Виды речевых нарушений у детей

Нарушение речи — лечение

Тип лечения зависит от серьезности нарушения речи и его причины.

Методы лечения:

  • логопедические упражнения, которые направлены на ознакомление с определенными словами или звуками;
  • физические упражнения, направленные на укрепление мышц, производящих звуки.

Некоторые варианты лечения нарушений речи:

Выбор цели (Target selection)

Выбор цели включает практику проговаривания определенных звуков или слов. Примеры включают в себя сложные слова или звуки, которые вызывают нарушения речи.

Контрастная терапия (Contrast therapy)

Контрастная терапия включает в себя произнесение пар слов, которые содержат один или несколько различных речевых звуков.

Рече-моторная терапия

Рече-моторная терапия направлена на улучшение мышечной силы, контроля моторики и дыхания. Эти упражнения могут помочь людям развить беглость, чтобы речь стала более гладкой и звучала естественно.

Устройства для уха

Устройства для уха — это небольшие электронные приспособления, которые помещаются в ушной канал. Эти устройства могут помочь улучшить беглость речи у людей, которые заикаются. Некоторые ушные устройства воспроизводят измененные версии голоса владельца, чтобы создать впечатление, будто кто-то еще разговаривает с ним. Другие ушные устройства производят шум, который помогает контролировать заикание.

Медикаментозное лечение

Некоторые нарушения речи могут вызывать тревожные расстройства. Стрессовые ситуации могут вызвать беспокойство, что приводит к выраженным симптомам нарушения речи. Препараты от тревоги могут уменьшить симптомы речевых расстройств.

Нарушение звука «л» или «ваканье».

Про нарушение звука «л» в интернете написано очень мало отзывов, видимо его просто не замечают. Хотя я в своей практике с ним встречаюсь очень часто и именно у взрослых людей.

Вот некоторые мнения по этому поводу:

«Ладно, если картавые или шепелявые.. Это просто отвлекает от восприятия информации. Намного хуже дела обстоят со звуком .Если повнимательнее прислушаться ,то это вообще у них — ЭПИДЕМИЯ ! Первый раз резануло слух, когда Андреева сказала «..

водка Курск..» Если на первом канале через одного с дефектами, то на других ТВ (и тем более на радио) вообще полное искажение информации: жилой-живой; влажность-важность; лор-вор; получил-поучил; облучение-обучение; Влад — в ад; куб; случай-сучий; уловки президента …и т.д. и т.п.»

Это мнения людей из интернета – как видите, они довольно разные. Но почти все сходятся в одном – главное, чтобы речь была понятной. Т.е. единичные нарушения звукопроизношения, которые не мешают восприятию речи, принимаются окружающими.

Есть ряд специальностей, в которых к речи работников предъявляются очень жесткие требования, и человеку с «изюминкой» туда сложно попасть: пилоты и диспетчеры авиации, педагоги, дикторы, консультанты, администраторы и т.д. Если деятельность связана с частыми переговорами (лично или по телефону), то работодатели предпочтут взять человека с четкой речью, т.к. он «лицо» их компании. А вы бы пригласили к себе на свадьбу «шепелявого и картавого» тамаду? А няню для ребенка, которая половину звуков не произносит, но зато «женщина душевная»?

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная

моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и

нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной

или роландовой борозды.

Различают два

типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных

отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется

полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц,

переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте

афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия

артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.

Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и

языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых,

дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова

тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе

комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается

быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью

выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические

особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением

фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в

распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со

звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные,

сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств

языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в

понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в

понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах,

что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием

фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения

чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В

процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто

опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при

письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются

все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные

параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и

способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором

варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в

слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала

все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии

звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит

две точки над «д».

Причины нарушения просодики

Основной причиной нарушения просодической стороны речи у детей является дизартрия, то есть нарушение иннервации мышц речевого аппарата. Сигнал из мозга не поступает в определенные зоны артикуляционного аппарата, отсюда – малоподвижный язык, напряженные губные мышцы, нечеткая артикуляция. Также может быть нарушен фонематический слух: ребенок не улавливает темп и ритм. В любом из этих случаев необходимо обратиться к врачу-неврологу для подтверждения диагноза «дизартрия».

У невнятности и нечеткости речи может быть и функциональные причины. В последнее время дети стали меньше разговаривать друг с другом и окружающими. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются только в действии, в бездействии – атрофируются. Помните, в далеком детстве (или в детстве родителей) мы перед началом игры считались: «эники-беники ели варенники…» или «на золотом крыльце сидели…». Считалки подобного рода как нельзя лучше развивают такую составляющую просодики, как ритм, потому что при каждом слове рука считающего ложится на грудь того или иного партнера. Создается определенный ритм, фиксирующийся в головном мозге.

Дети перестали играть в подвижные игры во дворе, перестали считаться. Результат – у многих каша во рту.

Как нормализовать просодику?

Для решения этой проблемы необходим комплексный подход

При диагнозе дизартрия, важно походить на массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, предложенные врачом, на занятия к логопеду, где обязателен логопедический массаж языка, губ, щек. Органы артикуляционного аппарата нужно расшевелить

Также логопед предложит комплекс артикуляционной гимнастики, которую необходимо выполнять ежедневно. Если у ребенка нарушен ритм речи, то хорошо будет записаться на занятия в музыкальную школу, где с помощью музыкальных инструментов и специальных упражнений формируют ритм.

Лучше всего начинать формировать ритм и темп речи с младенчества. С 7-8 месяцев нужно играть с малышом в такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «По кочкам» и т.п. В любых стишках и потешках «прячется» ритм, темп, интонация, выражающая положительные эмоции

Также важно играть с ребенком и делать мимические упражнения. Предлагаю комплекс упражнений, развивающий мимику и подвижность мышц лица

Артикуляционно-мимическая игра «Кривляка»

«Удивляшка» — приподнимаем брови, широко открываем глаза.

«Орешки» — делаем упор кончиком языка поочерёдно, то в правую щёку, то в левую, рот при этом закрыт.

«Бегемотик» — максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем медленно открываем рот. Зубы должны быть видны. Удерживать под счёт до 5.

«Хмурик» — сдвинуть брови к переносице.

«Шарик» — надуть щёки, сдуть щёки.

«Злючка» — слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах опускать только нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

 «Лягушонок-трубач» — максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем вытянуть губы вперёд, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки.

«Глазастик» — широко открыть глаза.

«Зубочистик» — воспроизводить круговые движения языком между губами и зубами сначала в одну сторону, затем в другую.

«Врединка» — сморщить спинку носа.

«Вертлявый хоботок» — губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево -вправо. По кругу. Несколько раз.

«Бублик» —  зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать под счёт до 5.

«Качели» — рот открыть, выполнять попеременные движения языком то к верхним зубам, то к нижним.

«Щурик-жмурик» — зажмурить глаза.

«Кучер» — выдыхать через губы, пока они не начнут вибрировать. Говорим «тпру», как это делает кучер, когда останавливает лошадь.

«Подмигунчик» — подмигивать правым и левым глазом попеременно.

«Иголочка-лопаточка» — широко открыть рот и выполнить упражнение «Иголочка», затем «Лопаточка». Такие переключения повторить 5-6 раз.

«Часики» — двигать языком из одного угла рта в другой в медленном темпе под счёт.

«Кролик» — слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Кривляка» — произвольно гримасничать.

Причины функциональной дислалии

  • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания).
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = увулярный звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребёнка (по подражанию).
  • Выбор неправильной артикуляции.
  • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Диагностика и лечение

Пациентам с серьезными нарушениями речи требуется лечение у соответствующих специалистов. То, какой именно метод терапии будет применен, будет зависеть от причин, спровоцировавших имеющийся дефект.

Так, например, детям, которые страдают задержкой речевого развития, будет необходима консультация у детского психолога. Проблему пациентов с дефектами строения речевого аппарата решит хирургическое вмешательство. Незначительные недостатки речи помогут исправить занятия с логопедом.

Наиболее серьезными считаются речевые нарушения, вызванные неврологическими причинами. В этом случае лечение может быть более длительным, сложным и дорогостоящим.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности

Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет

Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней

В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия — нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Симптомы двоения в глазах

Двойные изображения могут появляться рядом или наслаиваться друг на друга. Двоение может изменяться в зависимости от взгляда или наклона головы, при повороте в сторону. По характеру зрения диплопия бывает двух видов :

Монокулярная. Двоение сохраняется когда закрывается здоровый глаз.

Бинокулярная. При закрывании одного из глаз двоение пропадает.Двоение появляется только когда человек смотрит двумя глазами. При этом изображение двоиться либо по вертикали (вертикальное двоение) , либо по горизонтали (горизонтальное двоение).

Физиологическая. В норме при бинокулярном зрении( зрении двумя глазами) не двоится только тот предмет на котором сфокусирован взгляд. Предмет, который расположен дальше или ближе точки фиксации взгляда может двоится. Мозг обычно подавляет эти двойные изображения и мы их не замечаем. Однако дети могут иногда это замечать и жаловаться на двоение в глазах.

Существует множество причин двоения в глазах, начиная от самых незначительных, заканчивая очень серьезными, угрожающими жизни человека.

Причины двоения в одном глазу (монокулярная диплопия)

Проблемы в роговице глаза

2.Катаракта. В некоторых случаях помутнения в хрусталике может вызывать появление двоения в глазах, особенно заметным при чтении

3.Астигматизм. Может приводить к развитию двоения в глазах.

4.Сухость роговицы. Пересыхание роговицы иногда приводит к развитию двоения в глазах. Лечение направлено на применение увлажняющих капель.

5.Вывих хрусталика. Вывих хрусталика со своего места приводит к зрительным искажениям и двоению в глазах. Необходимо хирургическое лечение.

Причины двоения в обоих глазах (бинокулярная диплопия)

1. Косоглазие сопровождается симптомом двоения изображения, потому что зрительные оси не фокусируются на рассматриваемом предмете, т.е. глаза смотрят в разных направлениях.

2.     Заболевание щитовидной железы. Патология щитовидной железы приводит к ослаблению внешних двигательных мышц глаза.

3.Гипертоническая болезнь и другие сосудистые проблемы. Двоение в глазах и головокружение нередкий симптом при нарушениях мозгового кровообращения (инсультах).

Сахарный диабет

5.Миастения — это аутоиммунное нервно-мышечное заболевание, при котором мышцы, в том числе и глазные, становятся слабыми и истощенными.

6.Рассеянный склероз — заболевание центральной нервной системы (ЦНС), при котором клетки головного и спинного мозга подвергается нападению собственной иммунной системы человека. Вот почему Рассеянный склероз известен как аутоиммунное заболевание.

7.Аневризма — возникает, когда часть кровеносного сосуда (артерии) расслаивается. В том случае, если аневризма расположена в головном мозге, двоение в глазах может стать одним из симптомов этой болезни.

8.Травмы — ушибы головы (чмт) могут иногда привести к повреждению мышц в орбите (глазнице), или повреждению нервов, которые контролируют движения глаз. Поэтому нередко двоение в глазах возникает после травмы головы.

Временное двоение в глазах может быть вызвано:

●Сильным сотрясением мозга

●Приемом некоторых лекарственных препаратов (антиэпилептических, противосудорожных)

●зрительной усталостью или переутомлением

Причины дефектов речи

Любое нарушение способностей у человека имеет свою причину. Можно выделить несколько причин возникновения речевых дефектов в зависимости от возраста человека.

У взрослых: У детей:
  • сильный стресс;
  • повреждение речевого аппарата;
  • физическая или психологическая травма;
  • контузия;
  • хирургическое вмешательство;
  • инфекционное заболевание;
  • глухота.
  • стресс или сильный испуг;
  • травма;
  • расстройство неврологического характера;
  • ДЦП или нарушение работы ЦНС;
  • инфекционное заболевание;
  • повреждение или неправильное формирование речевого аппарата;
  • глухота;
  • наследственность.

Условно их можно разделить на

  • физиологические (повреждение частей артикуляционного аппарата: языка, зубов, связок, гортани и т.д.) и
  • неврологические (повреждение части мозга, отвечающего за речь, расстройство нервной системы).

Кого выбрать: логопеда, дефектолога или учителя риторики?

Вообще под дефектологией подразумевается работа с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Второе название дефектолога — коррекционный педагог. Его цель: компенсация утраченных функций (слуха, зрения и т. п.) и коррекция имеющихся недостатков (нарушения речи, умственного развития и т. п.). Поэтому взрослыми и в целом здоровыми людьми дефектологи не занимаются.

Учителя риторики, или ораторского искусства, преподают уже не просто произношение слов, а ставят речь, учат правилам ведения беседы, умению общаться. Равно как и курсы актерского и театрального мастерства предназначены для совершенствования речи и поведения человека, но не для коррекции отдельных речевых расстройств.

Таким образом, взрослым людям с различными дефектами произношения следует, прежде всего, отправиться к логопеду. Именно врачи этой специальности занимаются расстройствами речи. В случаях, когда речь идет об анатомических особенностях, серьезно ухудшающих речь, следует проконсультироваться о возможности проведения хирургической операции. Если же причиной нарушений речи являются неврологические проблемы, то необходимо посетить невролога.

Для пациентов после инсульта, травм обычно разрабатываются целые реабилитационные программы, в которые входит и работа с логопедом по восстановлению или коррекции речи.

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия — заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера. Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития — до двух-трех лет. Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода, конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери. В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание — процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени). Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее. Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

В сериале

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Семантическая

афазия возникает при поражении зоны перекрытия трех долей коры головного мозга

— теменной, затылочной и височной. В основе нарушения речи по типу

амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова,

обеднение ближних и далеких связей слова.

Семантическая

афазия сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией,

апраксией позы пальцев. У больных с семантической афазией сохраняется понимание

элементарных фраз, передающих «коммуникацию событий», например: «Дети идут в

лес. Они будут собирать грибы. К вечеру, они должны вернуться домой». Такие

фразы могут состоять из 7-11 элементов и быть свободно поняты больными с этой

формой афазии.

Больные хорошо

понимают значение отдельных предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или

ложку справа вилки, но не могут расположить три предмета. Больные не могут

ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа «Коля выше Миши и ниже

Васи».

Трудности

возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических

словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа «брат отца» — «отец

брата» и т.д.

Больные

затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих

причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и

причастные обороты. Не понимают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова,

не обнаруживается в них переносный смысл.

Экспрессивная

речь, артикуляторно сохранна, не отмечается литературных парафазий, отсутствует

выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных

лексических комплексов, отчего лексика становится семантически бедной. Бедность

лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных

оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок Смысловая

интонация в речи отсутствует.

Письменная

речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало

сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Сокращается употребление

прилагательных. Нередко наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные

путают направление действий при решении многозначных арифметических

примеров, они испытывают определенные

арифметические трудности при действии с переходом через десяток, с трудом

записывают со слуха многозначные числа.

ОНР

Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.

Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:

  • нарушение произношения;
  • затрудненность в различении звуков;
  • скудный словарный запас;
  • трудности со словообразованием и изменением слов;
  • несвязная речь;
  • малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
  • неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
  • невозможность оформления своих мыслей.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка

Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector