Дисграфия

Профилактика дисграфии у ребенка

Своевременное развитие зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики служит профилактикой расстройства «дислексия»

Родителям не нужно торопить ребенка считать и писать, нужно с осторожностью относиться раннему обучению, все нагрузки нужно давать дозированно и в виде игр. Подойдут такие игры как «Угадай, что за предмет» — ребенку показывают только границы изображений, по которым он должен определить предмет; «Поиск лишнего» — ребенку нужно определить ненужный объект

Для взрослых профилактикой будет служить корректировка почерка, чтение художественной литератур, развитие визуальных образов.

Если диагностирована дислексия и дисграфия у взрослого или ребенка, лечение просто необходимо. Для преодоления трудностей, которые несет в себе эти нарушения, лечение должно проводиться только опытным специалистом.

В Центре педагогической диагностики и коррекции дисграфии «Итэль» вашей проблемой займутся профессиональные врачи и логопеды. Для устранения проблем применяются передовые методики и развивающие программы. Индивидуальные, целенаправленные и методически грамотно выстроенные занятия по коррекции в Центре «Итэль» способствуют постепенному и уверенному редуцированию дисграфии у детей.

Часто у детей встречаются одновременно и дисграфия, и дислексия, лечение которых взаимосвязано, причина этих проблем обычно одна и та же. В Центре «Итэль» Вам и Вашему ребенку на помощь придут опытные и квалифицированные логопеды. Дисграфия, пусть и не очень быстро, но излечима, а своевременно принятые меры по коррекции отклонения позволят чаду легко нагнать сверстников.

Цены на лечение дисграфии у детей и взрослых – уточняйте по телефонам в Москве 8 (985) 688-70-85, 688-70-86.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе

Обратите внимание на книги Е. В

Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию», откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Лечение дисграфии у взрослых

Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения

Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений

Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.

Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:

  • восполнение дефектов в произношении звуков;
  • расширение запаса используемых в речи слов;
  • правильное формирование грамматических знаний и навыков;
  • развитие связной устной речи;
  • повышение аналитических способностей;
  • формирование умений восприятия информации на слух;
  • улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.

Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.

Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:

  • успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
  • физиотерапия;
  • курсы массажа;
  • водное лечение;
  • лечебная физкультура.

Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» — «м», вместо «ж» — «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

  • неврологическими нарушениями;
  • пониженной работоспособностью;
  • гиперактивностью;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • уменьшением объема памяти.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

Лучшие врачи по лечению дисграфии

10

Мануальный терапевт
Невролог
Рефлексотерапевт
Врач высшей категории

Шнигирист Александр Ильич

Стаж 29
лет

Кандидат медицинских наук

Евромедклиник

г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 32а

Щелковская
900 м

Первомайская
980 м

8 (495) 185-01-01

10

Невролог
Вертебролог
Врач высшей категории
Профессор

Полевая Елена Валерьевна

Стаж 26
лет

Кандидат медицинских наук

HBP clinic

г. Москва, ул. Зоологическая, д. 12, корп. 2

Баррикадная
890 м

Краснопресненская
970 м

Маяковская
1.3 км

8 (495) 185-01-01

8.4

Невролог
Рефлексотерапевт
Врач первой категории

Носова Марина Юрьевна

Стаж 16
лет

Евромедклиник 24 Жулебино

г. Москва, Люберцы, м-н Городок Б, ул. 3-е Почтовое Отделение, д. 102

Жулебино
830 м

Котельники
950 м

8 (499) 969-25-84

8.7

Невролог
Вертебролог

Смирнова Наталья Валерьевна

Стаж 8
лет

Многопрофильный центр эндохирургии и литотрипсии (ЦЭЛТ)

г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 62

Перово
1.5 км

8 (499) 519-36-02

9.1

Невролог
Рефлексотерапевт
Вертебролог
Реабилитолог
Вегетолог
Врач первой категории

