Артикуляционный аппарат

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Формы: механическая и функциональная дислалии

Механическая (органическая) дислалия обусловлена анатомическими дефектами в строении органов речевого аппарата. Причины подобных дефектов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Повреждение костного или мышечного строения периферического речевого аппарата произошло вследствие наследственных факторов, родовой травмы или травмы в постнатальный период. К таким повреждениям относят:

– щель между передними зубами;

– отсутствием зубов или их искажения: расположение вне челюстной дуги, растут с разворотом, наклоном, гнилые, кривые, неполная челюсть;

– дефекты в строении челюстей: прогнатия – верхняя челюсть резко выдвинута вперед, нависает над нижней; прогения – нижняя челюсть резко выступает вперед; дефекты прикуса – глубокий, открытый (передний, боковой, двусторонний, перекрестный). При нарушении прикуса страдает функция жевательной системы, часто нарушается дыхание. В сочетании с дефектами зубов появляются признаки типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания.

2) неправильное строение неба: высокое, готическое, узкое, плоское. При таком строении страдает правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков, поскольку язык приходится задирать выше. По этой же причине речь становится невнятной.

3) патологическое искажение величины и формы языка:

– очень маленький язык – микроглоссия;

– слишком большой язык – макроглоссия;

– широкий и короткий;

– узкий и тонкий язык;

– укороченная подъязычная уздечка. При этом нарушается произношение звуков  и .

4) дефекты губ: тонкие, толстые, малоподвижные, массивные, узкие. Это ведет к тому, что неправильно произносят губные, губно-зубные и лабиализованные гласные звуки.

Функциональная дислалия – при отсутствии органических поражений ЦНС и органов артикуляции ребенок искажает звуки, потому что неправильно их усвоил. Может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков по разным причинам.

  1. Биологические факторы.

– общая мышечная слабость на фоне соматических заболеваний, особенно в сензитивный период формирования речи.

– минимальная мозговая дисфункция, повлекшая задержку психического развития.

– запоздание появления речи, легкое нарушение фонематического восприятия.

– снижение физического слуха в сензитивный для речи период.

2. Социальные факторы. В период формирования речи у ребенка было неблагоприятное социальное окружение, взрослые сами имели дефекты речи или грамматически неверно составляли высказывание. Возможно, имело место ограничение речевых контактов, двуязычие в семье, или взрослые излишне сюсюкались, и не исправляли искаженное произношение малыша. Несформированность звуковых средств общения зависит также и от питания. Если ребенка до двух лет кормили жидкой мягкой пищей, продуктами, размягченными на блендере, намеренно избегая твердой пищи, типа кусочков мяса, картошки, хлеба, печенья, которые надо тщательно прожевывать, то у него оказалась недоразвита функция жевания, недостаточно укреплены мышцы языка, что напрямую влияет на произношение некоторых звуков. В первую очередь, это относится к заднеязычным звукам , , и их мягким вариантам.

Профилактика

Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:

Своевременное обращение к врачу и постановка на учет. В современной медицине принято наблюдать женщину на протяжении всего периода беременности. С помощью различных исследований, врачи оценивают состояние плода, снижают риски развития различных патологий и т.д. Но многие женщины пренебрегают этим, несвоевременно обращаются к специалистам или вовсе не становятся на учет. Развитие патологии предсказать сложно, но ее можно вовремя заметить и принять соответствующие меры. Чем раньше это будет сделано, тем выше шанс родить здорового ребенка.
Правильное питание и отказ от вредных привычек. Как бы банально это ни звучало, но этот аспект очень важен для здоровья не только будущей мамы, но и ее малыша. Чтобы плод формировался правильно, необходимо обеспечить организм достаточным количеством полезных микроэлементов. Прием лекарств, спиртосодержащих напитков и курение может внести нежелательные коррективы в процесс формирования жизненно важных органов и ЦНС

Особенно важно следить за рационом в первый триместр беременности.
Отказаться на время от посещения общественных мест, особенно в период повышенной заболеваемости гриппом и другими инфекционными заболеваниями.

Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.

Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Похожие термины:

  • пространственное соотношение истинных голосовых складок (связок: сомкнуты или разомкнуты) во время произношения звуков речи и фонации. См.: Фонация.

  • пространственное положения верхней и нижней губ по отношению друг друга или верхних резцов во время произношения звуков речи.

  • рабочие движения языка в пределах зон артикуляции звуков, необходимые для звукопроизношения. См.: Зоны артикуляционные.

  • (см. артикуляция) — произнесение звука с опущенным мягким нёбом и продвинутым вперед маленьким язычком.

  • рабочие движения мягкого неба и язычка, заключающиеся в открытии или закрытии прохода воздушной струи в носовую полость во время фонации и звукопроизношения.

  • (см. артикуляция) — произнесение звука с приподнятым мягким нёбом к задней стенке глотки, т. е. так, что воздух идет через рот.

  • пространственное соотношение зубных рядов при движениях нижней челюсти во время речи.

  • Совместная деятельность речевых органов при произнесении звуков речи. Для правильной Р. а. каждого звука необходима определенная система движений органов речи (артикуляционная база), ставшая при

  • от лат. articulare — членораздельно произносить) — три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть) и отступ (рекурсия).

  • Д. органов артикуляции в процессе речевого акта, направленные на обеспечение необходимого для звукопроизношения и голосообразования артикуляционного уклада органов артикуляции.

  • Движения органов речи, которые можно наблюдать, чувствовать, ощущать и, следовательно, контролировать. К О. м. а. относятся: 1) положение кончика языка (вверх – вниз), движение всего языка (вперед – на

  • любые нарушения в строении А.А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобре

  • (см. артикуляция) — свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков речи.

  • (моторная + лат. articulatum – расчленение. Классификация И.М. Тонконогого) — см.: Афазия моторная афферентная.

  • (лат. articulatum – расчленение) — А., проявляющаяся в замедленности, толчкообразности, растянутости речевой артикуляции. Наблюдается при поражении мозжечка и его связей со стволом головного мозга.

  • система упражнений для мышц артикуляционного аппарата, направленных на выработку нормального артикуляционного уклада органов артикуляции и перевоспитание патологически закрепившейся артикул

  • в основном это отклонения и дефекты в анатомическом строении зубочелюстной системы и нарушения подвижности органов артикуляции: диастема, расщелина верхней челюсти, расщелина губы, передний отк

  • (см. артикуляция) — усвоение артикуляционной базы данного языка.

  • (лат. articulatum – расчленение членораздельно произносить) — вид физических упражнений, используемых в логопедии, для развития и укрепления мышц артикуляционного аппарата, участвующих в процессе звук

  • места образования звуков речи. Различают пять З.А.: первую образуют губы («П», «Б», «М», «В», «Ф»); вторая находится между кончиком языка и внутреннейповерхностью верхнего зубного ряда (резцов), альве

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

46 стр., 22664 слов

«Проектирование гастрономического тура в Испанию» решены, цель …

… гастрономических туров в Испанию. Объект: гастрономический туризм. Предмет: гастрономический тур в Испанию. Цель: спроектировать гастрономический тур в Испанию. Задачи: 1. Охарактеризовать понятие «гастрономический туризм». 2. Рассмотреть циклы рекреационной деятельности в гастрономическом туре. 3. Проанализировать гастрономический потенциал Испании. 4. Провести маркетинговое исследование …

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)_________________

6 лет (…+ слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)_______________________________

Ориентировка в схеме собственного тела:

5 лет (показать правый, левый глаз; правое, левое ухо)________________________________________

6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)_____________________________

Складывание картинок из частей:

5 лет (4-6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)______________________

_______________________

Виды дислалии

В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:

1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков , , , ,, . Выделяется несколько видов сигматизма:

– губно-зубной – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к .

– межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.

– призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.

– шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.

– боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.

– носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.

– парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего -, -, -, -, -, -.

2. Ротацизм  нарушение произношения звуков и . Подразделяется на

– одноударное – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.

– боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.

– горловое произношение: два вида велярное – при произнесении вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.

– носовое произношение при произнесении воздушная струя проходит через нос.

– глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на .

3. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков -.

– губно-губное произношение, напоминающее звук . Нижняя губа приближена к верхним зубам.

– межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.

– смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.

– параламбдацизм – замена звука на , , , , , , .

4. Дефекты произнесения небных звуков:

– каптацизм – нарушение в звучании , .

– гаммацизм – недостаточное произношение , .

– хитизм – отсутствие , .

– йотацизм – дефекты в произношении .

5. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. -, , , -, -, -, -.

6. Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки -, -, , и т.д.

При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.

Логопед Юлия Савельева

Обследование мышц языка

Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 3. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернуть его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

Задание 4. Присасывая язык-лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.

Задание 5. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Задание 6. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

 Если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше  задания, то речь может идти о патологии мышц языка.

Оцениваем

1. Строение: толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, массивный, без особенностей.

3.  Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

4. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений, объём движений ограничен, малоподвижный, движение языка замедленные, с затруднениями, язык вялый, переключаемость движений нарушена, при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается, нарушены движения кончика языка

5. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

6. Ассиметрия.

7. Девиация.

8. Саливация.

Лечение дизартрии

Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:

  • медикаментозное лечение. После постановки клинического диагноза врач-невропатолог определяет очередность лечебных мер, назначает медицинские препараты и т.д. Все это осуществляется с учетом тяжести основного неврологического заболевания, а также возраста ребенка. Следует помнить, что таблетки от дизартрии не существует. Лекарственные препараты, используемые при терапии, устраняют основные симптомы патологии и облегчают состояние маленького пациента, делая его более восприимчивым к другим методам коррекции;
  • массаж. Мануальные процедуры позволяют снизить выраженность мышечного паралича;
  • дыхательная гимнастика. Дети-дизартрики часто испытывают трудности с речевым дыханием. Специальные упражнения помогают им научиться контролировать выдыхаемый поток, что позволяет нормализовать темп и ритм речи;
  • лечебная физкультура.

При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.

Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.

Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.

Несмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

Расщелина — врождённая щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает только мягкое нёбо, хотя в серьёзных случаях она может расширяться до твёрдого нёба, альвеол и верхней губы.

Расщелина верхней челюсти (лат. gnathoschisis) — аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти вследствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы (лат. labium fissum), хейлосхизис (cheiloschisis), заячья губа, незаращение губы — аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от её красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикуляции губно-зубных звуков.

Передний открытый прикус — следствие прогнатии, прогении или отсутствие/дефекты фронтальных зубов.

Прогения (др.-греч. πρό «<движение> вперёд» + γενους «нижняя челюсть») — дефект прикуса, при котором нижняя челюсть выступает вперёд (по сравнению с верхней) вследствие её чрезмерного развития.

Прогнатия (др.-греч. πρό + γνάθος «верхняя челюсть») — нарушение прикуса, при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти.

Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

  • Передний закрытый прикус.
  • Прямой прикус — Ортогения (др.-греч. ορθο- + γενους «нижняя челюсть») — прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.

Диастема (лат. diastema; др.-греч. διάστημα «промежуток») — аномалия положения зубов; чрезмерно широкий промежуток между резцами верхней челюсти. Различают диастему истинную (d. verus), наблюдаемую по окончании прорезывания всех зубов, и диастему ложную (d. falsum), наблюдаемую при незаконченном прорезывании зубов.

Иные нарушения целостности зубного ряда.

  • Короткая подъязычная связка (короткая уздечка языка) — врождённый дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Частая причина нарушения произношения звуков верхнего подъёма языка: Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч. Короткую уздечку языка можно растянуть на необходимую длину с помощью специальных логопедических упражнений. Если подъязычная связка очень короткая, то на её растягивание может потребоваться приличное количество времени (до шести месяцев).
  • Нарушения подвижности языка при парезах и параличах, а также при врождённом чрезмерном его развитии (макроглоссия — массивный язык) или недоразвитии (узкий — микроглоссия). В норме язык выполняет все необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко уплощается, выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована диагностическая и коррекционная технология («Сказка про весёлый язычок»).
  • Высокое и «готическое» нёбо, нёбо арковидное — аномалия развития: нёбо с острым углом у вершины.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________________

_______________________

Дата рождения, возраст__________________________________________________________________

Домашний адрес________

Откуда поступил_________

Сведения о родителях:

Мать (ФИО, возраст на момент родов) ______________________________________________________

_______________________

Отец (ФИО, возраст на момент рождения ребёнка)___________________________________________

_______________________

Национальный язык _____

Двуязычие _____________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector