Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

Расщелина — врождённая щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает только мягкое нёбо, хотя в серьёзных случаях она может расширяться до твёрдого нёба, альвеол и верхней губы.

Расщелина верхней челюсти (лат. gnathoschisis) — аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти вследствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы (лат. labium fissum), хейлосхизис (cheiloschisis), заячья губа, незаращение губы — аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от её красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикуляции губно-зубных звуков.

Передний открытый прикус — следствие прогнатии, прогении или отсутствие/дефекты фронтальных зубов.

Прогения (др.-греч. πρό «<движение> вперёд» + γενους «нижняя челюсть») — дефект прикуса, при котором нижняя челюсть выступает вперёд (по сравнению с верхней) вследствие её чрезмерного развития.

Прогнатия (др.-греч. πρό + γνάθος «верхняя челюсть») — нарушение прикуса, при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти.

Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

  • Передний закрытый прикус.
  • Прямой прикус — Ортогения (др.-греч. ορθο- + γενους «нижняя челюсть») — прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.

Диастема (лат. diastema; др.-греч. διάστημα «промежуток») — аномалия положения зубов; чрезмерно широкий промежуток между резцами верхней челюсти. Различают диастему истинную (d. verus), наблюдаемую по окончании прорезывания всех зубов, и диастему ложную (d. falsum), наблюдаемую при незаконченном прорезывании зубов.

Иные нарушения целостности зубного ряда.

  • Короткая подъязычная связка (короткая уздечка языка) — врождённый дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Частая причина нарушения произношения звуков верхнего подъёма языка: Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч. Короткую уздечку языка можно растянуть на необходимую длину с помощью специальных логопедических упражнений. Если подъязычная связка очень короткая, то на её растягивание может потребоваться приличное количество времени (до шести месяцев).
  • Нарушения подвижности языка при парезах и параличах, а также при врождённом чрезмерном его развитии (макроглоссия — массивный язык) или недоразвитии (узкий — микроглоссия). В норме язык выполняет все необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко уплощается, выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована диагностическая и коррекционная технология («Сказка про весёлый язычок»).
  • Высокое и «готическое» нёбо, нёбо арковидное — аномалия развития: нёбо с острым углом у вершины.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам

Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Строение голосового аппарата

Голосовой аппарат человека состоит из следующих трех отделов: органов дыхания, обеспечивающих необходимую для голосообразования струю выдыхаемого воздуха; гортани с голосовыми связками как непосредственно голосообразующего аппарата; надставной трубы, то есть полостей рта и носоглотки, которые играют роль резонаторов, усиливающих образующийся в гортани звук и придающих ему индивидуальную тембровую окраску. Резонатор — это полое тело, заполненное воздухом и имеющее отверстие. Он усиливает звук и придает ему тембровую окраску. Основными резонаторами в процессе речеобразования являются грудной, ротовой и носовой, причем грудной резонатор часто называют «фундаментом голоса». Излишнее участие носового резонатора в процессе речеобразования, чаще всего связанное с наличием небных расщелин или с парезами мягкого неба, приводит к появлению носового оттенка голоса — ринофонии (страдает только голос) или ринолалии (наряду с голосом нарушается и звукопроизношение). В норме голосовые связки могут находиться в двух основных положениях — в сомкнутом и разомкнутом. Разомкнутыми связки бывают во время дыхания вне речи, что позволяет воздушной струе беспрепятственно проходить через гортань как при вдохе, так и при выдохе. В разомкнутом же положении находятся они и при шепотной речи, а также во время артикулирования глухих согласных звуков (П, Т, К, С, Ш, Ф, X, Ц, Ч, Щ). Если в это время приложить руку к гортани (передняя часть шеи), то мы не почувствуем в этой области никакой вибрации. В процессе голосообразования (при произнесении гласных и всех звонких согласных звуков) связки плотно смыкаются между собой и приходят в состояние вибрации, которую можно ощутить приложенной к гортани рукой. Именно благодаря этой вибрации голосовых связок и образуется голос. Какие же причины могут приводить к расстройствам голоса? Таких причин много, они крайне разнообразны и к тому же в происхождении голосовых расстройств играют далеко не однозначную роль.

Назовем наиболее распространенные из них:

заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок; нарушения резонаторной системы; болезни органов дыхания (легких, бронхов, трахеи); заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы; эндокринные расстройства (в частности, заболевания щитовидной железы); нарушения слуха, затрудняющие общую «настройку» голосообразующего аппарата ввиду отсутствия или недостаточности слухового контроля; длительное курение; систематическое употребление алкоголя; воздействие ядохимикатов; частое пребывание в пыльных помещениях; систематическое перенапряжение голоса, особенно при неправильном пользовании им; резкие температурные колебания (в частности, питье холодной воды и особенно холодного молока и соков в разгоряченном состоянии); психические травмы. Все причины голосовых расстройств условно принято делить на органические и функциональные. К органическим относятся те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах. Действие функциональных причин не вызывает видимых изменений в строении голосового аппарата, а лишь нарушает его нормальное функционирование. В соответствии с классификацией причин и сами расстройства голоса делятся на органические и функциональные. Трейнер Т4К купить в Москве — перейти в каталог Роторасширитель в Москве — перейти в каталог

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик

Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения  верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного. Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

Строение речевого аппарата человека

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • вдох
  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи

Именно поэтому, очень важно уделять время работе над речевым дыханием

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Существуют три основные характеристики голоса. Это сила, тембр и его высота. В результате колебания голосовых связок человека движение потока воздушной струи при выдохе превращается в колебание частиц воздуха. Далее эти пульсации передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

В основном, сила голоса зависит от амплитуды (то есть размаха) колебаний голосовых связок. Она регулируется силой воздуха.

Тембр – это звуковая окраска, то есть звуки одинаковой громкости, высоты, но исполненные разными голосами человека. Он определяется формой вибратора, вызывающего колебания.

Высота вашего голоса зависит от того, насколько сильно поток струи воздуха будет оказывать давление на голосовые складки, от степени их натяжения.

1) активные органы

Являются подвижными и способствуют образованию звуков. К ним относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти органы речи состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать.

Изменение положения органов речи влечет за собой образование сужений и затворов в различных частях артикуляционного аппарата человека. Благодаря чему и определяется тот или иной характер произносимого звука.

Нижняя челюсть человека и мягкое нёбо может опускаться и подниматься. Таким образом, они закрывают и открывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть способствует полному развитию ударных гласных, таких как «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Язык – главный орган артикуляции, богатый мышцами, которые делают его разительно подвижным. Вследствие чего, он может, как удлиняться, так и укорачиваться, делаться узким и широким, а также может быть выгнутым и плоским.

Губы человека представляют собой подвижное образование. Они активно участвуют и обеспечивают артикуляцию слов и звуков, которым соответствует определенное положение языка. Губы могут менять свою форму и размер, активно обеспечивая артикуляцию гласных звуков в речи.

Мягкое нёбо (нёбная занавеска) лежит вверху ротовой полости и является продолжением твёрдого нёба. Нёбная занавеска, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься. Таким образом она отделяет глотку от носоглотки. Мягкое нёбо начинается у верхних зубов за альвеолами, оканчивается – маленьким язычком. При произнесении всех звуков, кроме согласных «М» и «Н», нёбная занавеска поднята. Если по каким-либо причинам она бездействует или опущена, то звук у человека получается носовой. Вследствие чего, получается гнусавым и голос. Так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят, в основном, через носовую полость.

2) пассивные органы

Включают в себя неподвижные органы, которые служат точкой опоры для подвижных. К пассивным речевым органам относятся зубы, альвеолы, полость носа, твёрдое нёбо, глотка, гортань. В свою очередь они оказывают наибольшее влияние на технику речи человека.

Виды дислалии

В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:

1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков , , , ,, . Выделяется несколько видов сигматизма:

– губно-зубной – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к .

– межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.

– призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.

– шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.

– боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.

– носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.

– парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего -, -, -, -, -, -.

2. Ротацизм  нарушение произношения звуков и . Подразделяется на

– одноударное – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.

– боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.

– горловое произношение: два вида велярное – при произнесении вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.

– носовое произношение при произнесении воздушная струя проходит через нос.

– глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на .

3. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков -.

– губно-губное произношение, напоминающее звук . Нижняя губа приближена к верхним зубам.

– межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.

– смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.

– параламбдацизм – замена звука на , , , , , , .

4. Дефекты произнесения небных звуков:

– каптацизм – нарушение в звучании , .

– гаммацизм – недостаточное произношение , .

– хитизм – отсутствие , .

– йотацизм – дефекты в произношении .

5. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. -, , , -, -, -, -.

6. Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки -, -, , и т.д.

При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.

Логопед Юлия Савельева

Лечение дизартрии

Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:

  • медикаментозное лечение. После постановки клинического диагноза врач-невропатолог определяет очередность лечебных мер, назначает медицинские препараты и т.д. Все это осуществляется с учетом тяжести основного неврологического заболевания, а также возраста ребенка. Следует помнить, что таблетки от дизартрии не существует. Лекарственные препараты, используемые при терапии, устраняют основные симптомы патологии и облегчают состояние маленького пациента, делая его более восприимчивым к другим методам коррекции;
  • массаж. Мануальные процедуры позволяют снизить выраженность мышечного паралича;
  • дыхательная гимнастика. Дети-дизартрики часто испытывают трудности с речевым дыханием. Специальные упражнения помогают им научиться контролировать выдыхаемый поток, что позволяет нормализовать темп и ритм речи;
  • лечебная физкультура.

При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.

Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.

Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.

Несмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.

Как образуются звуки

В наши дни строение речевого аппарата можно считать полностью изученным. Оно позволяет нам понять, каким образом рождается звук, какие устранить возможные проблемы и нарушения голосо-речевого аппарата.

Как же происходит процесс звукопроизношения? Звуки их сочетания зарождаются в результате сокращения мускульных тканей, из которых состоит периферический аппарат речи. Человек, начиная говорить, делает выдох на автомате, неосознанно. Создаваемый поток воздуха из легких проходит в гортань, вследствие чего, возникшие нервные импульсы воздействуют на голосовые связки. Они вибрируют и способствуют образованию звуков, которые складываются в слова и предложения.

Подробнее

Ортогнатия (др.-греч. ορθο- «прямой; правильный» + γνάθος «челюсть») — прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноимённые нижние: вариант нормального прикуса.

Носоглотка — верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твёрдое небо.

Носовой ход — часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) — четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Нёбная занавеска (лат. velum palatinum, palatum molle) — задняя подвижная часть нёба, представляющая собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.

Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки
и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом
непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика
и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая
фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны
любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением
общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых
или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности
звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая
фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного
языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой
она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи
и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного
языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная
фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная
фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении,
интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует
деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся
звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности

(характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная
фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим
органом слуха.
Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки
речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую
сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом,
между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства:
фонология — это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает
функции, которые звуки речи, фонемы.
В кругу остальных языковедческих единиц — грамматики, лексикологии —
фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная
наука. Она взаимодействует прежде всего с грамматикой. Это взаимодействие
обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы
языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны
языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например,
определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть
используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных
слов от одних и тех же корневых морфем. (ср. в русском языке: будить
— бужу, водить — вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach,
stechen-stach.
Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на
стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией. Как
для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой
интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется
определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в
собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное
применение в работах по описательному синтаксису.

Образование звуков

Процесс звуко- и голосообразования хорошо изучен на протяжении последних десятилетий. Акустический компонент речи возникает в результате работы мускулатуры периферического аппарата. Это работает следующим образом. При начале разговора, человек бессознательно делает медленный выдох. Поток воздуха из легких попадает в гортань, связки которой находятся в определенном положении, соответствующем требуемому звуку. Кроме того, язык, губы и нижняя челюсть также принимают необходимое положение. Вибрация голосовых связок в гортани при прохождении потока воздуха и создает звук, который корректируется органами ротовой полости.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. 

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Подробнее

Ортогнатия (др.-греч. ορθο- «прямой; правильный» + γνάθος «челюсть») — прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноимённые нижние: вариант нормального прикуса.

Носоглотка — верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твёрдое небо.

Носовой ход — часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) — четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Нёбная занавеска (лат. velum palatinum, palatum molle) — задняя подвижная часть нёба, представляющая собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.

Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках
мира больше, чем гласных. Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются
два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых
главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании
которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых
связок.Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления.
Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют
органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи
оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате
возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях,
когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается
щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение
воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название
щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия
fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в
неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие
согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями
согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного
элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами.
Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч —
из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке
(Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки,
при образовании которых преграда образуется периодическим сближением
активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки,
которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером
преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй
ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка
и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные
и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка,
возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные
согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают
зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных
согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым
небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich,
Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается
смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных,
к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою
очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п)
или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными
легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести
несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой
палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация,
или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка
к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные,
кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая
особенность русской фонетики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector