Агрессивный ребенок: советы психолога по борьбе с детской агрессией

Виды агрессии у детей

По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:

  • гетероагрессия
  • аутоагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

  • реактивное
  • спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

  • инструментальным
  • целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

  • прямым
  • косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание

Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат

Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подоб­ной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребно­стям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ре­бенка, наказывать за конкретные поступ­ки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выраже­ния гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмо­ционального состояния и состояния окру­жающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ре­бенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в кон­фликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не при­ведут к положительным изменениям, если будут иметь ра­зовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка

Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, посто­янная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью

Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р.Кэмпбелла «Как справляться с гне­вом ребенка». Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей…
Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим

Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами

Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Главные ошибки родителей

Родителям нужно знать, когда у ребенка приступы агрессии, что делать нужно, а что — нет. Взрослые могут допускать 3 неправильные реакции:

  1. Своя агрессия. Ребенок зависит от папы и мамы, поэтому не способен отстаивать свои принципы. Он проиграет в таком конфликте и будет чувствовать себя дискомфортно.
  2. Сдаться перед ребенком. Это разрушит иерархию в семье, покажет неверный пример.
  3. Проигнорировать. В этом случае нерешенная проблема станет залогом последующих конфликтов.

При неправильной реакции взрослого ребенок может перенять неверную модель поведения, что приведет его к сложностям в отношениях с людьми во взрослой жизни.

Источник

Формирование способности к эмпатии

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессив­ных же детей чаще всего не волнуют страдания окружаю­щих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Взрослым, работающим с агрессивным ребен­ком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швы­ряет в гневе свои вещи можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоци­ональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, ко­торый и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком слу­чае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны». Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для диалога.

Как не подавить волю ребенка

Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ре­бенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Причины нарушений в развитии ребенка

Эти нарушения психологи делят на две больших группы. Неправильное воспитание и отклонения в работе нервной системы. Бывает, и то и другое не дает возможности ребенку стремительно развиваться и делать успехи в учебе. Чаще всего взрослые, которые заметили подозрительные, на их взгляд, отклонения в поведении своего малыша, пытаются «исправлять» их своими методами: агрессией, криками, всевозможными ограничениями. И делают огромную, порой непоправимую ошибку, чем только усугубляют ситуацию: ребенок становится все более замкнутым, агрессивным (в ответ на агрессию к нему) или, наоборот, угнетенным, никому не верящим загнанным зверьком.

А ведь для взрослых очень важно знать особенности нервной системы ребенка, которая соответствует его полу и возрасту. Вооруженные этими знаниями, родители наверняка будут делать меньше ошибок в воспитании дошкольника и отношении к нему

В некоторых случаях работы родителей буде недостаточно: поведение и здоровье ребенка могут требовать помощи специалиста, квалифицированного психолога или невропатолога

От того, насколько быстро взрослые начнут работать с ребенком и уделять ему внимание, зависит успешность их помощи. Вот главные особенности поведения детей до школы

[], [], [], [], [], [], [], [], [],

Причины

Подростковая агрессия имеет свои основания. Она не возникает просто так, без причины.  Иногда определенные нарушения являются едва заметными, в ином случае – бросаются в глаза и видны при непосредственном общении. Рассмотрим подробнее причины.

Неблагополучная ситуация в семье

Не обязательно, что родители страдают алкогольной зависимостью или ведут асоциальный образ жизни. Сформировавшегося непонимания достаточно, чтобы возросло отчуждение и негодование. Ребенок 14-15 лет попытается вырваться из-под опеки родителей, проявить себя в определенных занятиях. Плохо, когда родители мало интересуются увлечениями своего чада, не желают до конца понять его. Если отец отсутствует, то матери становится трудно справляться с подрастающим ребенком. Если это мальчик, то ему особенно необходимо влияние сильного пола. Ребенок-подросток очень остро реагирует на любые изменения в семье и в ближайшем окружении: ему не хватает мудрости и соответствующего опыта, чтобы понять, как действовать самому, на что опираться при выборе стратегии поведения.

Конфликты в школе

Однозначно подобные проблемы выбивают из колеи, мешают строить отношения с окружающими, осознавать реальность в полной мере. Проявление агрессии в подростковом возрасте связано с нарастанием внутреннего напряжения. Школа – это не только источник знаний, но и проводник стресса, который постоянно сопровождает чадо на протяжении всего дня. У ребенка возникает ответная реакция, предполагающая, что необходимо всеми силами стремиться отстоять собственные интересы, защититься от нападок окружающих. Если приходится сталкиваться с подобными проявлениями в столь юном возрасте, то невольно начнут вырабатываться механизмы, которые диктуют совершенно другое поведение.

Особенности характера

Есть дети мнительно-тревожные, есть и такие, которые с помощью агрессии пытаются выразить свой протест. Это всего лишь способы ослабления внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что со временем эти методы показывают, что не работают, а человек уже привык действовать определенным образом и не готов меняться в угоду обществу. Некоторые особенности характера могут значительно осложнять жизнь другим людям. Например, нетерпимость нередко становится причиной появления агрессивности. Юному подростку кажется, что его никто не любит и не понимает. Вследствие чего нарастает напряжение, приходится искать деструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Нервные нарушения

Еще одна причина, которую нельзя не принимать во внимание. Если подросток страдает приступами эпилепсии, не умеет общаться со сверстниками, то он не сможет чувствовать себя комфортно

Ощущение безопасности происходящего сугубо субъективно, но столь необходимо для комфортной жизни. Нередко у таких детей встречаются проявления панических атак, неуверенность в себе, скованность и мнимое безразличие ко всему окружающему. Любые нервные нарушения, будь то страхи или агрессивные выпады могут привести к неконтролируемому поведению. Подростки, совершающие противоправные действия, опасны еще и потому, что не вполне осознают мотивы и последствия своих поступков.

Основные проявления

В международной классификации болезней есть целый раздел, посвященный СДВГ. Диагнозы различаются по наличию и преобладанию симптомов патологии, но в большей части они касаются детей, поскольку большинство из этих проявлений исчезают по мере взросления. Прежде всего, это касается гиперактивности.

У взрослых людей она проявляется редко. Это объясняется тем, что организм человека полностью меняется после полового созревания, и его энергетический ресурс становится ограниченным. Но, в то же время, после совершеннолетия возникают новые симптомы СДВГ. Среди них наиболее ярко проявляется неустойчивость внимания. Таким людям очень сложно выполнять ежедневные обязанности, например, производить уборку в доме, готовить еду, сортировать вещи и раскладывать их по своим местам.

Люди с СДВГ склонны провоцировать конфликты. Постоянные ссоры становятся причиной разрушения семьи. Определить, что у взрослого человека есть СДВГ можно по таким признакам:

  • сложности с выполнением рутинных дел, таких как, уборка или готовка еды. В быту такие люди дезорганизованы, они рассеяны, легко отвлекаются на посторонние дела и постоянно опаздывают;
  • неспособность составлять и контролировать собственный бюджет, а также своевременно оплачивать коммунальные и другие счета. Люди с СДВГ не умеют копить деньги и рационально их использовать;
  • отсутствие умения выслушивать собеседника до конца;
  • отсутствие тактичности при общении с другими людьми. Человеку с данным видом расстройства сложно сдерживать спонтанные высказывания, они крайне импульсивны;
  • забывчивость, которая проявляется в невозможности регулярно принимать лекарственные препараты;
  • отсутствие интересов и хобби. Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в неспособности концентрироваться на работе и заниматься одним видом деятельности на протяжении длительного времени;
  • возникают постоянные трудности при планировании своей деятельности, а также при последующем выполнении задуманного. У пациентов с синдромом дефицита внимания практически всегда отсутствуют долгосрочные планы;
  • невозможность составить отчет, сделать вывод или заключение. Неспособность анализировать что-либо.

Все эти проявления заболевания негативно сказываются на работе человека. Невозможность концентрироваться на выполнении рабочих обязанностей и важных поручений не позволяет продвигаться по карьерной лестнице и достигать высот в профессии. Несдержанность и импульсивность, а также отсутствие такта, осложняет отношение с коллегами и начальством. По этой же причине могут возникать конфликты в семье с близкими людьми.

При СДВГ могут возникнуть трудности с вождением автомобиля, поскольку такие люди не могут концентрировать свое внимание на дороге, при этом замечать всех участников движения, дорожные знаки, сопоставлять картинки с зеркал обзора, оценивать ситуацию и осуществлять необходимые в этот момент действия. Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин

Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать

Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин. Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать.

Неимоверно сложно взрослому человеку с СДВГ читать книги и смотреть фильмы, особенно если сюжет не захватывает с первых слов или секунд. У таких людей попросту не хватает терпения, они утрачивают интерес к истории уже после нескольких минут.

Причины и проявления агрессии у детей

К агрессии склонны в основном дети, с которыми родители мало говорят, и в основном бьют и ставят в угол с целью наказания. наказание должно всегда отвечать поступку ребенка, его нужно сопровождать доходчивыми объяснениями, почему именно то или иное действие малыша было неуместно, причинило кому-то вред и пр.

Чтобы наказать ребенка за проступок, применяйте лишение поощрений и временный запрет игр с друзьями (нельзя выходить во двор, звонить по телефону и пр.). Психологи говорят, что агрессия детей порождается их беззащитностью. дети становятся агрессивными, чтобы защитить себя, победить страхи.

Агрессивное поведение дошкольников обычно заключается в таких действиях:

  • упрямство и неуступчивое поведение
  • крики
  • плач, рыдания
  • грубое обращение с домашними и уличными животными
  • швыряние предметов
  • ломание игрушек

Дети с 1 по 4 класс склонны проявлять негатив словами. Они ругаются, издеваются словесно над одноклассниками. Могут быть также драки. Если учитель реагирует нервно и злобно, агрессивное поведение может усилиться.

Агрессия у подростков является способом заявить о своей независимости, взрослости и силе. У тех подростков, которые в своем классе занимают лидирующие позиции или отвергаемы коллективом, агрессия проявляется более часто и ярко, чем у других. Если взрослые (родители и учителя) помогут ребенку, станут ему партнерами и будут готовы разговаривать, а не кричать и наказывать, этот кризис минет без последствий.

Наиболее агрессивны дети в таком возрасте:

  • 3-4
  • 6-7
  • 14-15

Ребенок, социализируясь, проявляет тем или иным способом агрессию, чтобы:

  • защитить свои интересы,
  • дать отпор угрозе,
  • приспособиться во взрослом мире
  • избавиться от страха и психологического дискомфорта

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх — это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.  

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector