Дети-аутисты: признаки, которые могут заметить только родители

Речь, интеллект, мировосприятие

У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.

Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.

Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.

Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.

Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.

Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.

Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.

У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.

Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».

Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».

Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.

Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.

В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.

Причины аутизма

Выдвигаются разные теории, объясняющие причины аутизма:

  • Биологическая природа (наследственность, патологии эндокринной системы, заболевания крови и др.)
  • Конституционально-генетическая причина резидуально-органической патологии ЦНС (вследствие пре-, пери-, и постнатальной патологии развития)
  • Аутосомно-рецессивное направление, аутизм встречается при умственной отсталости (синдром Дауна, синдром Х-ломкости)
  • Психогенная природа, неспособность детей эмоционально взаимодействовать с окружающими (дефект аффективного контакта) или отсутствие в раннем детстве материнского тепла и внимания, аффективной положительной атмосферы

Маленькие пациенты профессора Рахманова после прохождения очередного курса психосоциальной реабилитации

Аутизм — что это такое?

Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл.

В каком возрасте проявляется это заболевание? Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет и называют его РДА, синдром Каннера. В подростковом возрасте и во взрослых болезнь проявляется и, соответственно, обнаруживается редко.

По-разному выражается аутизм у взрослых. Симптомы и лечение этого заболевания во взрослом возрасте зависят от формы болезни. Отмечаются внешние и внутренние признаки аутизма у взрослых. Характерные симптомы выражаются в мимике, жестах, эмоциях, громкости речи и др. Есть мнение, что разновидности аутизма имеют как генетический, так и приобретенный характер.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Симптомы и признаки аутизма у взрослых

Признаки аутизма у взрослых людей проявляются по-разному, но наиболее часто встречающимися являются:

  • сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими, отсутствие эмоций при общении;
  • снижение мимической активности лица;
  • очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами. Взрослые аутисты часто отводят глаза;
  • проявляются чрезмерная раздражительность или апатия, вспышки гнева, черты характера, которые ранее отсутствовали;
  • человек перестает испытывать чувство вины и другие эмоции по отношению к окружающим;
  • сфера интересов предельно сужается, человек словно выпадает из реальности;
  • появляется привычка многократно повторять фразы или слова, движения.

Если признаки аутизма замечены своевременно и больной обратился за помощью к медикам, развитие патологии удается успешно купировать.

У вас появились симптомы аутизма?
Точно диагностировать заболевание может только врач.
Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону

+7 (495) 775-73-60

Когда следует обратиться к врачу

У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:

  • отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
  • отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
  • появились пассивность или раздражительность;
  • полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
  • появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
  • утрачивается чувство реального времени.

Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.

Симптомы аутизма

Диагноз “аутизм”, как правило, ставят в раннем детстве. Первые проявления можно заметить уже у годовалого малыша. В этом возрасте родителей должны насторожить следующие признаки:

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • низкая подвижность;
  • скудная мимика;
  • заторможенность.

По мере взросления добавляются все новые симптомы, вырисовывается яркая клиническая картина заболевания. Ребенок, страдающий аутизмом:

  • не любит прикосновений, нервничает при любом тактильном контакте;
  • чувствителен к некоторым звукам;
  • избегает зрительного контакта с людьми;
  • мало разговаривает;
  • не заинтересован в общении со сверстниками, большую часть времени проводит в одиночестве;
  • эмоционально неустойчив;
  • редко улыбается;
  • не откликается на собственное имя;
  • часто повторяет одни и те же слова и звуки.

Обнаружив у ребенка хотя бы часть из этих симптомов, родители должны показать его доктору. Опытный врач проведет диагностику и разработает схему лечения. К специалистам, которые могут поставить диагноз “аутизм”, относятся невролог, психиатр и психотерапевт.

Диагностируется это заболевание на основе наблюдения за поведением ребенка, психологических тестов, беседы с маленьким пациентом. В некоторых случаях может понадобиться МРТ и ЭЭГ.

Симптомы легкой формы аутизма

Расстройства аутистического спектра вариабельны, и нет двух одинаковых людей с аутизмом. Это же относится и к синдрому Аспергера. Киногерои с таким «диагнозом» могут довольно четко проявлять признаки РАС, но только для одного человека.

В целом о синдроме Аспергера говорят, если у человека есть несколько признаков:

  • невысокая контактность;
  • ригидность мышления;
  • сосредоточенность на собственных интересах;
  • способность к высокой концентрации на одной задаче;
  • нарушение понимания мотивации и эмоций других людей;
  • в речи может присутствовать недопонимание переносных значений слов и выражений.

Online-консультации врачей

Консультация педиатра
Консультация иммунолога
Консультация кардиолога
Консультация специалиста по лечению за рубежом
Консультация неонатолога
Консультация психоневролога
Консультация эндокринолога
Консультация гомеопата
Консультация аллерголога
Консультация генетика
Консультация детского психолога
Консультация пластического хирурга
Консультация невролога
Консультация хирурга
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика)

Новости медицины

Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020

«Умная перчатка» возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020

Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020

Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020

Новости здравоохранения

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020

Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020

Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020

Диагноз “аутизм”, поставленный в детстве, может с возрастом пройти

Это не миф. При наличии явных симптомов, при глубокой форме аутизма, специалист может диагностировать его в 1 год и 2 месяца. В большинстве случаев при таких условиях диагноз остается на всю жизнь. При неявных симптомах заболевания, когда специалисты сомневаются в диагнозе и лишь подозревают у ребенка расстройство аутистического спектра, в возрасте 1,5 — 2 лет его можно направить в диагностический садик. Такие садики широко распространены в Израиле, в них наблюдают за детьми, которым еще не поставили окончательный диагноз. С ними проводят специальные развивающие занятия, и во многих случаях это помогает снять подозрение на диагноз или диагноз “аутизм” в возрасте 5-6 лет

Важно понимать, что само заболевание пройти не может. Для лечения требуется специальная коррекция и работа с квалифицированными специалистами

Диагностика аутизма у детей

Приведенные признаки
аутизма позволяют врачам достаточно четко установить диагноз и разновидность
психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других
навыках

Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:

  • не расширять содержания каждого из признаков;
  • проводить диагностику на синдромологическом
    уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
  • учитывать наличие процессуальной динамики в
    обнаруженных симптомах;
  • помнить о том, что отсутствие контакта с
    окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь,
    становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.

Дифференциальная
диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину. В таком
случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии
сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни. При диагностике аутизма
следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость,
психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.

Аутизм и расстройства аутистического спектра. Что это?

Если полагаться на последние данные американских исследований, то в настоящее время 1 ребенок из 59 детей страдает типичным аутизмом или другими расстройствами аутистического спектра (РАС). Поэтому заметив определенные особенности в развитии ребенка, новоиспеченных родителей часто интересует лишь один вопрос: не аутизм ли это?

Сложность получения четкого ответа на него заключается в том, что аутистические расстройства лишены специфических, четко выраженных признаков. Состояние оценивается, как правило, посредством динамического наблюдения за ребенком и ретроспективно, т.е. на событиях, имевших место некоторое время назад. Между тем ранняя диагностика имеет если не ключевое значение, то во многом определяет развитие патологии, способность ребенка к коммуникации и социальному взаимодействию в будущем.

Понятие «аутизм» как состояние психического дезонтогенеза, т.е. нарушения развития психики, в мировой научной литературе появилось в 1943 году. Именно тогда австрийский и американский психиатр Лео Каннер опубликовал статью с результатами исследования 11 детей со схожей симптоматикой, которая заключалась в невозможности поддерживать обычные социальные контакты с другими людьми, и обозначил диагноз как «инфантильный аутизм».

Позже была выделена триада ключевых симптомов данного расстройства у детей, а само оно было названо по имени первооткрывателя каннеровским или истинным аутизмом.

Алиса Кудлач:

– Еще 10 лет назад мир в этом смысле делился строго на черное и белое: если у ребенка есть набор определенных признаков, значит есть аутизм. Если набора этих признаков нет, значит аутизма тоже нет. Только в 2011 году была сформирована концепция расстройств аутистического спектра (РАС), в которой каннеровский аутизм оказался лишь частью большой группы расстройств.

Помимо истинного аутизма, говорит эксперт, к группе РАС относятся, например:

  • первазивное расстройство развития (от английского pervasive – распространяющийся);
  • дезинтегративное расстройство личности (состояние, обусловленное ретроградным развитием психики);
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта (генетически обусловленное заболевание, характеризующееся аутистическими симптомами и дополнительным спектром нарушений.

Поскольку была достоверно установлена генетическая природа патологии, синдром Ретта в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5)» был удален из классификации РАС, хотя в МКБ-10 он по-прежнему там фигурирует).

Классификация расстройств аутистического спектра

Условно РАС можно разделить на две большие группы:

  1. Высокофункциональные
  2. Низкофункциональные

Синдром Аспергера, например, относится к высокофункциональным расстройствам, т. е. нарушению социального взаимодействия с сохранностью интеллектуальных и когнитивных функций. Те состояния, которые сопровождаются нарушением когнитивно-мнестической сферы, классифицируются как низкофункциональные.

Алиса Кудлач:

– В самом начале, когда была сформирована концепция РАС, и еще лет 5-7 назад считалось, что аутистическим расстройствам подвержены 1-2 ребенка из одной тысячи детей. Те цифры, которые приводятся в настоящее время по распространенности РАС, звучат настораживающе в отношении «тихой эпидемии» данного заболевания. В частности, согласно последним данным американского Центра по контролю заболеваемости, основанным на нескольких рандомизированных исследованиях, сегодня от РАС страдает один ребенок из 59 детей.

В подавляющем большинстве случаев (до 95%) причина аутизма и в целом расстройств аутистического спектра неизвестна. Т.е. речь об идиопатическом нарушении. Ученые склоняются к генетической природе патологии, тем самым определяя РАС как врожденное состояние, которое характеризуется нарушением правильного, планомерного, поэтапного развития психики ребенка и ее функционирования в дальнейшем с широким перечнем неспецифических признаков.

Поведенческие признаки аутизма

Кроме того, что нормально развивающийся ребенок к 18 месяцам должен указывать на то, что он хочет, смотреть туда, куда вы ему показываете, и играть с предметами «понарошку», у него должны быть сформированы социальные и коммуникативные навыки, развиты крупная и мелкая моторика, сенсорное восприятие и чувство безопасности. Если каких-то навыков у ребенка нет, то это может быть признаком аутизма. Перечислим некоторые из них.

Проблемы социализации

  1. Ребенок не проявляет интерес к играм и другим людям. Может затыкать уши, сидеть неподвижно долгое время.
  2. Жесток к родным (кусает, щиплет, бьет).
  3. Когда остается один в кроватке, яростно кричит, вместо призывающего маму плача.
  4. Не замечает, когда родители уходят и возвращаются домой.
  5. Не интересуется играми, где можно взаимодействовать с другими людьми, например, «ку-ку».
  6. Сопротивляется, когда родители держат его на руках, целуют, обнимают.
  7. Лежа в кроватке, не протягивает руки к маме, когда она пытается взять его.

Коммуникативные проблемы

  1. Не понимает и не чувствует окружающую обстановку, не реагирует на шум, яркий свет и другие раздражители.
  2. Избегает прямого взгляда «глаза в глаза».
  3. Направляет руку другого человека в поисках нужного предмета. Использует родителя как инструмент для получения желаемого, вместо лепетания или указания на предметы.
  1. Постоянно хаотично размахивает руками или предметами.
  2. Увлеченно и долго рассматривает заинтересовавший предмет, например, вентилятор.
  3. Любит вращаться, кружиться, бегать по кругу.
  4. Выстраивает предметы или игрушки в линейку.
  5. Не интересуется игрушками, но проявляет интерес к другим объектам, например, деревянным палочкам, ремням, обогревателю, баночкам из-под крема.
  6. Ловит руками солнечные лучи.
  7. Не интересуется игрушкой в целом, но поглощен какой-то одной деталью, например, колесами машинки или глазами у куклы.
  8. Раскачивается из стороны в сторону, как бы самоукачиваясь.
  9. Проявляет сильный интерес к включению и выключению приборов или света.
  10. Ест несъедобные вещи, например, одежду, бумагу, постельное белье или занавески.
  11. Трясет рукой перед глазами или щелкает пальцами.
  12. Стремится к тому, чтобы его тело сжали, любит залезать под узкий диван.
  13. Размазывает с неподдельным интересом собственный кал.
  14. Находит способы сильной стимуляции тела, например, прыгает с высоты.

Крупная и мелкая моторика

  1. Не может держать в руках карандаш, он вываливается из рук.
  2. Имеет плохую координацию движений, не может подняться по ступенькам.
  3. Ходит на цыпочках.
  4. Не может поймать мяч. Испытывает дефицит пространственного восприятия.
  5. Неуклюж, постоянно падает или же наоборот, имеет исключительное равновесие и свободно ходит по металлическим перекладинам.
  6. Обильное слюноотделение.
  7. Не может ездить на трехколесном велосипеде или детской машинке.

Сенсорные перегрузки

  1. Не разрешает прикасаться к себе, не дает стричься.
  2. Не может сидеть с пристегнутым ремнем.
  3. Не терпит новых впечатлений, незнакомых мест и людей, устает от праздников, шаров, свечей и хлопушек.
  4. Отказывается от водных процедур.
  5. Часто имеет позывы к рвоте.
  6. Не переносит музыку.
  7. Вращает объекты очень близко к лицу.
  8. Кажется глухим, не реагируя на громкие звуки, но в других случаях слух кажется нормальным.
  9. Зимой неохотно надевает теплую одежду.
  10. Не любит переодеваться.
  11. Любит рвать свою одежду, отрывать ярлыки, распарывать швы.
  12. Летом требует надеть зимние вещи.

Самоповреждения

  1. Бьется головой о твердый предмет.
  2. Кусает себя, часто за запястья рук, не выказывая явных признаков боли.
  3. Расцарапывает кожу до крови.
  4. Выдергивает пучки волос с головы.

Безопасность

  1. Полное отсутствие осознания опасности, например, не реагирует на злую собаку, горящий огонь или крутой склон горы.
  2. Не распознает ситуации, где может ушибиться, обжечься или попасть под колеса автомобиля.
  3. Отсутствует страх высоты.

Синдром Аспергера

Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации.

Ниже приведено в пример поведение, которое тесно связанно с синдромом Аспергера:

  1. Ограниченные или неадекватные социальные взаимодействия
  2. Повторная речь, речь выглядит заученной и монотонной, как у робота
  3. Проблемы с невербальной коммуникацией (жесты, выражение лица, и т.д.)
  4. Тенденция обсуждать себя, а не других
  5. Неспособность понять социальные и эмоциональные проблемы
  6. Отсутствие контакта глаз при взаимной беседе
  7. Одержимость конкретными, часто необычными темами
  8. Разговоры часто носят односторонний характер
  9. Неловкие движения или манерность

Из-за отсутствия явных признаков аутизма этот синдром трудно заметить, пока ребенок не начнет посещать детски сад, школу и другие общественные места.

Часто симптомы этого синдрома путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Еще одним распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.

Некоторые люди с синдромом Аспергера имеют своеобразную манеру разговаривать: чрезмерно громко, монотонно или с необычной интонацией. «Аспергеры» испытывают трудности со своими эмоциями. Они могут плакать или смеяться в неподходящее время.

Как правило, «аспергеры» на первый взгляд мало чем отличаются от обычных детей. Они просто немного другие дети, их можно назвать вычурно общающимися, детьми с хорошей вербализацией, их называют детьми с высоко функциональным аутизмом. В мире уже подумывают о том, чтобы синдром Аспергера вынести из общего спектра аутизма

Аутизм – это болезнь?

В классификации психических расстройств и заболеваний в Казахстане по МКБ-10 (Десятый пересмотр Международной классификации болезней) расстройств аутического спектра нет. По словам специалистов из Фонда Булата Утемуратова, аутизм как психическое заболевание в классификации болезней есть, но нет понятия «расстройство аутистического спектра», которое к заболеваниям не относится.

Аутизм не болезнь / Фото Фонда Булата Утемуратова

Принятая в России классификация психических расстройств, включает несколько диагнозов, относящихся к РАС – детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера (F-84.0, F-84.01 и F -84.5 по классификации МКБ-10, соответственно)

Важно то, что на протяжении жизни одного человека эти диагнозы могут меняться, а врачи могут путать один с другим. Проблема недостаточно изучена, а обществу о ней и вовсе известно очень мало

Что вы представляете себе, когда слышите «аутизм», кроме Дастина Хоффмана в «Человеке дождя»?

«Расстройство проявляется в том, что тебя может, положим, раздражать слишком яркий свет или громкие звуки. Не уверен, что это можно с первого раза понять правильно. Попытаюсь объяснить. Ты испытываешь не дискомфорт или какие-то другие неприятные чувства, а ужас. Незнакомая компания – паническая атака, нет понятной, прогнозируемой структуры и темы разговора – паническая атака. Помогают, хотя, возможно, это прозвучит смешно, повторяющиеся действия, это успокаивает нервы, а иногда алкоголь».

Статистика есть только по детям: по данным ПМПК (Психолого-медико-педагогические комиссия) на 2018 количество детей с аутизмом в Казахстане составляет 3820. Однако по экспертной оценке профессора Эрика Фомбонна (Университета Орегон, США), который изучал вопросы распространенности расстройства в Казахстане – у нас 59 тысяч детей с РАС. К сожалению, точное количество людей, которые рождаются, живут и пытаются преодолеть подчас непреодолимые барьеры во взаимодействии с социальной средой в Казахстане, назвать невозможно.

Аутизм – зонтичный диагноз, объединяющий много разных состояний. Корневое отличие людей с РАС заключается в расстройстве эмпатии (способности человека воспринимать чужие эмоции и реагировать на них), обусловленного генами. Около 70% случаев связаны именно с мутациями в генах. Также причиной возникновения аутистического расстройства может быть поздняя беременность, поздний возраст родителей во время зачатия, болезни матери во время беременности. Современные методы генетического обследования позволяют выявить аутизм только у 25% пациентов.

Как живут люди с расстройством аутистического спектра

Пациенты могут вести полноценную, здоровую и продуктивную жизнь. Благодаря высокому вниманию к деталям и умению сосредотачиваться, они могут добиваться успехов в карьере. Яркий пример — экологическая активистка Грета Тунберг. Среди вымышленных персонажей можно назвать Шона Мерфи из «Хорошего доктора», Сагу Норен из сериала «Мост» или Шелдона Купера из «Теории большого взрыва». При этом создатели последнего сериала утверждают, что у Купера, которого отличают очевидное навязчивое поведение, социальная дисфункция, регрессивные тенденции и неспособность воспринимать сарказм, нет диагноза РАС. Сценаристы отказываются патологизировать персонажей, чтобы их принимали без ярлыков.

Лидия Нецер, мать подростка с расстройством аутистического спектра, считает, что правильное решение — не создавать образ «милого аутизма» с официальным диагнозом . Потому что иначе РАС воспринимается как некая забавная особенность: человек с расстройством аутистического спектра не понимает намеки, привередлив в привычках, запоминает и выдает оригинальные факты, мгновенно решает сложные математические задачи. Это создает нереалистичный стереотип, что люди с РАС — причудливые, но при этом всегда социально успешные. На деле все сложнее, и человек может испытывать серьезные трудности, попадая в конфликтные ситуации с окружающими. «Милые» расстройства обманчивы и могут натолкнуть на ложную мысль, что терпимость — это легко.

Помимо терапии и помощи специалистов, человеку c расстройством аутистического спектра приходится уделять немало внимания самоадвокации — отстаивать свои взгляды, принимать решения, справляться с трудностями и выражать личное мнение в приемлемой форме. Людям с серьезными диагнозами трудно обратиться за помощью, потому что они часто сталкиваются с негативной реакцией

Важно найти то, что приносит радость, увлекает и хорошо получается, опираться на чувство собственной ценности

Маверик Кроуфорд, студент и общественный активист с РАС, предлагает хвалить себя за небольшие достижения, писать «список поддержки» с указанием вещей, которые радуют и мотивируют

Он рекомендует практики для поднятия самооценки и говорит о том, как важно найти единомышленников и помогать другим людям с аналогичным расстройством. Кроуфорд признается, что у него есть проблемы с речью — он часто заикается, что может раздражать собеседников

Кроуфорд призывает людей с РАС стараться сохранять спокойствие и делать глубокий вдох перед началом монолога, говорить уверенно, медленно, кратко и по делу, быть настойчивыми и не сдаваться.

«Хорошо было бы, если бы у нас было достаточно людей с аутизмом, которые были бы настолько адаптированы, что могли бы защищать свои права, — считает Юлия Азарова. — Но в России такая катастрофическая гиподиагностика, что в основном диагнозы получают уже совсем тяжелые пациенты-дети, симптомы которых бросаются в глаза. И отстаивать их права приходится родителям».

Крупные компании организуют программы по трудоустройству людей с расстройством аутистического спектра. Но они требуют постоянных инвестиций. Так, в США из 100 тыс. людей с РАС в возрасте 25 лет только 58% имеют хорошо оплачиваемую стабильную работу. Для сравнения: среди выпускников без диагноза РАС, окончивших старшую школу, этот показатель достигает 99%.

Если человек с аутизмом не пользуется речью, то у него низкий уровень интеллекта

Это не всегда так. Люди с диагнозом “аутизм”, у которых не развита речь, как правило, страдают очень глубокой формой этого заболевания. Если человек не пользуется речью, то вполне вероятно, что он обладает низким уровнем интеллекта, однако однозначно это утверждать нельзя. Советский психолог Лев Выготский еще в 30-х годах 20-го столетия вывел формулу, которая говорила о том, что мышление и речь взаимосвязаны в своем развитии. Однако на данный момент не существует научных обоснований, утверждающих, что при отсутствии речи у ребенка с РАС страдает интеллект. Это означает лишь то, что он мало пользуется речью, однако при этом его мозг продолжает функционировать и это не сильно влияет на уровень его интеллекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector