно более объемным.
После этого художник берется за «уборку». Так называют контур, оформление бортов подноса. Это могут быть геометрические линии, цветочные венки и растительные узоры. Вы можете сделать как скромную, едва приметную окантовку, так и богатый контур, не уступающий в выразительности основному рисунку.
Классическая
Классическая жостовская роспись выполняется на фоновой подложке черного или красного цвета.
Дизайн подходит для ногтей любой длины, однако на удлиненных ногтевых пластинах позволяет изобразить богатые цветочные композиции.
Если со свежим маникюром тебе предстоит посещать офис, деловые встречи и серьезные мероприятия, оформи в достоевском стиле один ноготь, а остальные покрой цветом из палитры ремесла. Несмотря на яркость, такой дизайн выглядит лаконично и утонченно.
Идея комбинированного дизайна – 2 расписных ноготка и золотой френч.
Цвет основного покрытия выбирай исходя из оттенков рисунка, тогда дизайн будет смотреться гармонично. В этом случае ногти покрыты пастельным сиреневым оттенком. Подобный тон есть в палитре лаков OPI с названием «Don’t Toot My Flute».
Такое сочетание выглядит смелее, но не менее гармонично. Однако с подобными решениями стоит быть осторожнее – роспись добавляет достаточно яркости и обилие цветов может перегрузить дизайн.
Классическая жостовская роспись в сочетании с френчем, кстати, тоже классическим. Такой маникюр подойдет для свадьбы или корпоратива.
Сочетание красного и черного кажется слишком агрессивным, но при грамотной комбинации получается совсем не вызывающим. Такой маникюр можно слегка приглушить, покрыв дизайн матовым топом.
Интересное решение двустороннего оформления свободно края. Мода на двусторонний дизайн ногтей пришла в 2016 году и до сих пор находит отклики в творчестве нейл-мастеров и их клиентов. Для того чтобы создать подобный декор, просто закрась внутреннюю сторону свободного края красным лаком.
Изначально, жостовские мастера изображали только сложные, объёмные цветы – пионы, розы, лилии. Только после 1920 года в промысел добавились фиалки, тюльпаны и другие простые растения.
Элементы и узоры жостовской росписи
Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.
Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.
Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.
(Жостовская роспись с сюжетной картиной)
Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.
Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.
Виды рисунков и узоров
В XXI веке строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким более, уже не соблюдают. Серебристый, красный и малахитовый фоновые цвета уже не являются чем-то неожиданным относительно жостовских подносов. А вот цветы так и остаются основным рисунком промысла. Такую тематику жостовцы взяли у уральских мастеров, которые тоже художественно осмысливали красоту полевых и садовых цветов.
Расписные подносы в жостовском стиле имеют множество узнаваемых нюансов.
- Центр композиции с крупными растениями, да еще с такой рисовкой, словно цветок растет из середины подноса. По краям – цветочки помельче.
- Основной принт – цветочный букет или цветочный венок, обязательны и флористические орнаменты, различающиеся по сложности.
- Выбор цветов согласно личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, что нравились ему самому.
- Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи рисуют натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.
Творчество – живой процесс. Современные мастера, продолжающие и прославляющие именитое направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти встраивает ее в актуальные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая, не лишая индивидуальности.
Но подделку от подлинника отличить можно.
- На настоящем изделии обязательно стоит штамп-логотип мастерской, его произведшей.
- Подносы-подделки могут иметь острые края, а вот истинные мастера никогда не допустят такого недостатка – края точно будут завальцованными. Обработка края необходима не только с художественной точки зрения, но и для того, чтобы поднос обрел прочность.
- Настоящий поднос довольно толстый: он и должен быть таким, дабы удержать самовар и посуду, которая подается вместе с ним. Если же вы поставили на поднос что-то тяжелое, а он прогнулся – это не подлинное жостовское изделие.
- Настоящий поднос имеет зеркальную поверхность. Его неоднократно грунтуют, каждый слой обязательно шлифуется. И лак на поверхность накладывают как минимум в два слоя, каждый из них полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается словно в зеркале. А если такового не случается, значит, этап лакирования пропущен, что может быть только у подделки.
- Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.
По этой причине слишком дешевое изделие априори не может быть жостовским подносом. Такая многоэтапная кропотливая работа с четко выверенным контролем качества стоит недешево, но и прослужит поднос многие годы.