Кубышта Светлана Михайловна

Стаж 17
лет

Ист клиник в Беляево

г. Москва, Профсоюзная, д. 104

Беляево
110 м

Коньково
890 м

Калужская
1.8 км

8 (499) 969-29-33

8.5

Невролог
Вертебролог

Казакова Земфира Данияловна

Стаж 7
лет

HBP clinic

г. Москва, ул. Зоологическая, д. 12, корп. 2

Баррикадная
890 м

Краснопресненская
970 м

Маяковская
1.3 км

8 (495) 185-01-01

9

Врач функциональной диагностики
Невролог
Нейрофизиолог

Хорошун Анна Александровна

Стаж 11
лет

Кандидат медицинских наук

Медцентр Столица на Арбате

г. Москва, Большой Власьевский пер., д. 9

Смоленская
760 м

Кропоткинская
1 км

Смоленская
1.3 км

Медицинский центр Столица на Ленинском, 90

г. Москва, Ленинский пр-т, д. 90

Проспект Вернадского
1.5 км

8 (499) 519-39-10

8 (495) 185-01-01

8

Невролог
Сомнолог
Врач высшей категории

Богданова Олеся Валентиновна

Стаж 15
лет

Евромедклиник 24 Жулебино

г. Москва, Люберцы, м-н Городок Б, ул. 3-е Почтовое Отделение, д. 102

Жулебино
830 м

Котельники
950 м

8 (499) 969-25-84

9.6

Невролог

Гадаборшева Тамара Магомедовна

Стаж 43
года

Медцентр Медквадрат на Каширском ш.

г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1

Каширская
2.8 км

Каширская
3 км

8 (499) 519-35-25

10

Кардиолог
Невролог
Пульмонолог
Ревматолог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач высшей категории

Сафиуллина Аделия Юрьевна

Стаж 31
год

Кандидат медицинских наук

Клиника Доктор АС на Рубцовской набережной

г. Москва, Рубцовская наб., д. 2, корп. 3

Бауманская
1.2 км

8 (499) 519-39-95

Заболевания на «Д»:

  • Двурогая матка
  • ДЦП (детский церебральный паралич)
  • Дальнозоркость
  • Диабетическая нейропатия
  • Дуоденит
  • Дорзалгия
  • Долихосигма
  • Дифтерия
  • Диссоциативное расстройство личности
  • Дисплазия суставов
  • Дисбактериоз кишечника у детей
  • Диатез
  • Дисплазия тазобедренных суставов
  • Дисплазия шейки матки
  • Дислексия
  • Дизентерия
  • Дивертикулез толстой кишки
  • Дистрофия сетчатки
  • Дисфункция яичников
  • Дерматофития
  • Дерматит
  • Дисциркуляторная энцефалопатия
  • Дисфункциональное маточное кровотечение
  • Деменция
  • Дакриоцистит
  • Дисграфия
  • Дыхательная недостаточность
  • Дерматит пеленочный
  • Дерматит аллергический
  • Дерматит контактный
  • Дизартрия
  • Депрессия
  • Дальтонизм
  • Диабетическая ретинопатия
  • Дерматит атопический
  • Диабетическая стопа
  • Диарея
  • Дерматит периоральный
  • ДВС-синдром
  • Дисбактериоз кишечника у взрослых

Лечение дисграфии

Коррекция дисграфии у младших школьников комплексная. В лечении участвует логопед, который разрабатывает индивидуальный план занятий с ребенком, исходя из имеющихся у него проблем и психолог, который помогает малышу освоиться в школе и преодолеть связанные с болезнью сложности в общении со сверстниками.

Наиболее эффективными способами коррекции дисграфии являются:

проведение специальных занятий с логопедом, которые направлены на улучшение речи;
коррекция неправильного произношения звуков;
занятия, улучшающие мышление, внимание и память ребенка;
повышение словарного запаса;
специальные упражнения для
исправления дисграфии;
развитие умственно-аналитической деятельности;
формирование правильной грамматики;
письменные упражнения, при помощи которых ребенок закрепляет полученные на занятиях навыки.

Помимо этого, для устранения дисграфии у детей может быть назначено реабилитационное (массаж, гидротерапия, физиотерапия) и терапевтическое лечение. Коррекция оптической дисграфии заключается в выполнении различных упражнений, которые были разработаны специалистами специально для решения подобных проблем.

Для улучшения восприятия ребенком цвета проводятся специальные занятия, во время которых он называет цвета на показываемых картинках, учится формировать их в группы по оттенкам или цветовому фону. Кроме этого специалист дает малышу задание закрасить различные картинки в конкретные цвета.

Лечение дисграфии

Преодоление дисграфии также заключается в выполнении специальных упражнений по распознаванию букв. Например, ребенку в игровой форме предлагается найти определенную букву, определить в каком слове допущена ошибка и так далее.

Для развития памяти ребенку предлагаются такие упражнения, как запоминание предметов либо картинок, их расположения и цвета. Для развития пространственной ориентации ребенку необходимо научиться ориентироваться в собственном теле (например, различать левую и правую сторону), на листе бумаги и в окружающем мире.

Огромную роль в успешном лечении заболевания играют родители ребенка. Именно они должны своевременно обнаружить у малыша задержку в развитии речи и обратиться к специалисту. Чем раньше будет сделан этот шаг, тем благоприятнее прогноз.

Лучше всего решить все проблемы до школы, иначе ребенку будет сложно учиться на равных со своими сверстниками, что может привести к возникновению целого ряда психологических проблем. Логопед разработает для малыша индивидуальную программу, по которой заниматься можно будет не только у него на сеансах, но и дома.

Если родители решают начинать бороться с проблемой, когда ребенку уже исполнилось 9-10 лет, то скорректировать письменную речь будет гораздо сложнее. Необходимо, чтобы ребенок осознавал свою проблему и хотел от нее избавиться. Не стоит давить на ребенка психологически.

Довольно часто ошибки при письме являются следствием того, что ребенок боится ошибиться или считает, что неспособен писать правильно и без ошибок. Избавить его от этого ложного ощущения могут только родители и грамотный психолог.

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Нейропсихологический подход

Представителями нейропсихологического подхода являются О.А Величенкова, Т.В Ахутина, Ю.В Микадзе тд.

В этом подходе исследователи выделяют 3 типа дисграфий:

  • регуляторную,
  • акустико-кинестетическую (фонематическую),
  • зрительно-пространственную (холистическую) дисграфии.

Регуляторная дисграфия

В нейропсихологических исследованиях большое внимание уделяется трудностям обучения, связанными с функциональной слабостью лобных отделов III блока мозга, в состав которого входят а) серийная организация движений и речи; б) программирование, регуляция и контроль деятельности. Недостаточная сформированность серийной организации движений и регуляции отражается на письме в трудностях плавного, автоматизированного исполнения двигательной серии, а так же трудностях удержания программы, слабой ориентировке в задании, импульсивности и инертности при переключении с одного компонента на другой.  Как следствие, у школьников возникают специфические ошибки особого характера.

Специфические ошибки

  • Инертное повторение (персеверация) предшествующих элементов букв, слогов и слов (ледоход-ледоходох, магазин – магазим, за машиной – за зашиной);
  • Антиципация (предвосхищение) последующих букв или слогов, также ошибки с упрощением двигательной программы — пропуски букв и слогов (на ветках — ва ветках, ребята – рябята, на деревьях – на девевьях, под крышей – дод крышей);
  • Контаминация (слипание) двух слов (на ели лежит – на елижит, всё ещё – всёщё);
  • Ошибки языкового анализа (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, реже – пропуск точек в его конце, слитное написание слов с предлогами («гуси вышли изадвора»), слитное написание нескольких слов (в доме – вдоме, наступила – на ступила). Ошибки обозначения границ слова являются наглядным проявлением снижения ориентировочной деятельности; вставки букв (в слове присутствует лишняя буква: длинна, будующее, тигар, ноябарь).

Акустико-кинестетическая дисграфия

II блок в нейропсихологических исследованиях относят к хранению, переработке слухоречевой, кинестетической, зрительной и полимодальной информации.

Акустико-кинестетическая дисграфия возникает при слабости левополушарных функций II блока мозга и характеризуется отставанием переработки слуховой и кинестетической информации. Для этого вида дисграфий характерны ошибки, связанные с трудностями выбор близких фонологических единиц.

Специфические ошибки

  • Ошибки слухового выбора: смешение парных глухих-звонких согласных, мягких и твердых, близких по звучанию и произношению звуков: собака — сопака, три — дри, едут — етут, больших  — больжих, пароход — бароход , долго — долко, шумно — жумно; на зорьке – на сорке;
  • Выпадение слогов, букв: дыню — дыю, страна — стана;
  • Смешение звуков, (сонорных, аффрикат и их компонентов: т-п, б-д, т-н, ч-ц, ч-ш, ч-т, ц-с, ц-т): зайца — зайча, ветер – ветел, теплая – цепляя, часто – цасто, щуки – чуки, чертит – черчит, цветы – светы;
  • Смешение звуков, близких по произношению (смешение свистящих-шипящих согласных): (ж – з, т– п, т – к, т – н, д – б, но не г-к): протяжный – протязный, тополь — кополь, полоса – толоса;
  • Смешение букв, близких по написанию (иу, шш, ж – х, Р – Г, и – щ, л – м, Ч — У). Лиса – луса, жарко – харко.

Зрительно-пространственная (холистическая) дисграфия

Зрительно-пространственная (холистическая) дисграфия возникает при слабости правополушарных функций II блока мозга и характеризуется отставанием в развитии переработки зрительно-просранственной, зрительной и слуховой информации. При нарушении холистической стратегии появляются трудности удержания целостности текста и контекста: фрагментарность, уход от основной идеи при построении и понимании текста в письме.

Специфические ошибки

К ошибкам, связанными с гностическими нарушениями переработки информации относят:

  • Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа), трудности удержания строки, выход за поля;
  • Раздельное написание букв внутри слова, постоянные колебания наклона, ширины и высоты букв;
  • Устойчивая зеркальность при написании букв и цифр (З – Е, Э – С, д – б, замена букв д-б, д-в, У – Ч);
  • Трудности актуализации графического/двигательного образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв: к-н, г-р, п – т, ж – х; смешения рукописных букв у-ч, и-у, д-б, д-в, л-м;
  • Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение), орфографические ошибки;
  • Фонетическое письмо (ручьи-ручйи, шоссе- шесе).

Как выявить дисграфию на ранней стадии

При подозрениях на дисграфию разбираться надо, начиная с определения её разновидности. Чтобы понять, как помочь вашему ребёнку, нужно понять проблему.

Чтобы диагностировать предрасположенность к дисграфии на ранней стадии, следует обращать внимание на потенциальные симптомы ещё в дошкольном возрасте, а в случае подозрительных признаков проводить тесты. Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться

Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию. Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой. Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда

Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться. Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию

Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой

Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда.

Конечно, ситуации бывают разные, не все дети умеют и любят рисовать, и это совершенно не обязательно должно приводить к патологиям на письме. Например, один из победителей «Тотального диктанта» вспоминал, что с детства его ужасала любая необходимость изобразить на бумаге какой бы то ни было предмет похожим на его реальный прототип, а уроки рисования он ненавидел. На письме такая нелюбовь к изобразительному искусству аукнулась для него плохим почерком, но никак не помешала иметь «пятёрку» по русскому языку. Так что ситуации индивидуальны. В целом потребность рисовать — это нормально для растущего организма, и такие отклонения могут стать первым звоночком.

Что касается акустической дисграфии, здесь нужно понять, нет ли у ребёнка слуховых аномалий, насколько у него развита способность к фонематическому анализу разговорной речи, умение делить речь на отдельные составляющие, формировать из частей целое. Существуют комплексы тестов и заданий, помогающих проверять различные умения, например:

умение разделять предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы;
умение различать в слове отдельные звуки;
работу связи между зрительными образами и словами: ребёнку дают картинки с простыми изображениями, а он выбирает те из них, где изображены предметы, начинающиеся на заданную букву (если есть путаница с конкретными звуками, важно уделить отдельное внимание именно им).

Но не забываем про возрастные особенности и общую динамику развития ребенка. Например, при изучении алфавита многие дети поначалу путают написание и порядок букв. Незачем бить тревогу и бежать к врачам, как только вы увидели зеркально «я» или «р». А вот если спустя длительное время ваш ребёнок продолжает писать своё имя как «ТАНR» — это уже повод задуматься, особенно при наличии других симптомов.

Для полноценной коррекции дисграфии нужны профессиональные навыки и глубокие знания логопедии. Специалисты центра «Эмбер» обладают большим и успешным опытом работы в данной сфере. Перед началом занятий с логопедом мы рекомендуем пройти консилиум специалистов, так как дисграфия с большой долей вероятности может сопровождаться другими отклонениями. В таких случаях комплексная диагностика поможет направить вектор коррекции в нужную сторону.

Причины дисграфии

Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector