Автоматизация звука ж в текстах: мнемодорожки рассказов для автоматизации звука ж

Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию

Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука

Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Словосочетания со звуком Ж (речевой материал):

Жаба в луже, желтое жабо, бежевое жабо, тяжелая баржа, на жаровне жаркое, ржание жеребенка, жандарм ждёт, ужалила жалом, жужжание жука, жалко жаворонка, кожаный жакет, южная жара,  жёлтый жёлудь, жалить жалом, ужасная жалоба, жалко ужа, жалко журавля, жук жужжит, ежи на лужайке, жуткий пожар.

Жёсткие жернова, прожжённый жакет, кожаный жакет, ужасно жарко, нежная кожа, бежевый жакет, жулик жульничает, бумажный жук, Женино жабо, жёлтая пижама, жёлтый жук, жалобы жильцов, вожатый бежал, жилище жужелицы, кожа жирафа, у жены жемчуг, урожай желудей, жизнь на ложе, жевать желе, желтый желудь.

Жилетка мужа, завяжи туже, тяжёлая ножовка, жена в пижаме, на лежанке книжонка, можно рожок, жалкий жонглёр, жонглер жонглирует, жирное жаркое, жаворонок возле лужи, жбан не для жарки, урожай на меже, жить и не тужить, наживить живчика,  Женя и Жора, дружные жители,  жизнь животных.

Положу книжонку, вожатый в луже, вожатый в жакете, положил жучка, влажная кожа, ужи живут, подержанные вожжи, в жюри женщины, уважать мужа, желе дрожит, жатва ржи, жуткий жучок, желание жевать,  жужжу и не тужу, жевать жвачку, положу на лежанку, выхожу на бережок.

Ножницы у Жанны, брожу по лужайке, флажок Жени, нужная бумажонка, в каждой бумажечке, вожжи дрожат, бумажечку прижать, пирожок с творожком, убежал от медвежонка, мажут жир, кружить на лыжах, жнёт урожай, вяжу жилет, ужи не жалят, жалко жучка, дюжина джигитов, медвежонок задрожал, ежик жмурился.

На ёжика похожа, ёжик ёжится, оранжевый флажок, лыжник по лыжне, пиджак сложили, ажурное жабо, отважный жук, Жанна ужинает, вижу пожарника, наложить крыжовник, вижу ежонка, наложить макияж, обжёг живот, пирожок с ежевикой, поджёг бумажонку, пирожок ежу, немножечко ежевики.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком .

3. Введение в тему.

-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.

4.Изучение нового материала:

-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.

а)характеристика звука .

-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

-А теперь вместе со мной произнесем звук.

*Какой это звук?Почему?

*Как звучит звук , твердо или мягко?

-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .

-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.

*Что вы слышите шум или голос?

*Звук — звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5.Закрепление нового материала:

а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.

-Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

-Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук.

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т — ЭТАЖ

Ж Б А А — ЖАБА

Ж О К А — КОЖА

Ж И К У — ЖУКИ

Ч Ж ИИ — ЧИЖИ

-Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия, домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:

Жлоб, жвачка,  жду, жмурки, жмурить, жмых, жнейка, жнец, жнея, жница, жрец, жбан, жгут, жгутик, жгучий, ждать, жребий, нежданный, блуждать, утверждать, бриджи, джем, джигит, джемпер, джентльмен, джин, джинсы, джип, джунгли, наждак, дождевик, держатель,  держать, держаться, дважды, южная.

Картёжник, чужбина, рождество, Анжела, манжет, оранжевый, инженер, ржание,  поджог, буржуи, одержимый, лживый, лжец, лженаука,  поджечь, каждый, важный, бумажный, гаражный, граждане, многоэтажный, отважный, массажный, влажный, монтажник, стражник, дождик, кожный, ложный, сложный.

Неотложный, тревожный, ничтожный, пирожное, сапожник, художник, ножны, ножницы, дорожный, осторожный, нужно, дружно, дружба, служба, нужный, лыжник, булыжник, пляжный, тяжба, южный, вьюжный, таёжный, надёжный, молодежный, чертежник, ближний, нижний, подвижный, престижный, книжный.

Между, прежде, одежда, надежда, смежный, мятежный, нежный, вежливый, прибрежный, прилежный, побережье, небрежный, однажды, наваждение, награждение, упражнение, гражданин, вражда,  ложбина, ножной, нужда, Лужники, лыжня, трижды, четырежды, бережный, невежа, денежный, набережная, бережливый, невежда, побеждать, княжна.

Определение позиции звука «Ж» в слове (начало, середина):

Звук «Ж» в словах может стоять в начале и в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ЖУК. В этом слове звук «Ж» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ЖЖЖЖЖук.

  • жаба, лужа, жабо, жадина, лежанка;
  • ежи, жакет, ножик, Жасмин, жокей;
  • ежик, жук, ножовка, сапожок, Жулик, живот;
  • жонглер, жаворонок, пижама, баклажан, желудь, пирожок;
  • жилет, ножик, жилье, ежи, желе, ужин;
  • лыжи, оружие, жемчужина, жених, Жучка, ежевика;

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний:
    • На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
    • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.

Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

Приёмы отработки звука «Ж» с детьми

Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:

  1. Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
  2. Выбор методики работы.
  3. Отработка правильного произношения.
  4. Автоматизация полученных навыков.

Процесс наблюдения

Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка

Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:

  • проглатывание звука «Ж»;
  • замена на «В» — губно-зубной парасигматизм;
  • произношение «Г» — носовой сигматизм;
  • «Д» вместо «Ж» — призубный парасигматизм;
  • замена на «Щ» или «З» — шипящий и свистящий парасигматизм.

Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции — значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.

Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.

Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа — ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ — дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа — мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи — есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит — жужжит, сидит — молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один — много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети — во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя — жираф, Соня — слоник, Шура — гарик и т.д).
  • «Доскажи словечко». Взрослый берет картинку, смотрит на нее, но не показывает изображение детям. Начинает называть то, что на ней изображено. Дети продолжают. (у-ши, мы-ши, са-жа, ка-ша и т. п.). Открытые картинки раскладываются в две стопки, с изображениями соответствующих букв. Это упражнение помогает закрепить дифференциацию звука Ж и буквы Ж наиболее прочно.

Работа по постановке и автоматизации звука Ж может проводиться логопедом как индивидуально, так и в ходе работы с подгруппой. Для организации игровой деятельности с этой целью можно использовать не только специальные логопедические игры, но и обычные лото, другие игры, обычные игрушки.

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Ход занятия

Организационный момент.

Повторить за логопедом

За-за-за – зя-зя-зя

Зу-зу-зу –зю-зю-зю

Зы –зы-зы – зи-зи-зи.

Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши Щеки, словно шар воздушный. Надуть щеки.

А у Пети и у Гали — Худенькими щеки стали. Втянуть щеки.

Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. Нахмурить брови.

Развитие артикуляционной моторики.

Имитация жевания.

«Поцелуй» (5 раз).

«Лопаточка».

«Вкусное варенье».

«Маляры».

Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение «Дровосек»: ноги на ширине плеч,

руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить 3 раза.

Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную,вопросительную и восклицательную интонацию:

Увидали мы ежа.

Увидали мы ежа?

Увидали мы ежа!

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукоподражания):К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале. Характеристика артикуляции звука Ж:

губы вытянуты бубликом, рупором;

кончик языка поднят за верхние зубы, к альвеолам;

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

горлышко дрожит, вибрирует.

Звук Ж — согласный, всегда твёрдый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Связь звука и буквы.

Ребята, а как вы думаете на кого похожа буква Ж….

Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа,

Потому что у нее Шесть жучиных ножек.

В. Кожевников

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки вверх мы поднимаем —

Раз, примерно, целых пять.

А подняв, не забываем Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело То направо, то налево.

Развитие фонематического слуха.

Давайте поиграем в игру: «Внимательные ушки».

— Приготовьте свои ладошки, я буду называть слова, а когда вы услышите в слове звук «ж», хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

Ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок щука, чижик, шажок, железо, зонт, желудь, кошка, кожа, мороженое, пассажир.

Закрепление звука в словах.

Игра: «Поезд»

Работа в парах Ребята давайте разделимся на пары и послушаем внимательно задание.

На столе лежат картинки, дети должны определить, где находится звук «ж», в начале в середине или в конце слова и распределить по вагонам поезда (жук, жираф, морж, медвежата, уж, ежата).

Определение места звука Ж в словах: выбираются капитаны команд, один из капитанов должен отобрать картинки, в названии которых звук Ж находится в начале слов, а другой — в середине.

Закрепление звука в предложениях.

Составьте предложение со своими картинками.

Закрепление звука в тексте.

ребята, рассмотрите картинку и послушайте внимательно рассказ

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Закрепление произнесения звука в слогах

Музыка с видиорядом

Итог занятия.

Логопед: Какой звук повторяли вслед за жуком? Какой это звук? Где находится звук Ж в слове журнал, а где — в слове пожар?

— Чем мы сегодня занимались?

— А в чем были трудности?

Оценка работы детей.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

— Спасибо ребята вы все сегодня хорошо работали.

Домашнее задание.

К занятию 30 (альбом 2, с. 24-25).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 20-21)

Игра «Прибавляй слог».Прибавить слог ЖОК и назвать все слово: фла., сне., дру., утю., сто., пиро., кру.

Звуковой анализ слов жук, жать с выкладыванием схемы.

Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд слов, хлопать на слова со звуком Ж.

Подобрать картинки к слоговым схемам.Картинки: жук, жаба, жакет, жилет, моржи. Педагог выкладывает на магнитной доске слоговую схему. Дети должны подобрать соответствующую картинку.

Составить предложения со словами моржи и жакет. Проанализировать и выложить схему.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом

Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector