Автоматизация звука «с» в слогах и словах

Содержание:

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Не используйте ароматизированный тальк

Стишки

Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:

Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).

Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.

Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации.  Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук. 

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

2. Открываем конверт. Но что это! В нем еще конверт, синего цвета! А в этом конверте. какие-то картинки. Что же они означают? Посмотри-ка,язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет упражнения,символы к которым показывает логопед: «За

бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок отдыхает»).

3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)

Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.

Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук .) Правильно, получилась песенка насоса —с-с-с. Повтори ее еще раз.

4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.)Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное,

нужно слово закончить, а поможет тебе звук . Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук . (Логопед, проговаривая слово без последнего звука,выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь

звук ,сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?

Ребенок. С-с-с.

5. — Достань из большого конверта красный конверт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри.Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).

6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-то половинки. Давай попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а ты мне поможешь.Вот первая половинка: бу.Клади вторую половинку и договаривай слово: сы.Теперь соберем следующую картинку:

о — са.

ли — са

ве — сы коле — со ко — са ча — сы

Логопед выкладывает половинку картинки и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.

7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их рассмотрим (картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко, ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка). Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).

Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.

8. — У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать,нужно произнести волшебные слова:

са — са со — со сы — сы сэ — сэ сэ — сэ

су — су са — са со — со сы — сы су — су

Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.

9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания? Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной.

Кто же это?. (Буратино).

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино.

10. Итог занятия.

Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?

Ребенок. С-с-с.

Автоматизация С в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Суп несут в судке.
  2. Принесли сосну из леса.
  3. Лесоруб спилил сосну.
  4. На самом верху сосны спит сова.
  5. Сашины родители купят в субботу новую посуду.
  6. Люся рисовала красками самолет.
  7. На дереве засох сук.
  8. В сумке лежит судак.
  9. У сома есть усы.
  10. Саша купила весы.
  11. Тетя Соня принесла новые бусы.
  12. У Светы красивая косынка.
  13. У нас снова погас газ. А у вас?
  14. Кто несет поднос?
  15. Люся покупает ананас.
  16. Матрос поднимает парус.
  17. Настя любит ирис.
  18. Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
  19. Костя и Сережа идут в лес.
  20. Стул поставили у стола.
  21. В кустах сидели аисты.
  22. Настя пришла за кулисы в маске собаки.
  23. У нас сегодня будет много гостей.
  24. Степа любит свистеть в свисток.
  25. Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.

Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков

Перед началом занятий стоит размять свой рот. Для этого сядьте с малышом перед зеркалом и выполните базовые упражнения:

  • удержание губ в улыбке с обнажёнными зубами, чтобы они хорошо просматривались;
  • вытягивание губ вперед в виде трубочки и удержание;
  • складывание губ в виде колечка и удержание;
  • чередование вышеизложенных упражнений;
  • чередование язык широкий и язык узкий;
  • поднятие языка вверх и вниз.

После этого можно выполнить 1-2 упражнения, которые выполняли на этапе постановки звука, например, мячик в ворота, язычок-блинчик или чистим зубки.

После того, как удалось размять язык, губы, щёки, можно перейти к упражнениям по автоматизации звука

На данном этапе работу также важно выстроить постепенно: начать со слогов, затем перейти к словам, словосочетаниям и предложениям

Следите за тем, насколько правильно малыш выполняет гимнастику. Указывайте на ошибки, чтобы он знал, что делает неправильно. Показывайте правильные примеры.

 Не стоит ругать ребёнка, если у него что-то не получается 

Советы родителям

Логопед обязательно дает домашние задания и беседует с родителями, объясняя всю важность работы. Ведь главная цель данного этапа – это закрепление правильного звукопроизношения в повседневной речи

Поэтому родителям нужно не только выполнять все рекомендации логопеда, но и следить за детской речью более внимательно. Поправлять, если ребенок неправильно произнес звук.

Родители могут разучивать с ребенком потешки, небольшие стихотворения – детям дошкольного возраста нравятся рифмованные фразы. Обязательно дома делают артикуляционную гимнастику, чтобы закрепить правильный артикуляционный уклад. Родители должны следить за качеством своей речи: произносить все звуки четко и правильно.

На этапе автоматизации работают над правильным звукопроизношением, параллельно проводя коррекцию по другим направлениям. Только совместными стараниями логопеда и родителей у ребенка получится преодолеть дефекты, его речь будет красивой и грамотной.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало цапли, не стало бойца и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, цапля, цыпленок, сумка, цыганка. Лишняя карточка СУМКА, здесь нет звука  ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, цыпленок — много цыплят, кольцо — много колец, боец — много бойцов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии, как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЦЕПЬ, к маленькому — ЦЕПОЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем» научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (один — царь, но два, три, четыре — царЯ, пять — царЕЙ). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности проводится после того, как звук поставлен и ребенок может его произносить изолированно.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Материал для автоматизации свистящих звуков
  3. Автоматизация звука Р
  4. Автоматизация шипящих звуков
  5. Дифференциация звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз

“Иди сюда”

Эта игра для нескольких детей, но ее можно провести и в паре. Перед этим только покажите маленькую инсценировку с участием игрушек.

Подберите игрушки, в названии которых есть звук С, например, собака, кукла Саша, сова, слон. Расскажите, как игрушки играли в эту игру. Например, собака говорит: Кукла Саша, иди сюда! Я нашел тебе расческу!” Кукла Саша говорит: “Слон, иди сюда! Я нашла тебе самокат!” Далее игрушка обращается к ребёнку, а затем ребёнок обращается к разным игрушкам и говорит, что он им нашел. Главное, слово должно содержать С или Сь.

“В магазине”

Соберите предметы и изображения, в которых есть свистящий С или Сь. У нас необычный магазин, получить товар в нем можно только, если правильно выговорить название товара и где он находится. При произношении ребёнок должен продолжительно произнести нужный нам звук. Например:

– Здравствуйте! – Здравствуйте! Что бы вы хотели купить у нас? – Я хочу миску! – Чтобы купить у нас миску, скажите, а где в слове стоит С? – В слове миссссска звук С находится в середине! – Правильно! Вот ваша миска. – Спасибо! До свидания! – До свидания! Приходите к нам еще!

Закрепление С в предложениях и связной речи

Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.

Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.

Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.

На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:

«Днем сонные совы

На соснах сидят.

Когда все уснут –

На охоту летят».

Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.

Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:

  • Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
  • В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
  • В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.

Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.

Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.

Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.

На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.

Автоматизация в словах и фразовой речи

Отработку корректируемой фонемы на этом этапе нужно начинать после того, как в одном виде слогов (например, прямых) ребенок произносит ее правильно. Закрепление С проводят в начальной позиции, например: САМ, СОМ, СУМКА, СЫР и т. д. Логопед просит ученика повторить их за ним; затем он показывает картинку и просит сказать название предмета.

Логопед использует на занятиях другие задания по закреплению правильного произношения звука в этом речевом материале. На уроке можно использовать мяч, чтобы соединить подвижную и дидактическую игры. Взрослый кидает мяч и называет слово на букву С. Детям нужно сделать то же самое.

Кроме работы над координацией движений и закреплением произношения, включаются задания на развитие высших психических функций (ВПФ) – внимания, памяти, мышления. Еще одно задание, совмещающее сразу работу по исправлению звукопроизношения и ВПФ, – перечислить все предметы в комнате/кабинете, в названии которых есть С.

Когда в материал добавляют слова с автоматизируемой фонемой в конце (АНАНАС, НАСОС, НОС) и середине слова (ВКУСНЫЙ, ВЫСОКИЙ, КУСОК), задания усложняют – начинают автоматизацию во фразовой речи. Проговаривают фразы с автоматизируемыми слогами, словами. Примеры фраз: Сонина сумка, вкусный суп, высокая сосна, красные бусы и др.

Можно предложить ребенку закончить фразу. Взрослый предлагает следующую инструкцию: «Я говорю начало фразы – ты заканчиваешь ее словом, в котором есть звук С». Во время выполнения этого упражнения педагог обращает внимания на то, как он согласовывает слова во фразовой речи. Или ученику читают двустишие и ему надо подобрать подходящее слово:

«Брызги света всюду льют!

Это праздничный…(салют)»

Работая с детьми дошкольного возраста, такие задания дополняют подходящими иллюстрациями. Если логопед вводит новое для ребенка слово, то предварительно объясняет его значение. Дети дошкольного возраста любят отгадывать загадки, поэтому подбирают загадку со знакомым словом, затем предлагают ее отгадать:

«Ночью не спит,

Громко кричит,

Круглая голова.

Кто это?..(сова)»

Когда логопед замечает, что ребенок начал уверенно произносить С во фразах, он усложняет речевой материал. Приступают к введению фонемы в предложения, формируют связную речь.

Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах

“Хвосты”

Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.

“Слова в лукошке”

Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.

Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.

“Угадайка”

Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.

Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь

Игра “Хлопки”

Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.

Игра “А что это свистит, угадай”

Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.

Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.

Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.

Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.

Игра-шутка “Путаница”

Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:

  • Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
  • По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
  • Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
  • Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
  • У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).

Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.

Чистоговорки для автоматизации звуков С и Сь

 Даже если ребенок уже взрослый, все же важно использовать чистоговорки при автоматизации звуков. Когда сначала произносятся слоги, настраивается правильная постановка органов речевого аппарата, чтобы затем без проблем произнести нужное слово. . Пример чистоговорок со звуком С:

Пример чистоговорок со звуком С:

  • Ас-ас-ас – Свет в домике погас.
  • Ос-ос-ос – Мы купили насос.
  • Ус-ус-ус – У куклы Маши много бус.
  • Ыс-ыс-ыс – Под столом жирный крыс.
  • Сы-сы-сы – У Кати две косы.
  • Са-са-са – Из-за куста смотрит лиса.
  • Со-со-со – Белка крутит колесо.
  • Су-су-су – Не обижай осу.

Чистоговорки на тренировку звука Сь:

  • Си-си-си – ягодки домой неси.
  • Се-се-се – Дай полетать осе.
  • Ась-ась-ась – Купается в реке карась.
  • Усь-усь-усь – У бабушки красивый гусь.
  • Ось-ось-ось – В море плавает лосось.

Чистоговорки-отвечалки:

  • Из чего покормим киску? Дайка миску, миску, миску!
  • Что же кушает Борис? Это рис, рис, рис!
  • Что не продает кассир? Это сыр, сыр, сыр!
  • Что же выпьем мы сейчас? Квас, квас, квас, квас!

Смешные чистоговорки с ошибками:

  • Са-са-са – на цветке сидит лиса. (Не лиса, а оса).
  • Са-са-са – траву скосила оса. (Траву косит каса).
  • Сы-сы-сы – у воробья видны усы. (Неправильно, спросите у ребёнка, а кто носит усы?)
  • Су-су-су – в поле я сову пасу. (Нет, надо сказать, я лошадку пасу или я коровку пасу).
  • Со-со-со – улыбнулось колесо. (Да нет же, поехало колесо, закрутилось колесо).

Поэтапная отработка

Работать с крохой начинайте со слогов. Используйте сначала прямые (ца-ца-ца или цо-цо-цо). Далее проговаривайте обратные (ац-ац-ац или оц-оц-оц), а после звук «Ц» вставляйте в середину (аца-аца-аца или уцу-уцу-уцу). Произношение в слогах отрабатываем до автоматизма.

После выполняем упражнения со словами. Фонема должна стоять на разных позициях (в начале, середине и конце слова). Например, попросите кроху договорить букву (зая.., пиве.., гоне…). Можно использовать картинки. Показывать малышу и просить назвать, что на них изображено. Этап отрабатывается до безошибочного воспроизведения.

Изучение в словосочетаниях происходит с помощью чистоговорок и скороговорок. Просим малыша повторять за взрослым. Отрабатываем чистое звучание.

Далее переходим к предложениям. Здесь можно использовать стишки, загадки. Обязательно буква «Ц» должна присутствовать на разных позициях в стихах. Также читаем ребенку тексты, рассказы. Просим пересказать услышанное

Особенно уделяем внимание предложениям с присутствием «Ц»

Дифференциация звуков «Ц» от «С» происходит по такому же пути. Начинаем с произношения слов с наличием этих фонем (синица, спица и т.д.). После переходим к предложениям. Читаем и произносим вслух услышанное (синяя птица, целый стакан и т.д.).

Особенности данного этапа логопедической работы

Главные задачи этапа автоматизации – закрепление правильного произношения, воспитание навыка самоконтроля за речью. Это один из самых трудоемких этапов, продолжительность которого трудно предугадать. У одной группы детей возникают затруднения с запоминанием правильного звукового образа, другие не испытывают с этим сложностей. Чтобы облегчить работу, нужно соблюдать определенные рекомендации:

  • подбирают речевой материал для занятий, следуя принципу, – от простого к сложному;
  • на первых занятиях речь должна быть максимально насыщена отрабатываемым звуком без оппозиционных фонем;
  • если вы автоматизируете твердый вариант звука, то речевой материал не должен содержать его мягкого произношения;
  • сначала логопед проговаривает отрабатываемый материал, затем ребенок повторяет, потом произносит все самостоятельно;
  • на занятии используют дидактические игры, наглядные пособия;
  • все упражнения должны быть на одну лексическую тему.

Логопед следит за чистотой произношения звука, усложняет задания только тогда, когда ребенок уверенно произносит отрабатываемую фонему в предлагаемых упражнениях

Перед каждым занятием педагог озвучивает тему, цель, акцентируя внимание малыша на уроке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector